См. Документы Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации
МИНИСТЕРСТВО ТРУДА И СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПРИКАЗ
от 18 ноября 2013 г. N 682н
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНДАРТА
"ПСИХОЛОГ В СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЕ"
В соответствии с пунктом 22 Правил разработки, утверждения и применения профессиональных стандартов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22 января 2013 г. N 23 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 4, ст. 293), приказываю:
1. Утвердить прилагаемый профессиональный стандарт "Психолог в социальной сфере".
2. Установить, что профессиональный стандарт "Психолог в социальной сфере", утвержденный настоящим приказом, применяется работодателями при формировании кадровой политики и в управлении персоналом, при организации обучения и аттестации работников, заключении трудовых договоров, разработке должностных инструкций и установлении систем оплаты труда с 1 января 2015 года.
Министр
М.А.ТОПИЛИН
Утвержден
приказом Министерства труда
и социальной защиты
Российской Федерации
от 18 ноября 2013 г. N 682н
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ
ПСИХОЛОГ В СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЕ
┌────────────────┐ │ 12 │ └────────────────┘ Регистрационный номер
I. Общие сведения
┌─────────┐ Предоставление психологических услуг в социальной сфере │ 03.008 │ ______________________________________________________________ └─────────┘ (наименование вида профессиональной деятельности) Код
Основная цель вида профессиональной деятельности
┌─────────────────────────────────────────────────────────────────────────┐ │Профилактика и психологическая коррекция негативных социальных проявлений│ │в поведении социальных групп и отдельных лиц (асоциальное и конфликтное│ │поведение, социальное сиротство и другое), психологическая помощь│ │представителям социально уязвимых слоев населения (мигранты, беженцы)│ │и лицам, находящимся в трудной жизненной ситуации (в том числе│ │дезадаптированным лицам и девиантам; лицам, имеющим разные│ │виды зависимости, совершившим суицидальные попытки; больным, одиноким и│ │престарелым, сиротам, лицам с ограниченными возможностями здоровья;│ │лицам, получившим посттравматические стрессовые расстройства, находящимся│ │под следствием или в учреждениях пенитенциарной системы) │ └─────────────────────────────────────────────────────────────────────────┘
Группа занятий:
2446
|
Специалисты в сфере социальных проблем
|
||
(код ОКЗ <1>)
|
(наименование)
|
(код ОКЗ)
|
(наименование)
|
--------------------------------
<1> Общероссийский классификатор занятий.
Отнесение к видам экономической деятельности:
85.3
|
Предоставление социальных услуг
|
(код ОКВЭД <1>)
|
(наименование вида экономической деятельности)
|
--------------------------------
<1> Общероссийский классификатор видов экономической деятельности.
II. Описание трудовых функций, входящих
в профессиональный стандарт (функциональная карта вида
профессиональной деятельности)
Обобщенные трудовые функции
|
Трудовые функции
|
||||
код
|
наименование
|
уровень квалификации
|
наименование
|
код
|
уровень (подуровень) квалификации
|
A
|
Организация и предоставление психологических услуг лицам разных возрастов и социальных групп
|
7
|
Подготовка межведомственных команд по оказанию психологической помощи социальным группам и отдельным лицам (клиентам)
|
A/01.7
|
7
|
Организация мониторинга психологической безопасности и комфортности среды проживания населения
|
A/02.7
|
||||
Оказание психологической помощи социальным группам и отдельным лицам (клиентам), попавшим в трудную жизненную ситуацию
|
A/03.7
|
||||
Организация психологического сопровождения и психологической помощи социально уязвимым слоям населения (клиентам)
|
A/04.7
|
||||
Оказание психологической помощи работникам органов и организаций социальной сферы (клиентам)
|
A/05.7
|
||||
Психологическое сопровождение процессов, связанных с образованием и деятельностью замещающих семей (клиентов)
|
A/06.7
|
||||
Организация работы по созданию системы психологического просвещения населения, работников органов и организаций социальной сферы
|
A/07.7
|
||||
Разработка и реализация программ повышения психологической защищенности и предупреждения психологического неблагополучия населения
|
A/08.7
|
III. Характеристика обобщенных трудовых функций
3.1. Обобщенная трудовая функция
Наименование
|
Организация и предоставление психологических услуг лицам разных возрастов и социальных групп
|
Код
|
A
|
Уровень квалификации
|
7
|
Происхождение обобщенной трудовой функции
|
Оригинал
|
X
|
Заимствовано из оригинала
|
||
Код оригинала
|
Регистрационный номер профессионального стандарта
|
Возможные наименования должностей
|
Психолог в социальной сфере
Психолог
|
Требования к образованию и обучению
|
Высшее образование по профилю профессиональной деятельности
Рекомендуется обучение по программам повышения квалификации
|
Требования к опыту практической работы
|
Не менее двух лет практической или волонтерской работы, приближенной к данному виду деятельности
|
Особые условия допуска к работе
|
К работе не допускаются лица, имеющие или имевшие судимость за преступления, состав и виды которых установлены законодательством Российской Федерации
|
Дополнительные характеристики
Наименование документа
|
Код
|
Наименование базовой группы, должности (профессии) или специальности
|
ОКЗ
|
2446
|
Специалисты в сфере социальных проблем
|
ЕКС <1>
|
-
|
Психолог
|
ОКСО <2>
|
030300
|
Психология
|
040100
|
Социальная работа
|
--------------------------------
<1> Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих.
<2> Общероссийский классификатор специальностей по образованию.
3.1.1. Трудовая функция
Наименование
|
Подготовка межведомственных команд по оказанию психологической помощи социальным группам и отдельным лицам (клиентам)
|
Код
|
A/01.7
|
Уровень (подуровень) квалификации
|
A
|
Происхождение трудовой функции
|
Оригинал
|
X
|
Заимствовано из оригинала
|
||
Код оригинала
|
Регистрационный номер профессионального стандарта
|
Трудовые действия
|
Выявление проблем межведомственного характера в социальной сфере, подготовка предложений по формированию команды специалистов разного профиля для оказания комплексной психологической помощи клиентам
|
Разработка совместно со специалистами другого профиля программ межведомственного взаимодействия
|
|
Обучение специалистов межведомственной команды
|
|
Психологическая подготовка специалистов межведомственной команды
|
|
Психологическая оценка эффективности деятельности специалистов межведомственной команды
|
|
Консультирование специалистов межведомственной команды по вопросам оказания психологической помощи клиентам
|
|
Учет результатов работы
|
|
Необходимые умения
|
Подбирать эффективные формы и методы психологической подготовки специалистов межведомственной команды в соответствии с поставленными задачами
|
Осуществлять психологическую подготовку специалистов межведомственной команды с учетом их уровня квалификации
|
|
Разрабатывать программы подготовки специалистов межведомственных команд по оказанию психологической помощи организациям
|
|
Консультировать отдельных специалистов по работе в межведомственной команде
|
|
Вести документацию и служебную переписку
|
|
Использовать современные технологии работы с информацией, базами данных и иными информационными системами для решения вопросов организации и работы межведомственных команд, оказывающих психологическую помощь в социальной сфере
|
|
Необходимые знания
|
Социальная психология, психология малых групп
|
Методология командной работы
|
|
Психология управления, организационная психология
|
|
Регламенты межведомственного взаимодействия и правила обмена профессиональной информацией между специалистами разных ведомств
|
|
Технологии работы в команде, организации деятельности специалистов разных ведомств
|
|
Методы активизации социальных, психологических и других ресурсов для подготовки межведомственных команд
|
|
Техники эффективной коммуникации со специалистами
|
|
Конфликтология (виды конфликтов, способы разрешения и т.д.)
|
|
Технология разрешения конфликтов
|
|
Другие характеристики
|
Соблюдать требования профессиональной этики
|
3.1.2. Трудовая функция
Наименование
|
Организация мониторинга психологической безопасности и комфортности среды проживания населения
|
Код
|
A/02.7
|
Уровень (подуровень) квалификации
|
7
|
Происхождение трудовой функции
|
Оригинал
|
X
|
Заимствовано из оригинала
|
||
Код оригинала
|
Регистрационный номер профессионального стандарта
|
Трудовые действия
|
Разработка программ мониторинга психологической безопасности и комфортности среды проживания населения
|
Определение психологических критериев соответствия среды проживания населения потребностям и возможностям людей
|
|
Мониторинг психологической безопасности и комфортности среды проживания населения и анализ полученных данных
|
|
Выделение и оценка психологических рисков, факторов социальной и психологической напряженности
|
|
Обобщение полученных данных и разработка на их основе психологических рекомендаций по минимизации негативных явлений
|
|
Подготовка сообщений и публикаций для средств массовой информации (далее - СМИ) по результатам мониторинга
|
|
Оценка эффективности работы, проведенной по результатам мониторинга психологической безопасности и комфортности среды проживания населения
|
|
Учет проведенных работ
|
|
Необходимые умения
|
Оценивать риски и факторы социальной и психологической напряженности
|
Организовывать работу группы специалистов по оказанию психологической помощи населению, нуждающемуся в ней по результатам мониторинга психологической безопасности и комфортности среды проживания населения, с целью снижения социальной и психологической напряженности
|
|
Разрабатывать материалы по результатам мониторинга психологической безопасности и комфортности среды проживания населения и представлять их в интернет-форумах и СМИ
|
|
Аргументировать свою позицию
|
|
Проводить профилактическую работу по снижению социальной и психологической напряженности с учетом данных мониторинга психологической безопасности и комфортности среды проживания населения
|
|
Проводить индивидуальное и групповое консультирование по проблемам снижения напряженности, обнаруженной при анализе результатов мониторинга психологической безопасности и комфортности среды проживания населения
|
|
Вести документацию и служебную переписку
|
|
Владеть технологиями работы с информационными сетями, основным программным обеспечением, необходимым для проведения мониторинга психологической безопасности и комфортности среды проживания населения
|
|
Необходимые знания
|
Социальная психология, психология малых групп
|
Психология кризисных состояний
|
|
Психология экстремальных ситуаций, психология горя, потери, утраты
|
|
Национальные, этнокультурные и конфессиональные особенности и народные традиции населения
|
|
Психология семьи, консультирования семьи, кризисов семьи
|
|
Проблемы социализации, социальной адаптации, характеристики социальной среды
|
|
Современные направления молодежных движений
|
|
Основы безопасности жизнедеятельности человека и окружающей среды
|
|
Документоведение
|
|
Другие характеристики
|
-
|
3.1.3. Трудовая функция
Наименование
|
Оказание психологической помощи социальным группам и отдельным лицам (клиентам), попавшим в трудную жизненную ситуацию
|
Код
|
A/03.7
|
Уровень (подуровень) квалификации
|
7
|
Происхождение трудовой функции
|
Оригинал
|
X
|
Заимствовано из оригинала
|
||
Код оригинала
|
Регистрационный номер профессионального стандарта
|
Трудовые действия
|
Разработка индивидуальных программ психологического сопровождения клиентов, в том числе с использованием ресурсов из различных источников
|
Создание команды и проведение программ активизации личностных ресурсов клиентов, в том числе на межведомственной основе
|
|
Групповое и индивидуальное консультирование клиентов
|
|
Проведение психологических тренингов по формированию и развитию у клиентов качеств, необходимых для самостоятельной жизни и социализации
|
|
Содействие в создании социально-психологической поддерживающей среды в окружении клиентов
|
|
Разработка программ по использованию ресурсов социальных сетей в целях психологической поддержки клиентов
|
|
Привлечение социального окружения клиентов к их психологической поддержке и создание специальных страничек, блогов, групп в социальных сетях
|
|
Работа по психологическому просвещению и привлечению внимания населения к проблемам клиентов
|
|
Необходимые умения
|
Взаимодействовать с разными лицами и группами по вопросам психологической помощи клиентам
|
Организовывать психологическое сопровождение клиентов, нуждающихся в психологической помощи
|
|
Оказывать психологическую поддержку клиентам для выхода из трудных жизненных ситуаций
|
|
Создавать социально-психологическую сеть для психологической поддержки клиентов
|
|
Оказывать психологическое воздействие на социальное окружение клиентов в рамках профессиональных этических норм
|
|
Обосновывать применение конкретных психологических технологий для преодоления клиентами трудностей социализации
|
|
Вести психологическую просветительскую деятельность среди населения
|
|
Взаимодействовать с другими работниками, органами и организациями социальной сферы по вопросам поддержки лиц, попавших в трудную жизненную ситуацию
|
|
Разрабатывать программы индивидуальной работы с клиентами с учетом конкретных профессиональных задач
|
|
Разрабатывать программы групповой работы по психологической поддержке клиентов
|
|
Разрабатывать программы оказания психологической помощи членам социальных групп, попавших в трудную жизненную ситуацию, с участием специалистов на межведомственной основе
|
|
Использовать современные технологии работы с информационными базами данных и иными информационными системами для решения вопросов клиентов
|
|
Хранить и обрабатывать персональные данные клиентов
|
|
Вести делопроизводство и служебную переписку
|
|
Необходимые знания
|
Отечественная и зарубежная социальная психология (современные направления, актуальные проблемы, методы работы)
|
Психология кризисных состояний (концепции, подходы, факторы, методы и методики работы), рискология, психология горя, потери, утраты
|
|
Психология экстремальных ситуаций (подходы, проблемы, виды помощи, последствия)
|
|
Психология малых групп (виды, взаимоотношения в малых группах, давление в группе)
|
|
Психология семьи (подходы, онтология, структура семьи, этапы ее развития, особенности взаимоотношений) и семейных отношений
|
|
Психология зависимости, аддикций, девиантология
|
|
Возрастные особенности развития личности в разные периоды жизни
|
|
Современные направления молодежного движения (виды молодежных групп, их интересы, занятия и способы проведения свободного времени)
|
|
Проблемы социализации (концепции, подходы, признаки нарушений социализации, последствия, виды помощи)
|
|
Особенности развития личности в неблагоприятной социальной ситуации
|
|
Типологии проблем граждан разной этиологии (социальные, социально-медицинские, социально-правовые, педагогические и др.)
|
|
Инфраструктура муниципального образования, ресурсы местного сообщества для поддержки отдельных лиц и социальных групп
|
|
Технологии, методы и формы оказания психологической помощи при нарушениях социализации
|
|
Основы психологического консультирования (виды, формы, методы)
|
|
Основы организации и проведения психологического тренинга (методология, проведение, результаты, последствия)
|
|
Другие характеристики
|
Обеспечивать конфиденциальность полученных в результате деятельности сведений о клиенте
|
Соблюдать требования профессиональной этики
|
3.1.4. Трудовая функция
Наименование
|
Организация психологического сопровождения и психологической помощи представителям социально уязвимых слоев населения (клиентам)
|
Код
|
A/04.7
|
Уровень (подуровень) квалификации
|
7
|
Происхождение трудовой функции
|
Оригинал
|
X
|
Заимствовано из оригинала
|
||
Код оригинала
|
Регистрационный номер профессионального стандарта
|
Трудовые действия
|
Первичная проверка и анализ документов, свидетельствующих о наличии проблем клиентов (протоколы, акты социальных служб, полиции), выявление информации, требующей дополнительной проверки
|
Запрос необходимой информации у других специалистов (социальных работников, педагогов, специалистов органов опеки и попечительства)
|
|
Подбор комплекса психологических методик, планирование и проведение обследования клиентов
|
|
Обобщение результатов психологического обследования, оценка психологических потребностей, рисков и ресурсов клиентов, выявление психологических особенностей их социального окружения и условий жизни
|
|
Выявление типичных психологических проблем разных социальных групп клиентов
|
|
Разработка совместно с другими специалистами и клиентами "дорожных карт" с целью определения жизненных целей и задач на конкретных этапах социализации, формирования норм социального поведения, в том числе в поликультурной среде
|
|
Разработка программ психологической помощи клиентам, в том числе с привлечением ресурсов из различных источников
|
|
Индивидуальное или групповое консультирование клиентов по выявленным у них психологическим проблемам с целью нивелирования влияния неблагоприятной среды, помощи в социализации и адаптации к условиям проживания
|
|
Проведение бесед (лекций), направленных на просвещение клиентов
|
|
Взаимодействие с социальным окружением клиентов с целью организации психологической поддержки и помощи в решении их жизненных проблем
|
|
Подготовка материалов по вопросам оказания психологической помощи клиентам и представление их в интернет-форумах и СМИ
|
|
Учет выявленных социально уязвимых слоев населения и видов оказанной психологической помощи
|
|
Необходимые умения
|
Вступать в контакт и развивать конструктивные отношения с разными социально уязвимыми группами населения
|
Разрабатывать программы и проводить психологическое обследование клиентов
|
|
Анализировать полученные в психологическом обследовании результаты, выявлять степень достоверности полученной информации, составлять психологическое заключение
|
|
Адаптировать и применять зарубежный опыт работы по оказанию психологической помощи социально уязвимым группам населения
|
|
Разрабатывать индивидуальные и групповые программы оказания психологической помощи клиентам
|
|
Проводить психологические занятия и тренинги для разнородных групп клиентов
|
|
Применять разные виды и методы индивидуального, группового психологического консультирования в соответствии с возрастом, полом и особенностями жизненной ситуации клиентов
|
|
Создавать команду и работать в команде по оказанию психологической помощи клиентам
|
|
Разрабатывать психологические рекомендации с учетом конкретных задач для дальнейшей работы с клиентами
|
|
Разрешать конфликты и противоречия в работе по оказанию психологической помощи клиентам
|
|
Проводить психологическое обследование социального окружения представителей социально уязвимых слоев населения в рамках профессиональных этических норм, прав человека
|
|
Использовать современные технологии работы с информацией, базами данных и иными информационными системами для решения вопросов оказания психологической помощи клиентам
|
|
Вести документацию и служебную переписку
|
|
Необходимые знания
|
Основы общей и социальной психологии, психологии малых групп, психологии масс
|
Методы и методики общей и социальной психологии
|
|
Современные направления молодежных движений
|
|
Психология зависимости, аддикций, девиантология
|
|
Проблемы социализации, нарушений социализации
|
|
Методология проведения тренингов
|
|
Возрастная психология, геронтология
|
|
Психология семьи и семейных кризисов
|
|
Психология воспитания и педагогики
|
|
Психология кризисных состояний, рискология, психология экстремальных ситуаций, психология горя, потери, утраты
|
|
Цели, задачи и функции организаций социальной сферы
|
|
Типология социальных групп, нуждающихся в оказании помощи (социальной, социально-психологической, социально-правовой и т.д.)
|
|
Психология беженцев, мигрантов, маргиналов
|
|
Технологии работы с разными социальными группами
|
|
Документоведение
|
|
Другие характеристики
|
Обеспечивать конфиденциальность полученных в результате деятельности сведений о клиенте
|
Соблюдать требования профессиональной этики
|
3.1.5. Трудовая функция
Наименование
|
Оказание психологической помощи работникам органов и организаций социальной сферы (клиентам)
|
Код
|
A/05.7
|
Уровень (подуровень) квалификации
|
A
|
Происхождение трудовой функции
|
Оригинал
|
X
|
Заимствовано из оригинала
|
||
Код оригинала
|
Регистрационный номер профессионального стандарта
|
Трудовые действия
|
Разработка планов, согласование форм и условий оказания психологической помощи клиентам
|
Оказание индивидуальной психологической помощи клиентам
|
|
Проведение тренингов для клиентов в целях повышения эффективности их работы (тренинги командообразования, групповой сплоченности и т.п.)
|
|
Проведение психологических тренингов, направленных на расширение и укрепление внутренних ресурсов клиентов
|
|
Консультирование клиентов по вопросам психологических аспектов выбора и сопровождения карьеры, набора, отбора и расстановки кадров, аттестации, работы с кадровым резервом
|
|
Повышение квалификации клиентов по вопросам психологии социальной работы
|
|
Проведение занятий с клиентами по вопросам управления, эффективной организации труда, повышения квалификации
|
|
Создание информационного ресурса по психологии социальной сферы и использование его содержания в деятельности по оказанию психологической помощи клиентам
|
|
Необходимые умения
|
Анализировать заявки и обращения органов и организаций социальной сферы на получение психологических услуг
|
Проводить психологический анализ и оценку результативности деятельности клиентов в соответствии со стандартами и регламентами в социальной сфере
|
|
Вести переговоры с представителями органов и организаций социальной сферы по реализации их обращений и заявок
|
|
Составлять договоры и другую документацию на оказание психологических услуг в социальной сфере
|
|
Работать с информационными сетями, осуществлять поиск новой информации по профилю деятельности
|
|
Применять на практике методы обучения взрослых, индивидуального и групповой работы для психологической помощи и повышения эффективности профессиональной деятельности клиентов
|
|
Оценивать эффективность оказания психологической помощи клиентам
|
|
Критически оценивать обратную связь от получателей психологических услуг, психологического просвещения в социальной сфере
|
|
Вести документацию, служебную переписку в соответствии с требованиями к документам в социальной сфере
|
|
Разрабатывать новые формы и методы оказания психологической помощи клиентам
|
|
Необходимые знания
|
Социальная психология, психология малых групп, методология индивидуальных консультаций и тренингов (специфика, виды, длительность и т.д.)
|
Организационная психология (концептуальные подходы, особенности, виды и т.д.)
|
|
Основные принципы, типы, стратегии и тактические приемы ведения переговоров
|
|
Основные теории оказания психологический помощи персоналу организаций (управление, организация, отбор и т.д.)
|
|
Требования к документообороту в области управления персоналом, межведомственного взаимодействия, оказания услуг в социальной сфере
|
|
Современные стандартные требования к документированию, периодичности, качеству и условиям оказания услуг в психологии
|
|
Требования к конфиденциальности информации, хранению и оперированию персональными личными данными
|
|
Другие характеристики
|
Обеспечивать конфиденциальность полученных в результате деятельности сведений о клиенте
|
Соблюдать требования профессиональной этики
|
3.1.6. Трудовая функция
Наименование
|
Психологическое сопровождение процессов, связанных с образованием и деятельностью замещающих семей (клиентов)
|
Код
|
A/06.7
|
Уровень (подуровень) квалификации
|
7
|
Происхождение трудовой функции
|
Оригинал
|
X
|
Заимствовано из оригинала
|
||
Код оригинала
|
Регистрационный номер профессионального стандарта
|
Трудовые действия
|
Психологическое обследование (тестирование) кандидатов и подготовка психологического заключения об их возможности стать замещающими родителями
|
Составление программ психологической помощи клиентам с учетом национальных, этнокультурных, конфессиональных особенностей замещающих родителей и детей, передаваемых в семьи
|
|
Разработка программ и проведение групповых и индивидуальных психологических занятий для клиентов (тренинги, дискуссии, разбор ситуаций, ролевые и деловые игры и т.д.)
|
|
Консультирование клиентов по психологическим проблемам функционирования замещающих семей
|
|
Подготовка детей к устройству в замещающую семью
|
|
Консультирование детей по психологическим проблемам в замещающих семьях
|
|
Учет данных об оказанной психологической помощи
|
|
Необходимые умения
|
Общаться с разными категориями клиентов
|
Общаться и взаимодействовать с детьми и подростками разных возрастов
|
|
Проводить психологическое тестирование кандидатов в замещающие родители
|
|
Обеспечивать проверку информации, полученной от кандидатов в замещающие родители
|
|
Определять психологическую безопасность для ребенка среды в замещающей семье и ее окружении
|
|
Разрабатывать программы психологических тренингов, деловых и ролевых игр с учетом конкретных задач подготовки клиентов
|
|
Применять активные психологические методы обучения, в том числе проводить психологические тренинги, деловые и ролевые игры
|
|
Адаптировать и применять зарубежный опыт психологической работы с замещающими семьями в практике собственной деятельности
|
|
Применять разные виды и формы консультирования в соответствии с проблемами клиентов
|
|
Использовать современные технологии работы с информацией, базами данных и иными информационными системами для решения вопросов оказания психологической помощи клиентам
|
|
Хранить и обрабатывать персональные данные клиентов
|
|
Вести документацию и служебную переписку
|
|
Необходимые знания
|
Основы социальной психологии, психология малых групп
|
Законодательство Российской Федерации и международные документы в области защиты прав детей
|
|
Проблемы социализации на разных ступенях развития ребенка, нарушения социализации (дезадаптация, депривация)
|
|
Особенности адаптации детей-сирот и детей в замещающих семьях
|
|
Возрастная психология (характеристика возрастных периодов развития, особенности развития, нарушения в развитии и т.д.), педагогическая психология
|
|
Психология семьи (структура, функции, этапы, проблемы внутрисемейных отношений)
|
|
Психология горя, потери, утраты и проявления в поведении детей и взрослых пережитых травм
|
|
Психология кризисных состояний, последствий пережитых кризисных ситуаций, их проявлений в поведении
|
|
Психология воспитания (семейное воспитание, институциональное воспитание), роли и функции родителей
|
|
Национальные и региональные особенности быта и семейного воспитания (народные традиции, этнокультурные и конфессиональные особенности воспитания)
|
|
Документоведение
|
|
Другие характеристики
|
Обеспечивать конфиденциальность полученных в результате деятельности сведений о клиенте
|
Соблюдать требования профессиональной этики
|
3.1.7. Трудовая функция
Наименование
|
Организация работы по созданию системы психологического просвещения населения, работников органов и организаций социальной сферы
|
Код
|
A/07.7
|
Уровень (подуровень) квалификации
|
7
|
Происхождение трудовой функции
|
Оригинал
|
X
|
Заимствовано из оригинала
|
||
Код оригинала
|
Регистрационный номер профессионального стандарта
|
Трудовые действия
|
Разработка плана психологического просвещения населения, работников органов и организаций социальной сферы
|
Доведение до сведения государственных и муниципальных органов, организаций социальной сферы информации о перечне психологических услуг и возможности их получения
|
|
Разработка рекомендаций для работников органов и организаций социальной сферы по психологическому просвещению с учетом конкретных задач, решаемых ими
|
|
Организация волонтерских проектов и программ, ориентированных на повышение мотивации в получении психологической помощи
|
|
Подготовка для СМИ информации о психологических услугах в социальной сфере (ролики, передачи на теле- и радиоканалах и т.д.)
|
|
Проведение групповых и индивидуальных информационных консультаций о возможности получения психологических услуг
|
|
Привлечение к психологическому просвещению граждан, успешно завершивших программы психологической помощи
|
|
Обобщение и оценка результатов работы по психологическому просвещению в целях формирования рекомендаций для ее совершенствования
|
|
Учет проведенных работ
|
|
Необходимые умения
|
Анализировать обращения и запросы населения, органов и организаций социальной сферы для корректировки программ психологического просвещения
|
Разрабатывать и согласовывать регламенты с органами и организациями социальной сферы
|
|
Использовать результаты мониторинга психологической безопасности и комфортности среды при разработке плана психологического просвещения и проведения информационных консультаций
|
|
Подбирать и разрабатывать инструментарий для оценки результативности работы по психологическому просвещению и возможностям оказания психологических услуг
|
|
Использовать разные формы и методы психологического просвещения, в том числе активные методы (игры, упражнения, тренинги)
|
|
Грамотно, доступно любым слоям населения излагать информацию о психологических услугах
|
|
Создавать наглядные материалы для психологического просвещения
|
|
Преодолевать коммуникативные, образовательные, этнические, конфессиональные и другие барьеры в проведении психологического просвещения
|
|
Оценивать результативность психологического просвещения, не нарушая этических норм и прав человека
|
|
Владеть современными технологиями работы с информацией, сетевыми ресурсами, информационными системами и программами
|
|
Вести документацию и служебную переписку
|
|
Необходимые знания
|
Задачи, решаемые конкретными органами и организациями социальной сферы
|
Социальная психология, психология малых групп
|
|
Национальные и региональные особенности быта и семейного воспитания (народные традиции, этнокультурные и конфессиональные особенности воспитания)
|
|
Психология семьи, консультирования семьи, кризисов семьи
|
|
Проблемы социализации, социальной адаптации и дезадаптации, характеристики социальной среды
|
|
Современные направления молодежных движений
|
|
Основы безопасности жизнедеятельности человека и окружающей среды
|
|
Психология кризисных состояний, рискология
|
|
Психология экстремальных ситуаций, психология горя, потери, утраты
|
|
Документоведение
|
|
Другие характеристики
|
-
|
3.1.8. Трудовая функция
Наименование
|
Разработка и реализация программ профилактической и психокоррекционной работы, направленных на улучшение состояния и динамики психологического здоровья населения
|
Код
|
A/08.7
|
Уровень (подуровень) квалификации
|
7
|
Происхождение трудовой функции
|
Оригинал
|
X
|
Заимствовано из оригинала
|
||
Код оригинала
|
Регистрационный номер профессионального стандарта
|
Трудовые действия
|
Диагностика состояния и динамики психологического здоровья населения, проживающего в субъекте Российской Федерации, муниципальном образовании
|
Обобщение информации о рисках и формирование прогноза возможного неблагополучия в состоянии и динамике психологического здоровья населения, проживающего в субъекте Российской Федерации, муниципальном образовании
|
|
Разработка и реализация совместно с другими специалистами программ профилактической и психокоррекционной работы, направленных на улучшение состояния и динамики психологического здоровья населения
|
|
Консультирование населения по проблемам психологического здоровья
|
|
Оценка результативности программ профилактической и психокоррекционной работы, направленных на улучшение состояния и динамики психологического здоровья населения
|
|
Подготовка материалов о состоянии и динамике психологического здоровья населения и представление их в интернет-форумах и СМИ
|
|
Учет проведенных работ
|
|
Необходимые умения
|
Организовывать взаимодействие между специалистами по проведению профилактической и психокоррекционной работы
|
Анализировать и обобщать данные о состоянии и динамике психологического здоровья населения, выявлять риски его нарушения
|
|
Выявлять проблемы психологического здоровья населения, требующие психокоррекционной работы
|
|
Использовать результаты мониторинга психологической безопасности и комфортности среды проживания для разработки программ профилактической и психокоррекционной работы
|
|
Подбирать и разрабатывать инструментарий для профилактической и психокоррекционной работы, направленной на улучшение состояния и динамики психологического здоровья населения
|
|
Осуществлять разные виды психологического консультирования населения по вопросам психологического здоровья
|
|
Разрабатывать программы и проводить общественные опросы по проблематике психологического здоровья
|
|
Определять источники необходимой информации, осуществлять ее поиск и применять для совершенствования деятельности в области реализации профилактической и психокоррекционной работы с населением
|
|
Вести документацию и служебную переписку
|
|
Необходимые знания
|
Социальная психология, психология малых групп, методы социальной психологии
|
Основы профилактики асоциальных явлений в обществе
|
|
Методы и технологии управления современными рисками
|
|
Методы разработки программ профилактической и психокоррекционной работы
|
|
Основы составления индивидуальной программы предоставления психологических услуг
|
|
Основы прогнозирования и проектирования в социальной психологии
|
|
Принципы, методы, технологии мониторинга социальных явлений
|
|
Документоведение
|
|
Другие характеристики
|
-
|
IV. Сведения об организациях - разработчиках
профессионального стандарта
4.1. Ответственная организация-разработчик
┌─────────────────────────────────────────────────────────────────────────┐ │ ГБОУ ВПО города Москвы "Московский городской психолого-педагогический│ │ университет", город Москва │ │ │ │ Ректор Рубцов Виталий Владимирович │ └─────────────────────────────────────────────────────────────────────────┘
4.2. Наименования организаций-разработчиков
1.
|
ФГБОУ ВПО "Волгоградский государственный социально-педагогический университет", город Волгоград
|
2.
|
НОУ ВПО "Столичная финансово-гуманитарная академия", город Москва
|
3.
|
ФГБУ "Институт труда и социального страхования", город Москва
|
4.
|
Администрация города Ступино, Московская область
|
5.
|
НОУ ВПО "Московский психолого-социальный университет", город Москва
|
6.
|
ГАОУ ВПО "Московский государственный областной социально-гуманитарный институт", Московская область
|
7.
|
Министерство образования Московской области, Московская область
|
8.
|
Детский дом N 59, город Москва
|
9.
|
ГОУ ВПО "Московский государственный областной университет", город Москва
|