См. Документы Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации
МИНИСТЕРСТВО ТРУДА И СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПРИКАЗ
от 18 ноября 2013 г. N 678н
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНДАРТА
"РУКОВОДИТЕЛЬ ОРГАНИЗАЦИИ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ"
В соответствии с пунктом 22 Правил разработки, утверждения и применения профессиональных стандартов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22 января 2013 г. N 23 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 4, ст. 293), приказываю:
1. Утвердить прилагаемый профессиональный стандарт "Руководитель организации социального обслуживания".
2. Установить, что профессиональный стандарт "Руководитель организации социального обслуживания" применяется работодателями при формировании кадровой политики и в управлении персоналом, при организации обучения и аттестации работников, заключении трудовых договоров, разработке должностных инструкций и установлении систем оплаты труда с 1 января 2015 года.
Министр
М.А.ТОПИЛИН
Утвержден
приказом Министерства труда
и социальной защиты
Российской Федерации
от 18 ноября 2013 г. N 678н
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ
РУКОВОДИТЕЛЬ ОРГАНИЗАЦИИ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ
┌────────────────┐ │ 7 │ └────────────────┘ Регистрационный номер
I. Общие сведения
┌─────────┐ Управление организацией социального обслуживания │ 03.003 │ │ │ ───────────────────────────────────────────────────────────── └─────────┘ (наименование вида профессиональной деятельности) Код
Основная цель вида профессиональной деятельности:
┌─────────────────────────────────────────────────────────────────────────┐ │Обеспечение деятельности организации социального обслуживания населения,│ │оказание социальных услуг гражданам │ │ │ └─────────────────────────────────────────────────────────────────────────┘
Группа занятий:
1210
|
Руководители учреждений, организаций и предприятий
|
||
(код ОКЗ <1>)
|
(наименование)
|
(код ОКЗ)
|
(наименование)
|
--------------------------------
<1> Общероссийский классификатор занятий.
Отнесение к видам экономической деятельности:
85.31
|
Предоставление социальных услуг с обеспечением проживания
|
85.32
|
Предоставление социальных услуг без обеспечения проживания
|
(код ОКВЭД <1>)
|
(наименование вида экономической деятельности)
|
--------------------------------
<1> Общероссийский классификатор видов экономической деятельности.
II. Описание трудовых функций, входящих
в профессиональный стандарт (функциональная карта вида
профессиональной деятельности)
Обобщенные трудовые функции
|
Трудовые функции
|
||||
код
|
наименование
|
уровень квалификации
|
наименование
|
код
|
уровень (подуровень) квалификации
|
А
|
Управление организацией социального обслуживания
|
5
|
Планирование и контроль деятельности организации социального обслуживания (организация)
|
A/01.5
|
5
|
Управление ресурсами организации социального обслуживания
|
A/02.5
|
5
|
|||
Взаимодействие с клиентами, вышестоящими и партнерскими организациями
|
A/03.5
|
5
|
|||
Обеспечение развития организации социального обслуживания
|
A/04.5
|
5
|
III. Характеристика обобщенных трудовых функций
3.1. Обобщенная трудовая функция
Наименование
|
Управление организацией социального обслуживания
|
Код
|
A
|
Уровень квалификации
|
5
|
Происхождение обобщенной трудовой функции
|
Оригинал
|
X
|
Заимствовано из оригинала
|
||
Код оригинала
|
Регистрационный номер профессионального стандарта
|
Возможные наименования должностей
|
Руководитель организации социального обслуживания
Директор организации социального обслуживания
Заведующий филиалом
Заместитель руководителя (директора)
|
Требования к образованию и обучению
|
Среднее профессиональное образование по программам подготовки специалистов среднего звена
|
Требования к опыту практической работы
|
Не менее 1 года на руководящей должности
|
Особые условия допуска к работе
|
К работе не допускаются лица, имеющие или имевшие судимость за преступления, состав и виды которых установлены законодательством Российской Федерации
|
Дополнительные характеристики
Наименование документа
|
Код
|
Наименование базовой группы, должности (профессии) или специальности
|
ОКЗ
|
1210
|
Руководители учреждений, организаций и предприятий
|
ЕКС <1>
|
Директор (генеральный директор, управляющий) предприятия
|
|
ОКСО <2>
|
040100.62
|
Бакалавр социальной работы
|
040100.68
|
Магистр социальной работы
|
|
040101.65
|
Специалист по социальной работе
|
|
040101.52
|
Специалист по социальной работе
|
|
040400.62
|
Бакалавр социальной работы
|
|
040400.68
|
Магистр социальной работы
|
|
080504.65
|
Менеджер
|
|
080504.51
|
Специалист по государственному и муниципальному управлению
|
|
080504.52
|
Специалист по государственному и муниципальному управлению с углубленной подготовкой
|
--------------------------------
<1> Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих.
<2> Общероссийский классификатор специальностей по образованию.
3.1.1. Трудовая функция
Наименование
|
Планирование и контроль деятельности организации социального обслуживания
|
Код
|
A/01.5
|
Уровень (подуровень) квалификации
|
5
|
Происхождение трудовой функции
|
Оригинал
|
X
|
Заимствовано из оригинала
|
||
Код оригинала
|
Регистрационный номер профессионального стандарта
|
Трудовые действия
|
Планирование деятельности организации, разработка и утверждение текущих и перспективных планов работы, определение целевых показателей деятельности организации и ее работников в установленном порядке
|
Координация деятельности структурных подразделений организации по реализации плановых и программных документов, выполнению государственного (муниципального) задания, выполнению поручений вышестоящих организаций
|
|
Принятие решений и подписание локальных нормативных документов организации, необходимых для оказания социальных услуг населению
|
|
Контроль выполнения планов и программ деятельности организации
|
|
Организация мониторинга удовлетворенности граждан доступностью и качеством предоставления социальных услуг, создание условий для проведения независимой системы оценки качества услуг, оказываемых организацией, в установленном порядке
|
|
Подготовка и осуществление мероприятий по обеспечению комплексной безопасности организации социального обслуживания и проживающих (пребывающих) в нем граждан
|
|
Необходимые умения
|
Планировать деятельность организации, разрабатывать программы, формировать систему показателей деятельности организации и работников
|
Организовывать работу персонала, ставить цели и формулировать задачи, определять приоритеты
|
|
Вырабатывать варианты решений и оценивать риски, связанные с их реализацией
|
|
Анализировать данные финансовой и статистической отчетности
|
|
Использовать информационно-коммуникационные технологии, в том числе интернет-ресурсы
|
|
Необходимые знания
|
Федеральное и региональное законодательство и другие нормативные правовые акты в сфере социального обслуживания населения
|
Теория управления и организации труда, включая основы проектного и программно-целевого управления
|
|
Основы финансового, бухгалтерского и статистического учета в организации социального обслуживания
|
|
Другие характеристики
|
Соблюдение требований кодекса этики социального работника
|
3.1.2. Трудовая функция
Наименование
|
Управление ресурсами организации социального обслуживания
|
Код
|
A/02.5
|
Уровень (подуровень) квалификации
|
5
|
Происхождение трудовой функции
|
Оригинал
|
X
|
Заимствовано из оригинала
|
||
Код оригинала
|
Регистрационный номер профессионального стандарта
|
Трудовые действия
|
Принятие решений о предоставлении социальных услуг клиенту, подписание договоров на оказание социальных услуг
|
Организация подготовки и утверждение финансовых и бухгалтерских документов организации
|
|
Контроль за целевым и эффективным расходованием финансовых средств организации
|
|
Принятие решений по оснащению организации помещениями, оборудованием, техническими и иными средствами, необходимыми для качественного оказания социальных услуг и соответствующими установленным нормам и нормативам
|
|
Принятие решений в области управления персоналом организации, в том числе решения об утверждении штатного расписания организации, подписание локальных нормативных документов по кадровым вопросам
|
|
Контроль хозяйственной деятельности организации социального обслуживания
|
|
Контроль за соблюдением работниками норм трудового законодательства, правил и норм охраны труда
|
|
Контроль за соблюдением правил пожарной безопасности и санитарно-гигиенических норм в организации социального обслуживания
|
|
Направление сотрудников на диспансеризацию в целях выявления инфекционных заболеваний, контроль за своевременным прохождением диспансеризации
|
|
Организация работы по обеспечению в организации требований законодательства по защите персональных данных о клиентах
Обеспечение соблюдения работниками требований кодекса этики социального работника
|
|
Необходимые умения
|
Планировать ресурсное обеспечение в организации (финансовые, технические и кадровые ресурсы)
|
Применять информационные технологии для контроля за расходованием финансовых средств организации
|
|
Необходимые знания
|
Основы гражданского законодательства
|
Основы бюджетного и налогового законодательства
|
|
Основы законодательства о государственных закупках
|
|
Основы трудового законодательства
|
|
Принципы бюджетирования и контроля расходов
|
|
Теоретические основы управления персоналом, включая основы нормирования труда, оценки и мотивации персонала, организации оплаты труда
|
|
Другие характеристики
|
Соблюдение требований кодекса этики социального работника
|
3.1.3. Трудовая функция
Наименование
|
Взаимодействие с клиентами, вышестоящими и партнерскими организациями
|
Код
|
A/03.5
|
Уровень (подуровень) квалификации
|
5
|
Происхождение трудовой функции
|
Оригинал
|
X
|
Заимствовано из оригинала
|
||
Код оригинала
|
Регистрационный номер профессионального стандарта
|
Трудовые действия
|
Ведение личного приема клиентов, консультирование по вопросам получения социальных услуг
|
Установление деловых связей и организация сотрудничества с различными государственными, общественными, религиозными, негосударственными и иными организациями с целью повышения качества и эффективности оказания социальных услуг, в том числе привлечения благотворительной помощи, направленной на поддержание граждан, попавших в трудную жизненную ситуацию, на развитие организации
|
|
Формирование и обеспечение деятельности попечительских (общественных, наблюдательных) советов в организации
|
|
Представление интересов организации в органах государственной власти и органах местного самоуправления
|
|
Подготовка проектов планов и программ деятельности организации, предложения по проекту государственного (муниципального) задания для представления в вышестоящую организацию
|
|
Подготовка и представление отчетности о деятельности организации в вышестоящую организацию
|
|
Организация подготовки и размещения информации об услугах, оказываемых гражданам, на сайте организации, обеспечение информационной открытости организации социального обслуживания в установленном порядке
|
|
Необходимые умения
|
Осуществлять консультирование клиентов в рамках компетенции организации в доступной форме, предотвращать возможные конфликтные ситуации
|
Проводить публичные выступления, в том числе в средствах массовой информации, по вопросам социального обслуживания населения
|
|
Готовить презентационные и информационно-аналитические материалы, статьи, справки о деятельности организации социального обслуживания, в том числе для печатных и электронных средств массовой информации
|
|
Необходимые знания
|
Русский язык (деловой стиль)
|
Основы этики и психологии делового общения
|
|
Другие характеристики
|
Соблюдение требований кодекса этики социального работника
|
3.1.4. Трудовая функция
Наименование
|
Обеспечение развития организации социального обслуживания
|
Код
|
A/04.5
|
Уровень (подуровень) квалификации
|
5
|
Происхождение трудовой функции
|
Оригинал
|
X
|
Заимствовано из оригинала
|
||
Код оригинала
|
Регистрационный номер профессионального стандарта
|
Трудовые действия
|
Подготовка предложений по формированию стратегических и программных документов в области социального обслуживания населения по поручению вышестоящей организации
|
Разработка предложений по повышению эффективности деятельности организации и представление данных предложений в вышестоящую организацию
|
|
Руководство внедрением в организации инновационных форм деятельности, современных методов и инструментов оказания социальных услуг
|
|
Организация участия работников в конкурсах профессионального мастерства в сфере социального обслуживания
|
|
Организация разработки учебно-методических, научно-методических публикаций, пособий, рекомендаций по вопросам организации социального обслуживания
|
|
Необходимые умения
|
Анализировать социально-экономическую, социально-демографическую ситуацию
|
Разрабатывать проекты нормативных и методических документов, необходимых для внедрения современных методов и инструментов оказания социальных услуг
|
|
Необходимые знания
|
Основные направления государственной социальной политики, положения стратегий и программ в области социального обслуживания федерального и регионального уровня
|
Современные методы организации социального обслуживания населения, включая международный опыт
|
|
Основы управления персоналом организации
|
|
Другие характеристики
|
-
|
IV. Сведения об организациях - разработчиках
профессионального стандарта
4.1. Ответственная организация-разработчик
┌─────────────────────────────────────────────────────────────────────────┐ │Институт труда и страхования ФГБОУ ВПО "Российская академия народного│ │хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации" │ │ │ │Проректор Александр Львович Сафонов │ │ │ └─────────────────────────────────────────────────────────────────────────┘
4.2. Наименования организаций-разработчиков
1
|
ГБУСО МО "Люберецкий комплексный центр социального обслуживания населения", Московская обл., г. Люберцы
|
2
|
ГБУСО МО "Озерский центр социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов", Московская обл., г. Озеры
|
3
|
ГБУ ТЦСО "Зеленоградский", г. Москва
|