См. Документы Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации
МИНИСТЕРСТВО ТРУДА И СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПРИКАЗ
от 18 июня 2020 г. N 352н
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНДАРТА
"СПЕЦИАЛИСТ ПО РЕАБИЛИТАЦИОННОЙ РАБОТЕ В СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЕ"
В соответствии с пунктом 16 Правил разработки и утверждения профессиональных стандартов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22 января 2013 г. N 23 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 4, ст. 293; 2014, N 39, ст. 5266), приказываю:
1. Утвердить прилагаемый профессиональный стандарт "Специалист по реабилитационной работе в социальной сфере".
2. Признать утратившим силу приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 18 ноября 2013 г. N 681н "Об утверждении профессионального стандарта "Специалист по реабилитационной работе в социальной сфере" (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 19 декабря 2013 г., регистрационный N 30658).
Министр
А.О.КОТЯКОВ
Утвержден
приказом Министерства
труда и социальной защиты
Российской Федерации
от 18 июня 2020 г. N 352н
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ
СПЕЦИАЛИСТ ПО РЕАБИЛИТАЦИОННОЙ РАБОТЕ В СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЕ
11
|
|
Регистрационный номер
|
I. Общие сведения
Социальная реабилитация и абилитация детей и взрослых
|
03.007
|
|
(наименование вида профессиональной деятельности)
|
Код
|
Основная цель вида профессиональной деятельности:
Формирование, развитие и восстановление внутренних и внешних ресурсов человека с целью его социальной адаптации, расширения возможностей его жизнедеятельности и установления продуктивного взаимодействия с социальной средой
|
Группа занятий:
2634
|
Психологи
|
-
|
-
|
(код ОКЗ <1>)
|
(наименование)
|
(код ОКЗ)
|
(наименование)
|
II. Описание трудовых функций, входящих
в профессиональный стандарт (функциональная карта вида
профессиональной деятельности)
Обобщенные трудовые функции
|
Трудовые функции
|
||||
код
|
наименование
|
уровень квалификации
|
наименование
|
код
|
уровень (подуровень) квалификации
|
A
|
Комплексное обеспечение социальной реабилитации и абилитации
|
6
|
Социальная реабилитация и абилитация несовершеннолетних лиц
|
A/01.6
|
6
|
Социальная реабилитация и абилитация лиц трудоспособного возраста
|
A/02.6
|
6
|
|||
Социальная реабилитация и абилитация лиц пенсионного возраста
|
A/03.6
|
6
|
|||
B
|
Организация деятельности по социальной реабилитации и абилитации
|
7
|
Организация реабилитационного (абилитационного) случая и управление им
|
B/01.7
|
7
|
Планирование, координация и оценка реабилитационных (абилитационных) мероприятий, управление реабилитационными (абилитационными) мероприятиями
|
B/02.7
|
7
|
|||
Консультирование специалистов организаций социальной сферы
|
B/03.7
|
7
|
III. Характеристика обобщенных трудовых функций
3.1. Обобщенная трудовая функция
Наименование
|
Комплексное обеспечение социальной реабилитации и абилитации
|
Код
|
A
|
Уровень квалификации
|
6
|
Происхождение обобщенной трудовой функции
|
Оригинал
|
X
|
Заимствовано из оригинала
|
||
Код оригинала
|
Регистрационный номер профессионального стандарта
|
Возможные наименования должностей, профессий
|
Специалист по социальной реабилитации
|
Требования к образованию и обучению
|
Высшее образование
|
Требования к опыту практической работы
|
-
|
Особые условия допуска к работе
|
К трудовой деятельности с участием несовершеннолетних не допускаются лица, имеющие или имевшие судимость, а равно и подвергавшиеся уголовному преследованию (за исключением лиц, уголовное преследование в отношении которых прекращено по реабилитирующим основаниям) за преступления, состав и виды которых установлены законодательством Российской Федерации <2>
Отсутствие заболеваний, предусмотренных перечнем, утверждаемым федеральным органом исполнительной власти, который осуществляет функции по выработке государственной политики и нормативному правовому регулированию в области здравоохранения <3>
|
Другие характеристики
|
Рекомендуется дополнительное профессиональное образование - программы повышения квалификации не реже одного раза в пять лет
|
Дополнительные характеристики
Наименование документа
|
Код
|
Наименование базовой группы, должности (профессии) или специальности
|
ОКЗ
|
2634
|
Психологи
|
ЕКС <4>
|
-
|
Психолог
|
ОКПДТР <5>
|
25883
|
Психолог
|
ОКСО <6>
|
5.37.03.01
|
Психология
|
5.37.04.01
|
Психология
|
|
5.37.05.01
|
Клиническая психология
|
|
5.39.03.02
|
Социальная работа
|
|
5.39.04.02
|
Психология
|
|
6.44.03.02
|
Психолого-педагогическое образование
|
|
6.44.03.03
|
Специальное (дефектологическое) образование
|
|
6.44.04.02
|
Психолого-педагогическое образование
|
|
6.44.04.03
|
Специальное (дефектологическое) образование
|
|
6.44.05.01
|
Педагогика и психология девиантного поведения
|
3.1.1. Трудовая функция
Наименование
|
Социальная реабилитация и абилитация несовершеннолетних лиц
|
Код
|
A/01.6
|
Уровень (подуровень) квалификации
|
6
|
Происхождение трудовой функции
|
Оригинал
|
X
|
Заимствовано из оригинала
|
||
Код оригинала
|
Регистрационный номер профессионального стандарта
|
Трудовые действия
|
Проведение оценки условий, которые ухудшают или могут ухудшить жизненную ситуацию несовершеннолетних, анализ степени выраженности ограничений категорий жизнедеятельности у детей-инвалидов
|
Проведение оценки потенциала социальной реабилитации (абилитации) несовершеннолетних, уточнение потенциала социальной реабилитации (абилитации) детей-инвалидов
|
|
Определение цели и задач социальной реабилитации (абилитации) несовершеннолетних лиц
|
|
Составление перечня мероприятий для социальной реабилитации (абилитации) несовершеннолетних лиц
|
|
Определение прогноза социальной реабилитации (абилитации) несовершеннолетних лиц, уточнение прогноза социальной реабилитации (абилитации) детей-инвалидов
|
|
Консультирование специалистов организаций, участвующих в реализации индивидуальной программы реабилитации и абилитации инвалидов
|
|
Организация и проведение мероприятий социальной реабилитации (абилитации) несовершеннолетних, признанных нуждающимися в социальном обслуживании, в том числе в рамках реализации индивидуальной программы реабилитации или абилитации ребенка-инвалида
|
|
Мониторинг и проведение оценки эффективности реализации мероприятий социальной реабилитации (абилитации) несовершеннолетних лиц в рамках реализации индивидуальной программы реабилитации или абилитации ребенка-инвалида либо индивидуальной программы социальной реабилитации несовершеннолетнего
|
|
Разработка рекомендаций по коррекции мероприятий социальной реабилитации (абилитации) несовершеннолетних лиц по итогам реализации индивидуальной программы реабилитации или абилитации ребенка-инвалида либо индивидуальной программы социальной реабилитации несовершеннолетнего
|
|
Подготовка заключений по результатам реализации мероприятий социальной реабилитации (абилитации)
|
|
Оформление локальных нормативных актов в соответствии с задачами социальной реабилитации (абилитации)
|
|
Обмен опытом, профессиональными знаниями со специалистами по комплексной реабилитации (абилитации)
|
|
Обсуждение мероприятий социальной реабилитации (абилитации) несовершеннолетних на конференциях (консилиумах) междисциплинарной команды, в том числе вопросов составления, утверждения, коррекции, мониторинга и оценки эффективности индивидуальных программ реабилитации (абилитации)
|
|
Необходимые умения
|
Проводить экспертно-реабилитационную диагностику и оценку условий, которые ухудшают или могут ухудшить жизненную ситуацию несовершеннолетних
|
Оценивать реабилитационный (абилитационный) потенциал несовершеннолетних, уточнять реабилитационный (абилитационный) потенциал детей-инвалидов с учетом рекомендаций в индивидуальной программе реабилитации или абилитации ребенка-инвалида либо индивидуальной программе социальной реабилитации несовершеннолетнего, оценивать ресурсы их окружения, возможность получения ими услуг по реабилитации (абилитации) в домашних условиях, выявлять факторы риска
|
|
Определять цели и задачи социальной реабилитации (абилитации) несовершеннолетних лиц
|
|
Определять перечень мероприятий, а также приоритетность и очередность выполнения мероприятий социальной реабилитации (абилитации) несовершеннолетних
|
|
Прогнозировать результаты социальной реабилитации (абилитации) на основе оценки внутренних и внешних ресурсов несовершеннолетних, реабилитационной инфраструктуры
|
|
Осуществлять общение с законными (уполномоченными) представителями несовершеннолетних лиц, самими несовершеннолетними, мотивировать на активное участие в мероприятиях по социальной реабилитации (абилитации)
|
|
Работать в междисциплинарной команде
|
|
Подбирать методы социально-психологической, социально-педагогической, социокультурной, социально-средовой реабилитации (абилитации), социально-бытовой адаптации, исходя из актуального состояния здоровья несовершеннолетних, а для детей инвалидов с учетом рекомендаций в индивидуальной программе реабилитации или абилитации ребенка-инвалида либо индивидуальной программе социальной реабилитации несовершеннолетнего
|
|
Применять на практике психологические методы мобилизации внутренних и внешних ресурсов несовершеннолетних
|
|
Формировать мотивацию к обучению, труду у несовершеннолетних, осуществлять их профессиональную ориентацию
|
|
Проводить адаптационное обучение пользованию инфраструктурой населенного пункта (передвижению по улице, правилам дорожного движения, пользованию уличным транспортом)
|
|
Применять методы индивидуального, семейного консультирования несовершеннолетних, их законных (уполномоченных) представителей, специалистов образовательных и социозащитных организаций по вопросам социальной реабилитации (абилитации) несовершеннолетних
|
|
Реализовывать мероприятия социальной реабилитации (абилитации) с учетом актуального состояния здоровья и ограничений жизнедеятельности, психологического и социального статуса, возраста, образования несовершеннолетних
|
|
Разрабатывать рекомендации и проводить консультирование по вопросам оборудования специальными средствами и приспособлениями жилого помещения, занимаемого несовершеннолетним инвалидом, преодоления психологических барьеров при использовании реабилитационного оборудования; психологической адаптации к техническим средствам реабилитации
|
|
Проводить мероприятия по обучению технике и приемам самообслуживания и персонального ухода
|
|
Проводить мониторинг и оценку эффективности результатов реализации мероприятий социальной реабилитации (абилитации) несовершеннолетних в рамках реализации индивидуальной программы реабилитации или абилитации ребенка-инвалида либо индивидуальной программы социальной реабилитации несовершеннолетнего
|
|
Анализировать нормативные правовые акты по организации и содержанию социальной реабилитации и абилитации несовершеннолетних лиц
|
|
Протоколировать ход обследования, оформлять заключения по результатам реализации мероприятий социальной реабилитации (абилитации) в рамках индивидуальной программы реабилитации или абилитации ребенка-инвалида либо индивидуальной программы социальной реабилитации несовершеннолетнего, подготавливать отчеты
|
|
Излагать профессиональную информацию в процессе мультидисциплинарного взаимодействия
|
|
Анализировать особенности социального взаимодействия с учетом национальных, этнокультурных, конфессиональных особенностей
|
|
Проявлять позитивное отношение, терпимость, выражать эмоциональную поддержку
|
|
Необходимые знания
|
Нормативные правовые акты Российской Федерации, регламентирующие реабилитацию (абилитацию) несовершеннолетних; опеку и попечительство несовершеннолетних; дополнительные гарантии, социальную поддержку детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; получение образования несовершеннолетними с ограниченными возможностями здоровья и (или) инвалидностью
|
Международная классификация функционирования, ограничений жизнедеятельности и здоровья
|
|
Общероссийский базовый (отраслевой) перечень (классификатор) государственных и муниципальных услуг, оказываемых физическим лицам
|
|
Нормативные правовые акты Российской Федерации в области трудового, гражданского и семейного законодательства, защиты персональных данных
|
|
Критерии оценки и методы мобилизации внутренних и внешних ресурсов несовершеннолетних
|
|
Основы формирования реабилитационной среды для несовершеннолетних
|
|
Особенности паллиативной помощи несовершеннолетним
|
|
Основные направления социальной реабилитации и абилитации несовершеннолетних, социальной защиты и социального обслуживания населения
|
|
Основы диагностики несовершеннолетних, имеющих ограничения жизнедеятельности, и условия, которые нарушают или могут нарушить их жизненную ситуацию, реабилитационных (абилитационных) стратегий работы с данной категорией несовершеннолетних
|
|
Методы и процедуры диагностики и оценки условий жизнедеятельности несовершеннолетних
|
|
Основные принципы подбора методов социальной реабилитации (абилитации) несовершеннолетних с учетом их реабилитационного (абилитационного) потенциала, основные (в том числе инновационные) методы социально-психологической, социально-педагогической, социокультурной, социально-средовой, социально-бытовой реабилитации (абилитации)
|
|
Методы развития несформированных высших психических функций, коррекции эмоционально-волевых нарушений и поведенческих реакций
|
|
Техники и приемы самообслуживания и персонального ухода
|
|
Методы формирования у несовершеннолетних индивидуальных механизмов психологической защиты, психологической толерантности в ситуации постоянно стрессирующего воздействия болезни и (или) социальной среды, повышения эмоциональной стабильности, профилактики деструктивного поведения, направленного на самоизоляцию и одиночество
|
|
Методы и способы разрешения конфликтных ситуаций
|
|
Техники общения с несовершеннолетними с ограниченными возможностями здоровья (сенсорными, психическими нарушениями), этика общения с детьми-инвалидами с различными ограничениями жизнедеятельности
|
|
Требования к защите персональных данных
|
|
Требования к отчетности, периодичности, качеству и условиям оказания реабилитационной помощи в психологии, социальной работе, медицине и смежных областях
|
|
Методика обучения несовершеннолетних пользованию техническими средствами реабилитации, передвижению
|
|
Методы эргономики для несовершеннолетних
|
|
Методы психосоциального тренинга, ведения групп психологической поддержки и консультирования
|
|
Требования единой системы межведомственного электронного взаимодействия
|
|
Психологические основы социального взаимодействия, направленного на решение профессиональных задач; основные принципы организации деловых контактов; основные концепции взаимодействия людей в организации, особенности диадического взаимодействия
|
|
Перечень и виды технических средств реабилитации, в том числе для детей-инвалидов
|
|
Технологии мониторинга и оценки результатов социальной реабилитации (абилитации) несовершеннолетних
|
|
Локальные нормативные акты и способы их заполнения (ведения), согласования и принятия
|
|
Другие характеристики
|
Соблюдение правил профессиональной этики
|
3.1.2. Трудовая функция
Наименование
|
Социальная реабилитация и абилитация лиц трудоспособного возраста
|
Код
|
A/02.6
|
Уровень (подуровень) квалификации
|
6
|
Происхождение трудовой функции
|
Оригинал
|
X
|
Заимствовано из оригинала
|
||
Код оригинала
|
Регистрационный номер профессионального стандарта
|
Трудовые действия
|
Проведение экспертной диагностики и оценки условий, которые ухудшают или могут ухудшить жизненную ситуацию лиц трудоспособного возраста, анализ степени выраженности ограничений категорий жизнедеятельности у инвалидов посредством изучения индивидуальной программы реабилитации или абилитации инвалида
|
Проведение оценки потенциала социальной реабилитации (абилитации) лиц трудоспособного возраста, уточнение потенциала социальной реабилитации (абилитации) инвалидов трудоспособного возраста с учетом рекомендаций в индивидуальных программах или абилитации инвалидов, проведение оценки ресурсов их окружения, определение возможности самостоятельного проживания и получения ими услуг по реабилитации (абилитации) в домашних условиях
|
|
Определение цели и задач социальной реабилитации (абилитации) лиц трудоспособного возраста
|
|
Составление перечня мероприятий для социальной реабилитации (абилитации) лиц трудоспособного возраста
|
|
Определение прогноза социальной реабилитации (абилитации) лиц трудоспособного возраста, уточнение прогноза социальной реабилитации (абилитации) инвалидов трудоспособного возраста с учетом рекомендаций в индивидуальных программах реабилитации или абилитации инвалидов
|
|
Ознакомление лиц трудоспособного возраста с инфраструктурой населенного пункта
|
|
Обсуждение мероприятий социальной реабилитации (абилитации) лиц трудоспособного возраста на конференциях (консилиумах) междисциплинарной команды, в том числе вопросов составления, утверждения, коррекции, мониторинга и оценки эффективности индивидуальных программ реабилитации (абилитации)
|
|
Проведение консультаций для лиц трудоспособного возраста, их окружения по разъяснению, согласованию, коррекции мероприятий социальной реабилитации (абилитации), алгоритмов и процедур их реализации в рамках реализации индивидуальных программ реабилитации или абилитации инвалидов
|
|
Консультирование специалистов организаций, участвующих в реализации индивидуальных программ реабилитации или абилитации инвалидов
|
|
Организация и проведение мероприятий социальной реабилитации (абилитации) в рамках реализации индивидуальных программ реабилитации или абилитации инвалидов
|
|
Мониторинг и проведение оценки эффективности реализации мероприятий социальной реабилитации (абилитации) в рамках реализации индивидуальных программ реабилитации или абилитации инвалидов
|
|
Разработка рекомендаций по коррекции мероприятий социальной реабилитации (абилитации) по итогам реализации индивидуальных программ реабилитации или абилитации инвалидов
|
|
Подготовка заключений о видах, формах и объемах проведенных мероприятий социальной реабилитации (абилитации) и об их результатах
|
|
Оформление локальных нормативных актов
|
|
Обмен опытом, профессиональными знаниями со специалистами по комплексной реабилитации (абилитации)
|
|
Необходимые умения
|
Подбирать методы диагностики для исследования отношения лиц трудоспособного возраста к своему состоянию, трудовой занятости, лечению, качеству жизни, характеру и способам решения проблем, социальных связей и отношений с семьей (близкими), интересов, хобби и повседневных занятий, мобильности, мотивации на оптимальную независимость, самопомощь
|
Проводить экспертно-реабилитационную оценку условий, которые ухудшают или могут ухудшить жизненную ситуацию лиц трудоспособного возраста
|
|
Оценивать реабилитационный (абилитационный) потенциал лиц трудоспособного возраста, уточнять реабилитационный (абилитационный) потенциал инвалидов с учетом рекомендаций в индивидуальных программах реабилитации или абилитации инвалидов, оценивать ресурсы их окружения, возможность получения ими услуг по реабилитации (абилитации) в домашних условиях, выявлять факторы риска
|
|
Определять цели и задачи социальной реабилитации (абилитации) лиц трудоспособного возраста
|
|
Определять перечень, а также приоритетность и очередность выполнения реабилитационных мероприятий социальной реабилитации (абилитации) лиц трудоспособного возраста
|
|
Прогнозировать результаты социальной реабилитации (абилитации) на основе оценки внутренних и внешних ресурсов лиц трудоспособного возраста, реабилитационной инфраструктуры территории
|
|
Осуществлять общение с лицами трудоспособного возраста, мотивировать их самих и их окружение на активное участие в мероприятиях по социальной реабилитации (абилитации)
|
|
Работать в междисциплинарной команде
|
|
Подбирать методы социально-психологической, социально-педагогической, социокультурной, социально-средовой реабилитации (абилитации), социально-бытовой адаптации, исходя из актуального состояния здоровья лиц трудоспособного возраста, а для инвалидов с учетом рекомендаций в индивидуальных программах реабилитации или абилитации инвалидов
|
|
Мобилизовывать личностные ресурсы лиц трудоспособного возраста, направленные на поддержание их социальных связей, интереса к повседневным занятиям или определение новых, требующих доступных усилий и позитивного взаимодействия с микросоциумом
|
|
Применять методы индивидуального, группового, семейного консультирования
|
|
Проводить профилактику синдрома эмоционального выгорания у членов семьи, лиц, осуществляющих уход, нивелировать влияние синдрома на отношение к лицам трудоспособного возраста
|
|
Реализовывать мероприятия социальной реабилитации (абилитации) с учетом актуального состояния здоровья и ограничений жизнедеятельности, психологического и социального статуса, возраста, образования лиц трудоспособного возраста
|
|
Разрабатывать рекомендации и проводить консультирование по вопросам преодоления психологических барьеров при использовании реабилитационного оборудования, психологической адаптации к техническим средствам реабилитации
|
|
Проводить адаптационное обучение пользованию инфраструктурой населенного пункта (передвижению по улице, правилам дорожного движения, пользованию уличным транспортом) лиц трудоспособного возраста
|
|
Проводить мониторинг и оценку индивидуального прогресса лиц трудоспособного возраста, эффективности результатов реализации мероприятий социальной реабилитации (абилитации) в рамках реализации индивидуальных программ реабилитации или абилитации инвалидов
|
|
Формировать мотивацию к труду
|
|
Анализировать нормативные правовые акты, регламентирующие вопросы организации и содержания социальной реабилитации и абилитации лиц трудоспособного возраста
|
|
Протоколировать ход обследования, оформлять заключения по результатам реализации мероприятий социальной реабилитации (абилитации) в рамках индивидуальных программ реабилитации или абилитации инвалидов, подготавливать отчеты
|
|
Излагать профессиональную информацию в процессе межкультурного взаимодействия
|
|
Анализировать особенности социального взаимодействия с учетом национальных, этнокультурных, конфессиональных особенностей
|
|
Обосновывать практическую и теоретическую значимость полученных результатов социальной реабилитации (абилитации) лиц трудоспособного возраста
|
|
Необходимые знания
|
Нормативные правовые акты Российской Федерации в области реабилитации (абилитации), социальной защиты и социального обслуживания граждан, охраны здоровья, разработки и реализации индивидуальной программы реабилитации и абилитации инвалида, опеки и попечительства, национальные стандарты в области реабилитации (абилитации), международная классификация функционирования, ограничений жизнедеятельности и здоровья
|
Нормативные правовые акты Российской Федерации в области трудового, гражданского и семейного законодательства, в том числе защиты персональных данных
|
|
Общероссийский базовый (отраслевой) перечень (классификатор) государственных и муниципальных услуг, оказываемых физическим лицам
|
|
Критерии оценки методов мобилизации внутренних и внешних ресурсов лиц трудоспособного возраста в социальной реабилитации (абилитации)
|
|
Основные междисциплинарные знания о реабилитационной среде
|
|
Основные направления социальной реабилитации и абилитации лиц трудоспособного возраста
|
|
Основы диагностики лиц, имеющих ограничения жизнедеятельности, и условий, которые нарушают или могут нарушить их жизненную ситуацию, реабилитационные стратегии работы с данной категорией лиц
|
|
Основные направления паллиативной помощи лицам трудоспособного возраста
|
|
Методы и процедуры диагностики и оценки условий жизнедеятельности лиц трудоспособного возраста
|
|
Основные принципы подбора методов социальной реабилитации (абилитации) с учетом их реабилитационного потенциала, основные (в том числе инновационные) методы профессиональной, социально-средовой, социально-психологической, социально-педагогической, социально-бытовой и социокультурной реабилитации (абилитации)
|
|
Методы коррекции эмоционально-волевых нарушений, поведенческих реакций и основы возрастной психологии
|
|
Психологические методы развития волевых качеств личности
|
|
Техники и приемы самообслуживания и персонального ухода
|
|
Методы и способы разрешения конфликтных ситуаций
|
|
Техники общения с лицами трудоспособного возраста с ограниченными возможностями здоровья (сенсорными, психическими нарушениями), этика общения с инвалидами с различными ограничениями жизнедеятельности
|
|
Требования к отчетности, периодичности, качеству и условиям оказания реабилитационной помощи в психологии, социальной работе, медицине и смежных областях
|
|
Методика обучения пользованию техническими средствами реабилитации, передвижению
|
|
Методы эргономики
|
|
Методы психосоциального тренинга, ведения групп психологической поддержки и консультирования
|
|
Требования единой системы межведомственного электронного взаимодействия
|
|
Психологические основы социального взаимодействия, направленного на решение профессиональных задач; основные принципы организации деловых контактов; основные концепции взаимодействия людей в организации, особенности диадического взаимодействия
|
|
Перечень и виды технических средств реабилитации
|
|
Технологии мониторинга и оценки результатов социальной реабилитации (абилитации)
|
|
Локальные нормативные акты и способы их заполнения (ведения), согласования и принятия
|
|
Другие характеристики
|
Соблюдение правил профессиональной этики
|
3.1.3. Трудовая функция
Наименование
|
Социальная реабилитация и абилитация лиц пенсионного возраста
|
Код
|
A/03.6
|
Уровень (подуровень) квалификации
|
6
|
Происхождение трудовой функции
|
Оригинал
|
X
|
Заимствовано из оригинала
|
||
Код оригинала
|
Регистрационный номер профессионального стандарта
|
Трудовые действия
|
Проведение экспертной диагностики и оценки условий, которые ухудшают или могут ухудшить жизненную ситуацию лиц пенсионного возраста, анализ степени выраженности ограничений категорий жизнедеятельности у инвалидов посредством изучения индивидуальных программ реабилитации или абилитации инвалидов
|
Проведение оценки реабилитационного (абилитационного) потенциала лиц пенсионного возраста, уточнение реабилитационного (абилитационного) потенциала инвалидов пенсионного возраста с учетом рекомендаций в индивидуальных программах реабилитации или абилитации инвалидов, проведение оценки ресурсов их окружения, участие в определении возможности получения ими услуг по реабилитации (абилитации) в домашних условиях
|
|
Определение цели и задач социальной реабилитации (абилитации) лиц пенсионного возраста
|
|
Составление перечня мероприятий социальной реабилитации (абилитации) лиц пенсионного возраста
|
|
Определение прогноза социальной реабилитации (абилитации) лиц пенсионного возраста, уточнение прогноза социальной реабилитации (абилитации) инвалидов пенсионного возраста с учетом рекомендаций в индивидуальных программах реабилитации или абилитации инвалидов
|
|
Ознакомление лиц пенсионного возраста с инфраструктурой населенного пункта
|
|
Обсуждение адекватности мероприятий социальной реабилитации (абилитации) лиц пенсионного возраста на конференциях (консилиумах) междисциплинарной команды и составление, утверждение, коррекция, мониторинг и оценка эффективности индивидуальных программ реабилитации (абилитации)
|
|
Консультирование лиц пенсионного возраста, их окружения по разъяснению, согласованию, коррекции мероприятий социальной реабилитации (абилитации), алгоритмов и процедур их реализации
|
|
Консультирование специалистов организаций, участвующих в реализации индивидуальных программ реабилитации или абилитации инвалидов
|
|
Организация и проведение мероприятий социальной реабилитации (абилитации) лиц пенсионного возраста в рамках реализации индивидуальных программ реабилитации или абилитации инвалидов
|
|
Мониторинг и проведение оценки эффективности реализации мероприятий социальной реабилитации (абилитации) лиц пенсионного возраста в рамках реализации индивидуальных программ реабилитации или абилитации инвалидов
|
|
Разработка рекомендаций по коррекции мероприятий социальной реабилитации (абилитации) лиц пенсионного возраста по итогам реализации индивидуальных программ реабилитации или абилитации инвалидов
|
|
Подготовка заключений о видах, формах и объемах проведенных мероприятий социальной реабилитации (абилитации) и об их результатах
|
|
Обмен опытом, профессиональными знаниями с со специалистами по комплексной социальной реабилитации (абилитации)
|
|
Оформление локальных нормативных актов
|
|
Необходимые умения
|
Подбирать методы диагностики для исследования отношения лиц пенсионного возраста к своему состоянию, трудовой занятости, лечению, качеству жизни, характеру и способам решения проблем, социальных связей и отношений с семьей (близкими), интересов, хобби и повседневных занятий, мобильности, мотивации на оптимальную независимость, самопомощь
|
Проводить экспертно-реабилитационную диагностику и оценку условий, которые ухудшают или могут ухудшить жизненную ситуацию лиц пенсионного возраста
|
|
Оценивать потенциал социальной реабилитации (абилитации) лиц пенсионного возраста, потенциал социальной реабилитации (абилитации) инвалидов пенсионного возраста с учетом рекомендаций в индивидуальных программах реабилитации или абилитации инвалидов, оценивать ресурсы их окружения, возможность получения ими услуг по реабилитации (абилитации) в домашних условиях, выявлять факторы риска
|
|
Определять цели и задачи социальной реабилитации (абилитации) лиц пенсионного возраста
|
|
Определять перечень, приоритетность и очередность выполнения мероприятий социальной реабилитации (абилитации) лиц пенсионного возраста
|
|
Прогнозировать результаты социальной реабилитации (абилитации) на основе оценки внутренних и внешних ресурсов лиц пенсионного возраста, реабилитационной инфраструктуры территории
|
|
Осуществлять общение с лицами пенсионного возраста, мотивировать их самих и их окружение на активное участие в мероприятиях по социальной реабилитации (абилитации)
|
|
Работать в междисциплинарной команде
|
|
Подбирать методы социально-психологической, социально-педагогической, социокультурной, социально-средовой реабилитации (абилитации), социально-бытовой адаптации, исходя из актуального состояния лиц пенсионного возраста, а для инвалидов с учетом рекомендаций в индивидуальных программах реабилитации или абилитации инвалидов
|
|
Мобилизовывать личностные ресурсы лиц пенсионного возраста, направленные на поддержание их социальных связей, интереса к повседневным занятиям или определение новых, требующих доступных усилий и позитивного взаимодействия с микросоциумом
|
|
Проводить консультирование лиц пенсионного возраста, направленное на самоосознание, переосмысление собственной жизни, самоопределение, поддержку на основных этапах приспособления к мысли о смерти, снижение страха смерти
|
|
Проводить профилактику синдрома эмоционального выгорания у членов семьи, лиц, осуществляющих уход
|
|
Применять методы индивидуального, группового, семейного, профессионального консультирования
|
|
Реализовывать мероприятия социальной реабилитации (абилитации) с учетом актуального состояния здоровья и ограничений жизнедеятельности, психологического и социального статуса, возраста, образования лиц пенсионного возраста
|
|
Разрабатывать рекомендации и проводить консультирование по вопросам преодоления психологических барьеров при использовании реабилитационного оборудования, психологической адаптации к техническим средствам реабилитации
|
|
Проводить мониторинг и оценку индивидуального прогресса лиц пенсионного возраста, эффективности результатов реализации мероприятий социальной реабилитации (абилитации) в рамках реализации индивидуальных программ реабилитации или абилитации инвалидов
|
|
Анализировать нормативные правовые акты, регламентирующие вопросы организации и содержания социальной реабилитации и абилитации
|
|
Протоколировать ход обследования, оформлять заключения по результатам реализации мероприятий социальной реабилитации (абилитации) в рамках индивидуальной программы реабилитации или абилитации инвалида, подготавливать отчеты
|
|
Излагать профессиональную информацию в процессе межкультурного взаимодействия
|
|
Анализировать особенности социального взаимодействия с учетом национальных, этнокультурных, конфессиональных особенностей
|
|
Обосновывать практическую и теоретическую значимость полученных результатов социальной реабилитации (абилитации) лиц пенсионного возраста
|
|
Необходимые знания
|
Нормативные правовые акты Российской Федерации в области реабилитации (абилитации), социальной защиты и социального обслуживания граждан, охраны здоровья, разработки и реализации индивидуальной программы реабилитации и абилитации инвалида, опеки и попечительства, дополнительных гарантий, национальные стандарты в области реабилитации (абилитации), международная классификация функционирования, ограничений жизнедеятельности и здоровья
|
Нормативные правовые акты Российской Федерации в области трудового, гражданского и семейного законодательства, защиты персональных данных
|
|
Общероссийский базовый (отраслевой) перечень (классификатор) государственных и муниципальных услуг, оказываемых физическим лицам
|
|
Критерии оценки и методы мобилизации внутренних и внешних ресурсов лиц пенсионного возраста в социальной реабилитации (абилитации)
|
|
Особенности формирования реабилитационной среды для лиц пенсионного возраста
|
|
Основы социальной реабилитации (абилитации) лиц пенсионного возраста
|
|
Основы паллиативной помощи лицам пенсионного возраста
|
|
Основы диагностики лиц пенсионного возраста, имеющих ограничения жизнедеятельности, и условия, которые нарушают или могут нарушить их жизненную ситуацию, реабилитационные стратегий работы с данной категорией лиц
|
|
Методы и процедуры диагностики и оценки условий жизнедеятельности у лиц пенсионного возраста
|
|
Основные принципы подбора методов социальной реабилитации (абилитации) лиц пенсионного возраста с учетом их реабилитационного (абилитационного) потенциала, основные (в том числе инновационные) методы социально-психологической, социально-педагогической, социокультурной, профессиональной, социально-средовой, социально-бытовой реабилитации (абилитации)
|
|
Техники и приемы самообслуживания и персонального ухода
|
|
Методы и способы разрешения конфликтных ситуаций
|
|
Техники общения с лицами пенсионного возраста с ограниченными возможностями здоровья (в том числе с сенсорными, психическими нарушениями), этика общения с инвалидами с различными ограничениями жизнедеятельности
|
|
Требования к отчетности, периодичности, качеству и условиям оказания реабилитационной помощи в психологии, социальной работе, медицине и смежных областях
|
|
Методика обучения пользованию техническими средствами реабилитации, передвижению
|
|
Методы эргономики
|
|
Методы психосоциального тренинга, ведения групп психологической поддержки и консультирования
|
|
Требования единой системы межведомственного электронного взаимодействия
|
|
Психологические основы социального взаимодействия, направленного на решение профессиональных задач; основные принципы организации деловых контактов; основные концепции взаимодействия людей в организации, особенности диадического взаимодействия
|
|
Технические средства реабилитации лиц пенсионного возраста
|
|
Технологии мониторинга и оценки результатов социальной реабилитации (абилитации)
|
|
Локальные нормативные акты и способы их заполнения (ведения согласования и принятия
|
|
Другие характеристики
|
Соблюдение правил профессиональной этики
|
3.2. Обобщенная трудовая функция
Наименование
|
Организация деятельности по социальной реабилитации и абилитации
|
Код
|
B
|
Уровень квалификации
|
7
|
Происхождение обобщенной трудовой функции
|
Оригинал
|
X
|
Заимствовано из оригинала
|
||
Код оригинала
|
Регистрационный номер профессионального стандарта
|
Возможные наименования должностей, профессий
|
Руководитель службы
Руководитель реабилитационного подразделения
Куратор реабилитационной (абилитационной) программы
|
Требования к образованию и обучению
|
Высшее образование
|
Требования к опыту практической работы
|
Не менее трех лет по профилю профессиональной деятельности
|
Особые условия допуска к работе
|
К трудовой деятельности с участием несовершеннолетних не допускаются лица, имеющие или имевшие судимость, а равно и подвергавшиеся уголовному преследованию (за исключением лиц, уголовное преследование в отношении которых прекращено по реабилитирующим основаниям) за преступления, состав и виды которых установлены законодательством Российской Федерации
Отсутствие заболеваний, предусмотренных перечнем, утверждаемым федеральным органом исполнительной власти, который осуществляет функции по выработке государственной политики и нормативному правовому регулированию в области здравоохранения
|
Другие характеристики
|
Рекомендуется дополнительное профессиональное образование - программы повышения квалификации не реже одного раза в пять лет
|
Дополнительные характеристики
Наименование документа
|
Код
|
Наименование базовой группы, должности (профессии) или специальности
|
ОКЗ
|
2634
|
Психологи
|
ЕКС
|
-
|
Психолог
|
-
|
Начальник реабилитационно-оздоровительного центра
|
|
ОКПДТР
|
25883
|
Психолог
|
26588
|
Специалист по социальной работе
|
|
ОКСО
|
5.37.03.01
|
Психология
|
5.37.04.01
|
Психология
|
|
5.37.05.01
|
Клиническая психология
|
|
6.39.03.02
|
Социальная работа
|
|
5.39.04.02
|
Социальная работа
|
|
6.44.03.02
|
Психолого-педагогическое образование
|
|
6.44.04.02
|
Психолого-педагогическое образование
|
|
6.44.03.03
|
Специальное (дефектологическое) образование
|
|
6.44.04.03
|
Специальное (дефектологическое) образование
|
|
6.44.05.01
|
Педагогика и психология девиантного поведения
|
3.2.1. Трудовая функция
Наименование
|
Организация реабилитационного (абилитационного) случая и управление им
|
Код
|
B/01.7
|
Уровень (подуровень) квалификации
|
7
|
Происхождение трудовой функции
|
Оригинал
|
X
|
Заимствовано из оригинала
|
||
Код оригинала
|
Регистрационный номер профессионального стандарта
|
Трудовые действия
|
Информирование населения о целях, задачах, методах и мероприятиях социальной реабилитации (абилитации)
|
Организация комплексной квалификации реабилитационного случая
|
|
Определение состава междисциплинарной команды в соответствии с реабилитационным (абилитационным) случаем, обеспечение ее участия в работе в рамках реабилитационного (абилитационного) случая
|
|
Координирование и управление деятельностью междисциплинарной команды по разработке индивидуальных программ реабилитации или абилитации инвалидов (детей-инвалидов)
|
|
Определение комплекса мероприятий социальной реабилитации (абилитации)
|
|
Организация и проведение конференций (консилиумов) междисциплинарной команды по обсуждению эффективных практик по социальной реабилитации (абилитации) и составлению, коррекции, утверждению, мониторингу и оценке эффективности индивидуальных программ реабилитации или абилитации инвалидов (детей-инвалидов)
|
|
Оформление локальных нормативных актов в соответствии с задачами социальной реабилитации (абилитации)
|
|
Организация и управление работой реабилитационной команды, реализующей мероприятия по социальной реабилитации (абилитации) и оценка результатов ее деятельности
|
|
Организация обеспечения лиц, в отношении которых осуществляются мероприятия по социальной реабилитации (абилитации), необходимым оборудованием, техническими средствами реабилитации
|
|
Организация обеспечения доступа несовершеннолетних лиц, лиц трудоспособного возраста и лиц пенсионного возраста к мероприятиям социальной реабилитации (абилитации)
|
|
Организация оценки уровня изменений в состоянии здоровья и (или) жизненной ситуации в соответствии с прогнозными показателями, при необходимости корректировка перечня мероприятий социальной реабилитации (абилитации), в том числе в рамках индивидуальных программ реабилитации или абилитации инвалидов (детей-инвалидов)
|
|
Выяснение удовлетворенности лица, в отношении которого осуществляются мероприятия по социальной реабилитации (абилитации), и его ближайшего окружения достигнутыми результатами социальной реабилитации (абилитации)
|
|
Выявление и разрешение спорных вопросов, возникающих в ходе проведения мероприятий социальной реабилитации (абилитации)
|
|
Организация переоценки мероприятий социальной реабилитации (абилитации), если не удалось достигнуть прогнозных показателей индивидуальных программ реабилитации или абилитации инвалидов (детей-инвалидов)
|
|
Рассмотрение жалоб лиц, в отношении которых осуществляются мероприятия по социальной реабилитации (абилитации)
|
|
Оценивание соответствия рекомендаций специалистов междисциплинарной команды для завершения проведения мероприятий социальной ребилитации (абилитации)
|
|
Оценивание инфраструктуры населенного пункта в целях обеспечения работы по поддержке несовершеннолетних лиц, лиц трудоспособного возраста и лиц пенсионного возраста по завершении мероприятий социальной реабилитации (абилитации)
|
|
Организация поддержки несовершеннолетних лиц, лиц трудоспособного возраста и лиц пенсионного возраста по завершении мероприятий социальной реабилитации (абилитации)
|
|
Мониторинг результатов социальной реабилитации после завершения мероприятий социальной реабилитации (абилитации)
|
|
Проверка отчетов специалистов по завершении проведения мероприятий социальной реабилитации (абилитации), документирование хода и результатов социальной реабилитации (абилитации)
|
|
Планирование деятельности по выполнению мероприятий социальной реабилитации (абилитации)
|
|
Разработка методических материалов по внедрению инновационных технологий и методов социальной реабилитации (абилитации)
|
|
Необходимые умения
|
Анализировать информацию об ограничениях жизнедеятельности, личных особенностях, жизненной ситуации лиц, в отношении которых осуществляются мероприятия по социальной реабилитации (абилитации)
|
Оценивать и учитывать уровень достоверности и полноты собранной информации
|
|
Выявлять провоцирующие факторы (условия), которые могут оказать влияние на ход и результаты социальной реабилитации (абилитации)
|
|
Привлекать, аккумулировать, мобилизовывать ресурсы межведомственной реабилитационной инфраструктуры для решения задач социальной реабилитации (абилитации)
|
|
Проводить переговоры и согласовывать главные цели, задачи, мероприятия индивидуальных программ реабилитации или абилитации инвалидов (детей-инвалидов) со всеми участниками, организовывать продуктивное взаимодействие в междисциплинарной команде
|
|
Оценивать уровень соответствия используемых методов социальной реабилитации (абилитации) актуальному состоянию гражданина, уровню его реагирования, развития (регресса), возраста, образования, социального статуса, дееспособности
|
|
Проводить мероприятия, соответствующие потребностям здоровья лиц, в отношении которых осуществляются мероприятия по социальной реабилитации (абилитации), с соблюдением мер физической, психологической, социальной безопасности, обеспечивать профилактику инфицирования, психических травм и других травмирующих обстоятельств
|
|
Собирать информацию о ходе процесса социальной реабилитации (абилитации) от всех участников реабилитационного процесса, выяснять мнение лиц, в отношении которых осуществляются мероприятия по социальной реабилитации (абилитации), о качестве и объеме проводимых мероприятий социальной реабилитации (абилитации)
|
|
Мотивировать лиц, в отношении которых осуществляются мероприятия по социальной реабилитации (абилитации), (законных (уполномоченных) представителей) на активное участие в реабилитационном (абилитационном) процессе, вырабатывание собственной ответственной позиции
|
|
Обсуждать с лицами, в отношении которых осуществляются мероприятия по социальной реабилитации (абилитации), и значимыми членами их окружения ограничения и ресурсы, пользоваться способами мобилизации ресурсов
|
|
Диагностировать уровни риска, связанного с состоянием здоровья, социальной и психологической дезадаптацией
|
|
Применять методы конфликтологии для урегулирования отношений и согласования индивидуальных программ со всеми участниками
|
|
Анализировать информацию, полученную от получателей и поставщиков социальных услуг
|
|
Применять методы контроля объема и качества мероприятий социальной реабилитации (абилитации)
|
|
Использовать информационные технологии для автоматизации деятельности организаций, принимающих участие в процессе социальной реабилитации (абилитации)
|
|
Разрабатывать программы и проекты, направленные на повышение качества оказания мероприятий социальной реабилитации (абилитации)
|
|
Оценивать эффективность деятельности специалистов реабилитационной команды
|
|
Использовать различные виды опросов населения и экспертных опросов, направленных на выявление качества и эффективности мероприятий социальной реабилитации (абилитации)
|
|
Подготавливать презентационные и информационно-аналитические материалы, справки о деятельности по проведению мероприятий социальной реабилитации (абилитации)
|
|
Разрабатывать локальные нормативные акты о проведении мероприятий социальной реабилитации (абилитации)
|
|
Оформлять локальные нормативные акты
|
|
Необходимые знания
|
Нормативные правовые акты Российской Федерации в области социальной защиты и социального обслуживания населения, в том числе порядок разработки и реализации индивидуальной программы реабилитации и абилитации инвалида,
|
Нормативные правовые акты, выдаваемые федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы
|
|
Национальные стандарты в области предоставления социальных услуг населению
|
|
Нормативные правовые акты Российской Федерации в области трудового, гражданского и семейного законодательства, защиты персональных данных
|
|
Общероссийский базовый (отраслевой) перечень (классификатор) государственных и муниципальных услуг, оказываемых физическим лицам
|
|
Руководящие принципы, приоритеты социальной политики, оказывающие влияние на ведение реабилитационной практики
|
|
Критерии оценки реабилитационной инфраструктуры
|
|
Основы диагностики лиц с ограниченными возможностями здоровья, а также с нарушениями социализации, виды и процедуры прохождения экспертиз: временной нетрудоспособности, медико-социальной, военно-врачебной, судебно-медицинской, судебно-психиатрической, судебно-психологической, профессиональной пригодности и экспертизы связи заболевания с профессией, генетической экспертизы, качества медицинской помощи
|
|
Назначение, критерии отбора и способы использования психодиагностических методик, необходимых для обследований; показания и противопоказания к их использованию в соответствии с состоянием здоровья, возрастом, уровнем потенциального и актуального развития, образования, культуры лиц, в отношении которых осуществляются мероприятия по социальной реабилитации (абилитации); технологии мониторинга и оценки результатов социальной реабилитации (абилитации)
|
|
Основные принципы подбора методов социальной реабилитации (абилитации) с учетом реабилитационного потенциала; основные (в том числе инновационные) методы социальной реабилитации (абилитации); социальное, эмоциональное и психологическое влияние нарушений развития, приобретенных дефектов, инвалидности, последствий ранней депривации и психологической травматизации на личность
|
|
Порядок разработки и реализации индивидуальной программы реабилитации или абилитации инвалида
|
|
Способы мотивации лиц, в отношении которых осуществляются мероприятия по социальной реабилитации (абилитации), на эффективное взаимодействие со специалистами и принятие ответственности за ход и результаты реабилитации
|
|
Техники ведения переговоров и разрешения конфликтных ситуаций с лицами, в отношении которых осуществляются мероприятия по социальной реабилитации (абилитации), членами их семьей, лицами, осуществляющими уход, специалистами различных служб и организаций, представителями исполнительной, законодательной и судебной власти
|
|
Психологические основы социального взаимодействия, направленного на решение профессиональных задач; основные принципы организации деловых контактов; основные концепции взаимодействия людей в организации, особенности диадического взаимодействия
|
|
Техники общения с лицами с ограниченными возможностями здоровья (сенсорными, психическими нарушениями)
|
|
Локальные нормативные акты, необходимые для проведения мероприятий социальной реабилитации (абилитации)
|
|
Другие характеристики
|
Соблюдение правил профессиональной этики
|
3.2.2. Трудовая функция
Наименование
|
Планирование, координация и оценка реабилитационных (абилитационных) мероприятий, управление реабилитационными (абилитационными) мероприятиями
|
Код
|
B/02.7
|
Уровень (подуровень) квалификации
|
7
|
Происхождение трудовой функции
|
Оригинал
|
X
|
Заимствовано из оригинала
|
||
Код оригинала
|
Регистрационный номер профессионального стандарта
|
Трудовые действия
|
Разработка направлений, планирование деятельности учреждений по проведению мероприятий социальной реабилитации (абилитации)
|
Постановка целей и определение перечня мероприятий социальной реабилитации (абилитации)
|
|
Координация и управление проведением мероприятий социальной реабилитации (абилитации)
|
|
Руководство и координация распределения трудовых ресурсов, координация профессионального развития работников, реализующих мероприятия социальной реабилитации (абилитации)
|
|
Консультирование органов государственной власти о мерах социальной реабилитации (абилитации) по улучшению здоровья, мероприятиях и средствах социальной реабилитации (абилитации)
|
|
Взаимодействие с органами управления, представителями общественности и учреждениями для обсуждения вопросов сотрудничества и координации деятельности, в том числе в рамках межведомственного взаимодействия
|
|
Оформление локальных нормативных актов
|
|
Представительство от имени организации на переговорах с учреждениями, на съездах, семинарах, общественных слушаниях и форумах
|
|
Необходимые умения
|
Анализировать и применять государственные кодексы, а также разрабатывать процедуры исполнения нормативных правовых актов
|
Разрабатывать и реализовывать мероприятия социальной реабилитации (абилитации)
|
|
Отбирать инструментарий, средства и методы оценки и контроля качества и безопасности проведения мероприятий социальной реабилитации (абилитации)
|
|
Осуществлять руководство работой специалистов и персонала учреждения, контроль и оценку их работы
|
|
Оценивать результаты реализации мероприятий по социальной реабилитации (абилитации)
|
|
Подготавливать и вести учет, составлять отчеты о проделанной работе
|
|
Необходимые знания
|
Требования к отчетности, периодичности, качеству и условиям проведения реабилитационных (абилитационных) мероприятий в социальной сфере
|
Организация междисциплинарной реабилитационной команды, методы продуктивного командного взаимодействия, курирования и координирования работы команды
|
|
Критерии оценки эффективности реализации реабилитационных (абилитационных) мероприятий
|
|
Методы подбора, оценки квалификации и аттестации персонала
|
|
Основные принципы, типы, стратегии и тактические приемы ведения переговоров
|
|
Способы поиска профессиональной поддержки и информационных ресурсов в случае, если ситуация выходит за рамки профессиональной компетенции
|
|
Экономические, правовые, организационные основы различных видов обязательного государственного и негосударственного страхования и процедуры их оформления, возможности использования для целей и задач реабилитации
|
|
Требования единой системы межведомственного электронного взаимодействия
|
|
Технологии социального проектирования, моделирования и прогнозирования
|
|
Методы и технологии управления социальными рисками
|
|
Основы делопроизводства и документооборота
|
|
Другие характеристики
|
Правила профессиональной этики
|
3.2.3. Трудовая функция
Наименование
|
Консультирование специалистов организаций социальной сферы
|
Код
|
B/03.7
|
Уровень (подуровень) квалификации
|
7
|
Происхождение трудовой функции
|
Оригинал
|
X
|
Заимствовано из оригинала
|
||
Код оригинала
|
Регистрационный номер профессионального стандарта
|
Трудовые действия
|
Проведение обучающих семинаров, тренингов, мастер-классов для специалистов учреждений социальной сферы, а также иных организаций, реализующих мероприятия индивидуальной программы реабилитации или абилитации инвалида (ребенка-инвалида), по вопросам ведения социальной реабилитации (абилитации), организации труда
|
Консультирование и супервизия деятельности специалистов учреждений социальной сферы, а также иных организаций, реализующих мероприятия индивидуальной программы реабилитации или абилитации инвалида (ребенка-инвалида), профессиональная поддержка членов реабилитационных команд, участвующих в реализации реабилитационных (абилитационных) мероприятий
|
|
Оформление локальных нормативных актов
|
|
Необходимые умения
|
Применять основные методы супервизии, выстраивать модели ее организации и проведения в соответствии с изменяющимися потребностями специалистов и применять на практике принципы, методы и приемы супервизии
|
Наблюдать и оценивать эффективность деятельности специалиста, правильность выполнения процедур и методов в соответствии с действующими нормативными правовыми актами
|
|
Определять уровень квалификации специалиста, уровень владения им практическими навыками, оценивать качество его знаний
|
|
Подготавливать для специалистов информацию, способствующую повышению уровня их квалификации и качества реабилитационных (абилитационных) мероприятий
|
|
Применять на практике методы обучения взрослых, коучинга, повышения эффективности командного взаимодействия, профилактики профессионального выгорания
|
|
Выделять в работе специалистов малопродуктивные области профессиональной деятельности, аккумулировать усилия специалистов по их совершенствованию
|
|
Необходимые знания
|
Принципы, методы, виды, процедуры и практики супервизии в психологии, социальной работе, администрировании и смежных областях
|
Методы, способы и практики оценки знаний, умений и ценностного отношения к своей работе специалистов социальной сферы
|
|
Методологические подходы, методики и практики обучения взрослых, индивидуального наставничества, повышения эффективности командного взаимодействия, профилактики профессионального выгорания
|
|
Требования к конфиденциальности информации, хранению и оперированию персональными личными данными
|
|
Основные принципы, типы, стратегии и тактические приемы ведения переговоров
|
|
Способы поиска профессиональной поддержки и информационных ресурсов в случае, если ситуация выходит за рамки профессиональной компетенции
|
|
Другие характеристики
|
Правила профессиональной этики
|
IV. Сведения об организациях - разработчиках
профессионального стандарта
4.1. Ответственная организация-разработчик
ФГБОУ ВО "Московский государственный психолого-педагогический университет", город Москва
|
|
Ректор
|
Марголис Аркадий Аронович
|
4.2. Наименования организаций-разработчиков
1
|
Администрация муниципального округа Западное Дегунино, город Москва
|
2
|
Администрация муниципального округа Орехово-Борисово Северное, город Москва
|
3
|
АНО "Центр Новых Медицинских Технологий в Академгородке", город Новосибирск
|
4
|
АНОО ВО "Институт социального образования", город Воронеж
|
5
|
Благотворительный фонд "Надежда", город Владимир
|
6
|
БУЗ Воронежской области "Воронежский областной центр по профилактике и борьбе со СПИД и инфекционными заболеваниями", город Воронеж
|
7
|
ГАУЗ "Городская клиническая больница имени Н.И. Пирогова", город Оренбург
|
8
|
ГБО учебно-методический центр "Детство" по проблемам опеки, попечительства и социально-педагогической реабилитации детей и подростков департамента социальной защиты населения города Москвы, город Москва
|
9
|
ГБОУ "Детский дом N 59", город Москва
|
10
|
ГБОУ "Краевой психологический центр" департамента социальной защиты населения Ставропольского края
|
11
|
ГБОУ Владимирской области "Центр усыновления и опеки", город Владимир
|
12
|
ГБОУ ВПО "Омская государственная медицинская академия", город Омск
|
13
|
ГБОУ ВПО "Нижегородская государственная медицинская академия", город Нижний Новгород
|
14
|
ГБОУ ВПО "Оренбургская государственная медицинская академия", город Оренбург
|
15
|
ГБОУ ВПО "Тверская государственная медицинская академия", город Тверь
|
16
|
ГБОУ ВПО "Южно-Уральский государственный медицинский университет", город Челябинск
|
17
|
ГБОУ города Москвы "Центр психолого-медико-социального сопровождения", город Москва
|
18
|
ГБОУ для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей "Салтыковский детский дом", город Железнодорожный, Московская область
|
19
|
ГБОУ ДПО "Новокузнецкий государственный институт усовершенствования врачей", город Новокузнецк, Кемеровская область - Кузбасс
|
20
|
ГБУ кризисный центр для женщин "Надежда", город Москва
|
21
|
ГБУ "Городской ресурсный центр поддержки семьи и детства "Отрадное", город Москва
|
22
|
ГБУ "СРЦ для несовершеннолетних "Хорошево-Мневники", город Москва
|
23
|
ГБУ Владимирской области "Центр усыновления и опеки", город Владимир
|
24
|
ГБУ города Москвы "Центр содействия семейному воспитанию "Наш дом", город Москва
|
25
|
ГБУВУ "Социальный приют для детей и подростков", деревня Радужная, Московская область
|
26
|
ГБУЗ "Городская детская клиническая больница N 13 имени Н.Ф. Филатова", город Москва
|
27
|
ГБУЗ "Городская поликлиника N 22", город Москва
|
28
|
ГБУЗ "Детская городская клиническая больница N 9 имени Г.Н. Сперанского", город Москва
|
29
|
ГБУЗ "Детская поликлиника N 32", город Москва
|
30
|
ГБУЗ Нижегородской области "Детская городская клиническая больница N 1", город Нижний Новгород
|
31
|
ГБУЗ Нижегородской области "Лысковская центральная районная больница", город Лысково, Нижегородская область
|
32
|
ГКОУ "Детский дом N 1", город Кострома
|
33
|
ГКОУ КО "Центр содействия семейному устройству и сопровождения", город Калуга
|
34
|
ГКУ "Детский дом-интернат для умственно отсталых детей N 21" Департамента социальной защиты населения, город Москва
|
35
|
ГКУ "Камешковский детский дом" город Камешково, Владимирская область
|
36
|
ГКУ РС (Я) "Центр развития семейного устройства и социализации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", город Якутск, Республика Саха (Якутия)
|
37
|
ГКУЗ Пермского края "Пермский краевой центр по профилактике и борьбе с СПИД и инфекционными заболеваниями", город Пермь
|
38
|
ГОУ ВО Московской области "Московский государственный областной университет"
|
39
|
ГУ "Тверской областной центр социальной помощи семье и детям", город Тверь
|
40
|
ГУЗ "Областной центр по профилактике и борьбе со СПИД и инфекционными заболеваниями", город Ульяновск
|
41
|
Департамент образования Кировской области, город Киров
|
42
|
Департамент социальной защиты населения опеки и попечительства Костромской области
|
43
|
ЗАО "Сандоз", город Москва
|
44
|
Институт труда и социального страхования ФГБОУ ВПО "Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации", город Москва
|
45
|
МБЛПУ "Зональный перинатальный центр", город Новокузнецк, Кемеровская область
|
46
|
Министерство образования Оренбургской области, город Оренбург
|
47
|
Министерство образования Хабаровского края, город Хабаровск
|
48
|
Министерство социального развития Пермского края, город Пермь
|
49
|
Министерство социальной политики Свердловской области, город Екатеринбург
|
50
|
МЛПУ "Городская клиническая больница N 39", город Нижний Новгород
|
51
|
ММЛПУ "Городская Поликлиника N 8", город Тюмень
|
52
|
МОУ "Удельнинский специальный (коррекционный) детский дом для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", город Раменское, Московская область
|
53
|
МУ "Центр психолого-медицинской и социальной помощи "Доверие", город Ярославль
|
54
|
ГКУ Московской области Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи, Московская область, Люберецкий район, поселок Малаховка
|
55
|
Нижегородский институт управления - филиал ФГБОУ ВПО "Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации", город Нижний Новгород
|
56
|
НИИ акушерства и педиатрии ФГБОУ ВО "Ростовский государственный медицинский университет" Министерства здравоохранения Российской Федерации, город Ростов-на-Дону
|
57
|
НОУ ВПО "Московский психолого-социальный университет", город Москва
|
58
|
НОУ ВПО "Столичная финансово-гуманитарная академия", город Москва
|
59
|
Общероссийская общественная организация "Федерация психологов образования России", город Москва
|
60
|
Одинцовское зональное объединение Областного центра сопровождения замещающих семей Московской области ГОУ ВПО "Московский государственный областной социально-гуманитарный институт", город Одинцово, Московская область
|
61
|
ООО "Тонус КРОХА", город Нижний Новгород
|
62
|
ООО МЭДИС, город Москва
|
63
|
Отдел опеки и попечительства администрации МО "Вельский муниципальный район", город Вельск, Архангельская область
|
64
|
Отдел опеки и попечительства Министерства образования Московской области по Коломенскому муниципальному району, город Коломна, Московская область
|
65
|
Отдел опеки и попечительства по Ступинскому району Московской области, город Ступино, Московская область
|
66
|
Отдел охраны прав несовершеннолетних комитет по образованию администрации, город Мурманск
|
67
|
ПСУ СРЦ "Красносельский" ЦАО Москвы, город Москва
|
68
|
РОО содействия развитию социальной инициативы "Общество детям", город Москва
|
69
|
Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних ВАО, город Москва
|
70
|
Ступинское зональное объединение Областного центра сопровождения замещающих семей Московской области ГОУ ВПО "Московский государственный областной социально-гуманитарный институт", город Ступино, Московская область
|
71
|
Управление опеки и попечительства Министерства образования по Воскресенскому муниципальному району, город Воскресенск
|
72
|
Управление социальной защиты населения района Хамовники города Москвы, город Москва
|
73
|
Учреждение Российской академии наук "Институт иммунологии и физиологии" Уральского отделения РАН, город Екатеринбург
|
74
|
Учреждение Российской академии наук "Институт экологии и генетики микроорганизмов" Уральского отделения РАН, город Пермь
|
75
|
ФГАОУ ВПО "Балтийский федеральный университет имени Иммануила Канта", город Калининград
|
76
|
ФГБОУ ВО "Уральский государственный педагогический университет", город Екатеринбург
|
77
|
ФГБОУ ВПО "Волгоградский государственный социально-педагогический университет", город Волгоград
|
78
|
ФГБОУ ВПО "Нижегородский государственный университет имени Н.И. Лобачевского", город Нижний Новгород
|
79
|
ФГБУ "Всероссийский научно-исследовательский институт труда" Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации, город Москва
|
80
|
ФГБУ "Ивановский научно-исследовательский институт материнства и детства имени В.Н. Городкова", город Иваново
|
81
|
ФГБУ "Научно-исследовательский институт эпидемиологии и микробиологии имени почетного академика Н.Ф. Гамалеи", город Москва
|
82
|
ФГБУ "Нижегородский НИИ детской гастроэнтерологии", город Нижний Новгород
|
83
|
ФГБУ "НИИ клинической иммунологии" Сибирского отделения РАМН, город Новосибирск
|
84
|
ФГБУ "НИИ молекулярной биологии и биофизики" Сибирского отделения РАМН, город Новосибирск
|
85
|
ФГБУ "Новосибирский научно-исследовательский институт травматологии и ортопедии имени Я.Л. Цивьяна", город Новосибирск
|
86
|
ФГБУ "Санкт-Петербургский научно-практический центр медико-социальной экспертизы, протезирования и реабилитации инвалидов имени Г.А. Альбрехта" Минтруда России, город Санкт-Петербург
|
87
|
ФГБУ "Федеральное бюро медико-социальной экспертизы" Минтруда России
|
88
|
ФГНУ "Институт семьи и воспитания", город Москва
|
89
|
ФГУП "Государственный научно-исследовательский институт особо чистых биопрепаратов", город Санкт-Петербург
|
90
|
Центр по развитию семейных форм устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей ТОГБУ "Мы ради будущего", город Тамбов
|
91
|
Центр сопровождения замещающих семей ГОУ ВПО "Московский государственный областной социально-гуманитарный институт", город Коломна, Московская область
|
--------------------------------
<1> Общероссийский классификатор занятий.
<2> Статья 351.1 Трудового кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 1, ст. 3; 2015, N 29, ст. 4363).
<3> Постановление Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 28 апреля 1993 г. N 377 "О реализации Закона Российской Федерации "О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании" (Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации, 1993, N 18, ст. 1602; 2002, N 39, ст. 3796).
<4> Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих.
<5> Общероссийский классификатор профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов.
<6> Общероссийский классификатор специальностей по образованию.