См. Документы Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации

МИНИСТЕРСТВО ТРУДА И СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПРИКАЗ
от 15 декабря 2020 г. N 893

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ
О ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ПОДСИСТЕМЕ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ
НАСЕЛЕНИЯ, ПОСТРАДАВШЕГО ОТ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ,
ЕДИНОЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СИСТЕМЫ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ
И ЛИКВИДАЦИИ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ

В соответствии с пунктом 1 статьи 18 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", пунктом Положения о единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2003 г. N 794, пунктом 1 и подпунктом 5.11(1) пункта 5 Положения о Министерстве труда и социальной защиты Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 19 июня 2012 г. N 610, а также в целях совершенствования работы в области социальной защиты населения, пострадавшего от чрезвычайных ситуаций, приказываю:

1. Утвердить Положение о функциональной подсистеме социальной защиты населения, пострадавшего от чрезвычайных ситуаций, единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций согласно приложению.

2. Признать утратившим силу приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 29 июля 2013 г. N 332 "Об утверждении Положения о функциональной подсистеме социальной защиты населения, пострадавшего от чрезвычайных ситуаций, единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций".

3. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на первого заместителя Министра труда и социальной защиты Российской Федерации А.В. Вовченко.

Министр
А.О.КОТЯКОВ

Приложение
к приказу Министерства труда
и социальной защиты
Российской Федерации
от "__" ________ 2020 г. N ______

ПОЛОЖЕНИЕ
О ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ПОДСИСТЕМЕ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ
НАСЕЛЕНИЯ, ПОСТРАДАВШЕГО ОТ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ,
ЕДИНОЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СИСТЕМЫ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ
И ЛИКВИДАЦИИ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ

I. Общие положения

1. Настоящее Положение определяет порядок организации работы функциональной подсистемы социальной защиты населения, пострадавшего от чрезвычайных ситуаций, единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее - Функциональная подсистема).

Функциональная подсистема создается Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации (далее - Министерство) согласно Перечню создаваемых федеральными органами исполнительной власти (уполномоченными организациями) функциональных подсистем единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, установленному в приложении к Положению о единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее - РСЧС), утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2003 г. N 794 "О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций" (далее - постановление Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2003 г. N 794).

2. Правовыми основами деятельности Функциональной подсистемы являются:

Федеральный закон от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера";

Положение о единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2003 г. N 794;

Положение о Министерстве труда и социальной защиты Российской Федерации, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 19 июня 2012 г. N 610 "Об утверждении положения о Министерстве труда и социальной защиты Российской Федерации".

3. Организация деятельности Функциональной подсистемы осуществляется в соответствии с компетенцией Министерства путем объединения координационного органа, органов управления, сил и средств, резервов финансовых и материальных ресурсов, системы связи, оповещения и информационного обеспечения по вопросам социальной защиты населения, обеспечения согласованности действий Федеральной службы по труду и занятости, Пенсионного фонда Российской Федерации и Фонда социального страхования Российской Федерации (далее соответственно - Роструд, ПФР и ФСС), их территориальных органов и подведомственных Министерству организаций (далее - организации) по оперативному осуществлению мероприятий по социальной защите населения, пострадавшего от чрезвычайных ситуаций, в пределах полномочий, возложенных на них соответствующими нормативными правовыми актами.

На федеральном уровне организация деятельности Функциональной подсистемы включает в себя комплекс организационно-правовых, организационно-технических и распорядительных мероприятий, сил и средств, обеспечивающих достижение целей Функциональной подсистемы и решение поставленных задач по социальной защите населения, пострадавшего от чрезвычайных ситуаций.

На иных уровнях организация деятельности Функциональной подсистемы включает в себя совокупность действий (мероприятий), направленных на получение (прием и сбор) сведений об обстановке, их передаче, обработке и обобщению в качестве исходных данных для принятия соответствующих решений на осуществление практических мероприятий по социальной защите населения, пострадавшего от чрезвычайных ситуаций.

II. Цели, задачи и функции Функциональной подсистемы

4. Основными целями Функциональной подсистемы являются:

достижение максимальной эффективности результатов деятельности в области социальной защиты населения, пострадавшего от чрезвычайных ситуаций, в соответствии с компетенцией Министерства, Роструда, ПФР и ФСС, их территориальных органов и организаций;

поддержание необходимой готовности Министерства, Роструда, ПФР и ФСС, их территориальных органов и организаций к оперативному осуществлению мероприятий по социальной защите населения, пострадавшего от чрезвычайных ситуаций, в пределах полномочий, возложенных на них соответствующими нормативными правовыми актами.

5. Основными задачами Функциональной подсистемы являются:

обеспечение своевременной выплаты пенсий, пособий, компенсаций и иных социальных выплат гражданам, проживающим в районах, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации;

обеспечение проведения медико-социальной экспертизы граждан в условиях чрезвычайной ситуации;

обеспечение граждан, пострадавших от чрезвычайной ситуации, протезно-ортопедической помощью и техническими средствами реабилитации и абилитации.

6. К основным мероприятиям Функциональной подсистемы относятся:

оперативное представление информации о выявленных угрозах возникновения чрезвычайных ситуаций (источниках чрезвычайных ситуаций) в соответствующие органы управления РСЧС для организации оперативного реагирования на них;

сбор и обработка информации о социальной защите населения, пострадавшего от чрезвычайных ситуаций;

подготовка предложений по разработке методических и иных нормативных правовых актов в области социальной защиты населения, пострадавшего от чрезвычайных ситуаций;

обеспечение готовности Функциональной подсистемы к действиям по осуществлению социальной защиты населения, пострадавшего от чрезвычайных ситуаций;

участие в осуществлении социальной защиты населения, пострадавшего от чрезвычайных ситуаций, с учетом развития системы управления РСЧС и перехода к реагированию на конкретные виды угроз в соответствии с компетенцией Министерства, Роструда, ПФР, ФСС и организаций.

III. Организация управления Функциональной подсистемой

7. Руководство Функциональной подсистемой осуществляется Министром труда и социальной защиты Российской Федерации.

Функциональная подсистема действует на федеральном, межрегиональном и региональном уровнях.

На федеральном уровне поставленные перед Функциональной подсистемой цели и задачи достигаются и исполняются департаментами Министерства, Рострудом, ПФР и ФСС в соответствии с их компетенцией.

На межрегиональном и региональном уровне цели и задачи Функциональной подсистемы достигаются и исполняются территориальными органами Роструда, ПФР и ФСС, а также подведомственными Министерству организациями, осуществляющими функцию по социальной защите населения.

8. Координационным органом Функциональной подсистемы является комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности Министерства (далее - Комиссия), создаваемая в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2003 г. N 794.

9. Постоянно действующими органами управления Функциональной подсистемы являются:

на федеральном уровне - департаменты Министерства, осуществляющие в рамках своей компетенции функции по решению задач социальной поддержки населения, пострадавшего от чрезвычайных ситуаций, а также Роструд, ПФР и ФСС в пределах полномочий, возложенных на них по социальной поддержке населения;

на межрегиональном и региональном уровне - территориальные органы Роструда, ПФР и ФСС, а также организации в пределах возложенных на них полномочий по социальной поддержке населения.

IV. Силы и средства Функциональной подсистемы

10. К силам, привлекаемым к реализации задач Функциональной подсистемы, относятся специально подготовленные федеральные государственные гражданские служащие Министерства, Роструда, а также работники ПФР и ФСС, их территориальных органов и организаций.

Для выполнения задач Функциональной подсистемы в условиях чрезвычайных ситуаций используются резервы финансовых и материальных ресурсов Министерства, Роструда, ПФР и ФСС, их территориальных органов и организаций.

V. Режимы функционирования Функциональной подсистемы
и мероприятия, проводимые органами управления и силами

11. Функциональная подсистема функционирует в следующих режимах:

а) повседневной деятельности - при отсутствии угрозы возникновения чрезвычайной ситуации;

б) повышенной готовности - при угрозе возникновения чрезвычайной ситуации;

в) чрезвычайной ситуации - при возникновении и ликвидации чрезвычайной ситуации.

12. Мероприятия Функциональной подсистемы в режиме повседневной деятельности включают:

обмен информацией об угрозе возникновения или возникновении чрезвычайной ситуации;

оперативный анализ предкризисной обстановки в социальной сфере на основе сбора статистических и иных информационных сведений о социально-экономической обстановке в районах прогнозируемой чрезвычайной ситуации;

координацию с Рострудом, ПФР, ФСС и организациями совместных действий по осуществлению социальной защиты населения в случае возникновения чрезвычайной ситуации;

формирование состава рабочих групп;

участие в комплексных учениях органов управления и сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;

разработку методических рекомендаций и иных нормативных правовых актов в области социальной защиты населения, пострадавшего от чрезвычайных ситуаций;

изучение и использование международного опыта социальной поддержки граждан, пострадавших в результате чрезвычайных ситуаций.

13. Мероприятия Функциональной подсистемы в режиме повышенной готовности включают:

оповещение в установленном порядке о введении режима повышенной готовности руководства Министерства, членов рабочих групп и других федеральных государственных гражданских служащих Министерства, Роструда, а также работников ПФР, ФСС и организаций, привлекаемых к решению задач по социальной защите населения, пострадавшего от чрезвычайных ситуаций;

определение состава рабочих групп для возможного выезда в район прогнозируемой чрезвычайных ситуаций, предварительная постановка первоочередных задач;

ориентирование Роструда, ПФР, ФСС и организаций на необходимость повышения их готовности к осуществлению мер по социальной защите населения при возникновении чрезвычайной ситуации;

уточнение системы управления, связи и взаимодействия между Министерством, Рострудом, ПФР, ФСС и организациями по вопросам социальной защиты населения в условиях прогнозируемой чрезвычайной ситуации.

14. Мероприятия Функциональной подсистемы в режиме чрезвычайной ситуации включают:

сбор и организацию работы членов рабочих групп;

сбор, обобщение, анализ и представление руководству Министерства информации о гражданах, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации;

подготовку Министерством, Рострудом, ПФР, ФСС и организациями предложений о характере и объеме восстановления нарушенной при чрезвычайной ситуации системы социальной защиты населения;

установление взаимодействия Министерства, Роструда, ПФР, ФСС и организаций с координационными структурами заинтересованных федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, создаваемыми для решения задач по ликвидации последствий чрезвычайной ситуации;

сбор, обобщение и анализ информации о динамике социальных последствий чрезвычайной ситуации, объеме и эффективности мер, принимаемых по социальной защите населения, пострадавшего от чрезвычайной ситуации;

направление рабочих групп в районы чрезвычайной ситуации с целью координации действий по социальной защите населения, пострадавшего от чрезвычайной ситуации;

восстановление нарушенных вследствие чрезвычайной ситуации систем пенсионного обеспечения, осуществления социальных выплат, предоставления социальных услуг и выплат в возмещении вреда, причиненного здоровью граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие радиационных аварий и катастроф;

проведение медико-социальной экспертизы и обеспечение граждан, пострадавших от чрезвычайной ситуации, протезно-ортопедической помощью и техническими средствами реабилитации и абилитации;

оказание методической помощи органам социальной защиты населения субъектов Российской Федерации в организации социальной защиты населения, пострадавшего от чрезвычайной ситуации, и осуществления его социальной реабилитации;

развертывание, при необходимости, в районах чрезвычайной ситуации дополнительных сил и средств Функциональной подсистемы, ПФР, ФСС и организаций;

подготовку предложений по использованию международной гуманитарной помощи;

подготовку предложений Правительственной комиссии по вопросам международной гуманитарной и технической помощи при Правительстве Российской Федерации об использовании гуманитарных грузов социального назначения;

подготовку и представление Правительственной комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайной ситуации и обеспечению пожарной безопасности информации об осуществлении в условиях чрезвычайной ситуации мероприятий по обеспечению социальной защиты населения, пострадавшего от чрезвычайной ситуации.

VI. Информационное взаимодействие Функциональной
подсистемы в рамках РСЧС

15. Информационное взаимодействие Функциональной подсистемы в рамках РСЧС осуществляется в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 24 марта 1997 г. N 334 "О порядке сбора и обмена в Российской Федерации информацией в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" на основании соглашения между Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации и Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных об осуществлении информационного обмена и взаимодействия при решении задач предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

VII. Финансовое обеспечение деятельности
Функциональной подсистемы

16. Финансовое обеспечение функционирования Функциональной подсистемы осуществляется за счет средств Министерства, Роструда, ПФР и ФСС, предусмотренных на обеспечение их деятельности в федеральном бюджете на соответствующий финансовый год.