См. Документы Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации
МИНИСТЕРСТВО ТРУДА И СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПРИКАЗ
от 14 ноября 2016 г. N 645н
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНДАРТА
"СПЕЦИАЛИСТ ПО ПЛАТЕЖНЫМ УСЛУГАМ"
В соответствии с пунктом 16 Правил разработки и утверждения профессиональных стандартов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22 января 2013 г. N 23 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 4, ст. 293; 2014, N 39, ст. 5266; 2016, N 21, ст. 3002), приказываю:
Утвердить прилагаемый профессиональный стандарт "Специалист по платежным услугам".
Министр
М.А.ТОПИЛИН
Утвержден
приказом Министерства труда
и социальной защиты
Российской Федерации
от 14 ноября 2016 г. N 645н
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ
СПЕЦИАЛИСТ ПО ПЛАТЕЖНЫМ УСЛУГАМ
858
|
|
Регистрационный номер
|
I. Общие сведения
Предоставление платежных услуг клиентам
|
08.027
|
|
(наименование вида профессиональной деятельности)
|
Код
|
Основная цель вида профессиональной деятельности:
Предоставление сервиса платежных услуг физическим и юридическим лицам
|
Группа занятий:
1211
|
Управляющие финансовой деятельностью
|
2411
|
Бухгалтеры
|
(код ОКЗ <1>)
|
(наименование)
|
(код ОКЗ)
|
(наименование)
|
Отнесение к видам экономической деятельности:
64.19
|
Денежное посредничество прочее
|
66.11.4
|
Деятельность по обеспечению эффективности функционирования финансовых рынков
|
66.19
|
Деятельность вспомогательная прочая в сфере финансовых услуг, кроме страхования и пенсионного обеспечения
|
(код ОКВЭД <2>)
|
(наименование вида экономической деятельности)
|
II. Описание трудовых функций, входящих
в профессиональный стандарт (функциональная карта вида
профессиональной деятельности)
Обобщенные трудовые функции
|
Трудовые функции
|
||||
код
|
наименование
|
уровень квалификации
|
наименование
|
код
|
уровень (подуровень) квалификации
|
A
|
Выполнение расчетных операций
|
4
|
Осуществление переводов денежных средств по банковским счетам на основании распоряжений клиентов
|
A/01.4
|
4
|
Открытие, ведение и закрытие счетов
|
A/02.4
|
4
|
|||
Формирование отчетности и обеспечение сохранности расчетных (платежных) документов
|
A/03.4
|
4
|
|||
Предоставление информации клиентам и сотрудникам банка о совершенных расчетных операциях
|
A/04.4
|
4
|
|||
B
|
Организация взаимодействия с подразделениями банка по внедрению платежных услуг
|
6
|
Организация процесса развития платежных услуг
|
B/01.6
|
6
|
Организация процесса внедрения платежных услуг
|
B/02.6
|
6
|
|||
Управление развитием платежных услуг
|
B/03.6
|
6
|
III. Характеристика обобщенных трудовых функций
3.1. Обобщенная трудовая функция
Наименование
|
Выполнение расчетных операций
|
Код
|
A
|
Уровень квалификации
|
4
|
Происхождение обобщенной трудовой функции
|
Оригинал
|
X
|
Заимствовано из оригинала
|
||
Код оригинала
|
Регистрационный номер профессионального стандарта
|
Возможные наименования должностей, профессий
|
Операционист
Специалист по работе с клиентами
|
Требования к образованию и обучению
|
Среднее профессиональное образование
|
Требования к опыту практической работы
|
-
|
Особые условия допуска к работе
|
-
|
Другие характеристики
|
-
|
Дополнительные характеристики
Наименование документа
|
Код
|
Наименование базовой группы, должности (профессии) или специальности
|
ОКЗ
|
3313
|
Помощники бухгалтеров
|
ЕКС <3>
|
-
|
Бухгалтер
|
ОКПДТР <4>
|
20002
|
Агент банка
|
ОКСО <5>
|
080108
|
Банковское дело
|
3.1.1. Трудовая функция
Наименование
|
Осуществление переводов денежных средств по банковским счетам на основании распоряжений клиентов
|
Код
|
A/01.4
|
Уровень (подуровень) квалификации
|
4
|
Происхождение трудовой функции
|
Оригинал
|
X
|
Заимствовано из оригинала
|
||
Код оригинала
|
Регистрационный номер профессионального стандарта
|
Трудовые действия
|
Проверка правильности оформления расчетных (платежных) документов
|
Проверка достаточности средств на счете клиента
|
|
Осуществление операций по зачислению или списанию денежных средств со счета клиента в автоматизированной системе
|
|
Необходимые умения
|
Оформлять расчетные (платежные) документы
|
Работать в автоматизированных системах информационного обеспечения профессиональной деятельности
|
|
Анализировать и оценивать качество и достоверность представленной информации в расчетных (платежных) документах
|
|
Вести картотеки клиентов и формировать реестр платежей клиентов
|
|
Соблюдать график банковского платежного документооборота и график обслуживания клиентов по операциям
|
|
Анализировать изменения законодательства Российской Федерации в сфере платежных услуг
|
|
Формировать отчетные документы по платежным услугам
|
|
Необходимые знания
|
Нормативные правовые акты, регулирующие осуществление платежных услуг
|
Бухгалтерский учет в банках
|
|
Локальные акты и методические документы в области платежных услуг
|
|
Специализированное программное обеспечение для осуществления расчетных операций
|
|
Другие характеристики
|
-
|
3.1.2. Трудовая функция
Наименование
|
Открытие, ведение и закрытие счетов
|
Код
|
A/02.4
|
Уровень (подуровень) квалификации
|
4
|
Происхождение трудовой функции
|
Оригинал
|
X
|
Заимствовано из оригинала
|
||
Код оригинала
|
Регистрационный номер профессионального стандарта
|
Трудовые действия
|
Проведение идентификации клиента и его представителей, выгодоприобретателей, бенефициарных владельцев
|
Проверка полноты и достоверности предоставленных данных и корректность оформления бланков
|
|
Проверка наличия в отношении клиента, его представителей, выгодоприобретателей, бенефициарных владельцев сведений об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму
|
|
Подготовка к подписанию договора банковского счета
|
|
Формирование юридического досье клиента для открытия счета
|
|
Регистрация клиента в автоматизированной системе для открытия счета
|
|
Уведомление налоговых органов и органов контроля уплаты страховых взносов об открытии банковского счета
|
|
Уведомление клиента об открытии банковского счета и его реквизитах
|
|
Подготовка и предоставление клиентам выписок по их счетам
|
|
Подготовка к закрытию банковского счета
|
|
Необходимые умения
|
Устанавливать и развивать деловые отношения с клиентами по вопросу платежных услуг
|
Презентовать платежные услуги клиентам и их представителям
|
|
Организовывать и проводить деловые встречи и переговоры с клиентами и их представителями
|
|
Использовать специализированное программное обеспечение и программно-аппаратный комплекс для уведомления контролирующих органов и клиентов
|
|
Необходимые знания
|
Основы психологии общения и ведения консультационной работы с клиентами
|
Технологии ведения переговоров
|
|
Основы делового этикета
|
|
Порядок, процедуры и условия заключения и оформления договоров на предоставление разных видов платежных услуг
|
|
Нормативные правовые акты, регулирующие осуществление платежных услуг
|
|
Другие характеристики
|
-
|
3.1.3. Трудовая функция
Наименование
|
Формирование отчетности и обеспечение сохранности расчетных (платежных) документов
|
Код
|
A/03.4
|
Уровень (подуровень) квалификации
|
4
|
Происхождение трудовой функции
|
Оригинал
|
X
|
Заимствовано из оригинала
|
||
Код оригинала
|
Регистрационный номер профессионального стандарта
|
Трудовые действия
|
Формирование ежедневных отчетов по платежным сервисам
|
Подготовка материалов для формирования и ведения базы данных расчетных (платежных) документов
|
|
Подготовка отчетной документации в программно-аппаратном комплексе
|
|
Обеспечение безопасности хранения вверенных расчетных (платежных) документов
|
|
Необходимые умения
|
Систематизировать информацию и расчетные (платежные) документы в программно-аппаратном комплексе для формирования отчетности
|
Подготавливать отчетную документацию
|
|
Использовать специализированное программное обеспечение и программно-аппаратный комплекс для работы с расчетной (платежной) документацией и соответствующей информацией
|
|
Необходимые знания
|
Правила и порядок подписания и оформления отчетности по платежным услугам
|
Локальные нормативные акты и методические документы в области платежных услуг
|
|
Типичные ошибки, допускаемые при формировании отчетности по платежным услугам
|
|
Нормативные правовые акты, регулирующие осуществление платежных услуг
|
|
Специализированное программное обеспечение для расчетного обслуживания клиентов
|
|
Особенности делопроизводства при осуществлении платежных услуг
|
|
Методы сбора, обработки и анализа информации по платежным услугам с применением современных средств связи, аппаратно-технических средств и компьютерных технологий
|
|
Другие характеристики
|
-
|
3.1.4. Трудовая функция
Наименование
|
Предоставление информации клиентам и сотрудникам банка о совершенных расчетных операциях
|
Код
|
A/04.4
|
Уровень (подуровень) квалификации
|
4
|
Происхождение трудовой функции
|
Оригинал
|
X
|
Заимствовано из оригинала
|
||
Код оригинала
|
Регистрационный номер профессионального стандарта
|
Трудовые действия
|
Подготовка информации по запросу о совершенных расчетных операциях
|
Консультация клиентов по платежным услугам, предоставляемым банком
|
|
Подготовка отчетов о предоставлении информации клиентам и сотрудникам банка
|
|
Работа с возражениями клиента, касающимися расчетных (платежных) документов, платежных услуг
|
|
Необходимые умения
|
Вести мониторинг информации по вопросам платежных услуг
|
Сравнивать показатели эффективности платежных услуг
|
|
Оценивать достоверность, характер и содержание информационных сообщений по вопросу платежных услуг
|
|
Необходимые знания
|
Основы психологии общения и ведения консультационной работы с клиентами
|
Нормативные правовые акты, регулирующие осуществление платежных услуг
|
|
Локальные нормативные акты и методические документы в области платежных услуг
|
|
Деловой этикет
|
|
Другие характеристики
|
-
|
3.2. Обобщенная трудовая функция
Наименование
|
Организация взаимодействия с подразделениями банка по внедрению платежных услуг
|
Код
|
B
|
Уровень квалификации
|
6
|
Происхождение обобщенной трудовой функции
|
Оригинал
|
X
|
Заимствовано из оригинала
|
||
Код оригинала
|
Регистрационный номер профессионального стандарта
|
Возможные наименования должностей, профессий
|
Руководитель отдела по платежным услугам
Менеджер по платежным услугам
Проектный менеджер
|
Требования к образованию и обучению
|
Высшее образование
|
Требования к опыту практической работы
|
-
|
Особые условия допуска к работе
|
-
|
Другие характеристики
|
Дополнительное профессиональное образование - программы повышения квалификации
|
Дополнительные характеристики
Наименование документа
|
Код
|
Наименование базовой группы, должности (профессии) или специальности
|
ОКЗ
|
1211
|
Управляющие финансовой деятельностью
|
2411
|
Бухгалтеры
|
|
ЕКС
|
-
|
Экономист по финансовой работе
|
ОКПДТР
|
20002
|
Агент банка
|
ОКСО
|
080100
|
Экономика
|
080105
|
Финансы и кредит
|
3.2.1. Трудовая функция
Наименование
|
Организация процесса развития платежных услуг
|
Код
|
B/01.6
|
Уровень (подуровень) квалификации
|
6
|
Происхождение трудовой функции
|
Оригинал
|
X
|
Заимствовано из оригинала
|
||
Код оригинала
|
Регистрационный номер профессионального стандарта
|
Трудовые действия
|
Определение цели, задач, субъектов и результатов межфункционального взаимодействия для развития платежных услуг
|
Планирование взаимодействия субъектов отношений для развития платежных услуг
|
|
Оценивание эффективности взаимодействия для развития платежных услуг
|
|
Необходимые умения
|
Работать с источниками данных по платежным услугам
|
Выбирать модели расчета эффективности платежных услуг
|
|
Собирать, анализировать, систематизировать сведения и данные, документировать полные и исчерпывающие требования к проектам и процессам платежных услуг, их ресурсному окружению
|
|
Использовать технологии анализа эффективности платежных услуг
|
|
Сравнивать показатели эффективности платежных услуг
|
|
Необходимые знания
|
Нормативные правовые акты, регулирующие осуществление платежных услуг
|
Международная практика в осуществлении платежных услуг
|
|
Методы и приемы анализа эффективности платежных услуг
|
|
Алгоритм анализа эффективности платежных услуг
|
|
Проектная методология
|
|
Другие характеристики
|
-
|
3.2.2. Трудовая функция
Наименование
|
Организация процесса внедрения платежных услуг
|
Код
|
B/02.6
|
Уровень (подуровень) квалификации
|
6
|
Происхождение трудовой функции
|
Оригинал
|
X
|
Заимствовано из оригинала
|
||
Код оригинала
|
Регистрационный номер профессионального стандарта
|
Трудовые действия
|
Подготовка к внедрению платежных услуг
|
Контроль соблюдения сроков внедрения платежных услуг
|
|
Подготовка локальных нормативных актов для внедрения платежных услуг
|
|
Необходимые умения
|
Осуществлять подбор платежных услуг
|
Оценивать затраты на осуществление внедрения платежных услуг
|
|
Определять порядок осуществления внедрения платежных услуг
|
|
Планировать и проектировать фазы, этапы, операции жизненного цикла управления проектами и процессами организации платежных услуг
|
|
Работать в системе управления проектами по платежным услугам, обеспечивать бесперебойную работу организационных, методических и информационных компонентов этой системы
|
|
Извлекать данные о состоянии процессов и результатов деятельности организации по платежным услугам из информационных систем
|
|
Подготавливать регламентные документы по внедрению платежных услуг
|
|
Необходимые знания
|
Технология и методология внедрения банковских услуг
|
Проектная методология
|
|
Особенности делопроизводства платежных услуг
|
|
Методы количественно-качественного анализа информации
|
|
Способы применения технических средств сбора и обработки информации
|
|
Технологии оказания платежных услуг
|
|
Другие характеристики
|
-
|
3.2.3. Трудовая функция
Наименование
|
Управление развитием платежных услуг
|
Код
|
B/03.6
|
Уровень (подуровень) квалификации
|
6
|
Происхождение трудовой функции
|
Оригинал
|
X
|
Заимствовано из оригинала
|
||
Код оригинала
|
Регистрационный номер профессионального стандарта
|
Трудовые действия
|
Координация проведения рекламных кампаний и промоакций для платежных услуг
|
Оптимизация структуры дохода платежных услуг
|
|
Работа с партнерами с целью внедрения, развития и продвижения платежных услуг
|
|
Необходимые умения
|
Вести мониторинг информации по вопросам платежных услуг
|
Устанавливать и развивать деловые отношения по вопросам развития платежных услуг
|
|
Презентовать платежные услуги, перспективные направления их развития
|
|
Организовывать и проводить деловые встречи и переговоры по вопросам развития платежных услуг
|
|
Необходимые знания
|
Нормативные правовые акты, регулирующие осуществление платежных услуг
|
Особенности рынка платежных услуг
|
|
Текущее состояние рынка платежных услуг
|
|
Методы планирования и организации проведения рекламных и информационных кампаний по платежным услугам
|
|
Методы работы в кризисных ситуациях
|
|
Основы социологии, психологии, менеджмента и маркетинга
|
|
Основы эффективных межличностных коммуникаций
|
|
Этика делового общения
|
|
Отечественный и зарубежный опыт в области платежных услуг
|
|
Методы сбора, обработки и анализа информации о платежных услугах с применением современных средств связи, аппаратно-технических средств и компьютерных технологий
|
|
Современные информационные технологии, справочные и информационные системы в сфере права, бухгалтерского учета
|
|
Другие характеристики
|
-
|
IV. Сведения об организациях - разработчиках
профессионального стандарта
4.1. Ответственная организация-разработчик
Общероссийское объединение работодателей "Российский союз промышленников и предпринимателей" (РСПП), город Москва
|
|
Исполнительный вице-президент
|
Кузьмин Дмитрий Владимирович
|
4.2. Наименования организаций-разработчиков
1
|
Ассоциация содействия профессиональной деятельности операционных директоров "Объединение операционных директоров", город Москва
|
2
|
ФГБОУ ВПО "Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации (Финансовый университет)", город Москва
|
--------------------------------
<1> Общероссийский классификатор занятий.
<2> Общероссийский классификатор видов экономической деятельности.
<3> Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и других служащих.
<4> Единый классификатор профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов.
<5> Общероссийский классификатор специальностей по образованию.