См. Документы Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации
МИНИСТЕРСТВО ТРУДА И СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПРИКАЗ
от 13 февраля 2018 г. N 94н
О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ
В НЕКОТОРЫЕ ПРИКАЗЫ МИНИСТЕРСТВА ТРУДА И СОЦИАЛЬНОЙ
ЗАЩИТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО ВОПРОСАМ НАЗНАЧЕНИЯ
И ВЫПЛАТЫ ПЕНСИЙ
В целях совершенствования правового регулирования вопросов выплаты пенсий приказываю:
Внести изменения в приказы Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий согласно приложению.
Министр
М.А.ТОПИЛИН
Приложение
к приказу Министерства труда
и социальной защиты
Российской Федерации
от 13 февраля 2018 г. N 94н
ИЗМЕНЕНИЯ,
ВНОСИМЫЕ В ПРИКАЗЫ МИНИСТЕРСТВА ТРУДА И СОЦИАЛЬНОЙ
ЗАЩИТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО ВОПРОСАМ НАЗНАЧЕНИЯ
И ВЫПЛАТЫ ПЕНСИЙ
1. В Правилах обращения за страховой пенсией, фиксированной выплатой к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, накопительной пенсией, в том числе работодателей, и пенсией по государственному пенсионному обеспечению, их назначения, установления, перерасчета, корректировки их размера, в том числе лицам, не имеющим постоянного места жительства на территории Российской Федерации, проведения проверок документов, необходимых для их установления, перевода с одного вида пенсии на другой в соответствии с федеральными законами "О страховых пенсиях", "О накопительной пенсии" и "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", утвержденных приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 17 ноября 2014 г. N 884н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 31 декабря 2014 г., регистрационный N 35498), с изменениями, внесенными приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 14 июня 2016 г. N 290н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 4 июля 2016 г., регистрационный N 42730):
пункт 9 дополнить абзацами следующего содержания:
"Заявления и документы, представленные гражданами, осужденными к лишению свободы, подлежат передаче администрацией исправительного учреждения в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации не позднее трех рабочих дней со дня их представления в администрацию исправительного учреждения.
Взаимодействие территориальных органов Пенсионного фонда Российской Федерации и исправительных учреждений осуществляется с использованием бумажного документооборота. При наличии технической возможности такое взаимодействие может осуществляться в электронном виде на основании соглашения об электронном документообороте с использованием автоматизированных систем посредством направления электронной версии документов, заверенных усиленной квалифицированной электронной подписью.".
2. В Правилах выплаты пенсий, осуществления контроля за их выплатой, проведения проверок документов, необходимых для их выплаты, начисления за текущий месяц сумм пенсии в случае назначения пенсии другого вида либо в случае назначения другой пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации, определения излишне выплаченных сумм пенсии, утвержденных приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 17 ноября 2014 г. N 885н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 31 декабря 2014 г., регистрационный N 35495), с изменениями, внесенными приказами Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 27 января 2016 г. N 24н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 20 февраля 2016 г., регистрационный N 41179) и от 28 августа 2017 г. N 638н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 18 октября 2017 г., регистрационный N 48595):
а) пункт 9 дополнить абзацами следующего содержания:
"Заявления и документы, необходимые для выплаты и доставки пенсии пенсионеров, осужденных к лишению свободы, подлежат передаче администрацией исправительного учреждения в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации не позднее трех рабочих дней со дня представления соответствующего заявления в администрацию исправительного учреждения.
Взаимодействие территориальных органов Пенсионного фонда Российской Федерации и исправительных учреждений осуществляется с использованием бумажного документооборота. При наличии технической возможности такое взаимодействие может осуществляться в электронном виде на основании соглашения об электронном документообороте с использованием автоматизированных систем посредством направления электронной версии документов, заверенных усиленной квалифицированной электронной подписью.";
б) пункт 96 дополнить абзацами следующего содержания:
"Администрация стационарной организации социального обслуживания, исправительного учреждения, образовательной организации, медицинской организации, организации, предоставляющей социальные услуги, в том числе для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, сообщает территориальному органу Пенсионного фонда Российской Федерации об изменении списочного состава пенсионеров с указанием причины (основания) прибытия (выбытия) пенсионера не позднее пяти рабочих дней со дня наступления соответствующего обстоятельства.
Суммы пенсии, перечисленные в соответствующее учреждение за период с первого числа месяца, следующего за месяцем, в котором пенсионер выбыл из указанного учреждения либо наступили обстоятельства, влекущие прекращение выплаты пенсии, подлежат возврату территориальному органу Пенсионного фонда Российской Федерации.".
3. Утратил силу. - Приказ Минтруда России от 04.02.2019 N 54н.
4. В Административном регламенте предоставления Пенсионным фондом Российской Федерации государственной услуги по выплате страховых пенсий, накопительной пенсии и пенсий по государственному пенсионному обеспечению, утвержденном приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 1 ноября 2016 г. N 600н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 21 декабря 2016 г., регистрационный N 44846), с изменениями, внесенными приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 13 июля 2017 г. N 559н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 3 августа 2017 г., регистрационный N 47661):
а) в абзаце первом пункта 10 после слов "На сайте ПФР" дополнить словами "и на Едином портале";
б) пункт 61 после абзаца четвертого дополнить абзацем следующего содержания:
"В случае подачи заявления и документов, необходимых для предоставления государственной услуги, гражданином, осужденным к лишению свободы, через администрацию исправительного учреждения, в котором он отбывает наказание, уведомление о приеме и регистрации заявления направляется территориальным органом ПФР заявителю через администрацию указанного учреждения.";
в) пункт 67 дополнить абзацами следующего содержания:
"Для осуществления предварительной записи посредством Единого портала, сайта ПФР гражданину необходимо указать запрашиваемые системой данные, в том числе:
для физического лица - фамилия, имя, отчество (последнее при наличии);
для юридического лица - наименование юридического лица;
страховой номер индивидуального лицевого счета застрахованного лица;
номер телефона;
адрес электронной почты (по желанию);
желаемая дата и время приема.
В случае несоответствия сведений, которые сообщил гражданин при предварительной записи, документам, представленным гражданином при личном приеме, предварительная запись аннулируется.
При осуществлении предварительной записи путем личного обращения гражданину выдается талон-подтверждение, содержащий информацию о дате и времени представления запроса.
При осуществлении предварительной записи по телефону гражданину сообщаются дата и время приема документов, а в случае, если гражданин сообщит адрес электронной почты, на указанный адрес также направляется талон-подтверждение.
При осуществлении предварительной записи через сайт ПФР гражданину обеспечивается возможность распечатать талон-подтверждение. В случае, если гражданин сообщит адрес электронной почты, на указанный адрес также направляется информация о подтверждении предварительной записи с указанием даты, времени и места приема.
Запись граждан на определенную дату заканчивается за сутки до наступления этой даты.
При осуществлении предварительной записи гражданин в обязательном порядке информируется о том, что предварительная запись аннулируется в случае его неявки по истечении 15 минут с назначенного времени приема.
Гражданин в любое время вправе отказаться от предварительной записи.
Прием граждан по предварительной записи осуществляется в течение рабочего дня в соответствии с установленным графиком приема граждан.
Ветеранам Великой Отечественной войны, инвалидам Великой Отечественной войны при предъявлении ими соответствующих документов обеспечивается возможность подать заявление и другие документы, необходимые для предоставления государственной услуги, без предварительной записи, вне очереди";
г) дополнить пунктом 73.1 следующего содержания:
"73.1. Взаимодействие территориальных органов Пенсионного фонда Российской Федерации и исправительных учреждений по вопросам предоставления государственной услуги гражданам, осужденным к лишению свободы, осуществляется с использованием бумажного документооборота. При наличии технической возможности такое взаимодействие может осуществляться в электронной форме на основании соглашения об электронном документообороте с использованием автоматизированных систем посредством направления электронной версии документов, заверенных усиленной квалифицированной электронной подписью. В случае осуществления взаимодействия в электронной форме оригиналы заявления и документов на бумажных носителях в территориальный орган ПФР не представляются.";
д) пункт 76 дополнить абзацем следующего содержания:
"Граждане, осужденные к лишению свободы, подают заявление и документы, необходимые для предоставления государственной услуги, в территориальный орган ПФР по месту нахождения исправительного учреждения, в котором они отбывают наказание, через администрацию этого учреждения. Указанные заявление и документы подлежат передаче в территориальный орган ПФР не позднее трех рабочих дней со дня представления соответствующего заявления в администрацию исправительного учреждения.";
е) раздел V изложить в следующей редакции:
"V. Досудебный (внесудебный) порядок обжалования решений
и действий (бездействия) органа, предоставляющего
государственную услугу, а также его должностных лиц
Информация для гражданина о его праве подать жалобу
на решение и (или) действие (бездействие) территориального
органа ПФР, а также его должностных лиц при предоставлении
государственной услуги
100. Гражданин (представитель) вправе подать жалобу на решение и (или) действие (бездействие) ПФР, территориальных органов ПФР, их должностных лиц при предоставлении государственной услуги (далее - жалоба).
Предмет жалобы
101. Предметом жалобы являются решения и (или) действия (бездействие) территориальных органов ПФР и (или) их должностных лиц, принятые (осуществленные) в ходе предоставления государственной услуги.
102. Гражданин (представитель) может обратиться с жалобой по основаниям и в порядке, установленном статьей 11.1 Федерального закона от 27 июля 2010 г. N 210-ФЗ, в том числе в следующих случаях:
а) нарушение срока регистрации заявления (извещения);
б) нарушение срока предоставления государственной услуги;
в) требование у гражданина (представителя) документов, не предусмотренных нормативными правовыми актами Российской Федерации для предоставления государственной услуги;
г) отказ в приеме документов, предоставление которых предусмотрено нормативными правовыми актами Российской Федерации для предоставления государственной услуги;
д) отказ в предоставлении государственной услуги, если основания отказа не предусмотрены федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;
е) затребование с гражданина (представителя) при предоставлении государственной услуги платы, не предусмотренной нормативными правовыми актами Российской Федерации;
ж) отказ территориального органа ПФР, предоставляющего государственную услугу, его должностных лиц, в исправлении допущенных опечаток и ошибок в выданных в результате предоставления государственной услуги документах либо нарушение установленного срока таких исправлений.
Органы ПФР, уполномоченные на рассмотрение жалобы,
должностные лица, которым может быть направлена жалоба
103. В досудебном (внесудебном) порядке гражданин имеет право обратиться с жалобой в письменной форме на бумажном носителе или в электронной форме в ПФР, территориальный орган ПФР:
а) в ПФР - на решение и действие (бездействие) руководителя территориального органа ПФР;
б) в вышестоящий территориальный орган ПФР - на решение и действие (бездействие) руководителя и (или) должностного лица нижестоящего территориального органа ПФР;
в) к руководителю территориального органа ПФР - на решение и действие (бездействие) должностного лица территориального органа ПФР.
Порядок подачи и рассмотрения жалобы
104. Жалоба должна содержать:
а) наименование территориального органа ПФР, предоставляющего государственную услугу, фамилию, имя, отчество (при наличии) должностного лица, решения и действия (бездействие) которых обжалуются;
б) фамилию, имя, отчество (при наличии), сведения о месте жительства гражданина (представителя), а также номер (номера) контактного телефона, адрес (адреса) электронной почты (при наличии) и почтовый адрес, по которым должен быть направлен ответ гражданину (представителю), за исключением случаев, когда жалоба направляется способом, указанным в подпункте "в" пункта 107 Административного регламента;
в) сведения об обжалуемых решениях и действиях (бездействии) территориального органа ПФР, их должностных лиц при предоставлении государственной услуги;
г) доводы, на основании которых гражданин (представитель) не согласен с решением и действием (бездействием) территориального органа ПФР, предоставляющего государственную услугу, должностного лица территориального органа ПФР, предоставляющего государственную услугу. Гражданином (представителем) могут быть представлены документы (при наличии), подтверждающие доводы гражданина (представителя), либо их копии.
105. Прием жалоб в письменной форме осуществляется ПФР, территориальными органами ПФР (в месте, где гражданин (представитель) подавал заявление (извещение) либо в месте, где гражданином получен результат предоставления государственной услуги).
Время приема жалоб должно совпадать со временем предоставления государственных услуг.
Жалоба в письменной форме может быть также направлена по почте.
В случае подачи жалобы при личном приеме гражданин (представитель) представляет документ, удостоверяющий его личность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
106. В случае если жалоба подается через представителя гражданина, также представляется документ, подтверждающий полномочия на осуществление действий от имени гражданина.
107. В электронном виде жалоба может быть подана гражданином посредством:
а) сайта ПФР;
б) Единого портала;
в) портала федеральной государственной информационной системы, обеспечивающей процесс досудебного (внесудебного) обжалования решений и действий (бездействия), совершенных при предоставлении государственных и муниципальных услуг органами, предоставляющими государственные и муниципальные услуги, их должностными лицами, государственными и муниципальными служащими (далее - система досудебного обжалования) с использованием сети Интернет.
108. Жалоба рассматривается территориальным органом ПФР, предоставляющим государственную услугу, порядок предоставления которой был нарушен вследствие решений и действий (бездействия) данного органа, его должностного лица. В случае если обжалуются решения руководителя территориального органа ПФР, предоставляющего государственную услугу, жалоба подается в вышестоящий орган ПФР (в порядке подчиненности) и рассматривается им в порядке, предусмотренном Административным регламентом.
109. В случае если жалоба подана гражданином (представителем) в ПФР и (или) территориальный орган ПФР, в компетенцию которых не входит принятие решения по жалобе, в течение 3 рабочих дней со дня ее регистрации соответствующий орган направляет жалобу в уполномоченный на ее рассмотрение орган и в письменной форме информирует гражданина (представителя) о перенаправлении жалобы.
При этом срок рассмотрения жалобы исчисляется со дня регистрации жалобы в уполномоченном на ее рассмотрение органе.
110. Жалоба может быть подана гражданином (представителем) через многофункциональный центр. При поступлении жалобы многофункциональный центр обеспечивает ее передачу в территориальный орган ПФР, предоставляющий государственную услугу, в порядке и сроки, которые установлены соглашением о взаимодействии, но не позднее следующего рабочего дня со дня поступления жалобы.
При этом срок рассмотрения жалобы исчисляется со дня регистрации жалобы в уполномоченном на ее рассмотрение органе.
Жалоба на нарушение порядка предоставления государственной услуги многофункциональным центром рассматривается в соответствии с Административным регламентом территориальным органом ПФР, предоставляющим государственную услугу, заключившим соглашение о взаимодействии.
111. В территориальных органах ПФР определяются уполномоченные на рассмотрение жалоб должностные лица, которые обеспечивают:
а) прием и рассмотрение жалоб;
б) направление жалоб в уполномоченный на их рассмотрение орган.
112. В случае установления в ходе или по результатам рассмотрения жалобы признаков состава административного правонарушения или преступления все имеющиеся материалы направляются должностным лицом, уполномоченным на рассмотрение жалоб, в органы прокуратуры.
113. Территориальные органы ПФР, предоставляющие государственные услуги, обеспечивают:
а) оснащение мест приема жалоб;
б) информирование граждан (представителей) о порядке обжалования решений и действий (бездействия) ПФР и территориальных органов ПФР, их должностных лиц посредством размещения информации на стендах в местах предоставления государственных услуг, на сайте ПФР, на Едином портале;
в) консультирование граждан (представителей) о порядке обжалования решений и действий (бездействия) ПФР и территориальных органов ПФР, предоставляющих государственные услуги, их должностных лиц, в том числе по телефону, электронной почте, при личном приеме;
г) заключение соглашений о взаимодействии в части осуществления многофункциональными центрами приема жалоб и выдачи гражданам (представителям) результатов рассмотрения жалоб;
д) формирование и представление ежеквартально в вышестоящий орган отчетности о полученных и рассмотренных жалобах (в том числе о количестве удовлетворенных и неудовлетворенных жалоб).
Сроки рассмотрения жалобы
114. Жалоба, поступившая в ПФР или территориальный орган ПФР, подлежит регистрации не позднее следующего рабочего дня со дня ее поступления.
Жалоба рассматривается в течение 15 рабочих дней со дня ее регистрации, если более короткие сроки рассмотрения жалобы не установлены ПФР или территориальным органом ПФР.
В случае обжалования гражданином отказа территориального органа ПФР, предоставляющего государственную услугу, его должностного лица в приеме документов у гражданина (представителя), либо в исправлении допущенных опечаток и ошибок или в случае обжалования нарушения установленного срока таких исправлений жалоба рассматривается в течение 5 рабочих дней со дня ее регистрации.
Перечень оснований для приостановления рассмотрения жалобы
в случае, если возможность приостановления рассмотрения
жалобы предусмотрена законодательством Российской Федерации
115. Основания для приостановления рассмотрения жалобы отсутствуют.
Результат рассмотрения жалобы
116. Результатом рассмотрения жалобы является принятие ПФР или территориальным органом ПФР решения об удовлетворении жалобы либо об отказе в ее удовлетворении (далее - решение). Решение принимается в форме акта ПФР или территориального органа ПФР.
При удовлетворении жалобы ПФР или территориальный орган ПФР принимает исчерпывающие меры по устранению выявленных нарушений, в том числе по выдаче гражданину (представителю) результата государственной услуги, не позднее 5 рабочих дней со дня принятия решения, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.
117. ПФР, территориальный орган ПФР отказывает в удовлетворении жалобы в следующих случаях:
а) наличие вступившего в законную силу решения суда, арбитражного суда по жалобе о том же предмете и по тем же основаниям;
б) подача жалобы лицом, полномочия которого не подтверждены в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;
в) наличие решения, принятого ранее в соответствии с требованиями Административного регламента в отношении того же гражданина и по тому же предмету жалобы.
118. ПФР, территориальный орган ПФР вправе оставить жалобу без ответа в следующих случаях:
а) наличие в жалобе нецензурных либо оскорбительных выражений, угроз жизни, здоровью и имуществу должностного лица, а также членов его семьи;
б) отсутствие возможности прочитать какую-либо часть текста жалобы, фамилию, имя, отчество (при наличии) и (или) почтовый адрес гражданина, указанные в жалобе.
Порядок информирования гражданина о результатах
рассмотрения жалобы
119. Информирование гражданина (представителя) о результатах рассмотрения жалобы осуществляется путем направления соответствующего ответа.
Ответ по результатам рассмотрения жалобы направляется гражданину (представителю) не позднее дня, следующего за днем принятия решения, в письменной форме или по желанию гражданина в форме электронного документа, заверенного усиленной квалифицированной электронной подписью должностного лица.
В случае если жалоба была направлена способом, указанным в подпункте "в" пункта 107 Административного регламента, ответ заявителю направляется посредством системы досудебного обжалования.
120. В ответе по результатам рассмотрения жалобы указываются:
а) наименование органа, рассмотревшего жалобу (ПФР, территориальный орган ПФР), должность, фамилия, имя, отчество (при наличии) руководителя, принявшего решение;
б) номер, дата, место принятия решения, включая сведения о должностном лице, решение или действие (бездействие) которого обжалуется;
в) фамилия, имя, отчество (при наличии) гражданина;
г) основания для принятия решения;
д) принятое решение;
е) в случае если жалоба признана обоснованной - сроки устранения выявленных нарушений, в том числе срок предоставления результата государственной услуги;
ж) сведения о порядке обжалования решения.
121. Ответ по результатам рассмотрения жалобы подписывается руководителем ПФР или территориального органа ПФР.
В случае направления ответа в форме электронного документа, данный документ подписывается усиленной квалифицированной электронной подписью уполномоченного на рассмотрение жалобы должностного лица или уполномоченного на рассмотрение жалобы органа, вид которой установлен законодательством Российской Федерации.
Порядок обжалования решения по жалобе
122. Решение, принятое по жалобе, может быть обжаловано в вышестоящем территориальном органе ПФР, в ПФР.
Право гражданина на получение информации и документов,
необходимых для обоснования и рассмотрения жалобы
123. Гражданин (представитель) имеют право обратиться в ПФР, в территориальный орган ПФР за получением информации и документов, необходимых для обоснования и рассмотрения жалобы, в письменной форме, в том числе при личном приеме гражданина (представителя), или в электронном виде.
Способы информирования гражданина о порядке подачи
и рассмотрения жалобы
124. Информация о порядке подачи и рассмотрения жалобы размещается на информационных стендах в местах предоставления государственных услуг, на сайте ПФР, Едином портале, а также предоставляется в устной форме по телефону и (или) на личном приеме либо в письменной форме почтовым отправлением или электронным сообщением по адресу, указанному гражданином (представителем).".