См. Документы Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации
МИНИСТЕРСТВО ТРУДА И СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПРИКАЗ
от 10 июня 2021 г. N 394н
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНДАРТА
"ЭКСКУРСОВОД (ГИД)"
В соответствии с пунктом 16 Правил разработки и утверждения профессиональных стандартов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22 января 2013 г. N 23 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 4, ст. 293; 2014, N 39, ст. 5266), приказываю:
1. Утвердить прилагаемый профессиональный стандарт "Экскурсовод (гид)".
2. Признать утратившими силу:
приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 4 августа 2014 г. N 539н "Об утверждении профессионального стандарта "Экскурсовод (гид)" (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 1 сентября 2014 г., регистрационный N 33924);
приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 18 марта 2016 г. N 117н "О внесении изменения в профессиональный стандарт "Экскурсовод (гид)", утвержденный приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 4 августа 2014 г. N 539н" (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 13 апреля 2016 г., регистрационный N 41775);
пункт 127 Изменений, вносимых в некоторые профессиональные стандарты, утвержденные приказами Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации, утвержденных приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 12 декабря 2016 г. N 727н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 13 января 2017 г., регистрационный N 45230).
3. Установить, что настоящий приказ вступает в силу с 1 марта 2022 г. и действует до 1 марта 2028 г.
Министр
А.О.КОТЯКОВ
Утвержден
приказом Министерства труда
и социальной защиты
Российской Федерации
от 10 июня 2021 г. N 394н
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ
ЭКСКУРСОВОД (ГИД)
162
|
|
Регистрационный номер
|
I. Общие сведения
Предоставление экскурсионных услуг
|
04.005
|
|
(наименование вида профессиональной деятельности)
|
Код
|
Основная цель вида профессиональной деятельности:
Оказание услуг по проведению экскурсий
|
Группа занятий:
1120
|
Руководители учреждений, организаций и предприятий
|
4221
|
Служащие бюро путешествий
|
5113
|
Гиды
|
-
|
-
|
(код ОКЗ <1>)
|
(наименование)
|
(код ОКЗ)
|
(наименование)
|
Отнесение к видам экономической деятельности:
79.90
|
Услуги по бронированию прочие и сопутствующая деятельность
|
(код ОКВЭД <2>)
|
(наименование вида экономической деятельности)
|
II. Описание трудовых функций, входящих
в профессиональный стандарт (функциональная карта вида
профессиональной деятельности)
Обобщенные трудовые функции
|
Трудовые функции
|
||||
код
|
наименование
|
уровень квалификации
|
наименование
|
код
|
уровень (подуровень) квалификации
|
A
|
Вспомогательная деятельность по реализации экскурсионных услуг
|
4
|
Прием и обработка заказов на экскурсии
|
A/01.4
|
4
|
Проведение подготовительной работы по реализации заказа на проведение экскурсии
|
A/02.4
|
4
|
|||
B
|
Организационное обеспечение оказания экскурсионных услуг
|
5
|
Организация экскурсий
|
B/01.5
|
5
|
Разработка экскурсионных программ обслуживания
|
B/02.5
|
5
|
|||
C
|
Проведение экскурсионных программ
|
6
|
Разработка экскурсий
|
C/01.6
|
6
|
Проведение экскурсий
|
C/02.6
|
6
|
|||
D
|
Организация процессов экскурсионной деятельности
|
7
|
Определение концепции и стратегии развития экскурсионной организации
|
D/01.7
|
7
|
Организация деятельности по реализации экскурсионных услуг
|
D/02.7
|
7
|
|||
Формирование и реализация кадровой политики экскурсионной организации
|
D/03.7
|
7
|
III. Характеристика обобщенных трудовых функций
3.1. Обобщенная трудовая функция
Наименование
|
Вспомогательная деятельность по реализации экскурсионных услуг
|
Код
|
A
|
Уровень квалификации
|
4
|
Происхождение обобщенной трудовой функции
|
Оригинал
|
X
|
Заимствовано из оригинала
|
||
Код оригинала
|
Регистрационный номер профессионального стандарта
|
Возможные наименования должностей, профессий
|
Агент по приему и обработке заказов
|
Требования к образованию и обучению
|
Среднее профессиональное образование - программы подготовки специалистов среднего звена
|
Требования к опыту практической работы
|
-
|
Особые условия допуска к работе
|
-
|
Другие характеристики
|
-
|
Дополнительные характеристики
Наименование классификатора
|
Код
|
Наименование базовой группы, должности (профессии) или специальности
|
ОКЗ
|
4221
|
Служащие бюро путешествий
|
ЕКС <3>
|
-
|
Агент по приему заказов на экскурсии
|
ОКПДТР <4>
|
25379
|
Организатор путешествий (экскурсий)
|
27765
|
Экскурсовод
|
|
ОКСО <5>
|
5.43.02.10
|
Туризм
|
3.1.1. Трудовая функция
Наименование
|
Прием и обработка заказов на экскурсии
|
Код
|
A/01.4
|
Уровень (подуровень) квалификации
|
4
|
Происхождение трудовой функции
|
Оригинал
|
X
|
Заимствовано из оригинала
|
||
Код оригинала
|
Регистрационный номер профессионального стандарта
|
Трудовые действия
|
Прием и оформление заказов на экскурсии
|
Консультирование клиентов по правилам приема и предмету заказа на экскурсионные услуги
|
|
Формирование экскурсионных групп в соответствии с поступившими заказами
|
|
Необходимые умения
|
Принимать заказы на экскурсионные услуги через веб-ресурсы, специализированные приложения, мессенджеры
|
Осуществлять первичное консультирование клиентов в онлайн-среде по вопросам оказания экскурсионных услуг
|
|
Проверять наличие реквизитов заказа на экскурсионные услуги, в том числе в специализированном программном обеспечении
|
|
Идентифицировать вид заказа на экскурсионные услуги
|
|
Использовать систему электронных путевок
|
|
Вносить данные о заказе на экскурсионные услуги и редактировать их в специализированном программном обеспечении
|
|
Корректировать сроки и условия выполнения заказов на экскурсионные услуги
|
|
Необходимые знания
|
Законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации в сфере туризма
|
Нормативные правовые акты организации, регламентирующие осуществление экскурсионной деятельности
|
|
Функции структурных подразделений экскурсионного бюро
|
|
Содержание и правила проведения экскурсий
|
|
Требования к оформлению и учету заказов на экскурсии
|
|
Порядок контроля прохождения и выполнения заказов на экскурсии
|
|
Структура и состав информации, хранимые в электронной путевке
|
|
Технология компьютерной обработки заказов на экскурсии
|
|
Иностранный язык в объеме, необходимом для осуществления консультирования иностранных туристов по оказанию экскурсионных услуг
|
|
Основы делопроизводства
|
|
Этика делового общения
|
|
Другие характеристики
|
-
|
3.1.2. Трудовая функция
Наименование
|
Проведение подготовительной работы по реализации заказа на проведение экскурсии
|
Код
|
A/02.4
|
Уровень (подуровень) квалификации
|
4
|
Происхождение трудовой функции
|
Оригинал
|
X
|
Заимствовано из оригинала
|
||
Код оригинала
|
Регистрационный номер профессионального стандарта
|
Трудовые действия
|
Анализ поступивших заказов на экскурсионные услуги
|
Координация работы подразделений по реализации заказов на экскурсионные услуги
|
|
Контроль выполнения поступивших заказов на экскурсионные услуги
|
|
Ведение информационной базы, в том числе в облачной среде, о поступивших и выполненных заказах на экскурсионные услуги
|
|
Составление отчетности о поступивших и выполненных заказах на экскурсионные услуги
|
|
Необходимые умения
|
Выявлять потребности, предпочтения экскурсантов
|
Контролировать прохождение и выполнение заказов на экскурсии
|
|
Использовать технологию компьютерной обработки заказов на экскурсионные услуги
|
|
Работать с документами, составлять отчеты по итогам выполнения заказов на экскурсионные услуги
|
|
Выполнять действия по хранению и обработке персональных данных, в том числе в облачной среде
|
|
Использовать для осуществления коммуникаций мессенджеры, электронную почту
|
|
Использовать информационно-телекоммуникационную сеть "Интернет" для поиска информации и данных, необходимых для реализации заказов на проведение экскурсий
|
|
Необходимые знания
|
Законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации в сфере туризма
|
Нормативные правовые акты организации, регламентирующие осуществление экскурсионной деятельности
|
|
Функции структурных подразделений экскурсионного бюро
|
|
Принципы работы маркетплейсов экскурсионных туров
|
|
Содержание и правила проведения экскурсий
|
|
Требования к оформлению и учету заказов на экскурсии
|
|
Порядок контроля прохождения и выполнения заказов на экскурсии
|
|
Технология компьютерной обработки заказов на экскурсии
|
|
Принципы работы почтовых клиентов, мессенджеров
|
|
Принципы работы в облачной среде
|
|
Основы делопроизводства
|
|
Этика делового общения
|
|
Другие характеристики
|
-
|
3.2. Обобщенная трудовая функция
Наименование
|
Организационное обеспечение оказания экскурсионных услуг
|
Код
|
B
|
Уровень квалификации
|
5
|
Происхождение обобщенной трудовой функции
|
Оригинал
|
X
|
Заимствовано из оригинала
|
||
Код оригинала
|
Регистрационный номер профессионального стандарта
|
Возможные наименования должностей, профессий
|
Организатор экскурсий
|
Требования к образованию и обучению
|
Среднее профессиональное образование - программы подготовки специалистов среднего звена
|
Требования к опыту практической работы
|
Не менее одного года работы в экскурсионных организациях по выполнению вспомогательной деятельности по реализации экскурсионных услуг
|
Особые условия допуска к работе
|
-
|
Другие характеристики
|
Рекомендуется дополнительное профессиональное образование - программы повышения квалификации
|
Дополнительные характеристики
Наименование классификатора
|
Код
|
Наименование базовой группы, должности (профессии) или специальности
|
ОКЗ
|
4221
|
Служащие бюро путешествий
|
ЕКС
|
-
|
Организатор экскурсий
|
ОКПДТР
|
25379
|
Организатор путешествий (экскурсий)
|
20606
|
Гид-переводчик
|
|
27765
|
Экскурсовод
|
|
ОКСО
|
5.43.02.10
|
Туризм
|
3.2.1. Трудовая функция
Наименование
|
Организация экскурсий
|
Код
|
B/01.5
|
Уровень (подуровень) квалификации
|
5
|
Происхождение трудовой функции
|
Оригинал
|
X
|
Заимствовано из оригинала
|
||
Код оригинала
|
Регистрационный номер профессионального стандарта
|
Трудовые действия
|
Планирование экскурсионных маршрутов
|
Обеспечение экскурсоводов информацией о новых планируемых маршрутах
|
|
Формирование программ экскурсий
|
|
Формирование групп с учетом совместных интересов экскурсантов (туристов)
|
|
Бронирование номеров в гостиницах и иных средствах размещения
|
|
Бронирование транспортных услуг для оказания экскурсионных услуг
|
|
Организация питания экскурсионных групп
|
|
Необходимые умения
|
Проводить оценку состояния экскурсионного рынка на современном этапе
|
Определять потребности экскурсантов в экскурсионных услугах
|
|
Проводить опросы посредством онлайн-инструментов
|
|
Составлять программы обслуживания
|
|
Осуществлять взаимодействие с экскурсоводом при подготовке экскурсионных маршрутов
|
|
Осуществлять взаимодействие с гостиницами и иными средствами размещения, организациями питания, транспортными компаниями при подготовке и проведении экскурсий
|
|
Информировать экскурсоводов и экскурсантов об экскурсиях, о правилах поведения на объекте показа
|
|
Оформлять документацию к экскурсионным маршрутам
|
|
Контролировать экскурсионное сопровождение, соблюдение программ экскурсий, качество проведения экскурсий, соблюдение протокольных мероприятий
|
|
Использовать информационно-телекоммуникационную сеть "Интернет" для поиска информации, данных, необходимых при организации экскурсий
|
|
Необходимые знания
|
Законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации в сфере туризма
|
Нормативные правовые акты организации, регламентирующие осуществление экскурсионной деятельности
|
|
Требования к оформлению программ экскурсий
|
|
Функции структурных подразделений экскурсионного бюро
|
|
Содержание и правила проведения экскурсий
|
|
Правила обслуживания на пешем, транспортном и комбинированном маршрутах
|
|
Правила поведения экскурсантов (туристов) на транспортных средствах
|
|
Принципы работы маркетплейсов, систем интернет-бронирований гостиничных услуг, транспортных услуг, услуг общественного питания
|
|
Технология компьютерной обработки заказов на экскурсии
|
|
Иностранный язык в объеме, необходимом для осуществления деятельности по организации экскурсий для иностранных туристов
|
|
Основы делопроизводства
|
|
Этика делового общения
|
|
Основы психологии
|
|
Другие характеристики
|
-
|
3.2.2. Трудовая функция
Наименование
|
Разработка экскурсионных программ обслуживания
|
Код
|
B/02.5
|
Уровень (подуровень) квалификации
|
5
|
Происхождение трудовой функции
|
Оригинал
|
X
|
Заимствовано из оригинала
|
||
Код оригинала
|
Регистрационный номер профессионального стандарта
|
Трудовые действия
|
Разработка экскурсионных тем
|
Отбор и изучение экскурсионных объектов
|
|
Составление маршрута экскурсии
|
|
Необходимые умения
|
Учитывать потребности экскурсионных групп и индивидуальных туристов
|
Разрабатывать методические основы для проведения экскурсии
|
|
Разрабатывать новые формы и методы для проведения экскурсий
|
|
Организовывать протокольные мероприятия в начале и по завершении экскурсии
|
|
Определять методические приемы проведения экскурсий
|
|
Использовать веб-картографию при разработке экскурсионных программ
|
|
Использовать технические устройства для дополненной реальности, виртуальной реальности при проведении экскурсий
|
|
Необходимые знания
|
Законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации в сфере туризма
|
Нормативные правовые акты организации, регламентирующие осуществление экскурсионной деятельности
|
|
Функции структурных подразделений экскурсионного бюро
|
|
Формы и методы проведения экскурсий
|
|
Содержание и правила проведения экскурсий
|
|
Технология компьютерной обработки заказов на экскурсии
|
|
Правила делопроизводства
|
|
Этика делового общения
|
|
Другие характеристики
|
-
|
3.3. Обобщенная трудовая функция
Наименование
|
Проведение экскурсионных программ
|
Код
|
C
|
Уровень квалификации
|
6
|
Происхождение обобщенной трудовой функции
|
Оригинал
|
X
|
Заимствовано из оригинала
|
||
Код оригинала
|
Регистрационный номер профессионального стандарта
|
Возможные наименования должностей, профессий
|
Экскурсовод
Гид
|
Требования к образованию и обучению
|
Высшее образование - бакалавриат
или
Среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование - программы повышения квалификации по профилю деятельности
|
Требования к опыту практической работы
|
Не менее одного года работы в экскурсионных организациях по организационному обеспечению оказания экскурсионных услуг при наличии среднего профессионального образования
|
Особые условия допуска к работе
|
-
|
Другие характеристики
|
Рекомендуется дополнительное профессиональное образование - программы повышения квалификации один раз в три года
|
Дополнительные характеристики
Наименование классификатора
|
Код
|
Наименование базовой группы, должности (профессии) или специальности
|
ОКЗ
|
5113
|
Гиды
|
ЕКС
|
-
|
Экскурсовод
|
ОКПДТР
|
25379
|
Организатор путешествий (экскурсий)
|
20606
|
Гид-переводчик
|
|
27765
|
Экскурсовод
|
|
ОКСО
|
5.43.02.10
|
Туризм
|
5.43.03.02
|
Туризм
|
3.3.1. Трудовая функция
Наименование
|
Разработка экскурсий
|
Код
|
C/01.6
|
Уровень (подуровень) квалификации
|
6
|
Происхождение трудовой функции
|
Оригинал
|
X
|
Заимствовано из оригинала
|
||
Код оригинала
|
Регистрационный номер профессионального стандарта
|
Трудовые действия
|
Составление экскурсионных программ, маршрутов
|
Отбор экскурсионных объектов для будущей экскурсии
|
|
Комплектование "портфеля экскурсовода"
|
|
Оформление экскурсионной документации
|
|
Необходимые умения
|
Разрабатывать экскурсионные маршруты
|
Объезжать (обходить) экскурсионные маршруты
|
|
Определять цель и выбирать темы экскурсии
|
|
Подготавливать текст экскурсии и составлять методическую разработку
|
|
Составлять технологическую карту экскурсии с учетом вида туризма, транспорта, продолжительности и мест остановок, основных тем информационно-экскурсионной деятельности
|
|
Определять методические приемы, соответствующие экскурсионной программе
|
|
Подбирать литературные источники по тематике экскурсии
|
|
Рассчитывать стоимость экскурсионных маршрутов
|
|
Осуществлять контроль качества предоставления экскурсионных услуг
|
|
Определять технику ведения экскурсии
|
|
Корректировать экскурсионную программу в случае наступления непредвиденных обстоятельств
|
|
Выбирать направления продвижения экскурсионных программ
|
|
Использовать технологии дополненной и виртуальной реальности при разработке экскурсий
|
|
Необходимые знания
|
Законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации в сфере туризма
|
Нормативные правовые акты организации сферы туризма, устанавливающие правила проведения экскурсий
|
|
Принципы организации и методики проведения экскурсий
|
|
Основы туристской индустрии
|
|
Туристские ресурсы Российской Федерации
|
|
Историко-культурные и географические достопримечательности региона
|
|
Социальные основы туризма
|
|
Деловой протокол и этикет
|
|
Теория формирования потребностей и межличностного общения
|
|
Основы психологии
|
|
Иностранный язык в объеме, необходимом для разработки материалов для проведения экскурсий на иностранном языке
|
|
Правила обслуживания на пешеходном, транспортном и комбинированном маршрутах
|
|
Правила поведения экскурсантов (туристов) на транспортных средствах
|
|
Правила оказания гостиничных услуг
|
|
Правила оказания услуг общественного питания
|
|
Правила оформления коммерческой документации экскурсионной организации
|
|
Стандарты делопроизводства в экскурсионной организации
|
|
Методы обработки информации с использованием современных технических средств коммуникации и связи, компьютеров
|
|
Современные информационные технологии в сфере туризма
|
|
Техника публичных выступлений
|
|
Основы экономики и управления, организации труда
|
|
Основы трудового и миграционного законодательства
|
|
Другие характеристики
|
-
|
3.3.2. Трудовая функция
Наименование
|
Проведение экскурсий
|
Код
|
C/02.6
|
Уровень (подуровень) квалификации
|
6
|
Происхождение трудовой функции
|
Оригинал
|
X
|
Заимствовано из оригинала
|
||
Код оригинала
|
Регистрационный номер профессионального стандарта
|
Трудовые действия
|
Обеспечение проведения экскурсий
|
Соблюдение маршрута экскурсий
|
|
Обеспечение безопасности экскурсантов во время экскурсий
|
|
Обеспечение возвращения экскурсантов
|
|
Необходимые умения
|
Использовать методические приемы показа и рассказа во время проведения экскурсии
|
Использовать прием движения в экскурсии
|
|
Пользоваться методикой применения наглядных пособий
|
|
Пользоваться "портфелем экскурсовода"
|
|
Разрешать конфликтные ситуации, возникающие на маршрутах
|
|
Организовывать выход экскурсантов из транспорта
|
|
Организовывать передвижение экскурсантов от транспорта к объекту, от объекта к транспорту
|
|
Осуществлять расстановку группы у объектов
|
|
Организовывать возвращение экскурсантов в транспорт
|
|
Использовать технические средства при проведении экскурсий
|
|
Взаимодействовать со спасательными службами
|
|
Оказывать первую помощь пострадавшим
|
|
Необходимые знания
|
Законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации в сфере туризма
|
Нормативные правовые акты организации сферы, устанавливающие правила проведения экскурсий
|
|
Туристские ресурсы Российской Федерации
|
|
Принципы организации и методики проведения экскурсий
|
|
Историко-культурные и географические достопримечательности региона
|
|
Деловой протокол и этикет
|
|
Теория формирования потребностей и межличностного общения
|
|
Основы психологии
|
|
Иностранный язык в объеме, необходимом для перевода и оказания экскурсионных услуг на туристских маршрутах
|
|
Правила обслуживания на пешеходном, транспортном и комбинированном маршрутах
|
|
Правила поведения экскурсантов (туристов) на транспортных средствах
|
|
Правила оформления коммерческой документации
|
|
Современные информационные технологии в сфере туризма
|
|
Техника публичных выступлений
|
|
Правила оказания первой помощи
|
|
Схема действий при наступлении чрезвычайных ситуаций
|
|
Основы трудового и миграционного законодательства
|
|
Другие характеристики
|
-
|
3.4. Обобщенная трудовая функция
Наименование
|
Организация процессов экскурсионной деятельности
|
Код
|
D
|
Уровень квалификации
|
7
|
Происхождение обобщенной трудовой функции
|
Оригинал
|
X
|
Заимствовано из оригинала
|
||
Код оригинала
|
Регистрационный номер профессионального стандарта
|
Возможные наименования должностей, профессий
|
Директор экскурсионного бюро
Управляющий экскурсионным бюро
|
Требования к образованию и обучению
|
Высшее образование - бакалавриат
или
Высшее образование - магистратура
|
Требования к опыту практической работы
|
Не менее трех лет по оказанию экскурсионных услуг при наличии бакалавриата
|
Особые условия допуска к работе
|
-
|
Другие характеристики
|
Рекомендуется дополнительное профессиональное образование - программы повышения квалификации
|
Дополнительные характеристики
Наименование классификатора
|
Код
|
Наименование базовой группы, должности (профессии) или специальности
|
ОКЗ
|
1210
|
Руководители учреждений, организаций и предприятий
|
ЕКС
|
-
|
Директор (управляющий) экскурсионным бюро
|
ОКПДТР
|
25379
|
Организатор путешествий (экскурсий)
|
20606
|
Гид-переводчик
|
|
27765
|
Экскурсовод
|
|
ОКСО
|
5.43.03.02
|
Туризм
|
5.43.04.02
|
Туризм
|
3.4.1. Трудовая функция
Наименование
|
Определение концепции и стратегии развития экскурсионной организации
|
Код
|
D/01.7
|
Уровень (подуровень) квалификации
|
7
|
Происхождение трудовой функции
|
Оригинал
|
X
|
Заимствовано из оригинала
|
||
Код оригинала
|
Регистрационный номер профессионального стандарта
|
Трудовые действия
|
Определение концепции развития экскурсионной организации
|
Разработка стратегии и плана развития экскурсионной организации
|
|
Обеспечение реализации проектов в соответствии с утвержденной стратегией развития экскурсионной организации
|
|
Необходимые умения
|
Определять перспективные направления деятельности экскурсионной организации
|
Организовывать работу по рациональной организации труда экскурсионной организации
|
|
Пользоваться специализированным программным обеспечением по экскурсионной деятельности
|
|
Необходимые знания
|
Законодательные и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, регулирующие деятельность в сфере туризма
|
Приоритетные направления развития туризма в Российской Федерации
|
|
Специализация и особенности структуры экскурсионного подразделения
|
|
Организация финансово-хозяйственной деятельности экскурсионной организации
|
|
Культура межличностного общения
|
|
Основы психологии и конфликтологии
|
|
Основы экономики, организации труда и управления
|
|
Основы делопроизводства
|
|
Организация труда
|
|
Организация маркетинговой и рекламной деятельности
|
|
Трудовое и гражданское законодательство
|
|
Правила внутреннего трудового распорядка
|
|
Правила по охране труда и пожарной безопасности
|
|
Другие характеристики
|
-
|
3.4.2. Трудовая функция
Наименование
|
Организация деятельности по реализации экскурсионных услуг
|
Код
|
D/02.7
|
Уровень (подуровень) квалификации
|
7
|
Происхождение трудовой функции
|
Оригинал
|
X
|
Заимствовано из оригинала
|
||
Код оригинала
|
Регистрационный номер профессионального стандарта
|
Трудовые действия
|
Осуществление общего руководства основной, административно-хозяйственной и финансово-экономической деятельностью экскурсионного подразделения
|
Утверждение текущих и перспективных планов работы экскурсионной организации и контроль их выполнения
|
|
Организация разработки программ и технологических документов экскурсионных маршрутов
|
|
Организация работы по выявлению и анализу проблем в работе экскурсионного подразделения, рассмотрению замечаний и предложений клиентов, управлению и разрешению конфликтных ситуаций
|
|
Формирование маркетинговой стратегии экскурсионной организации
|
|
Прогнозирование и планирование объемов реализации услуг
|
|
Руководство маркетингом и продажами экскурсионных услуг
|
|
Необходимые умения
|
Организовывать работу и взаимодействие экскурсионных подразделений
|
Определять условия и заключать договоры, связанные с деятельностью экскурсионной организации
|
|
Контролировать выполнение условий договоров по оказанию экскурсионных услуг
|
|
Руководить разработкой маркетингового плана и программ маркетинга экскурсионной организации
|
|
Определять маркетинговую ценовую стратегию экскурсионного подразделения
|
|
Разрабатывать маркетинговую коммуникационную стратегию экскурсионного подразделения
|
|
Разрабатывать маркетинговую сбытовую стратегию экскурсионного подразделения
|
|
Осуществлять контроль маркетинговой деятельности экскурсионной организации
|
|
Организовывать работу и контролировать качество предоставляемых экскурсионных услуг
|
|
Организовывать и проводить деловые переговоры
|
|
Необходимые знания
|
Законодательные и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, регулирующие деятельность в сфере туризма
|
Приоритетные направления развития туризма в Российской Федерации
|
|
Специализация и особенности структуры экскурсионной организации
|
|
Организация финансово-хозяйственной деятельности экскурсионной организации
|
|
Культура межличностного общения
|
|
Основы психологии, этики, эстетики
|
|
Экономика экскурсионной организации
|
|
Организация труда
|
|
Организация маркетинговой и рекламной деятельности
|
|
Трудовое и гражданское законодательство
|
|
Правила внутреннего трудового распорядка
|
|
Правила по охране труда и пожарной безопасности
|
|
Другие характеристики
|
-
|
3.4.3. Трудовая функция
Наименование
|
Формирование и реализация кадровой политики экскурсионной организации
|
Код
|
D/03.7
|
Уровень (подуровень) квалификации
|
7
|
Происхождение трудовой функции
|
Оригинал
|
X
|
Заимствовано из оригинала
|
||
Код оригинала
|
Регистрационный номер профессионального стандарта
|
Трудовые действия
|
Разработка штатного расписания экскурсионной организации
|
Разработка сметы расходов экскурсионной организации экскурсионной организации
|
|
Обеспечение правил внутреннего трудового распорядка экскурсионной организации
|
|
Организация соблюдения требований по охране труда сотрудниками экскурсионной организации
|
|
Необходимые умения
|
Принимать меры по укомплектованию экскурсионного подразделения квалифицированными кадрами
|
Создавать условия для материального и морального поощрения работников, эффективного использования знаний и опыта работников экскурсионной организации
|
|
Способствовать повышению квалификации работников
|
|
Способствовать созданию здоровых и безопасных условий труда
|
|
Обеспечивать укрепление трудовой и производственной дисциплины
|
|
Обеспечивать соблюдение правил по охране труда и пожарной безопасности
|
|
Необходимые знания
|
Законодательные и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, регулирующие деятельность в сфере туризма
|
Приоритетные направления развития туризма в Российской Федерации
|
|
Специализация и особенности структуры экскурсионной организации
|
|
Организация финансово-хозяйственной деятельности экскурсионной организации
|
|
Культура межличностного общения
|
|
Основы психологии, этики, эстетики
|
|
Экономика экскурсионного бюро
|
|
Организация труда
|
|
Организация маркетинговой и рекламной деятельности
|
|
Трудовое и гражданское законодательство
|
|
Правила внутреннего трудового распорядка
|
|
Правила по охране труда и пожарной безопасности
|
|
Другие характеристики
|
-
|
IV. Сведения об организациях - разработчиках
профессионального стандарта
4.1. Ответственная организация-разработчик
АРО "Федерация Рестораторов и Отельеров", город Москва
|
|
Президент
|
Бухаров Игорь Олегович
|
4.2. Наименования организаций-разработчиков
1
|
ФГБУ "ВНИИ труда" Минтруда России, город Москва
|
--------------------------------
<1> Общероссийский классификатор занятий.
<2> Общероссийский классификатор видов экономической деятельности.
<3> Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих.
<4> Общероссийский классификатор профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов.
<5> Общероссийский классификатор специальностей по образованию.