См. Документы Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации
МИНИСТЕРСТВО ТРУДА И СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПРИКАЗ
от 9 июля 2025 г. N 428н
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНДАРТА
"СПЕЦИАЛИСТ ПО ПРОДАЖАМ В АВТОМОБИЛЕСТРОЕНИИ"
В соответствии с пунктом 20 Правил разработки и утверждения профессиональных стандартов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 10 апреля 2023 г. N 580, приказываю:
1. Утвердить прилагаемый профессиональный стандарт "Специалист по продажам в автомобилестроении".
2. Признать утратившими силу:
приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 9 октября 2014 г. N 678н "Об утверждении профессионального стандарта "Специалист по продажам в автомобилестроении" (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 13 ноября 2014 г., регистрационный N 34689);
пункт 153 Изменений, вносимых в некоторые профессиональные стандарты, утвержденные приказами Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации, утвержденных приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 12 декабря 2016 г. N 727н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 13 января 2017 г., регистрационный N 45230).
3. Установить, что настоящий приказ вступает в силу с 1 марта 2026 г. и действует до 1 марта 2032 г.
Министр
А.О.КОТЯКОВ
Утвержден
приказом Министерства
труда и социальной защиты
Российской Федерации
от 9 июля 2025 г. N 428н
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ
СПЕЦИАЛИСТ ПО ПРОДАЖАМ В АВТОМОБИЛЕСТРОЕНИИ
1746
|
|
Регистрационный номер
|
I. Общие сведения
Осуществление продаж АТС (перечень сокращений приведен в разделе V профессионального стандарта), сопутствующих товаров (услуг) и послепродажного обслуживания АТС клиентов в автомобилестроении
|
33.028
|
|
(наименование вида профессиональной деятельности)
|
код
|
Краткое описание вида профессиональной деятельности
Реализация АТС, сопутствующих товаров (услуг) в автомобилестроении
|
Группа занятий
1221
|
Руководители служб по сбыту и маркетингу
|
2433
|
Специалисты по сбыту продукции (исключая информационно-коммуникационные технологии)
|
5223
|
Продавцы и помощники продавцов в магазинах
|
-
|
-
|
(код ОКЗ <1>)
|
(наименование)
|
(код ОКЗ)
|
(наименование)
|
Отнесение к области профессиональной деятельности
33
|
Сервис, оказание услуг населению (торговля, техническое обслуживание, ремонт, предоставление профессиональных услуг, услуги гостеприимства, общественное питание)
|
(код ОПД <2>)
|
(наименование области профессиональной деятельности)
|
Отнесение к видам экономической деятельности
45.11
|
Торговля легковыми автомобилями и грузовыми автомобилями малой грузоподъемности
|
45.31
|
Торговля оптовая автомобильными деталями, узлами и принадлежностями
|
45.40
|
Торговля мотоциклами, их деталями, узлами и принадлежностями; техническое обслуживание и ремонт мотоциклов
|
(код ОКВЭД <3>)
|
(наименование вида экономической деятельности)
|
II. Описание трудовых функций, входящих
в профессиональный стандарт (функциональная карта
вида профессиональной деятельности)
Обобщенные трудовые функции
|
Трудовые функции
|
|||||
код
|
наименование
|
уровень квалификации
|
возможные наименования должностей, профессий рабочих
|
наименование
|
код
|
уровень (подуровень) квалификации
|
A
|
Взаимодействие с клиентом в процессе оказания услуг по продаже АТС, сопутствующих товаров (услуг) и послепродажного обслуживания клиентов в автомобилестроении
|
5
|
Продавец-консультант
Менеджер по работе с клиентами
Менеджер отдела продаж
Менеджер по продажам автотранспортных средств
Менеджер по оценке и выкупу автотранспортных средств
Старший менеджер по продажам автотранспортных средств
|
Информационно-консультационное взаимодействие с клиентами в процессе предпродажных мероприятий по оказанию услуг продажи АТС, сопутствующих товаров (услуг) в автомобилестроении
|
A/01.5
|
5
|
Консультационно-информационное взаимодействие с клиентами в процессе оказания услуги по продаже АТС, сопутствующих товаров (услуг) в автомобилестроении
|
A/02.5
|
5
|
||||
Консультационно-информационное сопровождение клиента после оказания услуги по продаже АТС, сопутствующих товаров (услуг) в автомобилестроении
|
A/03.5
|
5
|
||||
B
|
Обеспечение бизнес-процесса продажи АТС, сопутствующих товаров (услуг) и послепродажного обслуживания клиентов в автомобилестроении
|
6
|
Заместитель руководителя отдела продаж
Руководитель клиентской службы
Руководитель отдела продаж
|
Организация работы структурного подразделения в процессе продажи АТС, сопутствующих товаров (услуг) и послепродажного обслуживания клиентов в автомобилестроении
|
B/01.6
|
6
|
Организационное взаимодействие со смежными структурными подразделениями организации и внешними организациями в процессе продажи АТС, сопутствующих товаров (услуг) и послепродажного обслуживания клиентов в автомобилестроении
|
B/02.6
|
6
|
||||
C
|
Стратегическое управление деятельностью организации по продажам АТС, сопутствующих товаров (услуг) и послепродажному обслуживанию клиентов в автомобилестроении
|
7
|
Заместитель директора по продажам
Директор по продажам
Директор департамента развития продаж
Директор торгово-технического центра
Директор по развитию дилерской сети
Директор по продажам компании - производителя автотранспортных средств
|
Управление формированием и реализацией стратегии взаимодействия с клиентами организации в процессе продажи АТС, сопутствующих товаров (услуг) и послепродажного обслуживания клиентов в автомобилестроении
|
C/01.7
|
7
|
Управление формированием и достижением плановых показателей деятельности организации в процессе продажи АТС, сопутствующих товаров (услуг) и послепродажного обслуживания клиентов в автомобилестроении
|
C/02.7
|
7
|
||||
Управление взаимодействием с внешними организациями в процессе продажи АТС, сопутствующих товаров (услуг) и послепродажного обслуживания клиентов в автомобилестроении
|
C/03.7
|
7
|
III. Характеристика обобщенных трудовых функций
3.1. Обобщенная трудовая функция
Наименование
|
Взаимодействие с клиентом в процессе оказания услуг по продаже АТС, сопутствующих товаров (услуг) и послепродажного обслуживания клиентов в автомобилестроении
|
Код
|
A
|
Уровень квалификации
|
5
|
Возможные наименования должностей, профессий рабочих
|
Продавец-консультант
Менеджер по работе с клиентами
Менеджер отдела продаж
Менеджер по продажам автотранспортных средств
Менеджер по оценке и выкупу автотранспортных средств
Старший менеджер по продажам автотранспортных средств
|
Пути достижения квалификации
Образование и обучение
|
Среднее профессиональное образование - программы подготовки специалистов среднего звена
|
Опыт практической работы
|
Не менее года в торговле на предприятиях в сфере продаж в области автомобилестроения для старшего менеджера по продажам АТС
|
Особые условия допуска к работе
|
-
|
Другие характеристики
|
Наличие водительского удостоверения, подтверждающего право на управление транспортным средством категории "B", водительский стаж не менее одного года
Рекомендуются дополнительное профессиональное образование - программы повышения квалификации по профилю деятельности
|
Справочная информация
Наименование документа
|
Код
|
Наименование начальной группы, должности, профессии или специальности, направления подготовки
|
ОКЗ
|
5223
|
Продавцы и помощники продавцов в магазинах
|
ЕКС <4>
|
-
|
Агент коммерческий
|
-
|
Агент торговый
|
|
ОКПДТР <5>
|
17351
|
Продавец непродовольственных товаров
|
Перечни СПО <6>
|
23.02.03
|
Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта
|
38.02.04
|
Коммерция (по отраслям)
|
|
43.02.06
|
Сервис на транспорте (по видам транспорта)
|
3.1.1. Трудовая функция
Наименование
|
Информационно-консультационное взаимодействие с клиентами в процессе предпродажных мероприятий по оказанию услуг продажи АТС, сопутствующих товаров (услуг) в автомобилестроении
|
Код
|
A/01.5
|
Уровень (подуровень) квалификации
|
5
|
Трудовые действия
|
Поиск и привлечение потенциальных клиентов
|
Сбор, обработка и актуализация информации о клиентах и их потребностях
|
|
Необходимые умения
|
Сегментировать клиентскую базу; формировать портрет клиента (типологию клиентов)
|
Находить и использовать открытые источники информации для расширения клиентской базы
|
|
Использовать доступные информационные ресурсы организации
|
|
Вести и актуализировать базу данных
|
|
Запрашивать и обрабатывать информацию от клиентов о лицах, потенциально заинтересованных в продукции и услугах
|
|
Определять приоритетные потребности клиента и фиксировать их в базе данных
|
|
Обрабатывать входящие, исходящие телефонные звонки и запросы клиентов
|
|
Собирать информацию о деятельности конкурентов
|
|
Формировать отчетную документацию по клиентской базе
|
|
Пользоваться персональным компьютером и офисной техникой
|
|
Использовать специализированное программное обеспечение в процессе оказания услуги продажи и (или) выкупа автомобиля
|
|
Необходимые знания
|
Нормативные правовые акты в области работы с конфиденциальной информацией и защиты персональных данных
|
Нормативные правовые акты в области защиты прав потребителей и правила продажи отдельных видов товаров
|
|
Классификация потребностей клиентов
|
|
Основы организации процесса обслуживания клиентов
|
|
Экономическая география
|
|
Специализированное программное обеспечение
|
|
Способы (методы) обработки и анализа информации
|
|
Каналы и источники поиска и привлечения потенциальных клиентов
|
|
Типы сегментов рынка и типология клиентов
|
|
Принципы ведения клиентской базы
|
|
Формы отчетности по клиентской базе
|
|
Конструктивные особенности узлов, агрегатов и система АТС
|
|
Базовые принципы управления временем
|
|
Другие характеристики
|
-
|
3.1.2. Трудовая функция
Наименование
|
Консультационно-информационное взаимодействие с клиентами в процессе оказания услуги по продаже АТС, сопутствующих товаров (услуг) в автомобилестроении
|
Код
|
A/02.5
|
Уровень (подуровень) квалификации
|
5
|
Трудовые действия
|
Определение потребностей клиентов в продукции, сопутствующих товарах (услугах), реализуемых организацией
|
Информирование клиентов о технических характеристиках и потребительских свойствах продукции, сопутствующих товарах (услугах)
|
|
Мотивирование клиентов на заключение сделки
|
|
Обеспечение выполнения договорных обязательств
|
|
Необходимые умения
|
Планировать процесс взаимодействия с клиентом на всех этапах обслуживания
|
Устанавливать и проводить личную и дистанционную коммуникацию с клиентами: работать с входящими и исходящими телефонными звонками, вести деловую переписку в почте, мессенджерах, социальных сетях
|
|
Использовать клиентскую базу для планирования и организации работы с клиентом
|
|
Формировать положительное впечатление о специалисте, компании, бренде и продукте
|
|
Выявлять потребности клиента
|
|
Проводить для клиента презентацию товаров и услуг с применением исходя из выявленных потребностей клиента
|
|
Проводить пробную поездку (динамическую презентацию АТС),
|
|
Обеспечивать безопасность клиента в процессе оказания услуги
|
|
Вовлекать клиента в презентацию товара
|
|
Проводить осмотр и оценку автомобиля клиента
|
|
Проводить демонстрацию АТС в процессе передачи товара клиенту
|
|
Работать с возражениями клиента
|
|
Организовывать взаимодействие клиента со смежными структурами организации
|
|
Формировать коммерческое предложение в соответствии с потребностями клиента
|
|
Проводить анализ рынка с целью формирования коммерческого предложения для клиента
|
|
Применять техники закрытия сделки
|
|
Создавать договоренности о дальнейшем взаимодействии с клиентом
|
|
Разрешать конфликтные ситуации
|
|
Использовать инструменты эффективной коммуникации
|
|
Применять техники и методы ведения деловых переговоров
|
|
Обеспечивать конфиденциальность полученной информации
|
|
Опознавать признаки неудовлетворенности клиента качеством предоставления услуг
|
|
Взаимодействовать со специалистами смежных подразделений для улучшения качества обслуживания клиентов
|
|
Необходимые знания
|
Нормативные правовые акты в области защиты прав потребителей и продажи отдельных видов товаров
|
Нормативные правовые акты по работе с конфиденциальной информацией
|
|
Стандарты и процессы организации
|
|
Принципы корпоративной культуры
|
|
Этапы процесса продаж
|
|
Техники продаж
|
|
Основы сервисной деятельности
|
|
Основы организации процесса обслуживания клиентов
|
|
Основы межличностных отношений
|
|
Этикет делового общения
|
|
Правила и инструменты эффективной коммуникации
|
|
Способы получения информации о клиенте и его потребностях
|
|
Типы потребностей клиентов
|
|
Методика выявления потребностей клиента
|
|
Устройство и особенности конструкции транспортного средства: двигателя, трансмиссии, систем безопасности, кузова
|
|
Модельный ряд выпускаемой продукции
|
|
Классификация автомобилей
|
|
Современные системы транспортных средств
|
|
Методика проведения презентаций
|
|
Правила проведения тест-драйва
|
|
Правила дорожного движения
|
|
Перечень сопутствующих товаров и услуг
|
|
Техника ведения переговоров
|
|
Техники закрытия сделки
|
|
Методы управления временем
|
|
Методы планирования
|
|
Гарантийная политика организации
|
|
Основы организации послепродажного обслуживания
|
|
Основы делопроизводства
|
|
Основы экономической теории
|
|
Современные информационные технологии
|
|
Специализированное программное обеспечение
|
|
Требования охраны труда
|
|
Структура организации
|
|
Основы менеджмента
|
|
Основы маркетинга
|
|
Основы кредитования
|
|
Другие характеристики
|
-
|
3.1.3. Трудовая функция
Наименование
|
Консультационно-информационное сопровождение клиента после оказания услуги по продаже АТС, сопутствующих товаров (услуг) в автомобилестроении
|
Код
|
A/03.5
|
Уровень (подуровень) квалификации
|
5
|
Трудовые действия
|
Информационно-справочное послепродажное консультирование клиентов
|
Контроль степени удовлетворенности клиентов качеством обслуживания
|
|
Разработка предложений (рекомендаций) для повышения качества обслуживания клиентов
|
|
Необходимые умения
|
Оформлять и согласовывать договор и сопутствующие документы в соответствии со стандартами и регламентами организации
|
Подготавливать документацию для формирования заказа продукции в производство
|
|
Осуществлять мероприятия по размещению заказа
|
|
Следить за соблюдением сроков поставки и информировать клиента о возможных изменениях
|
|
Отслеживать движение продукта от организации-производителя до места реализации
|
|
Оформлять заказ на установку дополнительного оборудования
|
|
Взаимодействовать со смежными структурами
|
|
Принимать корректирующие меры по соблюдению договорных обязательств
|
|
Планировать и контролировать поступление денежных средств
|
|
Осуществлять и (или) контролировать отгрузку (выдачу) продукции клиенту в соответствии с регламентами организации
|
|
Оформлять документацию при отгрузке (выдаче) продукции
|
|
Осуществлять урегулирование спорных вопросов, претензий
|
|
Применять информационные технологии
|
|
Использовать программное обеспечение
|
|
Разрешать конфликтные ситуации
|
|
Необходимые знания
|
Требования и стандарты производителя
|
Принципы корпоративной культуры
|
|
Локальные нормативные акты организации
|
|
Организационная структура организации
|
|
Основы менеджмента
|
|
Основы маркетинга
|
|
Основы гарантийной политики
|
|
Основы кредитования
|
|
Основы страхования
|
|
Основы таможенного права
|
|
Основы бухгалтерского и складского учета
|
|
Основы логистики
|
|
Основы сервисной деятельности
|
|
Основы организации процесса обслуживания клиентов
|
|
Основы делопроизводства
|
|
Основы межличностных отношений
|
|
Методы управления временем
|
|
Принципы и порядок ведения претензионной работы
|
|
Принципы ведения деловых переговоров
|
|
Этика делового общения
|
|
Современные информационные технологии
|
|
Специализированное программное обеспечение
|
|
Нормативные правовые акты в области защиты прав потребителей
|
|
Другие характеристики
|
-
|
3.2. Обобщенная трудовая функция
Наименование
|
Обеспечение бизнес-процесса продажи АТС, сопутствующих товаров (услуг) и послепродажного обслуживания клиентов в автомобилестроении
|
Код
|
B
|
Уровень квалификации
|
6
|
Возможные наименования должностей, профессий рабочих
|
Заместитель руководителя отдела продаж
Руководитель клиентской службы
Руководитель отдела продаж
|
Пути достижения квалификации
Образование и обучение
|
Высшее образование
|
Опыт практической работы
|
Не менее двух лет в торговле на предприятиях в сфере продаж в области автомобилестроения
|
Особые условия допуска к работе
|
-
|
Другие характеристики
|
Наличие водительского удостоверения, подтверждающего право на управление транспортным средством категории "B", водительский стаж не менее одного года
Рекомендуется дополнительное профессиональное образование - программы повышения квалификации по профилю деятельности
|
Справочная информация
Наименование документа
|
Код
|
Наименование начальной группы, должности, профессии или специальности, направления подготовки
|
ОКЗ
|
2433
|
Специалисты по сбыту продукции (исключая информационно-коммуникационные технологии)
|
ЕКС
|
-
|
Дилер
|
-
|
Специалист по маркетингу
|
|
ОКПДТР
|
26585
|
Специалист по маркетингу
|
Перечни ВО <7>
|
38.03.02
|
Менеджмент
|
38.03.06
|
Торговое дело
|
|
38.04.02
|
Менеджмент
|
|
38.04.06
|
Торговое дело
|
|
43.03.01
|
Сервис
|
|
43.04.01
|
Сервис
|
3.2.1. Трудовая функция
Наименование
|
Организация работы структурного подразделения в процессе продажи АТС, сопутствующих товаров (услуг) и послепродажного обслуживания клиентов в автомобилестроении
|
Код
|
B/01.6
|
Уровень (подуровень) квалификации
|
6
|
Трудовые действия
|
Разработка плановых показателей деятельности подразделения
|
Обеспечение выполнения плановых показателей подразделения
|
|
Организация программ стимулирования продаж и программ лояльности клиентов
|
|
Организация процессов обслуживания клиентов в процессе продажи АТС
|
|
Управление персоналом подразделения и организация развития сотрудников
|
|
Необходимые умения
|
Анализировать тенденции развития рынка и отрасли автомобилестроения
|
Разрабатывать предложения для формирования плана продаж продукта
|
|
Собирать, анализировать и систематизировать данные по объемам продаж
|
|
Планировать объемы продаж
|
|
Распределять ресурсы для выполнения плана продаж
|
|
Планировать деятельность персонала для выполнения плана продаж
|
|
Планировать и контролировать поступление денежных средств
|
|
Обеспечивать необходимые объемы товарного запаса
|
|
Ставить четкие, измеримые, достижимые, однозначно трактуемые цели для выполнения плана продаж
|
|
Анализировать возможности увеличения объемов продаж
|
|
Анализировать и систематизировать данные по состоянию складских остатков
|
|
Обеспечивать плановую оборачиваемость складских остатков
|
|
Анализировать оборачиваемость складских остатков
|
|
Анализировать и контролировать количество продукции, находящейся на консигнации
|
|
Планировать использование временных ресурсов в нестандартных ситуациях
|
|
Оценивать работу отдела по выполнению плана продаж
|
|
Анализировать и оценивать промежуточные результаты выполнения плана продаж и сопоставлять их с запланированными показателями
|
|
Анализировать и систематизировать динамику финансовых показателей
|
|
Разрабатывать предложения для формирования производственных заказов
|
|
Анализировать и контролировать выполнение производственных заказов
|
|
Решать оперативные вопросы, связанные с производством продукции и услуг
|
|
Отслеживать и корректировать выполнение плановых показателей продаж
|
|
Отслеживать производимые отгрузки
|
|
Обеспечивать наличие демонстрационной продукции
|
|
Анализировать прямые и косвенные показатели для оценки эффективности работы персонала
|
|
Корректировать деятельность отдела по выполнению плана продаж в соответствии с изменяющимися условиями
|
|
Составлять отчеты по различным количественным и качественным показателям бизнеса
|
|
Проводить совещания по решению оперативных вопросов
|
|
Принимать решения в рамках профессиональной компетентности
|
|
Выявлять и анализировать причины появления нештатных ситуаций в процессе обслуживания клиентов, устанавливать причины их возникновения и принимать меры по их предотвращению
|
|
Применять информационные технологии
|
|
Использовать информационные базы
|
|
Проектировать процессы оказания услуг
|
|
Контролировать и управлять качеством обслуживания клиентов
|
|
Разрешать конфликтные ситуации
|
|
Взаимодействовать со смежными структурами
|
|
Необходимые знания
|
Нормативные правовые акты в области охраны труда
|
Нормативные правовые акты в области торговой и сервисной деятельности
|
|
Локальные нормативные акты организации в области продажи автотранспортных средств, сопутствующих товаров (услуг) и послепродажного обслуживания клиентов
|
|
Организационная структура организации
|
|
Основы логистики
|
|
Основы маркетинга
|
|
Основы бухгалтерского учета
|
|
Основы менеджмента
|
|
Основы организации процесса обслуживания клиентов
|
|
Формы и методы организации процесса обслуживания клиентов
|
|
Основы технологических процессов в клиентском сервисе
|
|
Основы таможенного права
|
|
Методы управления сервисной деятельностью организации
|
|
Основы математической статистики
|
|
Основы микроэкономики
|
|
Операционный менеджмент
|
|
Модельный ряд выпускаемой продукции
|
|
Техники продаж
|
|
Методы управления временем
|
|
Специализированное программное обеспечение
|
|
Политика производителя (поставщика) в области продаж и предоставления услуг
|
|
Другие характеристики
|
-
|
3.2.2. Трудовая функция
Наименование
|
Организационное взаимодействие со смежными структурными подразделениями организации и внешними организациями в процессе продажи АТС, сопутствующих товаров (услуг) и послепродажного обслуживания клиентов в автомобилестроении
|
Код
|
B/02.6
|
Уровень (подуровень) квалификации
|
6
|
Трудовые действия
|
Формирование заказа на товары и услуги
|
Координация взаимодействия в процессе работы
|
|
Контроль качества выполненных работ, поставленных услуг
|
|
Взаимодействие с органами государственной власти, контролирующими и общественными организациями
|
|
Необходимые умения
|
Организовывать взаимодействие подразделения со смежными структурными подразделениями организации и внешними организациями участвующими в процессе продажи товаров и предоставления услуг
|
Разрабатывать для персонала отдела регламенты работы со смежными структурными подразделениями организации и внешними организациями участвующими в процессе продажи товаров и предоставления услуг
|
|
Осуществлять урегулирование спорных вопросов, претензий
|
|
Согласовывать и утверждать плановые показатели для товаропроводящей сети совместно со смежными структурными подразделениями организации и внешними организациями участвующими в процессе продажи товаров и предоставления услуг
|
|
Разрабатывать и согласовывать графики поставки продукции
|
|
Подготавливать предложения для руководителей по разрешению проблемных ситуаций
|
|
Планировать и проводить совещания
|
|
Использовать специализированное программное обеспечение
|
|
Необходимые знания
|
Нормативные требования к предприятиям торговли и оказания услуг
|
Нормативные правовые акты в области контрактных систем в сфере закупок товаров, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд
|
|
Политика производителя (поставщика) в области продаж и предоставления услуг
|
|
Организационная структура организации
|
|
Нормативные правовые акты в сфере охраны труда и техники безопасности
|
|
Стандарты организации в области продаж и оказания услуг
|
|
Политика организации в области качества
|
|
Деловой этикет
|
|
Формы и методы организации процесса обслуживания клиентов
|
|
Методы управления сервисной деятельностью организации
|
|
Основы технологических процессов в сервисе
|
|
Операционный менеджмент
|
|
Основы логистики
|
|
Техника ведения переговоров
|
|
Другие характеристики
|
-
|
3.3. Обобщенная трудовая функция
Наименование
|
Стратегическое управление деятельностью организации по продажам АТС, сопутствующих товаров (услуг) и послепродажному обслуживанию клиентов в автомобилестроении
|
Код
|
C
|
Уровень квалификации
|
7
|
Возможные наименования должностей, профессий рабочих
|
Заместитель директора по продажам
Директор по продажам
Директор департамента развития продаж
Директор торгово-технического центра
Директор по развитию дилерской сети
Директор по продажам компании - производителя автотранспортных средств
|
Пути достижения квалификации
Образование и обучение
|
Высшее образование - магистратура
|
Опыт практической работы
|
Опыт не менее трех лет в торговле на предприятиях в сфере продаж в области автомобилестроения
|
Особые условия допуска к работе
|
-
|
Другие характеристики
|
Дополнительное профессиональное образование - программы повышения квалификации в области продаж АТС, сопутствующих товаров (услуг) и послепродажного обслуживания клиентов
|
Справочная информация
Наименование документа
|
код
|
Наименование начальной группы, должности, профессии или специальности, направления подготовки
|
ОКЗ
|
1221
|
Руководители служб по сбыту и маркетингу
|
ЕКС
|
-
|
Начальник отдела маркетинга
|
-
|
Руководитель подразделения
|
|
ОКПДТР
|
24691
|
Начальник отдела (на предприятиях, осуществляющих коммерческую деятельность)
|
24698
|
Начальник отдела (по маркетингу и сбыту продукции)
|
|
24705
|
Начальник отдела (функционального в прочих областях деятельности)
|
|
Перечни ВО
|
38.04.02
|
Менеджмент
|
38.04.06
|
Торговое дело
|
|
43.04.01
|
Сервис
|
3.3.1. Трудовая функция
Наименование
|
Управление формированием и реализацией стратегии взаимодействия с клиентами организации в процессе продажи АТС, сопутствующих товаров (услуг) и послепродажного обслуживания клиентов в автомобилестроении
|
Код
|
C/01.7
|
Уровень (подуровень) квалификации
|
7
|
Трудовые действия
|
Управление стратегией развития продаж организации
|
Управление процессами взаимодействия с клиентами в процессе продажи АТС
|
|
Необходимые умения
|
Разрабатывать предложения по формированию миссии, целей и определению ценностей организации
|
Учитывать и прогнозировать влияние различных факторов на стратегический план развития бизнеса
|
|
Формировать план мероприятий и распределять ресурсы для реализации стратегического плана
|
|
Применять методы стратегического планирования
|
|
Разрабатывает кадровую политику организации в области продаж
|
|
Анализировать и оценивать конъюнктуру рынка
|
|
Определять сбытовую, ценовую и продуктовую политику организации
|
|
Разрабатывать альтернативный план действий на основе различных сценариев развития событий
|
|
Содействовать формированию благоприятного инвестиционного климата
|
|
Организовывать и проводить переговоры с инвесторами
|
|
Обеспечивать поддержание имиджа организации
|
|
Содействовать формированию и поддержанию корпоративной культуры
|
|
Изучать и применять передовой опыт в сфере оказываемых профессиональных услуг
|
|
Необходимые знания
|
Нормативные правовые акты в области защиты прав потребителей и продажи отдельных видов товаров
|
Законодательство Российской Федерации в области работы с конфиденциальной информацией
|
|
Основы таможенного законодательства Российской Федерации
|
|
Законодательство Российской Федерации в области защиты прав потребителей
|
|
Политика организации в области качества
|
|
Организационная структура организации
|
|
Экономическая география
|
|
Основы управления рисками
|
|
Финансово-экономический анализ
|
|
Методы стратегического анализа
|
|
Управление проектами
|
|
Инвестиционный менеджмент
|
|
Методы управления временем
|
|
Передовой российский и зарубежный опыт в области автомобилестроения и авторетейла
|
|
Экономика
|
|
Логистика
|
|
Маркетинг
|
|
Стратегический менеджмент
|
|
Политика производителя (поставщика) в области продаж и предоставления услуг
|
|
Другие характеристики
|
-
|
3.3.2. Трудовая функция
Наименование
|
Управление формированием и достижением плановых показателей деятельности организации в процессе продажи АТС, сопутствующих товаров (услуг) и послепродажного обслуживания клиентов в автомобилестроении
|
Код
|
C/02.7
|
Уровень (подуровень) квалификации
|
7
|
Трудовые действия
|
Управление планированием деятельности организации
|
Управление разработкой и контроль реализации стратегии в области развития и управления персоналом организации
|
|
Необходимые умения
|
Планировать мероприятия по обеспечению контроля выполнения плана продаж
|
Осуществлять декомпозицию целей для подразделений
|
|
Организовывать контроль выполнения плановых показателей
|
|
Осуществлять мониторинг выполнения плановых показателей продаж
|
|
Корректировать выполнение плановых показателей продаж
|
|
Организовывать оперативное взаимодействие с персоналом для получения отчетов по выполнению плана продаж
|
|
Оперативно корректировать деятельность организации по выполнению плана продаж
|
|
Контролировать выполнение производственных заказов
|
|
Контролировать выполнение программ стимулирования продаж
|
|
Выявлять и анализировать причины нештатных ситуаций и принимать меры по их предотвращению
|
|
Разрешать конфликтные ситуации
|
|
Необходимые знания
|
Нормативные правовые акты в сфере охраны труда и техники безопасности
|
Организационная структура организации
|
|
Основы гарантийной политики
|
|
Основы логистики
|
|
Основы маркетинга
|
|
Стратегический менеджмент
|
|
Основы таможенного права
|
|
Основы математической статистики
|
|
Основы микроэкономики
|
|
Техника продаж
|
|
Принципы ведения деловых переговоров
|
|
Методы управления временем
|
|
Процессы формирования и методы управления сервисной деятельностью организаций
|
|
Методология организации и проектирования процессов оказания услуг
|
|
Специализированное программное обеспечение в сфере продаж
|
|
Передовой российский и зарубежный опыт в области автомобилестроения
|
|
Принципы корпоративной культуры
|
|
Основы межличностных отношений
|
|
Этика делового общения
|
|
Другие характеристики
|
-
|
3.3.3. Трудовая функция
Наименование
|
Управление взаимодействием с внешними организациями в процессе продажи АТС, сопутствующих товаров (услуг) и послепродажного обслуживания клиентов в автомобилестроении
|
Код
|
C/03.7
|
Уровень (подуровень) квалификации
|
7
|
Трудовые действия
|
Управление взаимодействием с профильными ассоциациями и объединениями
|
Управление взаимодействием с изготовителем АТС, поставщиками сопутствующих товаров (услуг)
|
|
Управление взаимодействием с органами государственной власти
|
|
Необходимые умения
|
Определять политику организации в сфере взаимодействия с профильными ассоциациями и объединениями, изготовителем АТС и поставщиками товаров (услуг)
|
Определять политику организации в сфере взаимодействия с органами государственной власти
|
|
Определять политику организации в сфере взаимодействия с корпоративными клиентами
|
|
Проводить публичные выступления
|
|
Необходимые знания
|
Нормативные правовые акты в области защиты прав потребителей и правила продажи отдельных видов товаров
|
Законодательство Российской Федерации в области работы с конфиденциальной информацией
|
|
Основы таможенного законодательства Российской Федерации
|
|
Основы налогового законодательства Российской Федерации
|
|
Законодательство Российской Федерации в области защиты прав потребителей
|
|
Основы законодательства Российской Федерации в области охраны труда
|
|
Стратегия развития отрасли автомобилестроения
|
|
Передовой российский и зарубежный опыт в области автомобилестроения
|
|
Стандарты организации-производителя в сфере оказания услуг по продажам и послепродажному обслуживанию
|
|
Политика оценки дилера
|
|
Методы администрирования документооборота в рамках продажи АТС, товаров (услуг) согласно требованиям организации-изготовителя
|
|
Методы стратегического управления сервисной деятельностью организации
|
|
Другие характеристики
|
-
|
IV. Сведения об организациях - разработчиках
профессионального стандарта
4.1. Ответственная организация-разработчик
Ассоциация "Объединение автопроизводителей России", г. Москва
|
|
Исполнительный директор
|
Коровкин Игорь Алексеевич
|
4.2. Наименования организаций-разработчиков
1
|
Ассоциация "Российские автомобильные дилеры" (РОАД), город Москва
|
2
|
ОАО "АВТОВАЗ", город Тольятти, Самарская область
|
3
|
ОАО "КАМАЗ", город Набережные Челны, Республика Татарстан
|
4
|
ОАО "СОЛЛЕРС", город Москва
|
5
|
ООО "ПРАГМАТИКА", город Санкт-Петербург
|
6
|
ООО "СП БИЗНЕС КАР", город Москва
|
7
|
ООО "УК "Группа ГАЗ", город Нижний Новгород
|
8
|
ООО "ФОЛЬКСВАГЕН Груп Рус", город Калуга
|
9
|
ФГАОУ ВО "Санкт-Петербургский государственный электротехнический университет "ЛЭТИ" им. В.И. Ульянова (Ленина)", город Санкт-Петербург
|
10
|
ФУМО в сфере ВО по УГСН 43.00.00 "СЕРВИС И ТУРИЗМ", Московская область
|
11
|
Центр развития профессиональных квалификаций ФГАОУ ВО "Национальный исследовательский университет "Высшая школа экономики", город Москва
|
12
|
ФГБУ "ВНИИ труда" Минтруда России, город Москва
|
V. Сокращения, используемые в профессиональном стандарте
АТС - автотранспортное средство
--------------------------------
<1> Общероссийский классификатор занятий.
<2> Приказ Минтруда России от 29 сентября 2014 г. N 667н "О реестре профессиональных стандартов (перечне видов профессиональной деятельности)" (зарегистрирован Минюстом России 19 ноября 2014 г., регистрационный N 34779) с изменением, внесенным приказом Минтруда России от 9 марта 2017 г. N 254н (зарегистрирован Минюстом России 29 марта 2017 г., регистрационный N 46168).
<3> Общероссийский классификатор видов экономической деятельности.
<4> Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих.
<5> Общероссийский классификатор профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов.
<6> Приказ Минпросвещения России от 17 мая 2022 г. N 336 "Об утверждении перечней профессий и специальностей среднего профессионального образования и установлении соответствия отдельных профессий и специальностей среднего профессионального образования, указанных в этих перечнях, профессиям и специальностям среднего профессионального образования, перечни которых утверждены приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 октября 2013 г. N 1199 "Об утверждении перечней профессий и специальностей среднего профессионального образования" (зарегистрирован Минюстом России 17 июня 2022 г., регистрационный N 68887) с изменениями, внесенными приказами Минпросвещения России от 12 мая 2023 г. N 359 (зарегистрирован Минюстом России 9 июня 2023 г., регистрационный N 73797), от 25 сентября 2023 г. N 717 (зарегистрирован Минюстом России 26 октября 2023 г., регистрационный N 75754), от 27 апреля 2024 г. N 289 (зарегистрирован Минюстом России 31 мая 2024 г., регистрационный N 78367), от 7 ноября 2024 г. N 782 (зарегистрирован Минюстом России 10 декабря 2024 г., регистрационный N 80517), от 25 марта 2025 г. N 226 (зарегистрирован Минюстом России 29 апреля 2025 г., регистрационный N 82008).
<7> Приказ Минобрнауки России от 12 сентября 2013 г. N 1061 "Об утверждении перечней специальностей и направлений подготовки высшего образования" (зарегистрирован Минюстом России 14 октября 2013 г., регистрационный N 30163) с изменениями, внесенными приказами Минобрнауки России от 29 января 2014 г. N 63 (зарегистрирован Минюстом России 28 февраля 2014 г., регистрационный N 31448), от 20 августа 2014 г. N 1033 (зарегистрирован Минюстом России 3 сентября 2014 г., регистрационный N 33947), от 13 октября 2014 г. N 1313 (зарегистрирован Минюстом России 13 ноября 2014 г., регистрационный N 34691), от 25 марта 2015 г. N 270 (зарегистрирован Минюстом России 22 апреля 2015 г., регистрационный N 36994), от 1 октября 2015 г. N 1080 (зарегистрирован Минюстом России 19 октября 2015 г., регистрационный N 39355), от 1 декабря 2016 г. N 1508 (зарегистрирован Минюстом России 20 декабря 2016 г., регистрационный N 44807), от 10 апреля 2017 г. N 320 (зарегистрирован Минюстом России 10 мая 2017 г., регистрационный N 46662), от 11 апреля 2017 г. N 328 (зарегистрирован Минюстом России 23 июня 2017 г., регистрационный N 47167), от 23 марта 2018 г. N 210 (зарегистрирован Минюстом России 11 апреля 2018 г., регистрационный N 50727), от 30 августа 2019 г. N 664 (зарегистрирован Минюстом России 23 сентября 2019 г., регистрационный N 56026), от 15 апреля 2021 г. N 296 (зарегистрирован Минюстом России 27 апреля 2021 г., регистрационный N 63245), от 13 декабря 2021 г. N 1229 (зарегистрирован Минюстом России 13 апреля 2022 г., регистрационный N 68183), срок действия ограничен до 1 сентября 2026 г.