См. Документы Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации
МИНИСТЕРСТВО ТРУДА И СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПРИКАЗ
от 9 апреля 2025 г. N 194н
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНДАРТА
"СПЕЦИАЛИСТ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЩЕНИЯ С ТВЕРДЫМИ
КОММУНАЛЬНЫМИ ОТХОДАМИ"
В соответствии с пунктом 20 Правил разработки и утверждения профессиональных стандартов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 10 апреля 2023 г. N 580, приказываю:
1. Утвердить прилагаемый профессиональный стандарт "Специалист по организации обращения с твердыми коммунальными отходами".
2. Установить, что настоящий приказ вступает в силу с 1 сентября 2025 г. и действует до 1 сентября 2031 г.
Министр
А.О.КОТЯКОВ
Утвержден
приказом Министерства труда
и социальной защиты
Российской Федерации
от 9 апреля 2025 г. N 194н
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ
СПЕЦИАЛИСТ
ПО ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЩЕНИЯ С ТВЕРДЫМИ КОММУНАЛЬНЫМИ ОТХОДАМИ
1724
|
|
Регистрационный номер
|
I. Общие сведения
Организация обращения с ТКО (перечень сокращений приведен в разделе V профессионального стандарта) на территориях в зоне деятельности регионального оператора
|
16.161
|
|
(наименование вида профессиональной деятельности)
|
код
|
Краткое описание вида профессиональной деятельности
Предотвращение вредного воздействия ТКО на здоровье человека и окружающую среду, а также вовлечение таких отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья
|
Группа занятий
1120
|
Руководители учреждений, организаций и предприятий
|
1219
|
Управляющие финансово-экономической и административной деятельностью, не входящие в другие группы
|
2141
|
Инженеры в промышленности и на производстве
|
2422
|
Специалисты в области политики администрирования
|
(код ОКЗ <1>)
|
(наименование)
|
(код ОКЗ)
|
(наименование)
|
Отнесение к области профессиональной деятельности
16
|
Строительство и жилищно-коммунальное хозяйство
|
(код ОПД <2>)
|
(наименование области профессиональной деятельности)
|
Отнесение к видам экономической деятельности
38.11
|
Сбор неопасных отходов
|
38.21
|
Обработка и утилизация неопасных отходов
|
(код ОКВЭД <3>)
|
(наименование вида экономической деятельности)
|
II. Описание трудовых функций, входящих в профессиональный
стандарт (функциональная карта вида
профессиональной деятельности)
Обобщенные трудовые функции
|
Трудовые функции
|
|||||
код
|
наименование
|
уровень квалификации
|
возможные наименования должностей, профессий рабочих
|
наименование
|
код
|
уровень (подуровень) квалификации
|
A
|
Организационное обеспечение деятельности в области обращения с ТКО
|
5
|
Производственный аналитик регионального оператора
Инженер по работе с операторами по обращению с твердыми коммунальными отходами
Инспектор контроля потребителей услуг регионального оператора Экологический аудитор регионального оператора
|
Анализ рынка услуг в сфере обращения с ТКО
|
A/01.5
|
5
|
Организация взаимодействия с операторами по обращению с ТКО
|
A/02.5
|
5
|
||||
Организация взаимодействия с отходообразователями
|
A/03.5
|
5
|
||||
Контроль экологической безопасности регионального оператора по обращению с ТКО
|
A/04.5
|
5
|
||||
B
|
Организационно-экономическое обеспечение деятельности регионального оператора по обращению с ТКО
|
5
|
Специалист по тарифообразованию, оценке и расчету экологического сбора в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами
Специалист по договорной работе, расчетам и платежам в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами
|
Формирование размера тарифов, сборов и платежей в сфере обращения ТКО
|
B/01.5
|
5
|
Организация расчетов за услуги регионального оператора по обращению с ТКО
|
B/02.5
|
5
|
||||
C
|
Руководство структурными подразделениями регионального оператора по обращению с ТКО
|
6
|
Руководитель экономической службы регионального оператора Руководитель производственно-технической службы регионального оператора
|
Руководство экономической службой регионального оператора по планированию и мониторингу деятельности обращения с ТКО
|
C/01.6
|
6
|
Руководство производственно-технической службой регионального оператора по реализации организационно-технической стратегии
|
C/02.6
|
6
|
||||
D
|
Руководство региональным оператором по обращению с ТКО
|
7
|
Производственный директор организации регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами
|
Руководство технической и логистической деятельностью регионального оператора по обращению с ТКО
|
D/01.7
|
7
|
Руководство организационно-экономическим обеспечением деятельности регионального оператора по обращению с ТКО
|
D/02.7
|
7
|
III. Характеристика обобщенных трудовых функций
3.1. Обобщенная трудовая функция
Наименование
|
Организационное обеспечение деятельности в области обращения с ТКО
|
Код
|
A
|
Уровень квалификации
|
5
|
Возможные наименования должностей, профессий рабочих
|
Производственный аналитик регионального оператора
Инженер по работе с операторами по обращению с твердыми коммунальными отходами
Инспектор контроля потребителей услуг регионального оператора
Экологический аудитор регионального оператора
|
Пути достижения квалификации
Образование и обучение
|
Среднее профессиональное образование - программы подготовки специалистов среднего звена
или
Высшее образование - бакалавриат
|
Опыт практической работы
|
Не менее одного года в области обращения с отходами при наличии среднего профессионального образования
|
Особые условия допуска к работе
|
-
|
Другие характеристики
|
-
|
Справочная информация
Наименование документа
|
Код
|
Наименование начальной группы, должности, профессии или специальности, направления подготовки
|
ОКЗ
|
2141
|
Инженеры в промышленности и на производстве
|
ЕКС <4>
|
-
|
Аналитик
|
-
|
Инженер по организации труда
|
|
ОКПДТР <5>
|
22644
|
Инженер по организации эксплуатации и ремонту
|
Перечень СПО <6>
|
20.02.01
|
Экологическая безопасность природных комплексов
|
Перечень ВО <7>
|
05.03.06
|
Экология и природопользование
|
20.03.01
|
Техносферная безопасность
|
3.1.1. Трудовая функция
Наименование
|
Анализ рынка услуг в сфере обращения с ТКО
|
Код
|
A/01.5
|
Уровень (подуровень) квалификации
|
5
|
Трудовые действия
|
Организационно-технологическое обеспечение проведения оценочных процедур
|
Сбор информации об участниках рынка услуг в сфере обращения с ТКО, в том числе с использованием качественного и количественного методов сбора и обработки информации
|
|
Проведение процедур оценки состояния конкурентной среды на рынке услуг в сфере обращения с ТКО, выявленных организационно-административных барьеров и проблем
|
|
Проведение факторного и статистического анализа рынка услуг в сфере обращения с ТКО
|
|
Проведение процедур оценки соответствия применяемых способов и методов современным технологиям на всех этапах обращения ТКО
|
|
Проведение оценки результатов деятельности организации при выполнении региональных программ
|
|
Проведение контрольных мероприятий по проверке соответствия качества фактически предоставляемых услуг установленным стандартам качества услуг
|
|
Исследование экономики современного комплекса услуг по обращению с ТКО
|
|
Необходимые умения
|
Планировать этапы проведения анализа
|
Использовать качественный и количественный методы сбора и обработки информации
|
|
Выявлять организационно-административные барьеры входа на рынок и проблемы, влияющие на развитие конкуренции
|
|
Проводить факторный и статистический анализ рынка услуг
|
|
Выявлять объемы и темпы роста рынка переработки ТКО
|
|
Определять эффективность способов и методов переработки ТКО
|
|
Определять результаты совершенствования системы обращения с ТКО на базе региональных программ
|
|
Изучать деятельность конкурентов
|
|
Структурировать собранную информацию
|
|
Необходимые знания
|
Нормативные правовые акты в области охраны окружающей среды, обращения с отходами и санитарно-эпидемиологического благополучия населения
|
Требования к проведению оценки процесса
|
|
Инструментарий стандартизированного наблюдения
|
|
Номенклатура показателей качества услуг
|
|
Основы финансово-экономического анализа
|
|
Методы проведения финансово-экономического анализа
|
|
Методы исследования рынка
|
|
Способы сбора информации для анализа
|
|
Виды и методы сбора информации
|
|
Приемы и методы проведения анализа бизнес-процессов
|
|
Методы проведения экологического мониторинга и анализа
|
|
Типовые схемы комплекса услуг по обращению с ТКО
|
|
Правила разработки, утверждения и корректировки производственных и региональных программ в области обращения с ТКО, а также осуществления контроля за их реализацией
|
|
Стандартизованные требования к отчетности, периодичности и качеству представления документации
|
|
Стандарты раскрытия информации в области обращения с ТКО
|
|
Справочники и классификаторы, применяемые при учете ТКО, и порядок их использования
|
|
Нормативы накопления ТКО, утвержденные органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации либо органом местного самоуправления поселения или городского округа
|
|
Технология обработки информации с использованием вычислительной техники, современных средств коммуникации и связи
|
|
Другие характеристики
|
-
|
3.1.2. Трудовая функция
Наименование
|
Организация взаимодействия с операторами по обращению с ТКО
|
Код
|
A/02.5
|
Уровень (подуровень) квалификации
|
5
|
Трудовые действия
|
Подготовка предложений в проекты региональных программ в области обращения с отходами, в том числе с ТКО, предложений по организации взаимодействия с операторами по обращению с ТКО
|
Подготовка предложений в проекты программ в области обращения с отходами, в том числе с ТКО, предложений по организации взаимодействия с операторами по обращению с ТКО
|
|
Подготовка предложений по организации взаимодействия с операторами по обращению с ТКО в проекты разрабатываемых и актуализируемых распорядительных документов в области обращения с ТКО
|
|
Организация совместных с операторами по обращению с ТКО мероприятий по ликвидации в установленные законодательством Российской Федерации сроки несанкционированных мест размещения отходов, возникших по их вине
|
|
Осуществление совместно с заинтересованными операторами по обращению с ТКО информационного взаимодействия по определению схемы размещения и ведении реестра мест (площадок), в том числе для раздельного накопления ТКО по группам отходов
|
|
Организационно-техническое обеспечение изготовления и размещения на объектах и служебном автотранспорте операторов по обращению с ТКО тематических наклеек, табличек и иных атрибутов, пропагандирующих экологическую культуру в области раздельного накопления ТКО по группам отходов
|
|
Подготовка официальных ответов на письменные обращения операторов по обращению с ТКО
|
|
Осуществление информационного взаимодействия с операторами по обращению с ТКО по вопросам выполнения федеральных норм и правил в области обращения с ТКО
|
|
Подготовка совместно с операторами по обращению с ТКО ответов и статистических данных по запросам органов власти и органов государственного контроля и надзора
|
|
Проведение совместно с операторами по обращению с ТКО мероприятий по информированию населения о деятельности пунктов приема вторичного сырья
|
|
Проведение совместно с операторами по обращению с ТКО сверок статистической отчетности и иных сведений при предоставлении информации в сводный или государственный кадастр отходов в соответствии с нормативными правовыми актами
|
|
Необходимые умения
|
Разрабатывать предложения в проекты региональных, производственных программ и распорядительных документов в области обращения с ТКО
|
Разрабатывать предложения в проекты производственных программ в области обращения с ТКО
|
|
Готовить предложения по организации взаимодействия с операторами по обращению с ТКО в проекты разрабатываемых, актуализируемых и подготавливаемых распорядительных документов в области обращения с ТКО
|
|
Вести учет выявленных на закрепленной за региональным оператором по обращению с ТКО территории несанкционированных мест размещения отходов
|
|
Организовывать мероприятия по ликвидации несанкционированных мест размещения отходов
|
|
Готовить в рамках своей компетенции схемы размещения и ведения реестра мест (площадок), в том числе для раздельного накопления ТКО по группам отходов
|
|
Подбирать тематику, разрабатывать эскизы и оформлять заказы на изготовление тематических наклеек, табличек и иных атрибутов, пропагандирующих экологическую культуру в области раздельного накопления ТКО по группам отходов
|
|
Осуществлять информационное взаимодействие со сторонними организациями
|
|
Подбирать необходимые статистические данные по запросам органов власти и органов государственного контроля и надзора
|
|
Необходимые знания
|
Нормативные правовые акты в области охраны окружающей среды, обращения с отходами и санитарно-эпидемиологического благополучия населения
|
Правила разработки, утверждения и корректировки производственных и региональных программ в области обращения с ТКО, а также осуществления контроля за их реализацией
|
|
Стандартизованные требования к отчетности, периодичности и качеству представления документации
|
|
Правила и этикет деловой переписки
|
|
Стандарты раскрытия информации в области обращения с ТКО
|
|
Справочники и классификаторы, размещаемые в федеральной государственной информационной системе учета ТКО, и порядок их использования
|
|
Нормативы накопления ТКО, утвержденные органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации либо органом местного самоуправления поселения или городского округа
|
|
Технология обработки информации с использованием вычислительной техники, современных средств коммуникации и связи
|
|
Другие характеристики
|
-
|
3.1.3. Трудовая функция
Наименование
|
Организация взаимодействия с отходообразователями
|
Код
|
A/03.5
|
Уровень (подуровень) квалификации
|
5
|
Трудовые действия
|
Сбор и систематизация информации о процессах, в результате которых образуются отходы, и сведений о материалах, изделиях и веществах, переходящих в состояние "отход" при осуществлении хозяйственной деятельности
|
Инвентаризация отходов, образующихся на закрепленной территории, и объектов их размещения для представления статистической отчетности, сведений в сводный или государственный кадастр отходов в соответствии с нормативными правовыми актами
|
|
Выявление, обследование и учет на закрепленной территории несанкционированных мест размещения отходов, в том числе на особо охраняемых территориях и в рекреационных зонах
|
|
Осуществление информационного взаимодействия с отходообразователями и органами муниципального образования при определении схемы размещения и ведении реестра мест (площадок), в том числе для раздельного накопления ТКО по группам отходов
|
|
Подготовка для отходообразователей в электронном виде и на бумажных носителях тематических материалов по экологическому воспитанию и формированию экологической культуры в области раздельного накопления ТКО по группам отходов
|
|
Направление подготовленных тематических материалов по раздельному накоплению ТКО по группам отходов в управляющие организации, органы местного самоуправления и группы общественного контроля
|
|
Организационно-техническое обеспечение размещения на контейнерных площадках и специальных площадках для складирования крупногабаритных отходов, в том числе отходообразующих организаций, информации о собственниках площадок
|
|
Организационно-техническое обеспечение профессионального оформления (брендированными табличками, баннерами) контейнерных площадок и специальных площадок для складирования крупногабаритных отходов, в том числе отходообразующих организаций в соответствии с региональным стандартом
|
|
Предоставление информации в соответствии со стандартами раскрытия информации в области обращения с ТКО в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации
|
|
Подготовка ответов на письменные обращения отходообразователей
|
|
Осуществление информационного взаимодействия с отходообразователями по выполнению федеральных норм и правил в области обращения с ТКО при оборудовании мест (площадок) накопления отходов, образующихся при строительстве, реконструкции и капитальном ремонте
|
|
Осуществление информационного взаимодействия с отходообразующими организациями при разработке планов мероприятий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций техногенного характера, связанных с обращением с ТКО, а также планов ликвидации последствий этих чрезвычайных ситуаций
|
|
Подготовка совместно с отходообразующими организациями статистических данных для проводимых органами власти мероприятий по разработке и размещению наглядной информации, касающейся внедрения раздельного накопления ТКО
|
|
Письменное информирование отходообразователей об их обязанностях по соблюдению требований при обращении с группами однородных отходов
|
|
Проведение совместно с отходообразующими организациями мероприятий по пропаганде деятельности пунктов приема вторичного сырья
|
|
Необходимые умения
|
Собирать и систематизировать информацию об отходообразующих процессах при осуществлении хозяйственной деятельности юридическими лицами
|
Проводить инвентаризацию отходов
|
|
Вести учет санкционированных и несанкционированных мест размещения отходов
|
|
Подбирать тематику, разрабатывать эскизы и оформлять заказы на изготовление тематических наклеек, табличек и иных атрибутов, пропагандирующих экологическую культуру в области раздельного накопления ТКО по группам отходов
|
|
Вести деловую переписку
|
|
Осуществлять информационное взаимодействие со сторонними организациями
|
|
Подбирать необходимые статистические данные по запросам органов власти и органов государственного контроля и надзора
|
|
Разрабатывать планы мероприятий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций техногенного характера, связанных с обращением с отходами, а также планы ликвидации последствий этих чрезвычайных ситуаций
|
|
Необходимые знания
|
Нормативные правовые акты в области охраны окружающей среды, обращения с отходами и санитарно-эпидемиологического благополучия населения
|
Правила разработки, утверждения и корректировки производственных и региональных программ в области обращения с ТКО, а также осуществления контроля за их реализацией
|
|
Стандартизованные требования к отчетности, периодичности и качеству представления документации
|
|
Правила и этикет деловой переписки
|
|
Стандарты раскрытия информации в области обращения с ТКО
|
|
Справочники и классификаторы, размещаемые в федеральной государственной информационной системе учета ТКО и порядок их использования
|
|
Нормативы накопления ТКО, утвержденные органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации либо органом местного самоуправления поселения или городского округа
|
|
Технология обработки информации с использованием вычислительной техники, современных средств коммуникации и связи
|
|
Другие характеристики
|
-
|
3.1.4. Трудовая функция
Наименование
|
Контроль экологической безопасности регионального оператора по обращению с ТКО
|
Код
|
A/04.5
|
Уровень (подуровень) квалификации
|
5
|
Трудовые действия
|
Инвентаризация и учет объектов обращения с ТКО на закрепленной за региональным оператором территории для разработки природоохранных мероприятий
|
Контроль выполнения региональным оператором планов природоохранных мероприятий в области обращения с ТКО
|
|
Организационное обеспечение выполнения программы производственного экологического контроля на закрепленной за региональным оператором территории
|
|
Организация и контроль выполнения предписаний контрольно-надзорных органов по соблюдению экологических и санитарно-эпидемиологических норм при обращении с ТКО на закрепленной за региональным оператором территории
|
|
Организационное обеспечение выявления и ликвидации несанкционированных мест размещения отходов на закрепленной за региональным оператором территории
|
|
Организационно-техническое, технологическое и ресурсное обеспечение использования ТКО в качестве вторичного сырья
|
|
Оценка результатов деятельности по обращению с ТКО на закрепленной за региональным оператором территории и определение пути ее совершенствования
|
|
Представление статистической отчетности, сведений в сводный или государственный кадастр отходов в соответствии с нормативными правовыми актами
|
|
Необходимые умения
|
Проводить инвентаризацию и учет объектов обращения с ТКО
|
Контролировать выполнение региональным оператором планов природоохранных мероприятий в области обращения с ТКО
|
|
Контролировать выполнение региональным оператором программы производственного экологического контроля
|
|
Организовывать и контролировать выполнение региональным оператором предписаний контрольно-надзорных органов по соблюдению экологических и санитарно-эпидемиологических норм при обращении с ТКО
|
|
Организовывать и контролировать выявление и ликвидацию несанкционированных мест размещения отходов
|
|
Организовывать и контролировать использование ТКО в качестве вторичного сырья
|
|
Готовить статистическую отчетность и иные сведения в сводный или государственный кадастр отходов в соответствии с нормативными правовыми актами
|
|
Пользоваться приемами сбора и обработки информации о количественном и морфологическом составе ТКО
|
|
Классифицировать отходы по классу опасности
|
|
Выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач и оценивать их результаты
|
|
Применять программное обеспечение и современные информационные технологии с использованием информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
|
|
Необходимые знания
|
Нормативные правовые акты в области охраны окружающей среды, обращения с отходами и санитарно-эпидемиологического благополучия населения
|
Основные положения по классификации, идентификации и кодированию отходов
|
|
Методические рекомендации для органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по осуществлению раздельного накопления и сбора ТКО
|
|
Стандарты делопроизводства (классификация документов, порядок оформления, регистрации, прохождения)
|
|
Требования охраны труда, пожарной безопасности, промышленной санитарии
|
|
Перечень видов отходов производства и потребления, содержащих полезные компоненты, захоронение которых запрещается
|
|
Федеральный классификационный каталог отходов
|
|
Морфологический состав ТКО
|
|
Правила обращения с ТКО
|
|
Правила обустройства мест (площадок) накопления ТКО и ведения их реестра
|
|
Правила делового общения
|
|
Специализированные информационные системы, программное обеспечение и базы данных
|
|
Другие характеристики
|
-
|
3.2. Обобщенная трудовая функция
Наименование
|
Организационно-экономическое обеспечение деятельности регионального оператора по обращению с ТКО
|
Код
|
B
|
Уровень квалификации
|
5
|
Возможные наименования должностей, профессий рабочих
|
Специалист по тарифообразованию, оценке и расчету экологического сбора в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами
Специалист по договорной работе, расчетам и платежам в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами
|
Пути достижения квалификации
Образование и обучение
|
Среднее профессиональное образование - программы подготовки специалистов среднего звена
или
Высшее образование - бакалавриат
|
Опыт практической работы
|
Не менее одного года по профилю деятельности при наличии среднего профессионального образования
|
Особые условия допуска к работе
|
-
|
Другие характеристики
|
-
|
Справочная информация
Наименование документа
|
Код
|
Наименование начальной группы, должности, профессии или специальности, направления подготовки
|
ОКЗ
|
2422
|
Специалисты в области политики администрирования
|
ЕКС
|
-
|
Инженер по охране окружающей среды (эколог)
|
-
|
Экономист по договорной и претензионной работе
|
|
-
|
Экономист по финансовой работе
|
|
ОКПДТР
|
22656
|
Инженер по охране окружающей среды (эколог)
|
Перечень СПО
|
38.02.01
|
Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)
|
Перечень ВО
|
38.03.01
|
Экономика
|
3.2.1. Трудовая функция
Наименование
|
Формирование размера тарифов, сборов и платежей в сфере обращения ТКО
|
Код
|
B/01.5
|
Уровень (подуровень) квалификации
|
5
|
Трудовые действия
|
Подготовка экономического обоснования исходных и предлагаемых значений долгосрочных параметров регулирования
|
Подготовка материалов по формированию тарифа в зависимости от метода регулирования тарифов
|
|
Расчет объема оказываемых услуг отдельно по регулируемым видам деятельности
|
|
Расчет расходов регионального оператора на осуществление регулируемых видов деятельности
|
|
Определение необходимой валовой выручки исходя из экономически обоснованных расходов регионального оператора
|
|
Формирование размера единого тарифа на услугу регионального оператора по обращению с ТКО
|
|
Формирование тарифа на обработку ТКО
|
|
Формирование тарифа на обезвреживание ТКО
|
|
Формирование тарифа на захоронение ТКО на объектах размещения
|
|
Формирование тарифа на энергетическую утилизацию
|
|
Расчет дополнительно полученных (недополученных) доходов, экономически обоснованных расходов, не учтенных при установлении тарифов для регионального оператора в предыдущий период регулирования
|
|
Направление в орган регулирования тарифов информации о выбранном методе регулирования тарифов
|
|
Подготовка заявления в орган регулирования тарифов об установлении тарифов регионального оператора
|
|
Необходимые умения
|
Готовить экономические обоснования исходных и предлагаемых значений долгосрочных параметров регулирования
|
Готовить материалы по формированию тарифа в зависимости от метода регулирования тарифов
|
|
Рассчитывать объем оказываемых услуг отдельно по регулируемым видам деятельности
|
|
Рассчитывать расходы организации на осуществление регулируемых видов деятельности
|
|
Определять необходимую валовую выручку исходя из экономически обоснованных расходов регионального оператора
|
|
Формировать размер единого тарифа на услугу регионального оператора по обращению с ТКО
|
|
Формировать тарифы на обработку, обезвреживание, захоронение и энергетическую утилизацию ТКО
|
|
Рассчитывать размеры тарифов с целью компенсации региональному оператору экономически обоснованных расходов на реализацию производственных и инвестиционных программ и обеспечивающих экономически обоснованный уровень доходности текущей деятельности
|
|
Необходимые знания
|
Основы ценообразования в области обращения с ТКО
|
Правила регулирования тарифов в сфере обращения с ТКО
|
|
Правила проведения торгов, по результатам которых формируются цены на услуги по транспортированию ТКО для регионального оператора
|
|
Методы регулирования тарифов
|
|
Определение необходимой валовой выручки
|
|
Методические указания по расчету регулируемых тарифов в области обращения с ТКО
|
|
Предельные тарифы на осуществление регулируемых видов деятельности в области обращения с ТКО, установленные органами регулирования тарифов
|
|
Нормативы накопления ТКО
|
|
Технология обработки информации с использованием вычислительной техники, современных средств коммуникации и связи
|
|
Другие характеристики
|
-
|
3.2.2. Трудовая функция
Наименование
|
Организация расчетов за услуги регионального оператора по обращению с ТКО
|
Код
|
B/02.5
|
Уровень (подуровень) квалификации
|
5
|
Трудовые действия
|
Сбор информации об отходообразующих процессах при осуществлении хозяйственной деятельности юридическими лицами
|
Обработка сведений об объемах и (или) массе ТКО, учтенных потребителями в соответствии с Правилами коммерческого учета объема и (или) массы ТКО
|
|
Определение потребителей и объектов накопления ТКО, к которым по договорам в области обращения с ТКО применяются расчеты исходя из количества и объема контейнеров для накопления ТКО
|
|
Определение юридических лиц и объектов накопления ТКО, к которым по договорам в области обращения с ТКО применяются нормативы накопления ТКО, установленные уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации
|
|
Заключение договоров на оказание услуг по обращению с ТКО с собственниками ТКО (потребителями), места образования и накопления которых находятся в зоне деятельности регионального оператора
|
|
Ведение учета несанкционированных мест размещения отходов на закрепленной за региональным оператором территории с целью определения сторон, ответственных за исполнение обязанностей в области обращения с ТКО, и заключения с ними договоров на оказание услуг по обращению с ТКО
|
|
Выставление требований потребителям по оплате ими фактически выполненных региональным оператором работ до заключения договора на оказание услуг по обращению с ТКО в соответствии с условиями типового договора по цене, равной утвержденному в установленном порядке единому тарифу на услугу регионального оператора
|
|
Осуществление информационного взаимодействия с отходообразующими организациями и органами муниципального образования по вопросам своевременного заключения договоров на оказание услуг по обращению с ТКО
|
|
Контроль выполнения сторонами условий договора на оказание услуг по обращению с ТКО
|
|
Необходимые умения
|
Анализировать информацию об отходообразующих процессах при осуществлении хозяйственной деятельности юридическими лицами
|
Обрабатывать сведения об объемах и (или) массе ТКО, учтенной потребителями в соответствии с Правилами коммерческого учета объема и (или) массы ТКО
|
|
Определять потребителей, к которым применимы расчеты исходя из количества и объема контейнеров для накопления ТКО
|
|
Определять потребителей, к которым применимы расчеты по нормативам накопления ТКО
|
|
Заключать договоры на оказание услуг по обращению с ТКО
|
|
Выставлять платежные требования потребителям на оплату ими фактически выполненных региональным оператором работ до заключения договора на оказание услуг по обращению с ТКО в соответствии с условиями типового договора по цене, равной утвержденному в установленном порядке единому тарифу на услугу регионального оператора
|
|
Осуществлять информационное взаимодействие с отходообразующими организациями и органами муниципального образования по вопросам своевременного заключения договоров на оказание услуг по обращению с ТКО
|
|
Выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество
|
|
Контроль выполнения сторонами условий договора на оказание услуг по обращению с ТКО
|
|
Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности
|
|
Необходимые знания
|
Основы ценообразования в области обращения с ТКО
|
Правила регулирования тарифов в сфере обращения с ТКО
|
|
Нормативы накопления ТКО, утвержденные органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации либо органом местного самоуправления поселения или городского округа
|
|
Правила коммерческого учета объема и (или) массы ТКО
|
|
Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов
|
|
Морфологический состав ТКО
|
|
Классы опасности отходов
|
|
Специализированные информационные системы, программное обеспечение и базы данных
|
|
Технология обработки информации с использованием вычислительной техники, современных средств коммуникации и связи
|
|
Требования охраны труда
|
|
Другие характеристики
|
-
|
3.3. Обобщенная трудовая функция
Наименование
|
Руководство структурными подразделениями регионального оператора по обращению с ТКО
|
Код
|
C
|
Уровень квалификации
|
6
|
Возможные наименования должностей, профессий рабочих
|
Руководитель экономической службы регионального оператора
Руководитель производственно-технической службы регионального оператора
|
Пути достижения квалификации
Образование и обучение
|
Высшее образование - бакалавриат
|
Опыт практической работы
|
Не менее трех лет в области обращения с отходами
|
Особые условия допуска к работе
|
-
|
Другие характеристики
|
-
|
Справочная информация
Наименование документа
|
Код
|
Наименование начальной группы, должности, профессии или специальности, направления подготовки
|
ОКЗ
|
1219
|
Управляющие финансово-экономической и административной деятельностью, не входящие в другие группы
|
ЕКС
|
-
|
Главный инженер
|
-
|
Финансовый директор (заместитель директора по финансам)
|
|
ОКПДТР
|
20758
|
Главный инженер (в прочих отраслях)
|
Перечень ВО
|
20.03.01
|
Техносферная безопасность
|
38.03.01
|
Экономика
|
|
38.03.02
|
Менеджмент
|
3.3.1. Трудовая функция
Наименование
|
Руководство экономической службой регионального оператора по планированию и мониторингу деятельности обращения с ТКО
|
Код
|
C/01.6
|
Уровень (подуровень) квалификации
|
6
|
Трудовые действия
|
Составление проектов перспективных и годовых планов производственно-хозяйственной деятельности регионального оператора с использованием планово-расчетных цен на основные виды сырья, материалов, топлива, энергии, потребляемых при обращении с ТКО
|
Организационное обеспечение экономических разделов региональных и производственных программ в области обращения с ТКО
|
|
Внесение необходимых изменений в разделы планов производственно-хозяйственной деятельности и социального развития регионального оператора по обращению с ТКО
|
|
Подготовка экономических обоснований в ходе освоения новой техники и прогрессивных технологий, механизации и автоматизации производственных процессов в области обращения с ТКО
|
|
Организация и контроль проведения мониторинга и инвентаризации объектов обращения с ТКО, находящихся в ведении регионального оператора
|
|
Разработка мероприятий по снижению издержек, повышению рентабельности производства, устранению непроизводительных расходов при обращении с ТКО
|
|
Проведение экономического анализа хозяйственной деятельности подразделений регионального оператора по обращению с ТКО
|
|
Проведение комплексного экономического анализа хозяйственной деятельности регионального оператора и его подразделений
|
|
Доведение плановых показателей до производственных подразделений организации
|
|
Учет и контроль хода выполнения плановых заданий по организации и ее подразделениям
|
|
Формирование, ведение и хранение базы данных планово-экономической информации
|
|
Подготовка периодической отчетности в установленные сроки
|
|
Необходимые умения
|
Составлять проекты перспективных и годовых планов производственно-хозяйственной деятельности регионального оператора
|
Разрабатывать экономические разделы региональных и производственных программ в области обращения с ТКО
|
|
Разрабатывать экономические обоснования применения новой техники, прогрессивной технологии, механизации и автоматизации производственных процессов в области обращения с ТКО
|
|
Проводить мониторинг и инвентаризацию объектов
|
|
Разрабатывать мероприятия по снижению издержек, повышению рентабельности производства и устранению непроизводительных расходов
|
|
Проводить экономический анализ хозяйственной деятельности организации и ее подразделений
|
|
Проводить учет выполнения плановых заданий по организации и ее подразделениям
|
|
Формировать, вести и хранить базы данных планово-экономической информации
|
|
Готовить периодическую отчетность в установленные сроки
|
|
Разрабатывать предложения, направленные на формирование комплексного подхода к нормативно-правовому регулированию процессов обращения с ТКО на закрепленной за региональным оператором территории
|
|
Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности
|
|
Выполнять расчеты и обоснования к ним
|
|
Необходимые знания
|
Нормативные правовые акты в области охраны окружающей среды, обращения с отходами, технического регулирования, санитарно-эпидемиологического благополучия населения
|
Постановления, распоряжения, приказы, другие руководящие и методические материалы по планированию, учету и анализу деятельности организации
|
|
Основы трудового законодательства Российской Федерации
|
|
Методы экономического анализа показателей производственно-хозяйственной деятельности организации и ее подразделений
|
|
Методы мониторинга и инвентаризации объектов обращения с отходами
|
|
Методы определения экономической эффективности внедрения новой техники и технологии, организации труда
|
|
Отечественный и зарубежный опыт рациональной организации экономической деятельности организации в области обращения с отходами в условиях рыночной экономики
|
|
Технологии обращения с отходами, представленные в информационно-технических справочниках по наилучшим доступным технологиям
|
|
Основы природопользования
|
|
Возможности применения вычислительной техники для технико-экономических расчетов и анализа хозяйственной деятельности организации, правила ее эксплуатации
|
|
Технология обработки информации с использованием вычислительной техники, современных средств коммуникации и связи
|
|
Другие характеристики
|
-
|
3.3.2. Трудовая функция
Наименование
|
Руководство производственно-технической службой регионального оператора по реализации организационно-технической стратегии
|
Код
|
C/02.6
|
Уровень (подуровень) квалификации
|
6
|
Трудовые действия
|
Организационное обеспечение внедрения комплекса технических, программных, информационных средств управления ТКО с постоянным обновлением информации по объектам образования ТКО на закрепленной за региональным оператором территории, классам их опасности и местам размещения ТКО
|
Разработка проектов технологических регламентов, технологических карт и технических условий обращения с ТКО
|
|
Разработка мероприятий для недопущения захоронения или уничтожения ТКО, которые могут быть использованы в качестве вторичного сырья
|
|
Организационное обеспечение взаимодействия работников организации, направленного на развитие его трудовой мотивации, инициативности и активности
|
|
Обеспечение подготовки и поддержания квалификации работников производственно-технической службы регионального оператора
|
|
Определение производственных заданий работникам
|
|
Организационное обеспечение разработки проектов методических и распорядительных документов регионального оператора по обращению с ТКО, формирующих систему реализации организационно-технической стратегии организации
|
|
Мониторинг качества технической документации, сырья, материалов, комплектующих изделий и работ регионального оператора по обращению с ТКО
|
|
Оформление результатов мониторинга качества технической документации, сырья, материалов, комплектующих изделий и работ регионального оператора по обращению с ТКО
|
|
Подготовка производственно-технических разделов региональных и производственных программ в области обращения с ТКО
|
|
Подбирать и предлагать для применения технологии в области обращения с ТКО, представленные в информационно-технической среде
|
|
Необходимые умения
|
Работать с техническими, программными, информационными средствами управления отходами
|
Разрабатывать проекты технологических регламентов, технологических карт и технических условий обращения с ТКО
|
|
Разрабатывать мероприятия по недопущению захоронения или уничтожения ТКО, которые могут быть использованы в качестве вторичного сырья
|
|
Организовывать внедрение стратегии организации по взаимодействию работников организации, направленной на развитие его трудовой мотивации, инициативности и активности
|
|
Организовывать подготовку и поддержание квалификации работников
|
|
Определять производственные задания работникам
|
|
Разрабатывать проекты методических и распорядительных документов
|
|
Проводить мониторинг и анализировать результаты качества технической документации, сырья, материалов, комплектующих изделий и работ
|
|
Готовить производственно-технические разделы региональных и производственных программ в области обращения с ТКО
|
|
Подбирать и предлагать для применения технологии в области обращения с ТКО
|
|
Выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество
|
|
Разрабатывать предложения, направленные на формирование комплексного подхода к нормативно-правовому регулированию процессов обращения с ТКО на закрепленной территории
|
|
Формировать, вести и хранить базы данных производственно-технической информации
|
|
Готовить отчетность
|
|
Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности
|
|
Необходимые знания
|
Нормативные правовые акты в области охраны окружающей среды, обращения с отходами, технического регулирования, санитарно-эпидемиологического благополучия населения
|
Отраслевые национальные стандарты, стандарты организации и технические условия
|
|
Технологии обращения с отходами, представленные в информационно-технических справочниках по наилучшим доступным технологиям
|
|
Основы экологии
|
|
Основы природопользования
|
|
Специализированные информационные системы, программное обеспечение и базы данных
|
|
Технология обработки информации с использованием вычислительной техники, современных средств коммуникации и связи
|
|
Правила оформления технической документации и делопроизводство
|
|
Другие характеристики
|
-
|
3.4. Обобщенная трудовая функция
Наименование
|
Руководство региональным оператором по обращению с ТКО
|
Код
|
D
|
Уровень квалификации
|
7
|
Возможные наименования должностей, профессий рабочих
|
Производственный директор организации регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами
|
Пути достижения квалификации
Образование и обучение
|
Высшее образование - бакалавриат
или
Высшее образование - специалитет, магистратура
или
Высшее образование (непрофильное) - бакалавриат, специалитет, магистратура и дополнительное профессиональное образование - программы профессиональной переподготовки по профилю профессиональной деятельности в области экономики и управления или техносферной безопасности и природообустройства
|
Опыт практической работы
|
Не менее трех лет в области обращения с отходами при высшем образовании - бакалавриат
|
Особые условия допуска к работе
|
-
|
Другие характеристики
|
-
|
Справочная информация
Наименование документа
|
Код
|
Наименование начальной группы, должности, профессии или специальности, направления подготовки
|
ОКЗ
|
1120
|
Руководители учреждений, организаций и предприятий
|
ЕКС
|
-
|
Директор (генеральный директор, управляющий) предприятия
|
ОКПДТР
|
20560
|
Генеральный директор предприятия
|
21495
|
Директор (начальник, управляющий) предприятия
|
|
Перечень ВО
|
20.03.01
|
Техносферная безопасность
|
38.03.02
|
Менеджмент
|
|
20.04.01
|
Техносферная безопасность
|
|
38.04.02
|
Менеджмент
|
|
38.05.01
|
Экономическая безопасность
|
3.4.1. Трудовая функция
Наименование
|
Руководство технической и логистической деятельностью регионального оператора по обращению с ТКО
|
Код
|
D/01.7
|
Уровень (подуровень) квалификации
|
7
|
Трудовые действия
|
Формирование и построение структуры подразделений регионального оператора, занятых технической и логистической деятельностью
|
Организационное обеспечение общего функционирования регионального оператора по обращению с ТКО
|
|
Определение целей, стратегий, политики и программ регионального оператора по обращению с ТКО
|
|
Утверждение бюджета и управление бюджетом регионального оператора по обращению с ТКО, контроль расходов и обеспечение эффективного использования ресурсов
|
|
Организационное обеспечение взаимодействия структурных подразделений организации
|
|
Организационно-техническое, технологическое и ресурсное обеспечение создания комплекса технических, программных, информационных средств управления ТКО на закрепленной за региональным оператором территории, по классам их опасности и местам размещения отходов
|
|
Утверждение планов логистических процессов сбора, транспортирования и размещения ТКО
|
|
Организационно-техническое обеспечение документационного сопровождения логистических процессов сбора, транспортирования и размещения ТКО
|
|
Организационное обеспечение разработки логистической стратегии регионального оператора по сбору, транспортированию и размещению ТКО
|
|
Организационное обеспечение повышения качества деятельности органов регионального оператора по управлению логистическими процессами в сфере обращения с ТКО
|
|
Контроль показателей эффективности логистических операций в сфере обращения с ТКО
|
|
Организационное обеспечение разработки и реализации перспективных планов и мероприятий по последовательному переходу к раздельному сбору ТКО на закрепленной за региональным оператором территории
|
|
Оценка деятельности регионального оператора по достижению поставленных целей и реализации политики
|
|
Формирование команды работников с учетом выбранной системы организации труда и стиля управления
|
|
Организационное обеспечение проведения мероприятий по обучению работников регионального оператора и повышению его профессионального уровня
|
|
Внедрение профессиональных стандартов в системе регионального оператора по обращению с ТКО
|
|
Организационное обеспечение раскрытия информации в области технической и логистической деятельности регионального оператора по обращению с ТКО
|
|
Организация контроля исполнения работниками принятых решений
|
|
Организационное обеспечение разработки должностных инструкций
|
|
Утверждение распорядительных документов, включая стандарты организации, формирующие систему управления ТКО на закрепленной за региональным оператором территории, в том числе логистику обращения с ТКО
|
|
Необходимые умения
|
Формировать структуру подразделений организации
|
Определять цели и логистическую стратегию организации
|
|
Управлять бюджетом организации, контролировать расходы и обеспечивать эффективное использование ресурсов
|
|
Обеспечивать взаимодействие структурных подразделений организации
|
|
Обеспечивать документационное сопровождение логистических процессов сбора, транспортирования и размещения ТКО
|
|
Контролировать показатели эффективности логистических операций
|
|
Обеспечивать раскрытие информации в соответствии с законодательством Российской Федерации
|
|
Контролировать исполнение структурными подразделениями организации принятых решений
|
|
Обеспечивать разработку должностных инструкций
|
|
Готовить распорядительные документы, включая стандарты организации, формирующие систему управления ТКО на закрепленной за региональным оператором территории, в том числе логистику обращения с ними
|
|
Применять цифровые технологии и информационные системы при разработке концепции развития организации
|
|
Поддерживать высокий уровень исполнительской дисциплины в организации
|
|
Необходимые знания
|
Нормативные правовые акты в области охраны окружающей среды, обращения с отходами и санитарно-эпидемиологического благополучия населения
|
Правила разработки, утверждения и корректировки производственных и региональных программ в области обращения с ТКО
|
|
Стандартизованные требования к отчетности, периодичности и качеству представления документации
|
|
Стандарты раскрытия информации в области обращения с ТКО
|
|
Правила и этикет деловой переписки
|
|
Методы анализа и оценки процессов управления работниками
|
|
Законодательство Российской Федерации о персональных данных
|
|
Корпоративные регламенты
|
|
Цифровые технологии анализа данных и отчетности, профильные информационные и цифровые технологии
|
|
Терминология рынка обращения с отходами
|
|
Лучшие мировые практики развития объектов обращения с отходами
|
|
Виды, структура, существенные условия договоров
|
|
Методы и технологии проведения переговоров
|
|
Методы управления проектами
|
|
Профильные информационные и цифровые технологии, применяемые в сфере обращения с ТКО
|
|
Другие характеристики
|
3.4.2. Трудовая функция
Наименование
|
Руководство организационно-экономическим обеспечением деятельности регионального оператора по обращению с ТКО
|
Код
|
D/02.7
|
Уровень (подуровень) квалификации
|
7
|
Трудовые действия
|
Разработка теоретических и методических основ повышения экономической эффективности организации по оказанию услуг в сфере обращения с ТКО
|
Мониторинг и оценка экономической деятельности регионального оператора по достижению поставленных целей и реализации политики
|
|
Создание профессиональной среды, способствующей исполнению поставленных задач в сфере обращения с ТКО
|
|
Организационное обеспечение разработки экономического блока региональных и производственных программ в области обращения с ТКО
|
|
Организационное обеспечение формирования размера тарифов, сборов и платежей в сфере обращения ТКО
|
|
Организационное обеспечение проведения расчетов за услуги регионального оператора по обращению с ТКО
|
|
Организационное обеспечение контроля экологической безопасности регионального оператора по обращению с ТКО
|
|
Формирование команды сотрудников с учетом выбранной системы организации труда и стиля управления
|
|
Организационное обеспечение обучения работников и повышения его профессионального уровня
|
|
Организационное обеспечение раскрытия информации об экономической деятельности организации в сфере обращения с ТКО
|
|
Организация контроля исполнения работниками принятых решений
|
|
Организационное обеспечение разработки должностных инструкций
|
|
Необходимые умения
|
Разрабатывать теоретические и методические основы повышения экономической эффективности организации
|
Проводить мониторинг экономической деятельности организации
|
|
Формировать размеры тарифов, сборов и платежей в сфере обращения ТКО
|
|
Организовывать расчеты за услуги регионального оператора по обращению с ТКО
|
|
Контролировать экологическую безопасность регионального оператора по обращению с ТКО
|
|
Рассчитывать экономическую эффективность концепции или реконцепции объектов
|
|
Рассчитывать финансовые затраты на реализацию проектов
|
|
Формировать структуру экономического блока организации
|
|
Выстраивать согласованные действия между исполнителями
|
|
Формировать мотивационные критерии для исполнителей
|
|
Определять систему организации труда, соответствующую поставленным задачам
|
|
Формировать запрос на подбор работников
|
|
Контролировать выполнение поставленных задач работниками подразделения
|
|
Поддерживать высокий уровень исполнительской дисциплины
|
|
Необходимые знания
|
Нормативные правовые акты в области охраны окружающей среды, обращения с отходами и санитарно-эпидемиологического благополучия населения
|
Правила разработки, утверждения и корректировки производственных и региональных программ в области обращения с ТКО
|
|
Технология проведения всестороннего анализа финансово-хозяйственной деятельности объектов
|
|
Стандартизованные требования к отчетности, периодичности и качеству представления документации
|
|
Стандарты раскрытия информации в области обращения с ТКО
|
|
Правила и этикет деловой переписки
|
|
Методы анализа и оценки процессов управления работниками
|
|
Законодательство Российской Федерации о персональных данных
|
|
Корпоративные регламенты
|
|
Цифровые технологии анализа данных и отчетности, профильные информационные и цифровые технологии
|
|
Терминология рынка обращения с отходами
|
|
Лучшие мировые практики развития объектов обращения с отходами
|
|
Виды, структура, существенные условия договоров
|
|
Методы и технологии проведения переговоров
|
|
Методы управления проектами
|
|
Профильные информационные и цифровые технологии, применяемые в сфере обращения с ТКО
|
|
Другие характеристики
|
-
|
IV. Сведения об организациях - разработчиках
профессионального стандарта
4.1. Ответственная организация-разработчик:
Совет по профессиональным квалификациям в жилищно-коммунальном хозяйстве
|
|
Председатель
|
Козлов Александр Михайлович
|
4.2. Наименования организаций-разработчиков:
1
|
ФГБУ "ВНИИ труда" Минтруда России
|
2
|
Общественный контроль ТКО по МО, город Сергиев Посад, Московская область
|
3
|
ППК "Российский экологический оператор"
|
4
|
НО "Союз Инженеров Живой Воды"
|
V. Сокращения, используемые в профессиональном стандарте
ТКО - твердые коммунальные отходы
--------------------------------
<1> Общероссийский классификатор занятий.
<2> Приказ Минтруда России от 29 сентября 2014 г. N 667н "О реестре профессиональных стандартов (перечне видов профессиональной деятельности)" (зарегистрирован Минюстом России 19 ноября 2014 г., регистрационный N 34779) с изменением, внесенным приказом Минтруда России от 9 марта 2017 г. N 254н (зарегистрирован Минюстом России 29 марта 2017 г., регистрационный N 46168).
<3> Общероссийский классификатор видов экономической деятельности.
<4> Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих.
<5> Общероссийский классификатор профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов.
<6> Приказ Минпросвещения России от 17 мая 2022 г. N 336 "Об утверждении перечней профессий и специальностей среднего профессионального образования и установлении соответствия отдельных профессий и специальностей среднего профессионального образования, указанных в этих перечнях, профессиям и специальностям среднего профессионального образования, перечни которых утверждены приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 октября 2013 г. N 1199 "Об утверждении перечней профессий и специальностей среднего профессионального образования" (зарегистрирован Минюстом России 17 июня 2022 г., регистрационный N 68887) с изменениями, внесенными приказами Минпросвещения России от 12 мая 2023 г. N 359 (зарегистрирован Минюстом России 9 июня 2023 г., регистрационный N 73797), от 25 сентября 2023 г. N 717 (зарегистрирован Минюстом России 26 октября 2023 г., регистрационный N 75754), от 27 апреля 2024 г. N 289 (зарегистрирован Минюстом России 31 мая 2024 г., регистрационный N 78367), от 7 ноября 2024 г. N 782 (зарегистрирован Минюстом России 10 декабря 2024 г., регистрационный N 80517).
<7> Приказ Минобрнауки России от 12 сентября 2013 г. N 1061 "Об утверждении перечней специальностей и направлений подготовки высшего образования" (зарегистрирован Минюстом России 14 октября 2013 г., регистрационный N 30163) с изменениями, внесенными приказами Минобрнауки России от 29 января 2014 г. N 63 (зарегистрирован Минюстом России 28 февраля 2014 г., регистрационный N 31448), от 20 августа 2014 г. N 1033 (зарегистрирован Минюстом России 3 сентября 2014 г., регистрационный N 33947), от 13 октября 2014 г. N 1313 (зарегистрирован Минюстом России 13 ноября 2014 г., регистрационный N 34691), от 25 марта 2015 г. N 270 (зарегистрирован Минюстом России 22 апреля 2015 г., регистрационный N 36994), от 1 октября 2015 г. N 1080 (зарегистрирован Минюстом России 19 октября 2015 г., регистрационный N 39355), от 1 декабря 2016 г. N 1508 (зарегистрирован Минюстом России 20 декабря 2016 г., регистрационный N 44807), от 10 апреля 2017 г. N 320 (зарегистрирован Минюстом России 10 мая 2017 г., регистрационный N 46662), от 11 апреля 2017 г. N 328 (зарегистрирован Минюстом России 23 июня 2017 г., регистрационный N 47167), от 23 марта 2018 г. N 210 (зарегистрирован Минюстом России 11 апреля 2018 г., регистрационный N 50727), от 30 августа 2019 г. N 664 (зарегистрирован Минюстом России 23 сентября 2019 г., регистрационный N 56026), от 15 апреля 2021 г. N 296 (зарегистрирован Минюстом России 27 апреля 2021 г., регистрационный N 63245), от 13 декабря 2021 г. N 1229 (зарегистрирован Минюстом России 13 апреля 2022 г., регистрационный N 68183); абзац 7 пункт 2 приказа Минобрнауки России от 1 февраля 2022 г. N 89 (зарегистрирован Минюстом России 3 марта 2022 г., регистрационный N 67610), срок действия ограничен до 1 сентября 2026 г.