См. Документы Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации
МИНИСТЕРСТВО ТРУДА И СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПРИКАЗ
от 9 марта 2022 г. N 114н
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНДАРТА
"ПРЕДСТАВИТЕЛЬ АВИАЦИОННОГО ПРЕДПРИЯТИЯ-ПЕРЕВОЗЧИКА"
В соответствии с пунктом 16 Правил разработки и утверждения профессиональных стандартов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22 января 2013 г. N 23 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 4, ст. 293; 2014, N 39, ст. 5266), приказываю:
1. Утвердить прилагаемый профессиональный стандарт "Представитель авиационного предприятия-перевозчика".
2. Установить, что настоящий приказ вступает в силу с 1 сентября 2022 г. и действует до 1 сентября 2028 г.
Министр
А.О.КОТЯКОВ
Утвержден
приказом Министерства труда
и социальной защиты
Российской Федерации
от 9 марта 2022 г. N 114н
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ
ПРЕДСТАВИТЕЛЬ АВИАЦИОННОГО ПРЕДПРИЯТИЯ-ПЕРЕВОЗЧИКА
1521
|
|
Регистрационный номер
|
I. Общие сведения
Организация деятельности и управление деятельностью представительства авиационного предприятия-перевозчика, осуществляющего коммерческие воздушные перевозки воздушным транспортом гражданской авиации, в государстве пребывания (аэропорт, городской офис)
|
17.123
|
|
(наименование вида профессиональной деятельности)
|
Код
|
Основная цель вида профессиональной деятельности:
Организация выполнения работ по наземному, техническому, коммерческому обслуживанию воздушных судов, пассажиров, багажа, грузов и почты в соответствии с установленными требованиями к безопасности, регулярности, пунктуальности полетов воздушных судов, стандартами обслуживания, производственными и финансово-экономическими планами представительства авиационного предприятия-перевозчика
|
Группа занятий:
3343
|
Административный и иной исполнительный среднетехнический персонал
|
1120
|
Руководители учреждений, организаций и предприятий
|
1325
|
Руководители подразделений (управляющие) на транспорте
|
-
|
-
|
(код ОКЗ <1>)
|
(наименование)
|
(код ОКЗ)
|
(наименование)
|
Отнесение к видам экономической деятельности:
51.10.1
|
Перевозка воздушным пассажирским транспортом, подчиняющимся расписанию
|
51.10.2
|
Перевозка воздушным пассажирским транспортом, не подчиняющимся расписанию
|
52.23.11
|
Деятельность аэропортовая
|
(код ОКВЭД <2>)
|
(наименование вида экономической деятельности)
|
II. Описание трудовых функций, входящих
в профессиональный стандарт (функциональная карта вида
профессиональной деятельности)
Обобщенные трудовые функции
|
Трудовые функции
|
||||
код
|
наименование
|
уровень квалификации
|
наименование
|
Код
|
уровень (подуровень) квалификации
|
A
|
Выполнение комплекса работ по обслуживанию воздушной перевозки авиационного предприятия-перевозчика
|
6
|
Обслуживание рейсов авиационного предприятия-перевозчика
|
A/01.6
|
6
|
Выполнение работ по обслуживанию пассажиров авиационного предприятия-перевозчика, обработке их багажа и контролю ручной клади
|
A/02.6
|
6
|
|||
B
|
Организация производственной и коммерческой деятельности авиационного предприятия-перевозчика, включая прием (отправку) грузов и почты воздушным транспортом гражданской авиации
|
7
|
Организационное обеспечение безопасности, регулярности полетов, прилета (вылета), коммерческого, технического и наземного обслуживания воздушных судов гражданской авиации, пассажиров и багажа
|
B/01.7
|
7
|
Организационное обеспечение выполнения работ по приему (отправке) грузов и почты воздушным транспортом гражданской авиации
|
B/02.7
|
7
|
|||
C
|
Управление деятельностью представительства авиационного предприятия-перевозчика (филиала авиакомпании)
|
8
|
Управление производственной, коммерческой, финансовой, административно-хозяйственной и представительской деятельностью авиационного предприятия-перевозчика (филиала авиакомпании)
|
C/01.8
|
8
|
Управление организационным обеспечением выполнения наземного, технического, коммерческого обслуживания воздушных судов, пассажиров, багажа, грузов и почты авиационного предприятия-перевозчика (филиала авиакомпании)
|
C/02.8
|
8
|
|||
Контроль выполнения задач, функций, показателей эффективности и качества деятельности представительства авиационного предприятия-перевозчика (филиала авиакомпании)
|
C/03.8
|
8
|
III. Характеристика обобщенных трудовых функций
3.1. Обобщенная трудовая функция
Наименование
|
Выполнение комплекса работ по обслуживанию воздушной перевозки авиационного предприятия-перевозчика
|
Код
|
A
|
Уровень квалификации
|
6
|
Происхождение обобщенной трудовой функции
|
Оригинал
|
X
|
Заимствовано из оригинала
|
||
Код оригинала
|
Регистрационный номер профессионального стандарта
|
Возможные наименования должностей, профессий
|
Менеджер по аэропортовой деятельности
Диспетчер по контролю подготовки воздушных судов к вылету
Диспетчер по продаже пассажирских перевозок
Диспетчер по продаже грузовых перевозок
Диспетчер
Специалист по работе с клиентами
Линейный представитель
|
Требования к образованию и обучению
|
Высшее образование - бакалавриат и дополнительное профессиональное образование по профилю профессиональной деятельности
или
Среднее профессиональное образование - программы подготовки специалистов среднего звена и дополнительное профессиональное образование по профилю профессиональной деятельности
|
Требования к опыту практической работы
|
-
|
Особые условия допуска к работе
|
-
|
Другие характеристики
|
Знание иностранного языка на уровне требований авиационного предприятия-перевозчика для работы в государстве пребывания
|
Дополнительные характеристики
Наименование документа
|
Код
|
Наименование базовой группы, должности (профессии) или специальности
|
ОКЗ
|
3343
|
Административный и иной исполнительный среднетехнический персонал
|
ОКПДТР <3>
|
26150
|
Руководитель группы (на транспорте)
|
ОКСО <4>
|
2.23.02.01
|
Организация перевозок и управление на транспорте (по видам)
|
2.23.03.01
|
Технология транспортных процессов
|
|
2.25.03.03
|
Аэронавигация
|
|
2.25.03.04
|
Эксплуатация аэропортов и обеспечение полетов воздушных судов
|
|
5.38.03.02
|
Менеджмент
|
3.1.1. Трудовая функция
Наименование
|
Обслуживание рейсов авиационного предприятия-перевозчика
|
Код
|
A/01.6
|
Уровень (подуровень) квалификации
|
6
|
Происхождение трудовой функции
|
Оригинал
|
X
|
Заимствовано из оригинала
|
||
Код оригинала
|
Регистрационный номер профессионального стандарта
|
Трудовые действия
|
Организационное обеспечение предоставления бортового питания на рейсы авиационного предприятия-перевозчика в достаточном количестве и, при необходимости, осуществление дозаказа
|
Контроль коммерческой загрузки воздушных судов, включая подсчет количества багажа, груза и почты, по прибытию воздушного судна и при подготовке на вылет
|
|
Организационное обеспечение работы с документами по таможенному транзиту грузов воздушным транспортом
|
|
Контроль готовности стоянки для прилетающего воздушного судна, наличия сотрудников агента по наземному обслуживанию, необходимой техники
|
|
Контроль правильности обслуживания воздушного судна во время стоянки, соблюдения схем подъезда и отъезда специальной техники
|
|
Организация своевременности предоставления качественных услуг по наземному обслуживанию воздушных судов, включая подключение электропитания, заправку воздушного судна топливом и питьевой водой, обработку туалетов, выгрузку и загрузку багажа пассажиров и грузов
|
|
Контроль качества и своевременности предоставления услуг по наземному обслуживанию воздушных судов
|
|
Работа с экипажем и супервайзером рейса агента по наземному обслуживанию воздушных судов при передаче перевозочных документов по прилету и вылету, передача метеорологической информации, полетных данных, информации об изменениях в правилах проведения и обеспечения полетов и аэронавигационной информации
|
|
Координация деятельности с руководителем представительства, командиром воздушного судна, инженерным центром и центром управления полетами авиационного предприятия, техниками обслуживающей компании при возникновении технической неисправности на любом этапе обслуживания воздушного судна
|
|
Проверка готовности к отправке воздушного судна, наличия комплекта перевозочных документов и безопасной буксировки воздушного судна
|
|
Контроль правильной загрузки опасных грузов в воздушное судно и оформления всех необходимых документов на опасный груз
|
|
Ведение учета данных по выполненным рейсам
|
|
Подготовка статистических форм и отчетов по выполненным рейсам
|
|
Ведение претензионной работы с контрагентами согласно правилам авиационного предприятия
|
|
Организация предоставления установленных федеральными авиационными правилами услуг для пассажиров в пунктах отправления и в промежуточных пунктах при перерыве в воздушной перевозке по вине перевозчика, а также в случае задержки рейса, отмены рейса вследствие неблагоприятных метеорологических условий, по техническим причинам, изменения маршрута воздушной перевозки
|
|
Организация отдыха экипажей воздушных судов после рейсов
|
|
Необходимые умения
|
Контролировать выполнение условий по размещению, отдыху летных и кабинных экипажей воздушных судов и доставке их из аэропорта в гостиницу и обратно
|
Оценивать распределение коммерческой загрузки воздушных судов
|
|
Контролировать, оценивать и корректировать заказ бортового питания
|
|
Контролировать работу по сдаче, получению и предоставлению в профильные подразделения отчетной документации по таможенному транзиту
|
|
Оценивать готовность стоянки и агента по наземному обслуживанию к прилету воздушного судна
|
|
Контролировать, оценивать наземное обслуживание воздушных судов и принимать корректирующие меры по наземному обслуживанию воздушных судов
|
|
Осуществлять взаимодействие с экипажем и супервайзером рейса агента по наземному обслуживанию
|
|
Оценивать готовность к отправке воздушного судна
|
|
Проверять готовность комплекта перевозочных документов воздушной перевозки
|
|
Выявлять нарушения со стороны контрагента согласно правилам авиационного предприятия-перевозчика
|
|
Отслеживать действия контрагента на поступившее от авиационного предприятия-перевозчика обращение
|
|
Работать с претензиями, которые приходят от контрагентов авиационного предприятия-перевозчика
|
|
Необходимые знания
|
Правовые основы международных воздушных сообщений, международные требования, рекомендуемая международная практика
|
Законодательство Российской Федерации в области воздушных перевозок
|
|
Общие правила воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей
|
|
Основные положения руководства авиационного предприятия-перевозчика по наземному обслуживанию
|
|
Основы претензионной работы
|
|
Организационная структура авиационного предприятия-перевозчика и функции его основных структурных подразделений, в том числе представительств и филиалов
|
|
Основные направления организационного взаимодействия представительств и филиалов авиационного предприятия-перевозчика с компаниями по наземному обслуживанию, службами аэропорта и организациями для качественного и бесперебойного исполнения производственных функций
|
|
Основы психологии (конфликтологии)
|
|
Основы делового этикета
|
|
Требования системы управления безопасностью полетов, системы управления качеством, авиационной безопасности, информационной безопасности, охраны труда, пожарной безопасности, охраны окружающей среды
|
|
Правила перевозки опасных грузов воздушным транспортом
|
|
Правила перевозки животных воздушным транспортом
|
|
Правила обслуживания инвалидов и лиц с ограничениями жизнедеятельности при воздушной перевозке
|
|
Порядок работы с перевозочной документацией воздушной перевозки
|
|
Другие характеристики
|
-
|
3.1.2. Трудовая функция
Наименование
|
Выполнение работ по облуживанию пассажиров авиационного предприятия-перевозчика, обработке их багажа и контролю ручной клади
|
Код
|
A/02.6
|
Уровень (подуровень) квалификации
|
6
|
Происхождение трудовой функции
|
Оригинал
|
X
|
Заимствовано из оригинала
|
||
Код оригинала
|
Регистрационный номер профессионального стандарта
|
Трудовые действия
|
Организация бесперебойного обслуживания пассажиров авиационного предприятия-перевозчика в зоне регистрации, в зоне выхода на посадку, в зоне получения багажа, координация деятельности с обслуживающей компанией с целью содействия в качественном предоставлении услуг при предполетном и послеполетном обслуживании пассажиров воздушного транспорта
|
Оказание помощи пассажирам при взаимодействии со службой розыска багажа в случае неприбытия багажа в аэропорт назначения
|
|
Бронирование, переоформление и возврат перевозочных документов воздушной перевозки
|
|
Расчет стоимости перевозочных документов воздушной перевозки, оплаты за сверхнормативный багаж на рейсы авиационного предприятия-перевозчика и авиакомпаний, имеющих соглашения с авиационным предприятием
|
|
Продажа авиабилетов, дополнительных услуг
|
|
Предоставление пассажирам полной информации относительно маршрута полета, условий применения и срока действия тарифа, визовых и паспортных условий, дополнительных услуг, норм провоза багажа и ручной клади для воздушной перевозки
|
|
Оформление перевозочных документов, платежных документов воздушной перевозки
|
|
Прием всех видов оплат за перевозочные документы воздушной перевозки
|
|
Ведение контроля и учета статистических данных о проданных авиаперевозках и дополнительных платных услугах, предоставляемых авиаперевозчиком
|
|
Ведение претензионной работы с пассажирами согласно правилам авиационного предприятия
|
|
Контроль хода регистрации пассажиров на рейс
|
|
Осуществление паспортно-визового контроля на этапе регистрации и посадки пассажиров на рейс
|
|
Контроль наличия в аэропорту обслуживания авиационно-технического оборудования и расходных материалов авиационного предприятия-перевозчика (рекламно-информационные материалы, багажные бирки, бланки, швартовочные материалы)
|
|
Необходимые умения
|
Выявлять некачественное предполетное и послеполетное обслуживание пассажиров
|
Использовать системы бронирования авиационного предприятия-перевозчика
|
|
Пользоваться информационными системами, телефоном для предоставления пассажирам полной информации относительно маршрута полета, условий применения и срока действия тарифа, визовых и паспортных условий, дополнительных услуг, норм провоза багажа и ручной клади и по вопросам авиационной перевозки
|
|
Выполнять проверку оформления перевозочных документов по корпоративным договорам в соответствии с законодательством государства пребывания
|
|
Оформлять статистические данные о проданных авиаперевозках в системе обработки отчетов о продажах
|
|
Вести работу по рассмотрению обращений граждан, претензий и жалоб пассажиров, поступающих в представительство авиакомпании, связанных с задержкой доставки, утерей, повреждением всего или части содержимого багажа, отменой или задержкой рейсов, обслуживанием, в рамках имеющихся полномочий
|
|
Оценивать соблюдение обслуживающим агентом стандарта обслуживания пассажиров авиационного предприятия в процессе регистрации пассажиров на рейс
|
|
Контролировать предоставление комплекса услуг особым категориям пассажиров
|
|
Проверять наличие у пассажиров действительных паспортов, въездных, выездных, а в случае необходимости и транзитных виз
|
|
Необходимые знания
|
Правовые основы международных воздушных сообщений, международные требования, рекомендуемая международная практика
|
Законодательство Российской Федерации в области воздушных перевозок
|
|
Общие правила воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей
|
|
Правила перевозки опасных грузов воздушным транспортом
|
|
Правила перевозки животных воздушным транспортом
|
|
Правила обслуживания инвалидов и лиц с ограничениями жизнедеятельности воздушным транспортом
|
|
Основные положения руководства авиационного предприятия-перевозчика по обслуживанию пассажиров
|
|
Основные положения программы лояльности авиационного предприятия-перевозчика и альянсов
|
|
Основы претензионной работы
|
|
Основы паспортно-визового контроля воздушной перевозки
|
|
Организационная структура авиационного предприятия-перевозчика и функции его основных структурных подразделений, в том числе представительств и филиалов
|
|
Основные направления взаимодействия представительств и филиалов авиационного предприятия-перевозчика с компаниями по наземному обслуживанию, службами аэропорта и организациями для качественного и бесперебойного исполнения производственных функций
|
|
Основы психологии (конфликтологии) для повседневной работы с пассажирами, в том числе в сбойных ситуациях
|
|
Правила взаиморасчетов за воздушные перевозки на международных и внутренних авиалиниях
|
|
Основы делового этикета
|
|
Требования системы управления безопасностью полетов, системы управления качеством, авиационной безопасности, информационной безопасности, охраны труда, пожарной безопасности, охраны окружающей среды
|
|
Другие характеристики
|
-
|
3.2. Обобщенная трудовая функция
Наименование
|
Организация производственной и коммерческой деятельности авиационного предприятия-перевозчика, включая прием (отправку) грузов и почты воздушным транспортом гражданской авиации
|
Код
|
B
|
Уровень квалификации
|
7
|
Происхождение обобщенной трудовой функции
|
Оригинал
|
X
|
Заимствовано из оригинала
|
||
Код оригинала
|
Регистрационный номер профессионального стандарта
|
Возможные наименования должностей, профессий
|
Заместитель руководителя представительства по производственной деятельности
Заместитель руководителя представительства
Заместитель представителя по грузовым перевозкам
|
Требования к образованию и обучению
|
Высшее образование - магистратура или специалитет и дополнительное профессиональное образование по профилю профессиональной деятельности
|
Требования к опыту практической работы
|
Не менее одного года на авиационном предприятии в сфере организации производственной и (или) коммерческой деятельности
|
Особые условия допуска к работе
|
-
|
Другие характеристики
|
Знание иностранного языка на уровне требований авиационного предприятия-перевозчика для работы в государстве пребывания
|
Дополнительные характеристики
Наименование документа
|
Код
|
Наименование базовой группы, должности (профессии) или специальности
|
ОКЗ
|
1325
|
Руководители подразделений (управляющие) на транспорте
|
ОКПДТР
|
26150
|
Руководитель группы (на транспорте)
|
ОКСО
|
2.23.04.01
|
Технология транспортных процессов
|
2.23.04.02
|
Наземные транспортно-технологические комплексы
|
|
2.25.04.03
|
Аэронавигация
|
|
2.25.04.04
|
Эксплуатация аэропортов и обеспечение полетов воздушных судов
|
|
5.38.04.02
|
Менеджмент
|
|
2.25.05.05
|
Эксплуатация воздушных судов и организация воздушного движения
|
3.2.1. Трудовая функция
Наименование
|
Организационное обеспечение безопасности, регулярности полетов, прилета (вылета), коммерческого, технического и наземного обслуживания воздушных судов гражданской авиации, пассажиров и багажа
|
Код
|
B/01.7
|
Уровень (подуровень) квалификации
|
7
|
Происхождение трудовой функции
|
Оригинал
|
X
|
Заимствовано из оригинала
|
||
Код оригинала
|
Регистрационный номер профессионального стандарта
|
Трудовые действия
|
Управление работами по обслуживанию пассажиров и багажа воздушной перевозки
|
Управление работами по наземному и техническому обслуживанию воздушных судов
|
|
Контроль организации заказа бортового питания на рейсы
|
|
Контроль своевременной отправки рейсов, регулярности полетов
|
|
Контроль полноты и качества предоставляемых услуг коммерческого, технического и наземного обслуживания воздушных судов, пассажиров и багажа
|
|
Контроль организации обслуживания пассажиров и багажа в соответствии со стандартами обслуживания авиационного предприятия-перевозчика
|
|
Организация продажи пассажирских, грузовых и почтовых перевозок воздушным транспортом в офисах представительства и через агентскую сеть
|
|
Разработка мер по оптимизации расходов на наземное обслуживание рейсов и содержание представительства авиационного предприятия
|
|
Осуществление взаимодействия с федеральными и местными органами исполнительной власти, полномочными органами гражданской авиации, общественными объединениями для обеспечения безопасности, регулярности полетов, прилета (вылета), коммерческого, технического и наземного обслуживания воздушных судов, пассажиров и багажа
|
|
Установление деловых контактов с представителями авиакомпаний, операторов аэропортов, партнерами, потребителями, клиентами для обеспечения безопасности, регулярности полетов, прилета (вылета), коммерческого, технического и наземного обслуживания воздушных судов, пассажиров и багажа
|
|
Контроль отправки вылетных телеграмм по рейсу
|
|
Необходимые умения
|
Организовывать качественное и своевременное выполнение задач в области обслуживания пассажиров и багажа воздушной перевозки
|
Организовывать работы по наземному и техническому обслуживанию воздушных судов в соответствии с нормативными документами авиационного предприятия, документами и технологиями международных организаций по обеспечению безопасности полетов и авиационной безопасности
|
|
Решать задачи оптимизации процессов размещения, отдыха летных и кабинных экипажей воздушных судов и доставки их из аэропорта в гостиницу и обратно
|
|
Контролировать деятельность агентов, осуществляющих предоставление бортового питания на рейсы авиационного предприятия-перевозчика в аэропорту государства пребывания, готовить предложения по улучшению качества и ассортимента питания и услуг
|
|
Контролировать деятельность по обеспечению регулярности полетов авиационного предприятия
|
|
Использовать инновационные технологии обслуживания и информационные системы, утвержденные в авиационном предприятии-перевозчике
|
|
Выявлять неполное, некачественное обслуживание пассажиров и багажа, наземное обслуживание рейсов авиационного предприятия-перевозчика
|
|
Организовывать применение результативных мер по решению проблем наземного обслуживания пассажиров в аэропорту государства пребывания в случаях задержки, отмены или переноса рейса
|
|
Применять оптимальное соотношение прямых и агентских продаж при организации продаж пассажирских, грузовых и почтовых перевозок
|
|
Необходимые знания
|
Правовые основы международных воздушных сообщений, международные требования, рекомендуемая международная практика
|
Законодательство Российской Федерации в области воздушных перевозок
|
|
Законодательные и нормативные правовые акты, регламентирующие производственно-хозяйственную, коммерческую и финансово-экономическую деятельность представительства
|
|
Общие правила воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей
|
|
Правила перевозки опасных грузов воздушным транспортом
|
|
Правила перевозки животных воздушным транспортом
|
|
Правила обслуживания особых категорий пассажиров
|
|
Положения руководства авиационного предприятия-перевозчика по обслуживанию пассажиров
|
|
Основные положения программы лояльности авиационного предприятия-перевозчика и альянсов
|
|
Правила ведения претензионной работы
|
|
Организационная структура авиационного предприятия-перевозчика и функции его основных структурных подразделений, в том числе представительств и филиалов
|
|
Основные направления взаимодействия представительств и филиалов авиационного предприятия-перевозчика с компаниями по наземному обслуживанию, службами аэропорта и организациями для качественного и бесперебойного исполнения производственных функций
|
|
Основы психологии (конфликтологии) для повседневной работы с пассажирами, в том числе в сбойных ситуациях
|
|
Правила взаиморасчетов за воздушные перевозки на международных и внутренних авиалиниях
|
|
Основы делового этикета
|
|
Основы менеджмента и маркетинга
|
|
Рыночные методы хозяйствования, закономерности и особенности развития экономики, состояние конъюнктуры рынка авиаперевозок государства пребывания
|
|
Требования системы управления безопасностью полетов, системы управления качеством, авиационной безопасности, информационной безопасности, охраны труда, пожарной безопасности, охраны окружающей среды
|
|
Другие характеристики
|
-
|
3.2.2. Трудовая функция
Наименование
|
Организационное обеспечение выполнения работ по приему (отправке) грузов и почты воздушным транспортом гражданской авиации
|
Код
|
B/02.7
|
Уровень (подуровень) квалификации
|
7
|
Происхождение трудовой функции
|
Оригинал
|
X
|
Заимствовано из оригинала
|
||
Код оригинала
|
Регистрационный номер профессионального стандарта
|
Трудовые действия
|
Контроль работ по обслуживанию, приему грузов и почты воздушным транспортом
|
Организация получения и отправления служебных грузов, в том числе служебных грузов с запасными частями, для воздушных судов авиационного предприятия
|
|
Регулярное отправление пассажирской и грузовой рейсовой документации, служебной корреспонденции авиационного предприятия-перевозчика
|
|
Необходимые умения
|
Применять правила своевременного отправления служебных грузов, регулярного отправления грузовой рейсовой документации, контролировать полноту и правильность заполнения документов на груз, в том числе на опасный груз, перевозимый воздушным транспортом
|
Оформлять необходимые документы в случаях задержки доставки, утери, повреждения всего или части груза, отправлять материалы в структурное подразделение авиационного предприятия по рассмотрению претензий и жалоб
|
|
Оформлять и направлять в структурные подразделения авиационного предприятия уведомления о происшествиях с опасными грузами, а также уведомления о выявлении незадекларированного или неправильно задекларированного опасного груза
|
|
Применять правила проведения мероприятий по обеспечению авиационной безопасности, в том числе предполетного досмотра грузов и почты, в целях обнаружения предметов и веществ, запрещенных к перевозке на воздушном судне
|
|
Применять требования документов международных организаций к воздушным перевозкам опасных грузов, законодательства государства пребывания, руководства по наземному обеспечению перевозок авиационного предприятия - перевозчика
|
|
Организовывать соблюдение установленных правил перевозки грузов воздушным транспортом, следующих по процедуре таможенного транзита
|
|
Организовывать и проводить расследования по обращениям грузовых агентов, отправителей, получателей грузов и почты, поступающих в представительство
|
|
Применять правила перевозки оружия, боеприпасов и специальных средств на воздушных судах авиационного предприятия в соответствии с требованиями нормативных правовых актов, контролировать правильность оформления, а также полноту и своевременность информирования аэропорта прибытия о перевозимом оружии, боеприпасах и спецсредствах
|
|
Применять правила перевозки животных и птиц на воздушных судах авиационного предприятия в соответствии с требованиями нормативных правовых актов
|
|
Необходимые знания
|
Правовые основы международных воздушных сообщений, международные требования, рекомендуемая международная практика
|
Законодательство Российской Федерации в области воздушных перевозок
|
|
Законодательные и нормативные правовые акты, регламентирующие производственно-хозяйственную, коммерческую и финансово-экономическую деятельность представительства
|
|
Общие правила воздушных перевозок грузов и почты, требования к обслуживанию грузоотправителей и грузополучателей
|
|
Правила перевозки опасных грузов воздушным транспортом
|
|
Правила перевозки животных воздушным транспортом
|
|
Правила оформления перевозочных документов воздушной перевозки
|
|
Правила ведения претензионной работы
|
|
Основные направления взаимодействия представительств и филиалов авиационного предприятия с компаниями по наземному обслуживанию, службами аэропорта и организациями для качественного и бесперебойного исполнения работ по обеспечению приема (отправки) грузов и почты
|
|
Основы делового этикета
|
|
Рыночные методы хозяйствования, закономерности и особенности развития экономики, состояние конъюнктуры рынка авиаперевозок государства пребывания
|
|
Требования системы управления безопасностью полетов, системы управления качеством, авиационной безопасности, информационной безопасности, охраны труда, пожарной безопасности, охраны окружающей среды
|
|
Другие характеристики
|
-
|
3.3. Обобщенная трудовая функция
Наименование
|
Управление деятельностью представительства авиационного предприятия-перевозчика (филиала авиакомпании)
|
Код
|
C
|
Уровень квалификации
|
8
|
Происхождение обобщенной трудовой функции
|
Оригинал
|
X
|
Заимствовано из оригинала
|
||
Код оригинала
|
Регистрационный номер профессионального стандарта
|
Возможные наименования должностей, профессий
|
Генеральный представитель авиакомпании
Региональный представитель по грузовым перевозкам
Представитель - руководитель представительства
Представитель по грузовым перевозкам в региональном представительстве
|
Требования к образованию и обучению
|
Высшее образование - магистратура или специалитет и дополнительное профессиональное образование по профилю профессиональной деятельности
|
Требования к опыту практической работы
|
Не менее двух лет работы на авиационном предприятии-перевозчике в сфере управления деятельностью представительства
|
Особые условия допуска к работе
|
-
|
Другие характеристики
|
Знание иностранного языка на уровне требований авиационного предприятия - перевозчика для работы в государстве пребывания
|
Дополнительные характеристики
Наименование документа
|
Код
|
Наименование базовой группы, должности (профессии) или специальности
|
ОКЗ
|
1120
|
Руководители учреждений, организаций и предприятий
|
ОКПДТР
|
26150
|
Руководитель группы (на транспорте)
|
ОКСО
|
2.23.04.01
|
Технология транспортных процессов
|
2.23.04.02
|
Наземные транспортно-технологические комплексы
|
|
2.25.04.03
|
Аэронавигация
|
|
2.25.04.04
|
Эксплуатация аэропортов и обеспечение полетов воздушных судов
|
|
5.38.04.02
|
Менеджмент
|
|
2.25.05.05
|
Эксплуатация воздушных судов и организация воздушного движения
|
3.3.1. Трудовая функция
Наименование
|
Управление производственной, коммерческой, финансовой, административно-хозяйственной и представительской деятельностью авиационного предприятия-перевозчика (филиала авиакомпании)
|
Код
|
C/01.8
|
Уровень (подуровень) квалификации
|
8
|
Происхождение трудовой функции
|
Оригинал
|
X
|
Заимствовано из оригинала
|
||
Код оригинала
|
Регистрационный номер профессионального стандарта
|
Трудовые действия
|
Выполнение работ по регистрации коммерческой деятельности, получению лицензии и выполнению формальностей, связанных с созданием представительства, его управлением и прекращением его деятельности
|
Организация качественного и своевременного выполнения задач и функций, возложенных на представительство
|
|
Организационное обеспечение выполнения производственного и финансово-экономического плана представительства, ключевых показателей эффективности, установленных для представительства, в том числе исполнения сметы затрат, обеспечение безопасности полетов и регулярности рейсов, авиационной безопасности, а также установленного на авиационном предприятии уровня качества обслуживания воздушных судов и пассажиров
|
|
Координация взаимодействий со структурными подразделениями авиационного предприятия, с государственными органами, авиационными властями, авиационными предприятиями, фирмами и организациями в государстве пребывания в целях выполнения задач и функций представительства в рамках предоставленных представительству полномочий
|
|
Организация работы по рассмотрению обращений клиентов авиационного предприятия, поступающих в представительство, в соответствии с нормативными правовыми актами и установленными в авиационном предприятии правилами
|
|
Осуществление мероприятий по сохранности имущества авиационного предприятия, включая действия в кризисных, сбойных и чрезвычайных ситуациях, эвакуацию персонала и служебной документации
|
|
Необходимые умения
|
Применять инструменты и методы управления работой представительства в государстве пребывания, направлять деятельность на повышение эффективности работы, качества и конкурентоспособности услуг в рамках задач и функций, возложенных на представительство, и в соответствии со стратегией авиационного предприятия
|
Разрабатывать и осуществлять меры, позволяющие эффективно выполнять производственные, коммерческие и финансово-экономические планы представительства, установленные ключевые показатели эффективности и качества обслуживания воздушных судов и пассажиров, с учетом особенностей реализации операционной стратегии представительства в государстве пребывания
|
|
Оценивать эффективность и качество обслуживания воздушных судов и пассажиров с учетом особенностей реализации операционной стратегии представительства в государстве пребывания
|
|
Применять правила взаимодействия со структурными подразделениями авиационного предприятия, с государственными органами, авиационными властями, авиационными предприятиями, фирмами и организациями в государстве пребывания, запрашивать и получать от них документы и материалы (информацию), необходимые для повышения эффективности и развития деятельности представительства
|
|
Планировать действия в кризисных, сбойных и чрезвычайных ситуациях
|
|
По согласованию с соответствующим структурным подразделением авиационного предприятия и, при необходимости, с аэропортом разрабатывать и осуществлять план эвакуации персонала и служебной документации, план действий по сохранности материальных и денежных средств представительства
|
|
Применять правила регистрации коммерческой деятельности, получения лицензии и выполнения формальностей, связанных с созданием представительства, его эффективным управлением или прекращением его деятельности
|
|
Необходимые знания
|
Правовые основы международных воздушных сообщений, международные требования, рекомендуемая международная практика
|
Законодательство Российской Федерации в области воздушных перевозок
|
|
Законодательные и нормативные правовые акты, регламентирующие производственно-хозяйственную, коммерческую и финансово-экономическую деятельность представительства
|
|
Общие правила воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов, почты и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей
|
|
Правила обслуживания особых категорий пассажиров
|
|
Положения руководства авиационного предприятия по обслуживанию пассажиров
|
|
Основные положения программы лояльности авиационного предприятия и альянсов
|
|
Правила перевозки опасных грузов воздушным транспортом
|
|
Правила перевозки животных воздушным транспортом
|
|
Правила оформления перевозочных документов воздушной перевозки
|
|
Правила ведения претензионной работы
|
|
Организационная структура авиационного предприятия и функции его основных структурных подразделений, в том числе представительств и филиалов
|
|
Основные направления взаимодействия представительств и филиалов авиационного предприятия с компаниями по наземному обслуживанию, службами аэропорта и организациями для качественного и бесперебойного исполнения производственных функций
|
|
Основы психологии (конфликтологии)
|
|
Правила взаиморасчетов за воздушные перевозки на международных и внутренних авиалиниях
|
|
Основы делового этикета
|
|
Основы менеджмента и маркетинга
|
|
Методы стратегического и оперативного планирования, риск-менеджмента, методы управления бизнес-процессами и проектами
|
|
Рыночные методы хозяйствования, закономерности и особенности развития экономики, состояние конъюнктуры рынка авиаперевозок государства пребывания
|
|
Требования системы управления безопасностью полетов, системы управления качеством, авиационной безопасности, информационной безопасности, охраны труда, пожарной безопасности, охраны окружающей среды
|
|
Другие характеристики
|
-
|
3.3.2. Трудовая функция
Наименование
|
Управление организационным обеспечением выполнения наземного, технического, коммерческого обслуживания воздушных судов, пассажиров, багажа, грузов и почты авиационного предприятия-перевозчика (филиала авиакомпании)
|
Код
|
C/02.8
|
Уровень (подуровень) квалификации
|
8
|
Происхождение трудовой функции
|
Оригинал
|
X
|
Заимствовано из оригинала
|
||
Код оригинала
|
Регистрационный номер профессионального стандарта
|
Трудовые действия
|
Управление организацией выполнения работ по обслуживанию пассажиров и багажа
|
Управление организацией выполнения работ по наземному и техническому обслуживанию воздушных судов
|
|
Управление организацией выполнения работ по обслуживанию грузов и почты
|
|
Организация коммерческой деятельности представительства в области агентской и корпоративных продаж пассажирских перевозок, а также в области грузовых и почтовых перевозок
|
|
Управление организацией работ по рассмотрению обращений граждан, претензий и жалоб пассажиров, поступающих в представительство, связанных с задержкой доставки, утерей, повреждением всего или части содержимого багажа, отменой или задержкой рейсов, обслуживанием пассажиров в офисах собственных продаж представительства
|
|
Проведение переговоров со службами координации расписания аэропорта государства пребывания с целью подтверждения необходимых слотов
|
|
Организация мероприятий по получению разрешений на международные воздушные перевозки авиационного предприятия от ведомства гражданской авиации государства пребывания
|
|
Организация взаимодействия с таможенными, иммиграционными органами в области организационного обеспечения паспортно-визового контроля документов пассажиров, производственной и авиационной безопасности в аэропорту государства пребывания
|
|
Контроль финансовых документов, движения денежных средств в финансовых операциях, связанных с выполнением наземного, технического, коммерческого обслуживания воздушных судов, пассажиров, багажа, грузов и почты, в соответствии с правами, предоставленными представительству
|
|
Предоставление финансовой отчетности при наличии требований авиационного предприятия
|
|
Необходимые умения
|
Оценивать использование внедренных процессов и решений при выполнении работ по обслуживанию пассажиров и багажа, наземному и техническому обслуживанию воздушных судов, обслуживанию грузов и почты
|
Разрабатывать предложения и организовывать использование прогрессивных подходов и инструментов в области информатизации, маркетинга, персонального обслуживания, дистрибуции, анализа систем данных, мобильных сервисов, мультимодальных перевозок при осуществлении коммерческой деятельности представительства в рамках имеющихся полномочий и согласно требованиям локальных нормативных актов авиационного предприятия
|
|
Организовывать применение передовых информационных систем работы с обращениями граждан, претензиями и жалобами пассажиров, поступивших в представительство, развивать их, организовывать обучение работников представительства в целях повышения оперативности и качества обслуживания
|
|
Планировать и осуществлять эффективное взаимодействие по действующим договорам с авиационными властями, с авиационными предприятиями, с государственными и коммерческими организациями государства пребывания, развивать партнерство и организовывать проведение переговоров с международными организациями, общественными организациями и средствами массовой информации государства пребывания по поручению авиационного предприятия
|
|
Организовывать и контролировать расчетно-платежные операции по осуществлению деятельности представительства в пределах утвержденного бюджета и в рамках заключенных договоров, готовить отчетность по валютно-финансовой деятельности в соответствии с нормативными правовыми актами и законодательством государства пребывания с использованием прогрессивных электронных систем
|
|
Необходимые знания
|
Правовые основы международных воздушных сообщений, международные требования, рекомендуемая международная практика
|
Воздушный кодекс Российской Федерации, положения основных нормативных правовых актов по организации перевозок и управлению на воздушном транспорте
|
|
Законодательные и нормативные правовые акты, регламентирующие производственно-хозяйственную, коммерческую и финансово-экономическую деятельность представительства
|
|
Общие правила воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов, почты и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей
|
|
Правила обслуживания инвалидов и лиц с ограничениями жизнедеятельности
|
|
Основные положения руководства авиационного предприятия по обслуживанию пассажиров
|
|
Основные положения программы лояльности авиационного предприятия и альянсов
|
|
Правила перевозки опасных грузов воздушным транспортом
|
|
Правила перевозки животных воздушным транспортом
|
|
Правила оформления перевозочных документов воздушной перевозки
|
|
Правила ведения претензионной работы
|
|
Организационная структура авиационного предприятия и функции его основных структурных подразделений, в том числе представительств и филиалов
|
|
Основные направления взаимодействия представительств и филиалов авиационного предприятия с компаниями по наземному обслуживанию, службами аэропорта и организациями для качественного и бесперебойного исполнения производственных функций
|
|
Основы психологии (конфликтологии)
|
|
Правила взаиморасчетов за воздушные перевозки на международных и внутренних авиалиниях
|
|
Основы делового этикета
|
|
Основы менеджмента и маркетинга
|
|
Методы стратегического и оперативного планирования, риск-менеджмента, методы управления бизнес-процессами и проектами
|
|
Рыночные методы хозяйствования, закономерности и особенности развития экономики, состояние конъюнктуры рынка авиаперевозок государства пребывания
|
|
Требования системы управления безопасностью полетов, системы управления качеством, авиационной безопасности, информационной безопасности, охраны труда, пожарной безопасности, охраны окружающей среды
|
|
Другие характеристики
|
-
|
3.3.3. Трудовая функция
Наименование
|
Контроль выполнения задач, функций, показателей эффективности и качества деятельности представительства авиационного предприятия-перевозчика (филиала авиакомпании)
|
Код
|
C/03.8
|
Уровень (подуровень) квалификации
|
8
|
Происхождение трудовой функции
|
Оригинал
|
X
|
Заимствовано из оригинала
|
||
Код оригинала
|
Регистрационный номер профессионального стандарта
|
Трудовые действия
|
Организация контроля обеспечения безопасности полетов, авиационной безопасности и сохранности воздушных судов на земле
|
Взаимодействие с уполномоченными органами в области гражданской авиации в стране пребывания при проведении инспекций воздушных судов
|
|
Контроль распределения коммерческой загрузки (пассажиров, багажа и грузов) на борту воздушного судна в соответствии со стандартами авиационного предприятия
|
|
Контроль предоставления услуг по обслуживанию рейсов
|
|
Контроль выполнения целевых показателей провайдеров наземного обслуживания воздушных судов и представительства
|
|
Содействие в заключении соглашения об уровне обслуживания с провайдерами по наземному обслуживанию
|
|
Контроль предоставления комплекса услуг пассажирам, включая пассажиров с ограниченными физическими возможностями, авиационного предприятия на всех этапах предполетного и послеполетного наземного обслуживания в аэропорту пребывания
|
|
Организация контроля выручки по агентским продажам пассажирских перевозок, по продажам грузовых и почтовых перевозок, соблюдения правил бронирования и правил продажи авиационного предприятия
|
|
Организация контроля соблюдения работниками представительства правил приема, хранения и передачи наличных денежных средств и оформления кассовых операций при ведении собственной продажи
|
|
Проведение периодических выборочных проверок контрагентов авиационного предприятия по договорам в части, касающейся производственной и административно-хозяйственной деятельности представительства, на предмет соблюдения ими условий договоров и целевых показателей в области качества, установленных соглашениями об уровне обслуживания
|
|
Организация контроля соблюдения работниками представительства требований законодательных актов Российской Федерации и регламентирующих документов авиационного предприятия по сохранению конфиденциальности информации (служебной тайны, коммерческой тайны, персональных данных), выполнению правил предупреждения и противодействия коррупции, требования охраны труда, требований пропускного и внутриобъектового режимов на объектах и в зоне транспортной безопасности (контролируемой зоне аэропорта)
|
|
Контроль исполнения должностных обязанностей и соблюдения внутреннего распорядка (учет рабочего времени) всеми работниками представительства
|
|
Организация и контроль прохождения работниками представительства обязательных медицинских осмотров и психиатрических освидетельствований (если применимо)
|
|
Необходимые умения
|
Управлять рисками безопасности полетов и авиационной безопасности в рамках имеющихся полномочий
|
Решать совместно с уполномоченными органами и организациями государства пребывания вопросы охраны воздушных судов, предотвращения противоправных актов в отношении экипажей, пассажиров, работников авиационного предприятия, взаимодействовать с ними при проведении инспекций воздушных судов
|
|
Контролировать распределение коммерческой загрузки на борту воздушного судна, выделять багаж трансферных пассажиров с критическими стыковками в соответствии со стандартами авиационного предприятия
|
|
Организовывать контроль предоставления услуг по обслуживанию рейсов и пассажиров, включая пассажиров с ограниченными физическими возможностями, на всех этапах предполетного и послеполетного наземного обслуживания с использованием информационных систем и при взаимодействии с компаниями по наземному обслуживанию и службами аэропорта государства пребывания
|
|
Контролировать полное и своевременное перечисление выручки на счета авиационного предприятия в соответствии с законодательством Российской Федерации
|
|
Применять правила проведения мероприятий по обеспечению безопасности пассажиров и членов экипажей
|
|
Применять правила приема, хранения и передачи наличных денежных средств и оформления кассовых операций представительства авиационного предприятия-перевозчика
|
|
Контролировать полноту и своевременность переводов контрагентами денежных средств на счет представительства
|
|
Необходимые знания
|
Правовые основы международных воздушных сообщений, международные требования, рекомендуемая международная практика
|
Воздушный кодекс Российской Федерации, положения основных нормативных правовых актов по организации перевозок и управлению на воздушном транспорте
|
|
Законодательные и нормативные правовые акты, регламентирующие производственно-хозяйственную, коммерческую и финансово-экономическую деятельность представительства
|
|
Общие правила воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов, почты и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей
|
|
Правила обслуживания инвалидов и лиц с ограничениями жизнедеятельности
|
|
Документы авиационного предприятия о технологии работы при обслуживании воздушных судов, пассажиров, багажа, грузов
|
|
Основные положения программы лояльности авиационного предприятия и альянсов
|
|
Правила перевозки опасных грузов воздушным транспортом
|
|
Правила перевозки животных воздушным транспортом
|
|
Правила оформления перевозочных документов воздушной перевозки
|
|
Правила ведения претензионной работы
|
|
Организационная структура авиационного предприятия и функции его основных структурных подразделений, в том числе представительств и филиалов
|
|
Основные направления организационного взаимодействия представительств и филиалов авиационного предприятия с компаниями по наземному обслуживанию, службами аэропорта и организациями для качественного и бесперебойного исполнения производственных функций
|
|
Основы психологии (конфликтологии)
|
|
Правила взаиморасчетов за воздушные перевозки на международных и внутренних авиалиниях
|
|
Основы делового этикета
|
|
Основы менеджмента и маркетинга
|
|
Методы стратегического и оперативного планирования, риск-менеджмента, методы управления бизнес-процессами и проектами
|
|
Рыночные методы хозяйствования, закономерности и особенности развития экономики, состояние конъюнктуры рынка авиаперевозок государства пребывания
|
|
Требования системы управления безопасностью полетов, системы управления качеством, авиационной безопасности, информационной безопасности, охраны труда, пожарной безопасности, охраны окружающей среды
|
|
Другие характеристики
|
-
|
IV. Сведения об организациях - разработчиках
профессионального стандарта
4.1. Ответственная организация-разработчик
Совет по профессиональным квалификациям воздушного транспорта, город Москва
|
|
Председатель
|
Борисенко Андрей Иванович
|
4.2. Наименования организаций-разработчиков
1
|
АО "Авиакомпания "Сибирь", город Новосибирск
|
2
|
ООО "Консалтинговая компания Авиаперсонал", город Москва
|
3
|
ПАО "Аэрофлот", город Москва
|
4
|
ЧПОУ "Авиашкола Аэрофлота", город Москва
|
--------------------------------
<1> Общероссийский классификатор занятий.
<2> Общероссийский классификатор видов экономической деятельности.
<3> Общероссийский классификатор профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов.
<4> Общероссийский классификатор специальностей по образованию.