См. Документы Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации
МИНИСТЕРСТВО ТРУДА И СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПРИКАЗ
от 8 ноября 2023 г. N 790н
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНДАРТА "МАРКЕТОЛОГ"
В соответствии с пунктом 20 Правил разработки и утверждения профессиональных стандартов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 10 апреля 2023 г. N 580, приказываю:
1. Утвердить прилагаемый профессиональный стандарт "Маркетолог".
2. Признать утратившим силу приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 4 июня 2018 г. N 366н "Об утверждении профессионального стандарта "Маркетолог" (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 21 июня 2018 г., регистрационный N 51397).
3. Установить, что настоящий приказ вступает в силу с 1 сентября 2024 г. и действует до 1 сентября 2030 г.
Министр
А.О.КОТЯКОВ
Утвержден
приказом Министерства труда
и социальной защиты
Российской Федерации
от 8 ноября 2023 г. N 790н
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ
МАРКЕТОЛОГ
1134
|
|
Регистрационный номер
|
I. Общие сведения
Организация маркетинговой деятельности и управление маркетинговой деятельностью
|
08.035
|
|
(наименование вида профессиональной деятельности)
|
код
|
Основная цель вида профессиональной деятельности:
Разработка и реализация комплекса мер и подходов к ведению бизнеса, обеспечивающих организацию маркетинговой деятельности и эффективное управление ею
|
Группа занятий:
1221
|
Руководители служб по сбыту и маркетингу
|
2431
|
Специалисты по рекламе и маркетингу
|
(код ОКЗ <1>)
|
(наименование)
|
(код ОКЗ)
|
(наименование)
|
Отнесение к видам экономической деятельности:
70.22
|
Консультирование по вопросам коммерческой деятельности и управления
|
73.20.1
|
Исследование конъюнктуры рынка
|
(код ОКВЭД <2>)
|
(наименование вида экономической деятельности)
|
II. Описание трудовых функций,
входящих в профессиональный стандарт (функциональная карта
вида профессиональной деятельности)
Обобщенные трудовые функции
|
Трудовые функции
|
||||
код
|
наименование
|
уровень квалификации
|
наименование
|
код
|
уровень (подуровень) квалификации
|
A
|
Маркетинговое исследование с использованием инструментов комплекса маркетинга
|
6
|
Подготовка к проведению маркетингового исследования
|
A/01.6
|
6
|
Проведение маркетингового исследования с использованием инструментов комплекса маркетинга
|
A/02.6
|
6
|
|||
B
|
Разработка и реализация маркетинговых программ с использованием инструментов комплекса маркетинга
|
7
|
Разработка, тестирование и внедрение инновационных товаров (услуг), создание нематериальных активов (брендов) и управление ими в организации
|
B/01.7
|
7
|
Разработка, внедрение и совершенствование политики ценообразования в организации
|
B/02.7
|
7
|
|||
Разработка, внедрение и совершенствование системы распределения (дистрибуции) и сбытовой политики в организации
|
B/03.7
|
7
|
|||
Разработка, внедрение и совершенствование системы маркетинговых коммуникаций в организации
|
B/04.7
|
7
|
|||
C
|
Управление маркетинговой деятельностью организации
|
8
|
Формирование маркетинговой стратегии организации
|
C/01.8
|
8
|
Планирование и контроль маркетинговой деятельности организации
|
C/02.8
|
8
|
III. Характеристика обобщенных трудовых функций
3.1. Обобщенная трудовая функция
Наименование
|
Маркетинговое исследование с использованием инструментов комплекса маркетинга
|
Код
|
A
|
Уровень квалификации
|
6
|
Происхождение обобщенной трудовой функции
|
Оригинал
|
X
|
Заимствовано из оригинала
|
||
Код оригинала
|
Регистрационный номер профессионального стандарта
|
Возможные наименования должностей, профессий
|
Специалист по маркетингу
Аналитик
Менеджер по рекламе
Менеджер по связям с общественностью
|
Требования к образованию и обучению
|
Высшее образование - бакалавриат
|
Требования к опыту практической работы
|
-
|
Особые условия допуска к работе
|
-
|
Другие характеристики
|
Рекомендуется дополнительное профессиональное образование - программы повышения квалификации в области маркетинга один раз в три года
|
Дополнительные характеристики
Наименование документа
|
Код
|
Наименование базовой группы, должности (профессии) или специальности
|
ОКЗ
|
2431
|
Специалисты по рекламе и маркетингу
|
ЕКС <3>
|
-
|
Специалист по маркетингу
|
-
|
Специалист по рекламе
|
|
-
|
Специалист по связям с общественностью
|
|
ОКПДТР <4>
|
24068
|
Менеджер (в подразделениях (службах) по маркетингу и сбыту продукции)
|
24071
|
Менеджер по рекламе
|
|
26585
|
Специалист по маркетингу
|
|
ОКСО <5>
|
5.38.03.02
|
Менеджмент
|
3.1.1. Трудовая функция
Наименование
|
Подготовка к проведению маркетингового исследования
|
Код
|
A/01.6
|
Уровень (подуровень) квалификации
|
6
|
Происхождение трудовой функции
|
Оригинал
|
X
|
Заимствовано из оригинала
|
||
Код оригинала
|
Регистрационный номер профессионального стандарта
|
Трудовые действия
|
Выявление проблем и формулирование целей исследования
|
Планирование проведения маркетингового исследования
|
|
Определение маркетинговых инструментов, с помощью которых будут получены комплексные результаты исследования
|
|
Подготовка и согласование плана проведения маркетингового исследования
|
|
Поиск первичной и вторичной маркетинговой информации
|
|
Анализ конъюнктуры рынка товаров и услуг
|
|
Разработка технического задания для проведения маркетингового исследования
|
|
Подготовка процесса проведения маркетингового исследования, установление сроков проведения и требований к проведению маркетингового исследования
|
|
Необходимые умения
|
Применять методы сбора, средства хранения и обработки маркетинговой информации для проведения маркетингового исследования
|
Определять подходящие маркетинговые инструменты и применять их для проведения маркетингового исследования
|
|
Подготавливать комплексный план проведения маркетингового исследования
|
|
Анализировать текущую рыночную конъюнктуру
|
|
Составлять точное техническое задание для выполнения маркетингового исследования
|
|
Выполнять основные операции по поиску информации
|
|
Создавать и воспроизводить видеоролики, презентации, слайд-шоу, медиафайлы и итоговую продукцию из исходных аудиокомпонентов, визуальных и мультимедийных компонентов
|
|
Управлять размещением цифровой информации, в том числе на дисковых хранилищах локальной и глобальной компьютерной сети
|
|
Формировать медиатеки для структурированного хранения и каталогизации цифровой информации
|
|
Осуществлять постановку задач исследования исходя из целей, выявленных проблем и возможностей, с учетом особенностей стратегии взаимоотношений с клиентами исследуемого типа рынка
|
|
Видеть и понимать проблемы клиента, правильно оценивать ожидания клиента, предварительно анализировать проблемы и прогнозировать возможности оптимального решения стандартных и нестандартных маркетинговых задач в условиях неопределенности
|
|
Необходимые знания
|
Основы менеджмента
|
Нормативные правовые акты, регулирующие маркетинговую деятельность
|
|
Особенности проведения социологических исследований
|
|
Принципы системного анализа
|
|
Методы использования прикладных офисных программ для выполнения статистических расчетов
|
|
Основы работы в операционных системах
|
|
Основные антивирусные программы
|
|
Основы управления инновационными проектами, дизайн-мышления в разработке новых продуктов
|
|
Основы психологии общения с клиентами, конфликтологии и командной работы
|
|
Особенности кросс-культурного взаимодействия с клиентами, партнерами и коллегами
|
|
Другие характеристики
|
-
|
3.1.2. Трудовая функция
Наименование
|
Проведение маркетингового исследования с использованием инструментов комплекса маркетинга
|
Код
|
A/02.6
|
Уровень (подуровень) квалификации
|
6
|
Происхождение трудовой функции
|
Оригинал
|
X
|
Заимствовано из оригинала
|
||
Код оригинала
|
Регистрационный номер профессионального стандарта
|
Трудовые действия
|
Планирование и организация сбора первичной и вторичной маркетинговой информации
|
Обработка полученных данных с помощью методов математической статистики
|
|
Подготовка отчетов и рекомендаций по результатам маркетинговых исследований
|
|
Формирование предложений по совершенствованию товарной политики
|
|
Формирование предложений по совершенствованию ценовой политики
|
|
Формирование предложений по совершенствованию систем сбыта и продаж
|
|
Формирование предложений по улучшению системы продвижения товаров (услуг) организации
|
|
Необходимые умения
|
Систематизировать и обобщать большие объемы первичной и вторичной маркетинговой информации
|
Использовать методы прогнозирования сбыта продукции и рынков
|
|
Работать со специализированными программами для сбора информации и управления маркетинговыми инструментами и инструментами прогнозирования
|
|
Проводить маркетинговые исследования разных типов и видов с использованием инструментов комплекса маркетинга
|
|
Создавать отчеты по результатам маркетингового исследования
|
|
Давать рекомендации по совершенствованию инструментов комплекса маркетинга
|
|
Публиковать мультимедиаконтент в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
|
|
Применять подходы безопасной работы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (защита персональных данных, антивирусная защита, информационная гигиена)
|
|
Формировать медиатеки для структурированного хранения и каталогизации цифровой информации
|
|
Использовать системы управления базами данных для просмотра данных в электронных базах данных
|
|
Изменять данные электронной базы данных с использованием систем управления базами данных
|
|
Проводить маркетинговые интернет-исследования и управлять большими базами маркетинговых данных с использованием цифровых технологий
|
|
Давать рекомендации по разработке новых продуктов, решающих проблемы клиентов
|
|
Давать рекомендации по улучшению качества обслуживания клиентов и совершенствованию стандартов сервиса
|
|
Создавать команды исследовательского проекта, координировать взаимодействие внутренних и внешних участников и партнеров проекта
|
|
Необходимые знания
|
Нормативные правовые акты, регулирующие маркетинговую деятельность
|
Рыночные методы хозяйствования, закономерности и особенности развития экономики
|
|
Особенности конъюнктуры внутреннего и внешнего рынка товаров и услуг
|
|
Методы проведения маркетингового исследования
|
|
Психологические особенности поведения людей разных возрастов в различных жизненных ситуациях
|
|
Правила, нормы и основные принципы этики делового общения
|
|
Методики расчета показателей прибыли, эффективности, рентабельности и издержек производства
|
|
Программы управления проектами: наименования, возможности и порядок работы в них
|
|
Понятийный аппарат управления проектами
|
|
Способы отслеживания выполнения задач проекта с использованием программ управления проектами
|
|
Порядок создания отчета о выполненных работах с использованием программ управления проектами
|
|
Методы использования цифровых технологий для проведения маркетинговых интернет-исследований и управления большими базами маркетинговых данных
|
|
Методы, инструменты и цифровые технологии оценки клиентского опыта
|
|
Основы маркетинга услуг, маркетинга взаимоотношений с клиентами, внутреннего маркетинга
|
|
Другие характеристики
|
-
|
3.2. Обобщенная трудовая функция
Наименование
|
Разработка и реализация маркетинговых программ с использованием инструментов комплекса маркетинга
|
Код
|
B
|
Уровень квалификации
|
7
|
Происхождение обобщенной трудовой функции
|
Оригинал
|
X
|
Заимствовано из оригинала
|
||
Код оригинала
|
Регистрационный номер профессионального стандарта
|
Возможные наименования должностей, профессий
|
Начальник отдела маркетинга
Начальник отдела сбыта
Начальник отдела по связям с общественностью
|
Требования к образованию и обучению
|
Высшее образование - магистратура
|
Требования к опыту практической работы
|
Не менее трех лет в области маркетинговой деятельности
|
Особые условия допуска к работе
|
-
|
Другие характеристики
|
Рекомендуется дополнительное профессиональное образование - программы повышения квалификации в области маркетинга один раз в три года
|
Дополнительные характеристики
Наименование документа
|
Код
|
Наименование базовой группы, должности (профессии) или специальности
|
ОКЗ
|
1221
|
Руководители служб по сбыту и маркетингу
|
ЕКС
|
-
|
Начальник отдела маркетинга
|
-
|
Начальник отдела сбыта
|
|
-
|
Начальник отдела по связям с общественностью
|
|
ОКПДТР
|
24698
|
Начальник отдела (по маркетингу и сбыту продукции)
|
26151
|
Руководитель группы (специализированной в прочих отраслях)
|
|
26153
|
Руководитель группы (функциональной в прочих областях деятельности)
|
|
ОКСО
|
5.38.04.02
|
Менеджмент
|
3.2.1. Трудовая функция
Наименование
|
Разработка, тестирование и внедрение инновационных товаров (услуг), создание нематериальных активов (брендов) и управление ими в организации
|
Код
|
B/01.7
|
Уровень (подуровень) квалификации
|
7
|
Происхождение трудовой функции
|
Оригинал
|
X
|
Заимствовано из оригинала
|
||
Код оригинала
|
Регистрационный номер профессионального стандарта
|
Трудовые действия
|
Разработка мер по внедрению инновационных товаров (услуг)
|
Создание нематериальных активов (брендов) в организации и управление ими
|
|
Разработка и реализация комплекса мероприятий по привлечению новых потребителей товаров (услуг)
|
|
Тестирование инновационных товаров (услуг) при их внедрении на российский и международный рынки
|
|
Реализация и совершенствование ассортиментной политики организации
|
|
Проведение коммуникационных (рекламных) кампаний в области товаров (услуг, брендов)
|
|
Разработка технических заданий на создание фирменного стиля организации, ее бренда
|
|
Реализация программ повышения потребительской лояльности к товарам (услугам, брендам) организации
|
|
Подготовка рекомендаций для принятия маркетинговых решений в отношении товаров (услуг, брендов)
|
|
Необходимые умения
|
Определять конкурентоспособный ассортимент товаров и услуг организации
|
Проводить тестирование инновационных товаров (услуг, брендов)
|
|
Создавать нематериальные активы (бренды) и внедрять их на рынок
|
|
Производить оценку стоимости брендов организации
|
|
Улучшать бизнес-процессы организации в сфере управления брендами
|
|
Использовать инструменты проектного управления успешными брендами
|
|
Обрабатывать информацию
|
|
Формировать документацию и осуществлять ее архивирование
|
|
Вносить в базы данных сведения, необходимые для работы организации
|
|
Обновлять антивирусные программы, проверять диски на вирусы
|
|
Применять операционные системы
|
|
Организовывать обратную связь с клиентами с применением методов, инструментов и цифровых технологий для повышения достоверности оценки клиентского опыта
|
|
Подбирать состав команды и управлять командой инновационного проекта (проекта построения бренда), координировать взаимодействие внутренних и внешних участников и партнеров проекта
|
|
Разрабатывать маркетинговый план продуктовой стратегии, адекватной оценке клиентского опыта пользователей продукта
|
|
Понимать и анализировать проблемы пользователей, проявлять гибкость в принятии решений, применять креативность, критическое мышление, настойчивость в достижении целей, инициативность
|
|
Необходимые знания
|
Понятийный аппарат в области маркетинговых составляющих инноваций, инновационных товаров (услуг), нематериальных активов (брендов)
|
Инструменты бренд-менеджмента
|
|
Методы изучения внутреннего и внешнего рынка, его потенциала и тенденций развития
|
|
Процедуры тестирования товаров (услуг), нематериальных активов (брендов)
|
|
Методы использования прикладных офисных программ для выполнения статистических расчетов
|
|
Методы использования прикладных офисных программ для сбора и обработки маркетинговой информации
|
|
Нормативные правовые акты, регулирующие маркетинговую деятельность
|
|
Правовые системы
|
|
Основы цифровизации процессов
|
|
Системы управления основными бизнес-процессами (далее - ERP-системы): наименования, возможности и порядок работы в них
|
|
Методы оценки инновационности товара с учетом рациональной и эмоциональной потребительской ценности, уровня новизны, полезности и успешности товара (бренда)
|
|
Другие характеристики
|
-
|
3.2.2. Трудовая функция
Наименование
|
Разработка, внедрение и совершенствование политики ценообразования в организации
|
Код
|
B/02.7
|
Уровень (подуровень) квалификации
|
7
|
Происхождение трудовой функции
|
Оригинал
|
X
|
Заимствовано из оригинала
|
||
Код оригинала
|
Регистрационный номер профессионального стандарта
|
Трудовые действия
|
Разработка ценовой политики в организации
|
Создание и реализация стратегии формирования цен на товары (услуги) организации
|
|
Внедрение методов формирования цен на товары (услуги) организации
|
|
Разработка конкурентных ценовых стратегий
|
|
Проведение последовательных действий по разработке политики ценообразования в организации
|
|
Внедрение системы стимулирования продаж товаров (услуг) организации
|
|
Совершенствование политики ценообразования в организации
|
|
Необходимые умения
|
Разрабатывать политику конкурентных цен на товары (услуги)
|
Рассчитывать цены на товары (услуги) организации
|
|
Разрабатывать средства и каналы коммуникаций для проведения политики ценообразования
|
|
Сравнивать рыночные цены и цены конкурентов на товары (услуги)
|
|
Проводить маркетинговые исследования по ценам
|
|
Проводить аудит ценовой политики организации
|
|
Использовать средства хранения и обработки больших массивов и потоков данных
|
|
Разрабатывать и проводить презентации инвестиционного проекта
|
|
Осуществлять поиск информации об изделиях в базе данных ERP-систем
|
|
Создавать новые записи в базах данных ERP-систем
|
|
Редактировать записи в базах данных ERP-систем
|
|
Осуществлять позиционирование товара (бренда) по цене и потребительской ценности
|
|
Разрабатывать и внедрять системы управления лояльностью клиентов с использованием цифровых технологий управления большими базами маркетинговых данных
|
|
Организовывать бенчмаркинговые исследования потребительского конкурентного восприятия цен и ценностей товара на рынке с использованием инструментов и методов традиционных исследований и интернет-исследований
|
|
Необходимые знания
|
Инструменты маркетингового ценообразования
|
Законодательство Российской Федерации, стандарты, этические принципы, регулирующие цены и ценовую политику организаций
|
|
Методы построения системы распределения (дистрибуции) и продвижения товаров и услуг на уровне ценовых стратегий
|
|
Основные элементы интерфейса ERP-систем
|
|
Возможности и порядок поиска и просмотра информации в ERP-системах
|
|
Порядок создания, редактирования, удаления записей в базе данных ERP-систем
|
|
Методы и инструменты стратегического маркетинга, маркетинга услуг, маркетинга взаимоотношений с клиентами, внутреннего маркетинга, бренд-менеджмента
|
|
Другие характеристики
|
-
|
3.2.3. Трудовая функция
Наименование
|
Разработка, внедрение и совершенствование системы распределения (дистрибуции) и сбытовой политики в организации
|
Код
|
B/03.7
|
Уровень (подуровень) квалификации
|
7
|
Происхождение трудовой функции
|
Оригинал
|
X
|
Заимствовано из оригинала
|
||
Код оригинала
|
Регистрационный номер профессионального стандарта
|
Трудовые действия
|
Формирование средств и каналов распределения (дистрибуции) для взаимодействия с поставщиками, инвесторами и партнерами организации
|
Разработка комплексной системы распределения (дистрибуции) в организации
|
|
Разработка сбытовой политики организации
|
|
Совершенствование системы распределения (дистрибуции) в организации
|
|
Необходимые умения
|
Работать с информацией и базами данных по системе распределения
|
Выполнять маркетинговые действия по выбору каналов распределения (дистрибуции)
|
|
Создавать каналы распределения (дистрибуции) в организации
|
|
Оценивать результативность каналов распределения (дистрибуции)
|
|
Производить оценку сбытовой политики организации
|
|
Управлять продажами товаров и услуг
|
|
Осуществлять мониторинг проектирования информационных систем
|
|
Производить оценку результатов управления рисками
|
|
Применять виртуальные технологии
|
|
Контролировать качество обслуживания клиентов во всех каналах продаж в соответствии со стандартами организации и условиями договоров с партнерами
|
|
Разрабатывать меры по стимулированию каналов продаж, оценивать действующую систему стимулирования каналов продаж и предлагать меры по повышению ее результативности
|
|
Анализировать конфликты в каналах продаж, разрабатывать меры по оптимизации системы распределения (дистрибуции) и предупреждению будущих конфликтов
|
|
Необходимые знания
|
Методы проведения маркетинговых исследований в области распределения (дистрибуции) и продаж
|
Подходы к формированию сбытовой политики организации
|
|
Законодательство Российской Федерации и международное право в области маркетинговой деятельности, стандарты и этические принципы, регулирующие сбытовую деятельность организации
|
|
Основы архитектуры информационных систем
|
|
Основы проектирования информационных систем
|
|
Правила внесения изменений в информационных системах
|
|
Основы внутрикорпоративных коммуникаций
|
|
Возможности использования виртуальных технологий
|
|
Основы психологии и конфликтологии
|
|
Инструменты стимулирования каналов продаж
|
|
Другие характеристики
|
-
|
3.2.4. Трудовая функция
Наименование
|
Разработка, внедрение и совершенствование системы маркетинговых коммуникаций в организации
|
Код
|
B/04.7
|
Уровень (подуровень) квалификации
|
7
|
Происхождение трудовой функции
|
Оригинал
|
X
|
Заимствовано из оригинала
|
||
Код оригинала
|
Регистрационный номер профессионального стандарта
|
Трудовые действия
|
Разработка системы маркетинговых коммуникаций в организации
|
Разработка и проведение коммуникационных кампаний в организации
|
|
Формирование каналов коммуникации с потребителями товаров и услуг организации
|
|
Разработка технических заданий и предложений по формированию фирменного стиля и рекламной продукции организации
|
|
Формирование имиджа и деловой репутации организации
|
|
Организация и проведение мероприятий по связям с общественностью для формирования маркетинговых коммуникаций организации
|
|
Разработка и проведение рекламных акций для стимулирования продаж
|
|
Работа с инструментами прямого маркетинга
|
|
Подготовка рекомендаций по совершенствованию системы маркетинговых коммуникаций для принятия управленческих решений
|
|
Необходимые умения
|
Проводить внутренние и внешние коммуникационные кампании
|
Формировать имидж и деловую репутацию организации
|
|
Продвигать товары (услуги) организации на рынок
|
|
Улучшать бизнес-процессы организации в области коммуникационной политики
|
|
Выстраивать систему коммуникаций в организации на уровне стратегий
|
|
Производить анализ результативности коммуникационной политики
|
|
Использовать инструменты проектного управления при выработке эффективной коммуникационной политики
|
|
Осуществлять поиск информации в базе данных систем управления основными данными (далее - MDM-системы)
|
|
Создавать новые записи в базах данных MDM-систем
|
|
Редактировать записи в базах данных MPM-систем
|
|
Оценивать влияние рекламных обещаний на удовлетворенность (неудовлетворенность) клиентов в системе сбора жалоб и предложений организации, в средствах массовой информации и в социальных медиа
|
|
Необходимые знания
|
Инструменты маркетинговых коммуникаций
|
Стандарты, этические нормы и принципы, регулирующие информационно-коммуникационную и рекламную деятельность организации
|
|
Состав процесса стратегического и оперативного планирования
|
|
Методы организации рекламного дела
|
|
Законодательство Российской Федерации и международное право в области маркетинговой деятельности, стандарты и этические принципы, регулирующие коммуникационную политику организации
|
|
Основы влияния информационных технологий (далее - ИТ) на бизнес-процессы
|
|
Стандарты ИТ для деятельности организаций
|
|
MDM-системы: наименования, возможности и порядок работы в них
|
|
Основные элементы интерфейса MDM-систем
|
|
Возможности и порядок поиска и просмотра информации в MDM-системах
|
|
Порядок создания, редактирования, удаления записей в базе данных MDM-систем
|
|
Другие характеристики
|
-
|
3.3. Обобщенная трудовая функция
Наименование
|
Управление маркетинговой деятельностью организации
|
Код
|
C
|
Уровень квалификации
|
8
|
Происхождение обобщенной трудовой функции
|
Оригинал
|
X
|
Заимствовано из оригинала
|
||
Код оригинала
|
Регистрационный номер профессионального стандарта
|
Возможные наименования должностей, профессий
|
Директор департамента по маркетингу
Директор департамента по продажам
Директор департамента по сбыту
|
Требования к образованию и обучению
|
Высшее образование - магистратура
|
Требования к опыту практической работы
|
Не менее пяти лет в области маркетинговой деятельности
|
Особые условия допуска к работе
|
-
|
Другие характеристики
|
Рекомендуется дополнительное профессиональное образование - программы повышения квалификации в области маркетинга один раз в три года
|
Дополнительные характеристики
Наименование документа
|
Код
|
Наименование базовой группы, должности (профессии) или специальности
|
ОКЗ
|
1221
|
Руководители служб по сбыту и маркетингу
|
ЕКС
|
-
|
Заместитель директора по коммерческим вопросам
|
-
|
Заместитель директора по связям с общественностью
|
|
ОКСО
|
5.38.04.02
|
Менеджмент
|
3.3.1. Трудовая функция
Наименование
|
Формирование маркетинговой стратегии организации
|
Код
|
C/01.8
|
Уровень (подуровень) квалификации
|
8
|
Происхождение трудовой функции
|
Оригинал
|
X
|
Заимствовано из оригинала
|
||
Код оригинала
|
Регистрационный номер профессионального стандарта
|
Трудовые действия
|
Организация работы маркетинговой службы в рамках стратегии развития организации, текущих бизнес-процессов и проектной деятельности организации
|
Создание и развитие стратегической системы для выполнения маркетинговых функций в организации
|
|
Создание и развитие операционной системы для выполнения маркетинговых функций в организации
|
|
Руководство работой по системному развитию и оптимизации операционной и организационной структур маркетинговой службы организации
|
|
Необходимые умения
|
Разрабатывать маркетинговую стратегию организации
|
Прогнозировать результаты, планировать и создавать условия для результативной маркетинговой деятельности организации
|
|
Выстраивать систему взаимодействия маркетинговой службы с другими подразделениями организации
|
|
Реализовывать альтернативные маркетинговые стратегии в организации
|
|
Работать в рамках процессов облачных технологий бэк-офиса, открытого исходного кода мидл-офиса, а также фронт-офиса
|
|
Создавать ценность для бизнеса с помощью реализации инвестиций, связанных с ИТ
|
|
Достигать стратегических целей и получать выгоду путем эффективного и инновационного использования ИТ
|
|
Производить стратегический анализ рыночных опасностей и возможностей организации для формирования адаптивной маркетинговой стратегии
|
|
Разрабатывать стратегический маркетинговый план организации, план бюджета, план мероприятий и системы контроля
|
|
Необходимые знания
|
Методика проведения комплексного маркетингового исследования
|
Особенности риск-менеджмента
|
|
Инструменты бренд-менеджмента
|
|
Принципы стратегического и оперативного планирования
|
|
Методы и стратегии ценообразования
|
|
Принципы логистики, распределения и сбыта
|
|
Методы управления проектами
|
|
Системы управления информацией в рамках реализации инвестиционного проекта
|
|
Особенности применения механизмов по привлечению инвестиций для различных отраслей экономики
|
|
Факторы, влияющие на структуру ИТ (принципы, политики и подходы, процессы, организационная структура, культура, этика и поведение, информация, услуги, инфраструктура и приложения, персонал, навыки и компетенции)
|
|
Методы и инструменты стратегического маркетинга
|
|
Другие характеристики
|
-
|
3.3.2. Трудовая функция
Наименование
|
Планирование и контроль маркетинговой деятельности организации
|
Код
|
C/02.8
|
Уровень (подуровень) квалификации
|
8
|
Происхождение трудовой функции
|
Оригинал
|
X
|
Заимствовано из оригинала
|
||
Код оригинала
|
Регистрационный номер профессионального стандарта
|
Трудовые действия
|
Подготовка предложений для разрабатываемых планов и разработка планов работы маркетинговой службы организации
|
Согласование и реализация планов маркетинговой поддержки системы продаж в организации
|
|
Согласование и реализация маркетингового плана организации
|
|
Обеспечение развития маркетинговой службы организации
|
|
Подготовка отчетов о работе маркетинговой службы и защита их перед руководящими органами и лицами организации
|
|
Обеспечение контроля маркетинговой деятельности организации
|
|
Необходимые умения
|
Планировать деятельность маркетинговой службы организации
|
Производить оценку результативности маркетинговых программ
|
|
Осуществлять контроль маркетинговой деятельности организации
|
|
Планировать и разрабатывать бюджет реализуемых маркетинговых проектов
|
|
Осуществлять поиск и анализ информации для реализации инвестиционного проекта
|
|
Осуществлять поиск информации в базе данных систем управления производственными процессами (далее - MES-системы)
|
|
Анализировать информацию о ходе реализации технологических процессов и результатах контроля с использованием MES-систем
|
|
Планировать разработку, внедрение и контроль результатов использования большой базы данных о взаимоотношениях с клиентами
|
|
Планировать разработку, внедрение корпоративного стандарта качества обслуживания клиентов, обучение персонала исполнению требований и контроль обязательного исполнения требований корпоративного стандарта качества обслуживания клиентов
|
|
Подготавливать план стратегических и операционных мероприятий по укреплению долгосрочных непрерывных отношений с клиентами
|
|
Разрабатывать корпоративные стандарты качества обслуживания клиентов
|
|
Необходимые знания
|
Инструменты риск-менеджмента
|
Методы управления бизнес-процессами
|
|
Процесс управления знаниями в организации
|
|
Методы и организационные возможности управления изменениями
|
|
Методы управления проектами
|
|
Законодательство Российской Федерации и международное право в области маркетинговой деятельности
|
|
Дерево целей организации
|
|
MES-системы: наименования, возможности и порядок работы в них
|
|
Основные элементы интерфейса MES-систем
|
|
Возможности и порядок поиска и просмотра информации в MES-системах
|
|
Возможности и порядок использования инструментов MES-систем для анализа производственной информации
|
|
Основы обеспечения информационных систем
|
|
Методы анализа данных и процессов на основе больших данных
|
|
Классификация бизнес-процессов
|
|
Основы моделирования бизнес-процессов
|
|
Основы автоматизации бизнес-процессов и управления бизнес-процессами
|
|
Принципы совершенствования бизнес-процессов
|
|
Принципы выбора программного обеспечения
|
|
Система управления взаимоотношениями с клиентами
|
|
Технологии автоматизации делопроизводства: искусственный интеллект, блокчейн, облачные сервисы, виртуальная и дополненная реальность
|
|
Технологии облачных вычислений
|
|
Этика финансовых технологий
|
|
Правила использования приложений, информации и технических решений
|
|
Правила безопасности информации, обрабатывающей инфраструктуры и приложений
|
|
Правила оптимизации ИТ-активов, информационно-коммуникационных ресурсов и способностей
|
|
Правила обеспечения работы и поддержки бизнес-процессов с помощью интеграции приложений и технологий в бизнес-процессы
|
|
Правила соблюдения внутренних политик
|
|
Методы определения операционных рисков и основы управления операционными рисками
|
|
Основы информационной безопасности
|
|
Системы управления корпоративным контентом (далее - ЕСМ-системы): наименования, возможности и порядок работы в них
|
|
Основные элементы интерфейса ЕСМ-систем
|
|
Возможности и порядок поиска и просмотра документов в ЕСМ-системах
|
|
Порядок загрузки документов в ЕСМ-системы
|
|
Стандарты качества обслуживания клиентов
|
|
Другие характеристики
|
-
|
IV. Сведения об организациях - разработчиках
профессионального стандарта
4.1. Ответственная организация-разработчик
ФГБУ "ВНИИ труда" Минтруда России, город Москва
|
|
Генеральный директор
|
Платыгин Дмитрий Николаевич
|
4.2. Наименования организаций-разработчиков
1
|
Ассоциация участников финансового рынка "Совет по развитию профессиональных квалификаций", город Москва
|
2
|
НП "Гильдия Маркетологов", город Москва
|
3
|
ООО "Маркетинговое агентство "Вектор", город Москва
|
4
|
ООО "Маркетинговое агентство "Степ бай степ", город Москва
|
5
|
ООО "Стив и Бартон", город Красноярск
|
6
|
ООО "Юниправэкс", город Москва
|
7
|
ООР "Российский союз промышленников и предпринимателей", город Москва
|
--------------------------------
<1> Общероссийский классификатор занятий.
<2> Общероссийский классификатор видов экономической деятельности.
<3> Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих.
<4> Общероссийский классификатор профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов.
<5> Общероссийский классификатор специальностей по образованию.