См. Документы Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации
МИНИСТЕРСТВО ТРУДА И СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПРИКАЗ
от 8 сентября 2015 г. N 613н
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНДАРТА
"ПЕДАГОГ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ И ВЗРОСЛЫХ"
В соответствии с пунктом 16 Правил разработки, утверждения и применения профессиональных стандартов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22 января 2013 г. N 23 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 4, ст. 293; 2014, N 39, ст. 5266), приказываю:
1. Утвердить прилагаемый профессиональный стандарт "Педагог дополнительного образования детей и взрослых".
2. Установить, что профессиональный стандарт "Педагог дополнительного образования детей и взрослых" применяется работодателями при формировании кадровой политики и в управлении персоналом, при организации обучения и аттестации работников, заключении трудовых договоров, разработке должностных инструкций и установлении систем оплаты труда с 1 января 2017 года.
Министр
М.А.ТОПИЛИН
Утвержден
приказом Министерства труда
и социальной защиты
Российской Федерации
от 8 сентября 2015 г. N 613н
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ
ПЕДАГОГ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ И ВЗРОСЛЫХ
513 |
|
Регистрационный номер |
I. Общие сведения
Педагогическая деятельность в дополнительном образовании детей и взрослых |
01.003 |
|
(наименование вида профессиональной деятельности) |
Код |
Основная цель вида профессиональной деятельности:
Организация деятельности учащихся по усвоению знаний, формированию умений и компетенций; создание педагогических условий для формирования и развития творческих способностей, удовлетворения потребностей в интеллектуальном, нравственном и физическом совершенствовании, укреплении здоровья, организации свободного времени, профессиональной ориентации; обеспечение достижения учащимися нормативно установленных результатов освоения дополнительных общеобразовательных программ |
Группа занятий:
2351 |
Специалисты по методике обучения |
2357 |
Преподаватели по программам дополнительного обучения |
(код ОКЗ "1") |
(наименование) |
(код ОКЗ) |
(наименование) |
Отнесение к видам экономической деятельности:
85.41 |
Образование дополнительное детей и взрослых |
(код ОКВЭД "2") |
(наименование вида экономической деятельности) |
II. Описание трудовых функций, входящих
в профессиональный стандарт (функциональная карта вида
профессиональной деятельности)
Обобщенные трудовые функции |
Трудовые функции |
||||
код |
наименование |
уровень квалификации |
наименование |
код |
уровень (подуровень) квалификации |
A |
Преподавание по дополнительным общеобразовательным программам "3" |
6 |
Организация деятельности учащихся, направленной на освоение дополнительной общеобразовательной программы |
A/01.6 |
6.1 |
Организация досуговой деятельности учащихся в процессе реализации дополнительной общеобразовательной программы |
A/02.6 |
6.1 |
|||
Обеспечение взаимодействия с родителями (законными представителями) учащихся, осваивающих дополнительную общеобразовательную программу, при решении задач обучения и воспитания "4" |
A/03.6 |
6.1 |
|||
Педагогический контроль и оценка освоения дополнительной общеобразовательной программы |
A/04.6 |
6.1 |
|||
Разработка программно-методического обеспечения реализации дополнительной общеобразовательной программы |
A/05.6 |
6.2 |
|||
B |
Организационно-методическое обеспечение реализации дополнительных общеобразовательных программ |
6 |
Организация и проведение исследований рынка услуг дополнительного образования детей и взрослых |
B/01.6 |
6.3 |
Организационно-педагогическое сопровождение методической деятельности педагогов дополнительного образования |
B/02.6 |
6.3 |
|||
Мониторинг и оценка качества реализации педагогами дополнительных общеобразовательных программ |
B/03.6 |
6.3 |
|||
C |
Организационно-педагогическое обеспечение реализации дополнительных общеобразовательных программ |
6 |
Организация и проведение массовых досуговых мероприятий |
C/01.6 |
6.2 |
Организационно-педагогическое обеспечение развития социального партнерства и продвижения услуг дополнительного образования детей и взрослых |
C/02.6 |
6.3 |
|||
Организация дополнительного образования детей и взрослых по одному или нескольким направлениям деятельности |
C/03.6 |
6.3 |
III. Характеристика обобщенных трудовых функций
3.1. Обобщенная трудовая функция
Наименование |
Преподавание по дополнительным общеобразовательным программам |
Код |
A |
Уровень квалификации |
6 |
Происхождение обобщенной трудовой функции |
Оригинал |
X |
Заимствовано из оригинала |
||
Код оригинала |
Регистрационный номер профессионального стандарта |
Возможные наименования должностей, профессий |
Педагог дополнительного образования Старший педагог дополнительного образования "5" Тренер-преподаватель "6" Старший тренер-преподаватель "7" Преподаватель "8" |
Требования к образованию и обучению |
Среднее профессиональное образование - программы подготовки специалистов среднего звена или высшее образование - бакалавриат, направленность (профиль) которого, как правило, соответствует направленности дополнительной общеобразовательной программы, осваиваемой учащимися, или преподаваемому учебному курсу, дисциплине (модулю) Дополнительное профессиональное образование - профессиональная переподготовка, направленность (профиль) которой соответствует направленности дополнительной общеобразовательной программы, осваиваемой учащимися, или преподаваемому учебному курсу, дисциплине (модулю) При отсутствии педагогического образования - дополнительное профессиональное педагогическое образование; дополнительная профессиональная программа может быть освоена после трудоустройства Рекомендуется обучение по дополнительным профессиональным программам по профилю педагогической деятельности не реже чем один раз в три года |
Требования к опыту практической работы |
Для старшего педагога дополнительного образования и старшего тренера-преподавателя стаж работы по специальности не менее двух лет |
Особые условия допуска к работе |
Отсутствие ограничений на занятие педагогической деятельностью, установленных законодательством Российской Федерации "9" Прохождение обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических медицинских осмотров (обследований), а также внеочередных медицинских осмотров (обследований) в порядке, установленном законодательством Российской Федерации "10" Прохождение в установленном законодательством Российской Федерации порядке аттестации на соответствие занимаемой должности "11" |
Другие характеристики |
- |
Дополнительные характеристики
Наименование классификатора |
Код |
Наименование базовой группы, должности (профессии) или специальности |
ОКЗ |
2357 |
Преподаватели по программам дополнительного обучения |
ЕКС "12" |
- |
Педагог дополнительного образования (включая старшего) |
- |
Тренер-преподаватель (включая старшего) |
|
- |
Преподаватель |
|
ОКПДТР "13" |
25478 |
Педагог дополнительного образования |
27168 |
Тренер-преподаватель по спорту |
|
ОКСО "14" |
050710 |
Педагогика дополнительного образования |
- |
Направления подготовки и специальности, соответствующие по направленности (профилю) направленности дополнительной общеобразовательной программы, осваиваемой учащимися, или преподаваемому учебному курсу, дисциплине (модулю) |
3.1.1. Трудовая функция
Наименование |
Организация деятельности учащихся, направленной на освоение дополнительной общеобразовательной программы |
Код |
A/01.6 |
Уровень (подуровень) квалификации |
6.1 |
Происхождение трудовой функции |
Оригинал |
X |
Заимствовано из оригинала |
||
Код оригинала |
Регистрационный номер профессионального стандарта |
Трудовые действия |
Набор на обучение по дополнительной общеразвивающей программе |
Отбор для обучения по дополнительной предпрофессиональной программе (как правило, работа в составе комиссии) |
|
Организация, в том числе стимулирование и мотивация деятельности и общения учащихся на учебных занятиях |
|
Консультирование учащихся и их родителей (законных представителей) по вопросам дальнейшей профессионализации (для преподавания по дополнительным предпрофессиональным программам) |
|
Текущий контроль, помощь учащимся в коррекции деятельности и поведения на занятиях |
|
Разработка мероприятий по модернизации оснащения учебного помещения (кабинета, лаборатории, мастерской, студии, спортивного, танцевального зала), формирование его предметно-пространственной среды, обеспечивающей освоение образовательной программы |
|
Необходимые умения |
Осуществлять деятельность и (или) демонстрировать элементы деятельности, соответствующей программе дополнительного образования |
Готовить информационные материалы о возможностях и содержании дополнительной общеобразовательной программы и представлять ее при проведении мероприятий по привлечению учащихся |
|
Понимать мотивы поведения учащихся, их образовательные потребности и запросы (для детей - и их родителей (законных представителей)) |
|
Набирать и комплектовать группы учащихся с учетом специфики реализуемых дополнительных образовательных программ (их направленности и (или) осваиваемой области деятельности), индивидуальных и возрастных характеристик учащихся (для преподавания по дополнительным общеразвивающим программам) |
|
Диагностировать предрасположенность (задатки) детей к освоению выбранного вида искусств или вида спорта; отбирать лиц, имеющих необходимые для освоения соответствующей образовательной программы физические данные и творческие способности в области искусств или способности в области физической культуры и спорта (для преподавания по дополнительным предпрофессиональным программам) |
|
Использовать профориентационные возможности занятий избранным видом деятельности (для преподавания по дополнительным общеразвивающим программам) |
|
Проводить отбор и спортивную ориентацию в процессе занятий избранным видом спорта (для преподавания по дополнительным предпрофессиональным программам в области физической культуры и спорта) |
|
Определять профессиональную пригодность, проводить отбор и профессиональную ориентацию в процессе занятий выбранным видом искусств (для преподавания по дополнительным предпрофессиональным программам в области искусств) |
|
Разрабатывать мероприятия по модернизации оснащения учебного помещения (кабинета, лаборатории, мастерской, студии, спортивного, танцевального зала), формировать его предметно-пространственную среду, обеспечивающую освоение образовательной программы, выбирать оборудование и составлять заявки на его закупку с учетом: - задач и особенностей образовательной программы - возрастных особенностей учащихся - современных требований к учебному оборудованию и (или) оборудованию для занятий избранным видом деятельности |
|
Обеспечивать сохранность и эффективное использование оборудования, технических средств обучения, расходных материалов (в зависимости от направленности программы) |
|
Анализировать возможности и привлекать ресурсы внешней социокультурной среды для реализации программы, повышения развивающего потенциала дополнительного образования |
|
Создавать условия для развития учащихся, мотивировать их к активному освоению ресурсов и развивающих возможностей образовательной среды, освоению выбранного вида деятельности (выбранной программы), привлекать к целеполаганию |
|
Устанавливать педагогически целесообразные взаимоотношения с учащимися, создавать педагогические условия для формирования на учебных занятиях благоприятного психологического климата, использовать различные средства педагогической поддержки учащихся |
|
Использовать на занятиях педагогически обоснованные формы, методы, средства и приемы организации деятельности учащихся (в том числе информационно-коммуникационные технологии (ИКТ), электронные образовательные и информационные ресурсы) с учетом особенностей: - избранной области деятельности и задач дополнительной общеобразовательной программы - состояния здоровья, возрастных и индивидуальных особенностей учащихся (в том числе одаренных детей, учащихся с ограниченными возможностями здоровья) |
|
Осуществлять электронное обучение, использовать дистанционные образовательные технологии (если это целесообразно) |
|
Готовить учащихся к участию в выставках, конкурсах, соревнованиях и иных аналогичных мероприятиях (в соответствии с направленностью осваиваемой программы) |
|
Создавать педагогические условия для формирования и развития самоконтроля и самооценки учащимися процесса и результатов освоения программы |
|
Проводить педагогическое наблюдение, использовать различные методы, средства и приемы текущего контроля и обратной связи, в том числе оценки деятельности и поведения учащихся на занятиях |
|
Контролировать санитарно-бытовые условия и условия внутренней среды кабинета (мастерской, лаборатории, иного учебного помещения), выполнение на занятиях требований охраны труда, анализировать и устранять возможные риски жизни и здоровью учащихся в ходе обучения, применять приемы страховки и самостраховки при выполнении физических упражнений (в соответствии с особенностями избранной области деятельности) |
|
Выполнять требования охраны труда |
|
Анализировать проведенные занятия для установления соответствия содержания, методов и средств поставленным целям и задачам, интерпретировать и использовать в работе полученные результаты для коррекции собственной деятельности |
|
Взаимодействовать с членами педагогического коллектива, представителями профессионального сообщества, родителями учащихся (для программ дополнительного образования детей), иными заинтересованными лицами и организациями при решении задач обучения и (или) воспитания отдельных учащихся и (или) учебной группы с соблюдением норм педагогической этики |
|
Необходимые знания |
Основные правила и технические приемы создания информационно-рекламных материалов о возможностях и содержании дополнительных общеобразовательных программ на бумажных и электронных носителях |
Принципы и приемы презентации дополнительной общеобразовательной программы |
|
Техники и приемы общения (слушания, убеждения) с учетом возрастных и индивидуальных особенностей собеседников |
|
Техники и приемы вовлечения в деятельность, мотивации учащихся различного возраста к освоению избранного вида деятельности (избранной программы) |
|
Федеральные государственные требования (ФГТ) к минимуму содержания, структуре и условиям реализации дополнительных предпрофессиональных программ в избранной области (при наличии) |
|
Характеристики различных методов, форм, приемов и средств организации деятельности учащихся при освоении дополнительных общеобразовательных программ соответствующей направленности |
|
Электронные ресурсы, необходимые для организации различных видов деятельности обучающихся |
|
Психолого-педагогические основы и методика применения технических средств обучения, ИКТ, электронных образовательных и информационных ресурсов, дистанционных образовательных технологий и электронного обучения, если их использование возможно для освоения дополнительной общеобразовательной программы |
|
Особенности и организация педагогического наблюдения, других методов педагогической диагностики, принципы и приемы интерпретации полученных результатов |
|
Основные характеристики, способы педагогической диагностики и развития ценностно-смысловой, эмоционально-волевой, потребностно-мотивационной, интеллектуальной, коммуникативной сфер учащихся различного возраста на занятиях по дополнительным общеобразовательным программам |
|
Основные подходы и направления работы в области профессиональной ориентации, поддержки и сопровождения профессионального самоопределения при реализации дополнительных общеобразовательных программ соответствующей направленности |
|
Профориентационные возможности занятий избранным видом деятельности (для преподавания по дополнительным общеразвивающим программам) |
|
Теоретические и методические основы спортивного отбора и спортивной ориентации в избранном виде спорта (для преподавания по дополнительным предпрофессиональным программам в области физической культуры и спорта) |
|
Теоретические и методические основы определения профессиональной пригодности, отбора и профессиональной ориентации в процессе занятий выбранным видом искусств (для преподавания по дополнительным предпрофессиональным программам в области искусств) |
|
Особенности одаренных детей, учащихся с ограниченными возможностями здоровья, специфика инклюзивного подхода в образовании (в зависимости от направленности образовательной программы и контингента учащихся) |
|
Особенности детей, одаренных в избранной области деятельности, специфика работы с ними (для преподавания по дополнительным предпрофессиональным программам) |
|
Методы, приемы и способы формирования благоприятного психологического климата и обеспечения условий для сотрудничества учащихся |
|
Источники, причины, виды и способы разрешения конфликтов |
|
Педагогические, санитарно-гигиенические, эргономические, эстетические, психологические и специальные требования к дидактическому обеспечению и оформлению учебного помещения в соответствии с его предназначением и направленностью реализуемых программ |
|
Правила эксплуатации учебного оборудования (оборудования для занятий избранным видом деятельности) и технических средств обучения |
|
Требования охраны труда в избранной области деятельности |
|
Требования охраны труда при проведении учебных занятий в организации, осуществляющей образовательную деятельность, и вне организации (на выездных мероприятиях) |
|
Меры ответственности педагогических работников за жизнь и здоровье учащихся, находящихся под их руководством |
|
Нормативные правовые акты в области защиты прав ребенка, включая международные |
|
Другие характеристики |
- |
3.1.2. Трудовая функция
Наименование |
Организация досуговой деятельности учащихся в процессе реализации дополнительной общеобразовательной программы |
Код |
A/02.6 |
Уровень (подуровень) квалификации |
6.1 |
Происхождение трудовой функции |
Оригинал |
X |
Заимствовано из оригинала |
||
Код оригинала |
Регистрационный номер профессионального стандарта |
Трудовые действия |
Планирование подготовки досуговых мероприятий |
Организация подготовки досуговых мероприятий |
|
Проведение досуговых мероприятий |
|
Необходимые умения |
Понимать мотивы поведения, учитывать и развивать интересы учащихся при проведении досуговых мероприятий |
Создавать при подготовке и проведении досуговых мероприятий условия для обучения, воспитания и (или) развития учащихся, формирования благоприятного психологического климата в группе, в том числе: - привлекать учащихся (для детей - и их родителей (законных представителей)) к планированию досуговых мероприятий (разработке сценариев), организации их подготовки, строить деятельность с опорой на инициативу и развитие самоуправления учащихся - использовать при проведении досуговых мероприятий педагогически обоснованные формы, методы, способы и приемы организации деятельности и общения учащихся с учетом их возраста, состояния здоровья и индивидуальных особенностей - проводить мероприятия для учащихся с ограниченными возможностями здоровья и с их участием - устанавливать педагогически целесообразные взаимоотношения с учащимися при проведении досуговых мероприятий, использовать различные средства педагогической поддержки учащихся, испытывающих затруднения в общении - использовать профориентационные возможности досуговой деятельности |
|
Контролировать соблюдение учащимися требований охраны труда, анализировать и устранять (минимизировать) возможные риски угрозы жизни и здоровью учащихся при проведении досуговых мероприятий |
|
Выполнять требования охраны труда |
|
Взаимодействовать с членами педагогического коллектива, родителями учащихся (для программ дополнительного образования детей), иными заинтересованными лицами и организациями при подготовке и проведении досуговых мероприятий, выполнять нормы педагогической этики |
|
Проводить анализ и самоанализ организации досуговой деятельности, подготовки и проведения массовых мероприятий, отслеживать педагогические эффекты проведения мероприятий |
|
Необходимые знания |
Основные направления досуговой деятельности, особенности организации и проведения досуговых мероприятий |
Методы и формы организации деятельности и общения, техники и приемы вовлечения учащихся в деятельность и общение при организации и проведении досуговых мероприятий |
|
Техники и приемы общения (слушания, убеждения) с учетом возрастных и индивидуальных особенностей собеседников |
|
Основные подходы и направления работы в области профессиональной ориентации, поддержки и сопровождения профессионального самоопределения |
|
Особенности одаренных детей, учащихся с ограниченными возможностями здоровья, специфика инклюзивного подхода в образовании (в зависимости от направленности образовательной программы и контингента учащихся) |
|
Специфика работы с учащимися, одаренными в избранной области деятельности (дополнительного образования) |
|
Требования охраны труда при проведении досуговых мероприятий в организации, осуществляющей образовательную деятельность, и вне организации (на выездных мероприятиях) |
|
Меры ответственности педагогических работников за жизнь и здоровье учащихся, находящихся под их руководством |
|
Нормативные правовые акты в области защиты прав ребенка, включая международные |
|
Виды внебюджетных средств, источники их поступления и направления использования, основы взаимодействия с социальными партнерами |
|
Другие характеристики |
- |
3.1.3. Трудовая функция
Наименование |
Обеспечение взаимодействия с родителями (законными представителями) учащихся, осваивающих дополнительную общеобразовательную программу, при решении задач обучения и воспитания |
Код |
A/03.6 |
Уровень (подуровень) квалификации |
6.1 |
Происхождение трудовой функции |
Оригинал |
X |
Заимствовано из оригинала |
||
Код оригинала |
Регистрационный номер профессионального стандарта |
Трудовые действия |
Планирование взаимодействия с родителями (законными представителями) учащихся |
Проведение родительских собраний, индивидуальных и групповых встреч (консультаций) с родителями (законными представителями) учащихся |
|
Организация совместной деятельности детей и взрослых при проведении занятий и досуговых мероприятий |
|
Обеспечение в рамках своих полномочий соблюдения прав ребенка и выполнения взрослыми установленных обязанностей |
|
Необходимые умения |
Определять цели и задачи взаимодействия с родителями (законными представителями) учащихся, планировать деятельность в этой области с учетом особенностей социального и этнокультурного состава группы |
Устанавливать педагогически целесообразные взаимоотношения с родителями (законными представителями) учащихся, выполнять нормы педагогической этики, разрешать конфликтные ситуации, в том числе при нарушении прав ребенка, невыполнении взрослыми установленных обязанностей по его воспитанию, обучению и (или) содержанию |
|
Выявлять представления родителей (законных представителей) учащихся о задачах их воспитания и обучения в процессе освоения дополнительной образовательной программы |
|
Организовывать и проводить индивидуальные и групповые встречи (консультации) с родителями (законными представителями) учащихся с целью лучшего понимания индивидуальных особенностей учащихся, информирования родителей (законных представителей) о ходе и результатах освоения детьми образовательной программы, повышения психолого-педагогической компетентности родителей (законных представителей) |
|
Использовать различные приемы привлечения родителей (законных представителей) к организации занятий и досуговых мероприятий, методы, формы и средства организации их совместной с детьми деятельности |
|
Необходимые знания |
Нормативные правовые акты в области защиты прав ребенка, включая международные |
Особенности семейного воспитания и современной семьи, содержание, формы и методы работы педагога дополнительного образования (преподавателя, тренера-преподавателя) с семьями учащихся |
|
Особенности работы с социально неадаптированными (дезадаптированными) учащимися различного возраста, несовершеннолетними, находящимися в социально опасном положении, и их семьями |
|
Педагогические возможности и методика подготовки и проведения мероприятий для родителей и с участием родителей (законных представителей) |
|
Основные формы, методы, приемы и способы формирования и развития психолого-педагогической компетентности родителей (законных представителей) учащихся |
|
Основные принципы и технические приемы создания информационных материалов (текстов для публикации, презентаций, фото- и видеоотчетов, коллажей) |
|
Приемы привлечения родителей (законных представителей) к организации занятий и досуговых мероприятий, методы, формы и средства организации их совместной с детьми деятельности |
|
Другие характеристики |
- |
3.1.4. Трудовая функция
Наименование |
Педагогический контроль и оценка освоения дополнительной общеобразовательной программы |
Код |
A/04.6 |
Уровень (подуровень) квалификации |
6.1 |
Происхождение трудовой функции |
Оригинал |
X |
Заимствовано из оригинала |
||
Код оригинала |
Регистрационный номер профессионального стандарта |
Трудовые действия |
Контроль и оценка освоения дополнительных общеобразовательных программ, в том числе в рамках установленных форм аттестации (при их наличии) |
Контроль и оценка освоения дополнительных предпрофессиональных программ при проведении промежуточной и итоговой аттестации учащихся (для преподавания по программам в области искусств) |
|
Анализ и интерпретация результатов педагогического контроля и оценки |
|
Фиксация и оценка динамики подготовленности и мотивации учащихся в процессе освоения дополнительной общеобразовательной программы |
|
Необходимые умения |
Определять формы, методы и средства оценивания процесса и результатов деятельности учащихся при освоении программ дополнительного общего образования определенной направленности |
Устанавливать педагогически целесообразные взаимоотношения с учащимися для обеспечения достоверного оценивания |
|
Наблюдать за учащимися, объективно оценивать процесс и результаты освоения дополнительных общеобразовательных программ, в том числе в рамках установленных форм аттестации (при их наличии) |
|
Выполнять нормы педагогической этики, обеспечивать охрану жизни и здоровья учащихся в процессе публичного представления результатов оценивания |
|
Анализировать и интерпретировать результаты педагогического наблюдения, контроля и диагностики с учетом задач и особенностей образовательной программы и особенностей учащихся |
|
Использовать различные средства (способы) фиксации динамики подготовленности и мотивации учащихся в процессе освоения дополнительной общеобразовательной программы |
|
Анализировать и корректировать собственную оценочную деятельность |
|
Корректировать процесс освоения образовательной программы, собственную педагогическую деятельность по результатам педагогического контроля и оценки освоения программы |
|
Необходимые знания |
Законодательство Российской Федерации об образовании в части, регламентирующей контроль и оценку освоения дополнительных общеобразовательных программ (с учетом их направленности) |
Особенности оценивания процесса и результатов деятельности учащихся при освоении дополнительных общеобразовательных программ (с учетом их направленности), в том числе в рамках установленных форм аттестации |
|
Понятия и виды качественных и количественных оценок, возможности и ограничения их использования для оценивания процесса и результатов деятельности учащихся при освоении дополнительных общеобразовательных программ (с учетом их направленности) |
|
Нормативные правовые акты в области защиты прав ребенка, нормы педагогической этики при публичном представлении результатов оценивания |
|
Характеристики и возможности применения различных форм, методов и средств контроля и оценивания освоения дополнительных общеобразовательных программ (с учетом их направленности) |
|
Средства (способы) фиксации динамики подготовленности и мотивации учащихся в процессе освоения дополнительной общеобразовательной программы |
|
Методы подбора из существующих и (или) создания оценочных средств, позволяющих оценить индивидуальные образовательные достижения учащихся в избранной области деятельности |
|
Другие характеристики |
- |
3.1.5. Трудовая функция
Наименование |
Разработка программно-методического обеспечения реализации дополнительной общеобразовательной программы |
Код |
A/05.6 |
Уровень (подуровень) квалификации |
6.2 |
Происхождение трудовой функции |
Оригинал |
X |
Заимствовано из оригинала |
||
Код оригинала |
Регистрационный номер профессионального стандарта |
Трудовые действия |
Разработка дополнительных общеобразовательных программ (программ учебных курсов, дисциплин (модулей)) и учебно-методических материалов для их реализации |
Определение педагогических целей и задач, планирование занятий и (или) циклов занятий, направленных на освоение избранного вида деятельности (области дополнительного образования) |
|
Определение педагогических целей и задач, планирование досуговой деятельности, разработка планов (сценариев) досуговых мероприятий |
|
Разработка системы оценки достижения планируемых результатов освоения дополнительных общеобразовательных программ |
|
Ведение документации, обеспечивающей реализацию дополнительной общеобразовательной программы (программы учебного курса, дисциплины (модуля)) |
|
Необходимые умения |
Находить, анализировать возможности использования и использовать источники необходимой для планирования профессиональной информации (включая методическую литературу, электронные образовательные ресурсы) |
Выявлять интересы учащихся (для детей - и их родителей (законных представителей)) в осваиваемой области дополнительного образования и досуговой деятельности |
|
Планировать образовательный процесс, занятия и (или) циклы занятий, разрабатывать сценарии досуговых мероприятий с учетом: - задач и особенностей образовательной программы - образовательных запросов учащихся (для детей - и их родителей (законных представителей)), возможностей и условий их удовлетворения в процессе освоения образовательной программы - фактического уровня подготовленности, состояния здоровья, возрастных и индивидуальных особенностей учащихся (в том числе одаренных детей, учащихся с ограниченными возможностями здоровья - в зависимости от контингента учащихся) - особенностей группы учащихся - специфики инклюзивного подхода в образовании (при его реализации) - санитарно-гигиенических норм и требований охраны жизни и здоровья учащихся |
|
Проектировать совместно с учащимся (для детей - и их родителями (законными представителями)) индивидуальные образовательные маршруты освоения дополнительных общеобразовательных программ |
|
Корректировать содержание программ, системы контроля и оценки, планов занятий по результатам анализа их реализации |
|
Вести учебную, планирующую документацию, документацию учебного помещения (при наличии) на бумажных и электронных носителях |
|
Создавать отчетные (отчетно-аналитические) и информационные материалы |
|
Заполнять и использовать электронные базы данных об участниках образовательного процесса и порядке его реализации для формирования отчетов в соответствии с установленными регламентами и правилами, предоставлять эти сведения по запросам уполномоченных должностных лиц |
|
Обрабатывать персональные данные с соблюдением принципов и правил, установленных законодательством Российской Федерации, определять законность требований различных категорий граждан и должностных лиц о предоставлении доступа к учебной документации, в том числе содержащей персональные данные |
|
Необходимые знания |
Содержание и методика реализации дополнительных общеобразовательных программ, в том числе современные методы, формы, способы и приемы обучения и воспитания |
Способы выявления интересов учащихся (для детей - и их родителей (законных представителей)) в осваиваемой области дополнительного образования и досуговой деятельности |
|
Основные технические средства обучения, включая ИКТ, возможности их использования на занятиях и условия выбора в соответствии с целями и направленностью программы (занятия) |
|
ФГТ (для преподавания по дополнительным предпрофессиональным программам) |
|
Основные характеристики, способы педагогической диагностики и развития ценностно-смысловой, эмоционально-волевой, потребностно-мотивационной, интеллектуальной, коммуникативной сфер учащихся различного возраста |
|
Особенности работы с учащимися, одаренными в избранной области деятельности (дополнительного образования) |
|
Специальные условия, необходимые для дополнительного образования лиц с ограниченными возможностями здоровья, специфика инклюзивного подхода в образовании (при их реализации) |
|
Профориентационные возможности занятий избранным видом деятельности, основные подходы и направления работы в области профессиональной ориентации, поддержки и сопровождения профессионального самоопределения |
|
Нормативно-правовые акты в области защиты прав ребенка, включая международные |
|
Требования охраны труда при проведении учебных занятий и досуговых мероприятий в организации, осуществляющей образовательную деятельность, и вне организации (на выездных мероприятиях) |
|
Меры ответственности педагогических работников за жизнь и здоровье учащихся, находящихся под их руководством |
|
Законодательство Российской Федерации об образовании и персональных данных |
|
Локальные нормативные акты, регламентирующие организацию образовательного процесса, разработку программно-методического обеспечения, ведение и порядок доступа к учебной и иной документации, в том числе документации, содержащей персональные данные |
|
Возможности использования ИКТ для ведения документации |
|
Правила и регламенты заполнения и совместного использования электронных баз данных, содержащих информацию об участниках образовательного процесса и порядке его реализации, создания установленных форм и бланков для предоставления сведений уполномоченным должностным лицам |
|
Другие характеристики |
- |
3.2. Обобщенная трудовая функция
Наименование |
Организационно-методическое обеспечение реализации дополнительных общеобразовательных программ |
Код |
B |
Уровень квалификации |
6 |
Происхождение обобщенной трудовой функции |
Оригинал |
X |
Заимствовано из оригинала |
||
Код оригинала |
Регистрационный номер профессионального стандарта |
Возможные наименования должностей, профессий |
Методист |
Требования к образованию и обучению |
Высшее образование - бакалавриат и дополнительное профессиональное образование в области методической деятельности в дополнительном образовании детей и взрослых Высшее педагогическое образование - магистратура в области методической деятельности в дополнительном образовании детей и взрослых Высшее образование - специалитет или магистратура; рекомендуется дополнительное профессиональное педагогическое образование в области методической деятельности в дополнительном образовании детей и взрослых Рекомендуется обучение по дополнительным профессиональным программам по профилю педагогической деятельности не реже чем один раз в три года |
Требования к опыту практической работы |
При наличии квалификации бакалавра работа педагогом дополнительного образования не менее двух лет При наличии квалификации магистра или специалиста требования к опыту работы не предъявляются |
Особые условия допуска к работе |
Отсутствие ограничений на занятие педагогической деятельностью, установленных законодательством Российской Федерации Прохождение обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических медицинских осмотров (обследований), а также внеочередных медицинских осмотров (обследований) в порядке, установленном законодательством Российской Федерации Прохождение в установленном законодательством Российской Федерации порядке аттестации на соответствие занимаемой должности |
Другие характеристики |
- |
Дополнительные характеристики
Наименование классификатора |
Код |
Наименование базовой группы, должности (профессии) или специальности |
ОКЗ |
2351 |
Специалисты по методике обучения |
ЕКС |
- |
Методист |
ОКПДТР |
24080 |
Методист |
24086 |
Методист внешкольного учреждения |
|
24089 |
Методист образовательного учреждения, методического, учебно-методического кабинета (центра), фильмотеки |
|
ОКСО |
050710 |
Педагогика дополнительного образования |
- |
Любые направления подготовки и специальности |
3.2.1. Трудовая функция
Наименование |
Организация и проведение исследований рынка услуг дополнительного образования детей и взрослых |
Код |
B/01.6 |
Уровень (подуровень) квалификации |
6.3 |
Происхождение трудовой функции |
Оригинал |
X |
Заимствовано из оригинала |
||
Код оригинала |
Регистрационный номер профессионального стандарта |
Трудовые действия |
Организация разработки и (или) разработка программ и инструментария изучения рынка услуг дополнительного образования детей и взрослых |
Организация и (или) проведение изучения рынка услуг дополнительного образования детей и взрослых |
|
Формирование предложений по определению перечня, содержания программ дополнительного образования детей и взрослых, условий их реализации, продвижению услуг дополнительного образования, организации на основе изучения рынка услуг дополнительного образования детей и взрослых |
|
Необходимые умения |
Формулировать и обсуждать с руководством организации и специалистами задачи, концепцию и методы исследования рынка услуг дополнительного образования детей и взрослых (далее - исследования), ресурсы, необходимые для его проведения, и источники их привлечения |
Формировать план выборки, разрабатывать самостоятельно или с участием специалистов инструментарий исследования |
|
Обеспечивать оптимизацию затрат на проведение исследования |
|
Организовывать апробацию разработанного инструментария |
|
Распределять обязанности между специалистами, обучать использованию инструментария исследования, обеспечивать координацию их деятельности и выполнение программы исследования |
|
Использовать инструментарий исследования, различные формы и средства взаимодействия с респондентами |
|
Производить первичную обработку результатов исследования и консультировать специалистов по ее проведению |
|
Обрабатывать, анализировать и интерпретировать результаты изучения рынка услуг дополнительного образования детей и взрослых, привлекать к работе экспертов, организовывать обсуждение результатов анализа |
|
Разрабатывать и представлять руководству организации и педагогическому коллективу предложения по определению перечня, содержания дополнительных общеобразовательных программ, продвижению услуг дополнительного образования организации, осуществляющей образовательную деятельность |
|
Обрабатывать персональные данные с соблюдением требований, установленных законодательством Российской Федерации |
|
Необходимые знания |
Законодательство Российской Федерации и субъекта Российской Федерации об образовании и о персональных данных |
Теория и практика маркетинговых исследований в образовании |
|
Методические основы маркетинговых исследований в образовании |
|
Тенденции развития дополнительного образования детей и взрослых |
|
Нормативные правовые акты, психолого-педагогические и организационно-методические основы организации образовательного процесса по программам дополнительного образования детей и (или) взрослых |
|
Современные образовательные технологии дополнительного образования детей и взрослых |
|
Другие характеристики |
- |
3.2.2. Трудовая функция
Наименование |
Организационно-педагогическое сопровождение методической деятельности педагогов дополнительного образования |
Код |
B/02.6 |
Уровень (подуровень) квалификации |
6.3 |
Происхождение трудовой функции |
Оригинал |
X |
Заимствовано из оригинала |
||
Код оригинала |
Регистрационный номер профессионального стандарта |
Трудовые действия |
Проведение групповых и индивидуальных консультаций для педагогов дополнительного образования по разработке программ, оценочных средств, циклов занятий, досуговых мероприятий и других методических материалов |
Контроль и оценка качества программно-методической документации |
|
Организация экспертизы (рецензирования) и подготовки к утверждению программно-методической документации |
|
Организация под руководством уполномоченного руководителя образовательной организации методической работы, в том числе деятельности методических объединений (кафедр) или иных аналогичных структур, обмена и распространения позитивного опыта профессиональной деятельности педагогов дополнительного образования |
|
Необходимые умения |
Анализировать и оценивать инновационные подходы к построению дополнительного образования в избранной области (обновление содержания, форм, методов, приемов, средств обучения), находить в различных источниках информацию, необходимую педагогу дополнительного образования (преподавателю, тренеру-преподавателю) для решения профессиональных задач и самообразования |
Проводить групповые и индивидуальные консультации по разработке программ, оценочных средств, циклов занятий, досуговых мероприятий и других методических материалов с учетом стадии профессионального развития, возрастных и индивидуальных особенностей педагога |
|
Оценивать качество разрабатываемых материалов на соответствие - порядку организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам - современным теоретическим и методическим подходам к разработке и реализации программ дополнительного образования - образовательным потребностям учащихся, требованию предоставления программой возможности ее освоения на основе индивидуализации содержания - требованиям охраны труда |
|
Анализировать состояние методической работы и планировать методическую работу в организации, осуществляющей образовательную деятельность |
|
Консультировать руководителей методических объединений (кафедр) или иных структур, занимающихся в организации методической деятельностью, по вопросам, относящимся к их компетенции |
|
Организовывать обсуждение и обсуждать методические вопросы с педагогами |
|
Оказывать профессиональную поддержку оформления и презентации педагогами своего опыта |
|
Использовать различные средства и способы распространения позитивного опыта организации образовательного процесса, в том числе с применением ИКТ и возможностей информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" |
|
Готовить программно-методическую документацию для проведения экспертизы (рецензирования) и анализировать ее результаты |
|
Обрабатывать персональные данные с соблюдением принципов и правил, установленных законодательством Российской Федерации |
|
Необходимые знания |
Законодательство Российской Федерации и субъекта Российской Федерации об образовании и о персональных данных |
Законодательство Российской Федерации и субъекта Российской Федерации в части, регламентирующей реализацию дополнительных предпрофессиональных программ в области искусств или физической культуры и спорта (для работы в организациях, реализующих соответствующие программы) |
|
Локальные нормативные акты образовательной организации, регламентирующие организацию образовательного процесса, разработку программно-методического обеспечения, ведение и порядок доступа к учебной и иной документации, в том числе документации, содержащей персональные данные |
|
Методологические и теоретические основы современного дополнительного образования детей и взрослых |
|
Направления и перспективы развития системы дополнительного образования в Российской Федерации и мире |
|
Направления и перспективы развития образования в области искусств или физической культуры и спорта (для реализации дополнительных предпрофессиональных программ в соответствующей области) |
|
Источники надежной и достоверной информации, отражающие государственную и региональную политику в области образования в целом и реализации дополнительных общеобразовательных программ соответствующей направленности в частности |
|
Современные концепции и модели, образовательные технологии дополнительного образования детей и взрослых в избранной области |
|
Особенности построения компетентностноориентированного образовательного процесса |
|
Возрастные особенности учащихся, особенности реализации дополнительных общеобразовательных программ для одаренных учащихся, учащихся с ограниченными возможностями здоровья, вопросы индивидуализации обучения |
|
Стадии профессионального развития педагогов |
|
Правила слушания, ведения беседы, убеждения; приемы привлечения внимания, структурирования информации, преодоления барьеров общения, логика и правила построения устного и письменного монологического сообщения, ведения профессионального диалога |
|
Требования охраны труда при проведении учебных занятий и досуговых мероприятий в организации, осуществляющей образовательную деятельность, и вне организации (на выездных мероприятиях) |
|
Меры ответственности педагогических работников за жизнь и здоровье учащихся, находящихся под их руководством |
|
Другие характеристики |
- |
3.2.3. Трудовая функция
Наименование |
Мониторинг и оценка качества реализации педагогами дополнительных общеобразовательных программ |
Код |
B/03.6 |
Уровень (подуровень) квалификации |
6.3 |
Происхождение трудовой функции |
Оригинал |
X |
Заимствовано из оригинала |
||
Код оригинала |
Регистрационный номер профессионального стандарта |
Трудовые действия |
Посещение и анализ занятий и досуговых мероприятий, проводимых педагогами |
Разработка рекомендаций по совершенствованию качества образовательного процесса |
|
Организация под руководством уполномоченного руководителя образовательной организации повышения квалификации и переподготовки педагогических работников |
|
Необходимые умения |
Планировать проведение мониторинга и оценки качества реализации педагогами дополнительных общеобразовательных программ |
Анализировать занятия и досуговые мероприятия, обсуждать их в диалоге с педагогами |
|
Разрабатывать на основе результатов мониторинга качества реализации дополнительных общеобразовательных программ рекомендации по совершенствованию образовательного процесса для педагогов дополнительного образования детей и взрослых в избранной области |
|
Проводить обсуждение с руководством образовательной организации и педагогами результатов мониторинга качества реализации дополнительных общеобразовательных программ |
|
Оценивать квалификацию (компетенцию) педагогов, планировать их подготовку, переподготовку и повышение квалификации |
|
Необходимые знания |
Законодательство Российской Федерации и субъекта Российской Федерации об образовании и о персональных данных |
Законодательство Российской Федерации и субъекта Российской Федерации в части, регламентирующей реализацию дополнительных предпрофессиональных программ в области искусств или физической культуры и спорта (для работы в организациях, реализующих соответствующие программы) |
|
Локальные нормативные акты образовательной организации, регламентирующие вопросы программно-методического обеспечения образовательного процесса, ведение и порядок доступа к учебной и иной документации, в том числе документации, содержащей персональные данные |
|
Методологические и теоретические основы современного дополнительного образования детей и взрослых |
|
Направления и перспективы развития системы дополнительного образования в Российской Федерации и мире |
|
Направления и перспективы развития образования в области искусств или физической культуры и спорта (для реализации дополнительных предпрофессиональных программ в соответствующей области) |
|
Источники надежной и достоверной информации, отражающие государственную и региональную политику в области образования в целом и реализации дополнительных общеобразовательных программ соответствующей направленности в частности |
|
Современные концепции и модели, образовательные технологии дополнительного образования детей и взрослых в избранной области |
|
Особенности построения компетентностноориентированного образовательного процесса |
|
Возрастные особенности учащихся, особенности реализации дополнительных общеобразовательных программ для одаренных учащихся, учащихся с ограниченными возможностями здоровья, вопросы индивидуализации обучения |
|
Стадии профессионального развития педагогов |
|
Правила слушания, ведения беседы, убеждения; приемы привлечения внимания, структурирования информации, преодоления барьеров общения, логика и правила построения устного и письменного монологического сообщения, ведения профессионального диалога |
|
Требования охраны труда при проведении учебных занятий и досуговых мероприятий в организации, осуществляющей образовательную деятельность, и вне организации (на выездных мероприятиях) |
|
Меры ответственности педагогических работников за жизнь и здоровье учащихся, находящихся под их руководством |
|
Другие характеристики |
- |
3.3. Обобщенная трудовая функция
Наименование |
Организационно-педагогическое обеспечение реализации дополнительных общеобразовательных программ |
Код |
C |
Уровень квалификации |
6 |
Происхождение обобщенной трудовой функции |
Оригинал |
X |
Заимствовано из оригинала |
||
Код оригинала |
Регистрационный номер профессионального стандарта |
Возможные наименования должностей, профессий |
Педагог-организатор |
Требования к образованию и обучению |
Высшее образование - бакалавриат и дополнительное профессиональное образование в области организационно-педагогической деятельности в дополнительном образовании детей и взрослых Высшее педагогическое образование - магистратура в области организационно-педагогической деятельности в дополнительном образовании детей и взрослых Высшее образование - специалитет или магистратура; рекомендуется дополнительное профессиональное педагогическое образование в области организационно-педагогической деятельности в дополнительном образовании детей и взрослых Рекомендуется обучение по дополнительным профессиональным программам по профилю педагогической деятельности не реже чем один раз в три года |
Требования к опыту практической работы |
При наличии квалификации бакалавра работа педагогом дополнительного образования не менее двух лет При наличии квалификации магистра или специалиста требования к опыту работы не предъявляются |
Особые условия допуска к работе |
Отсутствие ограничений на занятие педагогической деятельностью, установленных законодательством Российской Федерации Прохождение обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических медицинских осмотров (обследований), а также внеочередных медицинских осмотров (обследований) в порядке, установленном законодательством Российской Федерации Прохождение в установленном законодательством Российской Федерации порядке аттестации на соответствие занимаемой должности |
Другие характеристики |
- |
Дополнительные характеристики
Наименование классификатора |
Код |
Наименование базовой группы, должности (профессии) или специальности |
ОКЗ |
2357 |
Преподаватели по программам дополнительного обучения |
ЕКС |
- |
Педагог-организатор |
ОКПДТР |
25481 |
Педагог-организатор |
ОКСО |
050710 |
Педагогика дополнительного образования |
- |
Любые направления подготовки и специальности |
3.3.1. Трудовая функция
Наименование |
Организация и проведение массовых досуговых мероприятий |
Код |
C/01.6 |
Уровень (подуровень) квалификации |
6.2 |
Происхождение трудовой функции |
Оригинал |
X |
Заимствовано из оригинала |
||
Код оригинала |
Регистрационный номер профессионального стандарта |
Трудовые действия |
Планирование массовых досуговых мероприятий |
Разработка сценариев досуговых мероприятий, в том числе конкурсов, олимпиад, соревнований, выставок |
|
Осуществление документационного обеспечения проведения досуговых мероприятий |
|
Планирование подготовки мероприятий |
|
Организация подготовки мероприятий |
|
Проведение массовых досуговых мероприятий |
|
Анализ организации досуговой деятельности и отдельных мероприятий |
|
Необходимые умения |
Планировать, организовывать и проводить досуговые мероприятия с учетом возрастных особенностей, особенностей объединения/группы и отдельных учащихся, специфики инклюзивного подхода в образовании (при его реализации), в том числе: - привлекать педагогов и учащихся (для детей - и их родителей (законных представителей)) к планированию и разработке содержания мероприятий - поддерживать социально значимые инициативы учащихся - использовать при проведении досуговых мероприятий педагогически обоснованные формы, методы, способы и приемы организации деятельности и общения учащихся (в том числе ИКТ, электронные информационные и образовательные ресурсы) в соответствии с санитарно-гигиеническими нормами и с учетом возраста, состояния здоровья и индивидуальных особенностей учащихся - организовывать репетиции - координировать деятельность педагогов, объединений детей и школьников при подготовке мероприятий - выполнять роль ведущего досуговых мероприятий - привлекать к участию в мероприятиях одаренных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья - устанавливать педагогически целесообразные взаимоотношения с учащимися при проведении досуговых мероприятий, использовать различные средства педагогической поддержки учащихся, испытывающих затруднения в общении - использовать профориентационные возможности досуговой деятельности |
Контролировать соблюдение санитарно-бытовых условий и условий внутренней среды, выполнение требований охраны труда, анализировать и устранять (минимизировать) возможные риски жизни и здоровью учащихся при проведении массовых досуговых мероприятий |
|
Выполнять требования охраны труда |
|
Взаимодействовать с членами педагогического коллектива, родителями учащихся (для программ дополнительного образования детей), иными заинтересованными лицами и организациями при подготовке и проведении массовых досуговых мероприятий, выполнять нормы педагогической этики |
|
Производить анализ и самоанализ организации досуговой деятельности, подготовки и проведения массовых мероприятий, отслеживать педагогические эффекты проведения мероприятий |
|
Обрабатывать персональные данные с соблюдением принципов и правил, установленных законодательством Российской Федерации, определять законность требований различных категорий граждан и должностных лиц о предоставлении доступа к учебной документации, в том числе содержащей персональные данные |
|
Необходимые знания |
Основные направления досуговой деятельности, особенности организации и проведения массовых досуговых мероприятий |
Способы выявления интересов учащихся (для детей - и их родителей (законных представителей)) в области досуговой деятельности |
|
Методы и формы организации деятельности и общения, техники и приемы вовлечения учащихся в деятельность и общение при организации и проведении досуговых мероприятий |
|
Психолого-педагогические основы и методика применения технических средств обучения, ИКТ, электронных образовательных и информационных ресурсов, дистанционных образовательных технологий и электронного обучения, если их использование возможно для освоения дополнительной общеобразовательной программы |
|
Техники и приемы общения (слушания, убеждения) с учетом возрастных и индивидуальных особенностей собеседников |
|
Основные подходы и направления работы в области профессиональной ориентации, поддержки и сопровождения профессионального самоопределения |
|
Особенности одаренных детей, учащихся с ограниченными возможностями здоровья, трудностями в обучении, специфика инклюзивного подхода в образовании (в зависимости от направленности образовательной программы и контингента учащихся) |
|
Требования охраны труда при проведении досуговых мероприятий в организации, осуществляющей образовательную деятельность, и вне организации (на выездных мероприятиях) |
|
Меры ответственности за жизнь и здоровье учащихся, находящихся под руководством педагогического работника |
|
Нормативно-правовые акты в области защиты прав ребенка, включая международные |
|
Законодательство Российской Федерации в части, регламентирующей педагогическую деятельность в сфере дополнительного образования детей и (или) взрослых, обработку персональных данных (понятие, порядок работы, меры защиты персональных данных, ответственность за нарушение закона о персональных данных) |
|
Локальные нормативные акты, регламентирующие организацию образовательного процесса, разработку программно-методического обеспечения, ведение и порядок доступа к учебной и иной документации, в том числе документации, содержащей персональные данные |
|
Виды внебюджетных средств, источники их поступления и направления использования |
|
Другие характеристики |
- |
3.3.2. Трудовая функция
Наименование |
Организационно-педагогическое обеспечение развития социального партнерства и продвижения услуг дополнительного образования детей и взрослых |
Код |
C/02.6 |
Уровень (подуровень) квалификации |
6.3 |
Происхождение трудовой функции |
Оригинал |
X |
Заимствовано из оригинала |
||
Код оригинала |
Регистрационный номер профессионального стандарта |
Трудовые действия |
Планирование, организация и проведение мероприятий для привлечения и сохранения контингента учащихся различного возраста |
Организация набора и комплектования групп учащихся |
|
Взаимодействие с органами власти, выполняющими функции учредителя, заинтересованными лицами и организациями, в том числе с социальными партнерами организации, осуществляющей образовательную деятельность, по вопросам развития дополнительного образования и проведения массовых досуговых мероприятий |
|
Необходимые умения |
Планировать мероприятия для привлечения потенциального контингента учащихся различного возраста |
Организовывать подготовку и размещение, готовить и размещать информационно-рекламные материалы (листовки, буклеты, плакаты, баннеры, презентации) о возможностях дополнительного образования детей и взрослых в различных областях деятельности, о перечне и основных характеристиках предлагаемых к освоению программ |
|
Проводить презентации организации и реализуемых ею образовательных программ, дни открытых дверей, конференции, выставки и другие мероприятия, обеспечивающие связи с общественностью, родителями (законными представителями) и детьми и (или) взрослым населением, заинтересованными организациями |
|
Организовывать мероприятия по набору и комплектованию групп учащихся с учетом специфики реализуемых дополнительных общеобразовательных программ, индивидуальных и возрастных характеристик учащихся |
|
Находить заинтересованных лиц и организации, развивать формальные (договорные, организационные) и неформальные формы взаимодействия с ними |
|
Эффективно взаимодействовать с членами педагогического коллектива, представителями профессионального сообщества, родителями учащихся (для программ дополнительного образования детей), иными заинтересованными лицами и организациями, в том числе с социальными партнерами |
|
Создавать условия для поддержания интереса учащихся к дополнительному образованию и освоению дополнительных общеобразовательных программ в организации, осуществляющей образовательную деятельность |
|
Обрабатывать персональные данные с соблюдением принципов и правил, установленных законодательством Российской Федерации |
|
Необходимые знания |
Перечень и характеристики предлагаемых к освоению дополнительных общеобразовательных программ |
Основные правила и технические приемы создания информационно-рекламных материалов (листовок, буклетов, плакатов, баннеров, презентаций) на бумажных и электронных носителях |
|
Основные методы, приемы и способы привлечения потенциального контингента учащихся по дополнительным общеобразовательным программам |
|
Заинтересованные организации, мотивы их взаимодействия с организациями, реализующими дополнительные общеобразовательные программы, формальные (договорные, организационные) и неформальные формы взаимодействия с социальными партнерами |
|
Техники и приемы общения (слушания, убеждения) с учетом возрастных и индивидуальных особенностей собеседников |
|
Техники и приемы вовлечения в деятельность и поддержания интереса к ней |
|
Методы, приемы и способы формирования благоприятного психологического микроклимата и обеспечения условий для сотрудничества учащихся |
|
Источники, причины, виды и способы разрешения конфликтов |
|
Законодательство Российской Федерации в части, регламентирующей педагогическую деятельность в сфере дополнительного образования детей и (или) взрослых, обработку персональных данных (понятие, порядок работы, меры защиты персональных данных, ответственность за нарушение закона о персональных данных) |
|
Локальные нормативные акты, регламентирующие организацию образовательного процесса, ведение и порядок доступа к учебной и иной документации, в том числе документации, содержащей персональные данные |
|
Другие характеристики |
- |
3.3.3. Трудовая функция
Наименование |
Организация дополнительного образования детей и взрослых по одному или нескольким направлениям деятельности |
Код |
C/03.6 |
Уровень (подуровень) квалификации |
6.3 |
Происхождение трудовой функции |
Оригинал |
X |
Заимствовано из оригинала |
||
Код оригинала |
Регистрационный номер профессионального стандарта |
Трудовые действия |
Анализ внутренних и внешних (средовых) условий развития дополнительного образования в организации, осуществляющей образовательную деятельность |
Разработка предложений по развитию дополнительного образования (направлению дополнительного образования) в организации, осуществляющей образовательную деятельность, и представление их руководству организации |
|
Координация и контроль работы педагогов и объединений детей и школьников в организации, осуществляющей образовательную деятельность |
|
Планирование и организация совместно с методистом методической работы и повышения квалификации педагогов организации, осуществляющей образовательную деятельность |
|
Анализ процесса и результатов реализации программ дополнительного образования организацией, осуществляющей образовательную деятельность |
|
Необходимые умения |
Ориентироваться в источниках, анализировать и обобщать информацию о государственной и региональной политике в области образования, необходимую для определения требований к качеству дополнительного образования детей и (или) взрослых, в тенденциях его развития |
Производить изучение рынка дополнительных образовательных услуг под руководством специалиста |
|
Определять, изучать и анализировать внутренние и внешние (средовые) условия развития организации, реализующей программы дополнительного образования детей и (или) взрослых, в том числе социально-экономические условия деятельности, социально-психологические особенности контингента, методическое и кадровое обеспечение |
|
Разрабатывать и представлять руководству и педагогическому коллективу предложения по развитию организации, реализующей программы дополнительного образования, перечню и содержанию программ, обеспечению качества их реализации, совершенствованию кадрового, нормативного, учебно-методического и материально-технического обеспечения |
|
Создавать условия для появления новых творческих объединений, отвечающих интересам детей и (или) взрослых, развития и деятельности детских и молодежных общественных организаций |
|
Контролировать и организовывать работу педагогов, детских и молодежных объединений: посещать занятия и досуговые мероприятия, анализировать и обсуждать их с педагогами дополнительного образования, составлять расписание работы творческих объединений (кружков, секций), контролировать соблюдение требований охраны труда на занятиях и при проведении досуговых мероприятий |
|
Взаимодействовать с методистом по вопросам планирования и организации методической работы и повышения квалификации педагогов |
|
Анализировать процесс и результаты деятельности организации по реализации программ и развитию дополнительного образования детей и (или) взрослых |
|
Необходимые знания |
Законодательство Российской Федерации и субъекта Российской Федерации в части, регламентирующей деятельность в сфере дополнительного образования детей и взрослых, локальные нормативные акты образовательной организации |
Методологические основы современного дополнительного образования детей и взрослых |
|
Современные концепции и модели, образовательные технологии дополнительного образования детей и взрослых |
|
Особенности построения компетентностноориентированного образовательного процесса |
|
Источники надежной и достоверной информации, отражающие государственную и региональную политику в области образования в целом и реализации программ дополнительного образования детей и (или) взрослых в частности |
|
Внутренние и внешние (средовые) условия развития дополнительного образования в организации, осуществляющей образовательную деятельность |
|
Возрастные особенности учащихся, особенности реализации образовательных программ дополнительного образования одаренных учащихся, учащихся с ограниченными возможностями здоровья, вопросы индивидуализации обучения |
|
Стадии профессионального развития педагогов |
|
Правила слушания, ведения беседы, убеждения, приемы привлечения внимания, структурирования информации, преодоления барьеров общения, логика и правила построения устного и письменного монологического сообщения, ведения профессионального диалога, формы представления предложений по развитию образования руководителям и педагогическому коллективу |
|
Меры ответственности за жизнь и здоровье учащихся, находящихся под руководством педагогического работника |
|
Другие характеристики |
- |
IV. Сведения об организациях - разработчиках
профессионального стандарта
4.1. Ответственная организация-разработчик
ФГАУ "Федеральный институт развития образования" (ФГАУ "ФИРО"), город Москва |
|
Директор |
Асмолов Александр Григорьевич |
4.2. Наименования организаций-разработчиков
1 |
АНО "Национальное агентство развития квалификаций", город Москва |
2 |
АНО "Центр развития образования и сертификации персонала "Универсум", город Челябинск |
3 |
ОГОУ ДПО "Иркутский институт повышения квалификации работников образования", город Иркутск |
4 |
ФГБОУ ДПО "Институт развития дополнительного профессионального образования", город Москва |
--------------------------------
"1" Общероссийский классификатор занятий.
"2" Общероссийский классификатор видов экономической деятельности.
"3" К дополнительным общеобразовательным программам относятся программы различной направленности: технической, естественно-научной, физкультурно-спортивной, художественной, туристско-краеведческой, социально-педагогической.
"4" Трудовая функция A/03.6 "Обеспечение взаимодействия с родителями (законными представителями) при решении задач обучения и воспитания детей" необходима в рамках реализации программ дополнительного образования детей.
"5" Старший педагог дополнительно выполняет функции, обеспечивающие координацию деятельности педагогов дополнительного образования, оказывает им методическую помощь, описанные в обобщенных трудовых функциях B "Организационно-методическое обеспечение реализации дополнительных общеобразовательных программ" и C "Организационно-педагогическое обеспечение реализации дополнительных общеобразовательных программ" настоящего профессионального стандарта.
"6" Наименование должности используется при реализации дополнительных предпрофессиональных образовательных программ в области физической культуры и спорта.
"7" Старший тренер-преподаватель дополнительно выполняет функции, обеспечивающие координацию деятельности тренеров-преподавателей, оказывает им методическую помощь, описанные в обобщенных трудовых функциях B "Организационно-методическое обеспечение реализации дополнительных общеобразовательных программ" и C "Организационно-педагогическое обеспечение реализации дополнительных общеобразовательных программ" настоящего профессионального стандарта.
"8" Наименование должности используется при реализации дополнительных предпрофессиональных образовательных программ в области искусств.
"9" Статьи 331, 351.1 Трудового кодекса Российской Федерации от 30 декабря 2001 г. N 197-ФЗ (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 1, ст. 308, 2010, N 52, ст. 7002, 2013, N 27, ст. 3477, 2014, N 52, ст. 7554, 2015, N 1, ст. 42).
"10" Приказ Минздравсоцразвития России от 12 апреля 2011 г. N 302н "Об утверждении перечней вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), и Порядка проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда" (зарегистрирован Минюстом России 21 октября 2011 г., регистрационный N 22111), с изменениями, внесенными приказами Минздрава России от 15 мая 2013 г. N 296н (зарегистрирован Минюстом России 3 июля 2013 г., регистрационный N 28970) и от 5 декабря 2014 г. N 801н (зарегистрирован Минюстом России 3 февраля 2015 г., регистрационный N 35848); статья 48 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст. 7598); статьи 69, 213 Трудового кодекса Российской Федерации от 30 декабря 2001 г. N 197-ФЗ (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 1, ст. 3; 2004, N 35, ст. 3607; 2006, N 27, ст. 2878; 2008, N 30, ст. 3616; 2011, N 49, ст. 7031; 2013, N 48, ст. 6165, N 52, ст. 6986).
"11" Статья 48 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст. 7598).
"12" Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и других служащих.
"13" Общероссийский классификатор профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов.
"14" Общероссийский классификатор специальностей по образованию.