См. Документы Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации
МИНИСТЕРСТВО ТРУДА И СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПРИКАЗ
от 6 сентября 2024 г. N 455н
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНДАРТА
"СПЕЦИАЛИСТ ПО СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЕ"
В соответствии с пунктом 20 Правил разработки и утверждения профессиональных стандартов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 10 апреля 2023 г. N 580, приказываю:
1. Утвердить прилагаемый профессиональный стандарт "Специалист по социальной работе".
2. Признать утратившим силу приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 18 июня 2020 г. N 351н "Об утверждении профессионального стандарта "Специалист по социальной работе" (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 15 июля 2020 г., регистрационный N 58959).
3. Установить, что настоящий приказ вступает в силу с 1 марта 2025 г. и действует до 1 марта 2031 г.
Министр
А.О.КОТЯКОВ
Утвержден
приказом Министерства
труда и социальной защиты
Российской Федерации
от 6 сентября 2024 г. N 455н
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ
СПЕЦИАЛИСТ ПО СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЕ
3
|
|
Регистрационный номер
|
I. Общие сведения
Деятельность по планированию, организации, контролю и предоставлению социальных услуг, мер социальной поддержки и государственной социальной помощи
|
03.001
|
|
(наименование вида профессиональной деятельности)
|
код
|
Основная цель вида профессиональной деятельности:
Предоставление социальных услуг, мер социальной поддержки и государственной социальной помощи гражданам в целях улучшения условий их жизнедеятельности и расширения их возможностей самостоятельно обеспечивать свои основные жизненные потребности
|
Группа занятий:
2635
|
Специалисты в области организации и ведения социальной работы
|
-
|
-
|
(код ОКЗ <1>)
|
(наименование)
|
(код ОКЗ)
|
(наименование)
|
Отнесение к видам экономической деятельности:
87.30
|
Деятельность по уходу за престарелыми и инвалидами с обеспечением проживания
|
87.90
|
Деятельность по уходу с обеспечением проживания прочая
|
88.10
|
Предоставление социальных услуг без обеспечения проживания престарелым и инвалидам
|
88.91
|
Предоставление услуг по дневному уходу за детьми
|
88.99
|
Предоставление прочих социальных услуг без обеспечения проживания, не включенных в другие группировки
|
(код ОКВЭД <2>)
|
(наименование вида экономической деятельности)
|
II. Описание трудовых функций, входящих
в профессиональный стандарт (функциональная карта
вида профессиональной деятельности)
Обобщенные трудовые функции
|
Трудовые функции
|
||||
код
|
наименование
|
уровень квалификации
|
наименование
|
код
|
уровень (подуровень) квалификации
|
A
|
Деятельность по предоставлению социальных услуг, мер социальной поддержки и государственной социальной помощи
|
6
|
Определение индивидуальной нуждаемости граждан в социальном обслуживании
|
A/01.6
|
6
|
Определение порядка и конкретных условий реализации индивидуальной программы предоставления социальных услуг, представленной получателем социальных услуг
|
A/02.6
|
6
|
|||
Организация социального обслуживания получателей социальных услуг с учетом индивидуальной программы предоставления социальных услуг, индивидуальных потребностей и обстоятельств, по которым гражданин признан нуждающимся в социальном обслуживании
|
A/03.6
|
6
|
|||
Персональное сопровождение ветеранов боевых действий, лиц, принимавших участие в боевых действиях, членов семей погибших (умерших) <3>
|
A/04.6
|
6
|
|||
B
|
Деятельность по планированию, организации, контролю реализации и развитию социального обслуживания
|
6
|
Планирование, организация и контроль деятельности подразделения по предоставлению социальных услуг, социального сопровождения, профилактике обстоятельств, обусловливающих нуждаемость гражданина в социальном обслуживании
|
B/01.6
|
6
|
Контроль реализации индивидуальной программы предоставления социальных услуг
|
B/02.6
|
6
|
|||
Прогнозирование и проектирование реализации социального обслуживания граждан и деятельности по профилактике обстоятельств, обусловливающих нуждаемость в социальном обслуживании
|
B/03.6
|
6
|
|||
Развитие и повышение эффективности социального обслуживания
|
B/04.6
|
6
|
III. Характеристика обобщенных трудовых функций
3.1. Обобщенная трудовая функция
Наименование
|
Деятельность по предоставлению социальных услуг, мер социальной поддержки и государственной социальной помощи
|
Код
|
A
|
Уровень квалификации
|
6
|
Происхождение обобщенной трудовой функции
|
Оригинал
|
X
|
Заимствовано из оригинала
|
||
Код оригинала
|
Регистрационный номер профессионального стандарта
|
Возможные наименования должностей, профессий
|
Специалист по социальной работе
|
Требования к образованию и обучению
|
Среднее профессиональное образование - программы подготовки специалистов среднего звена
или
Высшее образование - бакалавриат
или
Высшее образование - бакалавриат (непрофильное) и дополнительное профессиональное образование - программы профессиональной переподготовки по профилю деятельности
|
Требования к опыту практической работы
|
-
|
Особые условия допуска к работе
|
Отсутствие судимости за преступления, состав и виды которых установлены законодательством Российской Федерации при работе с несовершеннолетними гражданами <4>
Прохождение обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров <5>
|
Другие характеристики
|
-
|
Дополнительные характеристики
Наименование документа
|
Код
|
Наименование базовой группы, должности (профессии) или специальности
|
ОКЗ
|
2635
|
Специалисты в области организации и ведения социальной работы
|
ЕКС <6>
|
-
|
|
ОКПДТР <7>
|
26527
|
Социальный работник
|
ОКСО <8>
|
5.39.02.01
|
Социальная работа
|
5.39.03.02
|
Социальная работа
|
3.1.1. Трудовая функция
Наименование
|
Определение индивидуальной нуждаемости граждан в социальном обслуживании
|
Код
|
A/01.6
|
Уровень (подуровень) квалификации
|
6
|
Происхождение трудовой функции
|
Оригинал
|
X
|
Заимствовано из оригинала
|
||
Код оригинала
|
Регистрационный номер профессионального стандарта
|
Трудовые действия
|
Прием граждан, обратившихся за получением социальных услуг, мер социальной поддержки и государственной социальной помощи, в том числе на основании представленной индивидуальной программы предоставления социальных услуг
|
Выявление обстоятельств, которые ухудшают или могут ухудшить условия жизнедеятельности гражданина
|
|
Ведение учета граждан, признанных нуждающимися в социальном обслуживании
|
|
Необходимые умения
|
Вести первичный прием граждан, обратившихся в организацию социального обслуживания
|
Проводить индивидуальный опрос граждан и анализировать комплект документов, подтверждающих индивидуальную нуждаемость граждан в социальных услугах
|
|
Организовывать обследование условий жизнедеятельности гражданина по месту жительства (фактического пребывания), определять причины, способные привести их в положение, представляющее опасность для жизни и (или) здоровья
|
|
Обобщать и систематизировать информацию, касающуюся обстоятельств, которые ухудшают или могут ухудшить условия жизнедеятельности граждан, и определять методы их преодоления
|
|
Взаимодействовать с гражданами, нуждающимися в социальном обслуживании
|
|
Устанавливать контакты с социальным окружением гражданина с целью уточнения условий его жизнедеятельности при предоставлении социальных услуг, указанных в индивидуальной программе предоставления социальных услуг
|
|
Использовать основные методы, способы и средства получения, хранения, переработки информации, навыки работы с компьютером как средством управления информацией, в том числе в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
|
|
Вести документацию, необходимую для предоставления социальных услуг и социального сопровождения, в соответствии с требованиями к отчетности в бумажном и электронном виде
|
|
Необходимые знания
|
Основные направления государственной политики в сфере социальной защиты и социального обслуживания граждан
|
Нормативные правовые акты Российской Федерации в сфере социального обслуживания и социальной защиты граждан в части, необходимой для исполнения должностных обязанностей
|
|
Требования к соблюдению конфиденциальности личной информации, хранению и использованию персональных данных граждан, обратившихся за получением социальных услуг, мер социальной поддержки и государственной социальной помощи
|
|
Порядок предоставления социальных услуг
|
|
Цели, задачи и функции поставщиков социальных услуг
|
|
Особенности социальной работы с различными гражданами - получателями социальных услуг
|
|
Основы психологии в объеме, необходимом для выполнения трудовой функции
|
|
Типология проблем граждан, признанных нуждающимися
|
|
Основы национальных и региональных особенностей быта и семейного воспитания, народных традиций, организации досуга
|
|
Социокультурные, социально-психологические, психолого-педагогические основы межличностного взаимодействия
|
|
Порядок признания гражданина нуждающимся в социальном обслуживании, определения индивидуальной потребности в социальных услугах, составления индивидуальных программ предоставления социальных услуг
|
|
Методы диагностики причин, ухудшающих условия жизнедеятельности граждан, снижающих их возможности самостоятельно обеспечивать свои основные жизненные потребности
|
|
Основы комплексных подходов к оценке потребностей граждан в предоставлении социальных услуг, социального сопровождения, мер социальной поддержки и государственной социальной помощи
|
|
Виды, структура и содержание документов, необходимых для оказания социальных услуг, социального сопровождения
|
|
Основы документоведения, требования к отчетности, порядку и срокам ее предоставления в объеме, необходимом для выполнения трудовой функции
|
|
Этические основы социальной работы
|
|
Другие характеристики
|
-
|
3.1.2. Трудовая функция
Наименование
|
Определение порядка и конкретных условий реализации индивидуальной программы предоставления социальных услуг, представленной получателем социальных услуг
|
Код
|
A/02.6
|
Уровень (подуровень) квалификации
|
6
|
Происхождение трудовой функции
|
Оригинал
|
X
|
Заимствовано из оригинала
|
||
Код оригинала
|
Регистрационный номер профессионального стандарта
|
Трудовые действия
|
Выявление потенциала гражданина и его ближайшего окружения в решении проблем, связанных с преодолением обстоятельств, ухудшающих или способных ухудшить условия его жизнедеятельности
|
Планирование действий, выбор технологий, форм и методов предоставления социальных услуг при организации предоставления социальных услуг, определенных индивидуальной программой предоставления социальных услуг
|
|
Взаимодействие со специалистами, организациями и сообществами по оказанию помощи в решении проблем получателей социальных услуг, связанных с преодолением обстоятельств, ухудшающих или способных ухудшить условия их жизнедеятельности
|
|
Необходимые умения
|
Конкретизировать цели, указанные в индивидуальной программе предоставления социальных услуг, на основе проведенной диагностики, а также прогнозировать результаты предоставления социальных услуг
|
Использовать технологии и методы социальной работы
|
|
Применять методы диагностики личности, позволяющие актуализировать позицию гражданина, обратившегося за получением услуг, и обеспечить реализацию технологий самопомощи и взаимопомощи
|
|
Учитывать изменяющиеся условия жизнедеятельности граждан с целью внесения предложений о корректировке индивидуальной программы предоставления социальных услуг
|
|
Взаимодействовать со специалистами, организациями и сообществами при предоставлении социальных услуг, мер социальной поддержки и государственной социальной помощи
|
|
Необходимые знания
|
Нормативные правовые акты Российской Федерации в сфере социального обслуживания и социальной защиты граждан в части, необходимой для исполнения должностных обязанностей
|
Основные направления государственной социальной политики на федеральном, региональном, муниципальном уровнях
|
|
Основные типы проблем, возникающих у получателей социальных услуг
|
|
Основные формы и виды социального обслуживания
|
|
Основы составления индивидуальной программы предоставления социальных услуг
|
|
Порядок предоставления социальных услуг
|
|
Технологии социальной работы и условия их применения
|
|
Основы проектирования, прогнозирования и моделирования в социальной работе
|
|
Мотивационные технологии в социальной работе и технологии активизации личностных ресурсов и ресурсов социального окружения
|
|
Основы психологии в объеме, необходимом для выполнения трудовой функции
|
|
Экономические основы социальной работы
|
|
Инфраструктура предоставления социальных услуг в муниципальном образовании, ресурсы местного сообщества
|
|
Российский и зарубежный опыт социальной работы
|
|
Этические основы социальной работы
|
|
Другие характеристики
|
-
|
3.1.3. Трудовая функция
Наименование
|
Организация социального обслуживания получателей социальных услуг с учетом индивидуальной программы предоставления социальных услуг, индивидуальных потребностей и обстоятельств, по которым гражданин признан нуждающимся в социальном обслуживании
|
Код
|
A/03.6
|
Уровень (подуровень) квалификации
|
6
|
Происхождение трудовой функции
|
Оригинал
|
X
|
Заимствовано из оригинала
|
||
Код оригинала
|
Регистрационный номер профессионального стандарта
|
Трудовые действия
|
Подготовка документов для заключения договора о предоставлении гражданину социальных услуг в соответствии с индивидуальной программой предоставления социальных услуг
|
Организация предоставления социальных услуг получателям социальных услуг, а также мер социальной поддержки и государственной социальной помощи
|
|
Обеспечение посредничества между гражданином, нуждающимся в предоставлении социальных услуг, мер социальной поддержки, государственной социальной помощи, и различными специалистами (организациями) с целью представления интересов гражданина и решения его социальных проблем
|
|
Содействие мобилизации собственных ресурсов граждан и ресурсов их социального окружения для преодоления обстоятельств, ухудшающих или способных ухудшить условия жизнедеятельности граждан
|
|
Организация направления получателей социальных услуг в специализированные социальные организации (подразделения) и (или) к профильным специалистам
|
|
Организация социального сопровождения граждан в процессе реализации индивидуальной программы предоставления социальных услуг и оказания мер социальной поддержки
|
|
Организация профилактической работы по предупреждению появления и (или) развития обстоятельств, ухудшающих или способных ухудшить условия жизнедеятельности граждан
|
|
Необходимые умения
|
Подготавливать документы для заключения договора о предоставлении гражданину социальных услуг в соответствии с индивидуальной программой предоставления социальных услуг
|
Использовать оптимальное сочетание различных технологий социальной работы в процессе предоставления социальных услуг, определенных индивидуальной программой предоставления социальных услуг
|
|
Обеспечивать организацию взаимодействия профильных специалистов в процессе предоставления социальных услуг гражданам
|
|
Мотивировать получателей социальных услуг и их социальное окружение к активному участию в реализации индивидуальной программы предоставления социальных услуг
|
|
Организовывать проведение индивидуальных профилактических мероприятий с гражданами по месту жительства (фактического пребывания) в виде консультаций, содействия в организации занятости, оздоровления, отдыха, предоставления социальных, правовых, медицинских, образовательных, психологических, реабилитационных услуг
|
|
Использовать основы правовых знаний в сфере предоставления социальных услуг, мер социальной поддержки и государственной социальной помощи
|
|
Использовать технологии социального обслуживания граждан с учетом индивидуальных особенностей получателей социальных услуг
|
|
Обеспечивать конфиденциальность личной информации о гражданах, обратившихся за получением социальных услуг
|
|
Необходимые знания
|
Нормативные правовые акты Российской Федерации в сфере социального обслуживания и социальной защиты граждан в части, необходимой для исполнения должностных обязанностей
|
Основные направления политики в сфере социальной защиты и социального обслуживания граждан
|
|
Порядок предоставления социальных услуг
|
|
Перечень документов, необходимых для предоставления социальных услуг гражданам, обратившимся в социальные службы
|
|
Правила ведения документации
|
|
Система организаций социального обслуживания на региональном и муниципальном уровне, их цели, задачи и функции
|
|
Цели, принципы и основы организации социального посредничества между получателем социальных услуг и различными социальными институтами для представления интересов получателя социальных услуг и решения его социальных проблем
|
|
Регламент межведомственного взаимодействия
|
|
Сферы профессиональной ответственности профильных специалистов в процессе предоставления социальных услуг
|
|
Основы валеологии, социальной медицины
|
|
Экономические основы социальной работы
|
|
Психологические и социально-педагогические основы социальной работы
|
|
Правила оказания ситуационной помощи инвалидам различных категорий на объектах социальной, инженерной и транспортной инфраструктуры
|
|
Основы геронтологии
|
|
Технологии социальной работы
|
|
Этические основы социальной работы
|
|
Другие характеристики
|
-
|
3.1.4. Трудовая функция
Наименование
|
Персональное сопровождение ветеранов боевых действий, лиц, принимавших участие в боевых действиях, членов семей погибших (умерших) <3>
|
Код
|
A/04.6
|
Уровень (подуровень) квалификации
|
6
|
Происхождение трудовой функции
|
Оригинал
|
X
|
Заимствовано из оригинала
|
||
Код оригинала
|
Регистрационный номер профессионального стандарта
|
Трудовые действия
|
Организация персонального сопровождения в получении ветеранами боевых действий, лицами, принимавшими участие в боевых действиях, и членами семей погибших (умерших) мер поддержки, социальных и иных услуг, помощи
|
Прием, консультирование, информирование и информационное сопровождение ветеранов боевых действий, лиц, принимавших участие в боевых действиях, членов семей погибших (умерших), обратившихся за получением мер поддержки, социальных и иных услуг, помощи
|
|
Взаимодействие (коммуникация) с ветеранами боевых действий, лицами, принимавшими участие в боевых действиях, членами семей погибших (умерших) лично и с использованием дистанционных технологий, в том числе с использованием мобильного приложения
|
|
Рассмотрение, оценка и организация исполнения задачи, поставленной в обращении ветерана боевых действий, лица, принимавшего участие в боевых действиях, члена семьи погибшего (умершего)
|
|
Помощь ветеранам боевых действий, лицам, принимавшим участие в боевых действиях, в оформлении (восстановлении) документов и получении статуса ветерана боевых действий в соответствии с законодательством Российской Федерации о ветеранах
|
|
Необходимые умения
|
Выстраивать индивидуальный подход в организации работы с ветеранами боевых действий, лицами, принимавшими участие в боевых действиях, членами семей погибших (умерших)
|
Вести прием ветеранов боевых действий, лиц, принимавших участие в боевых действиях, членов семей погибших (умерших), обратившихся за получением мер поддержки, социальных и иных услуг, помощи
|
|
Взаимодействовать со специалистами, организациями и сообществами при предоставлении ветеранам боевых действий, лицам, принимавшим участие в боевых действиях, членам семей погибших (умерших) мер поддержки, социальных и иных услуг помощи лично и с использованием дистанционных технологий, в том числе с использованием мобильного приложения
|
|
Содействовать участию ветеранов боевых действий, лиц, принимавших участие в боевых действиях, в спортивных мероприятиях, в просветительной деятельности в сфере патриотического воспитания, в работе с общественными организациями, объединениями ветеранов, волонтерами общественных проектов, в мероприятиях по увековечению памяти ветеранов и их подвигов, вовлечению в культурно-досуговую деятельность
|
|
Формировать и направлять ветеранам боевых действий, лицам, принимавшим участие в боевых действиях, членам семей погибших (умерших), в том числе посредством мобильного приложения, информацию о предоставляемых мерах поддержки, социальных и иных услугах, помощи, о результатах рассмотрения и исполнения поступивших от них обращений
|
|
Осуществлять выезды по месту жительства (фактического пребывания) ветеранов боевых действий, лиц, принимавших участие в боевых действиях, и членов семей погибших (умерших) при необходимости, выявлять потребность в мерах поддержки, социальных и иных услугах, помощи, осуществлять сбор информации о вопросах, требующих решения
|
|
Производить установку мобильного приложения ветеранам боевых действий, лицам, принимавшим участие в боевых действиях, членам семей погибших (умерших) для коммуникации
|
|
Осуществлять мониторинг предоставления мер поддержки, оказания социальных и иных услуг, помощи ветеранам боевых действий, лицам, принимавшим участие в боевых действиях, членам семей погибших (умерших)
|
|
Соблюдать профессиональную этику
|
|
Использовать основные методы, способы и средства получения, хранения, переработки информации, навыки работы с компьютером как средством управления информацией, в том числе в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
|
|
Вести документацию, необходимую для персонального сопровождения предоставления мер поддержки, социальных и иных услуг, помощи, в соответствии с требованиями к отчетности в бумажном и электронном виде
|
|
Использовать основы правовых знаний в сфере предоставления мер поддержки, социальных и иных услуг, помощи
|
|
Обеспечивать конфиденциальность личной информации о ветеране боевых действий, лице, принимавшем участие в боевых действиях, члене семьи погибшего (умершего), обратившемся за получением мер поддержки, социальных и иных услуг, помощи
|
|
Необходимые знания
|
Нормативные правовые акты Российской Федерации в сфере социального обслуживания и социальной защиты граждан в части, необходимой для исполнения должностных обязанностей
|
Нормативные правовые акты Российской Федерации в сфере содействия занятости граждан, обеспечения государственных гарантий получения образования
|
|
Нормативные правовые акты Российской Федерации по вопросу получения статуса "ветеран боевых действий"
|
|
Нормативные правовые акты Российской Федерации по вопросу предоставления мер социальной поддержки
|
|
Нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, муниципальные правовые акты органов местного самоуправления, регулирующие предоставление мер социальной поддержки
|
|
Порядок установления инвалидности и обеспечения ветеранов боевых действий, лиц, принимавших участие в боевых действиях, членов семей погибших (умерших), являющихся инвалидами, современными техническими средствами реабилитации, протезами
|
|
Порядок реализации в субъектах Российской Федерации мероприятий, рекомендованных в индивидуальных программах реабилитации и абилитации инвалидов
|
|
Порядок адаптации жилого помещения под индивидуальные потребности инвалида
|
|
Порядок организации оказания психолого-психотерапевтической помощи
|
|
Особенности построения коммуникации с человеком, страдающим посттравматическим психическим расстройством
|
|
Другие характеристики
|
-
|
3.2. Обобщенная трудовая функция
Наименование
|
Деятельность по планированию, организации, контролю реализации и развитию социального обслуживания
|
Код
|
B
|
Уровень квалификации
|
6
|
Происхождение обобщенной трудовой функции
|
Оригинал
|
X
|
Заимствовано из оригинала
|
||
Код оригинала
|
Регистрационный номер профессионального стандарта
|
Возможные наименования должностей, профессий
|
Заведующий отделением организации социального обслуживания
|
Требования к образованию и обучению
|
Высшее образование - бакалавриат
или
Высшее образование - бакалавриат (непрофильное) и дополнительное профессиональное образование - программы профессиональной переподготовки по профилю деятельности
|
Требования к опыту практической работы
|
Не менее одного года в должности специалиста в области социальной защиты (в том числе в системе социального обслуживания граждан), образования, здравоохранения, государственного и муниципального управления
|
Особые условия допуска к работе
|
Отсутствие судимости за преступления, состав и виды которых установлены законодательством Российской Федерации при работе с несовершеннолетними гражданами
Прохождение обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров
|
Другие характеристики
|
-
|
Дополнительные характеристики
Наименование документа
|
Код
|
Наименование базовой группы, должности (профессии) или специальности
|
ОКЗ
|
2635
|
Специалисты в области организации и ведения социальной работы
|
ЕКС
|
-
|
|
ОКПДТР
|
26527
|
Социальный работник
|
ОКСО
|
5.39.03.02
|
Социальная работа
|
3.2.1. Трудовая функция
Наименование
|
Планирование, организация и контроль деятельности подразделения по предоставлению социальных услуг, социального сопровождения, профилактике обстоятельств, обусловливающих нуждаемость гражданина в социальном обслуживании
|
Код
|
B/01.6
|
Уровень (подуровень) квалификации
|
6
|
Происхождение трудовой функции
|
Оригинал
|
X
|
Заимствовано из оригинала
|
||
Код оригинала
|
Регистрационный номер профессионального стандарта
|
Трудовые действия
|
Определение плановых целей и задач подразделения и отдельных специалистов
|
Определение ресурсов, необходимых для реализации социального обслуживания, ответственных исполнителей
|
|
Определение объема работы сотрудников подразделения и распределение заданий между ними
|
|
Содействие в предоставлении медицинской, психологической, социальной помощи гражданам, признанным нуждающимися в социальном обслуживании, не относящемся к социальным услугам (социальное сопровождение)
|
|
Определение группы специалистов для междисциплинарного и (или) межведомственного взаимодействия при социальном обслуживании граждан
|
|
Координация деятельности сотрудников подразделения по выполнению поставленных задач
|
|
Мотивация сотрудников на выполнение поставленных задач
|
|
Контроль выполнения плановых целей и деятельности специалистов
|
|
Анализ работы отдельных специалистов и подразделения в целом
|
|
Проведение мероприятий для обеспечения принятия коллективных решений по осуществлению социального обслуживания граждан
|
|
Осуществление мероприятий по повышению квалификации сотрудников подразделения
|
|
Применение технологий наставничества, направленных на оказание помощи новым сотрудникам подразделения, включая их адаптацию на рабочем месте
|
|
Организация мероприятий по профилактике профессионального выгорания
|
|
Необходимые умения
|
Планировать работу подразделения
|
Формулировать цели, задачи, определять обязанности и трудовые действия сотрудников подразделения
|
|
Организовывать взаимодействие специалистов в процессе предоставления социальных услуг, мер социальной поддержки и государственной социальной помощи
|
|
Организовывать социальное сопровождение граждан, признанных нуждающимися в социальном обслуживании
|
|
Использовать инструменты межличностных коммуникаций
|
|
Регулировать конфликты, применять навыки медиации в социальной сфере
|
|
Использовать инструментарий выявления возможностей и потребностей конкретного сотрудника с целью определения его профессионального потенциала
|
|
Реализовывать технологии наставничества, выстраивать модели его организации и проведения в соответствии с изменяющимися потребностями сотрудников
|
|
Определять стимулирующие факторы профессиональной деятельности, разрабатывать и реализовывать систему стимулирования эффективной профессиональной деятельности
|
|
Необходимые знания
|
Нормативные правовые акты Российской Федерации в сфере социального обслуживания и социальной защиты граждан в части, необходимой для исполнения должностных обязанностей
|
Основы социального сопровождения
|
|
Цели, принципы и технологии управления персоналом
|
|
Технологии социальной работы
|
|
Основы конфликтологии и медиации
|
|
Психология и социология личности и группы
|
|
Психологические и социологические методы исследования
|
|
Психология и социология управления
|
|
Основы документоведения, требования к отчетности, порядку и срокам ее предоставления в объеме, необходимом для выполнения трудовой функции
|
|
Принципы, виды, методы и технологии наставничества
|
|
Этические основы социальной работы и делового общения
|
|
Другие характеристики
|
-
|
3.2.2. Трудовая функция
Наименование
|
Контроль реализации индивидуальной программы предоставления социальных услуг
|
Код
|
B/02.6
|
Уровень (подуровень) квалификации
|
6
|
Происхождение трудовой функции
|
Оригинал
|
X
|
Заимствовано из оригинала
|
||
Код оригинала
|
Регистрационный номер профессионального стандарта
|
Трудовые действия
|
Организация контроля качества, результативности и эффективности предоставления социальных услуг в рамках реализации индивидуальной программы предоставления социальных услуг
|
Организация контроля за соблюдением стандартов предоставления социальных услуг
|
|
Контроль выполнения индивидуальной программы предоставления социальных услуг
|
|
Взаимодействие с получателями социальных услуг, организация личного приема граждан по вопросам предоставления социальных услуг
|
|
Мониторинг удовлетворенности граждан качеством предоставления социальных услуг
|
|
Необходимые умения
|
Проводить личный прием граждан по вопросам предоставления социальных услуг в организации
|
Использовать методы и технологии для оценки качества, результативности и эффективности предоставления социальных услуг
|
|
Проводить различные виды опросов граждан и экспертных опросов, направленных на оценку качества и эффективности предоставляемых услуг
|
|
Организовывать проведение мониторинга удовлетворенности граждан качеством предоставления социальных услуг
|
|
Анализировать результаты предоставления социальных услуг в виде качественных и количественных данных, в том числе в электронном виде
|
|
Необходимые знания
|
Основы контроля качества предоставления социальных услуг
|
Порядок предоставления социальных услуг
|
|
Социокультурные, социально-психологические, психолого-педагогические основы межличностного взаимодействия
|
|
Методы обработки данных эмпирических исследований, представления их в числовой, табличной, графической форме
|
|
Принципы и правила проведения опросов граждан и экспертных опросов, направленных на выявление качества и эффективности предоставляемых услуг и мер социальной поддержки
|
|
Основы стандартизации и количественной оценки качества предоставления социальных услуг
|
|
Этические основы социальной работы и делового общения
|
|
Другие характеристики
|
-
|
3.2.3. Трудовая функция
Наименование
|
Прогнозирование и проектирование реализации социального обслуживания граждан и деятельности по профилактике обстоятельств, обусловливающих нуждаемость в социальном обслуживании
|
Код
|
B/03.6
|
Уровень (подуровень) квалификации
|
6
|
Происхождение трудовой функции
|
Оригинал
|
X
|
Заимствовано из оригинала
|
||
Код оригинала
|
Регистрационный номер профессионального стандарта
|
Трудовые действия
|
Проведение мониторинга социальной ситуации на территории обслуживания
|
Составление прогноза развития социального обслуживания на территории обслуживания
|
|
Разработка и экспертиза проектов (программ) по реализации социального обслуживания граждан и профилактике обстоятельств, обусловливающих нуждаемость в социальном обслуживании
|
|
Необходимые умения
|
Определять цель мониторинга социальной ситуации на территории обслуживания
|
Использовать различные методы мониторинга социальной ситуации
|
|
Использовать результаты мониторинга в определении целей социального обслуживания граждан
|
|
Выявлять и анализировать информацию о социальной ситуации на территории обслуживания
|
|
Оценивать достоверность информации, полученной в ходе мониторинга
|
|
Разрабатывать социальные проекты (программы) реализации социального обслуживания граждан и профилактики обстоятельств, обусловливающих нуждаемость в социальном обслуживании
|
|
Анализировать применение существующих социальных технологий для реализации социального проекта (программы)
|
|
Разрабатывать инновационные технологии социального обслуживания
|
|
Выполнять экспертизу социального проекта (программы)
|
|
Использовать методы и средства получения, хранения, переработки информации, представления данных в числовой, табличной, графической форме, работать с компьютером как средством управления информацией, в том числе в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
|
|
Необходимые знания
|
Нормативные правовые акты Российской Федерации в сфере социального обслуживания и социальной защиты граждан в части, необходимой для исполнения должностных обязанностей
|
Основы проектирования, прогнозирования и моделирования в социальной работе
|
|
Основы организации профессиональной деятельности, контроля качества предоставления социальных услуг
|
|
Основы анализа социальных процессов, происходящих в обществе, их возможные негативные последствия, ситуации социального риска
|
|
Методы обработки данных эмпирических исследований
|
|
Другие характеристики
|
-
|
3.2.4. Трудовая функция
Наименование
|
Развитие и повышение эффективности социального обслуживания
|
Код
|
B/04.6
|
Уровень (подуровень) квалификации
|
6
|
Происхождение трудовой функции
|
Оригинал
|
X
|
Заимствовано из оригинала
|
||
Код оригинала
|
Регистрационный номер профессионального стандарта
|
Трудовые действия
|
Организация мероприятий по привлечению ресурсов организаций, общественных объединений, добровольческих (волонтерских) организаций и частных лиц к реализации социального обслуживания граждан
|
Использование средств массовой информации, сайтов, социальных сетей для привлечения внимания общества к актуальным социальным проблемам, информирования о направлениях реализации и перспективах развития социальной работы
|
|
Проведение работы по продвижению и популяризации позитивного опыта организации социального обслуживания и социальной поддержки граждан путем подготовки материалов для средств массовой информации и взаимодействия с общественными организациями
|
|
Разработка предложений по рационализации и модернизации технологий социального обслуживания, повышению их эффективности на индивидуальном, групповом и средовом уровнях
|
|
Планирование развития профессиональных компетенций персонала с учетом передового опыта и современных тенденций развития сферы социального обслуживания
|
|
Необходимые умения
|
Обобщать и внедрять передовой российский опыт реализации социального обслуживания и мер социальной поддержки
|
Производить сравнительный анализ российского и зарубежного опыта социальной работы, социального обслуживания и социальной защиты граждан и условий его применения
|
|
Адаптировать эффективный зарубежный опыт к российским условиям его применения
|
|
Использовать данные социологических опросов, статистики, анализировать отчетность организаций
|
|
Разрабатывать перспективные планы (программы) развития профессиональных компетенций персонала с учетом передового российского и зарубежного опыта, а также современных тенденций развития сферы социального обслуживания
|
|
Разрабатывать и вносить на рассмотрение предложения по рационализации и модернизации средств и технологий социального обслуживания граждан, повышению его эффективности на индивидуальном, групповом и средовом уровнях
|
|
Подготавливать информацию в виде буклетов, брошюр, статей, сообщений для средств массовой информации и интернет-ресурсов организаций (сайтов, социальных сетей)
|
|
Взаимодействовать со средствами массовой информации для привлечения внимания общественности к социальным проблемам, формирования спроса на социальные услуги
|
|
Разрабатывать методические и информационные материалы по актуальным социальным проблемам населения, социальным рискам и угрозам, способным негативно повлиять на условия жизнедеятельности граждан, а также о видах, формах и субъектах предоставления социальных услуг
|
|
Взаимодействовать в вопросах социального обслуживания граждан - получателей социальных услуг с организациями различных сфер деятельности и форм собственности, общественными объединениями и частными лицами, в том числе с целью привлечения ресурсов для социального обслуживания граждан
|
|
Необходимые знания
|
Нормативные правовые акты Российской Федерации в сфере социального обслуживания и социальной защиты граждан в части, необходимой для исполнения должностных обязанностей
|
Нормативные правовые акты, касающиеся профессиональной деятельности персонала, а также должностные инструкции, правила внутреннего трудового распорядка, локальные акты организации
|
|
Региональные особенности социальной политики, социальной структуры населения на вверенном участке работы (на территории, в социальной группе, в трудовом коллективе)
|
|
Стандарты предоставления социальных услуг
|
|
Основные направления политики социальной защиты граждан
|
|
Технологии развития профессиональных компетенций персонала с учетом передового российского и зарубежного опыта, современных тенденций развития системы социального обслуживания граждан
|
|
Принципы и нормы рационализации и модернизации средств и технологий социального обслуживания граждан, условий повышения его эффективности на индивидуальном, групповом и средовом уровнях
|
|
Сущность и технологии социальной рекламы, ее функции и значение в обществе
|
|
Социальные и психологические основы работы с информацией
|
|
Основы деятельности общественных объединений, организаций социальной направленности и взаимодействия с ними
|
|
Основы фандрайзинга
|
|
Экономические основы социальной работы
|
|
Другие характеристики
|
-
|
IV. Сведения об организациях - разработчиках
профессионального стандарта
4.1. Ответственная организация-разработчик
ФГБОУ ВО "Российский государственный социальный университет", город Москва
|
|
Ректор
|
А.Л. Хазин
|
4.2. Наименования организаций-разработчиков
1
|
АНОО ВО "Институт социального образования", город Воронеж
|
2
|
БУ города Москвы "Московские социальные центры", город Москва
|
3
|
ГБУ ТЦСО "Царицынский", город Москва
|
4
|
Межрегиональная общественная организация "Ассоциация работников социальных служб Российской Федерации", город Москва
|
5
|
Минсоцразвития Московской области, город Москва
|
6
|
ООО "Мобильное электронное образование", город Москва
|
7
|
Совет по профессиональным квалификациям в сфере безопасности труда, социальной защиты и занятости населения, город Москва
|
8
|
ФГБУ "ВНИИ труда" Минтруда России, город Москва
|
--------------------------------
<1> Общероссийский классификатор занятий.
<2> Общероссийский классификатор видов экономической деятельности.
<3> Подпункт "в" пункта 2 Указа Президента Российской Федерации от 3 апреля 2023 г. N 232 "О создании Государственного фонда поддержки участников специальной военной операции "Защитники Отечества".
<4> Статья 351.1 Трудового кодекса Российской Федерации.
<5> Приказ Минтруда России, Минздрава России от 31 декабря 2020 г. N 988н/1420н "Об утверждении перечня вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные медицинские осмотры при поступлении на работу и периодические медицинские осмотры" (зарегистрирован Минюстом России 29 января 2021 г., регистрационный N 62278), действует до 1 апреля 2027 г.; приказ Минздрава России от 28 января 2021 г. N 29н "Об утверждении Порядка проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров работников, предусмотренных частью четвертой статьи 213 Трудового кодекса Российской Федерации, перечня медицинских противопоказаний к осуществлению работ с вредными и (или) опасными производственными факторами, а также работам, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры" (зарегистрирован Минюстом России 29 января 2021 г., регистрационный N 62277) с изменениями, внесенными приказом Минздрава России от 1 февраля 2022 г. N 44н (зарегистрирован Минюстом России 9 февраля 2022 г., регистрационный N 67206), действует до 1 апреля 2027 г.
<6> Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих.
<7> Общероссийский классификатор профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов.
<8> Общероссийский классификатор специальностей по образованию.