См. Документы Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации

МИНИСТЕРСТВО ТРУДА И СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПРИКАЗ
от 4 декабря 2014 г. N 974н

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНДАРТА
"ДИЗАЙНЕР ДЕТСКОЙ ОДЕЖДЫ И ОБУВИ"

В соответствии с пунктом 16 Правил разработки, утверждения и применения профессиональных стандартов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22 января 2013 г. N 23 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 4, ст. 293; 2014, N 39, ст. 5266), приказываю:

Утвердить прилагаемый профессиональный стандарт "Дизайнер детской одежды и обуви".

Министр
М.А.ТОПИЛИН

Утвержден
приказом Министерства труда
и социальной защиты
Российской Федерации
от 4 декабря 2014 г. N 974н

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ

ДИЗАЙНЕР ДЕТСКОЙ ОДЕЖДЫ И ОБУВИ

273
Регистрационный номер

I. Общие сведения

Дизайн детской одежды и обуви
21.002
(наименование вида профессиональной деятельности)
Код

Основная цель вида профессиональной деятельности:

Проектирование, конструирование и изготовление детской одежды и обуви с учетом требований безопасности, детской возрастной физиологии и психологии, в том числе пола и возраста, гигиены детей, а также функциональных и эстетических требований, включая современные технологии и актуальные стилистические тренды

Группа занятий:

1239
Руководители подразделений (служб), не вошедшие в другие группы
34713
Дизайнеры
(код ОКЗ <1>)
(наименование)
(код ОКЗ)
(наименование)

Отнесение к видам экономической деятельности:

14
Производство одежды
15
Производство кожи и изделий из кожи
15.11.1
Выделка и крашение меха
(код ОКВЭД <2>)
(наименование вида экономической деятельности)

II. Описание трудовых функции, входящих
в профессиональный стандарт (функциональная карта вида
профессиональной деятельности)

Обобщенные трудовые функции
Трудовые функции
код
наименование
уровень квалификации
наименование
код
уровень (подуровень) квалификации
A
Выполнение работ по созданию дизайна моделей/коллекций детской одежды и обуви
5
Выполнение работ по проведению предпроектных дизайнерских исследований
A/01.5
5
Выполнение работ по созданию и внедрению в производство моделей/коллекций детской одежды и обуви
A/02.5
5
B
Проведение предпроектных дизайнерских исследований по значимым для заказчика и потребителей параметрам
6
Изучение производственных и экономических требований, предъявляемых к дизайну детской одежды и обуви для реализации проекта заказчика
B/01.6
6
Исследование нужд, пожеланий и предпочтений потребителей (детей и родителей), предъявляемых к дизайну детской одежды и обуви
B/02.6
6
Анализ и прогнозирование дизайн-трендов детской одежды и обуви
B/03.6
6
Оформление результатов исследований и формирование предложений о направлениях работ по созданию моделей/коллекций детской одежды и обуви
B/04.6
6
C
Создание моделей/коллекций детской одежды и обуви
6
Проектирование модного визуального образа и стиля, конструктивных решений новых сезонных, тематических, ролевых моделей/коллекций детской одежды и обуви
C/01.6
6
Конструирование безопасных, удобных, функциональных, практичных и эстетичных моделей/коллекций детской одежды и обуви
C/02.6
6
Изготовление и апробация экспериментальных моделей (опытных образцов) детской одежды и обуви
C/03.6
6
Модификация и доработка существующих моделей/коллекций детской одежды и обуви
C/04.6
6
D
Внедрение в производство и контроль изготовления моделей/коллекций детской одежды и обуви
6
Техническое моделирование и адаптация отобранных моделей/коллекций детской одежды и обуви к технологическому процессу производства
D/01.6
6
Авторский надзор и контроль изготовления опытной партии изделий на соответствие эталонному образцу
D/02.6
6
E
Руководство работами по разработке моделей/коллекций детской одежды и обуви
7
Планирование разработки моделей/коллекций детской одежды и обуви
E/01.7
7
Организация работ по разработке моделей/коллекций детской одежды и обуви
E/02.7
7
Контроль разработки моделей/коллекций детской одежды и обуви
E/03.7
7

III. Характеристика обобщенных трудовых функций

3.1. Обобщенная трудовая функция

Наименование
Выполнение работ по созданию дизайна моделей/коллекций детской одежды и обуви
Код
A
Уровень квалификации
5
Происхождение обобщенной трудовой функции
Оригинал
X
Заимствовано из оригинала
Код оригинала
Регистрационный номер профессионального стандарта
Возможные наименования должностей
Помощник/ассистент модельера-конструктора
Помощник/ассистент дизайнера-модельера
Помощник/ассистент дизайнера детской одежды
Помощник/ассистент дизайнера детской обуви
Помощник/ассистент дизайнера-конструктора детской обуви
Помощник/ассистент дизайнера-конструктора детской одежды
Помощник/ассистент дизайнера-конструктора
Требования к образованию и обучению
Среднее профессиональное образование - программы подготовки специалистов среднего звена
Требования к опыту практической работы
-
Особые условия допуска к работе
-

Дополнительные характеристики

Наименование документа
Код
Наименование базовой группы, должности (профессии) или специальности
ОКЗ
3471
Дизайнеры
ЕКС <3>
-
Художник-конструктор (дизайнер)
ОКСО <4>
260903
Моделирование и конструирование швейных изделий
260907
Моделирование и конструирование изделий из кожи
260909
Моделирование и конструирование изделий из меха

3.1.1. Трудовая функция

Наименование
Выполнение работ по проведению предпроектных дизайнерских исследований
Код
A/01.5
Уровень (подуровень) квалификации
5
Происхождение трудовой функции
Оригинал
X
Заимствовано из оригинала
Код оригинала
Регистрационный номер профессионального стандарта
Трудовые действия
Подбор отчетов о дизайнерских, маркетинговых, социальных и научных исследованиях о рынке индустрии детской одежды и обуви
Мониторинг существующих аналогов моделей/коллекций и лучших мировых образцов дизайна детской одежды и обуви
Визуализация идей, подготовка презентационных материалов дизайнера вручную или с помощью систем автоматизированного проектирования (САПР)
Оформление отчетов и презентационных материалов о дизайнерских исследованиях
Необходимые умения
Выбирать и систематизировать информацию по теме проектного задания
Визуализировать идею в художественно-графическом виде
Редактировать отчетную документацию
Необходимые знания
Источники и современные технологии сбора информации для дизайнерских исследований
Основные приемы и методы художественно-графических работ
Компьютерные программы, предназначенные для визуализации
Категориально-понятийный аппарат дизайнерской деятельности
Требования, предъявляемые к разработке и оформлению эскизов, презентаций и отчетной документации
Другие характеристики
-

3.1.2. Трудовая функция

Наименование
Выполнение работ по созданию и внедрению в производство моделей/коллекций детской одежды и обуви
Код
A/02.5
Уровень (подуровень) квалификации
5
Происхождение трудовой функции
Оригинал
X
Заимствовано из оригинала
Код оригинала
Регистрационный номер профессионального стандарта
Трудовые действия
Проработка (уточнение и корректировка) художественных и технических эскизов и чертежей
Формирование актуального ассортимента коллекции тканей, фурнитуры, прикладных материалов, деталей внешнего оформления, аксессуаров
Отрисовка моделей детской одежды и обуви для рабочего каталога
Ведение коллекций в графических редакторах верстки
Отработка конструкций одежды (опытных и эталонных образцов) и контроль их изготовления
Выполнение необходимых расчетов для разработки конструкции изделия
Устранение незначительных конструктивных и технологических дефектов образцов/моделей детской одежды и обуви
Проработка рабочих чертежей
Частичная разработка и оформление комплекта сопроводительных документов и презентационных материалов к создаваемым моделям/коллекциям детской одежды и обуви
Необходимые умения
Рисовать от руки, создавать и прорабатывать эскизы различными приемами и способами
Визуализировать модели/коллекции детской одежды и обуви в двухмерной и трехмерной графике
Прорабатывать конструкторско-техническую документацию для детей различных возрастных групп
Рассчитывать конструкцию изделия по определенным критериям
Необходимые знания
Основные приемы и методы художественно-графических работ
Основы конструирования, технического моделирования, технологий обработки материалов
Компьютерные программы, предназначенные для моделирования и визуализации
Требования, предъявляемые к разработке и оформлению эскизов, художественных концепций и конструкторско-технологической документации новых моделей/коллекций детской одежды и обуви
Другие характеристики
-

3.2. Обобщенная трудовая функция

Наименование
Проведение предпроектных дизайнерских исследований по значимым для заказчика и потребителей параметрам
Код
B
Уровень квалификации
6
Происхождение обобщенной трудовой функции
Оригинал
X
Заимствовано из оригинала
Код оригинала
Регистрационный номер профессионального стандарта
Возможные наименования должностей
Модельер-конструктор
Дизайнер детской одежды
Дизайнер детской обуви
Дизайнер-конструктор детской обуви
Дизайнер-конструктор детской одежды
Требования к образованию и обучению
Высшее образование - бакалавриат, в исключительных случаях среднее профессиональное образование - программы подготовки специалистов среднего звена
Дополнительное образование по дизайну детской одежды и обуви или психологии и физиологии детей (повышение квалификации)
Требования к опыту практической работы
При наличии высшего образования требования к опыту работы не предъявляются, при наличии среднего профессионального образования стаж работы в должностях 5-го уровня квалификации не менее трех лет
Особые условия допуска к работе
-

Дополнительные характеристики

Наименование документа
Код
Наименование базовой группы, должности (профессии) или специальности
ОКЗ
3471
Дизайнеры
ЕКС
-
Художник-конструктор (дизайнер)
ОКСО
260903
Моделирование и конструирование швейных изделий
260907
Моделирование и конструирование изделий из кожи
260909
Моделирование и конструирование изделий из меха
070600.62
Бакалавр дизайна
070601.65
Дизайнер (промышленный дизайн)
Дизайнер (дизайн костюма)
070602.52
Дизайнер

3.2.1. Трудовая функция

Наименование
Изучение производственных и экономических требований, предъявляемых к дизайну детской одежды и обуви для реализации проекта заказчика
Код
B/01.6
Уровень (подуровень) квалификации
6
Происхождение трудовой функции
Оригинал
X
Заимствовано из оригинала
Код оригинала
Регистрационный номер профессионального стандарта
Трудовые действия
Выявление бизнес-задач заказчика, которые должны быть решены с выведением на рынок планируемых к разработке моделей/коллекций детской одежды и обуви, или инициативная постановка задач при отсутствии заказчика
Изучение специфики производимой детской одежды и обуви, а также рыночного, производственного и технологического потенциала предприятия-заказчика с целью определения конструкторско-технологических требований к планируемым к разработке детской одежде и обуви
Изучение требований к производственной экономичности (затрат на изготовление моделей/коллекций детской одежды и обуви)
Уточнение требований и пожеланий заказчика к будущему продукту, запрос дополнительной информации при необходимости
Необходимые умения
Анализировать информационные материалы, предоставляемые заказчиком, и определять необходимость запроса на дополнительные данные
Выстраивать эффективные коммуникации с заказчиком
Необходимые знания
Требования к структуре и содержанию исходных производственных и экономических данных, необходимых для разработки дизайна детской одежды и обуви
Критерии оценки потенциала производства и материально-технической базы
Другие характеристики
-

3.2.2. Трудовая функция

Наименование
Исследование нужд, пожеланий и предпочтений потребителей (детей и родителей), предъявляемых к дизайну детской одежды и обуви
Код
B/02.6
Уровень (подуровень) квалификации
6
Происхождение трудовой функции
Оригинал
X
Заимствовано из оригинала
Код оригинала
Регистрационный номер профессионального стандарта
Трудовые действия
Определение половых и возрастных групп, для которых будет предназначаться новая детская одежда и обувь
Определение климатических особенностей и смены времен года, а также культурных особенностей в географическом регионе размещения потенциальных потребителей с целью определения утилитарно-практических требований к детской одежде и обуви
Изучение отчетов маркетинговых и социальных исследований потребителей детской одежды и обуви с целью анализа удовлетворенности потребителей рыночным ассортиментом детской одежды и обуви, потребительских расходов на покупку и эксплуатацию, а также нужд, пожеланий и предпочтений потребителей, предъявляемых к дизайну детской одежды и обуви
Сравнение индивидуальных вкусовых предпочтений потребителей (детей и родителей) с учетом пола и возраста детей, их принципов формирования детского гардероба, отношения к определенным моделям/коллекциям детской одежды и обуви, брендам, торговым маркам
Отслеживание изменений законодательной и нормативной базы, касающихся санитарно-эпидемиологических и гигиенических требований к детской одежде и обуви
Определение и ранжирование значимых для потребителей (детей и родителей) характеристик детской одежды и обуви, исходя из психофизиологических особенностей возраста (интересов, особенностей восприятия, уровня познавательного развития и др.)
Необходимые умения
Работать с детской и родительской аудиторией, а также психологами, педагогами, социальными работниками и другими специалистами, регулярно взаимодействующими с детьми
Осуществлять процедуры сбора, сортировки, анализа, оценки и критического резюмирования больших объемов информации, используемой при принятии дизайнерских решений
Определять существующие и потенциальные нужды и предпочтения потребителей и значимые для них характеристики детской одежды и обуви
Выявлять факторы внешней среды, влияющие на дизайн детской одежды и обуви
Работать с нормативными документами и законодательными актами, исследованиями различного характера, содержащими требования и рекомендации по детской одежде и обуви
Необходимые знания
Методы проведения системно-комплексных дизайнерских исследований
Технологии и средства сбора и обработки данных, необходимых для проведения дизайнерского исследования
Основы маркетинга, экономики, социологии и культурологии
Российские и международные требования безопасности к детской одежде и обуви, в том числе требования Всемирной торговой организации (ВТО) и других международных торговых союзов и объединений
Основы возрастной психологии, физиологии, гигиены детей
Современные рекомендации педиатров, психологов, физиологов, педагогов о безопасности, функциональности, гигиеничности и эстетичности детской одежды и обуви
Другие характеристики
-

3.2.3. Трудовая функция

Наименование
Анализ и прогнозирование дизайн-трендов детской одежды и обуви
Код
B/03.6
Уровень (подуровень) квалификации
6
Происхождение трудовой функции
Оригинал
X
Заимствовано из оригинала
Код оригинала
Регистрационный номер профессионального стандарта
Трудовые действия
Отслеживание тенденций в сфере искусства, дизайна, фотографии и в других областях, оказывающих непосредственное влияние на мировую индустрию детской моды
Проведение всестороннего самостоятельного анализа кратковременных и долговременных технологических тенденций развития и модных направлений дизайна детской одежды и обуви или изучение исследований организаций и специалистов, занимающихся экспертным анализом и прогнозированием модных тенденций, с учетом выявленных нужд, пожеланий и предпочтений потребителей и требований к детской одежде и обуви
Проведение ретроспективного анализа: оценка темпа и характера стилистических и технологических изменений детской одежды и обуви
Исследование лучших мировых образцов дизайна детской одежды и обуви с целью определения факторов дизайна, способствующих их успеху на рынке
Мониторинг существующих аналогов моделей/коллекций детской одежды и обуви, выявление моделей с наибольшим потенциалом продаж и проведение их визуального, критического, конструктивного и практического анализа по выбранной системе критериев
Проведение сравнительной оценки дизайна моделей/коллекций детской одежды и обуви бренда/торговой марки заказчика с брендами/торговой маркой конкурентов
Необходимые умения
Осуществлять сбор, синтезирование и интерпретирование различных источников по истории искусств, моды и этнических культур, современным модным тенденциям
Критически оценивать эстетику, функциональность, практичность, безопасность, физиологичность модных коллекций и брендов детской одежды и обуви с помощью методов сравнительного визуального, критического, конструктивного и практического анализа дизайна детской одежды и обуви
Запоминать впечатления от дизайна (эмоциональная и образная память)
Исследовать и/или предвидеть будущие дизайн-тенденции детской одежды и обуви
Необходимые знания
Источники информации для анализа и прогнозирования дизайн-трендов
Критерии оценки эстетичности, функциональности, практичности, безопасности, физиологичности детской одежды и обуви
История стилей, трендов в дизайне детской одежды и обуви
Основы маркетинговых стратегий и бренд-менеджмента
Основы педагогики, культурологии, социологии, эргономики
Основы возрастной психологии, физиологии, гигиены детей
Другие характеристики
-

3.2.4. Трудовая функция

Наименование
Оформление результатов исследований и формирование предложений о направлениях работ по созданию моделей/коллекций детской одежды и обуви
Код
B/04.6
Уровень (подуровень) квалификации
3
Происхождение трудовой функции
Оригинал
X
Заимствовано из оригинала
Код оригинала
Регистрационный номер профессионального стандарта
Трудовые действия
Интерпретация результатов исследований и выявление связи между ними
Подготовка отчета, в том числе аналитических записок и презентационных материалов, содержащих материалы о проведенных дизайнерских исследованиях с выводами и предложениями по направлениям работ в нескольких вариантах
Внесение предложений по корректировке дизайн-брифа/технического задания
Необходимые умения
Систематизировать, обобщать и представлять полученные данные
Владеть логическими и интуитивными методами поиска новых идей и решений
Адаптировать тенденции моды согласно позиционированию бренда заказчика
Формулировать и аргументировать предложения в письменной и устной форме
Необходимые знания
Формы учетных документов и порядок составления отчетности
Категориально-понятийный аппарат дизайнерской деятельности
Требования к содержанию дизайн-брифа/технического задания
Методики поиска творческих идей
Другие характеристики
-

3.3. Обобщенная трудовая функция

Наименование
Создание моделей/коллекций детской одежды и обуви
Код
C
Уровень квалификации
6
Происхождение обобщенной трудовой функции
Оригинал
X
Заимствовано из оригинала
Код оригинала
Регистрационный номер профессионального стандарта
Возможные наименования должностей
Модельер-конструктор
Дизайнер-модельер
Дизайнер детской одежды
Дизайнер детской обуви
Дизайнер-конструктор детской обуви
Дизайнер-конструктор детской одежды
Требования к образованию и обучению
Среднее профессиональное образование - программы подготовки специалистов среднего звена
Высшее образование - бакалавриат, в исключительных случаях среднее профессиональное образование - программы подготовки специалистов среднего звена
Дополнительное образование по дизайну детской одежды и обуви или психологии и физиологии детей (повышение квалификации)
Требования к опыту практической работы
При наличии высшего образования требования к опыту работы не предъявляются, при наличии среднего профессионального образования стаж работы в должностях 5-го уровня квалификации не менее трех лет
Особые условия допуска к работе
-

Дополнительные характеристики

Наименование документа
Код
Наименование базовой группы, должности (профессии) или специальности
ОКЗ
3471
Дизайнеры
ЕКС
-
Художник-конструктор (дизайнер)
ОКСО
260903
Моделирование и конструирование швейных изделий
260907
Моделирование и конструирование изделий из кожи
260909
Моделирование и конструирование изделий из меха
070600.62
Бакалавр дизайна
070601.65
Дизайнер (промышленный дизайн)
Дизайнер (дизайн костюма)
070602.52
Дизайнер

3.3.1. Трудовая функция

Наименование
Проектирование модного визуального образа и стиля, конструктивных решений новых сезонных, тематических, ролевых моделей/коллекций детской одежды и обуви
Код
C/01.6
Уровень (подуровень) квалификации
6
Происхождение трудовой функции
Оригинал
X
Заимствовано из оригинала
Код оригинала
Регистрационный номер профессионального стандарта
Трудовые действия
Выбор области культуры, темы, сезона и роли, которые станут основой модели/коллекции детской одежды и обуви
Определение форм, силуэтов, характера конструктивных и декоративных линий, гармонии цветовых сочетаний, размеров и форм деталей новых моделей/коллекций детской одежды и обуви, содействующих эстетическому и этическому воспитанию ребенка и его социальной адаптации среди сверстников и взрослых в соответствии с возрастными особенностями телосложения, пропорциями фигуры, полом ребенка и модными тенденциями
Разработка первоначальной серии художественных эскизов от руки или с помощью компьютерных программ согласно основным анатомическим точкам, соответствующих основным чертам будущих моделей/коллекций детских одежды и обуви в соответствии с поставленной задачей/ассортиментной матрицей
Отбор черновых эскизов, вариантов и передача их на уточнение и корректировку
Разработка требований и отбор из сформированного ассортимента тканей, кожи, фурнитуры, прикладных материалов, деталей внешнего вида по цвету, текстуре и качеству в соответствии с тенденциями детской моды, требованиями удобства, прочности, гигиеничности и безопасности для детей, с учетом возрастных особенностей восприятия величины, цвета и форм предметов
Создание презентационных планшетов и журналов с эскизами
Обсуждение вариантов моделей/коллекций детской одежды и обуви с креативным директором/заказчиком и внесение корректировок
Выбор оптимальных образов, стилей, конструктивных решений
Подготовка пояснительной записки, включающей обоснование основной идеи проекта, культурно-исторических предпосылок эволюционного развития проектируемой детской одежды и обуви, обоснование формообразования, цветографической концепции и стиля, описание преимуществ по отношению к существующим аналогам
Необходимые умения
Владеть логическими и интуитивными методами поиска новых идей и решений
Использовать различные объекты и явления из жизни в качестве источника вдохновения
Разбираться в детских стилистических трендах и следить за модными тенденциями
Вырабатывать собственный стиль и разрабатывать новые направления в детской моде, формирующие и предвосхищающие будущие потребности потребителей, с учетом исторических, культурных и социальных аспектов
Переводить модные тенденции в коммерческие концепции дизайна детской одежды и обуви и новые образы с учетом требований заказчиков и нужд потребителей на несколько сезонов вперед
Создавать и прорабатывать эскизы фигуры ребенка, моделей одежды и обуви от руки и с использованием графических редакторов
Воплощать творческие замыслы в реальные модели детской одежды и обуви
Свободно оперировать пространственными образами предметов, процессов и явлений (объемно-пространственное мышление)
Создавать образ детской одежды и обуви по словесному описанию
Разрабатывать элементы брендов детской одежды и обуви
Разрабатывать новые целостные и выразительные композиционные приемы решения
Создавать единую гармоничную коллекцию, обеспечивая стилевое единство отдельных моделей и их деталей
Подбирать и комбинировать цветовые гаммы, фактуры, формы, материалы, фурнитуру, аксессуары к моделям детской одежды и обуви с учетом детской возрастной физиологии и психологии, прогнозировать свойства и качество готовых моделей по их показателям
Визуализировать модели/коллекции детской одежды и обуви в двухмерной и трехмерной графике
Уделять внимание деталям конструктивных решений
Необходимые знания
Функции детской одежды и обуви различных половозрастных групп детей
Принципы, подходы и средства системного дизайн-проектирования детской одежды и обуви как элемента и средства эстетического и этического воспитания детей
Стили и направления дизайна детской одежды и обуви
Методики поиска творческих идей по созданию моделей/коллекций детской одежды и обуви и техники их реализации
Основные приемы и методы художественно-графических работ
Образно-пластическая и орнаментально-конструктивная структура детской обуви и детской одежды, законы композиции и принципы гармонизации объемных форм
Принципы и методы конфекционирования материалов с учетом особенностей проектирования, изготовления и условий эксплуатации моделей/коллекций детской одежды и обуви
Анатомо-физиологические, антропометрические и биомеханические основы проектирования детской одежды и обуви
Эргономические и санитарно-гигиенические свойства детской одежды и обуви
Российские и международные требования безопасности к детской одежде и обуви, в том числе требования ВТО и других международных торговых союзов и объединений
Компьютерные программы, предназначенные для моделирования визуализации детской одежды и обуви
Требования, предъявляемые к разработке и оформлению эскизов и художественных концепций новых моделей/коллекций детской одежды и обуви
Другие характеристики
-

3.3.2. Трудовая функция

Наименование
Конструирование безопасных, удобных, функциональных, практичных и эстетичных моделей/коллекций детской одежды и обуви
Код
C/02.6
Уровень (подуровень) квалификации
6
Происхождение трудовой функции
Оригинал
X
Заимствовано из оригинала
Код оригинала
Регистрационный номер профессионального стандарта
Трудовые действия
Разработка конструкции модели детской одежды и обуви, способствующей правильному физиологическому и психологическому развитию детского организма: построение взаимного расположения и конфигурации частей (деталей) и целого (всего изделия)
Построение внешних и внутренних деталей моделей детской одежды и обуви
Перевод художественных эскизов в технические эскизы, содержащие четкую прорисовку модельных особенностей, с сохранением морфологических характеристик
Подбор соответствующей базовой основы изделия, уточнение или изменение основы и перенос на нее модельных особенностей
Проверка правильности разработанной конструкции
Анализ конструкции изделия на технологичность
Анализ конструкции на соответствие требованиям безопасности, детской возрастной физиологии и психологии, гигиены детей, функциональности и эстетики
Необходимые умения
Рисовать от руки, создавать и прорабатывать эскизы различными приемами и способами
Владеть разнообразными изобразительными и техническими приемами и средствами, графическими компьютерными программами и автоматизированными программами проектирования
Воплощать творческие замыслы в реальные конструкции детской одежды и обуви
Снимать измерения детской фигуры и стопы и строить размерную типологию
Разрабатывать конструкции моделей/коллекций детской одежды и обуви по эскизам как базовых моделей, так и моделей, выполненных по авторскому проекту и индивидуальным меркам
Выбирать оптимальные конструктивные и композиционные решения для создания безопасной, удобной, функциональной, практичной и эстетичной детской одежды и обуви
Создавать, проектировать и манипулировать шаблонами конструирования детской одежды и обуви
Соединять в целостной структуре и гармоничной форме все необходимые свойства и требования, предъявляемые к проектируемой модели/коллекции детской одежды и обуви
Необходимые знания
Принципы, подходы и средства системного дизайн-проектирования типовых и эксклюзивных моделей детской одежды и обуви, способствующих правильному физиологическому и психологическому развитию детского организма
Основные приемы и методы художественно-графических работ
Архитектоника объемных форм
Конструктивные, технологические и экономические особенности типов и видов моделей детской одежды и обуви
Базовые основы конструкций и способы их трансформации
Способы измерений детских фигур и стоп и методики обработки их результатов
Прогрессивные методы, инструментарий и технологии конструирования и анализа конструкций при создании новых моделей/коллекций детской одежды и обуви
Компьютерный дизайн моделей/коллекций детской одежды и обуви
Анатомо-физиологические, антропометрические и биомеханические основы проектирования детской одежды и обуви
Принципы и методы конфекционирования материалов с учетом особенностей проектирования, изготовления и условий эксплуатации моделей/коллекций детской одежды и обуви
Эргономические и санитарно-гигиенические свойства детской одежды и обуви
Российские и международные требования безопасности к детской одежде и обуви, в том числе требования ВТО и других международных торговых союзов и объединений
Другие характеристики
-

3.3.3. Трудовая функция

Наименование
Изготовление и апробация экспериментальных моделей (опытных образцов) детской одежды и обуви
Код
C/03.6
Уровень (подуровень) квалификации
6
Происхождение трудовой функции
Оригинал
X
Заимствовано из оригинала
Код оригинала
Регистрационный номер профессионального стандарта
Трудовые действия
Создание совместно с технологом и конструктором из дешевых материалов опытных образцов моделей/коллекций детской одежды и обуви, воплощающих замысел дизайнера
Тестирование/проведение примерок моделей/коллекций детской одежды и обуви на контрольных группах потребителей (детях-моделях в присутствии родителей)
Заказ независимых экспертиз опытного образца на соответствие требованиям безопасности, детской возрастной физиологии и психологии, гигиены детей, функциональности и эстетики
Составление замечаний и предложений по изменению дизайна и конструкции образцов, в том числе конструктивных и технологических дефектов
Устранение существенных конструктивных и технологических дефектов
Создание образцов моделей/коллекций детской одежды и обуви для показов, просмотров, обзоров и презентаций из фактических материалов
Представление моделей/коллекций детской одежды и обуви к показам, просмотрам, обзорам и презентациям в целях получения отзывов редакторов журналов и представителей торговых организаций
Отбор образцов, получивших хорошие отзывы, для портфолио, производства и продажи потребителям
Передача законченного дизайн-проекта заказчику для реализации на производстве
Необходимые умения
Разрабатывать опытный образец модели в команде с конструктором и технологом
Работать с детской и родительской аудиторией, а также с психологами, педагогами, социальными работниками и другими специалистами, регулярно взаимодействующими с детьми
Осуществлять экономную раскладку деталей модели на материалах
Оценивать антропометрическое соответствие разработанных моделей детской одежды и обуви в статике и динамике
Находить и устранять конструктивные и технологические дефекты
Готовить и оформлять показы, просмотры, обзоры, презентации выставки перспективных коллекций
Создавать портфолио
Необходимые знания
Правила подготовки и проведения примерки и устранения дефектов моделей/коллекций детской одежды и обуви
Технологии кроя деталей, пошива, формования, соединения деталей, обработки и отделки детской одежды и обуви из различных материалов
Критерии оценки опытных образцов детской одежды и обуви
Требования детской возрастной физиологии и психологии, гигиены детей, предъявляемые к детской одежде и обуви
Российские и международные требования безопасности к детской одежде и обуви, в том числе требования ВТО и других международных торговых союзов и объединений
Практические аспекты презентации коллекции
Другие характеристики
-

3.3.4. Трудовая функция

Наименование
Модификация и доработка существующих моделей/коллекций детской одежды и обуви
Код
C/04.6
Уровень (подуровень) квалификации
6
Происхождение трудовой функции
Оригинал
X
Заимствовано из оригинала
Код оригинала
Регистрационный номер профессионального стандарта
Трудовые действия
Выявление новых требований и пожеланий заказчика к модификации детской одежды и обуви
Определение современных требований к редизайну с учетом изменения потребностей потребителей, требований безопасности, детской возрастной физиологии и психологии, в том числе пола и возраста, гигиены детей, функциональности и эстетики, включая современные технологии и модные тенденции, а также появившиеся производственно-технологические возможности и новые материалы
Проведение анализа существующих моделей/коллекций детской одежды и обуви на наличие слабых мест и проблем
Внесение предложений по изменению ассортимента, улучшению качества, образа, конструкции и т.п. детской одежды и обуви в соответствии с новыми требованиями, производственными возможностями и новыми материалами
Внесение изменений в дизайн моделей/коллекций детской одежды и обуви старого образца
Необходимые умения
Находить дизайнерские решения, усовершенствующие продукт
Адаптировать существующие модели/коллекции детской одежды и обуви к новым требованиям
Свободно оперировать пространственными образами предметов, процессов и явлений (объемно-пространственное мышление)
Владеть разнообразными изобразительными и техническими приемами и средствами, графическими компьютерными программами и программами моделирования
Исследовать и/или предвидеть актуальные стилистические тренды и технологические тенденции детской одежды и обуви
Необходимые знания
Источники информации для анализа и прогнозирования дизайн-трендов
Основные современные требования к процессу проектирования детской одежды и обуви (функциональные, технико-конструктивные, эргономические, эстетические), средства и методы повышения этих параметров
Дизайнерские и технологические тренды, тенденции совершенствования моделей/коллекций детской одежды и обуви
Знание передовых технологий, материалов и производственных возможностей
Анатомо-физиологические, антропометрические и биомеханические основы проектирования детской одежды и обуви
Эргономические и санитарно-гигиенические свойства детской одежды и обуви
Российские и международные требования безопасности к детской одежде и обуви, в том числе требования ВТО и других международных торговых союзов и объединений
Другие характеристики
-

3.4. Обобщенная трудовая функция

Наименование
Внедрение в производство и контроль изготовления моделей/коллекций детской одежды и обуви
Код
D
Уровень квалификации
6
Происхождение обобщенной трудовой функции
Оригинал
X
Заимствовано из оригинала
Код оригинала
Регистрационный номер профессионального стандарта
Возможные наименования должностей
Модельер-конструктор
Дизайнер-модельер
Дизайнер детской одежды
Дизайнер детской обуви
Дизайнер-конструктор детской обуви
Дизайнер-конструктор детской одежды
Требования к образованию и обучению
Высшее образование - бакалавриат, в исключительных случаях среднее профессиональное образование - программы подготовки специалистов среднего звена
Дополнительное образование по дизайну детской одежды и обуви или психологии и физиологии детей (повышение квалификации)
Требования к опыту практической работы
При наличии высшего образования требования к опыту работы не предъявляются, при наличии среднего профессионального образования стаж работы в должностях 5-го уровня квалификации не менее трех лет
Особые условия допуска к работе
-

Дополнительные характеристики

Наименование документа
Код
Наименование базовой группы, должности (профессии) или специальности
ОКЗ
3471
Дизайнеры
ЕКС
-
Художник-конструктор (дизайнер)
ОКСО
260903
Моделирование и конструирование швейных изделий
260907
Моделирование и конструирование изделий из кожи
260909
Моделирование и конструирование изделий из меха
070600.62
Бакалавр дизайна
070601.65
Дизайнер (промышленный дизайн)
Дизайнер (дизайн костюма)
070602.52
Дизайнер

3.4.1. Трудовая функция

Наименование
Техническое моделирование и адаптация отобранных моделей/коллекций детской одежды и обуви к технологическому процессу производства
Код
D/01.6
Уровень (подуровень) квалификации
6
Происхождение трудовой функции
Оригинал
X
Заимствовано из оригинала
Код оригинала
Регистрационный номер профессионального стандарта
Трудовые действия
Определение технологической последовательности изготовления
Совместно с конструкторами и технологами производства определение элементов моделей/коллекций детской одежды и обуви, нуждающихся в корректировке в соответствии с требованиями технологического процесса
Внесение необходимых изменений для серийного (массового) производства с учетом материалов и оборудования
Внесение предложений по модификации производственных технологий и оборудования
Разработка чертежей или лекал образца детской одежды/обувных колодок по базовой модели или ее графическому изображению и техническое размножение на все размеры совместно с конструктором и технологом производства
Проектирование пресс-форм детской обуви
Координирование и согласование рабочей документации в процессе ее совместной разработки с конструкторами и технологами
Создание и утверждение промышленного (эталонного) образца
Разработка рекомендаций и постановка технических заданий для производства по серийному выпуску детской одежды и обуви
Необходимые умения
Адаптировать проект к требованиям технологического процесса
Разрабатывать конструкторско-техническую документацию для детей различных возрастных групп
Выстраивать эффективные коммуникации с конструкторами и технологами
Необходимые знания
Процедуры и технологии конструкторско-технологической подготовки производства
Технологическая последовательность изготовления различных видов детской одежды и обуви
Общие характеристики оборудования и приспособлений, использующихся в конкретном производстве
Промышленные требования к детской одежде и обуви и оформлению проектной документации
Основы профессиональной терминологии конструкторов, технологов и инженеров
Методы технического моделирования детской одежды и обуви
Требования, предъявляемые к разработке и оформлению конструкторско-технологической документации
Другие характеристики
-

3.4.2. Трудовая функция

Наименование
Авторский надзор и контроль изготовления опытной партии изделий на соответствие эталонному образцу
Код
D/02.6
Уровень (подуровень) квалификации
6
Происхождение трудовой функции
Оригинал
X
Заимствовано из оригинала
Код оригинала
Регистрационный номер профессионального стандарта
Трудовые действия
Контроль правильности выполнения рабочих операций
Контроль качества и соответствия внешнего вида образцов эталонному образцу
Проведение постоянного мониторинга и контроля выполнения требований дизайн-проекта (проведение измерений, дизайнерских исследований, дизайн-анализа) с целью предупреждения или корректировки возможных изменений определенных параметров эталонного образца моделей/коллекций детской одежды и обуви при серийном производстве
Принятие оперативных решений при возникновении отклонений от промышленного (эталонного) образца
Консультирование заказчика и его сотрудников по всем возникающим вопросам, касающимся дизайна переданных в производство моделей/коллекций детской одежды и обуви
Согласование изменений/дополнений в проектные решения
Подготовка материалов по отличительным особенностям дизайнерских решений для проведения работ по стандартизации и сертификации изделий
Необходимые умения
Контролировать и инспектировать изготовление моделей/коллекций детской одежды и обуви
Оценивать уровень качества изготовления детской одежды и обуви
Предвидеть, предупреждать возможные причины отклонений
Предпринимать корректирующие действия
Необходимые знания
Принципы и методы организации производственного процесса
Процедуры и методы авторского дизайнерского контроля изготовления
Порядок проведения дизайнерской и независимых экспертиз моделей/коллекций детской одежды и обуви, критерии эстетической и качественной оценки моделей/коллекций детской одежды и обуви
Порядок стандартизации и сертификации качества моделей/коллекций детской одежды и обуви
Другие характеристики
-

3.5. Обобщенная трудовая функция

Наименование
Руководство работами по разработке моделей/коллекций детской одежды и обуви
Код
E
Уровень квалификации
7
Происхождение обобщенной трудовой функции
Оригинал
X
Заимствовано из оригинала
Код оригинала
Регистрационный номер профессионального стандарта
Возможные наименования должностей
Креативный директор
Арт-директор
Старший дизайнер-конструктор
Руководитель отдела дизайна
Руководитель дизайн-проектов
Требования к образованию и обучению
Высшее образование - бакалавриат
Дополнительное образование по дизайну детской одежды и обуви или психологии и физиологии детей (повышение квалификации)
Дополнительное образование по менеджменту (повышение квалификации или профессиональная переподготовка или магистратура или второе высшее образование)
Требования к опыту практической работы
Не менее 3 лет в должностях 6-го уровня квалификации
Особые условия допуска к работе
-

Дополнительные характеристики

Наименование документа
Код
Наименование базовой группы, должности (профессии) или специальности
ОКЗ
1239
Руководители подразделений (служб), не вошедшие в другие группы
3471
Дизайнеры
ЕКС
-
Художник-конструктор (дизайнер)
ОКСО
070600.62
Бакалавр дизайна
070601.65
Дизайнер (промышленный дизайн)
Дизайнер (дизайн костюма)
070602.52
Дизайнер

3.5.1. Трудовая функция

Наименование
Планирование разработки моделей/коллекций детской одежды и обуви
Код
E/01.7
Уровень (подуровень) квалификации
7
Происхождение трудовой функции
Оригинал
X
Заимствовано из оригинала
Код оригинала
Регистрационный номер профессионального стандарта
Трудовые действия
Формулирование и согласование с заказчиком целей и задач разработки моделей/коллекций детской одежды и обуви и сроков их достижения
Разработка дизайн-стратегий
Планирование коллекции детской одежды и обуви: определение количества моделей с учетом политики цен заказчика, методов распределения, количества коллекций, выпускаемых в год, и т.п.
Определение состава, сроков и стоимости разработки дизайна детской одежды и обуви в зависимости от условий заказа и согласование их с заказчиком
Определение основных этапов работ, сфер ответственности, крайних сроков для своей команды и для команды клиента
Проведение совещаний с участниками проекта с целью учета всех деталей при планировании
Необходимые умения
Ставить и решать задачи с позиций системного подхода
Систематизировать информацию для достижения поставленных целей и задач
Определять порядок выполнения отдельных работ по разработке моделей/коллекций детской одежды и обуви в порядке их важности
Предвидеть перспективу развития моделей/коллекций детской одежды и обуви в будущем
Оценивать последствия предпринимаемых действий
Систематизировать и распределять действия подчиненных
Необходимые знания
Специализированные программы планирования
Основы бухучета и финансового планирования
Основы ведения творческой проектной деятельности
Методы тайм-менеджмента
Методы и механизмы планирования процессов разработки моделей/коллекций детской одежды и обуви
Особенности дизайнерской деятельности в индустрии товаров и услуг для детей
Функциональные обязанности сотрудников творческого коллектива/структурного подразделения/организации
Другие характеристики
-

3.5.2. Трудовая функция

Наименование
Организация работ по разработке моделей/коллекций детской одежды и обуви
Код
E/02.7
Уровень (подуровень) квалификации
7
Происхождение трудовой функции
Оригинал
X
Заимствовано из оригинала
Код оригинала
Регистрационный номер профессионального стандарта
Трудовые действия
Прием заказов на разработку и реализацию детской одежды и обуви
Определение комплекса дизайнерских функций и содержательное наполнение каждой из них
Объяснение специалистам основной идеи, цели и задач проекта и основных направлений его реализации
Распределение работ среди структурных подразделений и членов команды, закрепление их в соответствующих должностных инструкциях
Определение функциональных связей между сотрудниками, реализующими дизайнерские функции
Создание систем взаимодействия специалистов, отвечающих за дизайн, с другими специалистами организации, обеспечение координации дизайнерской и других функциональных сфер деятельности организации (межфункциональных связей)
Оценка дизайнерских достоинств и потенциала творческих проектных идей
Управление бюджетом разработки моделей/коллекций детской одежды и обуви
Выбор и организация работ с подрядчиками, поставщиками и другими сторонними организациями, привлекаемыми к разработке моделей/коллекций детской одежды и обуви
Управление рисками дизайн-проекта
Создание новых методов, процессов создания дизайна детской одежды и обуви
Контроль над обеспечением материалами, инструментами, техническими средствами
Юридическое обеспечение дизайн-процесса разработки моделей/коллекций детской одежды и обуви
Организация показов и выставок моделей/коллекций детской одежды и обуви
Необходимые умения
Понимать и анализировать современные концепции организации дизайнерской деятельности, быть готовым к их применению
Формировать и управлять творческим коллективом и комплексными дизайн-проектами
Использовать основные теории мотивации и лидерства для решения управленческих задач
Организовывать конструктивное межличностное взаимодействие
Владеть методами и навыками постановки задач и обеспечения их решения путем организации конструктивного сотрудничества руководителей, специалистов и исполнителей
Принимать организационно-управленческие решения, предварительно оценивать последствия различных вариантов, нести ответственность за их реализацию
Применять информационные технологии для решения управленческих задач
Разрабатывать и реализовывать мероприятия, направленные на улучшение творческого процесса
Консультировать по вопросам создания дизайна детской одежды и обуви
Необходимые знания
Дизайн-менеджмент в индустрии детской одежды и обуви
Особенности законодательного регулирования индустрии товаров и услуг для детей
Правила и нормы по охране труда, гражданское и патентное право
Управленческая структура организации: функции и распределение их структуры (иерархия должностей и лиц), процессы и процедура управления творческим процессом
Методы проектной работы на базе подходов дизайн-менеджмента, креативного менеджмента и дизайн-мышления
Детская возрастная физиология и психология, в том числе пола и возраста
Гигиена детей
Системы сертификации и лицензирования детской одежды и обуви
Основы ведения проектной деятельности
Другие характеристики
-

3.5.3. Трудовая функция

Наименование
Контроль разработки моделей/коллекций детской одежды и обуви
Код
E/03.7
Уровень (подуровень) квалификации
7
Происхождение трудовой функции
Оригинал
X
Заимствовано из оригинала
Код оригинала
Регистрационный номер профессионального стандарта
Трудовые действия
Формирование ключевых показателей эффективности дизайнерской деятельности
Проведение регулярного мониторинга разработки моделей/коллекций детской одежды и обуви
Определение контрольных показателей, мероприятий, промежуточных этапов контроля, масштабов допустимых отклонений
Анализ результатов и их сопоставление с поставленными целями и задачами
Анализ соответствия разрабатываемых моделей/коллекций детской одежды и обуви потребностям целевых групп потребителей (детей, родителей) и требованиям заказчика
Сопоставление реальных результатов с контрольными показателями
Контроль и разрешение проблемных ситуаций
Контроль исполнения договорных отношений с подрядчиками и другими сторонними организациями
Оценка эффективности дизайна и успеха разработанных моделей/коллекций детской одежды и обуви
Определение необходимых корректирующих действий и разработка мер по повышению эффективности
Необходимые умения
Контролировать процесс выполнения работ
Работать с нормативными документами и законодательными актами
Разрабатывать процедуры и методы контроля
Проводить мониторинг и анализ дизайнерской деятельности и использовать его результаты для подготовки управленческих решений
Оценивать усилия сотрудников по достижению поставленных им задач
Необходимые знания
Методы и критерии оценки эффективности дизайнерской деятельности
Методы мониторинга и сравнительного анализа
Требования к разработке моделей/коллекций детской одежды и обуви
Категориально-понятийный аппарат дизайнерской деятельности
Другие характеристики
-

IV. Сведения об организациях - разработчиках
профессионального стандарта

4.1. Ответственная организация-разработчик

Некоммерческая организация "Ассоциация предприятий индустрии детских товаров" (АИДТ), город Москва
(наименование организации)
Президент АИДТ
Цицулина Антонина Викторовна

4.2. Наименования организаций-разработчиков

1.
ЗАО "Русский стиль", город Москва
2.
Некоммерческое партнерство по проведению экспертизы в области промышленности и энергетики "Экспертный клуб", город Москва
3.
ООО "Клевер", город Москва
4.
ФГБУ ВПО "Высшая школа народных искусств (институт)", Сергиево-Посадский филиал, город Сергиев Посад, Московская область

--------------------------------

<1> Общероссийский классификатор занятий.

<2> Общероссийский классификатор видов экономической деятельности.

<3> Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих.

<4> Общероссийский классификатор специальностей по образованию.