См. Документы Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации
МИНИСТЕРСТВО ТРУДА И СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПРИКАЗ
от 4 августа 2014 г. N 535н
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНДАРТА
"СПЕЦИАЛИСТ ПО ПРОДВИЖЕНИЮ И РАСПРОСТРАНЕНИЮ ПРОДУКЦИИ
СРЕДСТВ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ"
В соответствии с пунктом 22 Правил разработки, утверждения и применения профессиональных стандартов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22 января 2013 г. N 23 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 4, ст. 293), приказываю:
Утвердить прилагаемый профессиональный стандарт "Специалист по продвижению и распространению продукции средств массовой информации".
Министр
М.А.ТОПИЛИН
Приложение
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ
СПЕЦИАЛИСТ
ПО ПРОДВИЖЕНИЮ И РАСПРОСТРАНЕНИЮ ПРОДУКЦИИ
СРЕДСТВ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ
112
|
|
Регистрационный номер
|
I. Общие сведения
Организация продвижения и распространения продукции средств массовой информации (СМИ), включая печатные издания, телевизионные и радиопрограммы, сетевые издания
|
06.009
|
|
(наименование вида профессиональной деятельности)
|
Код
|
Основная цель вида профессиональной деятельности:
Содействие формированию и удовлетворению потребительского спроса на продукцию СМИ, включая печатные издания, телевизионные и радиопрограммы, сетевые издания
|
Группа занятий:
2413
|
Специалисты по коммерческой деятельности
|
3415
|
Агенты по продаже
|
(код ОКЗ <1>)
|
(наименование)
|
(код ОКЗ)
|
(наименование)
|
Отнесение к видам экономической деятельности:
51.18.23
|
Деятельность агентов по оптовой торговле газетами и журналами
|
51.47.22
|
Оптовая торговля газетами и журналами
|
74.13
|
Маркетинговые исследования и выявление общественного мнения
|
74.4
|
Рекламная деятельность
|
(код ОКВЭД <2>)
|
(наименование вида экономической деятельности)
|
II. Описание трудовых функций, входящих
в профессиональный стандарт (функциональная карта вида
профессиональной деятельности)
Обобщенные трудовые функции
|
Трудовые функции
|
||||
код
|
наименование
|
уровень квалификации
|
наименование
|
код
|
уровень (подуровень) квалификации
|
A
|
Организация распространения продукции СМИ
|
5
|
Реализация продукции СМИ
|
A/01.5
|
5
|
Организация поставки продукции СМИ
|
A/02.5
|
5
|
|||
Организация и проведение подписной кампании
|
A/03.5
|
5
|
|||
B
|
Организация продвижения продукции СМИ
|
6
|
Организация маркетинговых исследований в области СМИ
|
B/01.6
|
6
|
Разработка маркетинговой стратегии для продукции СМИ
|
B/02.6
|
6
|
|||
Организация мероприятий, способствующих увеличению продаж продукции СМИ
|
B/03.6
|
6
|
|||
Контроль и оценка эффективности результатов продвижения продукции СМИ
|
B/04.6
|
6
|
III. Характеристика обобщенных трудовых функций
3.1. Обобщенная трудовая функция
Наименование
|
Организация распространения продукции СМИ
|
Код
|
A
|
Уровень квалификации
|
5
|
Происхождение обобщенной трудовой функции
|
Оригинал
|
X
|
Заимствовано из оригинала
|
||
Код оригинала
|
Регистрационный номер профессионального стандарта
|
Возможные наименования должностей
|
Менеджер по продажам
Специалист по продажам
|
Требования к образованию и обучению
|
Среднее профессиональное образование - программы подготовки специалистов среднего звена
|
Требования к опыту практической работы
|
-
|
Особые условия допуска к работе
|
-
|
Дополнительные характеристики:
Наименование документа
|
Код
|
Наименование базовой группы, должности (профессии) или специальности
|
ОКЗ
|
3415
|
Агенты по продаже
|
ЕКС <3>
|
-
|
Менеджер (в торговле)
|
ОКСО <4>
|
080300
|
Коммерция
|
3.1.1. Трудовая функция
Наименование
|
Реализация продукции СМИ
|
Код
|
A/01.5
|
Уровень (подуровень) квалификации
|
5
|
Происхождение трудовой функции
|
Оригинал
|
X
|
Заимствовано из оригинала
|
||
Код оригинала
|
Регистрационный номер профессионального стандарта
|
Трудовые действия
|
Анализ ситуации на рынке услуг по реализации продукции СМИ
|
Поиск организаций, доводящих продукцию СМИ до потребителей
|
|
Представление (презентация) продукции СМИ
|
|
Ведение переговоров с представителями организаций, осуществляющих доведение продукции СМИ до потребителей
|
|
Формирование плана-графика поставки продукции СМИ
|
|
Составление и заключение договоров поставки продукции СМИ (иных договоров реализации продукции СМИ)
|
|
Необходимые умения
|
Использовать современные информационно-коммуникационные технологии и специализированные программные продукты
|
Находить и анализировать необходимую информацию
|
|
Вести деловые переговоры, устанавливать деловые отношения с партнерами (клиентами)
|
|
Составлять договоры поставки и иные договоры гражданско-правового характера, оформлять необходимую учетную и отчетную документацию
|
|
Необходимые знания
|
Основные нормы законодательства Российской Федерации, регламентирующего деятельность СМИ, коммерческую деятельность, авторское право, гражданское законодательство Российской Федерации
|
Основные способы сбора, обработки, анализа и наглядного представления информации
|
|
Ассортимент реализуемой продукции СМИ
|
|
Утвержденные цены (тарифы) и порядок ценообразования при организации поставок продукции СМИ
|
|
Корпоративные стандарты, регламенты и иные локальные нормативные акты, регламентирующие профессиональную деятельность
|
|
Правила охраны труда, производственной санитарии и пожарной безопасности
|
|
Другие характеристики
|
-
|
3.1.2. Трудовая функция
Наименование
|
Организация поставки продукции СМИ
|
Код
|
A/02.5
|
Уровень (подуровень) квалификации
|
5
|
Происхождение трудовой функции
|
Оригинал
|
X
|
Заимствовано из оригинала
|
||
Код оригинала
|
Регистрационный номер профессионального стандарта
|
Трудовые действия
|
Поиск и отбор организаций, оказывающих логистические и транспортные услуги
|
Составление и заключение договоров на доставку продукции СМИ, формирование необходимой документации для доставки продукции СМИ (в случае доставки корпоративным транспортом)
|
|
Подготовка необходимой сопроводительной документации для организации поставки продукции СМИ
|
|
Контроль своевременной и полной поставки продукции СМИ
|
|
Контроль своевременной оплаты поставляемой продукции СМИ
|
|
Необходимые умения
|
Использовать современные информационно-коммуникационные технологии, в том числе интернет-технологии и специализированные программные продукты
|
Осуществлять учет поставок продукции СМИ и платежей за поставляемую продукцию
|
|
Вести деловые переговоры, устанавливать деловые отношения с партнерами (клиентами)
|
|
Составлять договоры гражданско-правового характера, оформлять необходимую учетную и отчетную документацию
|
|
Необходимые знания
|
Основные нормы законодательства Российской Федерации, регламентирующего коммерческую деятельность, гражданское законодательство Российской Федерации
|
Основы бухгалтерского и статистического учета
|
|
Корпоративные стандарты, регламенты и иные локальные нормативные акты, регламентирующие профессиональную деятельность
|
|
Правила охраны труда, пожарной безопасности, внутренний трудовой распорядок
|
|
Другие характеристики
|
-
|
3.1.3. Трудовая функции
Наименование
|
Организация и проведение подписной кампании
|
Код
|
A/03.5
|
Уровень (подуровень) квалификации
|
5
|
Происхождение трудовой функции
|
Оригинал
|
X
|
Заимствовано из оригинала
|
||
Код оригинала
|
Регистрационный номер профессионального стандарта
|
Трудовые действия
|
Обработка и анализ данных по тиражам изданий и дистрибьюторам
|
Обеспечение информационно-аналитической поддержки подразделения распределения
|
|
Осуществление деятельности по сбору подписки
|
|
Формирование и исполнение мероприятий по стимулированию и сбору подписки
|
|
Необходимые умения
|
Использовать современные информационно-коммуникационные технологии для обработки данных
|
Анализировать ситуацию на рынке по реализации печатных СМИ
|
|
Готовить информационно-аналитические материалы по потребительскому спросу
|
|
Выверять, корректировать получаемую информацию по продажам тиражей
|
|
Готовить справочно-информационные материалы для освещения подписной кампании
|
|
Анализировать итоги подписной кампании
|
|
Необходимые знания
|
Законодательство Российской Федерации, иные нормативные правовые акты, методические и нормативные документы, регламентирующие деятельность СМИ
|
Основные приемы техники активных продаж
|
|
Другие характеристики
|
-
|
3.2. Обобщенная трудовая функция
Наименование
|
Организация продвижения продукции СМИ
|
Код
|
B
|
Уровень квалификации
|
6
|
Происхождение обобщенной трудовой функции
|
Оригинал
|
X
|
Заимствовано из оригинала
|
||
Код оригинала
|
Регистрационный номер профессионального стандарта
|
Возможные наименования должностей
|
Специалист по маркетингу, менеджер по маркетингу, менеджер по рекламе
|
Требования к образованию и обучению
|
Высшее образование - бакалавриат
|
Требования к опыту практической работы
|
-
|
Особые условия допуска к работе
|
-
|
Дополнительные характеристики:
Наименование документа
|
Код
|
Наименование базовой группы, должности (профессии) или специальности
|
ОКЗ
|
2413
|
Специалист по коммерческой деятельности
|
ЕКС
|
-
|
Менеджер по маркетингу и сбыту продукции
|
-
|
Специалист по маркетингу
|
|
ОКСО
|
080111
|
Маркетинг
|
080300
|
Коммерция
|
|
080500
|
Менеджмент
|
3.2.1. Трудовая функция
Наименование
|
Организация маркетинговых исследований в области СМИ
|
Код
|
B/01.6
|
Уровень (подуровень) квалификации
|
6
|
Происхождение трудовой функции
|
Оригинал
|
X
|
Заимствовано из оригинала
|
||
Код оригинала
|
Регистрационный номер профессионального стандарта
|
Трудовые действия
|
Поиск статистической и аналитической информации, характеризующей ситуацию на рынке продукции СМИ
|
Поиск и отбор организаций, осуществляющих маркетинговые исследования, проводящих социологические опросы, предоставление информации и оказание иных услуг, необходимых для анализа ситуации на рынке продукции СМИ
|
|
Составление и заключение договоров на проведение маркетингового исследования, социологического опроса, о предоставлении информации или оказании иных услуг, необходимых для анализа ситуации на рынке продукции СМИ
|
|
Контроль выполнения договора, приемка результатов маркетингового исследования, социологического опроса, иных работ и услуг, необходимых для анализа ситуации на рынке продукции СМИ
|
|
Анализ на основании имеющихся данных ситуации на рынке продукции СМИ
|
|
Определение целевой аудитории потребителей продукции СМИ
|
|
Необходимые умения
|
Использовать современные информационно-коммуникационные технологии и специализированные программные продукты
|
Находить и анализировать необходимую информацию, применять количественные и качественные методы анализа
|
|
Вести деловые переговоры, устанавливать деловые отношения с партнерами (клиентами)
|
|
Составлять договоры гражданско-правового характера, оформлять необходимую документацию по реализации договоров
|
|
Выявлять факторы, определяющие потребительский спрос на продукцию СМИ, существенные характеристики целевой аудитории потребителей
|
|
Составлять аналитические отчеты, проводить презентацию результатов маркетингового исследования
|
|
Необходимые знания
|
Гражданское законодательство Российской Федерации
|
Маркетинговые технологии
|
|
Основные способы сбора, обработки, анализа и наглядного представления информации
|
|
Корпоративные стандарты, регламенты и иные локальные нормативные акты, регулирующие профессиональную деятельность
|
|
Правила охраны труда, производственной санитарии и пожарной безопасности
|
|
Другие характеристики
|
-
|
3.2.2. Трудовая функция
Наименование
|
Разработка маркетинговой стратегии для продукции СМИ
|
Код
|
B/02.6
|
Уровень (подуровень) квалификации
|
6
|
Происхождение трудовой функции
|
Оригинал
|
X
|
Заимствовано из оригинала
|
||
Код оригинала
|
Регистрационный номер профессионального стандарта
|
Трудовые действия
|
Разработка концепции продвижения продукции СМИ, формирование коммуникационных целей и маркетинговых стратегий
|
Выбор маркетинговых технологий и инструментов для донесения до потребителя необходимой информации
|
|
Разработка и обоснование проекта ценовой стратегии организации, включая предложения по ценам на продукцию СМИ
|
|
Разработка плана мероприятий по продвижению продукции СМИ
|
|
Согласование маркетинговой стратегии с целями, задачами и стратегиями других подразделений и организации в целом
|
|
Формирование проекта бюджета на реализацию мероприятий по продвижению продукции СМИ
|
|
Представление проектов управленческих решений по продвижению продукции СМИ руководству организации
|
|
Необходимые умения
|
Использовать современные информационно-коммуникационные технологии, в том числе интернет-технологии и специализированные программные продукты
|
Разрабатывать концептуальные и стратегические документы в области маркетинга
|
|
Интегрировать различные средства продвижения в комплекс маркетинговых коммуникаций
|
|
Осуществлять планирование мероприятий по продвижению продукции, планирование расходов на их проведение
|
|
Необходимые знания
|
Гражданское законодательство Российской Федерации
|
Организация системы сбыта и товародвижения, планирование оптовых и розничных продаж
|
|
Маркетинговые технологии и технологии бренд-менеджмента
|
|
Технологии сегментирования рынка, позиционирования продуктов и компаний, оценки конкурентоспособности продуктов и конкурентов
|
|
Корпоративные стандарты, регламенты и иные локальные нормативные акты, регламентирующие профессиональную деятельность
|
|
Правила охраны труда, пожарной безопасности, внутренний трудовой распорядок
|
|
Другие характеристики
|
-
|
3.2.3. Трудовая функция
Наименование
|
Организация мероприятий, способствующих увеличению продаж продукции СМИ
|
Код
|
B/03.6
|
Уровень (подуровень) квалификации
|
6
|
Происхождение трудовой функции
|
Оригинал
|
X
|
Заимствовано из оригинала
|
||
Код оригинала
|
Регистрационный номер профессионального стандарта
|
Трудовые действия
|
Подготовка предложений подразделениям, осуществляющим разработку рекламных материалов, необходимых для продвижения продукции СМИ
|
Поиск и отбор организаций, осуществляющих разработку и размещение рекламных материалов, необходимых для продвижения продукции СМИ, продвижение интернет-сайта продукции СМИ в поисковых системах
|
|
Составление и заключение договора на разработку и размещение рекламных материалов, необходимых для продвижения продукции СМИ, продвижение интернет-сайта продукции СМИ в поисковых системах
|
|
Контроль выполнения договора на разработку и размещение рекламных материалов, необходимых для предвидения продукции СМИ, продвижение интернет-сайта продукции СМИ в поисковых системах
|
|
Организация представления продвигаемой продукции СМИ на публичных мероприятиях
|
|
Организация проектов, направленных на повышение узнаваемости продукции СМИ, включая благотворительные мероприятия
|
|
Необходимые умения
|
Использовать современные информационно-коммуникационные технологии, в том числе интернет-технологии
|
Выступать на публичных мероприятиях с докладами и презентациями
|
|
Вести деловые переговоры, устанавливать деловые отношения с партнерами (клиентами)
|
|
Составлять договоры гражданско-правового характера, оформлять необходимую учетную и отчетную документацию
|
|
Необходимые знания
|
Гражданское законодательство Российской Федерации
|
Основные принципы организации рекламной кампании
|
|
Методы оценки позиции интернет-сайта в поисковых системах
|
|
Основы проектной деятельности
|
|
Корпоративные стандарты, регламенты и иные локальные нормативные акты, регулирующие профессиональную деятельность
|
|
Правила охраны труда, пожарной безопасности, внутренний трудовой распорядок
|
|
Другие характеристики
|
-
|
3.2.4. Трудовая функция
Наименование
|
Контроль и оценка эффективности результатов продвижения продукции СМИ
|
Код
|
B/04.6
|
Уровень (подуровень) квалификации
|
6
|
Происхождение трудовой функции
|
Оригинал
|
X
|
Заимствовано из оригинала
|
||
Код оригинала
|
Регистрационный номер профессионального стандарта
|
Трудовые действия
|
Разработка системы показателей для оценки эффективности мероприятий по продвижению продукции СМИ
|
Организация сбора информации об узнаваемости продвигаемой продукции СМИ, удовлетворенности потребителей, мнении потребителей о характеристиках продвигаемой продукции
|
|
Поиск и отбор организаций, проводящих социологические опросы, заключение договоров на проведение социологических опросов
|
|
Анализ эффективности продвижения продукции СМИ
|
|
Разработка предложений по корректировке стратегий и программ продвижения продукции СМИ
|
|
Необходимые умения
|
Формулировать наблюдаемые, измеримые и достоверные показатели, характеризующие продвижение продукции СМИ
|
Находить и анализировать необходимую информацию, применять количественные и качественные методы анализа
|
|
Использовать современные информационно-коммуникационные технологии, в том числе интернет-технологии и специализированные программные продукты
|
|
Анализировать результаты продвижения продукции СМИ на основе полученных данных
|
|
Составлять договоры гражданско-правового характера, оформлять необходимую документацию по реализации договоров
|
|
Необходимые знания
|
Гражданское законодательство Российской Федерации
|
Принципы построения и оценки обратной связи с потребителями продукции СМИ
|
|
Корпоративные стандарты, регламенты и иные локальные нормативные акты, регулирующие профессиональную деятельность
|
|
Правила охраны труда, пожарной безопасности, внутренний трудовой распорядок
|
|
Другие характеристики
|
-
|
IV. Сведения об организациях - разработчиках
профессионального стандарта
4.1. Ответственная организация-разработчик
ФГБОУ ВПО "Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации", город Москва
|
|
Проректор
|
Сафонов Александр Львович
|
--------------------------------
<1> Общероссийский классификатор занятий.
<2> Общероссийский классификатор видов экономической деятельности.
<3> Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих.
<4> Общероссийский классификатор специальностей по образованию.