См. Документы Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации
МИНИСТЕРСТВО ТРУДА И СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПРИКАЗ
от 4 августа 2014 г. N 526н
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНДАРТА
"ИНСТРУКТОР-МЕТОДИСТ ПО АДАПТИВНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ"
В соответствии с пунктом 22 Правил разработки, утверждения и применения профессиональных стандартов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22 января 2013 г. N 23 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 4, ст. 293), приказываю:
Утвердить прилагаемый профессиональный стандарт "Инструктор-методист по адаптивной физической культуре".
Министр
М.А.ТОПИЛИН
Утвержден
приказом Министерства труда
и социальной защиты
Российской Федерации
от 4 августа 2014 г. N 526н
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ
ИНСТРУКТОР-МЕТОДИСТ ПО АДАПТИВНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ
157
|
|
Регистрационный номер
|
I. Общие сведения
Организационно-методическая деятельность в области адаптивной физической культуры (АФК) и адаптивного спорта
|
05.004
|
|
(наименование вида профессиональной деятельности)
|
Код
|
Основная цель вида профессиональной деятельности:
Организационно-методическое обеспечение физкультурной и спортивной подготовки лиц с ограниченными возможностями здоровья (включая инвалидов) всех возрастных и нозологических групп, вовлеченных в деятельность в сфере адаптивной физической культуры, адаптивного физического воспитания, адаптивного спорта
|
Группа занятий:
2351
|
Специалисты по методике обучения и воспитательной работе
|
2359
|
Специалисты по обучению, не вошедшие в другие группы
|
(код ОКЗ <1>)
|
(наименование)
|
(код ОКЗ)
|
(наименование)
|
Отнесение к видам экономической деятельности:
85.11
|
Образование дошкольное
|
85.13
|
Образование основное общее
|
85.14
|
Образование среднее общее
|
85.21
|
Образование профессиональное среднее
|
85.22
|
Образование высшее
|
87.90
|
Деятельность по уходу с обеспечением проживания прочая
|
88.10
|
Предоставление социальных услуг без обеспечения проживания престарелым и инвалидам
|
93.19
|
Деятельность в области спорта прочая
|
96.04
|
Деятельность физкультурно-оздоровительная
|
(код ОКВЭД <2>)
|
(наименование вида экономической деятельности)
|
II. Описание трудовых функций, входящих
в профессиональный стандарт (функциональная карта вида
профессиональной деятельности)
Обобщенные трудовые функции
|
Трудовые функции
|
||||
код
|
наименование
|
уровень квалификации
|
Наименование
|
код
|
уровень (подуровень) квалификации
|
A
|
Организация и проведение групповых и индивидуальных занятий по адаптивной физической культуре с лицами с ограниченными возможностями здоровья (включая инвалидов) всех возрастных и нозологических групп
|
4
|
Комплектование группы для занятий с учетом основного дефекта и психофизического состояния занимающихся (лиц с ограниченными возможностями здоровья (включая инвалидов) всех возрастных и нозологических групп)
|
A/01.4
|
4
|
Проведение занятий по адаптивной физической культуре с лицами с ограниченными возможностями здоровья (включая инвалидов) всех возрастных и нозологических групп по утвержденным программам
|
A/02.4
|
4
|
|||
Проведение воспитательной, рекреационно-досуговой, оздоровительной работы с лицами с ограниченными возможностями здоровья (включая инвалидов) всех возрастных и нозологических групп
|
A/03.4
|
4
|
|||
Подготовка лиц с ограниченными возможностями здоровья (включая инвалидов) всех возрастных и нозологических групп к тренировочному этапу (этапу спортивной специализации)
|
A/04.4
|
4
|
|||
Профилактика травматизма и использования допинга среди лиц с ограниченными возможностями здоровья (включая инвалидов) всех возрастных и нозологических групп
|
A/05.4
|
4
|
|||
B
|
Организация и методическое обеспечение процессов физкультурной и спортивной деятельности в отношении лиц с ограниченными возможностями здоровья (включая инвалидов) всех возрастных и нозологических групп, занимающихся адаптивной физической культурой и спортом
|
5
|
Организация и проведение мероприятий активного отдыха с лицами с ограниченными возможностями здоровья (включая инвалидов) всех возрастных и нозологических групп
|
B/01.5
|
5
|
Методическое обеспечение организации физкультурной и спортивной деятельности лиц с ограниченными возможностями здоровья (включая инвалидов) всех возрастных и нозологических групп
|
B/02.5
|
5
|
|||
Методическое сопровождение деятельности специалистов образовательной организации, организации спортивной подготовки и других организаций, осуществляющих деятельность в области адаптивной физической культуры и спорта
|
B/03.5
|
5
|
|||
C
|
Проведение и сопровождение групповых и индивидуальных занятий по адаптивной физической культуре с лицами с ограниченными возможностями здоровья (включая инвалидов) всех возрастных и нозологических групп - членами спортивной сборной команды Российской Федерации по адаптивному спорту
|
5
|
Проведение занятий по адаптивной физической культуре, лечебной физической культуре (ЛФК) и общей физической подготовке (ОФП) с членами спортивной сборной команды Российской Федерации по адаптивному спорту (спортивной дисциплине)
|
C/01.5
|
5
|
Сопровождение членов спортивной сборной команды Российской Федерации по адаптивному спорту (спортивной дисциплине) во время специального тренировочного и соревновательного процессов
|
C/02.5
|
5
|
|||
Профилактика травматизма и использования допинга среди членов спортивной сборной команды Российской Федерации по адаптивному спорту (спортивной дисциплине)
|
C/03.5
|
5
|
|||
D
|
Руководство методическим обеспечением процессов физкультурной и спортивной деятельности в отношении лиц с ограниченными возможностями здоровья (включая инвалидов) всех возрастных и нозологических групп, занимающихся адаптивной физической культурой и спортом
|
6
|
Руководство методическим обеспечением организации физкультурной и спортивной деятельности лиц с ограниченными возможностями здоровья (включая инвалидов) всех возрастных и нозологических групп
|
D/01.6
|
6
|
Руководство методическим сопровождением деятельности специалистов образовательной организации, организации спортивной подготовки и других организаций, осуществляющих деятельность в области адаптивной физической культуры и спорта
|
D/02.6
|
6
|
III. Характеристика обобщенных трудовых функций
3.1. Обобщенная трудовая функция
Наименование
|
Организация и проведение групповых и индивидуальных занятий по адаптивной физической культуре с лицами с ограниченными возможностями здоровья (включая инвалидов) всех возрастных и нозологических групп
|
Код
|
A
|
Уровень квалификации
|
4
|
Происхождение обобщенной трудовой функции
|
Оригинал
|
X
|
Заимствовано из оригинала
|
||
Код оригинала
|
Регистрационный номер профессионального стандарта
|
Возможные наименования должностей
|
Инструктор по адаптивной физической культуре
|
Требования к образованию и обучению
|
Среднее профессиональное образование в области адаптивной физической культуры
|
Допускается среднее профессиональное образование физической культуры и спорта и дополнительное профессиональное образование в области адаптивной физической культуры
|
|
Требования к опыту практической работы
|
-
|
Особые условия допуска к работе
|
Отсутствие запрета на занятие педагогической деятельностью в соответствии с законодательством Российской Федерации
|
Прохождение обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических медицинских осмотров (обследований) в установленном законодательством порядке <3>
|
|
Рекомендуется прохождение специальных курсов повышения квалификации при проведении занятий с детьми дошкольного возраста (4 - 6 лет)
|
Дополнительные характеристики
Наименование документа
|
Код
|
Наименование базовой группы, должности (профессии) или специальности
|
ОКЗ
|
2351
|
Специалисты по методике обучения и воспитательной работе
|
ЕКС <4>
|
-
|
Инструктор по адаптивной физической культуре
|
ОКСО <5>
|
050721.51
|
Педагог по адаптивной физической культуре
|
050721.52
|
Педагог по адаптивной физической культуре
Учитель адаптивной физической культуры
|
|
050720.51
|
Педагог по физической культуре и спорту
|
|
050720.52
|
Педагог по физической культуре и спорту с углубленной подготовкой
|
3.1.1. Трудовая функции
Наименование
|
Комплектование группы для занятий с учетом основного дефекта и психофизического состояния занимающихся (лиц с ограниченными возможностями здоровья (включая инвалидов) всех возрастных и нозологических групп)
|
Код
|
A/01.4
|
Уровень (подуровень) квалификации
|
4
|
Происхождение трудовой функции
|
Оригинал
|
X
|
Заимствовано из оригинала
|
||
Код оригинала
|
Регистрационный номер профессионального стандарта
|
Трудовые действия
|
Оценка исходных данных физической подготовленности лиц с ограниченными возможностями здоровья (включая инвалидов) всех возрастных и нозологических групп
|
Анализ индивидуальных программ реабилитации инвалидов и исходных данных физической подготовленности занимающихся
|
|
Формирование состава групп для занятий адаптивной физической культурой с учетом основного дефекта и психофизического состояния лиц с ограниченными возможностями здоровья (включая инвалидов) всех возрастных и нозологических групп
|
|
Планирование проведения групповых занятий с лицами с ограниченными возможностями здоровья (включая инвалидов) всех возрастных и нозологических групп с учетом основного дефекта и психофизического состояния лиц
|
|
Подбор наиболее эффективных методик проведения групповых занятий с лицами с ограниченными возможностями здоровья (включая инвалидов) всех возрастных и нозологических групп с учетом основного дефекта и психофизического состояния лиц
|
|
Проведение разъяснительных бесед с лицами, поступающими в группы занятий адаптивной физической культуры и родителями (законными представителями)
|
|
Необходимые умения
|
Анализировать исходные данные физической подготовленности лиц с ограниченными возможностями здоровья (включая инвалидов) всех возрастных и нозологических групп
|
Составлять индивидуальные программы реабилитации инвалидов
|
|
Планировать проведение групповых занятий по адаптивной физической культуре с учетом основного дефекта и психофизического состояния лиц с ограниченными возможностями здоровья (включая инвалидов) всех возрастных и нозологических групп
|
|
Пользоваться спортивным инвентарем
|
|
Оказывать первую доврачебную помощь
|
|
Консультировать лиц с ограниченными возможностями здоровья (включая инвалидов) всех возрастных и нозологических групп или их родителей (законных представителей), скорректировать намерение заниматься в группе на основании возрастных ограничений, с учетом основного дефекта и психофизического состояния занимающихся, медицинских противопоказаний, физического развития
|
|
Необходимые знания
|
Теория и методика адаптивной физической культуры
|
Теоретические основы организации методической работы по адаптивной физической культуре и спорту
|
|
Основы коррекционной педагогики и коррекционной психологии
|
|
Гигиенические основы физического воспитания
|
|
Современные способы организации занятий адаптивной физической культурой при различных нарушениях функций организма
|
|
Показания и противопоказания к проведению занятий по адаптивной физической культуре
|
|
Порядок составления плана проведения групповых занятий
|
|
Другие характеристики
|
-
|
3.1.2. Трудовая функция
Наименование
|
Проведение занятий по адаптивной физической культуре с лицами с ограниченными возможностями здоровья (включая инвалидов) всех возрастных и нозологических групп по утвержденным программам
|
Код
|
A/02.4
|
Уровень (подуровень) квалификации
|
4
|
Происхождение трудовой функции
|
Оригинал
|
X
|
Заимствовано из оригинала
|
||
Код оригинала
|
Регистрационный номер профессионального стандарта
|
Трудовые действия
|
Определение задач и содержания группового или индивидуального занятия по адаптивной физической культуре с учетом возраста, подготовленности, индивидуальных и психофизических особенностей лица или группы
|
Разработка плана проведения занятия по адаптивной физической культуре по утвержденным программам и методикам адаптивного физического воспитания
|
|
Составление расписания проведения индивидуальных или групповых занятий по адаптивной физической культуре по утвержденным программам и методикам адаптивного физического воспитания
|
|
Проведение занятия по адаптивной физической культуре согласно разработанному плану по утвержденным программам и методикам адаптивного физического воспитания
|
|
Регулирование физической нагрузки занимающихся
|
|
Рекомендации по совершенствованию двигательной деятельности занимающихся с учетом основного дефекта и психофизического состояния занимающихся, медицинских противопоказаний, физического развития
|
|
Совместно с медицинскими работниками контроль физического состояния занимающихся
|
|
Проведение поэтапного контроля подготовленности занимающихся и коррекцию этого процесса
|
|
Обеспечение безопасности занимающихся при проведении занятий адаптивной физической культурой
|
|
Отчет о проведенном занятии адаптивной физической культурой по установленной форме
|
|
Необходимые умения
|
Планировать групповое или индивидуальное занятие по адаптивной физической культуре по утвержденным программам и методикам адаптивного физического воспитания
|
Пользоваться спортивным инвентарем
|
|
Оказывать первую доврачебную помощь
|
|
Проводить корректировку плана индивидуального или группового занятия с учетом данных поэтапного контроля подготовленности
|
|
Обучать лиц с ограниченными возможностями здоровья (включая инвалидов) всех возрастных и нозологических групп владению навыками и техникой выполнения упражнений, формировать нравственно-волевые качества
|
|
Контролировать двигательную активность и физическое состояние занимающихся
|
|
Элементарно и просто разъяснить правила техники безопасности при выполнении упражнений
|
|
Своевременно выявить угрозы и степени опасности внешних и внутренних факторов
|
|
Оперативно реагировать на нештатные ситуации и применять верные алгоритмы действий для устранения или снижения опасности последних
|
|
Необходимые знания
|
Теория и методика адаптивной физической культуры
|
Основы коррекционной педагогики и коррекционной психологии
|
|
Современные методики организации занятий адаптивной физической культурой при различных нарушениях функций организма
|
|
Гигиенические основы физического воспитания
|
|
Показания и противопоказания к проведению занятий по адаптивной физической культуре
|
|
Порядок составления плана проведения индивидуального и группового занятия
|
|
Порядок проведения врачебного контроля и способы оказания доврачебной медицинской помощи
|
|
Формы по составлению отчетности о проведении индивидуального или группового занятия по адаптивной физической культуре
|
|
Другие характеристики
|
-
|
3.1.3. Трудовая функция
Наименование
|
Проведение воспитательной, рекреационно-досуговой, оздоровительной работы с лицами с ограниченными возможностями здоровья (включая инвалидов) всех возрастных и нозологических групп
|
Код
|
A/03.4
|
Уровень (подуровень) квалификации
|
4
|
Происхождение трудовой функции
|
Оригинал
|
X
|
Заимствовано из оригинала
|
||
Код оригинала
|
Регистрационный номер профессионального стандарта
|
Трудовые действия
|
Разъяснение среди лиц с ограниченными возможностями здоровья (включая инвалидов) всех возрастных и нозологических групп необходимости ведения здорового образа жизни
|
Разъяснительная работа среди лиц с ограниченными возможностями здоровья (включая инвалидов) всех возрастных и нозологических групп о важности систематических занятий адаптивной физической культурой
|
|
Осуществление корректировки проведения занятий с учетом коррекционно-развивающей направленности педагогических воздействий в отношении лиц с ограниченными возможностями здоровья (включая инвалидов) всех возрастных и нозологических групп
|
|
Разработка программы индивидуальных занятий для лиц с ограниченными возможностями здоровья (включая инвалидов) всех возрастных и нозологических групп, основанной на принципах социализации занимающихся, расширения круга их общения в процессе тренировочной и соревновательной деятельности, формирования общей культуры и физической культуры личности, максимального саморазвития и самосовершенствования
|
|
Контроль соблюдения графика занятий и тренировок, достижения результатов индивидуальных программ реабилитации и программ индивидуальных занятий
|
|
Учет и обобщение результатов воспитательной, рекреационно-досуговой, оздоровительной работы с лицами с ограниченными возможностями здоровья (включая инвалидов) всех возрастных и нозологических групп
|
|
Подготовка предложений руководству организации по совершенствованию воспитательной, рекреационно-досуговой, оздоровительной работы с лицами с ограниченными возможностями здоровья (включая инвалидов) всех возрастных и нозологических групп
|
|
Необходимые умения
|
Проводить эффективные коммуникации с лицами с ограниченными возможностями здоровья (включая инвалидов) всех возрастных и нозологических групп
|
Оказывать первую доврачебную помощь
|
|
Пользоваться информационно-коммуникационными технологиями и средствами связи
|
|
Пользоваться контрольно-измерительными приборами
|
|
Пользоваться спортивным инвентарем
|
|
Оценивать эффективность коррекционно-развивающей направленности педагогических воздействий в отношении лиц с ограниченными возможностями здоровья (включая инвалидов) всех возрастных и нозологических групп
|
|
Оказать квалифицированную методическую помощь лицам, занимающимся в группах адаптивной физической культуры, спортсменам-инвалидам, в том числе путем корректировки расписания занятий, изменения группы, снижения или увеличения интенсивности тренировок и т.п.
|
|
Необходимые знания
|
Теория и методика адаптивной физической культуры
|
Теоретические основы организации методической работы по адаптивной физической культуре и спорту
|
|
Основы коррекционной педагогики и коррекционной психологии
|
|
Гигиенические основы физического воспитания
|
|
Современные методики организации занятий адаптивной физической культурой при различных нарушениях функций организма
|
|
Показания и противопоказания к проведению занятий по адаптивной физической культуре
|
|
Порядок проведения поэтапного контроля подготовленности
|
|
Порядок проведения врачебного контроля и способы оказания доврачебной медицинской помощи
|
|
Принципы коррекционно-развивающей направленности педагогических воздействий в отношении лиц с ограниченными возможностями здоровья (включая инвалидов) всех возрастных и нозологических групп
|
|
Другие характеристики
|
-
|
3.1.4. Трудовая функция
Наименование
|
Подготовка лиц с ограниченными возможностями здоровья (включая инвалидов) всех возрастных и нозологических групп к тренировочному этапу (этапу спортивной специализации)
|
Код
|
A/04.4
|
Уровень (подуровень) квалификации
|
4
|
Происхождение трудовой функции
|
Оригинал
|
X
|
Заимствовано из оригинала
|
||
Код оригинала
|
Регистрационный номер профессионального стандарта
|
Трудовые действия
|
Решение совместно с тренером-преподавателем по АФК о переводе обучающихся или занимающихся - лиц с ограниченными возможностями здоровья (включая инвалидов) всех возрастных и нозологических групп - на тренировочный этап (этап спортивной специализации) в избранном виде адаптивного спорта
|
Контроль отсутствия медицинских противопоказаний для занятий видом адаптивного спорта (спортивной дисциплиной) у поступающих в группы тренировочного этапа в избранном виде адаптивного спорта
|
|
Консультирование обучающихся и их родителей (законных представителей) относительно порядка зачисления в группы адаптивного спорта и тренировочного процесса на тренировочном этапе (этапе спортивной специализации) в избранном виде адаптивного спорта
|
|
Анализ примерных программ учебно-спортивной подготовки и организации физкультурно-спортивной деятельности в избранном виде адаптивного спорта
|
|
Разработка совместно с тренером-преподавателем по АФК годовых и текущих планов теоретической, физической, технической, морально-волевой и спортивной подготовки занимающихся избранным видом адаптивного спорта
|
|
Внедрение новейших методик подготовки спортсменов в избранном виде адаптивного спорта
|
|
Необходимые умения
|
Методически обосновать отбор в группы тренировочного этапа (этапа спортивной специализации) в избранном виде адаптивного спорта
|
Пользоваться контрольно-измерительными приборами
|
|
Пользоваться спортивным инвентарем
|
|
Проводить анализ программ учебно-спортивной подготовки и организации физкультурно-спортивной деятельности в избранном виде адаптивного спорта
|
|
Планировать мероприятия теоретической, физической, технической, морально-волевой и спортивной подготовки в избранном виде адаптивного спорта
|
|
Пользоваться информационно-коммуникационными технологиями и средствами связи
|
|
Необходимые знания
|
Теория и методика адаптивной физической культуры
|
Теоретические основы организации методической работы по адаптивной физической культуре и спорту
|
|
Основы коррекционной педагогики и коррекционной психологии
|
|
Современные методики организации занятий адаптивной физической культурой при различных нарушениях функций организма
|
|
Показания и противопоказания к проведению занятий по адаптивной физической культуре
|
|
Федеральные стандарты спортивной подготовки (по виду адаптивного спорта, спортивной дисциплине)
|
|
Другие характеристики
|
-
|
3.1.5. Трудовая функция
Наименование
|
Профилактика травматизма и использования допинга среди лиц с ограниченными возможностями здоровья (включая инвалидов) всех возрастных и нозологических групп
|
Код
|
A/05.4
|
Уровень (подуровень) квалификации
|
4
|
Происхождение трудовой функции
|
Оригинал
|
X
|
Заимствовано из оригинала
|
||
Код оригинала
|
Регистрационный номер профессионального стандарта
|
Трудовые действия
|
Изучение и обобщение передового опыта в области профилактики травматизма и использования допинга в адаптивной физической культуре и спорте
|
Проведение с лицами с ограниченными возможностями здоровья (включая инвалидов) всех возрастных и нозологических групп инструктажа по основам техники безопасности при выполнении упражнений, использовании спортивного инвентаря, участии в спортивной (подвижной) игре
|
|
Контроль возникновения опасных ситуаций и угроз здоровью, жизни обучающихся во время занятия, принятие мер по минимизации и нейтрализации угроз
|
|
До начала занятия контроль технической исправности спортивных объектов и инвентаря, при возникновении неисправности запрещение их использования
|
|
Консультирование всех заинтересованных лиц по вопросам обеспечения безопасности при занятиях адаптивной физической культурой
|
|
Пропаганда отказа от использования допинга в адаптивной физической культуре и спорте
|
|
Необходимые умения
|
Проводить коммуникации с населением, с родителями (законными представителями), иными заинтересованными лицами
|
Изучать и систематизировать информацию по вопросам профилактики травматизма и использования допинга
|
|
Доступно разъяснить лицам с ограниченными возможностями здоровья (включая инвалидов) всех возрастных и нозологических групп правила техники безопасности при выполнении упражнений, использовании спортивного инвентаря, участии в спортивной (подвижной) игре
|
|
Своевременно выявить угрозы и степени опасности внешних и внутренних факторов и организовать безопасное пространство для лиц с ограниченными возможностями здоровья (включая инвалидов) всех возрастных и нозологических групп
|
|
Оперативно реагировать на нештатные ситуации и применять верные алгоритмы действий для устранения или снижения опасности последних
|
|
Выявлять неисправности спортивных объектов и инвентаря
|
|
Необходимые знания
|
Основы организации здорового образа жизни
|
Теория и методика адаптивной физической культуры
|
|
Теоретические основы организации методической работы по адаптивной физической культуре и спорту
|
|
Основы коррекционной педагогики и коррекционной психологии
|
|
Правила эксплуатации спортивных сооружений, оборудования и спортивной техники
|
|
Безопасные методы и приемы выполнения работ на спортивных объектах
|
|
Методы сбора и первичной обработки информации
|
|
Методы консультирования
|
|
Основы спортивной медицины, медицинского контроля и способы оказания доврачебной медицинской помощи
|
|
Другие характеристики
|
-
|
3.2. Обобщенная трудовая функция
Наименование
|
Организация и методическое обеспечение процессов физкультурной и спортивной деятельности в отношении лиц с ограниченными возможностями здоровья (включая инвалидов) всех возрастных и нозологических групп, занимающихся адаптивной физической культурой и спортом
|
Код
|
B
|
Уровень квалификации
|
5
|
Происхождение обобщенной трудовой функции
|
Оригинал
|
X
|
Заимствовано из оригинала
|
||
Код оригинала
|
Регистрационный номер профессионального стандарта
|
Возможные наименования должностей
|
Инструктор-методист по адаптивной физической культуре
|
Требования к образованию и обучению
|
Среднее профессиональное образование в области адаптивной физической культуры
|
Допускается среднее профессиональное образование физической культуры и спорта и дополнительное профессиональное образование в области адаптивной физической культуры
|
|
Требования к опыту практической работы
|
Стаж работы в должности (должностях) инструктора-методиста, тренера-преподавателя по адаптивной физической культуре не менее трех лет
|
Особые условия допуска к работе
|
Отсутствие запрета на занятие педагогической деятельностью в соответствии с законодательством Российской Федерации
|
Прохождение обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических медицинских осмотров (обследований) в установленном законодательством порядке
|
Дополнительные характеристики
Наименование документа
|
Код
|
Наименование базовой группы, должности (профессии) или специальности
|
ОКЗ
|
2351
|
Специалисты по методике обучения и воспитательной работе
|
2359
|
Специалисты по обучению, не вошедшие в другие группы
|
|
ЕКС
|
-
|
Инструктор-методист по адаптивной физической культуре
|
ОКСО
|
050721.51
|
Педагог по адаптивной физической культуре
|
050721.52
|
Педагог по адаптивной физической культуре
Учитель адаптивной физической культуры
|
|
050720.51
|
Педагог по физической культуре и спорту
|
|
050720.52
|
Педагог по физической культуре и спорту с углубленной подготовкой
|
3.2.1. Трудовая функция
Наименование
|
Организация и проведение мероприятий активного отдыха с лицами с ограниченными возможностями здоровья (включая инвалидов) всех возрастных и нозологических групп
|
Код
|
B/01.5
|
Уровень (подуровень) квалификации
|
5
|
Происхождение трудовой функции
|
Оригинал
|
X
|
Заимствовано из оригинала
|
||
Код оригинала
|
Регистрационный номер профессионального стандарта
|
Трудовые действия
|
Составление плана проведения мероприятий досугового и оздоровительного характера для лиц с ограниченными возможностями здоровья (включая инвалидов) всех возрастных и нозологических групп
|
Составление программы проведения досугового или оздоровительного мероприятия (физкультурно-спортивного праздника, соревнования, дня здоровья и др.) для лиц с ограниченными возможностями здоровья (включая инвалидов) всех возрастных и нозологических групп с учетом целей и задач адаптивного физического воспитания
|
|
Составление плана ресурсного обеспечения досугового или оздоровительного мероприятия для лиц с ограниченными возможностями здоровья (включая инвалидов) всех возрастных и нозологических групп
|
|
Оповещение лиц с ограниченными возможностями здоровья (включая инвалидов) всех возрастных и нозологических групп о предстоящем досуговом или оздоровительном мероприятии, доведение информации о программе проведения мероприятий до участников и иных заинтересованных лиц
|
|
Проведение самостоятельно или с привлечением других лиц досугового или оздоровительного мероприятия для лиц с ограниченными возможностями здоровья (включая инвалидов) всех возрастных и нозологических групп
|
|
Составление протокола о проведении досугового или оздоровительного мероприятия для лиц с ограниченными возможностями здоровья (включая инвалидов) всех возрастных и нозологических групп
|
|
Подготовка текущей и периодической отчетности об итогах организации активного отдыха для лиц с ограниченными возможностями здоровья (включая инвалидов) всех возрастных и нозологических групп
|
|
Оценка результатов работы по организации мероприятий активного отдыха для лиц с ограниченными возможностями здоровья (включая инвалидов) всех возрастных и нозологических групп
|
|
Выявление проблем и резервов повышения результативности организации активного отдыха для лиц с ограниченными возможностями здоровья (включая инвалидов) всех возрастных и нозологических групп
|
|
Подготовка обоснованных предложений по повышению результативности организации активного отдыха для лиц с ограниченными возможностями здоровья (включая инвалидов) всех возрастных и нозологических групп
|
|
Необходимые умения
|
Планировать проведение мероприятий активного отдыха с учетом основного дефекта и психофизического состояния лиц с ограниченными возможностями здоровья (включая инвалидов) всех возрастных и нозологических групп
|
Использовать существующие методики проведения мероприятий досугового или оздоровительного характера для лиц с ограниченными возможностями здоровья (включая инвалидов) всех возрастных и нозологических групп
|
|
Определять требования к месту, времени проведения мероприятия досугового или оздоровительного характера для лиц с ограниченными возможностями здоровья (включая инвалидов) всех возрастных и нозологических групп
|
|
Определять требования к ресурсному обеспечению мероприятия досугового или оздоровительного характера для лиц с ограниченными возможностями здоровья (включая инвалидов) всех возрастных и нозологических групп
|
|
Обеспечивать безопасность проведения мероприятия досугового или оздоровительного характера для лиц с ограниченными возможностями здоровья (включая инвалидов) всех возрастных и нозологических групп
|
|
Проводить судейство состязаний, проводимых в рамках досугового или оздоровительного мероприятия для лиц с ограниченными возможностями здоровья (включая инвалидов) всех возрастных и нозологических групп
|
|
Пользоваться информационно-коммуникационными технологиями и средствами связи
|
|
Оказывать доврачебную медицинскую помощь
|
|
Осуществлять эффективные коммуникации с педагогическими и социальными работниками, лицами с ограниченными возможностями здоровья (включая инвалидов) всех возрастных и нозологических групп и родителями (законными представителями)
|
|
Вовлекать в мероприятия активного отдыха лиц с ограниченными возможностями здоровья (включая инвалидов) всех возрастных и нозологических групп
|
|
Вести отчетную документацию по утвержденной форме
|
|
Оценивать результаты работы по организации активного отдыха лиц с ограниченными возможностями здоровья (включая инвалидов) всех возрастных и нозологических групп
|
|
Самостоятельно разработать обоснованные предложения по развитию деятельности в области организации активного отдыха лиц с ограниченными возможностями здоровья (включая инвалидов) всех возрастных и нозологических групп
|
|
Пользоваться информационно-коммуникационными технологиями и средствами связи
|
|
Необходимые знания
|
Теория и методика адаптивной физической культуры
|
Теоретические основы организации методической работы по адаптивной физической культуре и спорту
|
|
Основы коррекционной педагогики и коррекционной психологии
|
|
Гигиенические основы физического воспитания
|
|
Способы оказания доврачебной медицинской помощи
|
|
Правила эксплуатации спортивных сооружений, оборудования и спортивной техники
|
|
Методики проведения мероприятий досугового и оздоровительного характера со спецификой адаптивной физической культуры и спорта
|
|
Передовой опыт физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работы в адаптивной физической культуре и спорте
|
|
Формы составления текущей и периодической отчетности, утвержденные локальными нормативными актами физкультурно-спортивной организации
|
|
Методики оценки результативности физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работы
|
|
Методы сбора и первичной обработки информации
|
|
Другие характеристики
|
Устанавливаются квалификационные категории (вторая, первая, высшая) по решению аттестационной комиссии в порядке, предусмотренном законодательством
|
3.2.2. Трудовая функция
Наименование
|
Методическое обеспечение организации физкультурной и спортивной деятельности лиц с ограниченными возможностями здоровья (включая инвалидов) всех возрастных и нозологических групп
|
Код
|
B/02.5
|
Уровень (подуровень) квалификации
|
5
|
Происхождение трудовой функции
|
Оригинал
|
X
|
Заимствовано из оригинала
|
||
Код оригинала
|
Регистрационный номер профессионального стандарта
|
Трудовые действия
|
Определение целей, задач и содержания физкультурной и спортивной работы с лицами с ограниченными возможностями здоровья (включая инвалидов) всех возрастных и нозологических групп в организациях, осуществляющих деятельность по адаптивной физической культуре и спорту
|
Разработка методической документации по проведению набора в группы занятий по адаптивной физической культуре, проведению спортивной ориентации лиц с ограниченными возможностями здоровья (включая инвалидов) всех возрастных и нозологических групп - под руководством старшего инструктора-методиста по адаптивной физической культуре
|
|
Разработка физкультурно-оздоровительных и тренировочных комплексов занятий адаптивной физической культурой и спортом под руководством старшего инструктора-методиста по адаптивной физической культуре
|
|
Подготовка под руководством старшего инструктора-методиста по адаптивной физической культуре методического обеспечения профессиональных образовательных программ по видам адаптивного спорта, культивируемого в образовательной организации, осуществляющем деятельность в области адаптивной физической культуры и спорта
|
|
Разработка под руководством старшего инструктора-методиста по адаптивной физической культуре программы учебно-спортивной подготовки и организации физкультурно-спортивной деятельности
|
|
Планирование совместно со старшим инструктором-методистом по адаптивной физической культуре тренировочного и образовательного процессов и физкультурно-спортивной деятельности лиц с ограниченными возможностями здоровья (включая инвалидов) всех возрастных и нозологических групп
|
|
Оценка эффективности применяемых методов оздоровительной физической культуры и методов спортивной тренировки в адаптивной культуре и спорте
|
|
Необходимые умения
|
Осуществлять календарно-тематическое планирование с учетом особенностей возраста, вида спорта, специфики заболеваний лиц с ограниченными возможностями здоровья (включая инвалидов) всех возрастных и нозологических групп
|
Проводить сравнительный анализ эффективности применяемых методов оздоровительной физической культуры и методов спортивной тренировки в адаптивной физической культуре и спорте
|
|
Вести отчетную документацию по утвержденной форме
|
|
Самостоятельно разработать физкультурно-оздоровительные и тренировочные комплексы занятий адаптивной физической культурой и спором, методическое обеспечение профессиональных образовательных программ по видам адаптивного спорта, программы учебно-спортивной подготовки и организации физкультурно-спортивной деятельности
|
|
Осуществлять эффективные коммуникации с педагогическими и социальными работниками, лицами с ограниченными возможностями здоровья (включая инвалидов) всех возрастных и нозологических групп и с родителями (законными представителями)
|
|
Пользоваться информационно-коммуникационными технологиями и средствами связи
|
|
Составлять документацию по установленному образцу
|
|
Необходимые знания
|
Теория и методика адаптивной физической культуры
|
Теоретические основы организации методической работы по адаптивной физической культуре и спорту
|
|
Нормативные документы, регламентирующие подготовку спортсменов - учащихся образовательной организации, осуществляющей деятельность в области адаптивной физической культуры и спорта
|
|
Профиль, специализацию и особенности структуры образовательной организации, осуществляющей деятельность в области адаптивной физической культуры и спорта
|
|
Основы коррекционной педагогики и коррекционной психологии
|
|
Методики овладения видом адаптивного спорта согласно профилю спортивной школы и принципы методического обеспечения отборочного, тренировочного и образовательного процессов в организации, осуществляющей деятельность в области адаптивной физической культуры и спорта
|
|
Методы и средства измерений в адаптивном физическом воспитании и спорте
|
|
Система организации образовательного процесса в организации, осуществляющей деятельность в области адаптивной физической культуры и спорта
|
|
Принципы и порядок разработки учебно-программной документации по учебно-образовательному процессу со спецификой адаптивной физической культуры и спорта
|
|
Другие характеристики
|
Устанавливаются квалификационные категории (вторая, первая, высшая) по решению аттестационной комиссии в порядке, предусмотренном законодательством
|
3.2.3. Трудовая функция
Наименование
|
Методическое сопровождение деятельности специалистов образовательной организации, организации спортивной подготовки и других организаций, осуществляющих деятельность в области адаптивной физической культуры и спорта
|
Код
|
B/03.5
|
Уровень (подуровень) квалификации
|
5
|
Происхождение трудовой функции
|
Оригинал
|
X
|
Заимствовано из оригинала
|
||
Код оригинала
|
Регистрационный номер профессионального стандарта
|
Трудовые действия
|
Фиксирование опыта работы тренеров-преподавателей по адаптивной физической культуре по культивируемым видам спорта в образовательной организации, организации спортивной подготовки и других организациях, осуществляющих деятельность в области адаптивной физической культуры и спорта
|
Формирование банка педагогической и другой информации (нормативно-правовой, научно-методической, методической) в области адаптивной физической культуры и спорта
|
|
Обобщение и распространение передового педагогического опыта, включая индивидуальный опыт тренеров-преподавателей по адаптивной физической культуре, в образовательной организации, организации спортивной подготовки и других организациях, осуществляющих деятельность в области адаптивной физической культуры и спорта
|
|
Информирование специалистов образовательной организации, организации спортивной подготовки и других организациях, осуществляющих деятельность в области адаптивной физической культуры и спорта, о новых направлениях в развитии адаптивного спорта и образования путем проведения мастер-классов, круглых столов, семинаров
|
|
Ознакомление педагогических работников образовательной организации, организации спортивной подготовки и других организаций, осуществляющих деятельность в области адаптивной физической культуры и спорта, с новинками педагогической, психологической, методической литературы, с опытом инновационной деятельности образовательных и других организаций, осуществляющих деятельность в области адаптивной физической культуры и спорта, на бумажных и электронных носителях
|
|
Проведение индивидуальных и групповых консультирований с сотрудниками образовательной и других организаций, осуществляющих деятельность в области адаптивной физической культуры и спорта, по вопросам обучения, развития, спортивной подготовки лиц с ограниченными возможностями здоровья (включая инвалидов) всех возрастных и нозологических групп
|
|
Пропаганда отказа от использования допинга в адаптивном спорте
|
|
Методическая помощь тренерам-преподавателям по адаптивной физической культуре при разработке маршрутов обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья (включая инвалидов) всех возрастных и нозологических групп с учетом их основного дефекта, психофизического состояния, возрастных особенностей
|
|
Необходимые умения
|
Владеть способами систематизации методических и информационных материалов
|
Владеть навыками использования аудиовизуальных и интерактивных средств обучения
|
|
Осуществлять эффективные коммуникации с работниками образовательной организации, организации спортивной подготовки и других организаций, осуществляющих деятельность в области адаптивной физической культуры и спорта
|
|
Пользоваться информационно-коммуникационными (технологиями и средствами связи
|
|
Составлять документацию по установленному образцу
|
|
Владеть навыками проведения мастер-классов, круглых столов, семинаров
|
|
Владеть навыками консультирования
|
|
Владеть приемами оценки компетентности тренерско-преподавательского состава организации, осуществляющей деятельность в области адаптивной физической культуры и спорта
|
|
Владеть приемами повышения компетентности тренеров-преподавателей, педагогов по образовательному процессу организации, осуществляющей деятельность в области адаптивной физической культуры и спорта
|
|
Необходимые знания
|
Теория и методика адаптивной физической культуры
|
Теоретические основы организации методической работы по адаптивной физической культуре и спорту
|
|
Нормативные документы, регламентирующие физкультурную и тренерскую подготовку лиц с ограниченными возможностями здоровья (включая инвалидов) всех возрастных и нозологических групп
|
|
Методики овладения видом адаптивного спорта согласно профилю спортивной школы и принципы методического обеспечения отборочного, тренировочного и образовательного процессов в организации, осуществляющей деятельность в области адаптивной физической культуры и спорта
|
|
Система организации тренировочного процесса в образовательной и других организациях, осуществляющих деятельность в области адаптивной физической культуры и спорта
|
|
Принципы и порядок разработки учебно-программной документации по учебно-образовательному процессу со спецификой адаптивной физической культуры и спорта
|
|
Методы оценки и способы повышения уровня компетентности тренерско-преподавательского состава образовательной организации, организации спортивной подготовки и других организаций, осуществляющих деятельность в области адаптивной физической культуры и спорта
|
|
Методы установления контакта с тренерами-преподавателями по адаптивной физической культуре, другими работниками образовательной организации, организации спортивной подготовки и других организаций, осуществляющих деятельность в области адаптивной физической культуры и спорта
|
|
Методы проведения мастер-классов, круглых столов, семинаров
|
|
Основы работы с текстовыми редакторами, электронными таблицами, электронной почтой и браузерами, использования аудиовизуальных и интерактивных средств обучения
|
|
Антидопинговые правила (со спецификой адаптивных видов спорта)
|
|
Другие характеристики
|
Устанавливаются квалификационные категории (вторая, первая, высшая) по решению аттестационной комиссии в порядке, предусмотренном законодательством
|
3.3. Обобщенная трудовая функция
Наименование
|
Проведение и сопровождение групповых и индивидуальных занятий по адаптивной физической культуре с лицами с ограниченными возможностями здоровья (включая инвалидов) всех возрастных и нозологических групп - членами спортивной сборной команды Российской Федерации по адаптивному спорту
|
Код
|
C
|
Уровень квалификации
|
5
|
Происхождение обобщенной трудовой функции
|
Оригинал
|
X
|
Заимствовано из оригинала
|
||
Код оригинала
|
Регистрационный номер профессионального стандарта
|
Возможные наименования должностей
|
Инструктор-методист спортивной сборной команды Российской Федерации по адаптивной физической культуре
|
Требования к образованию и обучению
|
Среднее профессиональное образование в области адаптивной физической культуры
|
Допускается среднее профессиональное образование физической культуры и спорта и дополнительное профессиональное образование в области адаптивной физической культуры
|
|
Требования к опыту практической работы
|
Стаж работы в должности (должностях) инструктора-методиста по адаптивной физической культуре, тренера-преподавателя по адаптивной физической культуре, инструктора-методиста, тренера, тренера-преподавателя не менее трех лет
|
Особые условия допуска к работе
|
Отсутствие запрета на занятие педагогической деятельностью в соответствии с законодательством Российской Федерации
|
Прохождение обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических медицинских осмотров (обследований) в установленном законодательством порядке
|
Дополнительные характеристики
Наименование документа
|
Код
|
Наименование базовой группы, должности (профессии) или специальности
|
ОКЗ
|
2351
|
Специалисты по методике обучения и воспитательной работе
|
ЕКС
|
-
|
Инструктор-методист спортивной сборной команды Российской Федерации по адаптивной физической культуре
|
ОКСО
|
050721.51
|
Педагог но адаптивной физической культуре
|
050721.52
|
Педагог по адаптивной физической культуре
Учитель адаптивной физической культуры
|
|
050720.51
|
Педагог по физической культуре и спорту
|
|
050720.52
|
Педагог по физической культуре и спорту с углубленной подготовкой
|
3.3.1. Трудовая функция
Наименование
|
Проведение занятий по адаптивной физической культуре, лечебной физической культуре (ЛФК) и общей физической подготовке (ОФП) с членами спортивной сборной команды Российской Федерации по адаптивному спорту (спортивной дисциплине)
|
Код
|
C/01.5
|
Уровень (подуровень) квалификации
|
5
|
Происхождение трудовой функции
|
Оригинал
|
X
|
Заимствовано из оригинала
|
||
Код оригинала
|
Регистрационный номер профессионального стандарта
|
Трудовые действия
|
Разработка плана проведения занятий по адаптивной физической культуре по утвержденным программам и методикам подготовки членов спортивной сборной команды Российской Федерации по адаптивному спорту (спортивной дисциплине)
|
Разработка индивидуального адаптационного курса тренировок для каждого спортсмена - членов спортивной сборной команды Российской Федерации по адаптивному спорту (спортивной дисциплине) или спортивной сборной команды Российской Федерации по адаптивному спорту (спортивной дисциплине) - самостоятельно или с привлечением специалистов
|
|
Проведение занятия по адаптивной физической культуре согласно разработанному плану по утвержденным программам и методикам подготовки членов спортивной сборной команды Российской Федерации по адаптивному спорту (спортивной дисциплине)
|
|
Регулирование физической нагрузки занимающихся
|
|
Рекомендации по совершенствованию подготовки членов спортивной сборной команды Российской Федерации по адаптивному спорту (спортивной дисциплине) с учетом основного дефекта и психофизического состояния занимающихся, медицинских противопоказаний, физического развития
|
|
Проведение занятий по ЛФК и ОФП совместно с медицинской сестрой по массажу, врачом по спортивной медицине, спортивным психологом спортивной сборной команды Российской Федерации по адаптивному спорту (спортивной дисциплине)
|
|
Сообщение о результатах процесса проведения занятий по адаптивной физической культуре, ЛФК и ОФП тренеру, врачу по спортивной медицине, спортивному психологу спортивной сборной команды Российской Федерации по адаптивному спорту (спортивной дисциплине)
|
|
Отчет о проведенном занятии адаптивной физической культурой, ЛФК и ОПФ с членами спортивной сборной команды Российской Федерации по адаптивному спорту (спортивной дисциплине) по установленной форме
|
|
Необходимые умения
|
Планировать групповое или индивидуальное занятие по адаптивной физической культуре по утвержденным программам и методикам подготовки членов спортивной сборной команды Российской Федерации по адаптивному спорту (спортивной дисциплине)
|
Осуществлять эффективные коммуникационные связи с врачом по спортивной медицине, тренером, спортивным психологом, медицинской сестрой по массажу спортивной сборной команды
|
|
Оказывать первую доврачебную помощь
|
|
Разрабатывать методически обоснованный индивидуальный адаптационный курс тренировок для каждого спортсмена или команды самостоятельно или с привлечением специалистов
|
|
Самостоятельно проводить занятия по адаптивной физической культуре, ЛФК и ОФП с членами спортивной сборной команды Российской Федерации по адаптивному спорту (спортивной дисциплине)
|
|
Необходимые знания
|
Теория и методика адаптивной физической культуры
|
Основы коррекционной педагогики и коррекционной психологии
|
|
Требования к планированию тренировочных занятий в адаптивном спорте с учетом уровня квалификации спортсменов и специфики заболеваний
|
|
Методы и методики врачебно-педагогического контроля на тренировочных занятиях
|
|
Методики и методы спортивной тренировки в избранном виде адаптивного спорта (спортивной дисциплине)
|
|
Порядок проведения врачебного контроля и способы оказания доврачебной медицинской помощи
|
|
Специфика требований к тренировочному и соревновательному процессам, определяемых соответствующим паралимпийским видом спорта
|
|
Система и правила соревнований в адаптивном спорте (спортивной дисциплине)
|
|
Формы организации тренировочного процесса, принципы спортивной тренировки, содержание и структура спортивной тренировки в адаптивном спорте (спортивной дисциплине)
|
|
Средства, формы и методы занятий физической культурой, классификация физических упражнений в лечебной физической культуре
|
|
Медицинские основы адаптивной физической культуры и спорта
|
|
Основы методики лечебной физической культуры при травмах, заболеваниях органов дыхания, внутренних органов, сердечно-сосудистой системы, нервной системы, при деформациях и заболеваниях опорно-двигательного аппарата
|
|
Основные виды и приемы массажа, показания и противопоказания при назначении массажа и лечебной физической культуры
|
|
Применения приемов страховки и самостраховки при выполнении физических упражнений
|
|
Виды учебно-методической и отчетной документации, требования к ее ведению и оформлению
|
|
Другие характеристики
|
Устанавливаются квалификационные категории (вторая, первая, высшая) по решению аттестационной комиссии в порядке, предусмотренном законодательством
|
3.3.2. Трудовая функция
Наименование
|
Сопровождение членов спортивной сборной команды Российской Федерации по адаптивному спорту (спортивной дисциплине) во время специального тренировочного и соревновательного процессов
|
Код
|
C/02.5
|
Уровень (подуровень) квалификации
|
5
|
Происхождение трудовой функции
|
Оригинал
|
X
|
Заимствовано из оригинала
|
||
Код оригинала
|
Регистрационный номер профессионального стандарта
|
Трудовые действия
|
Организация транспортировки членов спортивной сборной команды Российской Федерации по адаптивному спорту (спортивной дисциплине) на тренировочные мероприятия (сборы) и соревнования
|
Постоянное сопровождение членов спортивной сборной команды Российской Федерации по адаптивному спорту (спортивной дисциплине) при совместном проживании в гостиницах
|
|
Сопровождение членов спортивной сборной команды Российской Федерации по адаптивному спорту (спортивной дисциплине) во время тренировочных занятий, оказание помощи в переодевании, при необходимости, в пересаживании с ездовой коляски на спортивную и обратно
|
|
Сопровождение членов спортивной сборной команды Российской Федерации по адаптивному спорту (спортивной дисциплине) во время соревнований, оказание помощи в переодевании, при необходимости, пересаживании с ездовой коляски на спортивную и обратно
|
|
Сопровождение членов спортивной сборной команды Российской Федерации по адаптивному спорту (спортивной дисциплине) во время углубленного медицинского обследования, прохождения допинг-контроля, тестирования, других мероприятий, предусмотренных планами подготовки к общероссийским и международным соревнованиям
|
|
Проведение мероприятий активного отдыха членов спортивной сборной команды Российской Федерации по адаптивному спорту (спортивной дисциплине) в режиме дня команды по адаптивному спорту (спортивной дисциплине)
|
|
Необходимые умения
|
Оказывать помощь в переодевании, пересаживании с ездовой коляски на спортивную и обратно
|
Определить сохранность и исправность инвентаря членов спортивной сборной команды Российской Федерации но адаптивному спорту (спортивной дисциплине)
|
|
Оказывать доврачебную медицинскую помощь членам спортивной сборной команды Российской Федерации по адаптивному спорту (спортивной дисциплине)
|
|
Оказывать психологическую поддержку членам спортивной сборной команды Российской Федерации по адаптивному спорту спортивной дисциплине)
|
|
Пользоваться информационно-коммуникационными технологиями и средствами связи
|
|
Осуществлять эффективные коммуникации со спортсменами - членами спортивной сборной команды Российской Федерации по адаптивному спорту (спортивной дисциплине), тренерами, врачом по спортивной медицине, спортивным психологом спортивной сборной команды Российской Федерации по адаптивному спорту (спортивной дисциплине)
|
|
Необходимые знания
|
Теория и методика адаптивной физической культуры
|
Основы коррекционной педагогики и коррекционной психологии
|
|
Методы и методики врачебно-педагогического контроля на тренировочных занятиях
|
|
Методики и методы спортивной тренировки в избранном виде адаптивного спорта (спортивной дисциплине)
|
|
Порядок проведения врачебного контроля и допинг-контроля
|
|
Способы оказания доврачебной медицинской помощи
|
|
Система и правила соревнований в адаптивном спорте (спортивной дисциплине)
|
|
Средства, формы и методы проведения активного отдыха лиц с ограниченными возможностями здоровья (включая инвалидов) всех возрастных и нозологических групп
|
|
Гигиенические основы физического воспитания
|
|
Медицинские основы адаптивной физической культуры и спорта
|
|
Специфика развития интересов и потребностей спортсменов высокой квалификации - членов спортивной сборной команды Российской Федерации по адаптивному спорту (спортивной дисциплине)
|
|
Антидопинговые правила, безопасные методы и приемы выполнения работ на спортивных объектах
|
|
Другие характеристики
|
Устанавливаются квалификационные категории (вторая, первая, высшая) по решению аттестационной комиссии в порядке, предусмотренном законодательством
|
3.3.3. Трудовая функция
Наименование
|
Профилактика травматизма и использования допинга среди членов спортивной сборной команды Российской Федерации по адаптивному спорту (спортивной дисциплине)
|
Код
|
C/03.5
|
Уровень (подуровень) квалификации
|
5
|
Происхождение трудовой функции
|
Оригинал
|
X
|
Заимствовано из оригинала
|
||
Код оригинала
|
Регистрационный номер профессионального стандарта
|
Трудовые действия
|
Изучение и обобщение передового опыта в области профилактики травматизма и использования допинга в адаптивном спорте
|
Проведение с членами спортивной сборной команды Российской Федерации по адаптивному спорту (спортивной дисциплине) инструктажа по основам техники безопасности при выполнении упражнений, использовании спортивного инвентаря, участии в соревновательном процессе
|
|
Контроль возникновения опасных ситуаций и угроз здоровью, жизни членам спортивной сборной команды Российской Федерации по адаптивному спорту (спортивной дисциплине) во время их участия в тренировочном и соревновательном процессе, принятие мер к минимизации и нейтрализации угроз
|
|
До начала тренировок и соревнований, проводимых с участием членов спортивной сборной команды Российской Федерации по адаптивному спорту (спортивной дисциплине), контроль технической исправности спортивных объектов и инвентаря, при возникновении неисправности запрещение их использования
|
|
Консультирование членов спортивной сборной команды Российской Федерации по адаптивному спорту (спортивной дисциплине) по вопросам обеспечения безопасности при занятии адаптивным спортом (учитывая специфику избранного вида адаптивного спорта, спортивной дисциплины)
|
|
Пропаганда здорового образа жизни, отказа от использования допинга в адаптивном спорте
|
|
Необходимые умения
|
Осуществлять эффективные коммуникации со спортсменами - членами спортивной сборной команды Российской Федерации по адаптивному спорту (спортивной дисциплине)
|
Изучать и систематизировать информацию по вопросам профилактики травматизма и использования допинга в адаптивном спорте
|
|
Доступно разъяснить членам спортивной сборной команды Российской Федерации по адаптивному спорту (спортивной, дисциплине) безопасные методы и приемы при выполнении упражнений, использовании спортивного инвентаря, участии в соревнованиях
|
|
Своевременно выявлять угрозы и степени опасности внешних и внутренних факторов и организовывать безопасное пространство для членов спортивной сборной команды Российской Федерации по адаптивному спорту (спортивной дисциплине)
|
|
В процессе тренировочной и соревновательной деятельности, сопровождения членов спортивной сборной команды Российской Федерации по адаптивному спорту (спортивной дисциплине) оперативно реагировать на внештатные ситуации и применять верные алгоритмы действий для устранения или снижения опасности последних
Выявлять неисправности спортивных объектов и инвентаря
|
|
Пользоваться информационно-коммуникационными технологиями и средствами связи
|
|
Необходимые знания
|
Основы организации здорового образа жизни
|
Теория и методика адаптивной физической культуры
|
|
Гигиенические основы физического воспитания
|
|
Антидопинговые правила, правила техники безопасности
|
|
Правила эксплуатации спортивных сооружений, оборудования и спортивной техники
|
|
Безопасные методы и приемы выполнения работ на спортивных объектах
|
|
Методы сбора и первичной обработки информации
|
|
Методы консультирования
|
|
Основы спортивной медицины, медицинского контроля и способы оказания доврачебной медицинской помощи
|
|
Другие характеристики
|
Устанавливаются квалификационные категории (вторая, первая, высшая) по решению аттестационной комиссии в порядке, предусмотренном законодательством
|
3.4. Обобщенная трудовая функция
Наименование
|
Руководство методическим обеспечением процессов физкультурной и спортивной деятельности в отношении лиц с ограниченными возможностями здоровья (включая инвалидов) всех возрастных и нозологических групп, занимающихся адаптивной физической культурой и спортом
|
Код
|
D
|
Уровень квалификации
|
6
|
Происхождение обобщенной трудовой функции
|
Оригинал
|
X
|
Заимствовано из оригинала
|
||
Код оригинала
|
Регистрационный номер профессионального стандарта
|
Возможные наименования должностей
|
Старший инструктор-методист по адаптивной физической культуре
|
Требования к образованию и обучению
|
Высшее профессиональное образование в области адаптивной физкультуры и спорта
|
Допускается высшее профессиональное образование в области физкультуры и спорта и дополнительное профессиональное образование в области адаптивной физической культуры
|
|
Требования к опыту практической работы
|
Стаж работы в должности инструктора-методиста по адаптивной физической культуре не менее трех лет
|
Особые условия допуска к работе
|
Отсутствие запрета на занятие педагогической деятельностью в соответствии с законодательством Российской Федерации
|
Прохождение обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических медицинских осмотров (обследований) в установленном законодательством порядке
|
Дополнительные характеристики
Наименование документа
|
Код
|
Наименование базовой группы, должности (профессии) или специальности
|
ОКЗ
|
2351
|
Специалисты по методике обучения и воспитательной работе
|
2359
|
Специалисты по обучению, не вошедшие в другие группы
|
|
ЕКС
|
-
|
Старший инструктор-методист по адаптивной физической культуре
|
ОКСО
|
032101.65
|
Физическая культура и спорт
|
032100.62
|
Бакалавр физической культуры
|
3.4.1. Трудовая функция
Наименование
|
Руководство методическим обеспечением организации физкультурной и спортивной деятельности лиц с ограниченными возможностями здоровья (включая инвалидов) всех возрастных и нозологических групп
|
Код
|
D/01.6
|
Уровень (подуровень) квалификации
|
6
|
Происхождение трудовой функции
|
Оригинал
|
X
|
Заимствовано из оригинала
|
||
Код оригинала
|
Регистрационный номер профессионального стандарта
|
Трудовые действия
|
Разработка стратегии активного отдыха, физкультурного и спортивного процессов в образовательной организации, организации спортивной подготовки и других организациях, осуществляющих деятельность в области адаптивной физической культуры и спорта
|
Закрепление за инструкторами-методистами по адаптивной физической культуре участков работы по методическому обеспечению активного отдыха, физкультурного и спортивного процессов в образовательной организации, организации спортивной подготовки и других организациях, осуществляющих деятельность в области адаптивной физической культуры и спорта
|
|
Разработка краткосрочных и среднесрочных планов проведения мероприятий досугового и оздоровительного характера для лиц с ограниченными возможностями здоровья (включая инвалидов) всех возрастных и нозологических групп
|
|
Оценка эффективности работы в области организации активного отдыха лиц с ограниченными возможностями здоровья (включая инвалидов) всех возрастных и нозологических групп, разработка путей совершенствования работы в данном направлении
|
|
Руководство разработкой методической документации по проведению набора в группы занятий по адаптивной физической культуре, проведению спортивной ориентации лиц с ограниченными возможностями здоровья (включая инвалидов) всех возрастных и нозологических групп
|
|
Руководство разработкой физкультурно-оздоровительных и тренировочных комплексов занятий адаптивной физической культурой и спортом
|
|
Руководство разработкой методического обеспечения профессиональных образовательных программ по видам адаптивного спорта, культивируемых в образовательной организации, осуществляющей деятельность в области адаптивной физической культуры и спорта
|
|
Руководство разработкой программы учебно-спортивной подготовки и организации физкультурно-спортивной деятельности образовательной организации, организации спортивной подготовки и других организациях, осуществляющих деятельность в области адаптивной физической культуры и спорта
|
|
Оценка эффективности применяемых методов оздоровительной физической культуры и методов спортивной тренировки в адаптивной культуре и спорте в отношении лиц с ограниченными возможностями здоровья (включая инвалидов) всех возрастных и нозологических групп, разработка путей совершенствования работы в данном направлении
|
|
Координирование тренировочного и воспитательного процессов в образовательной организации, организации спортивной подготовки и других организациях, осуществляющих деятельность в области адаптивной физической культуры и спорта
|
|
Планирование проведения экспериментальных исследований по апробации собственных методик по адаптивной физической культуре и спорту или методик, разработанных подчиненными
|
|
Руководство разработкой документации по установленному порядку
|
|
Статистический учет деятельности организации по установленным формам
|
|
Необходимые умения
|
Осуществлять эффективные коммуникации с подчиненными и делегировать полномочия
|
Готовить методическое сопровождение активного отдыха, физкультурного и спортивного процессов в образовательной организации, организации спортивной подготовки и других организациях, осуществляющих деятельность в области адаптивной физической культуры и спорта
|
|
Оценивать работу подчиненных по разработке методического сопровождения активного отдыха, физкультурного и спортивного процессов в отношении лиц с ограниченными возможностями здоровья (включая инвалидов) всех возрастных и нозологических групп
|
|
Разрабатывать порядок проведения набора в группы для занятий по адаптивной физической культуре, проведению спортивной ориентации лиц с ограниченными возможностями здоровья (включая инвалидов) всех возрастных и нозологических групп
|
|
Использовать методы координации тренировочного и воспитательного процессов в образовательной организации, организации спортивной подготовки и других организациях, осуществляющих деятельность в области адаптивной физической культуры и спорта
|
|
Оценивать необходимость проведения, производить самостоятельно или делегировать подчиненным корректировку методик по сопровождению физкультурного и спортивного процессов в образовательной организации, организации спортивной подготовки и других организациях, осуществляющих деятельность в области адаптивной физической культуры и спорта
|
|
Владеть методиками ведения статистического учета деятельности образовательной организации, организации спортивной подготовки и других организациях, осуществляющих деятельность в области адаптивной физической культуры и спорта
|
|
Необходимые знания
|
Основы законодательства Российской Федерации в сфере физической культуры и спорта
|
Приоритетные направления развития образовательной системы, адаптивной физической культуры и спорта
|
|
Теоретические основы организации методической работы по адаптивной физической культуре и спорту
|
|
Профиль, специализацию и особенности структуры образовательной организации, организации спортивной подготовки и других организациях, осуществляющих деятельность в области адаптивной физической культуры и спорта
|
|
Основы коррекционной педагогики и коррекционной психологии
|
|
Методики овладения видом адаптивного спорта согласно профилю спортивной школы и принципы методического обеспечения отборочного, тренировочного и образовательного процессов в организации, осуществляющей деятельность в области адаптивной физической культуры и спорта
|
|
Методическое обеспечение тренировочного и образовательного процессов в образовательной организации, организации спортивной подготовки и других организациях, осуществляющих деятельность в области адаптивной физической культуры и спорта, включая современные методы и инновационные технологии
|
|
Принципы и порядок разработки учебно-программной документации по учебно-образовательному и тренировочному процессу в образовательной организации, организации спортивной подготовки и других организациях, осуществляющих деятельность в области адаптивной физической культуры и спорта
|
|
Методы оценки качества и результативности работы подчиненных
|
|
Основы работы с текстовыми редакторами, электронными таблицами, электронной почтой и браузерами
|
|
Этические нормы в области спорта
|
|
Основы менеджмента, управления персоналом
|
|
Другие характеристики
|
Устанавливаются квалификационные категории (вторая, первая, высшая) по решению аттестационной комиссии в порядке, предусмотренном законодательством
|
3.4.2. Трудовая функция
Наименование
|
Руководство методическим сопровождением деятельности специалистов образовательной организации, организации спортивной подготовки и других организаций, осуществляющих деятельность в области адаптивной физической культуры и спорта
|
Код
|
D/02.6
|
Уровень (подуровень) квалификации
|
6
|
Происхождение трудовой функции
|
Оригинал
|
X
|
Заимствовано из оригинала
|
||
Код оригинала
|
Регистрационный номер профессионального стандарта
|
Трудовые действия
|
Планирование процесса развития профессиональных компетенций специалистов образовательной организации, организации спортивной подготовки и других организаций, осуществляющих деятельность в области адаптивной физической культуры и спорта, и том числе проведение мастер-классов, круглых столов, семинаров, мероприятий по повышению квалификации
|
Разработка перспективного плана издания учебных пособий, методических материалов для специалистов образовательной организации, организации спортивной подготовки и других организаций, осуществляющих деятельность в области адаптивной физической культуры и спорта
|
|
Назначение ответственных инструкторов-методистов по адаптивной физической культуре за определенным участком процесса развития профессиональных компетенций специалистов образовательной организации, организации спортивной подготовки и других организаций, осуществляющих деятельность в области адаптивной физической культуры и спорта
|
|
Анализ опыта работы тренеров-преподавателей по адаптивной физической культуре по культивируемым видам спорта в образовательной организации, организации спортивной подготовки и других организациях, осуществляющих деятельность в области адаптивной физической культуры и спорта
|
|
Учет и контроль формирования банка педагогической информации (нормативно-правовой, научно-методической, методической)
|
|
Руководство деятельностью инструкторов-методистов по адаптивной физической культуре по распространению передового педагогического опыта, включая индивидуальный опыт тренеров-преподавателей по адаптивной физической культуре образовательной организации, организации спортивной подготовки и других организаций, осуществляющих деятельность в области адаптивной физической культуры и спорта
|
|
Мониторинг уровня профессиональной подготовленности инструкторов-методистов по адаптивной физической культуре, тренеров-преподавателей по адаптивной физической культуре, других специалистов образовательной организации, организации спортивной подготовки и других организаций, осуществляющих деятельность в области адаптивной физической культуры и спорта
|
|
Руководство подготовкой и проведением мастер-классов, круглых столов, семинаров со специалистами образовательной организации, организации спортивной подготовки и других организаций, осуществляющих деятельность в области адаптивной физической культуры и спорта, по вопросам внедрения новых направлений в развитии адаптивного спорта, технологий образования в организациях данного профиля
|
|
Подготовка списка новой педагогической, психологической, методической литературы, опыта инновационной деятельности образовательной организации, организации спортивной подготовки и других организаций, осуществляющих деятельность в области адаптивной физической культуры и спорта, для инструкторов-методистов по адаптивной физической культуре
|
|
Руководство проведением (и проведение лично) индивидуальных и групповых консультирований с педагогическими и другими работниками образовательной организации, организации спортивной подготовки и других организаций, осуществляющих деятельность в области адаптивной физической культуры и спорта, по вопросам обучения, развития, спортивной подготовки лиц с ограниченными возможностями здоровья (включая инвалидов) всех возрастных и нозологических групп
|
|
Проведение мероприятий по повышению квалификации и переподготовки инструкторов-методистов по адаптивной физической культуре
|
|
Руководство процессом повышения квалификации и переподготовки педагогических и других работников образовательной организации, организации спортивной подготовки и других организаций, осуществляющих деятельность в области адаптивной физической культуры и спорта, по направлениям физкультурной и тренерской подготовки в области адаптивной физической культуры и спорта
|
|
Работа в составе педагогических, методических советов, других форм методической работы в образовательной организации, организации спортивной подготовки и других организациях, осуществляющих деятельность в области адаптивной физической культуры и спорта
|
|
Подготовка к изданию учебных пособий, методических материалов
|
|
Необходимые умения
|
Осуществлять эффективные коммуникации с подчиненными и делегировать полномочия
|
Составлять планы развития профессиональных компетенций специалистов образовательной организации, организации спортивной подготовки и других организаций, осуществляющих деятельность в области адаптивной физической культуры и спорта
|
|
Планировать издания учебных пособий, методических материалов
|
|
Владеть принципами систематизации методических и информационных материалов
|
|
Владеть навыками использования аудиовизуальных и интерактивных средств обучения
|
|
Осуществлять эффективные коммуникации
|
|
Владеть современными педагогическими технологиями продуктивного, дифференцированного, развивающего обучения, реализации компетентного подхода в отношении лиц с ограниченными возможностями здоровья (включая инвалидов) всех возрастных и нозологических групп
|
|
Владеть навыками организации и проведения мастер-классов, круглых столов, семинаров
|
|
Владеть навыками организации и проведения консультирования
|
|
Владеть приемами оценки компетентности тренерско-преподавательского состава, инструкторов-методистов по адаптивной физической культуре
|
|
Владеть способами и приемами повышения компетентности инструкторов-методистов но адаптивной физической культуре, тренеров-преподавателей по адаптивной физической культуре
|
|
Пользоваться информационно-коммуникационными технологиями и средствами связи
|
|
Необходимые знания
|
Основы законодательства Российской Федерации в сфере физической культуры и спорта
|
Приоритетные направления развития образовательной системы, адаптивной физической культуры и спорта
|
|
Теоретические основы организации методической работы по адаптивной физической культуре и спорту
|
|
Принципы дидактики
|
|
Принципы систематизации методических и информационных материалов
|
|
Содержание фонда учебных пособий
|
|
Общие и частные технологии преподавания в области адаптивной физической культуры и спорта
|
|
Социально-биологические основы адаптивной физической культуры и спорта
|
|
Способы оформления и представления методических материалов
|
|
Методики выявления, обобщения и распространения эффективных форм и методов физкультурной и тренировочной работы в области адаптивной физкультуры и спорта
|
|
Методы оценки и способы повышения уровня компетентности инструкторов-методистов по адаптивной физической культуре, тренеров-преподавателей по адаптивной физической культуре
|
|
Методы установления контакта с тренерами-преподавателями, другими работниками
|
|
Методы консультирования, проведения мастер-классов, круглых столов, семинаров
|
|
Принципы организации и содержания работы методических объединений специалистов в области физкультуры и спорта
|
|
Основы работы с издательствами
|
|
Этические нормы в области спорта
|
|
Основы менеджмента, руководства подчиненными
|
|
Основы работы с текстовыми редакторами, электронными таблицами, электронной почтой и браузерами, использования аудиовизуальных и интерактивных средств обучения
|
|
Другие характеристики
|
Устанавливаются квалификационные категории (вторая, первая, высшая) по решению аттестационной комиссии в порядке, предусмотренном законодательством
|
IV. Сведения об организациях - разработчиках
профессионального стандарта
4.1. Ответственная организация-разработчик
ООО "Техно-Ресурс", город Пермь
|
|
Генеральный директор
|
Черепанов Сергей Павлович
|
4.2. Наименования организаций-разработчиков
1.
|
ГАУ Саратовской области "Центр спортивной подготовки сборных команд "Школа высшего спортивного мастерства", город Саратов
|
2.
|
ГБУ Воронежской области "Центр спортивной подготовки сборных команд "Школа высшего спортивного мастерства", город Воронеж
|
3.
|
ГБУ физической культуры и спорта "Центр спортивной подготовки сборных команд области", Вологодская область
|
4.
|
Государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей "Специализированная детско-юношеская спортивная школа олимпийского резерва по боксу и кикбоксингу", город Москва
|
5.
|
ГОУ ДОД детско-юношеская спортивная школа олимпийского резерва по летним видам спорта Московской области, город Фрязино, Московская область
|
6.
|
Общероссийского союза общественных объединений "Олимпийский комитет России", город Москва
|
7.
|
ФГБОУ ВПО КГУФКСТ Училище (техникум) олимпийского резерва, город Краснодар
|
8.
|
ФГБОУ СПО "Брянское государственное училище (техникум) олимпийского резерва", город Брянск
|
9.
|
ФГБОУ СПО "Государственное среднее профессиональное училище (техникум) олимпийского резерва", город Щелково Московской области
|
10.
|
ФГБОУ СПО "Государственное училище (техникум) олимпийского резерва", город Бронницы Московской области
|
11.
|
ФГБОУ СПО "Государственное училище олимпийского резерва по хоккею", город Ярославль
|
12.
|
ФГБОУ СПО "Смоленское государственное училище (техникум) олимпийского резерва", город Смоленск
|
13.
|
ФГБУ СПО "Государственное училище (техникум) олимпийского резерва", город Самара
|
14.
|
ФГБУ ФНЦ ВНИИФК, город Москва
|
15.
|
ФГБУ ФЦПСР (Федерального центра подготовки спортивного резерва), город Москва
|
16.
|
ФГОУ СПО "Омское государственное училище (техникум) олимпийского резерва", город Омск
|
--------------------------------
<1> Общероссийский классификатор занятий.
<2> Общероссийский классификатор видов экономической деятельности.
<3> Приказ Минздравсоцразвития России от 12 апреля 2011 г. N 302н "Об утверждении перечней вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры и порядка проведения обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда" (зарегистрирован в Минюсте России 21 октября 2011 г. N 22111), с изменением, внесенным приказом Минздрава России от 15 мая 2013 г. N 296н (зарегистрирован в Минюсте России 3 июля 2013 г., регистрационный N 28970).
<4> Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих.
<5> Общероссийский классификатор специальностей по образованию.