См. Документы Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации
МИНИСТЕРСТВО ТРУДА И СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПРИКАЗ
от 4 июня 2018 г. N 366н
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНДАРТА "МАРКЕТОЛОГ"
В соответствии с пунктом 16 Правил разработки и утверждения профессиональных стандартов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22 января 2013 г. N 23 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 4, ст. 293; 2014, N 39, ст. 5266; 2016, N 21, ст. 3002; 2018, N 8, ст. 1210), приказываю:
Утвердить прилагаемый профессиональный стандарт "Маркетолог".
Министр
М.А.ТОПИЛИН
Утвержден
приказом Министерства труда
и социальной защиты
Российской Федерации
от 4 июня 2018 г. N 366н
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫМ СТАНДАРТ
МАРКЕТОЛОГ
1134
|
|
Регистрационный номер
|
I. Общие сведения
Организация и управление маркетинговой деятельностью
|
08.035
|
|
(наименование вида профессиональной деятельности)
|
Код
|
Основная цель вида профессиональной деятельности:
Разработка и реализация комплекса мер и подходов к ведению бизнеса, обеспечивающая создание и эффективное управление маркетинговой деятельностью
|
Группа занятий:
1221
|
Руководители служб по сбыту и маркетингу
|
2431
|
Специалисты по рекламе и маркетингу
|
(код ОКЗ <1>)
|
(наименование)
|
(код ОКЗ)
|
(наименование)
|
Отнесение к видам экономической деятельности:
70.22
|
Консультирование по вопросам коммерческой деятельности и управления
|
73.20.1
|
Исследование конъюнктуры рынка
|
(код ОКВЭД <2>)
|
(наименование вида экономической деятельности)
|
II. Описание трудовых функций, входящих
в профессиональный стандарт (функциональная карта вида
профессиональной деятельности)
Обобщенные трудовые функции
|
Трудовые функции
|
||||
код
|
наименование
|
уровень квалификации
|
наименование
|
код
|
уровень (подуровень) квалификации
|
A
|
Технология проведения маркетингового исследования с использованием инструментов комплекса маркетинга
|
6
|
Подготовка к проведению маркетингового исследования
|
A/01.6
|
6
|
Проведение маркетингового исследования с использованием инструментов комплекса маркетинга
|
A/02.6
|
6
|
|||
B
|
Разработка и реализация маркетинговых программ с использованием инструментов комплекса маркетинга
|
7
|
Разработка, тестирование и внедрение инновационных товаров (услуг), создание нематериальных активов (брендов) и управление ими в организации
|
B/01.7
|
7
|
Разработка, внедрение и совершенствование политики ценообразования в организации
|
B/02.7
|
7
|
|||
Разработка, внедрение и совершенствование системы распределения (дистрибуции) и сбытовой политики в организации
|
B/03.7
|
7
|
|||
Разработка, внедрение и совершенствование системы маркетинговых коммуникаций в организации
|
B/04.7
|
7
|
|||
C
|
Управление маркетинговой деятельностью организации
|
8
|
Формирование маркетинговой стратегии организации
|
C/01.8
|
8
|
Планирование и контроль маркетинговой деятельности организации
|
C/02.8
|
8
|
III. Характеристика обобщенных трудовых функций
3.1. Обобщенная трудовая функция
Наименование
|
Технология проведения маркетингового исследования с использованием инструментов комплекса маркетинга
|
Код
|
A
|
Уровень квалификации
|
6
|
Происхождение обобщенной трудовой функции
|
Оригинал
|
X
|
Заимствовано из оригинала
|
||
Код оригинала
|
Регистрационный номер профессионального стандарта
|
Возможные наименования должностей, профессий
|
Специалист по маркетингу
Аналитик
Менеджер по рекламе
Менеджер по связям с общественностью
|
Требования к образованию и обучению
|
Среднее профессиональное образование - программы подготовки специалистов среднего звена
|
Требования к опыту практической работы
|
-
|
Особые условия допуска к работе
|
-
|
Другие характеристики
|
Дополнительное профессиональное образование - программы повышения квалификации
|
Дополнительные характеристики
Наименование документа
|
Код
|
Наименование базовой группы, должности (профессии) или специальности
|
ОКЗ
|
2431
|
Специалисты по рекламе и маркетингу
|
ЕКС <3>
|
-
|
Специалист по маркетингу
|
-
|
Специалист по рекламе
|
|
-
|
Специалист по связям с общественностью
|
|
ОКПДТР <4>
|
24068
|
Менеджер (в подразделениях (службах) по маркетингу и сбыту продукции)
|
24071
|
Менеджер по рекламе
|
|
26585
|
Специалист по маркетингу
|
|
ОКСО <5>
|
5.38.00.00
|
Экономика и управление
|
5.38.02.04
|
Коммерция (по отраслям)
|
3.1.1. Трудовая функция
Наименование
|
Подготовка к проведению маркетингового исследования
|
Код
|
A/01.6
|
Уровень (подуровень) квалификации
|
6
|
Происхождение трудовой функции
|
Оригинал
|
X
|
Заимствовано из оригинала
|
||
Код оригинала
|
Регистрационный номер профессионального стандарта
|
Трудовые действия
|
Выявление проблем и формулирование целей исследования
|
Планирование проведения маркетингового исследования
|
|
Определение маркетинговых инструментов, с помощью которых будут получены комплексные результаты исследования
|
|
Подготовка и согласование плана проведения маркетингового исследования
|
|
Поиск первичной и вторичной маркетинговой информации
|
|
Анализ конъюнктуры рынка товаров и услуг
|
|
Разработка технического задания для проведения маркетингового исследования
|
|
Подготовка процесса проведения маркетингового исследования, установление сроков и требований к проведению маркетингового исследования
|
|
Необходимые умения
|
Применять методы сбора, средства хранения и обработки маркетинговой информации для проведения маркетингового исследования
|
Определять подходящие маркетинговые инструменты и применять их для проведения маркетингового исследования
|
|
Подготавливать комплексный план проведения маркетингового исследования
|
|
Анализировать текущую рыночную конъюнктуру
|
|
Составлять точное техническое задание для выполнения маркетингового исследования
|
|
Необходимые знания
|
Применение основ менеджмента
|
Нормативные правовые акты, регулирующие маркетинговую деятельность
|
|
Особенности проведения социологических исследований
|
|
Принципы системного анализа
|
|
Методы использования прикладных офисных программ для выполнения статистических расчетов
|
|
Другие характеристики
|
-
|
3.1.2. Трудовая функция
Наименование
|
Проведение маркетингового исследования с использованием инструментов комплекса маркетинга
|
Код
|
A/02.6
|
Уровень (подуровень) квалификации
|
6
|
Происхождение трудовой функции
|
Оригинал
|
X
|
Заимствовано из оригинала
|
||
Код оригинала
|
Регистрационный номер профессионального стандарта
|
Трудовые действия
|
Планирование и организация сбора первичной и вторичной маркетинговой информации
|
Обработка полученных данных с помощью методов математической статистики
|
|
Подготовка отчетов и рекомендаций по результатам маркетинговых исследований
|
|
Формирование предложений по совершенствованию товарной политики
|
|
Формирование предложений по совершенствованию ценовой политики
|
|
Формирование предложений по совершенствованию систем сбыта и продаж
|
|
Формирование предложений по улучшению системы продвижения товаров (услуг) организации
|
|
Необходимые умения
|
Систематизировать и обобщать большие объемы первичной и вторичной маркетинговой информации
|
Использовать методы прогнозирования сбыта продукции и рынков
|
|
Работать со специализированными программами для сбора информации и управления маркетинговыми инструментами и инструментами прогнозирования
|
|
Проводить маркетинговые исследования разных типов и видов с использованием инструментов комплекса маркетинга
|
|
Создавать отчеты по результатам маркетингового исследования
|
|
Давать рекомендации по совершенствованию инструментов комплекса маркетинга
|
|
Необходимые знания
|
Нормативные правовые акты, регулирующие маркетинговую деятельность
|
Рыночные методы хозяйствования, закономерности и особенности развития экономики
|
|
Особенности конъюнктуры внутреннего и внешнего рынка товаров и услуг
|
|
Методы проведения маркетингового исследования
|
|
Психологические особенности поведения людей разных возрастов в различных жизненных ситуациях
|
|
Правила, нормы и основные принципы этики делового общения
|
|
Методики расчета показателей прибыли, эффективности, рентабельности и издержек производства
|
|
Другие характеристики
|
-
|
3.2. Обобщенная трудовая функция
Наименование
|
Разработка и реализация маркетинговых программ с использованием инструментов комплекса маркетинга
|
Код
|
B
|
Уровень квалификации
|
7
|
Происхождение обобщенной трудовой функции
|
Оригинал
|
X
|
Заимствовано из оригинала
|
||
Код оригинала
|
Регистрационный номер профессионального стандарта
|
Возможные наименования должностей, профессий
|
Начальник отдела маркетинга
Начальник отдела сбыта
Начальник отдела по связям с общественностью
|
Требования к образованию и обучению
|
Высшее образование - магистратура или специалитет
|
Требования к опыту практической работы
|
Не менее трех лет в области маркетинговой деятельности
|
Особые условия допуска к работе
|
-
|
Другие характеристики
|
Дополнительное профессиональное образование - программы повышения квалификации
|
Дополнительные характеристики
Наименование документа
|
Код
|
Наименование базовой группы, должности (профессии) или специальности
|
ОКЗ
|
1221
|
Руководители служб по сбыту и маркетингу
|
ЕКС
|
-
|
Начальник отдела маркетинга
|
-
|
Начальник отдела сбыта
|
|
-
|
Начальник отдела по связям с общественностью
|
|
ОКПДТР
|
24698
|
Начальник отдела (по маркетингу и сбыту продукции)
|
26151
|
Руководитель группы (специализированной в прочих отраслях)
|
|
26153
|
Руководитель группы (функциональной в прочих отраслях)
|
|
ОКСО
|
5.38.00.00
|
Экономика и управление
|
5.38.04.02
|
Менеджмент
|
3.2.1. Трудовая функция
Наименование
|
Разработка, тестирование и внедрение инновационных товаров (услуг), создание нематериальных активов (брендов) и управление ими в организации
|
Код
|
B/01.7
|
Уровень (подуровень) квалификации
|
7
|
Происхождение трудовой функции
|
Оригинал
|
X
|
Заимствовано из оригинала
|
||
Код оригинала
|
Регистрационный номер профессионального стандарта
|
Трудовые действия
|
Разработка мер по внедрению инновационных товаров (услуг)
|
Создание нематериальных активов (брендов) в организации и управление ими
|
|
Разработка и реализация комплекса мероприятий по привлечению новых потребителей товаров (услуг)
|
|
Тестирование инновационных товаров (услуг) при их внедрении на российский и международный рынки
|
|
Реализация и совершенствование ассортиментной политики организации
|
|
Проведение коммуникационных (рекламных) кампаний в области товаров (услуг, брендов)
|
|
Разработка технических заданий на создание фирменного стиля организации, ее бренда
|
|
Реализация программ повышения потребительской лояльности к товарам (услугам, брендам) организации
|
|
Подготовка рекомендаций для принятия маркетинговых решений в отношении товаров (услуг, брендов)
|
|
Необходимые умения
|
Определять конкурентоспособный ассортимент товаров и услуг организации
|
Проводить тестирование инновационных товаров (услуг, брендов)
|
|
Создавать нематериальные активы (бренды) и внедрять их на рынок
|
|
Проводить оценку стоимости брендов организации
|
|
Улучшать бизнес-процессы организации в сфере управления брендами
|
|
Использовать инструменты проектного управления успешными брендами
|
|
Необходимые знания
|
Понятийный аппарат в области маркетинговых составляющих инноваций, инновационных товаров (услуг), нематериальных активов (брендов)
|
Инструменты бренд-менеджмента
|
|
Методы изучения внутреннего и внешнего рынка, его потенциала и тенденций развития
|
|
Процедуры тестирования товаров (услуг), нематериальных активов (брендов)
|
|
Методы использования прикладных офисных программ для выполнения статистических расчетов
|
|
Методы использования прикладных офисных программ для сбора и обработки маркетинговой информации
|
|
Нормативные правовые акты, регулирующие маркетинговую деятельность
|
|
Другие характеристики
|
-
|
3.2.2. Трудовая функция
Наименование
|
Разработка, внедрение и совершенствование политики ценообразования в организации
|
Код
|
B/02.7
|
Уровень (подуровень) квалификации
|
7
|
Происхождение трудовой функции
|
Оригинал
|
X
|
Заимствовано из оригинала
|
||
Код оригинала
|
Регистрационный номер профессионального стандарта
|
Трудовые действия
|
Разработка ценовой политики в организации
|
Создание и реализация стратегии формирования цен на товары (услуги) организации
|
|
Внедрение методов формирования цен на товары (услуги) организации
|
|
Разработка конкурентных ценовых стратегий
|
|
Проведение последовательных действий по разработке политики ценообразования в организации
|
|
Внедрение системы стимулирования продаж товаров (услуг) организации
|
|
Совершенствование политики ценообразования в организации
|
|
Необходимые умения
|
Разрабатывать политику конкурентных цен на товары (услуги)
|
Рассчитывать цены на товары (услуги) организации
|
|
Разрабатывать средства и каналы коммуникаций для проведения политики ценообразования
|
|
Сравнивать рыночные цены и цены конкурентов на товары (услуги)
|
|
Проводить маркетинговые исследования по ценам
|
|
Проводить аудит ценовой политики организации
|
|
Необходимые знания
|
Инструменты маркетингового ценообразования
|
Законодательство Российской Федерации, стандарты, этические принципы, регулирующие цены и ценовую политику организаций
|
|
Методы построения системы распределения (дистрибуции) и продвижения товаров и услуг на уровне ценовых стратегий
|
|
Другие характеристики
|
-
|
3.2.3. Трудовая функция
Наименование
|
Разработка, внедрение и совершенствование системы распределения (дистрибуции) и сбытовой политики в организации
|
Код
|
B/03.7
|
Уровень (подуровень) квалификации
|
7
|
Происхождение трудовой функции
|
Оригинал
|
X
|
Заимствовано из оригинала
|
||
Код оригинала
|
Регистрационный номер профессионального стандарта
|
Трудовые действия
|
Формирование средств и каналов распределения (дистрибуции) для взаимодействия с поставщиками, инвесторами и иными партнерами организации
|
Разработка комплексной системы распределения (дистрибуции) в организации
|
|
Разработка сбытовой политики организации
|
|
Совершенствование системы распределения (дистрибуции) в организации
|
|
Необходимые умения
|
Работать с информацией и базами данных по системе распределения
|
Выполнять маркетинговые действия по выбору каналов распределения (дистрибуции)
|
|
Создавать каналы распределения (дистрибуции) в организации
|
|
Оценивать результативность каналов распределения (дистрибуции)
|
|
Проводить оценку сбытовой политики организации
|
|
Управлять продажами товаров и услуг
|
|
Необходимые знания
|
Методы проведения маркетинговых исследований в области распределения (дистрибуции) и продаж
|
Подходы к формированию сбытовой политики организации
|
|
Законодательство Российской Федерации и международное право в области маркетинговой деятельности, стандарты и этические принципы, регулирующие сбытовую деятельность организации
|
|
Другие характеристики
|
-
|
3.2.4. Трудовая функция
Наименование
|
Разработка, внедрение и совершенствование системы маркетинговых коммуникаций в организации
|
Код
|
B/04.7
|
Уровень (подуровень) квалификации
|
7
|
Происхождение трудовой функции
|
Оригинал
|
X
|
Заимствовано из оригинала
|
||
Код оригинала
|
Регистрационный номер профессионального стандарта
|
Трудовые действия
|
Разработка системы маркетинговых коммуникаций в организации
|
Разработка и проведение коммуникационных кампаний в организации
|
|
Формирование каналов коммуникации с потребителями товаров и услуг организации
|
|
Разработка технических заданий и предложений по формированию фирменного стиля и рекламной продукции организации
|
|
Формирование имиджа и деловой репутации организации
|
|
Организация и проведение мероприятий по связям с общественностью для формирования маркетинговых коммуникаций организации
|
|
Разработка и проведение рекламных акций по стимулированию продаж
|
|
Работа с инструментами прямого маркетинга
|
|
Подготовка рекомендаций по совершенствованию системы маркетинговых коммуникаций для принятия управленческих решений
|
|
Необходимые умения
|
Проводить внутренние и внешние коммуникационные кампании
|
Формировать имидж и деловую репутацию организации
|
|
Продвигать товары (услуги) организации на рынок
|
|
Улучшать бизнес-процессы организации в области коммуникационной политики
|
|
Выстраивать систему коммуникаций в организации на уровне стратегий
|
|
Проводить анализ результативности коммуникационной политики
|
|
Использовать инструменты проектного управления в выработке эффективной коммуникационной политики
|
|
Необходимые знания
|
Инструменты маркетинговых коммуникаций
|
Стандарты, этические нормы и принципы, регулирующие информационно-коммуникационную и рекламную деятельность организации
|
|
Состав процесса стратегического и оперативного планирования
|
|
Организация рекламного дела
|
|
Законодательство Российской Федерации и международное право в области маркетинговой деятельности, стандарты и этические принципы, регулирующие коммуникационную политику организации
|
|
Другие характеристики
|
-
|
3.3. Обобщенная трудовая функция
Наименование
|
Управление маркетинговой деятельностью организации
|
Код
|
C
|
Уровень квалификации
|
8
|
Происхождение обобщенной трудовой функции
|
Оригинал
|
X
|
Заимствовано из оригинала
|
||
Код оригинала
|
Регистрационный номер профессионального стандарта
|
Возможные наименования должностей, профессий
|
Директор департамента по маркетингу
Директор департамента по продажам
Директор департамента по сбыту
|
Требования к образованию и обучению
|
Высшее образование - магистратура или специалитет
|
Требования к опыту практической работы
|
Не менее пяти лет в области маркетинговой деятельности
|
Особые условия допуска к работе
|
-
|
Другие характеристики
|
Дополнительное профессиональное образование - программы повышения квалификации
|
Дополнительные характеристики
Наименование документа
|
Код
|
Наименование базовой группы, должности (профессии) или специальности
|
ОКЗ
|
1221
|
Руководители служб по сбыту и маркетингу
|
ЕКС
|
-
|
Заместитель директора по коммерческим вопросам
|
-
|
Заместитель директора по связям с общественностью
|
|
ОКПДТР
|
21363
|
Директор департамента
|
21365
|
Директор (начальник, уполномоченный) дирекции
|
|
ОКСО
|
5.38.00.00
|
Экономика и управление
|
5.38.04.02
|
Менеджмент
|
3.3.1. Трудовая функция
Наименование
|
Формирование маркетинговой стратегии организации
|
Код
|
C/01.8
|
Уровень (подуровень) квалификации
|
8
|
Происхождение трудовой функции
|
Оригинал
|
X
|
Заимствовано из оригинала
|
||
Код оригинала
|
Регистрационный номер профессионального стандарта
|
Трудовые действия
|
Организация работы маркетинговой службы в рамках стратегии развития организации, текущих бизнес-процессов и проектной деятельности организации
|
Создание и развитие стратегической системы для выполнения маркетинговых функций в организации
|
|
Создание и развитие операционной системы для выполнения маркетинговых функций в организации
|
|
Руководство работой по системному развитию и оптимизации операционной и организационной структур маркетинговой службы организации
|
|
Необходимые умения
|
Разрабатывать маркетинговую стратегию организации
|
Прогнозировать результаты, планировать и создавать условия для результативной маркетинговой деятельности организации
|
|
Выстраивать систему взаимодействия маркетинговой службы с другими подразделениями организации
|
|
Реализовывать альтернативные маркетинговые стратегии в организации
|
|
Необходимые знания
|
Методика проведения комплексного маркетингового исследования
|
Особенности риск-менеджмента
|
|
Инструменты бренд-менеджмента
|
|
Принципы стратегического и оперативного планирования
|
|
Методы и стратегии ценообразования
|
|
Принципы логистики распределения и сбыта
|
|
Методы управления проектами
|
|
Другие характеристики
|
-
|
3.3.2. Трудовая функция
Наименование
|
Планирование и контроль маркетинговой деятельности организации
|
Код
|
C/02.8
|
Уровень (подуровень) квалификации
|
8
|
Происхождение трудовой функции
|
Оригинал
|
X
|
Заимствовано из оригинала
|
||
Код оригинала
|
Регистрационный номер профессионального стандарта
|
Трудовые действия
|
Подготовка предложений и разработка планов по работе маркетинговой службы организации
|
Согласование и реализация планов маркетинговой поддержки системы продаж в организации
|
|
Согласование и реализация плана маркетинга организации
|
|
Обеспечение развития маркетинговой службы организации
|
|
Подготовка и защита отчетов о работе маркетинговой службы перед руководящими органами и лицами организации
|
|
Обеспечение контроля маркетинговой деятельности организации
|
|
Необходимые умения
|
Планировать деятельность маркетинговой службы организации
|
Планировать и разрабатывать бюджет реализуемых маркетинговых проектов
|
|
Проводить оценку результативности маркетинговых программ
|
|
Осуществлять контроль маркетинговой деятельности организации
|
|
Необходимые знания
|
Инструменты риск-менеджмента
|
Методы управления бизнес-процессами
|
|
Процесс управления знаниями в организации
|
|
Методы и организационные возможности управления изменениями
|
|
Методы управления проектами
|
|
Законодательство Российской Федерации и международное право в области маркетинговой деятельности
|
|
Другие характеристики
|
-
|
IV. Сведения об организациях - разработчиках
профессионального стандарта
4.1. Ответственная организация-разработчик
Ассоциация участников финансового рынка "Совет по развитию профессиональных квалификаций", город Москва
|
|
Генеральный директор
|
Маштакеева Диана Каримовна
|
4.2. Наименования организаций-разработчиков
1
|
ООР "Российский союз промышленников и предпринимателей", город Москва
|
2
|
НП "Гильдия Маркетологов", город Москва
|
3
|
АНО "Институт социальных и этнокультурных исследований", город Москва
|
4
|
ООО "Группа Реланд", город Москва
|
5
|
ООО "Маркетинговое агентство "Вектор", город Москва
|
6
|
ООО "Маркетинговое агентство "Степ бай степ", город Москва
|
7
|
ООО "Независимый консалтинговый центр "Эталонъ", город Москва
|
8
|
ООО "Стив и Бартон", город Красноярск
|
9
|
ООО "Юниправэкс", город Москва
|
--------------------------------
<1> Общероссийский классификатор занятий.
<2> Общероссийский классификатор видов экономической деятельности.
<3> Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих.
<4> Общероссийский классификатор профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов.
<5> Общероссийский классификатор специальностей по образованию.