См. Документы Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации

МИНИСТЕРСТВО ТРУДА И СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПРИКАЗ
от 3 декабря 2018 г. N 765

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ МЕТОДИЧЕСКИХ РЕКОМЕНДАЦИЙ
ПО ОПРЕДЕЛЕНИЮ ПОТРЕБНОСТИ ИНВАЛИДА, РЕБЕНКА-ИНВАЛИДА
В МЕРОПРИЯТИЯХ ПО РЕАБИЛИТАЦИИ И АБИЛИТАЦИИ НА ОСНОВЕ
ОЦЕНКИ ОГРАНИЧЕНИЯ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ С УЧЕТОМ
СОЦИАЛЬНО-БЫТОВЫХ, ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ТРУДОВЫХ
И ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ДАННЫХ

В соответствии с пунктом 11 приложения N 4 к государственной программе Российской Федерации "Доступная среда" на 2011 - 2020 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 1 декабря 2015 г. N 1297 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2015, N 49, ст. 6987; 2016, N 18, ст. 2625; N 24, ст. 3525; 2017, N 5, ст. 813; N 15, ст. 2206; N 31, ст. 4920; N 47, ст. 6982; 2018, N 7, ст. 1033; N 15, ст. 2123; N 37, ст. 5756), в целях улучшения качества проведения медико-социальной экспертизы и формирования единых подходов к определению потребностей инвалидов и детей-инвалидов в мероприятиях по реабилитации и абилитации приказываю:

1. Утвердить методические рекомендации по определению потребности инвалида, ребенка-инвалида в мероприятиях по реабилитации и абилитации на основе оценки ограничения жизнедеятельности с учетом социально-бытовых, профессионально-трудовых и психологических данных (далее - методические рекомендации) согласно приложению.

2. Подраздел 2.3 приложения к методическим рекомендациям, утвержденным настоящим приказом, вступает в силу с 1 января 2019 года.

Министр
М.ТОПИЛИН

Приложение
к приказу Министерства труда
и социальной защиты
Российской Федерации
от 3 декабря 2018 г. N 765

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО ОПРЕДЕЛЕНИЮ ПОТРЕБНОСТИ ИНВАЛИДА, РЕБЕНКА-ИНВАЛИДА
В МЕРОПРИЯТИЯХ ПО РЕАБИЛИТАЦИИ И АБИЛИТАЦИИ НА ОСНОВЕ
ОЦЕНКИ ОГРАНИЧЕНИЯ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ С УЧЕТОМ
СОЦИАЛЬНО-БЫТОВЫХ, ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ТРУДОВЫХ
И ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ДАННЫХ

1. Методические рекомендации по определению потребности инвалида, ребенка-инвалида в мероприятиях по реабилитации и абилитации на основе оценки ограничения жизнедеятельности с учетом социально-бытовых, профессионально-трудовых и психологических данных (далее - Методические рекомендации) разработаны для специалистов федеральных государственных учреждений медико-социальной экспертизы в целях применения ими единообразного подхода к определению потребности инвалида, ребенка-инвалида в мероприятиях по реабилитации и абилитации при разработке индивидуальной программы реабилитации или абилитации инвалида (далее - ИПРА инвалида), индивидуальной программы реабилитации или абилитации ребенка-инвалида (далее - ИПРА ребенка-инвалида).

2. Методические рекомендации носят рекомендательный характер, не ограничивая при этом возможность определения потребности инвалида, ребенка-инвалида в мероприятиях по реабилитации и абилитации в зависимости от индивидуальных особенностей и возможностей каждого инвалида, ребенка-инвалида.

3. Определение потребности инвалида, ребенка-инвалида в мероприятиях по реабилитации и абилитации осуществляется специалистами федеральных государственных учреждений медико-социальной экспертизы при проведении медико-социальной экспертизы на основе комплексной оценки ограничений жизнедеятельности, вызванных стойким расстройством функций организма, социального статуса и реабилитационного потенциала, с учетом его клинико-функциональных, социально-бытовых, профессионально-трудовых и психологических данных.

4. Определение потребности инвалида, ребенка-инвалида в мероприятиях по реабилитации и абилитации состоит из следующих этапов:

а) проведение реабилитационно-абилитационной экспертной диагностики;

б) оценка социального статуса;

в) оценка реабилитационного и абилитационного потенциала;

г) определение реабилитационного и абилитационного прогноза;

д) определение мероприятий по реабилитации и абилитации, технических средств реабилитации, товаров и услуг, в которых нуждается инвалид, ребенок-инвалид, для восстановления (формирования) (полностью или частично) или компенсации (полностью или частично) утраченных (отсутствующих) способностей к выполнению бытовой, общественной, профессиональной деятельности, с учетом его индивидуальных особенностей и возможностей.

5. Определение потребностей инвалида, ребенка-инвалида в мероприятиях по реабилитации и абилитации, предусмотренных разделами ИПРА инвалида, ИПРА ребенка-инвалида (за исключением мероприятий по медицинской реабилитации и абилитации), осуществляется согласно приложению к Методическим рекомендациям.

6. Определение мероприятий по медицинской реабилитации и абилитации осуществляется с учетом рекомендуемых мероприятий по медицинской реабилитации и абилитации, указанных в направлении на медико-социальную экспертизу, выданном организацией, оказывающей медицинскую помощь гражданам <1>.

--------------------------------

<1> Пункт 16 Правил признания лица инвалидом, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 20 февраля 2006 г. N 95 "О порядке и условиях признания лица инвалидом" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, N 9, ст. 1018; 2012, N 37, ст. 5002; 2015, N 33, ст. 4836; 2016, N 35, ст. 5320; 2018, N 27, ст. 4067).

Приложение
к методическим рекомендациям
по определению потребности инвалида,
ребенка-инвалида в мероприятиях
по реабилитации и абилитации на основе
оценки ограничения жизнедеятельности
с учетом социально-бытовых,
профессионально-трудовых и психологических
данных, утвержденным приказом
Министерства труда и социальной
защиты Российской Федерации
от 3 декабря 2018 г. N 765

ОПРЕДЕЛЕНИЕ
ПОТРЕБНОСТЕЙ ИНВАЛИДА, РЕБЕНКА-ИНВАЛИДА В МЕРОПРИЯТИЯХ
ПО РЕАБИЛИТАЦИИ И АБИЛИТАЦИИ ПО ОСНОВНЫМ НАПРАВЛЕНИЯМ
РЕАБИЛИТАЦИИ И АБИЛИТАЦИИ, ПРЕДУСМОТРЕННЫМ РАЗДЕЛАМИ
ИПРА ИНВАЛИДА, ИПРА РЕБЕНКА-ИНВАЛИДА

Заключение о нуждаемости (ненуждаемости) в мероприятиях по реабилитации и абилитации <1>
Степень выраженности стойких нарушений функций организма, установленная в соответствии с количественной системой оценки <2>
Наличие и степень выраженности ограничений жизнедеятельности
Состояние основных компонентов социального статуса человека по оценке результатов реабилитационно-экспертной диагностики <3>
1. Мероприятия по общему и профессиональному образованию
Рекомендации по условиям организации обучения
Нуждается
Стойкие умеренные и более выраженные нарушения функций: психических, речевых, сенсорных, статодинамических, сердечно-сосудистой системы, дыхательной системы, пищеварительной, эндокринной систем и метаболизма, системы крови и иммунной системы, мочевыделительной системы, кожи и связанных с ней систем;
нарушения, обусловленные физическим внешним уродством (40 - 100%)
Ограничение способности к обучению 1, 2, 3 степени
Социально-средовой статус нарушен или утрачен (не сформирован), социально-педагогический статус нарушен или утрачен (не сформирован), социально-психологический статус сохранен, нарушен или утрачен (не сформирован), профессиональный статус нарушен, утрачен (не сформирован)
Примечание.
Нуждаемость в рекомендациях по условиям организации обучения для детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов определяется с учетом заключения психолого-медико-педагогической комиссии о результатах проведенного обследования ребенка <4>.
2. Мероприятия по профессиональной реабилитации или абилитации
2.1. Профессиональная ориентация
Нуждается
Стойкие умеренные и более выраженные нарушения функций: речевых, сенсорных, статодинамических, сердечно-сосудистой системы, дыхательной системы, пищеварительной, эндокринной систем и метаболизма, системы крови и иммунной системы, мочевыделительной системы, кожи и связанных с ней систем (40 - 100%);
стойкие умеренные и выраженные нарушения психических функций (40 - 80%)
Ограничение способности к трудовой деятельности 1, 2 степени, ограничение способности к трудовой деятельности 3 степени при наличии способности к выполнению элементарной трудовой деятельности со значительной помощью других лиц
Профессиональный статус нарушен, социально-педагогический статус сохранен или нарушен, социально-психологический статус сохранен или нарушен, социально-средовой статус нарушен или утрачен (не сформирован)
Примечание.
Профессиональная ориентация предполагает предоставление инвалиду, ребенку-инвалиду системы услуг (медицинских, психолого-педагогических, социально-экономических), обеспечивающей его профессиональное самоопределение с учетом психофизиологического состояния, индивидуальных особенностей личности и требований общества.
2.2. Содействие в трудоустройстве
Нуждается
Стойкие умеренные и более выраженные нарушения функций: речевых, психических, сенсорных, статодинамических, сердечно-сосудистой системы, дыхательной системы, пищеварительной, эндокринной систем и метаболизма, системы крови и иммунной системы, мочевыделительной системы, кожи и связанных с ней систем (40 - 100%)
Ограничение способности к трудовой деятельности 1, 2 степени, ограничение способности к трудовой деятельности 3 степени при наличии способности к выполнению элементарной трудовой деятельности со значительной помощью других лиц
Профессиональный статус нарушен или не сформирован, социально-педагогический статус сохранен или нарушен, утрачен (не сформирован), социально-психологический статус сохранен или нарушен
Примечание.
Содействие в трудоустройстве предполагает целенаправленную деятельность по подбору инвалиду рабочего места, на котором обеспечивается соответствие выполняемого труда возможностям и пожеланиям инвалида, его профессиональной подготовке с учетом имеющихся нарушений функций и ограничений способности к трудовой деятельности.
2.3. Рекомендации о показанных или противопоказанных видах трудовой деятельности с учетом нарушенных функций организма человека, обусловленных заболеваниями, последствиями травм и дефектами
Примечание.
Рекомендации о показанных или противопоказанных видах трудовой деятельности выносятся в зависимости от вида нарушенных функций организма, обусловленных заболеваниями, последствиями травм или дефектами, в соответствии с приказом Министерства труда и социальной защиты Российской от 13 июня 2017 г. N 486н "Об утверждении Порядка разработки и реализации индивидуальной программы реабилитации или абилитации инвалида, индивидуальной программы реабилитации или абилитации ребенка-инвалида, выдаваемых федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы, и их форм" (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 31 июля 2017 г., регистрационный N 47579) с изменениями, внесенными приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 30 мая 2018 г. N 322н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 22 июня 2018 г., регистрационный N 51412).
2.4. Рекомендации по оснащению (оборудованию) специального рабочего места для трудоустройства инвалида, ребенка-инвалида
2.4.1. Для инвалида, ребенка-инвалида по зрению
Нуждается
Стойкие умеренные, выраженные и значительно выраженные нарушения функций зрения (40 - 100%)
Ограничение способности к трудовой деятельности 1, 2 степени, ограничение способности к трудовой деятельности 3 степени при наличии способности к выполнению элементарной трудовой деятельности со значительной помощью других лиц, ограничение способности к ориентации 1, 2, 3 степени
Профессиональный статус нарушен или не сформирован, социально-психологический статус сохранен или нарушен
2.4.2. Для инвалида, ребенка-инвалида по слуху
Нуждается
Стойкие умеренные нарушения функций слуха (50 - 60%);
выраженные нарушения функций слуха (глухонемота, сопровождающаяся психическими нарушениями) (70%)
Ограничение способности к трудовой деятельности 1, 2 степени, ограничение способности к ориентации 1, 2 степени, ограничение способности к общению 1, 2 степени, ограничение способности контролировать свое поведение 1, 2 степени
Профессиональный статус нарушен или не сформирован, социально-психологический статус сохранен или нарушен
2.4.3. Для инвалида, ребенка-инвалида с одновременным нарушением функции зрения и слуха
Нуждается
Стойкие выраженные и значительно выраженные нарушения функций зрения (70 - 90%) в сочетании со стойкими умеренными и (или) выраженными нарушениями функций слуха (40 - 70%)
Ограничение способности к трудовой деятельности 2 степени, ограничение способности к трудовой деятельности 3 степени при наличии способности к выполнению элементарной трудовой деятельности со значительной помощью других лиц, ограничение способности к ориентации 2, 3 степени
Профессиональный статус нарушен или не сформирован, социально-психологический статус сохранен или нарушен
2.4.4. Для инвалида, ребенка-инвалида с нарушением функций опорно-двигательного аппарата, в том числе передвигающегося с использованием кресла-коляски
Нуждается
Стойкие умеренные, выраженные и значительно выраженные нарушения статодинамических функций организма (40 - 100%)
Ограничение способности к трудовой деятельности 1, 2 степени, ограничение способности к трудовой деятельности 3 степени при наличии способности к выполнению элементарной трудовой деятельности со значительной помощью других лиц, ограничение способности к самостоятельному передвижению 1, 2, 3 степени, к самообслуживанию 1, 2, 3 степени
Профессиональный статус нарушен или не сформирован, социально-психологический статус сохранен или нарушен
2.4.5. Для инвалида, ребенка-инвалида с прочими нарушениями
Нуждается
Стойкие выраженные и значительно выраженные нарушения функций: психических, сенсорных, языковых и речевых, сердечно-сосудистой системы, дыхательной системы, пищеварительной, эндокринной систем и метаболизма, системы крови и иммунной системы, мочевыделительной системы, кожи и связанных с ней систем (70 - 90%)
Ограничение способности к трудовой деятельности 2 степени, ограничение способности к трудовой деятельности 3 степени при наличии способности к выполнению элементарной трудовой деятельности со значительной помощью других лиц
Профессиональный статус нарушен или не сформирован, социально-психологический статус сохранен или нарушен
2.5. Рекомендации по производственной адаптации
Примечание.
Производственная адаптация - это содействие приспособлению инвалида, ребенка-инвалида к условиям профессиональной среды (социальной и производственной), содержанию, режиму, характеру профессиональной деятельности, трудовому коллективу на основе определения оптимального уровня производственных нагрузок, связанных с исполнением требований рекомендуемой профессиональной деятельности в условиях конкретного производства, в целях создания благоприятных условий для максимально эффективной реализации трудовых возможностей и реабилитационного потенциала.
2.5.1. Социально-психологическая адаптация
Нуждается
Стойкие умеренные и более выраженные нарушения функций: речевых, психических, сенсорных, статодинамических, сердечно-сосудистой системы, дыхательной системы, пищеварительной, эндокринной систем и метаболизма, системы крови и иммунной системы, мочевыделительной, кожи и связанных с ней систем (40 - 90%)
Ограничение способности к трудовой деятельности 1, 2 степени, ограничение способности к трудовой деятельности 3 степени при наличии способности к выполнению элементарной трудовой деятельности со значительной помощью других лиц
Профессиональный статус нарушен или не сформирован, социально-психологический статус сохранен или нарушен, социально-средовой статус нарушен или утрачен (не сформирован)
Примечание.
Социально-психологическая адаптация предполагает социально-психологическое сопровождение инвалида, ребенка-инвалида в процессе закрепления на рабочем месте в коллективе (психологическое консультирование, психологический тренинг. Например, коммуникативный, психологическая коррекция).
2.5.2. Социально-производственная адаптация
Нуждается
Стойкие умеренные и более выраженные нарушения функций: речевых, психических, сенсорных, статодинамических, сердечнососудистой системы, дыхательной системы, пищеварительной, эндокринной систем и метаболизма, системы крови и иммунной системы, мочевыделительной, кожи и связанных с ней систем (40 - 90%)
Ограничение способности к трудовой деятельности 1, 2 степени, ограничение способности к трудовой деятельности 3 степени при наличии способности к выполнению элементарной трудовой деятельности со значительной помощью других лиц
Профессиональный статус нарушен или не сформирован, социально-психологический статус сохранен или нарушен, социально-средовой статус нарушен или утрачен (не сформирован)
Примечание.
Социально-производственная адаптация предполагает социальную поддержку инвалида наставником, инструктором на рабочем месте, контроль и курирование в процессе производственной адаптации, включая сопровождаемое трудоустройство.
3. Мероприятия по социальной реабилитации или абилитации
3.1. Социально-средовая реабилитация или абилитация
Нуждается
Стойкие умеренные и более выраженные нарушения функций: речевых, психических, сенсорных, статодинамических, сердечно-сосудистой системы, дыхательной системы, пищеварительной, эндокринной систем и метаболизма, системы крови и иммунной системы, мочевыделительной, кожи и связанных с ней систем (40 - 100%)
Ограничение способности к самообслуживанию 1, 2, 3 степени, к самостоятельному передвижению 1, 2, 3 степени, к общению 1, 2, 3 степени, к ориентации 1, 2, 3 степени, к обучению 1, 2, 3 степени, контролировать свое поведение 1, 2, 3 степени
Социально-средовой статус нарушен или утрачен (не сформирован)
Примечание.
Социально-средовая реабилитация или абилитация направлена на обеспечение возможности участия инвалида, ребенка-инвалида в обычных общественных взаимоотношениях, вовлеченности в данные отношения: встречи с друзьями, общение (по телефону, интернету, альтернативными способами), реализация ролевого положения в семье (супруг, родитель, сын, дочь, кормилец, глава семьи), умение распоряжаться деньгами, посещать магазины, учреждения сферы услуг, делать покупки и иные расчеты, пользоваться транспортом, транспортными коммуникациями, преодолевать препятствия - лестницы, бордюры, осуществлять передвижение способами, отличающимися от ходьбы, передвигаться в различных местах (вне дома), в том числе с использованием технических средств, возможность пользоваться средствами связи, информацией, читать газеты, книги, журналы, обладать навыками проведения досуга, заниматься физической культурой, спортом, творчеством, участвовать в религиозной, духовной и политической жизни общества, посещать учреждения культуры и пользоваться их услугами.
3.2. Социально-психологическая реабилитация или абилитация
Нуждается
Стойкие умеренные, выраженные и значительно выраженные нарушения функций: речевых, психических, сенсорных, статодинамических, сердечно-сосудистой системы, дыхательной системы, пищеварительной, эндокринной систем и метаболизма, системы крови и иммунной системы, мочевыделительной системы, кожи и связанных с ней систем (40 - 100%).
Стойкие умеренные, выраженные и значительно выраженные нарушения психических функций (40 - 90%)
Ограничение способности к самообслуживанию 1, 2, 3 степени, к самостоятельному передвижению 1, 2, 3 степени, к общению 1, 2, 3 степени, к ориентации 1, 2, 3 степени, к обучению 1, 2, 3 степени, контролировать свое поведение 1, 2, 3 степени, к трудовой деятельности 1, 2, 3 степени
Социально-психологический статус нарушен или утрачен (не сформирован)
Примечания:
1. Социально-психологическая реабилитация или абилитация - это комплекс психологических мероприятий и услуг, направленных на формирование (восстановление) психологических способностей, навыков и компетенций, обеспечивающих реализацию жизнедеятельности в бытовой, межличностной, социально-средовой, социокультурной и профессиональной сфере для успешной социальной адаптации и интеграции инвалида в общество. Социально-психологическая реабилитация или абилитация предусматривает осуществление следующих мероприятий: консультирование по вопросам социально-психологической реабилитации или абилитации; проведение психологической диагностики (выявление и анализ индивидуальных особенностей психического состояния и индивидуальных особенностей личности инвалида, влияющих на его способности к выполнению определенных видов деятельности и на отклонения в его поведении и взаимоотношениях с окружающими); разработка рекомендаций по психологической коррекции отклонений в поведении и взаимоотношениях с окружающими.
2. Психологическая коррекция - это активное психологическое взаимодействие на преодоление или ослабление отклонений в интеллектуально-мнестической сфере, эмоциональном состоянии или поведении.
3.3. Социокультурная реабилитация или абилитация
Нуждается
Стойкие умеренные, выраженные и значительно выраженные нарушения функций: речевых, психических, сенсорных, статодинамических, сердечно-сосудистой системы, дыхательной системы, пищеварительной, эндокринной систем и метаболизма, системы крови и иммунной системы, мочевыделительной системы, кожи и связанных с ней систем (40 - 100%)
Ограничение способности к самообслуживанию 1, 2, 3 степени, самостоятельному передвижению 1, 2, 3 степени, к общению 1, 2, 3 степени, к ориентации 1, 2, 3 степени, контролировать свое поведение 1, 2, 3 степени
Социально-средовой статус нарушен или утрачен (не сформирован), социально-бытовой статус нарушен или утрачен (не сформирован), социально-педагогический статус нарушен, социально-психологический статус сохранен, нарушен или утрачен (не сформирован)
Примечание.
Социокультурная реабилитация или абилитация - это комплекс услуг, направленных на достижение инвалидом культурной компетенции и реализации культурных потребностей и интересов, обеспечивающих интеграцию в общество за счет расширения рамок его социокультурной независимости.
3.4. Социально-бытовая адаптация
Нуждается
Стойкие умеренные, выраженные и значительно выраженные нарушения функций организма (40 - 100%)
Ограничение способности к самообслуживанию 1, 2, 3 степени, к самостоятельному передвижению 1, 2, 3 степени
Социально-бытовой статус нарушен или утрачен (не сформирован)
Примечание.
Социально-бытовая адаптация - это вид социальной реабилитации или абилитации, которая заключается в приобретении или восстановлении утраченных в результате заболеваний, травм, врожденных аномалий (пороков развития) навыков самообслуживания и деятельности в быту, приспособлении к новым условиям жизни в соответствии с имеющимися ограничениями жизнедеятельности. Ориентирована на инвалидов, не владеющих необходимыми социально-бытовыми навыками и нуждающихся во всесторонней ежедневной поддержке в микросоциальной среде: обучение инвалида и членов его семьи навыкам личной гигиены, самообслуживания, передвижения, общения, в том числе с помощью технических средств реабилитации; информирование и консультирование по вопросам социально-бытовой реабилитации.
3.5. Возможность (невозможность) осуществления самообслуживания и ведения самостоятельного образа жизни (нужное отметить)
(заполняется в отношении инвалида, проживающего в организации социального обслуживания и получающего социальные услуги в стационарной форме социального обслуживания)
3.5.1. Рекомендации о возможности осуществления самообслуживания и ведения самостоятельного образа жизни
Нуждается
Стойкие умеренные и выраженные нарушения функций организма (40 - 80%)
Отсутствие ограничения способности к самообслуживанию либо ограничение способности к самообслуживанию 1, 2 степени при отсутствии ограничения способности к ориентации 3 степени, ограничения способности контролировать свое поведение 3 степени, ограничения способности к самостоятельному передвижению 3 степени
Социально-бытовой статус сохранен, социально-средовой статус сохранен
3.5.2. Рекомендации о возможности осуществления самообслуживания и ведения самостоятельного образа жизни с регулярной помощью других лиц
Нуждается
Стойкие выраженные и значительно выраженные нарушения функций организма (70 - 90%)
Ограничение способности к самообслуживанию 2 степени, ограничение способности контролировать свое поведение 2 степени, ограничение способности к ориентации 2, 3 степени, к самостоятельному передвижению 2, 3 степени
Социально-бытовой статус нарушен, социально-средовой статус нарушен
3.6. Рекомендации по оборудованию жилого помещения, занимаемого инвалидом, ребенком-инвалидом специальными средствами и приспособлениями
3.6.1. Для инвалидов, детей-инвалидов, имеющих нарушения здоровья со стойким расстройством функции опорно-двигательного аппарата, в том числе использующих кресла-коляски и иные вспомогательные средства передвижения
Нуждается
Стойкие умеренные, выраженные и значительно выраженные нарушения статодинамических функций организма (40 - 100%)
Ограничение способности к самостоятельному передвижению 1, 2, 3 степени
Социально-бытовой статус нарушен или утрачен (не сформирован), социально-средовой статус нарушен, утрачен (не сформирован)
3.6.2. Для инвалидов, детей-инвалидов, имеющих нарушения здоровья со стойким расстройством функции слуха, при необходимости использования вспомогательных средств
Нуждается
Стойкие умеренные и выраженные нарушения функции слуха (40 - 70%)
Ограничение способности к ориентации 1, 2 степени, к самообслуживанию 1, 2 степени
Социально-бытовой статус нарушен, в том числе вследствие наличия барьеров в жилом помещении
3.6.3. Для инвалидов, детей-инвалидов, имеющих нарушения здоровья со стойким расстройством функции зрения, при необходимости использования собаки-проводника, иных вспомогательных средств
Нуждается
Стойкие выраженные и значительно выраженные нарушения функции зрения (70 - 100%)
Ограничение способности к ориентации 2, 3 степени, к самообслуживанию 2, 3 степени
Социально-бытовой статус нарушен или утрачен (не сформирован), в том числе вследствие наличия барьеров в жилом помещении
3.6.4. Для инвалидов, детей-инвалидов, имеющих нарушения здоровья со стойким расстройством иных функций
Нуждается
Стойкие выраженные и значительно выраженные нарушения функций: психических, сенсорных, языковых и речевых, сердечно-сосудистой системы, дыхательной системы, пищеварительной, эндокринной систем и метаболизма, системы крови и иммунной системы, мочевыделительной системы, кожи и связанных с ней систем (70 - 90%)
Ограничение способности к ориентации 2, 3 степени, к самообслуживанию 2, 3 степени, к самостоятельному передвижению 2, 3 степени, к общению 2, 3 степени, контролировать свое поведение 2, 3 степени
Социально-бытовой статус нарушен или утрачен (не сформирован), в том числе вследствие наличия барьеров в жилом помещении
4. Физкультурно-оздоровительные мероприятия, мероприятия по занятию спортом
4.1. Информирование и консультирование инвалида и членов его семьи по вопросам адаптивной физической культуры и адаптивного спорта
Нуждается
Стойкие умеренные, выраженные и значительно выраженные нарушения функций: психических, сенсорных, языковых и речевых, нейромышечных, скелетных и связанных с движением (статодинамических), сердечно-сосудистой системы, дыхательной системы, пищеварительной, эндокринной систем и метаболизма, системы крови и иммунной системы, мочевыделительной системы, кожи и связанных с ней систем (40 - 90%)
Ограничение способности к самостоятельному передвижению 1, 2, 3 степени, к ориентации 1, 2, 3 степени, к общению 1, 2, 3 степени, контролировать свое поведение 1, 2, 3 степени
Социально-средовой статус нарушен или утрачен (не сформирован)
Примечание.
Данное мероприятие позволит инвалидам и членам их семей получить расширенную информацию о местах возможных занятий физической культурой и спортом с указанием перечня доступных для них спортивных сооружений, форм занятий по физической культуре и спорту, а также получения дополнительных услуг в области физической культуры и спорта для инвалидов.
5. Технические средства реабилитации <5> и услуги по реабилитации или абилитации, предоставляемые инвалиду за счет средств федерального бюджета
Примечания:
1. ТСР и услуги по реабилитации или абилитации, предоставляемые инвалиду за счет средств федерального бюджета, предусмотрены федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, ТСР и услуг, предоставляемых инвалиду, утвержденным распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2005 г. N 2347-р (Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, N 4, ст. 453; 2010, N 47, ст. 6186; 2013, N 12, ст. 1319; 2014, N 38, ст. 5096; 2017, N 49, ст. 7451).
2. Решение об обеспечении инвалидов ТСР за счет средств федерального бюджета принимается при установлении медицинских показаний и противопоказаний в соответствии с перечнем медицинских показаний и противопоказаний для обеспечения инвалидов ТСР, утвержденным приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 28 декабря 2017 г. N 888н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 6 марта 2018 г., регистрационный N 50276).
Сопровождение инвалида к месту нахождения организации, в которую выдано направление для получения ТСР за счет средств федерального бюджета, и обратно
Нуждается
Стойкие выраженные и значительно выраженные нарушения функций: психических, сенсорных, языковых и речевых, нейромышечных, скелетных и связанных с движением (статодинамических), сердечно-сосудистой системы, дыхательной системы, пищеварительной, эндокринной систем и метаболизма, системы крови и иммунной системы, мочевыделительной системы, кожи и связанных с ней систем (70 - 100%)
Ограничение способности к самостоятельному передвижению 2, 3 степени, к самообслуживанию 2, 3 степени, к ориентации 2, 3 степени, к общению 2, 3 степени, контролировать свое поведение 2, 3 степени
Социально-средовой статус нарушен или утрачен (не сформирован)
6. ТСР и услуги по реабилитации или абилитации, предоставляемые инвалиду за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации
Примечания:
1. ТСР и услуги по реабилитации или абилитации, предоставляемые инвалиду за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, предусматриваются региональными перечнями реабилитационных мероприятий, ТСР и услуг, предоставляемых инвалиду.
2. Решение об обеспечении инвалидов ТСР принимается при установлении медицинских показаний и противопоказаний, утвержденных на уровне субъекта Российской Федерации или определенных методом экспертной оценки на основании сведений, представленных из медицинской организации в направлении на медико-социальную экспертизу. Медицинские показания и противопоказания устанавливаются на основе оценки стойких расстройств функций организма, обусловленных заболеваниями, последствиями травм и дефектами.
7. ТСР и услуги по реабилитации или абилитации, предоставляемые инвалиду за счет собственных средств инвалида либо средств других лиц или организаций независимо от организационно-правовых форм и форм собственности
Примечания:
1. Решение об обеспечении инвалидов ТСР принимается при установлении медицинских показаний и противопоказаний, определенных методом экспертной оценки на основании сведений, представленных медицинской организацией в направлении на медико-социальную экспертизу либо в иных медицинских документах.
2. Медицинские показания и противопоказания устанавливаются на основе оценки стойких расстройств функций организма, обусловленных заболеваниями, последствиями травм и дефектами. По медицинским показаниям и противопоказаниям устанавливается необходимость предоставления инвалиду ТСР, которые обеспечивают компенсацию или устранение стойких ограничений жизнедеятельности инвалида.
8. Заключение о наличии медицинских показаний для приобретения инвалидом транспортного средства за счет собственных средств либо средств других лиц или организаций независимо от организационно-правовых форм и форм собственности
Нуждается
Стойкие умеренные и более выраженные нарушения статодинамических функций (40 - 100%);
стойкие выраженные и значительно выраженные нарушения функций сердечно-сосудистой и дыхательной систем (70 - 100%)
Ограничение способности к самостоятельному передвижению 1, 2, 3 степени (1 степени при ампутационной культе бедра, голени, стоп)
Социально-средовой статус нарушен или утрачен (не сформирован)
Примечание.
Решение о наличии медицинских показаний для приобретения инвалидом транспортного средства за счет собственных средств либо средств других лиц или организаций независимо от организационно-правовых форм и форм собственности принимается исходя из оценки ограничения способности к самостоятельному передвижению, вызванного стойким расстройством функций организма, обусловленных заболеваниями, последствиями травм и дефектами, на основании сведений, представленных медицинской организацией в направлении на медико-социальную экспертизу либо в иных медицинских документах.
9. Товары и услуги, предназначенные для социальной адаптации и интеграции в общество детей-инвалидов, на приобретение которых направляются средства (часть средств) материнского (семейного капитала)
Примечания:
1. Перечень товаров и услуг, предназначенных для социальной адаптации и интеграции в общество детей-инвалидов, утвержден распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 апреля 2016 г. N 831-р (Собрание законодательства Российской Федерации, 2016, N 20, ст. 2844).
2. Решение о нуждаемости ребенка-инвалида в приобретении товаров и услуг, предназначенных для социальной адаптации и интеграции, принимается по результатам обследования ребенка-инвалида при установлении медицинских показаний и противопоказаний, определенных методом экспертной оценки.
3. Решение о нуждаемости ребенка-инвалида в приобретении товаров и услуг, относящихся к медицинским изделиям <6>, принимается на основании справки, выданной медицинской организацией, содержащей информацию об основном диагнозе, диагнозе, осложнениях и сопутствующем диагнозе (диагнозах).
10. Виды помощи, в которых нуждается инвалид для преодоления барьеров, препятствующих ему в получении услуг на объектах социальной, инженерной и транспортной инфраструктур наравне с другими лицами
10.1. Помощь инвалиду, имеющему выраженные, значительно выраженные ограничения в передвижении на объектах социальной, инженерной и транспортной инфраструктур, при входе в такие объекты и выходе из них, посадке в транспортное средство и высадке из него, в том числе с использованием кресла-коляски
Нуждается
Стойкие выраженные и значительно выраженные нарушения нейромышечных, скелетных и связанных с движением (статодинамических) функций организма (70 - 100%)
Ограничение способности к самостоятельному передвижению 2, 3 степени
Социально-средовой статус нарушен или утрачен (не сформирован), в том числе из-за барьеров на объектах социальной, инженерной и транспортной инфраструктур, которыми пользуется гражданин
10.2. Помощь инвалиду, имеющему выраженные, значительно выраженные ограничения в самообслуживании вследствие нарушения (отсутствия) функции верхних конечностей, на объектах социальной, инженерной и транспортной инфраструктур
Нуждается
Стойкие выраженные и значительно выраженные нарушения нейромышечных, скелетных и связанных с движением (статодинамических) функций организма, в том числе функций обеих верхних конечностей (70 - 100%)
Ограничение способности к самообслуживанию 2, 3 степени
Социально-средовой статус нарушен или утрачен (не сформирован)
10.3. Помощь инвалиду по зрению - слабовидящему на объектах социальной, инженерной и транспортной инфраструктур
Нуждается
Стойкие умеренные, выраженные и значительно выраженные нарушения сенсорных функций (зрения) (40 - 90%)
Ограничение способности к ориентации 1, 2, 3 степени
Социально-средовой статус нарушен
10.4. Помощь инвалиду по зрению - слепому на объектах социальной, инженерной и транспортной инфраструктур
Нуждается
Стойкие значительно выраженные нарушения сенсорных функций (зрения) (90 - 100%)
Ограничение способности к ориентации 2, 3 степени, к общению 2, 3 степени, к самообслуживанию 2, 3 степени
Социально-средовой статус утрачен (не сформирован)
10.5. Обеспечение допуска на объекты социальной, инженерной и транспортной инфраструктур собаки-проводника при наличии документа, подтверждающего ее специальное обучение и выдаваемого по установленной форме
Нуждается
Стойкие значительно выраженные нарушения сенсорных функций (зрения) (100%)
Ограничение способности к ориентации 3 степени
Социально-средовой статус утрачен (не сформирован)
10.6. Помощь инвалиду по слуху - слабослышащему на объектах социальной, инженерной и транспортной инфраструктур
Нуждается
Стойкие умеренные и выраженные нарушения сенсорных функций (слух) вследствие тугоухости любой этиологии (40 - 60%)
Ограничение способности к ориентации 1 степени, к общению 1 степени
Социально-средовой статус нарушен
10.7. Помощь инвалиду по слуху - глухому на объектах социальной, инженерной и транспортной инфраструктур
Нуждается
Стойкие выраженные нарушения сенсорных функций (слух) вследствие глухоты любой этиологии (60%);
глухонемота, сопровождающаяся психическими нарушениями (70%)
Ограничение способности к ориентации 1, 2 степени, к общению 1, 2 степени
Социально-средовой статус нарушен
10.8. Предоставление инвалиду по слуху - глухому услуги с использованием русского жестового языка, включая обеспечение допуска сурдопереводчика
Нуждается
Стойкие умеренные и выраженные нарушения сенсорных функций (слух) - вследствие глухоты любой этиологии (60%), в сочетании с выраженными нарушениями речевых функций (70 - 80%)
Ограничение способности к общению 2 степени
Социально-средовой статус нарушен. Владение инвалидом навыками русского жестового языка
10.9. Предоставление инвалиду, имеющему одновременно нарушения функций слуха и зрения, услуг тифлосурдопереводчика, включая обеспечение его допуска
Нуждается
Стойкие выраженные и значительно выраженные (70 - 100%) нарушения сенсорных функций (зрения и слуха)
Ограничение способности к ориентации 2, 3 степени, к общению 2, 3 степени, к самообслуживанию 2, 3 степени
Социально-средовой статус нарушен или утрачен (не сформирован). Владение инвалидом навыками дактильной речи или иным способом общения с тифлосурдопереводчиком либо возможность обучения ими
10.10. Оказание необходимой помощи инвалиду, имеющему интеллектуальные нарушения, в уяснении порядка предоставления и получения услуги, в оформлении документов, в совершении им других необходимых действий для получения услуги
Нуждается
Стойкие умеренные, выраженные и значительно выраженные нарушения психических функций (40 - 100%) либо незначительные нарушения психических функций (10 - 30%) в сочетании с другими нарушениями функций
Ограничение способности к общению 1, 2, 3 степени, к ориентации 1, 2, 3 степени, контролировать свое поведение 1, 2, 3 степени
Социально-средовой статус нарушен

--------------------------------

<1> В случае отсутствия показаний для определения потребностей инвалида, ребенка-инвалида в мероприятиях по реабилитации и абилитации, выносится заключение о ненуждаемости в соответствующих мероприятиях по реабилитации и абилитации.

<2> Количественная система оценки степени выраженности стойких нарушений функций организма человека, обусловленных заболеваниями, последствиями травм или дефектами (в процентах, применительно к клинико-функциональной характеристике стойких нарушений функций организма человека), предусмотрена приложением к классификациям и критериям, используемым при осуществлении медико-социальной экспертизы граждан федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы, утвержденным приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 17 декабря 2015 г. N 1024н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 20 января 2016 г., регистрационный N 40650) с изменениями, внесенными приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 5 июля 2016 г. N 346н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 28 июля 2016 г., регистрационный N 43018).

<3> Подпункт 57.2 формы протокола проведения медико-социальной экспертизы гражданина в федеральном государственном учреждении медико-социальной экспертизы, утвержденной приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 29 декабря 2015 г. N 1171н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 5 февраля 2016 г., регистрационный N 40949), с изменениями, внесенными приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 6 апреля 2017 г. N 336н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 28 апреля 2017 г., регистрационный N 46541).

<4> Абзац третий пункта 6 Порядка разработки и реализации индивидуальной программы реабилитации или абилитации инвалида и индивидуальной программы реабилитации или абилитации ребенка-инвалида, выдаваемых федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы, утвержденного приказом Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 13 июня 2017 г. N 486н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 31 июля 2017 г., регистрационный N 47579), с изменениями, внесенными приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 30 мая 2018 г. N 322н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 22 июня 2018 г., регистрационный N 51412).

<5> Далее - ТСР.

<6> Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 6 июня 2012 г. N 4н "Об утверждении номенклатурной классификации медицинских изделий" (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 9 июля 2012 г., регистрационный N 24852) с изменениями, внесенными приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 25 сентября 2014 г. N 557н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 17 декабря 2014 г., регистрационный N 35201).