См. Документы Министерства транспорта Российской Федерации

МИНИСТЕРСТВО ТРАНСПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПРИКАЗ
от 27 февраля 2014 г. N 55

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ТИПОВОЙ ОСНОВНОЙ ПРОГРАММЫ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ В ОБЛАСТИ ПОДГОТОВКИ ЧЛЕНОВ
ЭКИПАЖЕЙ СУДОВ В СООТВЕТСТВИИ С МЕЖДУНАРОДНЫМИ ТРЕБОВАНИЯМИ
ПО ПРОФЕССИИ "ВАХТЕННЫЙ МАТРОС"

В целях реализации частей 3 и 4 статьи 85 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53 (ч. I), ст. 7598; 2013, N 19, ст. 2326, N 23, ст. 2878, N 27, ст. 3462, N 30 (ч. I), ст. 4036, N 48, ст. 6165; 2014, N 6, ст. 562, 566) приказываю:

Утвердить прилагаемую типовую основную программу профессионального обучения в области подготовки членов экипажей судов в соответствии с международными требованиями по профессии "Вахтенный матрос".

Министр
М.Ю.СОКОЛОВ

Утверждена
приказом Минтранса России
от 27 февраля 2014 г. N 55

ТИПОВАЯ ОСНОВНАЯ ПРОГРАММА
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ В ОБЛАСТИ ПОДГОТОВКИ ЧЛЕНОВ
ЭКИПАЖЕЙ СУДОВ В СООТВЕТСТВИИ С МЕЖДУНАРОДНЫМИ ТРЕБОВАНИЯМИ
ПО ПРОФЕССИИ "ВАХТЕННЫЙ МАТРОС"

I. Общие положения

1. Типовая основная программа профессионального обучения в области подготовки членов экипажей судов в соответствии с международными требованиями по профессии "Вахтенный матрос" (далее - программа) разработана в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" <1>, приказом Минтранса России от 15 марта 2012 г. N 62 "Об утверждении Положения о дипломировании членов экипажей морских судов" <2> (далее - приказ Минтранса России от 15 марта 2012 г. N 62), Правилом II/4 Международной конвенции о подготовке и дипломировании моряков и несении вахты <3> (далее - Конвенция ПДНВ), и другими нормативными правовыми актами, регламентирующими профессиональный уровень лиц рядового состава морских судов.

--------------------------------

<1> Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53 (ч. I), ст. 7598; 2013, N 19, ст. 2326, N 23, ст. 2878, N 27, ст. 3462, N 30 (ч. I), ст. 4036, N 48, ст. 6165; 2014, N 6, ст. 562, 566.

<2> Зарегистрирован Минюстом России 4 июня 2012 г., регистрационный N 24456.

<3> Постановление Совета Министров СССР от 14 сентября 1979 г. N 871 "О вступлении СССР в Международную конвенцию о подготовке и дипломировании моряков и несении вахты 1978 года", опубликовано в постановлениях Совета Министров СССР, 1979, сентябрь, стр. 64. Постановление Правительства Российской Федерации от 27 июня 2003 г. N 371 "О мерах по выполнению Международной конвенции о подготовке и дипломировании моряков и несении вахты 1978 года" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, N 27 (ч. II), ст. 2799).

2. Целью программы является подготовка вахтенных матросов морских судов в соответствии с международными требованиями.

3. Программа содержит общепрофессиональный цикл, профессиональные модули, производственную (профессиональную практику), вариативную часть и тренажерную подготовку.

4. Содержание вариативной части определяется образовательной организацией самостоятельно в пределах объема часов, предусмотренного учебным планом настоящей программы.

5. Тренажерная подготовка осуществляется на тренажерах, соответствующих требованиям Раздела A-I/12 Конвенции ПДНВ.

6. Слушателями программы могут быть лица:

имеющие среднее общее образование и выше;

достигшие 18-летнего возраста;

годные по состоянию здоровья, на основании медицинского заключения, для работы на морских судах в качестве вахтенного матроса.

7. Программа определяет минимальный объем знаний и умений, которыми должен обладать вахтенный матрос.

8. В результате изучения программы слушатель должен знать:

нормативные правовые документы по организации службы на судне;

организацию вахтенной службы, обязанности вахтенного матроса при движении судна, на стоянке, во время выполнения грузовых операций, посадки и высадки людей;

правила приема, несения и сдачи вахты, информацию, требуемую для несения вахты;

устройство морского судна (основные части судового набора, способы соединения между собой деталей судового корпуса, конструкцию отдельных перекрытий и узлов, настила дна, наружной обшивки, горловин, водонепроницаемых дверей, надстроек и рубок; конструкцию и назначение судовых систем и устройств, расположение и назначение судовых помещений; термины и определения, употребляемые на судне);

главные размерения судна, водоизмещение, грузоподъемность, грузовместимость, дедвейт, мореходные качества судна, назначение грузовой марки;

расположение по судну балластных танков и танков пресной воды, их мерительных и воздушных труб, мерительных труб грузовых помещений;

различные виды маркировки, используемые на судне;

определения рангоута и такелажа судна, виды материалов и предметов такелажного снаряжения;

организацию ухода за корпусом и помещениями судна;

технику эксплуатации судовых устройств и уход за ними;

основные виды красок, грунтовок, лаков растворителей и особенности применения их на судне;

виды грузовых и швартовных устройств судна и правила их эксплуатации;

правила пожарной безопасности, производственной санитарии и гигиены труда на судне;

расположение мест хранения аварийно-спасательных средств и средств пожаротушения, условия включения противопожарных, водоотливных систем, правила постановки аварийного пластыря, цементного ящика, приемы тушения пожаров;

приемы оказания первой помощи, индивидуальные приемы выживания, а также вопросы, касающиеся опасности для здоровья и личной безопасности;

основы судовой электротехники, связанные с применением электрической энергии в судовых механизмах и устройствах;

основы судовождения; назначение навигационных приборов, систем курсоуказания и ориентирования, а также мореходных инструментов, морских карт, пособий для плавания и плавучих предостерегающих знаков; сущность и значение для мореплавания гидрометеорологических факторов (ветров, циклонов, ураганов, туманов, волнений, морских течений, приливов и льдов);

основные сведения из навигации, лоции, а также сведения о приборах и инструментах, используемых для судовождения;

маркировки лотлиня и смычек якорного каната; вид и значение плавучих предостерегающих знаков ограждения, сигналы о движении морских судов на рейдах и в гаванях, в акваториях портов и на подходах к ним - для судов смешанного (река-море) и внутреннего плавания; штормовые сигналы; основные огни и знаки для судов, предписанные Конвенцией о международных правилах предупреждения столкновений судов в море <1> (далее - МППСС-72);

--------------------------------

<1> Сборник действующих договоров, соглашений и конвенций, заключенных СССР с иностранными государствами. Вып. XXXIII. - М., 1979. С. 435 - 461. Конвенция вступила в силу для СССР 15 июля 1977 г. Документ о присоединении СССР к Конвенции с оговорками сдан на хранение Генеральному секретарю Межправительственной морской консультативной организации 9 ноября 1973 г.

особенности управления при плавании в шторм, в районах со стесненными условиями (в том числе в акваториях портов и на подходах к ним, на мелководье и каналах);

основные команды, относящиеся к управлению рулем, на английском языке;

огни и знаки судов, звуковые и световые сигналы судов и сигналы бедствия в соответствии с МППСС-72, доклады при обнаружении;

расположение мест включения: якорных огней, палубного освещения, сигналов тревоги и судовых гудков; расположение бросательных концов, швартовных вьюшек, буксирных и запасных канатов, кранцев, матов и предметов для приборки;

назначение маневров судна, необходимых при якорных операциях и швартовке в различных условиях, при морской буксировке, снятии судна с мели; правила выполнения маневра судна и шлюпки по тревоге "Человек за бортом" и сигнализацию, применяемую по тревоге "Человек за бортом";

пиротехнические сигналы бедствия; сигналы, применяемые на спутниковых аварийный радиобуях и транспондерах, используемых при поиске и спасении людей;

основы погрузочно-разгрузочных работ в портах;

меры предосторожности, принимаемые для предотвращения загрязнения окружающей среды;

способы поддержания бдительности в области охраны и транспортной безопасности.

9. В результате изучения программы слушатель должен уметь:

нести ходовые и стояночные вахты в соответствии с требованиями Конвенции ПДНВ и законодательством Российской Федерации;

выполнять малярные, такелажные, плотнические и другие судовые работы;

выполнять швартовные операции (пользоваться бросательным концом, крепить швартовы на судне и на берегу за кнехты, пушки, рымы и огоны, пользоваться цепным и растительным стопорами при переносе швартовов с барабана швартовного механизма на кнехты, завозить швартовы на берег с помощью шлюпки);

управлять палубными устройствами;

обеспечивать подготовку трюмов и грузовых устройств к погрузочно-разгрузочным операциям, выполнять крепление грузов;

определять осадку судна по маркировке на штевнях, замерять уровень воды в льялах и танках (цистернах), замерять уровень груза и пользоваться клинкетами на нефтеналивных судах;

принимать воду с берега;

замерять глубину ручным лотом;

действовать при проведении различных видов тревог, в аварийных и чрезвычайных ситуациях;

применять средства пожаротушения, средства индивидуальной защиты и средства по борьбе с водой;

использовать индивидуальные и коллективные спасательные средства;

спускать и поднимать шлюпки и управлять спасательными шлюпками на веслах, с мотором и под парусами;

использовать аптечку первой помощи;

вести визуальное и слуховое наблюдение, осуществлять связь в соответствии с международным сводом сигналов (далее - МСС); набирать по заданному сочетанию флаги МСС, использовать средства соответствующей внутренней связи и аварийно-предупредительной сигнализации, а также пиротехнические средства;

подавать сигналы бедствия различными средствами.

10. Объем программы составляет 908 академических часов.

11. Лицам, успешно прошедшим Итоговую аттестацию, выдается документ о прохождении обучения по программе.

II. Учебный план

N п/п
Наименование цикла/модуля/дисциплины/ раздела
Всего часов
В том числе
Форма контроля
лекции
практические занятия
1
2
3
4
5
6
Введение
2
2
-
-
I.
Общепрофессиональный цикл
186
154
32
-
1.
Основы производственной деятельности на морских судах
22
22
-
Экзамен
2.
Безопасность жизнедеятельности и охрана труда
36
28
8
Зачет
3.
Компьютерное сопровождение профессиональной деятельности
34
22
12
Зачет
4.
Теория и устройство судна
50
44
6
Зачет
5.
Основы судовождения
32
26
6
Экзамен
6.
Основы электротехники и электрооборудования судов
12
12
-
Зачет
II.
Профессиональные модули
238
213
25
-
1.
Выполнение судовых работ
192
175
17
Экзамен
2.
Обеспечение безопасности плавания
46
38
8
Зачет
III.
Производственная (профессиональная) практика
360
-
360
-
IV.
Вариативная часть
40
-
-
-
V.
Тренажерная подготовка
70
-
70
-
Начальная подготовка по безопасности (Правило VI/1 Конвенции ПДНВ)
58
-
58
-
Подготовка по охране (для лиц, не имеющих назначенных обязанностей по охране)
12
-
12
-
Консультации
8
-
8
-
Квалификационный экзамен
4
-
-
-
ИТОГО (включая вариативную часть и квалификационный экзамен)
908
369
495
-

III. Учебно-тематический план общепрофессионального цикла

N п/п
Наименование дисциплины/раздела
Всего часов
В том числе
Форма контроля
лекции
практические занятия
1
2
3
4
5
6
1.
Основы производственной деятельности на морских судах
22
22
-
Экзамен
1.1.
Основные понятия на морском транспорте
4
4
-
-
1.2.
Основы трудового законодательства. Требования национальных руководящих документов и международных конвенций, предъявляемых к экипажам и членам экипажа, несущим ходовые и стояночные вахты
4
4
-
-
1.3.
Организация службы на морских судах
10
10
-
-
2.
Безопасность жизнедеятельности и охрана труда
36
28
8
Зачет
2.1.
Производственный травматизм
4
4
-
-
2.2.
Опасные и вредные производственные факторы. Микроклимат судовой среды
2
2
-
2.3.
Охрана труда и техника безопасности на морских судах
10
10
-
-
2.4.
Электробезопасность на судах и базах технического обслуживания флота
4
4
-
-
2.5.
Противопожарная безопасность на судах и объектах на морском транспорте
4
4
-
-
2.6.
Оказание доврачебной помощи пострадавшим при несчастных случаях на производстве
10
2
8
-
3.
Компьютерное сопровождение профессиональной деятельности
34
22
12
Зачет
3.1.
Информационные системы и применение компьютерной техники в профессиональной деятельности
4
4
-
-
3.2.
Программное обеспечение информационных технологий
4
4
-
-
3.3.
Системы связи и дистанционной передачи информации на водном транспорте
8
4
4
-
3.4.
Программное сопровождение профессиональной деятельности
10
4
6
-
3.5
Основы информационной и компьютерной безопасности
6
4
2
-
4.
Теория и устройство судна
52
40
12
Зачет
4.1.
Основы теории судна
10
8
2
-
4.2.
Классификация судов, их эксплуатационные и мореходные и качества
4
2
2
-
4.3.
Общее устройство судов
6
4
2
-
4.4.
Системы набора корпуса судна
6
4
2
-
4.5.
Грузовая марка и надводный борт
4
2
2
-
4.6.
Судовые устройства
14
12
2
-
4.7.
Судовые спасательные средства, аварийно-спасательное имущество и снабжение
4
4
-
-
4.8.
Судовые системы
4
4
-
-
5.
Основы судовождения
32
26
6
Экзамен
5.1.
Форма и размеры Земли. Географические координаты
4
4
-
-
5.2.
Единицы длины и скорости, принятые в судовождении
2
2
-
-
5.3.
Дальность видимого горизонта и дальность видимости предметов и огней
2
2
-
-
5.4.
Системы деления горизонта
2
2
-
-
5.5.
Понятие о магнитном поле Земли. Магнитные курсы и пеленги
6
4
2
-
5.6.
Девиация магнитного компаса. Компасные курсы и пеленги, исправление и перевод
4
4
2
5.7.
Технические средства судовождения
4
4
-
-
5.8.
Основы лоции. Навигационные опасности. Береговые и плавучие средства навигационного оборудования
2
2
-
-
5.9.
Гидрометеорология. Гидрометеорологические приборы и инструменты
4
2
2
-
6.
Основы электротехники и электрооборудования судов
12
12
-
Зачет
6.1.
Судовые электрические машины переменного и постоянного тока
6
6
-
-
6.2.
Судовые электрические и электроэнергетические установки
6
6
-
-
ИТОГО
186
154
32
-

IV. Содержание дисциплин и разделов
общепрофессионального цикла

12. В ходе изучения дисциплины "Основы производственной деятельности на морских судах" слушателей знакомят с основными понятиями, применяемыми на морском транспорте, нормативными правовыми актами, регулирующими несение ходовых и стояночных вахт, устройством судна, основами судовождения, основными положениями в области плавания по морским путям, а также основными нормами трудового законодательства и организацией вахтенной службы на морских судах.

Дисциплина "Основы производственной деятельности на морских судах" включает в себя следующие разделы:

а) "Основные понятия на морском транспорте". В данном разделе слушателей знакомят с ролью морского транспорта в экономике страны, современными направлениями развития морского транспорта и объектов транспортной инфраструктуры, современными (инновационными) технологиями (е-Навигация) для обеспечения безопасности на морском транспорте;

б) "Основы трудового законодательства. Требования национальных руководящих документов и международных конвенций, предъявляемых к экипажам и членам экипажа, несущим ходовые и стояночные вахты". В данном разделе слушателей знакомят с понятиями трудового права, трудового договора и порядком его заключения, основаниями его прекращения; вопросами, касающимися оплаты труда. Также в разделе дается понятие дисциплинарной ответственности работника, требования трудовой дисциплины к каждому члену судового экипажа, виды и способы защиты гражданских прав и раскрывается процедура разрешения споров в судебном порядке;

в) "Организация службы на морских судах". В данном разделе слушателей знакомят с положениями законодательства Российской Федерации, регламентирующего несение службы на судах морского флота, а также ролью международных нормативных актов в организации службы рядового состава на морских судах.

Итоговой формой контроля является экзамен.

13. В ходе изучения дисциплины "Безопасность жизнедеятельности и охрана труда" слушателей знакомят с основными положениями законодательства в области охраны труда, направленными на улучшение трудовых условий плавсостава и способами устранения причин производственного травматизма на морских судах.

Дисциплина "Безопасность жизнедеятельности и охрана труда" включает в себя следующие разделы:

а) "Производственный травматизм". В данном разделе слушателей знакомят с терминами и определениями в области охраны труда, организацией работы по охране труда на судах и предприятиях морского транспорта. В ходе изучения раздела дается характеристика органов контроля за охраной труда на судах и базах технического обслуживания флота; изучаются виды ответственности за нарушения норм и правил охраны труда. Также дается классификация и причины производственного травматизма, проводится разбор характерных случаев на флоте;

б) "Опасные и вредные производственные факторы. Микроклимат судовой среды". В данном разделе слушателей знакомят с физическими, химическими и биологическими факторами трудового процесса, основными средствами индивидуальной и коллективной защиты, способами профилактики профессиональных заболеваний;

в) "Охрана труда и техника безопасности". В данном разделе слушателей знакомят с видами и средствами индивидуальной защиты, техникой безопасности на судах; раскрывается понятие вредных производственных факторов; изучаются правила обеспечения безопасности при палубных работах, в том числе на специализированных судах. Изучается подготовка к работе в шторм, во льдах, в открытом море при перегрузочных операциях;

г) "Электробезопасность на судах и базах технического флота". В данном разделе слушателей знакомят с понятием электробезопасности на судах, воздействием электрического тока на организм человека, основными причинами электротравматизма, мерами и средствами защиты от поражения электрическим током.

В разделе приводится классификация помещений по степени опасности поражения электрическим током, изучаются требования к персоналу, обслуживающему электроустановки, дается характеристика групп по электробезопасности персонала, обслуживающего электроустановки. Также в разделе изучаются меры безопасности при работе с ручным электроинструментом, с переносными электрическими светильниками, техника безопасности при ремонте и обслуживании электрооборудования на судах;

д) "Противопожарная безопасность на судах и объектах морского транспорта". В данном разделе слушателей знакомят с организацией пожарной охраны в Российской Федерации и на морском транспорте, факторами пожара, причинами пожаров на морских судах. Также в разделе изучаются средства и системы тушения пожаров, классификация материалов и веществ по пожарной опасности, организация борьбы с пожаром на судах;

е) "Оказание доврачебной помощи пострадавшим при несчастных случаях на производстве". В данном разделе изучается анатомия человека и функции организма, содержимое аптечки первой медицинской помощи на судне; способы оказания доврачебной помощи при ранениях, несчастных случаях, поражении электрическим током, утоплениях, ожогах, обморожениях; дается классификация ожогов. Также слушателей обучают технике проведения сердечно-легочной реанимации, непрямого массажа сердца; изучаются виды кровотечений, доврачебная помощь при венозном и артериальном кровотечении, носовых кровотечениях; открытых и закрытых ранениях; способы оказания доврачебной помощи при пищевых отравлениях, отравлениях химическими веществами, продуктами горения.

В ходе изучения раздела проводится практическое занятие по сердечно-легочной реанимации; наложению повязок при ранениях; остановке кровотечения.

Итоговой формой контроля является зачет.

14. В ходе изучения дисциплины "Компьютерное сопровождение профессиональной деятельности" слушателей знакомят с возможностями применения компьютерной техники и программного обеспечения в производственном процессе применительно к морскому транспорту.

Дисциплина "Компьютерное сопровождение профессиональной деятельности" включает в себя следующие разделы:

а) "Информационные системы и применение компьютерной техники в профессиональной деятельности". В данном разделе изучается классификация информационных систем по назначению, по структуре аппаратных средств, по режиму работы, по характеру взаимодействия с пользователем; элементарные операции информационного процесса, характеристики качества, принимаемые во внимание при анализе качества информационных систем, классификация персональных компьютеров;

б) "Программное обеспечение информационных технологий". В данном разделе изучается понятие программного обеспечения, его состав; назначение, типы и виды операционных систем; сервисное программное обеспечение; программы технического обслуживания; инструментальное программное обеспечение; понятие назначение прикладного программного обеспечения, его состав; пакеты прикладных программ (общего назначения, методо-ориентированные, проблемно ориентированные, для глобальных сетей, администрирования вычислительного процесса);

в) "Системы связи и дистанционной передачи информации на водном транспорте". В данном разделе изучаются принципы работы локальных сетей, принципы организации работы в домене; сетевые папки и принтеры; интернет (структура, основные возможности, браузеры), поиск и сохранение информации, создание и обмен электронными сообщениями. Также в разделе изучается история развития сотовой связи, принципы функционирования и стандарты сотовой связи, технологии, предоставляемые операторами сотовой связи и производителями оборудования; тенденции развития и применения сотовой связи морском транспорте.

В ходе изучения раздела проводится практическое занятие по поиску информации в сети интернет, сохранение информации; обмен электронными сообщениями посредством электронной почты;

г) "Программное сопровождение профессиональной деятельности". В данном разделе изучаются основные программные продукты, формирование запросов и поиск необходимой информации в справочно-правовых системах; назначение и состав системы мониторинга и охраны мобильных и стационарных объектов, классификация и назначение тренажерных систем и комплексов, современное тренажерное оборудование, его применение для подготовки членов экипажей судов; пакет прикладных программ офисного назначения, работа с текстовой и табличной информацией; основы работы с компьютерной графикой.

По итогам прохождения обучения проводится практическое занятие по поиску правовой информации в справочно-правовых системах;

д) "Основы информационной и компьютерной безопасности". В данном разделе изучаются понятия информационной безопасности и защиты информации; компьютерные вирусы, цикл функционирования вирусов, классификация вирусов.

По итогам прохождения обучения проводится практическое занятие по установке пароля на заставку, на документ; созданию аварийного загрузочного диска; установке и настройка антивирусной программы.

Итоговой формой контроля является зачет.

15. В ходе изучения дисциплины "Теория и устройство судна" слушателей знакомят с основными видами конструкции судов и их оборудованием.

Дисциплина "Теория и устройство судна" включает в себя следующие разделы:

а) "Основы теории судна". В данном разделе изучаются силы, действующие на плавающее судно; закон плавучести; силы веса и силы поддержания на спокойной воде и на волнении; закон Архимеда; центр величины, центр тяжести; условия равновесия судна; объемное и весовое водоизмещение; основные понятия об остойчивости судна; непотопляемость как качество судна; водонепроницаемые переборки и их роль в обеспечении непотопляемости судов; запас плавучести и надводный борт, их роль в обеспечении непотопляемости; качка, ее виды и элементы; успокоители качки (скуловые кили, бортовые рули, успокоительные цистерны); термины и определения, употребляемые на судне;

б) "Классификация судов, их мореходные и эксплуатационные качества". В данном разделе изучается классификация судов по назначению, району плавания, материалу корпуса, способу движения, способу поддержания на воде, типу главного двигателя, типу двигателей, по архитектурно-конструктивному типу и количеству гребных валов. Основные мореходные и эксплуатационные качества судов;

в) "Общее устройство судов". В данном разделе изучается общее устройство и формы обводов корпуса судна; устройство внутренних помещений и надстроек судна; расположение и оборудование пассажирских помещений; главные размерения корпуса судна; теоретический чертеж судна и его назначении; соотношение главных размерений в обеспечении мореходных и эксплуатационных качеств судна; коэффициенты полноты, их величины для различных судов;

г) "Системы набора корпуса судна". В данном разделе изучается понятие общей и местной прочности корпуса судна; системы набора корпуса, их применение, преимущества и недостатки; элементы конструкции продольного и поперечного набора; особенности набора оконечностей корпуса судна, машинного отделения; наружная обшивка и палубный настил, их отличительные пояса, расположение и назначение; назначение и конструкция водонепроницаемых дверей;

д) "Грузовая марка и надводный борт". В данном разделе изучается понятие грузовой марки и марки углублений, минимального надводного борта;

е) "Судовые устройства". В данном разделе изучаются рулевые, якорные, швартовые, буксирные, шлюпочные, грузовые устройства. Особенности грузовых устройств судов ро-ро и лихтеровозов;

ж) "Судовые спасательные средства, аварийно-спасательное имущество и снабжение". В данном разделе изучаются классификация и разновидности спасательных средств, нормы снабжения судов спасательными средствами, новшества мирового флота по спасательным устройствам, разновидности и назначение аварийно-спасательного и противопожарного имущества, конструктивная противопожарная защита судов, виды перекрытий, нормы аварийного снабжения и снабжения сигнальными средствами, их размещение и хранение на судне;

з) "Судовые системы". В данном разделе слушателей знакомят с назначением, общей характеристикой и классификацией судовых систем; изучаются специальные системы танкеров, системы контроля и пожарной сигнализации. Стационарные системы пожаротушения.

Итоговой формой контроля является зачет.

16. В ходе изучения дисциплины "Основы судовождения" слушателей знакомят с задачами науки судовождения в современных условиях возрастающей интенсификации судоходства.

Дисциплина "Основы судовождения" включает в себя следующие разделы:

а) "Форма и размеры Земли. Географические координаты". В данном разделе изучаются задачи и сущность науки судовождения, понятие о геоиде, земном эллипсоиде и земном шаре; полюса, меридианы, экватор, параллели; снятие приближенных координат с географической карты и глобуса; нахождение точки на карте и глобусе по приближенным координатам; понятие о морской навигационной карте; задачи, решаемые на морских навигационных картах;

б) "Единицы длины и скорости, принятые в судовождении". В данном разделе изучаются единицы измерения - морская миля, кабельтов; единица скорости - узел; единицы измерения глубины моря и высоты предметов - метры, футы, морские сажени, размерность единиц, таблицы соотношения между единицами;

в) "Дальность видимого горизонта и дальность видимости предметов и огней". В данном разделе изучается понятие о видимом горизонте наблюдателя в море и дальности видимого горизонта; дальность видимости предметов и огней и ее зависимость от метеорологических условий;

г) "Системы деления горизонта". В данном разделе изучается румбовая, четвертная и круговая системы, их применение, переход от одной системы к другой;

д) "Понятие о магнитном поле Земли. Магнитные курсы и пеленги". В данном разделе изучается магнитное поле Земли, магнитные полюса, магнитный меридиан, магнитное склонение; обозначение магнитного склонения на морских навигационных картах, изменение магнитного склонения, приведение склонения к году плавания; магнитные аномалии и бури; магнитные курсы и пеленги, зависимость между магнитными и истинными направлениями.

В ходе изучения раздела проводится практическое занятие по приведению магнитного склонения к году плавания;

е) "Девиация магнитного компаса. Компасные курсы и пеленги, исправление и перевод". В данном разделе изучается понятие о магнетизме судового железа; магнитное поле судна, компасный меридиан, девиация магнитного компаса, понятие об уничтожении девиации; определение остаточной девиации, таблицы девиации, компасные курсы и пеленги; зависимость между компасными и магнитными направлениями, курсовые углы на предметы и их применение; необходимость перехода от истинных направлений к компасным, и от компасных к истинным; зависимость между истинным и компасным направлениями; общая поправка магнитного компаса; порядок перехода от компасных направлений к истинным (исправление) и от истинных направлений к компасным (перевод).

В ходе изучения раздела проводится практическое занятие по определению поправки магнитного компаса, перевода компасных направлений к истинным направлениям и от истинных направлений к компасным;

ж) "Технические средства судовождения". В данном разделе изучаются системы курсоуказания и ориентации, назначение магнитных компасов, устройство 127-мм магнитного компаса; устройство магнитного компаса с оптической передачей показаний "КМО-Т", гирокомпас, его назначение, основные узлы, принцип работы, преимущества и недостатки гирокомпаса по сравнению с магнитным компасом; авторулевой, назначение и принцип работы, перевод автоматического управления рулем на ручное и обратно; назначение лагов, общие данные и принцип действия; определение скорости пройденного судном расстояния с помощью лага (снятие отсчетов); назначение и устройство ручного лота, разбивка лотлиния, меры безопасности при работе с ручным лотом, измерение глубины ручным лотом, уход за лотом; эхолот (назначение, принцип действия, снятие отсчетов);

з) "Основы лоции. Навигационные опасности. Береговые и плавучие средства навигационного оборудования". В данном разделе изучается терминология прибрежных районов плавания и навигационных опасностей; постоянные и временные навигационные опасности, условные обозначения навигационных опасностей на морской карте; световые маяки, огни, знаки, радиомаяки, аэромаяки, радиопеленгаторные и радиолокационные станции, акустические средства туманной сигнализации; их назначение и принцип действия; плавучие маяки, буи, баканы, вехи, их назначение и принцип действия; системы ограждения опасностей плавучими предостерегательными знаками в водах Российской Федерации; международная система плавучих средств навигационного ограждения; руководства и пособия для плавания; лоции; огни и знаки, радиотехнические средства навигационного оборудования, извещения мореплавателям;

и) "Гидрометеорология. Гидрометеорологические приборы и инструменты" изучаются основы навигационной гидрометеорологии; шкала Боффорта.

В ходе изучения раздела проводится практическое занятие по определению направления и силы истинного ветра.

Итоговой формой контроля является экзамен.

17. В ходе изучения дисциплины "Основы электротехники и электрооборудования судов" слушателей знакомят с основами электротехники и электрооборудованием судовых механизмов и систем.

Дисциплина "Основы электротехники и электрооборудования судов" включает в себя следующие разделы:

а) "Судовые электрические машины переменного и постоянного тока". В данном разделе изучаются судовые электрические машины переменного и постоянного тока, электрическая аппаратура управления и защиты;

б) "Судовые электрические и электроэнергетические установки", в данном разделе изучаются судовые электрические и электроэнергетические установки, дизель и турбогенераторы, главный распределительный щит, системы управления; палубные электрофицированные механизмы (электроприводы брашпиля и шпиля, электроприводы грузовых механизмов); электропривод рулевой машины, рулевой указатель, электробезопасность при эксплуатации электрооборудования судов;

Итоговой формой контроля является экзамен.

V. Учебно-тематический план профессиональных модулей

п/п
Наименование модуля/раздела/темы
Всего часов
В том числе
Форма контроля
лекции
практические занятия
1
2
3
4
5
6
1.
Выполнение судовых работ (профессиональный модуль)
192
172
20
Экзамен
1.1.
Морская практика
40
30
10
-
1.1.1.
Рангоут и такелаж морского судна
2
2
-
-
1.1.2.
Судовые средства радиосвязи, световая и флажная сигнализации
4
-
4
-
1.1.3.
Международные правила предупреждения столкновений судов в море (МППСС-72)
20
16
4
-
1.1.4.
Рулевые устройства: команды на руль на английском языке и их выполнение
6
4
2
-
1.1.5.
Особые случаи морской практики.
Плавание судна в штормовых условиях
2
2
-
-
1.1.6.
Плавание судна во льдах
2
2
-
-
1.1.7.
Снятие судна с мели
2
2
-
-
1.1.8.
Оказание помощи судам и людям, терпящим бедствие
2
2
-
-
1.2.
Организация судовых работ
64
54
10
-
1.2.1.
Судовые работы
10
10
-
-
1.2.2.
Малярные работы
16
16
-
-
1.2.3.
Такелажные работы
24
18
10
-
1.2.4.
Требования правил безопасности при выполнении судовых работ
5
5
-
-
1.2.5.
Подготовка к плаванию в осенне-зимний период
5
5
-
-
1.3.
Работа с судовыми устройствами
50
50
-
-
1.3.1.
Якорное устройство
15
15
-
-
1.3.2.
Швартовое устройство
15
15
-
-
1.3.3.
Буксирное устройство
10
10
-
-
1.3.4.
Шлюпочное устройство
10
10
-
-
-
1.4.
Погрузочно-разгрузочные работы
38
38
-
-
1.4.1.
Основные понятия о грузах
10
10
-
-
1.4.2.
Грузовые устройства и принцип действия
14
14
-
-
1.4.3.
Основные понятия о грузовых операциях
14
14
-
-
2.
Обеспечение безопасности плавания (профессиональный модуль)
46
38
8
Зачет
2.1.
Борьба за живучесть судна
26
18
8
-
2.1.1.
Организация борьбы за живучесть судна, экипажа и судовой техники
7
6
1
-
2.1.2.
Борьба экипажа за непотопляемость судна
5
3
2
-
2.1.3.
Борьба экипажа с пожарами на судах
8
5
3
-
2.1.4.
Способы личного выживания
6
4
2
-
2.2.
Безопасность судоходства и охрана окружающей среды
18
18
-
-
2.2.1.
Правовые основы безопасности судоходства, понятие охраны судна и транспортной безопасности
7
7
-
-
2.2.2.
Государственный надзор и государственный портовый контроль в области морского транспорта, его функции
4
4
-
-
2.2.3.
Охрана окружающей среды
7
7
-
-
ИТОГО
238
213
25
-

VI. Содержание профессиональных модулей

18. Целью изучения профессионального модуля "Выполнение судовых работ" является приобретение слушателями теоретических знаний и практических навыков по выполнению судовых и погрузочно-разгрузочных работ, использованию судовых устройств и инструмента, а также средств связи (радиосвязи, звуковых и зрительных, огней судов) в соответствии с международными правилами предупреждения столкновений судов в море. Изучение теоретического материала необходимо тесно увязывать с правилами безопасности проведения конкретного вида работ.

Профессиональный модуль "Выполнение судовых работ" включает в себя изучение следующих тем:

а) "Рангоут и такелаж морского судна" (раздел "Морская практика"). В данной теме изучаются общие сведения о рангоуте; рангоут судна с механическим двигателем; мачты, плумачты, стеньги, реи, гафели, стрелы, флагштоки; назначение и терминология основных частей рангоута; типы судовых мачт, их расположение и крепление; понятие такелажа; основные снасти стоячего такелажа (ванты, штаги, контрштаги, штаг-карнак, их назначение и расположение на судне); основные снасти бегучего такелажа (фалы, топенанты, оттяжки, грузовые шкентеля, их назначение; уход за рангоутом и такелажем);

б) "Судовые средства радиосвязи, световая и флажная сигнализации" (раздел "Морская практика"). В данной теме изучается классификация и состав судового радиооборудования, радиотелефонных станций, средств внутрисудовой трансляции; правила пользования средствами связи на судне; особенности применения радиосвязи для передачи сигналов бедствия, срочности и безопасности; зрительными средствами связи (светосигнальные средства, флаги МСС, сигнальные фигуры, пиротехнические средства сигнализации, их хранение и использование на судне); звуковые средства связи. Также в теме раскрывается понятие, способы и виды сигнализации в портах, правила несения визуальной сигнально-наблюдательной вахты, особенности ведения наблюдения по секторам, форма докладов о результатах наблюдений.

По итогам изучения темы проводится практическое занятие по отрабатыванию навыков по передаче сигналов бедствия;

в) "Международные правила предупреждения столкновений судов в море" (раздел "Морская практика"). В данной теме изучаются краткая история, общие положения, значения терминов, употребляемых в МППСС-72; огни и знаки, огни судна с механическим двигателем на ходу; огни и знаки судов, занятых буксировкой и толканием; огни и знаки парусных судов и судов на веслах; огни и знаки судов (рыболовных, лишенных возможности управляться, ограниченных в возможности маневрировать, занятых устранением минной опасности, лоцманских, стесненных своей осадкой и занятых дноуглубительными работами); огни и знаки судов, стоящих на якоре и сидящих на мели. Также изучаются звуковые и световые сигналы судов, находящихся на виду друг у друга и при ограниченной видимости, сигналы бедствия.

По итогам изучения темы проводится практическое занятие по опознаванию огней и знаков различных судов;

г) "Рулевые устройства, команды на руль на английском языке и их выполнение" (раздел "Морская практика"). В данной теме изучаются использование судового рулевого устройства и уход за ним; правила эксплуатации рулевого устройства; схемы перехода на ручное управление рулем; команды на руль и их исполнение, в том числе на английском языке.

По итогам изучения темы проводится практическое занятие по отработке выполнения команды на руль, в том числе на английском языке;

д) "Особые случаи морской практики. Плавание судна в штормовых условиях" (раздел "Морская практика"). В данной теме изучаются особенности плавания судна в штормовых условиях; влияние штормовых условий на судно; подготовка судна к плаванию в штормовых условиях; мероприятия по обеспечению живучести судна; особенности работы экипажа во время шторма; строгое соблюдение правил техники безопасности и хорошей морской практики;

е) "Плавание судна во льдах" (раздел "Морская практика"). В данной теме изучаются особенности плавания судна во льдах; подготовка судна к плаванию во льдах; плавание судна во льдах самостоятельно и под проводкой ледокола; возможные повреждения при плавании судна во льдах; обледенение судов и меры борьбы с ним;

ж) "Снятие судна с мели" (раздел "Морская практика"). В данной теме изучается техника снятия судна с мели, в том числе своими средствами и с помощью других судов; завозка якорей для снятия судна с мели;

з) "Оказание помощи судам и людям, терпящим бедствие" (раздел "Морская практика"). В данной теме изучаются способы оказания помощи судам, терпящим бедствие; положения международных нормативных правовых актов, касающиеся помощи судам, терпящим бедствие; линеметательные устройства; процедура снятия людей с гибнущего судна и пересадка их на спасательное судно в море или высадка их на берег; спутниковые системы, используемые при поиске и спасании;

и) "Судовые работы" (раздел "Организация судовых работ"). В данной теме изучаются правила ухода за корпусом, надстройками, рубками, судовыми и грузовыми помещениями, палубами, цистернами и танками; судовые уборки; мойка наружных палуб, уборка палуб и судовых помещений; уход за рангоутом и такелажем, крепления предметов и материалов в помещениях судна, уборка помещений, уход за резиной, расхаживание и смазка резьб; уборка и дезинфекция кладовых грязного белья; правила хранения горючих материалов в фонарных, малярных кладовых; техника замеров воды в танках; проведение плотницких работы;

й) "Малярные работы" (раздел "Организация судовых работ"). В данной теме изучается назначение малярных работ, наименование и характеристики лакокрасочных материалов; шпаклевка, приготовление и использование; палубные мастики, антикоррозийные грунты; двухкомпонентные краски и грунты; приготовление красок, составление колеров, хранение красок на судне; применяемые инструменты для подготовки поверхности к окраске: кирки, скребки, проволочные щетки, цикли, шпатели, пневматические молотки, пневматические и электрические щетки, пневматические и электрические шарошки; инструменты для окрасочных работ: кисти и распылители; их виды, подготовка к работе и уход за ними. Также в теме изучается процедура осмотра корпуса судна, выявление повреждений; подготовка к окраске металлических поверхностей (удаление ржавчины, масляных и жировых пятен, плохо держащихся слоев старой краски; зачистка и грунтовка поверхности под покраску; требования по подготовке к покраске деревянных поверхностей, просушка, покрытие олифой, шпаклевка, шлифовка, грунтовка); технология проведения окрасочных работ, температурные параметры при окраске, последовательность нанесения краски на окрашиваемые поверхности, порядок растушевки; применение беседок для окраски, особенности использования окрасочных инструментов при окраске с беседки; правила безопасности при производстве малярных работ;

к) "Такелажные работы" (раздел "Организация судовых работ"). В данной теме изучаются назначение предметов такелажа; инструмент для такелажных работ (драек, свайки, секач, мушкель, лопатка, тиски, такелажные ножи) и материалы; общие сведения о тросах; синтетические, стальные тросы, такелажные цепи, их основные характеристики, правила использования, уход и обращение с ними, допустимый износ; дельные вещи (назначение, виды, устройство, уход за ними, допустимый износ); основные характеристики, особенности и конструкция металлических, растительных и синтетических тросов; прием на судно тросов и уход за ними; сравнительная прочность тросов; разрывная и рабочая крепость растительных, синтетических и стальных тросов; определение крепости тросов по приближенным формулам; подбор тросов в зависимости от предполагаемой нагрузки и назначения; применение такелажных цепей; техника изготовление из растительных тросов судового снаряжения; такелажные работы с тросами (сращивание, клетневание, сплесневание, наложение марок и бензелей, изготовление огонов и заделка коушей; плетение матов, кранцев и легостей; применение и вязание узлов, прямой, рифовый, простой штык, штык со шлагом, выбленочный, беседочный, двойной беседочный, шкотовый, брамшкотовый, сваечный и удавка); плетение матов и оплетка кранцев; правила безопасности при производстве такелажных работ.

В ходе изучения темы проводится практическое занятие по проведению такелажных работ с тросами; наложению марок и бензелей; вязанию узлов и их применению; сращиванию тросов, заделке коушей и изготовлению огонов;

л) "Требования правил безопасности при выполнении судовых работ" (раздел "Организация судовых работ"). В данной теме изучаются правила допуска к судовым работам, инструктаж; работы на верхней палубе в штормовых условиях; забортные работы, спуск человека за борт; требования к ограждению проемов, проходов, вырезов в палубах, переходных мостиков; использование гаков, скоб, вертлюгов, блоков, тросов при выполнении работ на верхней палубе. Также изучаются взрывобезопасные фонари и их применение; работа в беседке, страховочный конец, требования к его креплению и длине;

м) "Подготовка к зимнему отстою и зимний отстой судов" (раздел "Организация судовых работ"). В данной теме изучается приведение судна в зимовочное состояние: зачистка корпуса, уборка инвентаря и имущества, консервация приборов, мероприятия по обеспечению безопасного отстоя судов в зимний период;

н) "Якорное устройство" (раздел "Работа с судовыми устройствами"). В данной теме изучается работа с якорным устройством; управление шпилями и брашпилями; порядок подготовки якорного устройства к постановке судна на один и два якоря, на кормовой якорь, отдача якорей; работы по съемке судна с якоря, подъем якорей; команды, подаваемые при отдаче и поднятии якорей; организация наблюдения при стоянке судна на якоре; маркировка якорной цепи; уход за якорным устройством; техническая эксплуатация якорного устройства и уход за ним; требования правил безопасности при работе с якорным устройством;

о) "Швартовое устройство" (раздел "Работа с судовыми устройствами"). В данной теме изучается работа со швартовыми устройствами, подача и крепление швартовых тросов, установка кранцевой защиты судна, отдача швартовых концов, подача трапов и их крепление, техническая эксплуатация швартового устройства и уход за ним, требования правил безопасности при швартовых операциях;

п) "Буксирное устройство" (раздел "Работа с судовыми устройствами"). В данной теме изучается работа с буксирными устройствами; крепление буксирного троса на гаке и его отдача; крепление вожжевых и их уборка; порядок укорачивания или вытравливания буксирного троса, вожжевых; сцепные устройства; техническая эксплуатация буксирного и сцепного устройства и уход за ними; требования правил безопасности при работе с буксирным устройством;

р) "Шлюпочное устройство" (раздел "Работа с судовыми устройствами"), изучаются работы со шлюпочными устройствами; работы по спуску и подъему шлюпок; спуск шлюпок на воду; порядок посадки (высадки) людей в шлюпку (из шлюпки); подъем шлюпки и ее крепление на кильблоках; техника безопасности при работе со шлюпочными устройствами;

с) "Основные понятия о грузах" (раздел "Погрузочно-разгрузочные работы"). В данной теме изучаются краткие сведения о физико-химических свойствах грузов; понятие о транспортной характеристике грузов; массовые грузы, навалочные и наливные грузы; генеральные грузы, пакетированные грузы; тяжеловесные и длинномерные грузы; опасные грузы; понятие совместимости грузов; виды тары и упаковки; маркировка грузов; понятие сохранности грузов; правила хранения грузов;

т) "Устройство и принцип действия судовых грузовых устройств" (раздела "Погрузочно-разгрузочные работы"). В данной теме изучается состав и конструкция грузовых устройств судов различных типов (грузовые стрелы, краны, аппарели паромов, насосы и трубопроводы наливных судов); грузоподъемность грузовых стрел; устройство грузовой стрелы, подъем и опускание с ее помощью груза из грузового трюма; электрические и электрогидравлические грузовые краны; их грузоподъемность; люковые закрытия грузовых трюмов (тип, принцип действия и уход за ними; маркировка грузовых устройств);

у) "Основные понятия о грузовых операциях" (раздел "Погрузочно-разгрузочные работы"). В данной теме изучается подготовка грузовых помещений; грузовой план судна; правила приема, счета и выдачи груза; сигналы и команды при погрузочно-разгрузочных работах; особенности процедур безопасной погрузки и выгрузки на танкере, меры предосторожности; обеспечение безопасного доступа в закрытые помещения; процедуры для предотвращения загрязнения воздуха и воды; меры, предпринимаемые в случае разлива груза; использование защитной одежды и снаряжения, средств приведения в сознание, снаряжения для эвакуации и спасания; требования правил безопасности при погрузочно-разгрузочных работах и при работе с грузовыми стрелами, кранами, лебедками.

Итоговой формой контроля является экзамен.

19. Целью изучения профессионального модуля "Обеспечение безопасности плавания" является ознакомление слушателей с основными требованиями в области обеспечения безопасности судоходства и охраны окружающей среды.

Профессиональный модуль "Выполнение судовых работ" включает в себя изучение следующих тем:

а) "Организация борьбы за живучесть судна" (раздел "Борьба за живучесть судна"). В данной теме изучаются организация борьбы за живучесть судна; судовые тревоги, порядок их объявления; расписания по тревогам, каютная карточка, действия членов экипажа по тревогам; учебные тревоги; общие положения по оставлению судна, действия экипажа по шлюпочной тревоге, подготовка экипажа и пассажиров к оставлению судна, организация эвакуации пассажиров и экипажа судна; меры, способствующие сохранению жизни людей, покинувших гибнущее судно; эвакуация пассажиров в различных условиях на воду или берег.

По итогам изучения темы проводится практическое занятие по отработке подачи сигналов бедствия;

б) "Борьба экипажа за непотопляемость судна" (раздел "Борьба за живучесть судна"). В данной теме изучаются основные виды судовых систем, аварийного имущества и инструмента по борьбе с водой; основные приемы и способы заделки пробоин, подкрепление водонепроницаемых переборок, применение аварийного инвентаря и материала; постановка различных видов пластырей; устройство и установка "цементных ящиков"; заделка повреждений трубопроводов; порядок маркировки шпангоутов, водонепроницаемых и противопожарных закрытий, запорных устройств вентиляции.

По итогам изучения темы проводится практическое занятие по установке "цементного ящика"; подкрепление переборок;

в) "Борьба экипажа с пожарами на судах" (раздел "Борьба за живучесть судна"). В данной теме изучаются типы применяемых на суднах огнетушителей, их выбор для различных случаев возгорания и эффективное использование; дыхательные изолирующие аппараты, снаряжение и костюм пожарного (защитный костюм); аварийные дыхательные устройства; тактика тушения пожара; действия командного и рядового состава при пожарной тревоге, действия лиц, первыми обнаружившими очаг пожара; разведка очага пожара, условные сигналы; порядок докладов; использование пожарных стволов, рукавов, пеногенераторов и стационарных систем пожаротушения; эвакуация людей; техника тушения пожаров в трюмах, грузовых танках в машинном отделении в жилых и служебных помещениях, на открытых палубах; особенности тушения пожаров электрооборудования и горящего жидкого топлива за бортом.

По итогам прохождения обучения проводится практическое занятие по применению переносных средств пожаротушения для тушения открытого огня;

г) "Способы личного выживания" (раздел "Борьба за живучесть судна"). В данной теме изучаются индивидуальные спасательные средства (устройство, их основные характеристики и тактика использования); коллективные спасательные средства (устройство, снабжение, их основные характеристики, процедуры спуска и использования); маркировка спасательных средств; процедуры по спуску различных видов шлюпок на воду (открытые и закрытые спасательные шлюпки, спасательные шлюпки свободного падения), спуск спасательных плотов; процедура посадки в спасательные средства; организация жизни на спасательном средстве.

По итогам прохождения обучения проводится практическое занятие по применению индивидуальных спасательных средств, тактика надевания;

д) "Правовые основы безопасности судоходства, понятие охраны судна и транспортной безопасности" (раздел "Безопасность судоходства и охрана окружающей среды"). В данной теме изучаются типичные аварийные случаи на море; основные положения нормативных правовых актов, действующих на морском транспорте в части организации и обеспечения безопасности судоходства; понятие о системе управления безопасностью судов;

е) "Государственный надзор и государственный портовый контроль в области морского транспорта" (раздел "Безопасность судоходства и охрана окружающей среды"). В данной теме изучаются функции Госморречнадзора, территориальные органы; структура и деятельность Российского морского регистра судоходства, его функции, структура и деятельность; функции морских администраций портов; государственный портовый контроль, функции капитана порта;

ж) "Охрана окружающей среды (раздел "Безопасность судоходства и охрана окружающей среды"). В данной теме изучаются общие сведения о вредных веществах, перевозимых водным транспортом и их маркировка; степень опасности вредных веществ для водной среды и для здоровья человека; причины и источники загрязнения водной среды с судов; оснащение судов системами и оборудованием для предотвращения загрязнения окружающей среды; надзор и контроль за обеспечением экологической безопасности.

Итоговой формой контроля является зачет.

VII. Содержание производственной
(профессиональной) практики

п/п
Виды выполняемых работ
Всего часов
Форма контроля
1.
Инструктаж по охране труда на рабочем месте (на судне)
2
Зачет
2.
Организация службы на судах. Устройство морского судна
28
Зачет
3.
Выполнение судовых работ
130
Зачет
3.1.
Судовые работы
40
-
3.2.
Малярные работы
25
-
3.3.
Такелажные работы
25
-
3.4.
Плотнические работы
20
-
3.5.
Слесарное дело
20
-
4.
Работа с судовыми устройствами
80
-
4.1.
Якорное устройство
20
-
4.2.
Швартовые устройства
20
-
4.3.
Буксирное устройство
20
-
4.4.
Шлюпочное устройство
20
-
5.
Электрооборудование судна. Внутрисудовая электрическая сигнализация и связь
20
Зачет
6.
Выполнение погрузочно-разгрузочных работ
40
Зачет
7.
Вахтенная служба. Тренировки по борьбе за живучесть судна
60
Зачет
ИТОГО
360
Экзамен

20. Целью производственной (профессиональной) практики является закрепление полученных теоретических знаний, приобретение профессиональных навыков вахтенного матроса.

21. Выполняемые виды работ на производственной практике регистрируются в журнале практической подготовке слушателя, форма которого разрабатывается образовательной организацией самостоятельно. Журнал практической подготовки заполняется лицом командного состава, на которого возложены обязанности руководителя практики и заверяется судовой печатью, а также печатью отделов кадров предприятия.

По окончании прохождения плавательной практики слушатель должен получить соответствующие документы, подтверждающие выполнение требований к стажу работы на судне, выданные в соответствии с приказом Минтранса России от 15 марта 2012 г. N 62 (далее - справка о плавании), и характеристику (отзыв).

22. Производственная (профессиональная) плавательная практика должна осуществляться на судах, находящихся в эксплуатации. В соответствии с приказом Минтранса России от 15 марта 2012 г. N 62 для получения квалификационного свидетельства вахтенного матроса необходимо иметь справку о плавании с выполнением обязанностей по несению вахты на ходовом мостике под наблюдением дипломированного специалиста не менее двух месяцев.

Итоговой формой контроля является экзамен.

VIII. Условия реализации программы

23. Выбор методов обучения для каждого занятия определяется преподавателем в соответствии с составом и уровнем подготовленности слушателей, степенью сложности излагаемого материала, наличием и состоянием учебного оборудования, технических средств обучения, местом и продолжительностью проведения занятий.

24. Теоретические занятия проводятся с целью изучения нового учебного материала. Изложение материала необходимо вести в форме, доступной для понимания слушателей, соблюдать единство терминологии, определений и условных обозначений, соответствующих действующим международным и национальным нормативным правовым актам. В ходе занятий преподаватель обязан увязывать новый материал с ранее изученным, дополнять основные положения примерами из практики, соблюдать логическую последовательность изложения.

25. Практические занятия (тренировки) проводятся с целью закрепления теоретических знаний и выработки у слушателей основных умений и навыков работы в ситуациях, максимально имитирующих реальные производственные процессы. Практические занятия должны выполняться с использованием специализированных технических средств обучения, образцов судового имущества и оборудования, а в некоторых случаях на базе предприятий и организаций отрасли.

26. В процессе реализации программы проводится промежуточная аттестация слушателей в форме зачетов, а по некоторым дисциплинам (модулям) курса - экзаменов.

К промежуточной аттестации допускаются слушатели, успешно освоившие программу соответствующей дисциплины (модуля) и выполнившие практические работы.

Зачет проводится в письменной форме или в форме собеседования. Допускается проведение компьютерного тестирования, выполнение контрольной работы и защита докладов.

Экзамен проводится в письменной форме или в форме собеседования. Допускается проведение компьютерного тестирования с последующим собеседованием.

Слушатели, успешно выполнившие все элементы учебного плана, допускаются к итоговой аттестации.

27. Итоговая аттестация проводится специальной аттестационной комиссией, результаты работы которой оформляются протоколом.

В состав аттестационной комиссии должны входить: председатель, секретарь, члены комиссии - преподаватели учебного заведения и ведущие специалисты предприятий, организаций, учреждений отрасли по профилю подготовки, а также представители заказчиков кадров.

Педагогический состав, обеспечивающий обучение слушателей, должен соответствовать следующим минимальным требованиям:

среднее профессиональное образование, соответствующее профилю преподаваемой дисциплины;

опыт практической деятельности в соответствующей профессиональной сфере.

Председателем аттестационной комиссии назначается лицо, имеющее высшее профессиональное или среднее специальное образование по профилю подготовки специалистов и опыт работы в должности капитана (старшего помощника капитана) на морских судах не менее 3 лет и не являющегося работником учебного заведения.

Кандидатуру председателя аттестационной комиссии согласовывают с капитаном морского порта.

28. Для реализации программы необходимо наличие учебных кабинетов (учебных аудиторий), оборудованных учебной мебелью; учебной доской; информационными стендами; плакатами, схемами и макетами.

В учебном кабинете должны быть в наличии: детали судовых устройств; образцы дельных вещей и тросов; такелажный инструмент, стенд с основными видами судовых узлов; инструменты для малярных работ и работ по подготовке поверхности к покраске; переносные средства пожаротушения, применяемые на судах; образцы индивидуальных спасательных средств, страховочный пояс.

29. При реализации программы применяются технические средства обучения:

а) программные комплексы для проверки знаний плавсостава морских судов, одобренные в порядке, установленном приказом Минтранса России от 10 февраля 2010 г. N 32 "Об утверждении положения об одобрении типов аппаратуры и освидетельствовании объектов и центров" <1>;

--------------------------------

<1> Зарегистрирован Минюстом России 9 июня 2010 г., регистрационный N 17535.

б) действующее лабораторное оборудование в составе: эхолот; курсоуказатель или их компьютерные симуляторы (мини-тренажеры);

в) интерактивные обучающие видеоролики, программное обеспечение, необходимое для реализации программы.

30. При реализации программы слушатели изучают положения следующих нормативных правовых актов, относящиеся к компетенции вахтенного матроса:

Конвенция 2006 года о труде в морском судоходстве <1>;

--------------------------------

<1> Федеральный закон от 5 июня 2012 г. N 56-ФЗ "О ратификации Конвенции 2006 г. о труде в морском судоходстве" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 24, ст. 3073).

Международная конвенция по предотвращению загрязнения с судов 1973 года <1>;

--------------------------------

<1> Постановление Совета Министров СССР от 30 сентября 1983 г. N 947 "О присоединении СССР к Протоколу 1978 года к Международной конвенции по предотвращению загрязнения с судов 1973 года".

Международная конвенция по охране человеческой жизни на море 1974 года <1>;

--------------------------------

<1> Постановление Совета Министров СССР от 2 ноября 1979 г. N 975 "О принятии СССР Международной конвенции по охране человеческой жизни на море 1974 года".

Конвенция ПДНВ;

Международная конвенция о грузовой марке 1966 года <1>;

--------------------------------

<1> Постановление Правительства Российской Федерации от 16 июня 2000 г. N 457 "О присоединении Российской Федерации к Протоколу 1988 года к Международной конвенции о грузовой марке 1966 года" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2000, N 26, ст. 2769).

МППСС-72;

Международный кодекс по охране судов и портовых средств <1>;

--------------------------------

<1> Постановление Правительства Российской Федерации от 3 ноября 2007 г. N 746 "О реализации положений главы XI-2 Международной конвенции по охране человеческой жизни на море 1974 года и Международного кодекса по охране судов и портовых средств" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2007, N 46, ст. 5585).

Международная конвенция по обмеру судов 1969 года <1>;

--------------------------------

<1> Конвенция вступила в силу для СССР 18 июля 1982 г., документ о принятии СССР Конвенции с оговорками сдан на хранение Генеральному секретарю Межправительственной морской консультативной организации 20 ноября 1969 г.

Федеральный закон от 30 апреля 1999 г. N 81-ФЗ "Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации" <1>;

--------------------------------

<1> Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 18, ст. 2207; 2001, N 22, ст. 2125; 2003, N 27 (ч. I), ст. 2700; 2004, N 15, ст. 1519, N 45, ст. 4377; 2005, N 52 (ч. I), ст. 5581; 2006, N 50, ст. 5279; 2007, N 46, ст. 5557, N 50, ст. 6246; 2008, N 29 (ч. I), ст. 3418, N 30 (ч. II), ст. 3616, N 49, ст. 5748; 2009, N 1, ст. 30, N 29, ст. 3625; 2010, N 27, ст. 3425, N 48, ст. 6246; 2011, N 23, ст. 3253; N 25, ст. 3534, N 30 (ч. I), ст. 4590, 4596, N 45, ст. 6335, N 48, ст. 6728; 2012, N 18, ст. 2128, N 25, ст. 3268, N 31, ст. 4321; 2013, N 30 (ч. I), ст. 4058; 2014, N 6, ст. 566.

Приказ Министерства транспорта Российской Федерации от 20 августа 2009 г. N 140 "Об утверждении Общих правил плавания и стоянки судов в морских портах Российской Федерации" <1> с изменениями, внесенными приказом Минтранса России от 22 марта 2010 г. N 69 <2>;

--------------------------------

<1> Зарегистрирован Минюстом России 24 сентября 2009 г., регистрационный N 14863.

<2> Зарегистрирован Минюстом России 29 апреля 2010 г., регистрационный N 17054.

Приказ Минтранса России от 15 марта 2012 г. N 62.