См. Документы Министерства транспорта Российской Федерации

МИНИСТЕРСТВО ТРАНСПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПРИКАЗ
от 23 сентября 2022 г. N 381

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ОБЯЗАТЕЛЬНЫХ ДЛЯ ВЫПОЛНЕНИЯ ТРЕБОВАНИЙ
К КРИТИЧЕСКИ ВАЖНЫМ ОБЪЕКТАМ В ОБЛАСТИ ЗАЩИТЫ
НАСЕЛЕНИЯ И ТЕРРИТОРИЙ ОТ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ ПРИРОДНОГО
И ТЕХНОГЕННОГО ХАРАКТЕРА, ПРАВООБЛАДАТЕЛЯМИ КОТОРЫХ ЯВЛЯЮТСЯ
ОРГАНИЗАЦИИ, ЭКСПЛУАТИРУЮЩИЕ КРИТИЧЕСКИ ВАЖНЫЕ ОБЪЕКТЫ,
В ОТНОШЕНИИ КОТОРЫХ МИНИСТЕРСТВО ТРАНСПОРТА РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ ОСУЩЕСТВЛЯЕТ КООРДИНАЦИЮ И РЕГУЛИРОВАНИЕ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СФЕРЕ ДОРОЖНОГО ХОЗЯЙСТВА

В соответствии пунктами 3 и 4 Правил разработки обязательных для выполнения требований к критически важным объектам в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11 сентября 2021 г. N 1537 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2021, N 38, ст. 6633), и пунктом 1 Положения о Министерстве транспорта Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 2004 г. N 395 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 32, ст. 3342; 2019, N 1, ст. 10), приказываю:

1. Утвердить прилагаемые обязательные для выполнения требования к критически важным объектам в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, правообладателями которых являются организации, эксплуатирующие критически важные объекты, в отношении которых Министерство транспорта Российской Федерации осуществляет координацию и регулирование деятельности в сфере дорожного хозяйства.

2. Настоящий приказ вступает в силу с 1 марта 2023 г. и действует до 29 февраля 2028 г. включительно.

Министр
В.Г.САВЕЛЬЕВ

Утверждены
приказом Минтранса России
от 23 сентября 2022 г. N 381

ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ ДЛЯ ВЫПОЛНЕНИЯ ТРЕБОВАНИЯ
К КРИТИЧЕСКИ ВАЖНЫМ ОБЪЕКТАМ В ОБЛАСТИ ЗАЩИТЫ
НАСЕЛЕНИЯ И ТЕРРИТОРИЙ ОТ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ ПРИРОДНОГО
И ТЕХНОГЕННОГО ХАРАКТЕРА, ПРАВООБЛАДАТЕЛЯМИ КОТОРЫХ ЯВЛЯЮТСЯ
ОРГАНИЗАЦИИ, ЭКСПЛУАТИРУЮЩИЕ КРИТИЧЕСКИ ВАЖНЫЕ ОБЪЕКТЫ,
В ОТНОШЕНИИ КОТОРЫХ МИНИСТЕРСТВО ТРАНСПОРТА РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ ОСУЩЕСТВЛЯЕТ КООРДИНАЦИЮ И РЕГУЛИРОВАНИЕ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СФЕРЕ ДОРОЖНОГО ХОЗЯЙСТВА

1. Настоящий документ устанавливает обязательные для выполнения требования к критически важным объектам в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, правообладателями которых являются организации, эксплуатирующие критически важные объекты, в отношении которых Министерство транспорта Российской Федерации осуществляет координацию и регулирование деятельности в сфере дорожного хозяйства, отнесенным к критически важным объектам в соответствии с критериями отнесения мостов, эстакад, путепроводов, виадуков и тоннелей на автомобильных дорогах всех форм собственности, правообладателями которых являются организации, в отношении которых Министерство транспорта Российской Федерации осуществляет координацию и регулирование деятельности, к критически важным объектам, утвержденными приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 31 мая 2021 г. N 172 <1> (далее соответственно - Требования, КВО, чрезвычайные ситуации).

--------------------------------

<1> Зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 8 сентября 2021 г., регистрационный N 64936.

2. Требования предназначены для обязательного выполнения федеральными органами исполнительной власти, юридическими лицами независимо от организационно-правовой формы или индивидуальными предпринимателями, владеющими КВО на праве собственности, праве хозяйственного ведения или праве оперативного управления либо на ином законном основании (далее - эксплуатирующая организация).

3. Комплекс мер по предупреждению возникновения и развития чрезвычайных ситуаций включает:

1) для КВО федерального уровня значимости:

осуществление подготовки в области защиты от чрезвычайных ситуаций должностных лиц эксплуатирующей организации, руководителей и должностных лиц эксплуатирующей организации, в полномочия которых входит решение вопросов по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, в порядке и сроки, установленные пунктами 4 и 6 Положения о подготовке граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 18 сентября 2020 г. N 1485 (далее - Положение о подготовке) <2>;

--------------------------------

<2> Собрание законодательства Российской Федерации, 2020, N 39, ст. 6062. В соответствии с пунктом 2 постановления Правительства Российской Федерации от 18 сентября 2020 г. N 1485 "Об утверждении Положения о подготовке граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" данный акт действует до 31 декабря 2026 г. включительно.

разработку и утверждение планов действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций на КВО (далее - план действий), а также их уточнение;

создание и поддержание в постоянной готовности локальных систем оповещения о чрезвычайных ситуациях и проведение комплексных обследований готовности локальных систем оповещения <3>;

--------------------------------

<3> Подпункт "г" части первой статьи 14 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1994, N 35, ст. 3648; 2013, N 52, ст. 6969) (далее - Федеральный закон от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ).

2) для КВО регионального уровня значимости:

осуществление подготовки в области защиты от чрезвычайных ситуаций должностных лиц эксплуатирующей организации, руководителей и должностных лиц эксплуатирующей организации, в полномочия которых входит решение вопросов по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, в порядке и сроки, установленные пунктами 4 и 6 Положения о подготовке;

разработку и утверждение планов действий, а также их уточнение;

создание и поддержание в постоянной готовности локальных систем оповещения о чрезвычайных ситуациях и проведение комплексных обследований готовности локальных систем оповещения;

3) для КВО муниципального уровня значимости:

осуществление подготовки в области защиты от чрезвычайных ситуаций должностных лиц эксплуатирующей организации, руководителей и должностных лиц эксплуатирующей организации, в полномочия которых входит решение вопросов по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, в порядке и сроки, установленные пунктами 4 и 6 Положения о подготовке;

разработку и утверждение планов действий, а также их уточнение;

создание и поддержание в постоянной готовности локальных систем оповещения о чрезвычайных ситуациях и проведение комплексных проверок готовности локальных систем оповещения.

4. Комплекс мер по снижению размеров ущерба и потерь от чрезвычайных ситуаций включает:

1) для КВО федерального уровня значимости:

создание эксплуатирующей организацией необходимого резерва материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций в порядке, установленном актом эксплуатирующей организации <4>, определяющим вопросы создания, хранения, использования и восполнения указанного резерва материальных ресурсов, исходя из прогнозируемых видов и масштабов чрезвычайных ситуаций, предполагаемого объема работ по их ликвидации;

--------------------------------

<4> Абзац шестой пункта 20 Положения о единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2003 г. N 794 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 2, ст. 121; 2005, N 23, ст. 2269).

создание эксплуатирующей организацией необходимого резерва финансовых ресурсов в порядке, установленном актом эксплуатирующей организацией, определяющим вопросы создания, хранения, использования и восполнения указанного резерва финансовых ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций;

издание эксплуатирующей организацией акта, определяющего порядок и способы оповещения работников и иных лиц, находящихся на территории КВО, об угрозе возникновения или возникновении чрезвычайных ситуаций, о порядке действий и обеспечение их эвакуации в безопасный район или заключение соглашения с органами управления и организациями территориальной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций <5> об информационном обмене, а также регламента информационного обмена, определяющего порядок доведения информации об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций на КВО федерального уровня до органов повседневного управления единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций федерального, регионального и муниципального уровней <6>;

--------------------------------

<5> Пункт 5 Положения о единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2003 г. N 794 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 2, ст. 121).

<6> Пункт 4 статьи 4.1 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ (Собрание законодательства Российской Федерации, 1994, N 35, ст. 3648; 2020, N 26, ст. 3999).

2) для КВО регионального уровня значимости:

создание эксплуатирующей организацией необходимого резерва материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций в порядке, установленном актом эксплуатирующей организации <4>, определяющим вопросы создания, хранения, использования и восполнения указанного резерва материальных ресурсов, исходя из прогнозируемых видов и масштабов чрезвычайных ситуаций, предполагаемого объема работ по их ликвидации;

создание эксплуатирующей организацией необходимого резерва финансовых ресурсов в порядке, установленном актом эксплуатирующей организацией, определяющим вопросы создания, хранения, использования и восполнения указанного резерва финансовых ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций;

издание эксплуатирующей организацией акта, определяющего порядок и способы оповещения работников и иных лиц, находящихся на территории КВО, об угрозе возникновения или возникновении чрезвычайных ситуаций, о порядке действий и обеспечение их эвакуации в безопасный район или заключение соглашения с органами управления и организациями территориальной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций <7> об информационном обмене, а также регламента информационного обмена, определяющего порядок доведения информации доведения информации об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций на КВО регионального уровня до органов повседневного управления единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций регионального и муниципального уровней <8>;

--------------------------------

<7> Пункт 5 Положения о единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2003 г. N 794.

<8> Пункт 4 статьи 4.1 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ.

3) для КВО муниципального уровня значимости:

создание эксплуатирующей организацией необходимого резерва материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций в порядке, установленном актом эксплуатирующей организации <9>, определяющим вопросы создания, хранения, использования и восполнения указанного резерва материальных ресурсов, исходя из прогнозируемых видов и масштабов чрезвычайных ситуаций, предполагаемого объема работ по их ликвидации;

--------------------------------

<9> Абзац шестой пункта 20 Положения о единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2003 г. N 794.

создание эксплуатирующей организацией необходимого резерва финансовых ресурсов в порядке, установленном актом эксплуатирующей организацией, определяющим вопросы создания, хранения, использования и восполнения указанного резерва финансовых ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций;

издание эксплуатирующей организацией акта, определяющего порядок и способы оповещения работников и иных лиц, находящихся на территории КВО, об угрозе возникновения или возникновении чрезвычайных ситуаций, о порядке действий и обеспечение их эвакуации в безопасный район или заключение соглашения с органами управления и организациями территориальной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций <7> об информационном обмене, а также регламента информационного обмена, определяющего порядок доведения информации об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций на КВО муниципального уровня до органов повседневного управления единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций муниципального уровня <8>.

5. Комплекс мер по ликвидации чрезвычайных ситуаций включает:

1) для КВО федерального уровня значимости:

создание сил и средств, привлекаемых для проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ в зонах чрезвычайных ситуаций <10>;

--------------------------------

<10> Пункт 16 Положения о единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2003 г. N 794 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 2, ст. 121; 2020, N 2, ст. 180).

определение порядка проведения мероприятий по эвакуации работников и иных лиц, находящихся на территории КВО федерального уровня значимости, из зоны чрезвычайной ситуации и проведение указанных эвакуационных мероприятий;

организацию работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций и всестороннему обеспечению сил и средств, привлекаемых для проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ на КВО в зоне чрезвычайной ситуации;

2) для КВО регионального уровня значимости:

создание сил и средств, привлекаемых для проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ в зонах чрезвычайных ситуаций <10>;

определение порядка проведения мероприятий по эвакуации работников и иных лиц, находящихся на территории КВО регионального уровня значимости, из зоны чрезвычайной ситуации и проведение указанных эвакуационных мероприятий;

организацию работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций и всестороннему обеспечению сил и средств, привлекаемых для проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ на КВО в зоне чрезвычайной ситуации;

3) для КВО муниципального уровня значимости:

создание сил и средств, привлекаемых для проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ в зонах чрезвычайных ситуаций <10>;

определение порядка проведения мероприятий по эвакуации работников и иных лиц, находящихся на территории КВО муниципального уровня значимости, из зоны чрезвычайной ситуации и проведение указанных эвакуационных мероприятий;

организацию работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций и всестороннему обеспечению сил и средств, привлекаемых для проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ на КВО в зоне чрезвычайной ситуации.

6. Комплекс мер по обеспечению устойчивости функционирования эксплуатирующих организаций и жизнедеятельности работников этих организаций в чрезвычайных ситуаций включает:

1) для КВО федерального уровня значимости:

создание в эксплуатирующей организации комиссии по вопросам повышения устойчивости функционирования объектов при военных конфликтах, а также при чрезвычайных ситуациях <11> (далее - комиссия) и организация ее работы по проведению исследований по оценке уязвимости эксплуатирующей организации для исключения и снижения потерь среди работников и материальных средств, а также оценки готовности организации к предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, достаточности мер, выполняемых по обеспечению устойчивости функционирования объектов и жизнедеятельности работников организаций, на основании акта эксплуатирующей организации;

--------------------------------

<11> Подпункт 5.1 пункта 5 ГОСТ Р 22.2.12-2020 "Национальный стандарт Российской Федерации. Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Повышение устойчивости функционирования организаций в чрезвычайных ситуациях. Основные положения", введенного в действие приказом Росстандарта от 11 сентября 2020 г. N 645-ст (М., Стандартинформ, 2020).

2) для КВО регионального уровня значимости:

создание комиссии и организация ее работы по проведению исследований по оценке уязвимости эксплуатирующей организации для исключения и снижения потерь среди работников и материальных средств, а также оценки готовности организации к предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, достаточности мер, выполняемых по обеспечению устойчивости функционирования объектов и жизнедеятельности работников организаций, на основании акта эксплуатирующей организации;

3) для КВО муниципального уровня значимости:

создание комиссии и организация ее работы по проведению исследований по оценке уязвимости эксплуатирующей организации для исключения и снижения потерь среди работников и материальных средств, а также оценки готовности организации к предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, достаточности мер, выполняемых по обеспечению устойчивости функционирования объектов и жизнедеятельности работников организаций, на основании акта эксплуатирующей организации.

7. Оценка готовности эксплуатирующих организаций к предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и достаточности мер, выполняемых по обеспечению устойчивости функционирования объектов и жизнедеятельности работников эксплуатирующих организаций осуществляется комиссией (далее - оценка готовности), создаваемой в соответствии с пунктами 6 и 11 требований.

8. Оценка готовности осуществляется:

а) в соответствии с планом по оценке готовности эксплуатирующих организаций к предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее - план по оценке готовности) с периодичностью:

не реже одного раза в год - в отношении эксплуатирующих организаций, эксплуатирующих КВО федерального уровня значимости;

не реже одного раза в 3 года - в отношении эксплуатирующих организаций, эксплуатирующих КВО регионального уровня значимости;

не реже одного раза в 5 лет - в отношении эксплуатирующих организаций, эксплуатирующих КВО муниципального уровня значимости;

б) внепланово - при поступлении в эксплуатирующую организацию информации от органа, уполномоченного на осуществление федерального государственного надзора в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций <12>, о неготовности владельцев инфраструктуры, являющихся правообладателями объектов любой категории значимости, к предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

--------------------------------

<12> Пункт 3 Положения о федеральном государственном надзоре в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 25 июня 2021 г. N 1013 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2021, N 27, ст. 5400).

9. План по оценке готовности и изменения в него утверждаются актом эксплуатирующей организации.

Актуализация плана по оценке готовности осуществляется один раз в пять лет.

В плане по оценке готовности указываются:

перечень КВО, правообладателем которых является эксплуатирующая организация;

сроки проведения оценки готовности эксплуатирующей организации;

должности, фамилии, имена и отчества (при наличии) работников, ответственных за организацию оценки готовности эксплуатирующей организации.

10. Оценка готовности, предусмотренная пунктом 8 Требований, проводится на основании акта эксплуатирующей организации, издаваемого не позднее, чем за 20 календарных дней до начала оценки готовности.

11. В акте эксплуатирующей организации о проведении оценки готовности указываются:

основание для проведения оценки готовности;

решение о создании комиссии и ее составе;

задачи комиссии;

полное наименование эксплуатирующей организации, в отношении которой планируется проведение оценки готовности;

срок проведения оценки готовности;

вопросы по организации работы комиссии.

Акт эксплуатирующей организации о проведении оценки готовности доводится до заинтересованных лиц эксплуатирующей организации в срок не позднее, чем за 15 календарных дней до начала оценки готовности такой организации.

12. Критериями оценки достаточности мер к предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, выполненных эксплуатирующей организацией по обеспечению устойчивости функционирования КВО и жизнедеятельности работников эксплуатирующей организации, являются:

выполнение комплекса мер, указанных в пунктах 3 - 6 Требований;

невыполнение комплекса мер, указанных в пунктах 3 - 6 Требований.

13. Результаты оценки готовности комиссия оформляются актом оценки готовности эксплуатирующей организации к предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и достаточности мер, выполняемых по обеспечению устойчивости функционирования КВО и жизнедеятельности работников эксплуатирующей организации, форма которого утверждается актом эксплуатирующей организации (далее - Акт).

14. В Акте отражаются:

а) результат оценки готовности или неготовности эксплуатирующей организации к предупреждению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций;

б) вывод о достаточности либо недостаточности мер, принимаемых эксплуатирующей организацией по обеспечению устойчивости функционирования критически важного объекта и жизнедеятельности должностных лиц и работников эксплуатирующей организации.

15. Акт составляется в срок не более 2 рабочих дней после проведения оценки готовности в одном экземпляре, подписывается всеми членами комиссии и утверждается председателем комиссии. Члены комиссии, не согласные с принятым решением, подписывают Акт, при этом их особое мнение приобщается к Акту.

Акт хранится в эксплуатирующей организации.