См. Документы Министерства транспорта Российской Федерации

МИНИСТЕРСТВО ТРАНСПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПРИКАЗ
от 18 января 2017 г. N 18

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОРЯДКА РАССМОТРЕНИЯ ЖАЛОБ МОРЯКОВ НА БЕРЕГУ

В соответствии с пунктом 1 постановления Правительства Российской Федерации от 6 ноября 2013 г. N 996 "О мерах по обеспечению выполнения обязательств Российской Федерации, вытекающих из Конвенции 2006 года о труде в морском судоходстве" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 45, ст. 5830; 2015, N 26, ст. 3909) приказываю:

Утвердить прилагаемый Порядок рассмотрения жалоб моряков на берегу.

Министр
М.Ю.СОКОЛОВ

Утвержден
приказом Минтранса России
от 18 января 2017 г. N 18

ПОРЯДОК РАССМОТРЕНИЯ ЖАЛОБ МОРЯКОВ НА БЕРЕГУ

1. Порядок рассмотрения жалоб моряков на берегу (далее - Порядок) разработан в соответствии с пунктом 1 постановления Правительства Российской Федерации от 6 ноября 2013 г. N 996 "О мерах по обеспечению выполнения обязательств Российской Федерации, вытекающих из Конвенции 2006 года о труде в морском судоходстве" <1> и устанавливает процедуры рассмотрения жалоб моряков на берегу, предусмотренные стандартом A5.2.2 "Процедуры рассмотрения жалоб моряков на берегу" Конвенции 2006 года о труде в морском судоходстве (далее - Конвенция) <2>.

--------------------------------

<1> Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 45, ст. 5830; 2015, N 26, ст. 3909.

<2> Федеральный закон от 5 июня 2012 г. N 56-ФЗ "О ратификации Конвенции 2006 года о труде в морском судоходстве" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 24, ст. 3073).

2. Настоящий Порядок применяется при рассмотрении жалобы члена экипажа морского судна (далее - моряк), поданной в порту захода судна, капитаном морского порта в случае нарушения требований Конвенции (включая права моряков).

3. Подача жалобы капитану морского порта не ограничивает права моряка на рассмотрение жалобы в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации для защиты трудовых прав и свобод моряка.

4. Соответствующие положения настоящего Порядка исполняются капитаном морского порта или по его поручению должностным лицом службы капитана морского порта <3>.

--------------------------------

<3> В соответствии с частью 2 статьи 10 Федерального закона от 8 ноября 2007 г. N 261-ФЗ "О морских портах в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2007, N 46, ст. 5557; 2008, N 29 (ч. 1), ст. 3418, N 30 (ч. 2), ст. 3616; 2009, N 52 (ч. 1), ст. 6427; 2010, N 19, ст. 2291, N 48, ст. 6246; 2011, N 1, ст. 3, N 13, ст. 1688, N 17, ст. 2313, N 30 (ч. 1), ст. 4590, 4594; 2012, N 26, ст. 3446; 2013, N 27, ст. 3477, N 30 (ч. 1), ст. 4058; 2014, N 45, ст. 6153, N 49 (ч. 6), ст. 6928; 2015, N 1 (ч. 1), ст. 52, N 29 (ч. 1), ст. 4339; 2016, N 27 (ч. 1), ст. 4215, N 27 (ч. 2), ст. 4282).

5. Жалоба может направляться моряком по почте, электронной почте или посредством официального сайта соответствующей администрации морских портов в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", а также может быть подана лично.

6. Жалоба должна содержать:

1) наименование морского порта, капитану которого направляется жалоба;

2) фамилию, имя, отчество (при наличии), гражданство моряка, подающего жалобу;

3) наименование судна, на котором моряк работает на дату подачи жалобы, и его должность (при наличии);

4) сведения о судовладельце, а также лице или организации, которые осуществляли трудоустройство моряка на судно (при наличии);

5) номер (номера) телефона,

6) адрес (адреса) электронной почты (при наличии) и/или почтовый адрес, на которые должен быть направлен ответ на жалобу;

7) сведения о нарушении прав моряка;

8) информацию о рассмотрении жалобы на борту судна в соответствии с положениями стандарта A5.1.5 "Процедуры рассмотрения жалоб на борту судна" Конвенции до подачи жалобы на берегу <4>;

--------------------------------

<4> Пункт 3 руководящего принципа B5.2.2 "Процедуры рассмотрения жалоб моряков на берегу" Конвенции 2006 года о труде в морском судоходстве.

9) информацию о характере жалобы - касается ли жалоба всех моряков на борту судна или какой-либо отдельной их категории, либо она представляет собой индивидуальное дело моряка;

10) личную подпись моряка (в случае подачи жалобы в письменной форме на бумажном носителе) и дату.

7. К жалобе прилагаются документы и материалы, подтверждающие сведения, приведенные в жалобе (при наличии).

8. При подаче моряком жалобы через представителя полномочия представителя моряка подтверждаются в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

9. Жалоба регистрируется должностным лицом в день поступления и рассматривается в течение 20 дней с даты ее регистрации.

В случае обжалования моряком в Росморречфлоте или в суде отказа должностного лица в приеме и регистрации жалобы срок рассмотрения, указанный в абзаце 1 настоящего пункта, сокращается до 5 дней.

10. Если предметом жалобы является нарушение прав моряка и действующие на борту судна процедуры рассмотрения жалоб (при их наличии) не применялись к соответствующей жалобе, капитан морского порта в соответствии с пунктом 3 руководящего принципа B5.2.2. "Процедуры рассмотрения жалоб моряков на берегу" Конвенции должен предложить моряку, подавшему жалобу, воспользоваться процедурами рассмотрения жалобы на борту судна.

11. Если жалоба касается всех моряков на борту судна или какой-либо их части, а также в случае, если исчерпаны все возможности, предусмотренные процедурами рассмотрения жалобы на борту судна, капитан морского порта в рамках государственного портового контроля осматривает иностранное судно в соответствии со стандартом A5.2.1 "Контроль судов в порту" Конвенции. Судно, плавающее под Государственным флагом Российской Федерации, подлежит осмотру в соответствии со статьей 79 Федерального закона от 30 апреля 1999 г. N 81-ФЗ "Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации" <5>.

--------------------------------

<5> Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 18, ст. 2207; 2001, N 22, ст. 2125; 2003, N 27 (ч. 1), ст. 2700; 2004, N 15, ст. 1519, N 45, ст. 4377; 2005, N 52 (ч. 1), ст. 5581; 2006, N 50, ст. 5279; 2007, N 46, ст. 5557, N 50, ст. 6246; 2008, N 29 (ч. 1), ст. 3418, N 30 (ч. 2), ст. 3616, N 49, ст. 5748; 2009, N 1, ст. 30, N 29, ст. 3625; 2010, N 27, ст. 3425, N 48, ст. 6246; 2011, N 23, ст. 3253, N 25, ст. 3534, N 30 (ч. 1), ст. 4590, 4596, N 45, ст. 6335, N 48, ст. 6728; 2012, N 18, ст. 2128, N 25, ст. 3268, N 31, ст. 4321; 2013, N 30 (ч. 1), ст. 4058; 2014, N 6, ст. 566, N 42, ст. 5615, N 48, ст. 6659; 2015, N 1 (ч. 1), ст. 89, N 13, ст. 1810, N 29 (ч. 1), ст. 4339, 4356; 2016, N 27 (ч. 1), ст. 4186; 2017, N 7, ст. 1029.

12. Капитан морского порта во время осмотра проверяет наличие на судне свидетельства о соответствии трудовым нормам <6> в морском судоходстве и декларации о соблюдении трудовых норм в морском судоходстве <7>.

--------------------------------

<6> Пункт d части 1 статьи 2 Конвенции 2006 года о труде в морском судоходстве.

<7> Пункт b части 1 статьи 2 Конвенции 2006 года о труде в морском судоходстве.

В случае, если указанные свидетельство и декларация на судне отсутствуют или содержат недостоверные данные, либо в них отсутствует информация, требуемая в соответствии с Конвенцией, или не имеют силы по каким-либо иным причинам, капитан морского порта осуществляет контрольный осмотр судна <8>, во время которого проверяются условия труда и жизни моряков на борту судна и соответствие указанных условий требованиям Конвенции.

--------------------------------

<8> Пункт 3 статьи 79 Федерального закона от 30 апреля 1999 г. N 81-ФЗ "Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 18, ст. 2207; 2001, N 22, ст. 2125; 2003, N 27 (ч. 1), ст. 2700; 2004, N 15, ст. 1519, N 45, ст. 4377; 2005, N 52 (ч. 1), ст. 5581; 2006, N 50, ст. 5279; 2007, N 46, ст. 5557, N 50, ст. 6246; 2008, N 29 (ч. 1), ст. 3418, N 30 (ч. 2), ст. 3616, N 49, ст. 5748; 2009, N 1, ст. 30, N 29, ст. 3625; 2010, N 27, ст. 3425, N 48, ст. 6246; 2011, N 23, ст. 3253, N 25, ст. 3534, N 30 (ч. 1), ст. 4590, 4596, N 45, ст. 6335, N 48, ст. 6728; 2012, N 18, ст. 2128, N 25, ст. 3268, N 31, ст. 4321; 2013, N 30 (ч. 1), ст. 4058; 2014, N 6, ст. 566, N 42, ст. 5615, N 48, ст. 6659; 2015, N 1 (ч. 1), ст. 89, N 13, ст. 1810, N 29 (ч. 1), ст. 4339, 4356; 2016, N 27 (ч. 1), ст. 4186; 2017, N 7, ст. 1029).

Если после контрольного осмотра установлено, что условия труда и жизни моряков на борту судна не соответствуют требованиям Конвенции, капитан морского порта информирует капитана судна о необходимости устранения обнаруженных нарушений и сроках их устранения <9>.

--------------------------------

<9> Пункт 4 Стандарта A5.2.1 "Контроль судов в порту" Конвенции 2006 года о труде в морском судоходстве.

В том случае, если обнаруженные на судне нарушения приводят к отказу в выдаче разрешения на выход судна из морского порта <10>, капитан морского порта должен обеспечить размещение информации о таких нарушениях на официальном сайте соответствующей администрации морских портов в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", а также ее направление представителю государства флага судна и компетентным органам в следующем порту захода судна.

--------------------------------

<10> В соответствии со статьей 80 Федерального закона от 30 апреля 1999 г. N 81-ФЗ "Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 18, ст. 2207; 2001, N 22, ст. 2125; 2003, N 27 (ч. 1), ст. 2700; 2004, N 15, ст. 1519, N 45, ст. 4377; 2005, N 52 (ч. 1), ст. 5581; 2006, N 50, ст. 5279; 2007, N 46, ст. 5557, N 50, ст. 6246; 2008, N 29 (ч. 1), ст. 3418, N 30 (ч. 2), ст. 3616, N 49, ст. 5748; 2009, N 1, ст. 30, N 29, ст. 3625; 2010, N 27, ст. 3425, N 48, ст. 6246; 2011, N 23, ст. 3253, N 25, ст. 3534, N 30 (ч. 1), ст. 4590, 4596, N 45, ст. 6335, N 48, ст. 6728; 2012, N 18, ст. 2128, N 25, ст. 3268, N 31, ст. 4321; 2013, N 30 (ч. 1), ст. 4058; 2014, N 6, ст. 566, N 42, ст. 5615, N 48, ст. 6659; 2015, N 1 (ч. 1), ст. 89, N 13, ст. 1810, N 29 (ч. 1), ст. 4339, 4356; 2016, N 27 (ч. 1), ст. 4186; 2017, N 7, ст. 1029).

13. При рассмотрении жалобы капитан морского порта при необходимости запрашивает у капитана судна, судовладельца, и любого другого лица, имеющего отношение к рассматриваемой жалобе, информацию по существу жалобы.

14. Сведения, содержащиеся в жалобе, а также полученные в процессе ее рассмотрения, являются конфиденциальными и не подлежат разглашению, за исключением информации о нарушениях Конвенции, обнаруженных в результате осмотра судна, проводимого в соответствии с пунктом 12 настоящего Порядка.

15. Если в связи с уведомлением капитана морского порта капитан судна, судовладелец примут меры по урегулированию вопроса по жалобе, предложат план соответствующих действий, то капитан морского порта может не участвовать в дальнейшем рассмотрении этой жалобы <11>.

--------------------------------

<11> Пункт 5 руководящего принципа B5.2.2 "Процедуры рассмотрения жалоб моряков на берегу" Конвенции 2006 года о труде в морском судоходстве.

16. По результатам рассмотрения жалобы принимается одно из следующих решений:

1) о полном или частичном удовлетворении жалобы;

2) об отказе в удовлетворении жалобы.

Результаты рассмотрения жалобы, оформленные в письменном виде, направляются на почтовый адрес моряка и адрес электронной почты, указанные в жалобе, не позднее рабочего дня, следующего за днем принятия решения.

17. Повторное направление жалобы осуществляется в соответствии с пунктами 5 - 8 настоящего Порядка.

18. Результаты рассмотрения жалобы оформляются в виде документа, который должен содержать следующую информацию:

а) дату и место принятия решения;

б) фамилию, имя, отчество (при наличии) и должность лица, рассмотревшего жалобу;

в) фамилию, имя и отчество (при наличии) заявителя;

г) принятое по жалобе решение с обоснованием причин такого решения с указанием соответствующих положений международных договоров Российской Федерации и законодательства Российской Федерации;

д) сроки устранения нарушений.

19. В исключительных случаях, а также в случае направления запроса в государственные органы, органы местного самоуправления, или иным должностным лицам, должностное лицо вправе продлить срок рассмотрения жалобы не более чем на 20 дней, уведомив моряка о продлении срока рассмотрения его жалобы.

20. Должностное лицо отказывает в рассмотрении жалобы в следующих случаях:

1) отсутствие сведений, предусмотренных пунктом 6 настоящего Порядка;

2) наличие в жалобе нецензурных либо оскорбительных выражений, угрозы жизни, здоровью и имуществу должностного лица, а также членов его семьи;

3) отсутствие новых доводов или обстоятельств в случаях, когда моряку давались письменные ответы по существу ранее рассмотренных жалоб.

21. В случае, предусмотренном подпунктом 3 пункта 20 настоящего Порядка, должностное лицо, либо уполномоченное на то лицо вправе принять решение о безосновательности очередного обращения и прекращении переписки с моряком по данному вопросу. О данном решении уведомляется моряк, подавший жалобу.

Задайте вопрос юристу:
+7 (499) 703-46-71 - для жителей Москвы и Московской области
+7 (812) 309-95-68 - для жителей Санкт-Петербурга и Ленинградской области