См. Документы Министерства транспорта Российской Федерации
МИНИСТЕРСТВО ТРАНСПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПРИКАЗ
от 15 июля 2022 г. N 263
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ОБЯЗАТЕЛЬНЫХ ДЛЯ ВЫПОЛНЕНИЯ ТРЕБОВАНИЙ
К КРИТИЧЕСКИ ВАЖНЫМ ОБЪЕКТАМ ИНФРАСТРУКТУРЫ ВОЗДУШНОГО
ТРАНСПОРТА ВСЕХ ФОРМ СОБСТВЕННОСТИ, УКАЗАННЫМ В ПУНКТЕ 1
СТАТЬИ 7.1 ВОЗДУШНОГО КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ,
ПРАВООБЛАДАТЕЛЯМИ КОТОРЫХ ЯВЛЯЮТСЯ ОРГАНИЗАЦИИ, В ОТНОШЕНИИ
КОТОРЫХ МИНИСТЕРСТВО ТРАНСПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОСУЩЕСТВЛЯЕТ КООРДИНАЦИЮ И РЕГУЛИРОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ,
В ОБЛАСТИ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ И ТЕРРИТОРИЙ ОТ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ
СИТУАЦИЙ ПРИРОДНОГО И ТЕХНОГЕННОГО ХАРАКТЕРА
В соответствии с пунктами 3 и 4 Правил разработки обязательных для выполнения требований к критически важным объектам в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11 сентября 2021 г. N 1537 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2021, N 38, ст. 6633), и пунктом 1 Положения о Министерстве транспорта Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 2004 г. N 395 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 32, ст. 3342; 2019, N 1, ст. 10), приказываю:
1. Утвердить прилагаемые обязательные для выполнения требования к критически важным объектам инфраструктуры воздушного транспорта всех форм собственности, указанным в пункте 1 статьи 7.1 Воздушного кодекса Российской Федерации, правообладателями которых являются организации, в отношении которых Министерство транспорта Российской Федерации осуществляет координацию и регулирование деятельности, в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
2. Настоящий приказ вступает в силу с 1 марта 2023 г. и действует до 29 февраля 2028 г. включительно.
И.о. Министра
А.А.КОСТЮК
Утверждены
приказом Минтранса России
от 15 июля 2022 г. N 263
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ ДЛЯ ВЫПОЛНЕНИЯ ТРЕБОВАНИЯ
К КРИТИЧЕСКИ ВАЖНЫМ ОБЪЕКТАМ ИНФРАСТРУКТУРЫ ВОЗДУШНОГО
ТРАНСПОРТА ВСЕХ ФОРМ СОБСТВЕННОСТИ, УКАЗАННЫМ В ПУНКТЕ 1
СТАТЬИ 7.1 ВОЗДУШНОГО КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ,
ПРАВООБЛАДАТЕЛЯМИ КОТОРЫХ ЯВЛЯЮТСЯ ОРГАНИЗАЦИИ,
ЭКСПЛУАТИРУЮЩИЕ КРИТИЧЕСКИ ВАЖНЫЕ ОБЪЕКТЫ, В ОТНОШЕНИИ
КОТОРЫХ МИНИСТЕРСТВО ТРАНСПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОСУЩЕСТВЛЯЕТ КООРДИНАЦИЮ И РЕГУЛИРОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ,
В ОБЛАСТИ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ И ТЕРРИТОРИЙ ОТ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ
СИТУАЦИЙ ПРИРОДНОГО И ТЕХНОГЕННОГО ХАРАКТЕРА
1. Настоящий документ устанавливает обязательные для выполнения требования к критически важным объектам инфраструктуры воздушного транспорта всех форм собственности, указанным в пункте 1 статьи 7.1 Воздушного кодекса Российской Федерации <1>, правообладателями которых являются организации, эксплуатирующие критически важные объекты, в отношении которых Министерство транспорта Российской Федерации осуществляет координацию и регулирование деятельности, в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в соответствии с критериями отнесения объектов инфраструктуры воздушного транспорта всех форм собственности, указанных в пункте 1 статьи 7.1 Воздушного кодекса Российской Федерации, правообладателями которых являются организации, в отношении которых Министерство транспорта Российской Федерации осуществляет координацию и регулирование деятельности, к критически важным объектам, утвержденными приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 17 августа 2021 г. N 277 <2> (далее соответственно - Требования, объекты, чрезвычайные ситуации).
--------------------------------
<1> Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, N 12, ст. 1383; 2018, N 32, ст. 5105; 2021, N 24, ст. 4188.
<2> Зарегистрирован Минюстом России 13 января 2022 г., регистрационный N 66854.
2. Требования предназначены для обязательного выполнения федеральными органами исполнительной власти, а также юридическими лицами независимо от организационно-правовой формы, владеющими объектом на праве собственности, праве хозяйственного ведения или праве оперативного управления либо на ином законном основании (далее - организация, эксплуатирующая объект).
3. Комплекс мер по предупреждению возникновения и развития чрезвычайных ситуаций включает:
1) для объектов федерального уровня значимости:
осуществление подготовки в области защиты от чрезвычайных ситуаций руководителей и должностных лиц организации, эксплуатирующей объект, в полномочия которых входит решение вопросов по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций (далее - уполномоченные работники), в порядке и сроки, установленные пунктами 4 и 6 Положения о подготовке граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 18 сентября 2020 г. N 1485 (далее - Положение о подготовке) <3>;
--------------------------------
<3> Собрание законодательства Российской Федерации, 2020, N 39, ст. 6062. В соответствии с пунктом 2 постановления Правительства Российской Федерации от 18 сентября 2020 г. N 1485 данный акт действует до 31 декабря 2026 г. включительно.
разработку и утверждение планов действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций на объекте, а также их уточнения (далее - план действий);
создание и поддержание в постоянной готовности локальных систем оповещения о чрезвычайных ситуациях и проведение комплексных обследований готовности локальных систем оповещения <4>;
--------------------------------
<4> Подпункт "г" части первой статьи 14 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1994, N 35, ст. 3648; 2013, N 52, ст. 6969).
2) для объектов регионального уровня значимости:
осуществление подготовки в области защиты от чрезвычайных ситуаций уполномоченных работников в порядке и сроки, установленные пунктами 4 и 6 Положения о подготовке;
разработку и утверждение планов действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций на объекте, а также их уточнения;
создание и поддержание в постоянной готовности локальных систем оповещения о чрезвычайных ситуациях и проведение комплексных обследований готовности локальных систем оповещения;
3) для объектов муниципального уровня значимости:
осуществление подготовки в области защиты от чрезвычайных ситуаций уполномоченных работников в порядке и сроки, установленные пунктами 4 и 6 Положения о подготовке;
разработку и утверждение планов действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций на объекте, а также их уточнения;
создание и поддержание в постоянной готовности локальных систем оповещения о чрезвычайных ситуациях и проведение комплексных обследований готовности локальных систем оповещения.
4. Комплекс мер по снижению размеров ущерба и потерь от чрезвычайных ситуаций включает:
1) для объектов федерального уровня значимости:
создание организацией, эксплуатирующей объект, необходимого резерва материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций в порядке, установленном актом организации, эксплуатирующей объект <5>, определяющим порядок создания, хранения, использования и восполнения указанного резерва материальных ресурсов, исходя из прогнозируемых видов и масштабов чрезвычайных ситуаций, предполагаемого объема работ по их ликвидации;
--------------------------------
<5> Абзац шестой пункта 20 Положения о единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2003 г. N 794 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 2, ст. 121; 2005, N 23, ст. 2269).
создание организацией, эксплуатирующей объект, необходимого резерва финансовых ресурсов в порядке, установленном актом организации, эксплуатирующей объект, определяющим порядок создания, хранения, использования и восполнения указанного резерва финансовых ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций;
издание организацией, эксплуатирующей объект, акта, определяющего порядок и способы оповещения работников и иных лиц, находящихся на территории объекта, об угрозе возникновения или возникновении чрезвычайных ситуаций, о порядке действий и обеспечение их эвакуации в безопасный район, или заключение соглашения с органами управления и организациями территориальной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций <6> об информационном обмене, а также регламента информационного обмена, определяющего порядок доведения информации об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций на объектах федерального уровня до органов повседневного управления единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций федерального, регионального и муниципального уровней <7>;
--------------------------------
<6> Пункт 5 Положения о единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2003 г. N 794 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 2, ст. 121).
<7> Пункт 4 статьи 4.1 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1994, N 35, ст. 3648; 2020, N 26, ст. 3999).
2) для объектов регионального уровня значимости:
создание организацией, эксплуатирующей объект, необходимого резерва материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций, в порядке, установленном актом организации, эксплуатирующей объект <8>, определяющим порядок создания, хранения, использования и восполнения указанного резерва материальных ресурсов, исходя из прогнозируемых видов и масштабов чрезвычайных ситуаций, предполагаемого объема работ по их ликвидации;
--------------------------------
<8> Абзац шестой пункта 20 Положения о единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2003 г. N 794.
издание организацией, эксплуатирующей объект, акта, определяющего порядок и способы оповещения работников и иных лиц, находящихся на территории объекта, об угрозе возникновения или возникновении чрезвычайных ситуаций, о порядке действий и обеспечение их эвакуации в безопасный район, или заключение соглашения с органами управления и организациями территориальной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций об информационном обмене <6>, а также регламента информационного обмена, определяющего порядок доведения информации об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций на объектах регионального уровня до органов повседневного управления единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций регионального и муниципального уровней <7>;
3) для объектов муниципального уровня значимости:
создание организацией, эксплуатирующей объект, необходимого резерва материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций, установленном актом организации, эксплуатирующей объект <8>, определяющим порядок создания, хранения, использования и восполнения указанного резерва материальных ресурсов, исходя из прогнозируемых видов и масштабов чрезвычайных ситуаций, предполагаемого объема работ по их ликвидации;
издание организацией, эксплуатирующей объект, акта, определяющего порядок и способы оповещения работников и иных лиц, находящихся на территории объекта, об угрозе возникновения или возникновении чрезвычайных ситуаций, о порядке действий и обеспечение их эвакуации в безопасный район или заключение соглашения с органами управления и организациями территориальной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций об информационном обмене <9>, а также регламента информационного обмена, определяющего порядок доведения информации об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций муниципального уровня до органов повседневного управления единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций муниципального уровня <10>.
--------------------------------
<9> Пункт 5 Положения о единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2003 г. N 794.
<10> Пункт 4 статьи 4.1 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера".
5. Комплекс мер по ликвидации чрезвычайных ситуаций включает:
1) для организаций, эксплуатирующих объекты федерального уровня значимости:
создание (привлечение) сил и средств, необходимых для проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ в зонах чрезвычайных ситуаций <11>;
--------------------------------
<11> Пункт 16 Положения о единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2003 г. N 794 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 2, ст. 121; 2020, N 2, ст. 180).
проведение мероприятий по эвакуации работников и иных граждан, находящихся на территории объекта федерального уровня значимости, из зоны чрезвычайной ситуации;
организацию работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций и всестороннему обеспечению сил и средств, привлекаемых для проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ на объекте в зонах чрезвычайных ситуаций;
2) для организаций, эксплуатирующих объекты регионального уровня значимости:
создание (привлечение) сил и средств, необходимых для проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ в зонах чрезвычайных ситуаций <11>;
проведение мероприятий по эвакуации работников и иных граждан, находящихся на территории объекта регионального уровня значимости, из зоны чрезвычайной ситуации;
организацию работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций и всестороннему обеспечению сил и средств, привлекаемых для проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ на объекте в зонах чрезвычайных ситуаций;
3) для организаций, эксплуатирующих объекты муниципального уровня значимости:
создание (привлечение) сил и средств, необходимых для проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ в зонах чрезвычайных ситуаций <12>;
--------------------------------
<12> Пункт 16 Положения о единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2003 г. N 794.
проведение мероприятий по эвакуации работников и иных граждан, находящихся на территории объекта муниципального уровня значимости, из зоны чрезвычайной ситуации;
организацию работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций и всестороннему обеспечению сил и средств, привлекаемых для проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ на объекте в зонах чрезвычайных ситуаций.
6. Комплекс мер по обеспечению устойчивости функционирования организаций, эксплуатирующих объекты, и жизнедеятельности работников этих организаций в чрезвычайных ситуациях включает:
1) для объектов федерального уровня значимости:
создание в организации, эксплуатирующей объект, комиссии по вопросам повышения устойчивости функционирования объектов при военных конфликтах, а также при чрезвычайных ситуациях <13> (далее - комиссия), и организация ее работы по проведению исследований по оценке уязвимости организации, эксплуатирующей объект, для исключения и снижения потерь среди работников и материальных средств, а также оценки готовности организации к предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, достаточности мер, выполняемых по обеспечению устойчивости функционирования объектов и жизнедеятельности работников организаций, на основании акта организации, эксплуатирующей объект;
--------------------------------
<13> Подпункт 5.1 пункта 5 ГОСТ Р 22.2.12-2020 "Национальный стандарт Российской Федерации. Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Повышение устойчивости функционирования организаций в чрезвычайных ситуациях. Основные положения", введенного в действие приказом Росстандарта от 11 сентября 2020 г. N 645-ст (М., Стандартинформ, 2020) (далее - ГОСТ Р 22.2.12-2020).
2) для объектов регионального уровня значимости:
создание в организации, эксплуатирующей объект, комиссии и организация ее работы по проведению исследований по оценке уязвимости организации, эксплуатирующей объект, для исключения и снижения потерь среди работников и материальных средств, а также оценки готовности организации к предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, достаточности мер, выполняемых по обеспечению устойчивости функционирования объектов и жизнедеятельности работников организаций, на основании акта организации, эксплуатирующей объект;
3) для объектов муниципального уровня значимости:
создание в организации, эксплуатирующей объект, комиссии и организация ее работы по проведению исследований по оценке уязвимости организации, эксплуатирующей объект, для исключения и снижения потерь среди работников и материальных средств, а также оценки готовности организации к предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, достаточности мер, выполняемых по обеспечению устойчивости функционирования объектов и жизнедеятельности работников организаций, на основании акта организации, эксплуатирующей объект.
7. Оценка готовности организаций, эксплуатирующих объекты, к предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и достаточности мер, выполняемых по обеспечению устойчивости функционирования объектов и жизнедеятельности работников организаций, эксплуатирующих объекты, осуществляется комиссией (далее - оценка готовности), создаваемой в соответствии с пунктами 6 и 10 Требований.
8. Оценка готовности осуществляется в соответствии с планом действий с периодичностью:
не реже одного раза в год - в отношении организаций, эксплуатирующих объекты федерального уровня значимости;
не реже одного раза в 3 года - в отношении организаций, эксплуатирующих объекты регионального уровня значимости;
не реже одного раза в 5 лет - в отношении организаций, эксплуатирующих объекты муниципального уровня значимости;
9. Оценка готовности проводится на основании акта организации, эксплуатирующей объект, о проведении оценки готовности.
10. В акте организации, эксплуатирующей объект, о проведении оценки готовности указываются:
основание для проведения оценки готовности;
решение о создании комиссии и ее составе;
задачи комиссии;
полное наименование организации, эксплуатирующей объект, в отношении которой планируется проведение оценки готовности;
срок проведения оценки готовности;
положение по организации работы комиссии.
Акт организации, эксплуатирующей объект, о проведении оценки готовности доводится до заинтересованных лиц организации, эксплуатирующей объект, поименованных в указанном акте, под подпись или иным способом, подтверждающим факт получения акта организации, эксплуатирующей объект, в срок не позднее 20 календарных дней до начала оценки готовности.
11. Критериями оценки достаточности мер к предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, выполненных организацией, эксплуатирующей объект, являются:
выполнение мероприятий комплекса мер, указанных в пунктах 3 - 5 Требований;
невыполнение мероприятия комплекса мер, указанных в пунктах 3 - 5 Требований.
12. Результаты оценки готовности оформляются актом оценки готовности организаций, эксплуатирующих объекты, к предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, форма которого утверждается актом организации, эксплуатирующей объект (далее - акт оценки готовности).
В акте оценки готовности отражается результат оценки готовности или неготовности организации, эксплуатирующей объект, к предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Акт оценки готовности составляется в срок не более 2 рабочих дней после проведения оценки готовности в одном экземпляре, подписывается всеми членами комиссии и утверждается руководителем организации, эксплуатирующей объект.
В акте оценки готовности указываются выводы, содержащие показатели достаточности мер, выполненных организацией, эксплуатирующей объект, по обеспечению устойчивости функционирования объекта и жизнедеятельности работников организации, эксплуатирующей объект. Члены комиссии, не согласные с принятым решением, подписывают акт оценки готовности, при этом их особое мнение приобщается к акту оценки готовности.
Акт оценки готовности хранится в организации, эксплуатирующей объект.