См. Документы Министерства транспорта Российской Федерации

МИНИСТЕРСТВО ТРАНСПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПРИКАЗ
от 14 апреля 2016 г. N 102

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ
О КЛАССИФИКАЦИИ И ОБ ОСВИДЕТЕЛЬСТВОВАНИИ СУДОВ

В соответствии с пунктом 2 статьи 35 Федерального закона от 7 марта 2001 г. N 24-ФЗ "Кодекс внутреннего водного транспорта Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, N 11, ст. 1001; 2003, N 14, ст. 1256, N 27 (ч. I), ст. 2700; 2004, N 27, ст. 2711; 2006, N 50, ст. 5279, N 52 (ч. I), ст. 5498; 2007, N 27, ст. 3213, N 46, ст. 5554, 5557, N 50, ст. 6246; 2008, N 29 (ч. I), ст. 3418, N 30 (ч. II), ст. 3616; 2009, N 1, ст. 30, N 18 (ч. I), ст. 2141, N 29, ст. 3625, N 52 (ч. I), ст. 6450; 2011, N 15, ст. 2020, N 27, ст. 3880, N 29, ст. 4294, N 30 (ч. I), ст. 4577, 4590, 4591, 4594, 4596, N 45, ст. 6333, 6335; 2012, N 18, ст. 2128, N 25, ст. 3268, N 26, ст. 3446, N 31, ст. 4320; 2013, N 27, ст. 3477; 2014, N 6, ст. 566, N 42, ст. 5615, N 45, ст. 6153, N 49 (ч. VI), ст. 6928; 2015, N 1 (ч. I), ст. 55, N 29 (ч. I), ст. 4356, 4359; 2016, N 11, ст. 1478) приказываю:

1. Утвердить прилагаемое Положение о классификации и об освидетельствовании судов.

2. Признать утратившими силу приказы Министерства транспорта Российской Федерации:

от 1 ноября 2002 г. N 136 "Об утверждении Положения о классификации судов внутреннего и смешанного (река-море) плавания" (зарегистрирован Минюстом России 19 ноября 2002 г., регистрационный N 3932);

от 11 января 2009 г. N 1 "О внесении изменений в приказ Министерства транспорта Российской Федерации от 1 ноября 2002 г. N 136" (зарегистрирован Минюстом России 12 февраля 2009 г., регистрационный N 13313).

Министр
М.Ю.СОКОЛОВ

Утверждено
приказом Минтранса России
от 14 апреля 2016 г. N 102

ПОЛОЖЕНИЕ О КЛАССИФИКАЦИИ И ОБ ОСВИДЕТЕЛЬСТВОВАНИИ СУДОВ

I. Общие положения

1. Положение о классификации и об освидетельствовании судов (далее - Положение) разработано в соответствии с пунктом 2 статьи 35 Федерального закона от 7 марта 2001 г. N 24-ФЗ "Кодекс внутреннего водного транспорта Российской Федерации" <1> (далее - КВВТ) и определяет порядок осуществления классификации и освидетельствования судов организациями, уполномоченными в соответствии с пунктом 1 статьи 35 КВВТ на классификацию и освидетельствование судов (далее - организация по классификации).

--------------------------------

<1> Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, N 11, ст. 1001; 2003, N 14, ст. 1256, N 27 (ч. I), ст. 2700; 2004, N 27, ст. 2711; 2006, N 50, ст. 5279, N 52 (ч. I), ст. 5498; 2007, N 27, ст. 3213, N 46, ст. 5554, 5557; N 50, ст. 6246; 2008, N 29 (ч. I), ст. 3418, N 30 (ч. II), ст. 3616; 2009, N 1, ст. 30, N 18 (ч. I), ст. 2141, N 29, ст. 3625, N 52 (ч. I), ст. 6450; 2011, N 15, ст. 2020, N 27, ст. 3880, N 29, ст. 4294, N 30 (ч. I), ст. 4577, 4590, 4591, 4594, 4596, N 45, ст. 6333, 6335; 2012, N 18, ст. 2128, N 25, ст. 3268, N 26, ст. 3446, N 31, ст. 4320; 2013, N 27, ст. 3477; 2014, N 6, ст. 566, N 42, ст. 5615, N 45, ст. 6153, N 49 (ч. VI), ст. 6928; 2015, N 1 (ч. I), ст. 55, N 29 (ч. I), ст. 4356, ст. 4359; 2016, N 11, ст. 1478.

Классификация и освидетельствование судов осуществляются организацией по классификации в отношении судов, подлежащих государственной регистрации, за исключением маломерных судов, используемых в некоммерческих целях.

Валовая вместимость судов (кроме маломерных, прогулочных и спортивных парусных судов) рассчитывается в соответствии с приложением N 1 к настоящему Положению.

2. Классификация и освидетельствование осуществляется в соответствии с настоящим Положением, а также правилами освидетельствования судов в процессе их эксплуатации, правилами технического наблюдения за постройкой судов, правилами технического наблюдения за изготовлением материалов и изделий для судов, правилами предотвращения загрязнения окружающей среды с судов и правилами классификации и постройки судов (далее - Правила), которые утверждаются и издаются в соответствии с пунктом 2 статьи 35 КВВТ.

3. Целью классификации и освидетельствования является выполнение работ (оказание услуг) по оценке соответствия судов, материалов и изделий для установки на судах, организаций, осуществляющих проектирование, строительство, модернизацию, переоборудование и ремонт судов, изготовление материалов и изделий для судов (далее - организация), Правилам.

4. Классификация и освидетельствование включают в себя рассмотрение и согласование технической документации на строительство, переоборудование, модернизацию и ремонт судов, изготовление материалов и изделий для судов, установление районов и условий плавания для судов, освидетельствование судов и организаций, техническое наблюдение за изготовлением материалов и изделий, ремонтом изделий, постройкой, ремонтом, модернизацией и переоборудованием судов с присвоением им класса или категории, а также подтверждение, приостановление, возобновление, восстановление и аннулирование класса или категории на основании результатов освидетельствований судов в соответствии с Правилами.

По результатам классификации и освидетельствования оформляются документы, предусмотренные Правилами.

5. Работы, выполняемые организацией по классификации в рамках классификации и освидетельствования судов, осуществляются на возмездной основе <1> на основании договоров или заявок.

--------------------------------

<1> Пункт 1 статьи 35 КВВТ.

II. Рассмотрение и согласование технической документации

6. Техническая документация по строительству, ремонту, модернизации и переоборудованию судов, изготовлению материалов и изделий для установки на судах, ремонту изделий для установки на судах согласовывается организацией по классификации в соответствии с Правилами с целью проверки выполнения их требований.

7. При наличии в технической документации решений (положений), отличающихся от установленных Правилами требований, организация, являющаяся разработчиком технической документации, представляет в организацию по классификации их перечень с изложением их содержания и технических обоснований, доказывающих, что предлагаемые разработчиком технической документации решения (положения) являются с точки зрения безопасности не менее эффективными, чем те, которые установлены Правилами.

8. Срок действия согласования технической документации, за исключением случаев, указанных в пункте 9 настоящего Положения, составляет шесть лет.

9. Согласование технической документации на ремонт судов, а также на ремонт изделий действует без ограничения срока.

10. Действие согласования технической документации прекращается в следующих случаях:

1) истечения срока, указанного в пункте 8 настоящего Положения;

2) истечения трехлетнего срока с даты согласования технической документации до даты начала постройки, переоборудования или модернизации судна, изготовления материалов и/или изделий;

3) внесения изменений в согласованную ранее техническую документацию без согласования с организацией по классификации.

III. Техническое наблюдение

11. Техническое наблюдение является составной частью классификации и включает в себя поэтапные проверки выполнения Правил и участие в испытаниях в процессе постройки, переоборудования, модернизации, ремонта судов и их элементов, изготовления и ремонта изделий и изготовления материалов для установки на судах (далее - объекты технического наблюдения), осуществляемые организацией по классификации в соответствии с Правилами. Перечень объектов, формы и объем технического наблюдения определяются Правилами.

12. Техническое наблюдение осуществляется при условии согласования организацией по классификации технической документации до начала работ, указанных в пункте 11 настоящего Положения.

13. Материалы и изделия, являющиеся объектами технического наблюдения, допускаются к установке на суда при наличии документов, подтверждающих соответствие устанавливаемых материалов и изделий требованиям Правил, выданных организацией по классификации, или документов, подтверждающих соответствие устанавливаемых материалов и изделий одобренному типовому материалу и/или изделию, выданных организацией по классификации.

При допуске к установке на судах материалов и/или изделий признаются предусмотренные абзацем первым настоящего пункта документы, выданные как организацией по классификации, осуществляющей классификацию и освидетельствование судна, на которое устанавливаются материалы и/или изделия, так и на условиях договора с ней другими организациями по классификации, уполномоченными на классификацию и освидетельствование судов в соответствии с пунктом 1 статьи 35 КВВТ.

14. Одобрение типовых материалов и/или изделий для установки на судах осуществляется организацией по классификации в соответствии с Правилами.

15. Организация по классификации на условиях заключенного договора вправе передать выполнение своих полномочий по техническому наблюдению за постройкой конкретного судна и/или изготовлением конкретных материалов и/или изделий другой организации, уполномоченной на классификацию и освидетельствование судов в соответствии с пунктом 1 статьи 35 КВВТ, а также на условиях заключенного договора принять полномочия по техническому наблюдению за постройкой конкретного судна и/или изготовлением конкретных материалов и/или изделий от другой аналогично уполномоченной организации по классификации.

16. Организация по классификации осуществляет техническое наблюдение в процессе постройки, переоборудования, модернизации, ремонта судов и их элементов, изготовления и ремонта изделий и изготовления материалов для установки на судах в соответствии с Правилами путем проведения уполномоченным лицом организации по классификации проверок, а также участия в испытаниях объектов технического наблюдения.

Объемы и методы проверок и испытаний объектов технического наблюдения определяются Правилами.

17. В случае положительных результатов проверок и испытаний организация по классификации выдает на объекты технического наблюдения документы в соответствии с пунктом 74 настоящего Положения, удостоверяющие соответствие объекта технического наблюдения требованиям Правил.

18. Организация в соответствии с пунктом 13 настоящего Положения должна применять в производстве материалы и/или изделия, являющиеся объектами технического наблюдения, при наличии на них документов, указанных в пункте 74 настоящего Положения.

19. На материалы и/или изделия одного типа (типовые материалы и/или изделия) организация по классификации в порядке, установленном Правилами, выдает свидетельство об одобрении типа материала или свидетельство об одобрении типа изделия соответственно, в случае, если установленные путем проверок, испытаний и указанные в согласованной технической документации конструкция, свойства, параметры, характеристики образца типового материала или изделия соответствуют требованиям Правил.

20. Свидетельство об одобрении типа материала или изделия действительно до истечения срока действия согласования технической документации на соответствующий тип материала или изделия.

21. Для допуска к установке на суда материалов и/или изделий, имеющих свидетельство об одобрении типа изделия или свидетельство об одобрении типа материала соответственно, организация по классификации проводит в порядке, установленном Правилами, проверку соответствия конкретного изделия и/или материала информации, указанной в свидетельстве об одобрении типа изделия или свидетельстве об одобрении типа материала соответственно. Испытания допускаемого к установке на суда изделия или материала в этом случае не проводятся.

22. Организации, осуществляющие проектирование, строительство, ремонт, модернизацию и переоборудование судов, изготовление и ремонт изделий, изготовление материалов для установки на судах, выполняющие работы и/или оказывающие услуги, результаты которых используются организацией по классификации при осуществлении классификации, а также испытательные лаборатории получают от организации по классификации в соответствии с Правилами свидетельство о признании, удостоверяющее, что организация изготавливает продукцию, выполняет работы и/или оказывает услуги в соответствии с требованиями Правил.

Освидетельствования организаций с целью получения свидетельства о признании проводятся организацией по классификации один раз в два года.

Свидетельство о признании прекращает действие в следующих случаях:

нарушения качества выполнения работ и/или оказания услуг, на которые выдано свидетельство о признании;

выполнения работ и/или оказания услуг или проведения испытаний с нарушением требований, установленных Правилами;

сокращения в организации производственных мощностей, а также наличие иных изменений, в результате которых выполнение организацией работ, на которые выдано свидетельство о признании, в соответствии с требованиями Правил становится невозможным.

IV. Освидетельствование судов в процессе их эксплуатации

23. Освидетельствование судов в процессе их эксплуатации осуществляется в соответствии с Правилами и включает в себя:

проверку наличия согласованной технической документации, предусмотренных Правилами сертификатов (актов о соответствии) на материалы и комплектующие изделия, использованные или установленные на судне за время, прошедшее с предыдущего освидетельствования, актов службы технического контроля организации, актов судовладельца, актов предыдущих освидетельствований;

наружный осмотр, измерения, проверку в действии и испытания судна и его элементов;

оформление и выдачу организацией по классификации документов, предусмотренных Правилами.

Организация по классификации в случае несоответствия судна, которому присвоен ее класс, требованиям Правил отказывает в выдаче документов, приостанавливает или прекращает действие ранее выданных документов, предусмотренных Правилами.

24. В целях освидетельствования суда, указанные в пункте 1 настоящего Положения, ставятся на классификационный учет организации по классификации в следующих случаях:

после постройки судна;

при переходе на классификационный учет организации по классификации с классификационного учета другой организации по классификации;

если судно ранее было снято с учета или не состояло на учете в этой организации по классификации;

при смене судовладельца.

25. Для постановки судна на классификационный учет судовладелец или его доверенное лицо (далее - заявитель) представляет в организацию по классификации следующие информацию и документы:

1) заявление о постановке на классификационный учет, содержащее:

фамилию, имя, отчество (при наличии) и данные документа, удостоверяющего личность судовладельца, являющегося физическим лицом, или наименование и адрес судовладельца, являющегося юридическим лицом;

предыдущие название и регистрационный номер судна, а также фамилию, имя, отчество (при наличии) предыдущего судовладельца, являющегося физическим лицом, и его адрес или наименование предыдущего судовладельца, являющегося юридическим лицом, и его адрес;

сведения о судне (название, класс или категория плавания в соответствии с судовым билетом (при наличии), номер проекта, наименование строителя, место и год постройки, заводской номер (при наличии); для маломерных и спортивных парусных судов указываются материал корпуса, тип парусного вооружения (при наличии);

2) конструкторскую, эксплуатационную и построечную документацию (при наличии);

3) ранее выданные свидетельства о годности к плаванию, свидетельства о классификации и акты освидетельствований (при наличии);

4) документы, удостоверяющие личность заявителя - физического лица или государственную регистрацию юридического лица в соответствии с законодательством Российской Федерации;

5) копии документов, подтверждающих факт законного владения судном;

6) доверенность, подтверждающую в установленном порядке полномочия представителя судовладельца;

7) судовой билет (для судов, прошедших регистрацию) - для маломерных, прогулочных и спортивных парусных судов;

8) сведения о местонахождении судна и/или наименование порта (места) регистрации;

9) анализ соответствия судна требованиям Правил в случаях, установленных Правилами.

26. Для маломерных, прогулочных и спортивных парусных судов судовладельцем представляется в организацию по классификации помимо информации и документов, указанных в пункте 25 настоящего Положения, следующие информация и документы:

1) характеристики судна (длина наибольшая (м), ширина наибольшая (м), осадка килем максимальная (м), водоизмещение (тонн), максимальное число людей на борту (чел.), максимальная площадь парусов (кв. м);

2) характеристика двигателей (тип, марка, заводской номер, мощность, кВт);

3) документы строителя (при наличии).

27. Снятие судна с классификационного учета организации по классификации производится:

при утилизации судна;

при переходе на классификационный учет другой организации по классификации;

если судно не предъявлялось к освидетельствованию более двух лет подряд, а в случае маломерных, прогулочных и спортивных парусных судов - более пяти лет подряд;

при гибели судна;

при смене судовладельца;

если судно утратило качество судна в результате перестройки или других изменений.

Снятие судна с учета в организации по классификации, за исключением случаев, указанных в абзацах четвертом и седьмом настоящего пункта, производится по заявке судовладельца, в которой должна быть указана причина снятия судна с учета.

28. При осуществлении классификации организация по классификации проводит следующие виды освидетельствований судов:

первоначальное - после постройки судна, после ремонта, переоборудования или модернизации, следствием которых явилось изменение типа и назначения судна, при переклассификации судна, при постановке судна на классификационный учет;

очередное - по истечении пяти лет с даты первоначального или последнего очередного освидетельствования;

ежегодное - по истечении 12 месяцев с даты первоначального, последнего очередного или последнего ежегодного освидетельствования, с учетом требований, установленных пунктом 39 настоящего Положения;

доковое - перед третьим ежегодным освидетельствованием, отсчитываемым от даты первоначального или последнего очередного освидетельствования. Период между доковым и очередным освидетельствованиями не может превышать 36 месяцев;

промежуточное - между вторым и третьим годом, исчисляемым от даты первоначального или последнего очередного освидетельствования (для маломерных, прогулочных и спортивных парусных судов);

внеочередное - в случаях, предусмотренных пунктом 41 настоящего Положения.

Объем, формы и методы освидетельствования определяются Правилами.

29. Сроки, объем, формы и методы освидетельствования элементов судов и судовых технических средств определяются Правилами. Даты проведения освидетельствования определяются актами первоначального, очередного, ежегодного или промежуточного освидетельствования.

30. Судовладелец предъявляет суда, состоящие на классификационном учете организации по классификации, к освидетельствованию в сроки, указанные в документах, выдаваемых на судно организацией по классификации.

31. Освидетельствование судов, за исключением освидетельствования при аварийных случаях, осуществляется по предварительным заявкам, направляемым в организацию по классификации не менее чем за десять дней до предлагаемой даты проведения освидетельствования. Организация по классификации по письменному согласованию с судовладельцем вправе провести освидетельствование судна ранее предполагаемой даты освидетельствования, указанной в предварительной заявке, при этом повторное направление в организацию по классификации предварительной заявки не требуется.

32. На судне, кроме спортивных парусных, маломерных и прогулочных судов, должен храниться акт о готовности судна к эксплуатации, подготовленный по результатам проверки судна комиссией судовладельца после зимнего или другого длительного отстоя. При отсутствии указанного акта судно считается не готовым к освидетельствованию.

33. При всех видах освидетельствований судовладелец или командный состав судна обязаны предоставить уполномоченному лицу организации по классификации:

информацию и документы обо всех замеченных дефектах, случаях отказов элементов судна и судовых технических средств в период между предыдущим и проводимым освидетельствованиями;

информацию и документы об изменениях в составе оборудования и снабжения в период между предыдущим и проводимым освидетельствованиями;

информацию и документы о ремонтах, проведенных в период между предыдущим и проводимым освидетельствованиями;

документы, акты предыдущих освидетельствований, техническую документацию, а также акты проверок и испытаний элементов судна и судовых технических средств, установленные Правилами.

34. Организация по классификации признает судно пригодным для перевозки крупногабаритных и/или тяжеловесных грузов в порядке и на условиях, установленных Правилами.

35. Организация по классификации признает непассажирское судно, включая маломерные и прогулочные суда, пригодным для перевозки пассажиров или организованных групп людей в порядке и на условиях, установленных Правилами.

36. При первоначальном освидетельствовании организацией по классификации проверяется соответствие элементов судна согласованной технической документации и Правилам, выявляются их конструктивные особенности и техническое состояние для присвоения судну класса или категории плавания, на судно выдаются документы, предусмотренные настоящим Положением.

В случае если по результатам освидетельствования установлено, что предъявленное судно не соответствует установленным Правилами требованиям, согласованной организацией по классификации технической документации или не соответствует заявленному классу/категории, указанная информация отражается в акте первоначального освидетельствования.

37. Очередное освидетельствование проводится с целью определения технического состояния элементов судна, возобновления класса или категории и оформления нового свидетельства о классификации и свидетельства о предотвращении загрязнения окружающей среды с судна или внесения в судовой билет сведений, подтверждающих годность судна к плаванию.

Судно и его элементы проверяются на соответствие требованиям Правил и согласованной организацией по классификации технической документации.

Очередное освидетельствование включает освидетельствование подводной части судна на берегу (на слипе, в доке), за исключением судов с железобетонным корпусом, освидетельствование подводной части которого проводится на плаву.

По результатам очередного освидетельствования уполномоченное лицо организации по классификации составляет акт очередного освидетельствования.

Первое очередное освидетельствование назначается в пределах пятилетнего периода от даты завершения первоначального освидетельствования, и в последующем через пятилетние периоды от назначенной даты предыдущего очередного освидетельствования, при этом судовладелец имеет право предъявить судно к освидетельствованию досрочно.

Для спортивного парусного, маломерного и прогулочного судна в случае истечения срока проведения очередного освидетельствования до начала очередной навигации или при временном отказе судовладельца спортивного парусного, маломерного и прогулочного судна от его эксплуатации судно предъявляется к очередному освидетельствованию до первого выхода судна в плавание.

38. Допускается перенос даты очередного освидетельствования судна на срок до двенадцати месяцев при условии годного технического состояния судна, определенного по результатам внеочередного освидетельствования, проведенного в объеме, установленном Правилами.

В случае переноса даты очередного освидетельствования дата следующего очередного освидетельствования не изменяется.

39. Ежегодное освидетельствование судна (за исключением маломерного, прогулочного и спортивного парусного судов) проводится в период между первоначальным и очередным или между очередными освидетельствованиями, включает в себя контрольную проверку технического состояния судна с целью определения соответствия судна требованиям Правил.

При ежегодном освидетельствовании проводятся наружные осмотры элементов судна, выполняются проверки их в действии, объем которых определяется Правилами.

Дата ежегодного освидетельствования назначается уполномоченным лицом организации по классификации в пределах трех месяцев до или трех месяцев после даты, отсчитываемой от назначенной даты последнего ежегодного, очередного или первоначального освидетельствования, при этом судовладелец имеет право предъявить судно к освидетельствованию досрочно в пределах трех месяцев до назначенной даты ежегодного освидетельствования. Дата фактического прохождения освидетельствования не изменяет назначенную дату следующего освидетельствования.

По результатам ежегодного освидетельствования уполномоченное лицо организации по классификации составляет акт ежегодного освидетельствования.

40. Доковое освидетельствование проводится в отношении судов классов "ПР", "О-ПР", "М-ПР" и "М-СП", а также судов, признанных годными с ограничениями, предусматривающими снижение внешних нагрузок на корпус судна, с целью выявления признаков потери общей прочности, недопустимых местных остаточных деформаций и нарушений целостности наружной обшивки. При проведении докового освидетельствования проверяется состояние элементов судовых устройств, расположенных в подводной части корпуса, донно-бортовой арматуры и движительного комплекса. По результатам докового освидетельствования уполномоченное лицо организации по классификации составляет акт докового освидетельствования.

41. Внеочередное освидетельствование судна проводится:

после повреждений, без устранения которых не обеспечивается безопасность плавания судна;

в случае выявления дефектов, угрожающих безопасности плавания, и при уточнении технического состояния или района плавания судна, а также для проверки устранения причин, вызвавших приостановление действия документов, выданных на судно организацией по классификации;

абзац утратил силу. - Приказ Минтранса России от 22.06.2018 N 244;

после ремонта или модернизации судов без изменения типа, назначения и класса/категории плавания судна, но с существенным изменением его конструкции и/или оборудования;

для судов, допустивших нарушение района и условий плавания или сезонных ограничений, установленных документами организации по классификации;

при выявлении несоответствий по результатам проверки судна инспекцией государственного портового контроля в отношении элементов судна и судовых технических средств, влияющих на безопасность пассажиров и экипажа судна, безопасность судоходства, загрязнение окружающей среды;

по предписанию органов государственного надзора (контроля), лица, осуществляющего государственный портовый контроль;

при постановке и снятии судна с классификационного учета;

при подготовке и после осуществления разового перехода (перегона) судна вне установленных для судна районов и сезонов плавания;

по заявке судовладельца;

в целях оценки возможности выдачи заключения о закладке киля или о проведении равнозначных строительных работ;

в целях оценки возможности перевозки на судне крупногабаритных и/или тяжеловесных грузов.

По результатам внеочередного освидетельствования уполномоченное лицо организации по классификации составляет акт внеочередного освидетельствования.

42. Промежуточное освидетельствование осуществляется в отношении маломерного, прогулочного или спортивного парусного судна и проводится на плаву.

При промежуточном освидетельствовании проверяется наличие технической документации, техническое состояние элементов судна, наличие оборудования и оснащения в соответствии с установленными нормами, уточняются условия использования судна.

По результатам промежуточного освидетельствования уполномоченное лицо организации по классификации составляет акт промежуточного освидетельствования.

43. Изменение ранее присвоенного класса судну (переклассификация) осуществляется в порядке и на условиях, установленных Правилами, путем проведения первоначального освидетельствования.

В случае положительных результатов первоначального освидетельствования судну присваивается класс, определяются высота надводного борта, сроки следующих очередного и ежегодного освидетельствований.

При присвоении судну нового класса выдается новое свидетельство о классификации.

44. В случае повреждения судна или отказа его элементов, снижающих безопасность эксплуатации судна, судовладелец немедленно уведомляет организацию по классификации и предъявляет судно к внеочередному освидетельствованию.

45. Результаты внеочередного освидетельствования судна, на котором произошло повреждение, оформляются актом внеочередного освидетельствования.

К акту внеочередного освидетельствования должны быть приложены копия акта транспортного происшествия и копия технического акта <1>, составляемого на поврежденные корпус, механизмы, движители, рулевые устройства.

--------------------------------

<1> Пункт 9 приложения N 2 к Положению по расследованию, классификации и учету транспортных происшествий на внутренних водных путях Российской Федерации, утвержденному приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 29 декабря 2003 г. N 221 (зарегистрирован Минюстом России 29 января 2004 г., регистрационный N 5493), с изменениями, внесенными приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 27 декабря 2010 г. N 296 (зарегистрирован Минюстом России 28 апреля 2011 г., регистрационный N 20613).

46. Разовый переход (перегон) судна вне районов и сезонов плавания, установленных судовыми документами, может осуществляться в порядке и на условиях, установленных Правилами, в следующих случаях:

переход (перегон) вновь построенного или приобретенного судна от места постройки или приема-передачи к месту достройки или месту эксплуатации в разрешенном районе;

переход (перегон) судна к новому месту эксплуатации;

переход (перегон) судна в целях предъявления его к освидетельствованию в доке (на слипе);

переход (перегон) судна к месту модернизации, переоборудования, ремонта или утилизации.

47. Разовый переход (перегон) судна после повреждений, без устранения которых не обеспечивается безопасность плавания, до места разгрузки или ремонта, а также для освидетельствования в целях возобновления судовых документов может осуществляться в пределах района плавания, установленного для судна ранее действовавшими судовыми документами.

48. Судно, подготовленное к разовому переходу (перегону), предъявляется к внеочередному освидетельствованию организацией по классификации.

49. При положительных результатах освидетельствования судна, подготовленного к разовому переходу (перегону), уполномоченное лицо организации по классификации оформляет акт внеочередного освидетельствования и выдает свидетельство на разовый переход (перегон) от пункта, в котором производились работы по подготовке судна к разовому переходу (перегону), до места назначения.

50. После завершения разового перехода (перегона) морем, за исключением разового перехода (перегон) в целях ремонта, суда предъявляются к внеочередному освидетельствованию организацией по классификации.

51. Присвоение, подтверждение, возобновление или восстановление класса или категории, установление годности судна к плаванию, а также назначение объема необходимого ремонта осуществляется в порядке, установленном Правилами, в соответствии с техническим состоянием элементов судна и судовых технических средств, которое определяется по результатам осмотров, измерений, испытаний, проверок в действии и на основании документов, предъявляемых судовладельцем, с учетом норм допускаемых дефектов, установленных Правилами.

52. Если все элементы судна и судовых технических средств удовлетворяют требованиям Правил, а параметры выявленных дефектов находятся в пределах допускаемых Правилами значений, техническое состояние судна признается годным, ему присваивается (подтверждается, возобновляется или восстанавливается) класс/категория и оно признается годным к плаванию в условиях, определяемых его классом/категорией и назначением.

53. Если судно или его элементы не удовлетворяют требованиям Правил, а также в случае, если ранее установленные судну класс/категория и условия эксплуатации не обеспечивают безопасность плавания, охрану жизни и здоровья пассажиров и членов экипажей судов, сохранность перевозимых на судне грузов, а также экологическую безопасность, судну снижается класс/категория и/или оно признается годным к эксплуатации только с ограничениями (далее - эксплуатационные ограничения), к которым относятся:

увеличение высоты надводного борта (снижение грузоподъемности);

ограничение по ветро-волновому режиму;

ограничение по району плавания и сезону эксплуатации;

ограничение по роду перевозимых грузов;

ограничение по способу загрузки;

исключение плавания порожнем и без балласта;

изменение схемы балластировки и размещения груза;

исключение или ограничение работы в ледовых условиях;

уменьшение пассажировместимости;

снижение мощности главных двигателей;

исключение работы без постоянной вахты в машинном помещении;

ограничение мощности одновременно включаемых потребителей электрической энергии;

ограничение грузоподъемности и/или вылета судовых и плавучих кранов;

снижение грузоподъемности или уменьшение удельной нагрузки на стапель-палубу плавучих доков;

ограничение по способу транспортировки судна;

снижение давления пара в котлах.

Могут быть одновременно установлены одно или несколько указанных в настоящем пункте ограничений.

Ограничения снимаются после проведения работ, подтвержденных актом внеочередного освидетельствования, в результате которых устраняются причины установления ограничений.

54. Если техническое состояние элемента или нескольких элементов судна или судовых технических средств признано негодным, дальнейшая эксплуатация судна несет непосредственную угрозу жизни людей, окружающей среде или самому судну, класс или категория плавания судну не присваивается (не подтверждается, не возобновляется, не восстанавливается) и оно не признается годным к плаванию.

55. Утратил силу. - Приказ Минтранса России от 22.06.2018 N 244.

V. Особенности классификации и освидетельствования
спортивных парусных, маломерных и прогулочных судов

56. Классификация и освидетельствование спортивных парусных, маломерных и прогулочных судов осуществляется в соответствии с требованиями настоящего Положения и Правил.

57. При классификации спортивного парусного, маломерного или прогулочного судна организацией по классификации проводятся первоначальное освидетельствование судна и присвоение класса/категории в соответствии с настоящим Положением и Правилами, с внесением в судовой билет записи о годности к плаванию.

58. Вместимость спортивного парусного, маломерного и прогулочного судна не определяется.

59. Утратил силу. - Приказ Минтранса России от 22.06.2018 N 244.

60. В процессе эксплуатации спортивное парусное, маломерное и прогулочное судно подлежит первоначальному, очередным, промежуточным и внеочередным освидетельствованиям.

61. Первоначальное освидетельствование спортивного парусного, маломерного или прогулочного судна проводится перед постановкой судна на учет организации по классификации. Освидетельствование проводится на берегу или на плаву.

62. При классификации маломерного или прогулочного судна проверяются исправность и работоспособность судовых технических средств, техническая документация на судно, устанавливаются обязательные условия, нормы и технические требования по его грузоподъемности и пассажировместимости, допустимой мощности и количеству двигателей (подвесных моторов), допустимой площади парусов, району плавания (удалению от берега), минимальной высоте надводного борта, допускаемой высоте волны, оснащению спасательными и противопожарными средствами, сигнальными огнями, навигационным оборудованием и средствами связи.

Для маломерных судов индивидуальной постройки, а также судов промышленной постройки, технические характеристики которых не соответствуют характеристикам, указанным в техническом формуляре (паспорте) или ином документе организации-изготовителя судна, дополнительно проводятся испытания мореходных качеств (плавучести, остойчивости и непотопляемости) по программе, разработанной организацией, осуществляющей проектирование судов и имеющей свидетельство о признании, предусмотренное пунктом 22 настоящего Положения, и согласованной организацией по классификации в соответствии с Правилами.

63. По результатам первоначального освидетельствования уполномоченное лицо организации по классификации составляет акт первоначального освидетельствования, в котором дает оценку, является ли предъявленное к освидетельствованию судно спортивным парусным, маломерным или прогулочным судном и при положительном решении присваивает судну класс или категорию.

64. Утратил силу. - Приказ Минтранса России от 22.06.2018 N 244.

65. Если в результате первоначального освидетельствования судна установлено, что его характеристики не соответствуют данным судового билета или техническое состояние судна не соответствует Правилам, в акте первоначального освидетельствования указываются выявленные несоответствия и в судовой билет не вносится запись, подтверждающая его годность к плаванию.

Судовладелец после устранения выявленных несоответствий уведомляет об этом в письменном виде организацию по классификации и предъявляет судно к внеочередному освидетельствованию.

По результатам внеочередного освидетельствования уполномоченное лицо организации по классификации составляет акт внеочередного освидетельствования.

66. Очередное освидетельствование спортивного парусного судна, маломерного или прогулочного судна проводится в соответствии с Правилами один раз в пять лет.

По результатам очередного освидетельствования уполномоченное лицо организации по классификации составляет акт очередного освидетельствования и при положительных результатах освидетельствования вносит в судовой билет запись о годности судна к плаванию.

67. Очередное освидетельствование проводится с осмотром судна на берегу и на плаву.

68. Дата очередного освидетельствования назначается уполномоченным лицом организации по классификации.

69. Внеочередное освидетельствование спортивного парусного, маломерного и прогулочного судна производится в случаях, установленных настоящим Положением в соответствии с Правилами.

По результатам внеочередного освидетельствования уполномоченное лицо организации по классификации составляет акт внеочередного освидетельствования.

70. Промежуточное освидетельствование спортивного парусного, маломерного и прогулочного судна проводится между вторым и третьим годом, отсчитываемым от даты первоначального или последнего очередного освидетельствования.

Промежуточное освидетельствование спортивного парусного, маломерного и прогулочного судна проводится на плаву.

Дата промежуточного освидетельствования назначается уполномоченным лицом организации по классификации.

По результатам промежуточного освидетельствования уполномоченное лицо организации по классификации составляет акт промежуточного освидетельствования и при положительных результатах освидетельствования вносит в судовой билет запись о годности судна к плаванию.

VI. Документы организации по классификации

71. Судовыми документами, подтверждающими выполнение требований Правил, являются:

свидетельство о классификации;

абзац утратил силу. - Приказ Минтранса России от 22.06.2018 N 244;

мерительное свидетельство;

свидетельство о предотвращении загрязнения окружающей среды с судна;

пассажирское свидетельство (для пассажирского судна).

72. Судовые документы выдаются на суда при классификации и освидетельствовании судов, кроме спортивных парусных, маломерных и прогулочных судов, на срок до даты следующего очередного освидетельствования (кроме мерительного свидетельства) с ежегодным их подтверждением.

73. Документами, подтверждающими соответствие Правилам спортивных парусных, маломерных и прогулочных судов, являются акты освидетельствований, составляемые по результатам освидетельствований, указанных в настоящем Положении.

74. Документами, подтверждающими соответствие Правилам материалов и изделий, изготавливаемых под техническим наблюдением организации по классификации, являются:

свидетельства или сертификаты (акты о соответствии) организации по классификации, выдаваемые на материалы и изделия;

документы организации по классификации о проведенных испытаниях и/или осмотрах;

документы, выдаваемые по согласованию с организацией по классификации, организациям на производимые ими материалы и изделия или лабораториями на проведенные ими испытания.

75. Судовые документы, указанные в пункте 71 настоящего Положения, а также акты освидетельствований спортивных парусных, маломерных и прогулочных судов:

1) приостанавливают действие в следующих случаях:

после повреждений судна, без устранения которых не обеспечивается безопасность эксплуатации;

в случае непредъявления судна к освидетельствованию в установленный срок;

при осуществлении без предварительного согласования с организацией по классификации работ, связанных с конструктивными изменениями судна;

при нарушении условий плавания, указанных в судовых документах;

при невыполнении требований Правил и организации по классификации.

Для восстановления действия судовых документов судно предъявляется к внеочередному освидетельствованию после устранения причин, вызвавших приостановление действия документов или актов;

2) прекращают действие в следующих случаях:

гибели или пропаже судна;

утилизации (списании) судна;

непредъявления судна к освидетельствованию более двух лет (маломерных и прогулочных судов более пяти лет);

переходе судна в класс другой организации по классификации без сохранения класса организации по классификации, осуществляющей классификацию и освидетельствование судна.

76. Организация по классификации отказывает в выдаче судовых документов (в подтверждении их действия), указанных в пункте 71 настоящего Положения, а также актов освидетельствований спортивных парусных, маломерных и прогулочных судов, в следующих случаях:

1) при несоответствии судна (его элементов или судовых технических средств) требованиям Правил;

2) отсутствия документов, предусмотренных абзацем вторым пункта 23 настоящего Положения (кроме спортивных парусных, маломерных и прогулочных судов);

3) отсутствия акта о готовности судна к эксплуатации (кроме спортивных парусных, маломерных и прогулочных судов).

VII. Назначение класса или категории плавания судна

77. Класс судна обозначается последовательностью условных символов (формула класса), присваиваемых судну при его классификации и характеризующих конструктивные особенности судна и условия его эксплуатации в соответствии с Правилами, исходя из требований безопасности.

78. Класс судам назначается в соответствии с классификацией водных бассейнов и указывается в судовых документах, а также актах освидетельствования.

79. Внутренние водные бассейны классифицируются по разрядам "Л", "Р", "О" и "М" в зависимости от их ветро-волнового режима, исходя из следующих условий:

в бассейнах разрядов "Л", "Р" и "О" волны 1%-ной обеспеченности высотой соответственно 0,6; 1,2 и 2,0 м имеют суммарную повторяемость (обеспеченность) не более 4% навигационного времени;

в бассейнах разряда "М" волны 3%-ной обеспеченности высотой 3,0 м имеют суммарную повторяемость (обеспеченность) не более 4% навигационного времени.

Морские районы классифицируются по разрядам "О-ПР", "М-ПР" и "М-СП" в зависимости от их ветро-волнового режима и обеспеченности местами убежища.

В бассейнах разрядов "О-ПР", "М-ПР" и "М-СП" волны 3%-ной обеспеченности высотой соответственно 2,0; 3,0, 3,5 и 4,5 м имеют суммарную повторяемость (обеспеченность) не более 4% навигационного времени.

80. Основными символами в формуле класса судов внутреннего плавания являются буквы "Л", "Р", "О" и "М", определяющие конструктивные особенности судна и разряд водного бассейна, в котором оно признано годным к эксплуатации.

Основными символами в формуле класса для плавания судов в морских районах являются буквенные сочетания "ПР", "О-ПР", "М-ПР" и "М-СП", определяющие конструктивные особенности судна и условия его эксплуатации в морских районах.

81. В зависимости от конструктивных особенностей судна основной символ класса в формуле класса дополняется дополнительными символами организации по классификации.

82. Организация по классификации исключает или изменяет в формуле класса тот или иной символ при изменении или нарушении условий, послуживших основанием введения в формулу класса данного символа.

83. Для маломерных судов длиной 12 м и более, не имеющих водонепроницаемых закрытий грузовых и прочих люков, расположенных на открытых участках палубы надводного борта, устанавливаются ограничения по условиям эксплуатации в зависимости от разряда внутреннего водного бассейна в соответствии с приложением N 2 к настоящему Положению.

84. Для маломерных судов длиной до 12 м классификация устанавливается путем присвоения следующих категорий для плавания в морских районах и внутренних водных бассейнах:

для судов, имеющих водонепроницаемые закрытия грузовых и прочих люков, расположенных на открытых участках палубы надводного борта, самоотливной кокпит:

категория 0 - с высотой волны 3% обеспеченности до 3,5 м, с удалением от места убежища не более 92 км (50 миль);

категория 1 - с высотой волны 1% обеспеченности до 1,8 м, с удалением от места убежища не более 22 км (12 миль);

категория 2 - с высотой волны 1% обеспеченности до 1,5 м, с удалением от места убежища не более 13 км (7 миль);

категория 3 - с высотой волны 1% обеспеченности до 1,2 м, с удалением от места убежища не более 11 км (6 миль);

категория 4 - с высотой волны 1% обеспеченности до 0,6 м, с удалением от места убежища не более 5 км (2,7 миль);

категория 5 - с высотой волны 1% обеспеченности до 0,25 м, с удалением от места убежища не более 2 км (1,1 мили);

для судов, не имеющих водонепроницаемых закрытий грузовых и прочих люков, расположенных на открытых участках палубы надводного борта:

категория 3 - с высотой волны 1% обеспеченности до 1,2 м, с удалением от места убежища не более 5 км;

категория 4 - бассейны с высотой волны 1% обеспеченности 0,6 м, с удалением от места убежища не более 3 км;

категория 5 - с высотой волны 1% обеспеченности 0,25 м, с удалением от места убежища не более 0,5 км.

85. При классификации спортивных парусных судов организация по классификации присваивает одну из следующих категорий плавания, учитывающих вероятные ветро-волновые условия плавания и удаленность от места убежища:

категория плавания 0 - присваивается спортивному парусному судну, предназначенному для плавания длительное время в неограниченном районе с вероятной силой ветра более 28 м/с и высотой волны h3% более 7 м, температурой воздуха или моря ниже 5 °C, способному осуществлять автономное плавание, противостоять штормовым условиям плавания, а также преодолевать последствия серьезной аварии без надежды на постороннюю помощь;

категория плавания 1 - присваивается спортивному парусному судну, предназначенному для плавания в открытом море вдали от берега с вероятной силой ветра более 28 м/с и высотой волны h3% более 7,0 м, способному осуществлять автономное плавание, противостоять штормовым условиям плавания, а также преодолевать последствия аварии без надежды на постороннюю помощь;

категория плавания 2 - присваивается спортивному парусному судну, предназначенному для плавания в акватории с вероятной силой ветра до 28 м/с и высотой волны до h3% = 7,0 м, с удалением от места убежища не более 200 морских миль, имеющему высокую степень автономности и обеспечивающему возможность экипажу самостоятельно осуществлять борьбу за живучесть;

категория плавания 3 - присваивается спортивному парусному судну, предназначенному для плавания в акватории с вероятной силой ветра до 24 м/с и высотой волны до h3% = 3,5 м, с удалением от места убежища не более 50 морских миль (92,6 км), обеспечивающему возможность экипажу самостоятельно осуществлять борьбу за живучесть;

категория плавания 4 - присваивается спортивному парусному судну, предназначенному для плавания в акватории с вероятной силой ветра до 21 м/с и высотой волны до h3% = 2,0 м, с удалением от места убежища не более 12 морских миль (22 км), обеспечивающему возможность экипажу самостоятельно осуществлять борьбу за живучесть;

категория плавания 5 - присваивается спортивному парусному судну, предназначенному для плавания в защищенной акватории с вероятной силой ветра до 17 м/с и высотой волны до h3% = 1,0 м, с удалением от места убежища не более 3 морских миль (5,5 км), обеспечивающему возможность экипажу самостоятельно осуществлять борьбу за живучесть;

категория плавания 6 - присваивается спортивному парусному судну, предназначенному для плавания в защищенной акватории с вероятной силой ветра до 17 м/с и высотой волны до h3% = 1,0 м, с удалением от места убежища не более 3 морских миль (5,5 км) при наличии судов обеспечения, способных оказать немедленную помощь.

Приложение N 1
к Положению о классификации
и об освидетельствовании
судов (п. 1),
утвержденному приказом
Минтранса России
от 14 апреля 2016 г. N 102

РАСЧЕТ ВАЛОВОЙ ВМЕСТИМОСТИ СУДНА

Валовая вместимость судов внутреннего плавания рассчитывается по формуле:

GT = V / 2,83,

где V - объем всех помещений судна, м3, определяемая путем их обмера или подсчитываемый по формуле:

,

где L и B - длина и ширина судна по конструктивной ватерлинии, м;

H - высота борта, м;

T - осадка судна по конструктивную ватерлинию, м;

- коэффициент полноты водоизмещения;

- коэффициент полноты конструктивной ватерлинии;

l, b, h - соответственно средние длина, ширина и высота надстроек или рубок, м.

В валовую вместимость не включаются объемы рулевой рубки, камбузов, туалетов, объемы, ограниченные комингсами световых люков, и сходных небольших (по объему не более 3 м3) рубок.

Валовая вместимость судов смешанного (река-море) плавания определяется в соответствии с правилами определения валовой и чистой вместимости судов, содержащимися в приложении N 1 к Международной конвенции по обмеру судов 1969 года <1>.

--------------------------------

<1> Конвенция вступила в силу для СССР 18 июля 1982 г., документ о принятии СССР Конвенции с оговорками сдан на хранение Генеральному секретарю Межправительственной морской консультативной организации 20 ноября 1969 г.

Приложение N 2
к Положению о классификации
и об освидетельствовании
судов (п. 83),
утвержденному приказом
Минтранса России
от 14 апреля 2016 г. N 102

ОГРАНИЧЕНИЯ
ПО УСЛОВИЯМ ЭКСПЛУАТАЦИИ В ЗАВИСИМОСТИ ОТ РАЗРЯДА
ВНУТРЕННЕГО ВОДНОГО БАССЕЙНА ДЛЯ МАЛОМЕРНЫХ СУДОВ ДЛИНОЙ
12 М И БОЛЕЕ, НЕ ИМЕЮЩИХ ВОДОНЕПРОНИЦАЕМЫХ ЗАКРЫТИЙ
ГРУЗОВЫХ И ПРОЧИХ ЛЮКОВ, РАСПОЛОЖЕННЫХ НА ОТКРЫТЫХ
УЧАСТКАХ ПАЛУБЫ НАДВОДНОГО БОРТА

Характеристика допустимых условий эксплуатации
Тип судна
Разряд внутреннего водного бассейна
М
О
Р
Л
Допустимая высота волны, м, не более
Моторные лодки
-
0,6
0,6
0,6
катера
1,2
1,0
0,6
0,6
Надводный борт, м, не менее, при длине судна, м:
до 7
Моторные лодки и катера
1,2
0,4
0,3
0,3
от 7 до 18
1,2
0,8
0,5
0,3
от 18 до 20
1,2
1,0
0,6
0,3
Скорость ветра, м/с, не более
Моторные лодки
-
7,0
6,0
6,0
катера
7,0
7,0
6,0
6,0
Удаление от берега, км, не более
Моторные лодки
-
1,5
1,5
1,5
катера
1,5
1,5
1,5
1,5
Удаление от места убежища, км, не более
Моторные лодки
-
2,0
2,0
2,0
катера
3,0
3,0
3,0
3,0