См. Документы Министерства транспорта Российской Федерации
МИНИСТЕРСТВО ТРАНСПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПРИКАЗ
от 4 октября 2012 г. N 368
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ
О ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ПОДСИСТЕМЕ ПОИСКОВОГО
И АВАРИЙНО-СПАСАТЕЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПОЛЕТОВ
ГРАЖДАНСКОЙ АВИАЦИИ ЕДИНОЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СИСТЕМЫ
ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ И ЛИКВИДАЦИИ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ
В соответствии с пунктом 4 Положения о единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2003 г. N 794 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 2, ст. 121; 2005, N 23, ст. 2269; 2006, N 41, ст. 4256; 2008, N 47, ст. 5481; 2009, N 12, ст. 1429, N 29, ст. 3688; 2010, N 37, ст. 4675, N 38, ст. 4825; 2011, N 7, ст. 979, ст. 981, N 14, ст. 1950; 2012, N 1, ст. 145, N 17, ст. 2009 <*>), приказываю:
--------------------------------
<*> Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 37, ст. 5002, N 44, ст. 6026, N 46, ст. 6336, N 48, ст. 6687.
Утвердить прилагаемое Положение о функциональной подсистеме поискового и аварийно-спасательного обеспечения полетов гражданской авиации единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Министр
М.Ю.СОКОЛОВ
Утверждено
приказом Минтранса России
от 4 октября 2012 г. N 368
ПОЛОЖЕНИЕ
О ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ПОДСИСТЕМЕ
ПОИСКОВОГО И АВАРИЙНО-СПАСАТЕЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПОЛЕТОВ
ГРАЖДАНСКОЙ АВИАЦИИ ЕДИНОЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СИСТЕМЫ
ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ И ЛИКВИДАЦИИ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ
I. Общие положения
1.1. Положение о функциональной подсистеме поискового и аварийно-спасательного обеспечения полетов гражданской авиации единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее - Положение) разработано в соответствии с Федеральным законом от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ "О защите населения и территории от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1994, N 35, ст. 3648; 2002, N 44, ст. 4294; 2004, N 35, ст. 3607; 2006, N 50, ст. 5284, N 52 (ч. I), ст. 5498; 2007, N 45, ст. 5418; 2009, N 1, ст. 17, N 19, ст. 2274, N 48, ст. 5717; 2010, N 21, ст. 2529, N 31, ст. 4192; 2011, N 1, ст. 24, ст. 54; 2012, N 14, ст. 1549) и постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2003 г. N 794 "О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 2, ст. 121; 2005, N 23, ст. 2269; 2006, N 41, ст. 4256; 2008, N 47, ст. 5481; 2009, N 12, ст. 1429, N 29, ст. 3688; 2010, N 37, ст. 4675, N 38, ст. 4825; 2011, N 7, ст. 979, ст. 981, N 14, ст. 1950; 2012, N 1, ст. 145, N 17, ст. 2009, N 37, ст. 5002, N 44, ст. 6026, N 46, ст. 6336, N 48, ст. 6687).
1.2. Настоящее Положение определяет назначение, цели, основные задачи, организацию, состав сил и средств функциональной подсистемы поискового и аварийно-спасательного обеспечения полетов гражданской авиации (далее - функциональная подсистема) единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, а также порядок их деятельности.
1.3. Контроль за соответствием установленным требованиям функциональной подсистемы осуществляет Федеральная служба по надзору в сфере транспорта.
II. Назначение, цели и основные задачи
функциональной подсистемы
2.1. Функциональная подсистема предназначена для организации и осуществления поискового и аварийно-спасательного обеспечения полетов (далее - ПАСОП) гражданской авиации:
поисково-спасательного обеспечения полетов (далее - ПСОП) гражданской авиации на всей территории Российской Федерации в целях поиска и спасания терпящих или потерпевших бедствие воздушных судов (далее - ВС), их пассажиров и экипажей;
аварийно-спасательного обеспечения полетов (далее - АСОП) гражданской авиации на аэродромах и в районе аэродромов.
2.2. Основными задачами функциональной подсистемы являются:
планирование мероприятий по организации ПАСОП гражданской авиации в Российской Федерации, разработке направлений по повышению его эффективности;
разработка и реализация комплекса мер, направленных на создание, подготовку и поддержание в готовности к применению сил и средств, осуществляющих ПАСОП гражданской авиации;
организация и осуществление поиска и спасания, включая аварийное оповещение, организацию и проведение поисково-спасательных работ, управление силами и средствами единой системы авиационно-космического поиска и спасания (далее - ЕС АКПС);
организация и проведение аварийно-спасательных работ (далее - АСР), направленных на спасание пассажиров и экипажей ВС, терпящих или потерпевших бедствие на аэродромах или в районе аэродромов.
III. Организация, состав сил и средств
функциональной подсистемы
3.1. Функциональная подсистема включает:
координационные органы;
постоянно действующие органы управления;
органы управления, силы и средства ЕС АКПС, осуществляющей ПСОП гражданской авиации на всей территории Российской Федерации;
органы управления, силы и средства организаций, осуществляющих аэропортовую деятельность (далее - аэропорты), организующих АСОП гражданской авиации на аэродромах и в районе аэродромов.
3.2. Координационными органами функциональной подсистемы являются:
на федеральном уровне - Комиссия Федерального агентства воздушного транспорта по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности;
на региональном уровне - комиссии территориальных органов Федерального агентства воздушного транспорта по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности;
на объектовом уровне - комиссии аэропортов по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности.
Компетенция комиссий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности, а также порядок принятия решений определяются положениями о них.
3.3. Постоянно действующими органами управления функциональной подсистемы являются:
на федеральном уровне - Федеральное агентство воздушного транспорта;
на региональном уровне - территориальные органы Федерального агентства воздушного транспорта;
на объектовом уровне - подразделения аэропортов, уполномоченные для решения задач в области АСОП гражданской авиации на аэродромах и в районе аэродромов.
3.4. Органами повседневного управления функциональной подсистемы являются:
на федеральном уровне - Главный авиационный координационный центр поиска и спасания;
на региональном уровне - авиационные координационные центры поиска и спасания;
на объектовом уровне - дежурно-диспетчерские (производственно-диспетчерские) службы аэропортов.
3.5. Состав органов управления ЕС АКПС и решаемые ими функциональные задачи определены Положением о единой системе авиационно-космического поиска и спасания в Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 23 августа 2007 г. N 538 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2007, N 35, ст. 4321; 2008, N 29 (ч. II), ст. 3525; 2009, N 51, ст. 6332) (далее - Положение о ЕС АКПС).
3.6. Состав сил и средств ЕС АКПС определен Положением о ЕС АКПС.
Требования к подготовке авиационного персонала органов и служб ЕС АКПС, а также авиационных сил и средств поиска и спасания к проведению поисково-спасательных операций (работ) в соответствии с подпунктом "а" пункта 9 Федеральных авиационных правил поиска и спасания в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 15 июля 2008 г. N 530 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, N 29 (ч. II), ст. 3525; 2009, N 51, ст. 6332; 2011, N 5, ст. 741) (далее - ФАП поиска и спасания), определяются Министерством транспорта Российской Федерации по согласованию с Министерством обороны Российской Федерации и Министерством промышленности и торговли Российской Федерации.
3.7. В режиме чрезвычайной ситуации, возникшей на ВС на аэродроме или в районе аэродрома, в аэропорту создается оперативный штаб. Оперативный штаб возглавляется руководителем аэропорта.
Оперативный штаб осуществляет управление деятельностью служб и подразделений аэропорта, направленной на ликвидацию чрезвычайных ситуаций.
Состав оперативного штаба и задачи, решаемые оперативным штабом, устанавливаются положением, утверждаемым руководителем аэропорта.
3.8. В аэропортах в целях оперативного реагирования на чрезвычайные ситуации, возникающие на ВС на территории и в районе аэродрома, создается аварийно-спасательное формирование (аварийно-спасательная команда) (далее - АСФ), оснащенное специальной техникой, оборудованием, снаряжением, инструментом и материалами.
Основной задачей АСФ аэропорта является проведение АСР на ВС, терпящих или потерпевших бедствие на аэродроме или в районе аэродрома.
3.9. АСФ аэропорта включает штатные расчеты пожарно-спасательной команды ведомственной пожарной охраны аэропорта и нештатные аварийно-спасательные расчеты, создаваемые из числа работников аэропорта и работников сторонних организаций, базирующихся на территории или в непосредственной близости от аэропорта, привлекаемых к проведению АСР на основании планов взаимодействия или договоров, заключаемых между аэропортом и вышеуказанными организациями в установленном порядке.
Привлечение работников, не являющихся спасателями, к участию в проведении АСР осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 22 августа 1995 г. N 151-ФЗ "Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 35, ст. 3503).
3.10. Руководство действиями АСФ аэропорта в режиме чрезвычайной ситуации осуществляет должностное лицо аэропорта, назначенное в качестве руководителя АСР.
3.11. В соответствии с Федеральным законом от 22 августа 1995 г. N 151-ФЗ "Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей" расчеты АСФ, непосредственно участвующие в проведении АСР, должны быть аттестованы.
Порядок проведения аттестации АСФ аэропортов определен Положением о проведении аттестации аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований, спасателей и граждан, приобретающих статус спасателя, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 22 декабря 2011 г. N 1091 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 2, ст. 280).
3.12. В аэропортах должна функционировать в постоянной готовности система оповещения о чрезвычайных ситуациях, возникших на ВС на аэродромах или в районе аэродромов.
3.13. Требования к оснащению помещений на аэродроме для экипажей поисково-спасательных воздушных судов, наземных поисково-спасательных команд и спасательных парашютно-десантных групп, перечень оборудования, аварийно-спасательного имущества и снаряжения для оснащения поисково-спасательных воздушных судов, наземных поисково-спасательных команд и спасательных парашютно-десантных групп в соответствии с подпунктами "г" и "в" пункта 9 ФАП поиска и спасания, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 15 июля 2008 г. N 530 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, N 29 (ч. II), ст. 3525; 2009, N 51, ст. 6332; 2011, N 5, ст. 741), определяются Министерством транспорта Российской Федерации по согласованию с Министерством обороны Российской Федерации и Министерством промышленности и торговли Российской Федерации.
IV. Порядок деятельности функциональной подсистемы
4.1. Порядок деятельности функциональной подсистемы устанавливается для:
органов управления, сил и средств, осуществляющих поиск и спасание терпящих или потерпевших бедствие ВС, их пассажиров и экипажей на всей территории Российской Федерации;
органов управления, сил и средств, осуществляющих АСОП гражданской авиации на аэродромах и в районе аэродромов.
4.2. Порядок деятельности органов управления, сил и средств, осуществляющих АСОП гражданской авиации, входящих в структуру аэропортов, предусматривает:
в режиме повседневной деятельности:
планирование и осуществление мероприятий по организации АСОП гражданской авиации;
создание, подготовку и поддержание в готовности сил и средств, осуществляющих АСОП гражданской авиации;
организацию обучения работников аэропортов, участвующих в организации и осуществлении АСОП гражданской авиации, к действиям при проведении АСР на ВС;
создание и поддержание в постоянной готовности системы оповещения о чрезвычайных ситуациях;
предоставление в установленном порядке информации о чрезвычайных ситуациях, в том числе возникших на ВС на территории и в районе аэродрома;
в режиме повышенной готовности:
приведение в готовность органов управления сил и средств, осуществляющих АСОП гражданской авиации;
уточнение планов действий в условиях складывающейся обстановки;
в режиме чрезвычайной ситуации:
оповещение расчетов АСФ аэропорта;
оповещение руководителей организаций, участвующих в соответствии с планами взаимодействия в проведении АСР на ВС;
оповещение органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, правоохранительных органов и специальных служб согласно табелю оповещения;
проведение АСР на ВС, терпящих или потерпевших бедствие на аэродроме или в районе аэродрома.
4.3. Планирование мероприятий по организации АСОП гражданской авиации на аэродромах и в районе аэродромов предусматривает разработку следующих документов:
плана мероприятий на случай возникновения чрезвычайных ситуаций на ВС на аэродроме и в районе аэродрома (аварийный план аэропорта);
оперативного плана тушения пожаров на ВС на аэродроме.
V. Организация взаимодействия
5.1. Взаимодействие с федеральными органами исполнительной власти, на которые в установленном порядке возложены обязанности по формированию и содержанию служб поиска и спасания, организуется в соответствии с ФАП поиска и спасания.
5.2. Международное сотрудничество по поиску и спасанию терпящих или потерпевших бедствие ВС, их пассажиров и экипажей осуществляется на основе соблюдения принципов и норм международного права.
5.3. Взаимодействие аэропортов с органами управления и организациями, входящими в состав территориальных подсистем соответствующих субъектов Российской Федерации, при осуществлении АСОП гражданской авиации устанавливается для режимов повседневной деятельности, повышенной готовности и чрезвычайной ситуации.
5.4. Взаимодействие для режима повседневной деятельности организуется на основании планов обеспечения готовности, согласованных взаимодействующими сторонами.
5.5. Взаимодействие для режимов повышенной готовности и чрезвычайной ситуации организуется при планировании мероприятий по АСОП гражданской авиации и отражается в документах, указанных в пункте 4.3 настоящего Положения.
VI. Финансовое обеспечение
6.1. Финансовое обеспечение функционирования функциональной подсистемы осуществляется за счет средств соответствующих бюджетов и собственников (пользователей) имущества в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Финансирование целевых программ по обеспечению функциональной подсистемы ПАСОП гражданской авиации единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
6.2. Выделение средств на финансирование мероприятий по ликвидации чрезвычайных ситуаций, связанных с ВС, потерпевшими бедствие, из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий осуществляется в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 13 октября 2008 г. N 750 "О порядке выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, N 42, ст. 4822; 2009, N 9, ст. 1123; 2010, N 34, ст. 4477; 2011, N 48, ст. 6935).