См. Документы Министерства транспорта Российской Федерации

МИНИСТЕРСТВО ТРАНСПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПРИКАЗ
от 3 марта 2025 г. N 67

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ
О ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ПОДСИСТЕМЕ ОРГАНИЗАЦИИ И КООРДИНАЦИИ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПОИСКОВЫХ И АВАРИЙНО-СПАСАТЕЛЬНЫХ СЛУЖБ
(КАК РОССИЙСКИХ, ТАК И ИНОСТРАННЫХ) ПРИ ПОИСКЕ
И СПАСАНИИ ЛЮДЕЙ И СУДОВ, ТЕРПЯЩИХ БЕДСТВИЕ НА МОРЕ
В ПОИСКОВО-СПАСАТЕЛЬНЫХ РАЙОНАХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ,
ЕДИНОЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СИСТЕМЫ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ
И ЛИКВИДАЦИИ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ

В соответствии с абзацем вторым пункта 4 Положения о единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2003 г. N 794, и Перечнем создаваемых федеральными органами исполнительной власти и государственными корпорациями функциональных подсистем единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, приведенным в приложении к Положению о единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2003 г. N 794, приказываю:

1. Утвердить прилагаемое Положение о функциональной подсистеме организации и координации деятельности поисковых и аварийно-спасательных служб (как российских, так и иностранных) при поиске и спасании людей и судов, терпящих бедствие на море в поисково-спасательных районах Российской Федерации, единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

2. Признать утратившим силу приказ Министерства транспорта Российской Федерации от 26 ноября 2007 г. N 169 "Об утверждении Положения о функциональной подсистеме организации и координации деятельности поисковых и аварийно-спасательных служб (как российских, так и иностранных) при поиске и спасании людей и судов, терпящих бедствие на море в поисково-спасательных районах Российской Федерации единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций" (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 20 декабря 2007 г., регистрационный N 10771).

Министр
Р.В.СТАРОВОЙТ

Утверждено
приказом Минтранса России
от 3 марта 2025 г. N 67

ПОЛОЖЕНИЕ
О ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ПОДСИСТЕМЕ ОРГАНИЗАЦИИ И КООРДИНАЦИИ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПОИСКОВЫХ И АВАРИЙНО-СПАСАТЕЛЬНЫХ СЛУЖБ
(КАК РОССИЙСКИХ, ТАК И ИНОСТРАННЫХ) ПРИ ПОИСКЕ
И СПАСАНИИ ЛЮДЕЙ И СУДОВ, ТЕРПЯЩИХ БЕДСТВИЕ НА МОРЕ
В ПОИСКОВО-СПАСАТЕЛЬНЫХ РАЙОНАХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ,
ЕДИНОЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СИСТЕМЫ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ
И ЛИКВИДАЦИИ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ

I. Общие положения

1. Настоящее Положение определяет цель, задачи, функции, организацию управления, состав сил и средств, режимы функционирования функциональной подсистемы организации и координации деятельности поисковых и аварийно-спасательных служб (как российских, так и иностранных) при поиске и спасании людей и судов, терпящих бедствие на море в поисково-спасательных районах Российской Федерации, единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций <1> (далее - функциональная подсистема).

--------------------------------

<1> Пункт 4 Положения о единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2003 г. N 794 (далее - Положение о РСЧС), абзац третий раздела "Минтранс России" приложения к Положению о РСЧС.

2. Правовыми основами деятельности функциональной подсистемы являются:

1) Федеральный закон от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера";

2) постановление Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2003 г. N 794 "О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций";

3) постановление Правительства Российской Федерации от 23 июля 2004 г. N 371 "Об утверждении Положения о Федеральном агентстве морского и речного транспорта";

4) постановление Правительства Российской Федерации от 25 ноября 2020 г. N 1928 "Об утверждении Правил осуществления взаимодействия федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и организаций при проведении поисковых и спасательных операций на море".

3. Функциональная подсистема действует на федеральном, региональном и объектовом уровнях.

4. Финансовое обеспечение деятельности функциональной подсистемы осуществляется за счет средств соответствующих бюджетов в соответствии с законодательством Российской Федерации <2>.

--------------------------------

<2> Абзац первый пункта 34 Положения о РСЧС.

II. Цель, задачи и функции функциональной подсистемы

5. Целью функциональной подсистемы является организация поисковых и спасательных операций по поиску и спасанию людей и судов, терпящих бедствие на море в поисково-спасательных районах Российской Федерации <3> и в акваториях морских портов.

--------------------------------

<3> Приложение к Правилам осуществления взаимодействия федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и организаций при проведении поисковых и спасательных операций на море, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 25 ноября 2020 г. N 1928 (далее - Правила N 1928).

6. Задачами функциональной подсистемы являются:

1) организация и координация деятельности поисковых и аварийно-спасательных служб (как российских, так и иностранных) при поиске и спасании людей, терпящих бедствие на море в поисково-спасательных районах Российской Федерации и в акваториях морских портов;

2) координация деятельности поисковых и аварийно-спасательных служб (как российских, так и иностранных) при поиске и спасании судов, терпящих бедствие на море в поисково-спасательных районах Российской Федерации и в акваториях морских портов, за исключением военных кораблей и военно-вспомогательных судов;

3) организация поиска и спасания людей и судов в акваториях морских портов <4>.

--------------------------------

<4> Пункт 7 статьи 11 Федерального закона от 8 ноября 2007 г. N 261-ФЗ "О морских портах в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".

7. Функциями функциональной подсистемы являются:

1) организация и проведение операций по поиску и спасанию людей и судов, терпящих бедствие на море в поисково-спасательных районах Российской Федерации и в акваториях морских портов;

2) обеспечение согласованности действий федеральных органов исполнительной власти, государственных корпораций, исполнительных органов субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций при поиске и спасании людей и судов, терпящих бедствие на море в поисково-спасательных районах Российской Федерации и в акваториях морских портов;

3) организация и проведение аварийно-спасательных, судоподъемных, подводно-технических (водолазных) и экспедиционных буксировочных работ;

4) предоставление информационных, консультационных и методических услуг в области аварийно-спасательных, судоподъемных, подводно-технических (водолазных) и экспедиционных буксировочных работ.

III. Организация, состав сил и средств
функциональной подсистемы

8. Для организации управления функциональной подсистемой на каждом уровне создаются координационный орган, постоянно действующие органы управления, органы повседневного управления, силы и средства, системы связи и оповещения органов управления и сил функциональной подсистемы.

9. Координационным органом функциональной подсистемы на федеральном уровне является комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности Росморречфлота <5>.

--------------------------------

<5> Абзац второй пункта 7 Положения о РСЧС.

10. Координационными органами функциональной подсистемы на региональном и объектовом уровнях являются комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности администраций морских портов (далее - АМП).

11. Постоянно действующими органами управления функциональной подсистемы являются:

1) на федеральном уровне - федеральное государственное бюджетное учреждение "Морская спасательная служба" (далее - ФГБУ "Морспасслужба");

2) на региональном уровне - АМП;

3) на объектовом уровне - службы капитанов морских портов.

12. Органами повседневного управления функциональной подсистемы являются:

1) на федеральном уровне - Главный морской спасательно-координационный центр ФГБУ "Морспасслужба";

2) на региональном уровне - морские спасательно-координационные центры (далее - МСКЦ) и морские спасательные подцентры (далее - МСПЦ) АМП;

3) на объектовом уровне (в акваториях морских портов) - капитаны морских портов.

13. К силам и средствам функциональной подсистемы относятся:

1) на федеральном уровне - силы и средства ФГБУ "Морспасслужба";

2) на региональном уровне - силы и средства:

Северного филиала ФГБУ "Морспасслужба";

Балтийского филиала ФГБУ "Морспасслужба";

Архангельского подразделения Балтийского филиала ФГБУ "Морспасслужба";

Калининградского филиала ФГБУ "Морспасслужба";

Азово-Черноморского филиала ФГБУ "Морспасслужба";

Каспийского филиала ФГБУ "Морспасслужба;

Приморского филиала ФГБУ "Морспасслужба";

Сахалинского филиала ФГБУ "Морспасслужба";

Камчатского филиала ФГБУ "Морспасслужба";

МСКЦ "Мурманск", МСКЦ "Санкт-Петербург", МСКЦ "Калининград", МСКЦ "Новороссийск", МСКЦ "Астрахань", МСКЦ "Владивосток", МСКЦ "Диксон" <6>;

--------------------------------

<6> Приложение к Правилам N 1928.

МСПЦ "Архангельск", МСПЦ "Тамань", МСПЦ "Керчь", МСПЦ "Севастополь", МСПЦ "Южно-Сахалинск", МСПЦ "Петропавловск-Камчатский", МСПЦ "Певек", МСПЦ "Тикси" <7>;

--------------------------------

<7> Приложение к Правилам N 1928.

3) на объектовом уровне - силы и средства служб капитанов морских портов.

14. Привлечение сил и средств функциональной подсистемы к проведению поисковых и спасательных операций на море осуществляется в соответствии с планами поисковых и спасательных операций на море в поисково-спасательных районах Российской Федерации <8>.

--------------------------------

<8> Пункт 4 Правил N 1928.

IV. Режимы функционирования функциональной подсистемы
и мероприятия, проводимые органами управления и силами

15. Деятельность органов управления и сил функциональной подсистемы осуществляется в режимах повседневной деятельности, повышенной готовности и чрезвычайной ситуации.

16. При отсутствии угрозы возникновения чрезвычайных ситуаций на море органы управления и силы функциональной подсистемы функционируют в режиме повседневной деятельности <9>.

--------------------------------

<9> Абзац первый пункта 24 Положения о РСЧС.

17. Решением руководителя Росморречфлота для органов управления и сил функциональной подсистемы устанавливается один из следующих режимов функционирования <10>:

--------------------------------

<10> Подпункты "а" и "б" пункта 24 Положения о РСЧС.

1) режим повышенной готовности - при угрозе возникновения чрезвычайных ситуаций;

2) режим чрезвычайной ситуации - при возникновении и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

18. При устранении обстоятельств, послуживших основанием для введения на территориях (акваториях) режима повышенной готовности или режима чрезвычайной ситуации, решением руководителя Росморречфлота установленные в соответствии с пунктом 17 настоящего Положения режимы функционирования для органов управления и сил функциональной подсистемы отменяются <11>.

--------------------------------

<11> Пункт 26 Положения о РСЧС.

19. Основными мероприятиями, проводимыми органами управления и силами функциональной подсистемы, являются <12>:

--------------------------------

<12> Пункт 28 Положения о РСЧС.

1) в режиме повседневной деятельности:

сбор, обработка и обмен информацией в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и обеспечения пожарной безопасности;

планирование действий органов управления и сил функциональной подсистемы, организация подготовки и обеспечения их деятельности;

руководство созданием, размещением, хранением и восполнением резервов материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций на море;

осуществление в пределах своих полномочий необходимых видов страхования;

2) в режиме повышенной готовности:

введение при необходимости круглосуточного дежурства руководителей и должностных лиц органов управления и сил функциональной подсистемы на стационарных пунктах управления;

непрерывный сбор, обработка и передача органам управления и силам функциональной подсистемы данных о прогнозируемых чрезвычайных ситуациях на море, информирование населения о чрезвычайных ситуациях на море;

приведение при необходимости сил и средств функциональной подсистемы в готовность к реагированию на чрезвычайные ситуации на море, формирование оперативных групп и организация выдвижения их в предполагаемые районы действий;

уточнение планов действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций на море и иных документов;

восполнение при необходимости резервов материальных ресурсов, созданных для ликвидации чрезвычайных ситуаций на море;

3) в режиме чрезвычайной ситуации:

оповещение руководителей Росморречфлота, иных федеральных органов исполнительной власти, исполнительных органов субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций, а также населения о возникших чрезвычайных ситуациях на море;

непрерывный сбор, анализ и обмен информацией об обстановке в зоне чрезвычайной ситуации на море и в ходе проведения работ по ее ликвидации.

V. Информационное взаимодействие функциональной подсистемы
в рамках РСЧС

20. Информационное взаимодействие функциональной подсистемы в рамках РСЧС осуществляется в соответствии с Порядком сбора и обмена в Российской Федерации информацией в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 24 марта 1997 г. N 334, Положением о системе и порядке информационного обмена в рамках единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, утвержденным приказом МЧС России от 26 августа 2009 г. N 496 (далее - Положение N 496) <13>, Инструкцией о сроках и формах представления информации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, утвержденной приказом МЧС России от 11 января 2021 г. N 2 <14>, а также регламентом информационного обмена для организации информационного взаимодействия <15>.

--------------------------------

<13> Зарегистрирован Минюстом России 15 октября 2009 г., регистрационный N 15039; с изменением, внесенным приказом МЧС России от 26 декабря 2019 г. N 784 (зарегистрирован Минюстом России 31 марта 2020 г., регистрационный N 57907).

<14> Зарегистрирован Минюстом России 15 марта 2021 г., регистрационный N 62744.

<15> Абзац первый пункта 9 Положения N 496.

21. Использование в функциональной подсистеме информации, содержащей сведения, составляющие государственную тайну, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственной тайне.

22. Использование в функциональной подсистеме служебной информации ограниченного распространения осуществляется в соответствии с Положением о порядке обращения со служебной информацией ограниченного распространения в федеральных органах исполнительной власти, уполномоченном органе управления использованием атомной энергии и уполномоченном органе по космической деятельности, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 3 ноября 1994 г. N 1233.

23. Обмен информацией с иностранными государствами осуществляется в соответствии с международными договорами <16>.

--------------------------------

<16> Абзац пятый пункта 22 Положения о РСЧС.