См. Документы Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации

МИНИСТЕРСТВО СТРОИТЕЛЬСТВА И ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО
ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПРИКАЗ
от 27 декабря 2021 г. N 1011/пр

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ МЕТОДИЧЕСКИХ РЕКОМЕНДАЦИЙ
ПО ОЦЕНКЕ СОСТОЯНИЯ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ СУБЪЕКТОВ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА ПРЕДМЕТ ПОКАЗАТЕЛЕЙ КАЧЕСТВА
ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ УСЛУГ ПОТРЕБИТЕЛЮ В СФЕРЕ ВОДО-,
ТЕПЛОСНАБЖЕНИЯ И ВОДООТВЕДЕНИЯ

В целях оказания содействия субъектам Российской Федерации по выработке системных решений в сфере модернизации систем коммунальной инфраструктуры, направленных на обеспечение их безопасной и эффективной эксплуатации, а также повышения надежности обеспечения потребителей коммунальными услугами надлежащего качества, приказываю:

1. Утвердить прилагаемые Методические рекомендации по оценке состояния муниципальных образований субъектов Российской Федерации на предмет показателей качества предоставления услуг потребителю в сфере водо-, теплоснабжения и водоотведения (далее - Методические рекомендации).

2. Государственной корпорации - Фонду содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства (далее - Фонд ЖКХ):

дополнить автоматизированную информационную систему "Реформа ЖКХ" инструментом для обеспечения возможности проведения оценки состояния муниципальных образований в автоматическом режиме в соответствии с Методическими рекомендациями не позднее 01 апреля 2022 года;

3. Рекомендовать ответственным органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации применять Методические рекомендации при оценке муниципальных образований, расположенных на их территории, с целью выявления систем водо-, теплоснабжения и водоотведения, нуждающихся в реконструкции (модернизации), а также выявления необходимости строительства новых систем водо-, теплоснабжения и водоотведения в целях повышения качества предоставляемых услуг потребителю.

Министр
И.Э.ФАЙЗУЛЛИН

Утверждены
приказом Министерства строительства
и жилищно-коммунального хозяйства
Российской Федерации
от 27 декабря 2021 г. N 1011/пр

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО ОЦЕНКЕ СОСТОЯНИЯ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ СУБЪЕКТОВ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА ПРЕДМЕТ ПОКАЗАТЕЛЕЙ КАЧЕСТВА
ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ УСЛУГ ПОТРЕБИТЕЛЮ В СФЕРЕ ВОДО-,
ТЕПЛОСНАБЖЕНИЯ И ВОДООТВЕДЕНИЯ

1. Общие положения.

1.1. Настоящие методические рекомендации разработаны в целях оказания содействия Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, Фонду содействия реформирования жилищно-коммунального хозяйства, действующему на основании Федерального закона от 21 июля 2007 г. N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" (далее - Фонд ЖКХ), уполномоченным органам субъекта Российской Федерации по выявлению в субъектах Российской Федерации муниципальных образований, в которых необходимо проведение работ по реконструкции (модернизации) и (или) строительству новых систем водо-, теплоснабжения и водоотведения (ресурсоснабжения).

Настоящие методические рекомендации могут быть применены на этапе принятия решения о выделении бюджетных и (или) внебюджетных средств.

1.2. В настоящих методических рекомендациях изложены основные подходы, качественные характеристики и показатели, рекомендуемые к применению при оценке состояния муниципальных образований субъектов Российской Федерации (далее - потребители), на предмет показателей качества предоставления услуг потребителю в сфере водо-, теплоснабжения и водоотведения.

Состояние муниципальных образований субъектов Российской Федерации на основании данных о показателях качества предоставления услуг потребителю в сфере водо-, теплоснабжения и водоотведения рекомендуется оценивать в соответствии с порядком, утверждаемым решением правления Фонда ЖКХ по согласованию с Минстроем России.

1.3. Методические рекомендации направлены на решение следующих задач:

определение фактических значений обеспеченности муниципального образования качественными услугами водо-, теплоснабжения и водоотведения;

определение фактических значений показателей качества очистки сточных вод, сбрасываемых в бассейн водного объекта;

определение фактических значений аварийности на системах водо-, теплоснабжения и водоотведения;

определение экономической составляющей муниципального образования в сфере водо-, теплоснабжения и водоотведения;

определение наличия свободной мощности водозаборных сооружений, очистных сооружений канализации, источников тепловой энергии.

2. Рекомендации по определению субъектов и участников оценки состояния муниципальныхоб разований.

В качестве субъектов оценки состояния муниципальных образований рекомендуется рассматривать:

- Минстрой России;

- Фонд ЖКХ;

- органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, курирующие данное направление.

В качестве участников оценки состояния муниципальных образований рекомендуется рассматривать:

- органы местного самоуправления муниципальных образований, курирующие данные направления;

- ресурсоснабжающие организации, осуществляющие свою деятельность в сфере водо-, теплоснабжения и водоотведения, расположенные на территории соответствующих муниципальных образований;

- специализированные и иные организации, привлекаемые органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации к участию в оценке состояния объектов водоснабжения, теплоснабжения и водоотведения.

3. В целях проведения анализа состояния муниципальных образований на предмет обеспеченности населения качественными услугами водо-, теплоснабжения и водоотведении рекомендуется определять следующие сведения:

- общую численность населения муниципального образования, чел.;

- для систем водоснабжения: численность населения, обеспеченного питьевой водой из централизованной системы водоснабжения, в том числе качественной или некачественной, чел.; численность населения, обеспеченного питьевой водой из нецентрализованной системы водоснабжения, в том числе качественной или некачественной, чел.; численность населения, обеспеченного привозной водой, в том числе качественной или некачественной, чел., доля населения, обеспеченного качественной питьевой водой, %;

- для систем водоотведения: общая численность населения, охваченного услугами централизованного водоотведения, чел.; численность населения, не охваченного услугами централизованного водоотведения, в том числе численность населения, обеспеченного вывозом жидких бытовых отходов, чел.; объем отведенных сточных вод, тыс. м3, в том числе объем отведенных загрязненных сточных вод (без очистки), тыс. м3, объем отведенных загрязненных сточных вод (недостаточно очищенных - с превышением норматива допустимого сброса), тыс. м3, объем нормативно очищенных вод (с соблюдением норматива допустимого сброса), тыс. м3, доля населения охваченная услугами централизованного водоотведения, %, доля сточных вод, очищенных до нормативных значений, %;

- для системы теплоснабжения: численность населения, обеспеченного централизованным теплоснабжением, в том числе соответствующим и несоответствующим нормативному качеству, чел., доля населения, обеспеченного качественной услугой теплоснабжения, %.

4. В целях проведения анализа ситуации в муниципальных образованиях на предмет аварийности на системах водо-, теплоснабжения и водоотведения рекомендуется определять следующие сведения:

- удельный показатель аварийности муниципального образования, человеко-час, который учитывает численность населения, чел., недополучившего услугу в период аварии или инцидента, по каждому происшествию за отчетный период и длительность восстановления ресурсоснабжения, час., по каждому происшествию за отчетный период;

- удельный показатель аварийности в расчете на одного жителя муниципального образования, человеко-час, который учитывает численность населения, чел., недополучившего услугу в период аварии или инцидента, по каждому происшествию за отчетный период, длительность восстановления ресурсоснабжения, час., по каждому происшествию за отчетный период, а также общую численность населения муниципального образования, чел.

5. В целях проведения анализа оценки экономической составляющей муниципального образования в сфере водо-, теплоснабжения и водоотведения рекомендуется определять следующие сведения:

- тип источника (только для системы водоснабжения): поверхностный либо подземный;

- полезный отпуск услуги (для водо-, теплоснабжения), тыс. м3; тыс. Гкал;

- объем реализации услуг водоотведения (для водоотведения), тыс. м3;

- выручку ресурсоснабжающих организаций от оказываемых услуг, тыс. руб.;

- размер субсидии на возмещение РСО недополученных доходов за оказанные услуги, тыс. руб.;

- среднее значение стоимости ресурса, руб., в том числе среднее значение стоимости ресурса по субъекту Российской Федерации.

6. В целях определения наличия свободной мощности объектов водо-, теплоснабжения и водоотведения, и потребностей в их увеличении рекомендуется определять следующие сведения:

- отношение разницы между параметрами проектной и фактической мощности водозаборных сооружений - для сферы водоснабжения, очистных сооружений канализации - для сферы водоотведения, источников тепловой энергии - для сферы теплоснабжения, к их проектной мощности, тыс. м3/сут., Гкал/час., %.

7. Рекомендации к порядку формирования сводной информации, необходимой для оценки муниципальных образований.

Сводная информация, необходимая для оценки муниципальных образований, формируется в автоматизированной информационной системе (далее - АИС) "Реформа ЖКХ" <1> на основании данных, ранее внесенных субъектами Российской Федерации в АИС "Реформа ЖКХ" в порядке, определяемом Минстроем России. Рекомендуемые формы, в которых может быть изложена информация для проведения оценки состояния муниципальных образований в сферах водо-, теплоснабжения и водоотведения, приведены в приложениях N 1, 2 и 3 к настоящим методическим рекомендациям.

--------------------------------

<1> АИС "Реформа ЖКХ" размещена в сети Интернет по адресу ais.reformagkh.ru, разработана, обслуживается и используется Фондом ЖКХ для формирования сводных аналитических отчетов, для публикации в сети Интернет и представления в Минстрой России информации, в том числе о состоянии объектов систем водоснабжения.

При формировании сводной информации в отношении конкретного муниципального образования учитываются объекты всех централизованных и нецентрализованных систем водоснабжения, водоотведения, централизованных систем теплоснабжения, обеспечивающие предоставление соответствующих коммунальных услуг населению такого муниципального образования.

8. В 2021 году при проведении оценки состояния муниципальных образований на предмет показателей качества предоставления услуг потребителю в сфере водо-, теплоснабжения и водоотведения рекомендуется использовать сведения, указанные в пунктах 3, 5 и 6 настоящих методических рекомендаций:

- для систем водоснабжения: по субъектам Российской Федерации, участвующим в федеральном проекте "Чистая вода", результаты последней оценки состояния централизованных систем водоснабжения которой внесены в АИС "Реформа ЖКХ", кроме значений выручки ресурсоснабжающей организации от оказываемой услуги, тыс. руб., и размера субсидии на возмещение ресурсоснабжающей организации недополученных доходов за оказанные услуги, тыс. руб.;

по субъектам Российской Федерации, не принимающим участие в федеральном проекте "Чистая вода", по данным на начало календарного года согласно полученной информации от территориального органа Федеральной службы государственной статистики (Росстата);

- для систем водоотведения:

по субъектам Российской Федерации, принимающим участие в федеральном проекте "Оздоровление Волги", результаты последней оценки состояния систем очистки сточных вод, сбрасываемых в реку Волгу, которой внесены в АИС "Реформа ЖКХ", кроме значений показателя выручки ресурсоснабжающей организации от оказываемой услуги, тыс. руб., и размера субсидии на возмещение ресурсоснабжающей организации недополученных доходов за оказанные услуги, тыс. руб.;

по субъектам Российской Федерации, не принимающим участие в федеральном проекте "Оздоровление Волги", по данным на начало календарного года согласно полученной информации от территориального органа Росстата;

- для систем теплоснабжения:

по данным на начало календарного года согласно информации территориального органа Росстата и по данным, представленным уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации;

- о выручке ресурсоснабжающей организации от оказываемой услуги, тыс. руб., и размера субсидии на возмещение ресурсоснабжающей организации недополученных доходов за оказанные услуги по:

информации о договорах, заключенных ресурсоснабжающими организациями с потребителями;

данным бухгалтерского и статистического учета ресурсоснабжающих организаций;

данным автоматизированной системы учета использования ресурсов ресурсоснабжающими организациями (при наличии);

данным иной экономической и технической документации ресурсоснабжающих организаций.

9. В 2022 году и в последующие годы при проведении оценки состояния муниципальных образований на предмет показателей качества предоставления услуг потребителю в сфере водо-, теплоснабжения и водоотведения рекомендуется использовать сведения, указанные в пунктах 3, 5 и 6 настоящих методических рекомендаций, по данным оценки состояния систем водо-, теплоснабжения и водоотведения, внесенные в АИС "Реформа ЖКХ".

10. Сведения, указанные в пункте 4 настоящих методических рекомендаций, рекомендуется принимать по данным фактического учета аварий и инцидентов на объекте жилищно-коммунального хозяйства, вносимым в АИС "Реформа ЖКХ".

Приложение N 1
к Методическим рекомендациям
по оценке муниципальных образований,
утвержденных приказом
Министерства строительства
и жилищно-коммунального хозяйства
от "__" ________ 2021 года N ___

Сводная форма ВС.
Ключевые показатели оценки состояния
систем водоснабжения муниципальных образований

N п/п
Наименование муниципального образования
Общая численность населения муниципального образования
Численность населения, обеспеченная питьевой водой
Доля населения, обеспеченного качественной питьевой водой
Удельный показатель аварийности МО
Удельный показатель аварийности в расчете на 1 жителя МО
Тип источника
Полезный отпуск услуги потребителю
Выручка ресурсоснабжающей организации от оказания услуг водоснабжения (поставка ресурса потребителю)
Объем субсидии на возмещение РСО недополученных доходов за оказанные услуги
Среднее значение стоимости ресурса (услуги) для потребителя
Проектная мощность существующих водозаборных сооружений
Фактическая мощность существующих водозаборных сооружений
Наличие свободной мощности водозаборных сооружений
из ЦСВ
из не ЦСВ
привозная вода
Качественная
Некачественная
Качественная
Некачественная
Качественная
Некачественная
чел.
чел.
чел.
чел.
чел.
чел.
чел.
%
чел*час.
чел*час.
тыс.м3
тыс.руб.
тыс.руб.
руб./м3
тыс.м3/сут.
тыс.м3/сут.
%
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
ИТОГО
Руководитель уполномоченного органа государственной власти субъекта Российской Федерации
М.П.

Приложение N 2
к Методическим рекомендациям
по оценке муниципальных образований,
утвержденных приказом
Министерства строительства
и жилищно-коммунального хозяйства
от "__" ________ 2021 года N ___

Сводная форма ВО.
Ключевые показатели оценки состояния
систем водоотведения муниципальных образований

N п/п
Наименование муниципального образования
Общая численность населения муниципального образования
Численность населения охваченного услугами централизованного водоотведения
Численность населения не охваченного услугами централизованного водоотведения
Доля населения охваченная услугами централизованного водоотведения
Объем отведенных сточных вод
Доля сточных вод, очищенных до нормативных значений
Удельный показатель аварийности МО
Удельный показатель аварийности в расчете на 1 жителя МО
Объем реализации услуг водоотведения
Выручка ресурсоснабжающей организации от оказания услуг водоотведения (услуга потребителя)
Объем субсидии на возмещение РСО недополученных доходов за оказанные услуги
Среднее значение стоимости ресурса (услуги) для потребителя
Проектная мощность существующих очистных сооружений канализации
Фактическая мощность существующих очистных сооружений канализации
Наличие свободной мощности очистных сооружений канализации
Всего
Загрязненных вод (без очистки)
Загрязненных вод (недостаточно очищенных - с превышением норматива допустимого сброса)
Нормативно очищенных вод (с соблюдением норматива допустимого сброса)
Всего
в том числе численность населения, обеспеченного вывозом жидких бытовых отходов
чел.
чел.
чел.
чел.
%
тыс.м3
тыс.м3
тыс.м3
тыс.м3
%
чел*час.
чел*час.
тыс.м3
тыс.руб.
тыс.руб.
руб./м3
тыс.м3/сут.
тыс.м3/сут.
%
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
ИТОГО
Руководитель уполномоченного органа государственной власти субъекта Российской Федерации
М.П.
Ф.И.О

Приложение N 3
к Методическим рекомендациям
по оценке муниципальных образований,
утвержденных приказом
Министерства строительства
и жилищно-коммунального хозяйства
от "__" _________ 2021 года N __

Сводная форма ТС.
Ключевые показатели оценки состояния
систем теплоснабжения муниципальных образований <1>

N п/п
Наименование муниципального образования
Общая численность населения МО
Численность населения, обеспеченного централизованным теплоснабжением
Доля населения, обеспеченного качественной услугой теплоснабжения
Удельный показатель аварийности МО
Удельный показатель аварийности в расчете на 1 жителя МО
Объем полезного отпуска тепловой энергии потребителям
Выручка теплоснабжающей организации от оказания услуг теплоснабжения (поставки ресурса) потребителям
Объем субсидии на возмещение РСО недополученных доходов за оказанные услуги
Среднее значение стоимости ресурса (услуги) для потребителя
Среднее значение стоимости ресурса (услуги) для потребителя по субъекту РФ
Проектная мощность существующих источников тепловой энергии
Фактическая мощность существующих источников тепловой энергии
Наличие свободной мощности источников тепловой энергии
Всего
в т.ч.:
соответствующим нормативному качеству
НЕ соответствующим нормативному качеству
чел.
чел.
чел.
чел.
%
чел*час.
чел*час.
тыс.Гкал
тыс.руб.
тыс.руб.
руб./Гкал
руб./Гкал
Гкал/час.
Гкал/час.
%
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
ИТОГО
Руководитель уполномоченного органа государственной власти субъекта Российской Федерации
Ф.И.О