См. Документы Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации
МИНИСТЕРСТВО СТРОИТЕЛЬСТВА И ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО
ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПРИКАЗ
от 15 декабря 2021 г. N 935/пр
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ
ОБ ОРГАНИЗАЦИИ И ОСУЩЕСТВЛЕНИИ ВНУТРЕННЕГО ФИНАНСОВОГО
АУДИТА И ВНУТРЕННЕГО ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ В МИНИСТЕРСТВЕ
СТРОИТЕЛЬСТВА И ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
В соответствии с подпунктом 13 пункта 1 статьи 158 и пункта 5 статьи 160.2-1 Бюджетного кодекса Российской Федерации приказываю:
1. Утвердить прилагаемое Положение об организации и осуществлении внутреннего финансового аудита и внутреннего финансового контроля в Министерстве строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации.
2. Признать утратившими силу приказы Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации:
а) от 31 декабря 2020 г. N 931/пр "Об организации и осуществлении внутреннего финансового аудита в Министерстве строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации";
б) от 15 июля 2021 г. N 472/пр "О внесении изменений в Положение об организации и осуществлении внутреннего финансового аудита в Министерстве строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, утвержденное приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 31 декабря 2020 г. N 931/пр".
3. Контроль за исполнением настоящего приказа оставляю за собой.
Министр
И.Э.ФАЙЗУЛЛИН
Утверждено
приказом Министерства строительства
и жилищно-коммунального хозяйства
от 15 декабря 2021 г. N 935/пр
ПОЛОЖЕНИЕ
ОБ ОРГАНИЗАЦИИ И ОСУЩЕСТВЛЕНИИ ВНУТРЕННЕГО
ФИНАНСОВОГО АУДИТА И ВНУТРЕННЕГО ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ
В МИНИСТЕРСТВЕ СТРОИТЕЛЬСТВА И ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО
ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
I. Общие положения
1.1. Положение об организации и осуществлении внутреннего финансового аудита и внутреннего финансового контроля в Министерстве строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации (далее - Положение) разработано в целях обеспечения осуществления внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита в Министерстве строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации (далее - Министерство).
Внутренний финансовый аудит в Министерстве осуществляется в соответствии с федеральными стандартами внутреннего финансового аудита, установленными Министерством финансов Российской Федерации (далее - федеральные стандарты).
Термины и их определения, используемые в Положении, применяются в том же значении, в котором они приведены в федеральных стандартах.
Внутренний финансовый контроль в Министерстве осуществляется в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации и федеральными стандартами бюджетного (бухгалтерского) учета, установленными Министерством финансов Российской Федерации.
1.2. Внутренний финансовый аудит в Министерстве осуществляется на основе функциональной независимости, выражающейся в наделении структурного подразделения Министерства, не принимающего участия в организации и выполнении операций (действий) по выполнению бюджетных процедур, полномочиями по осуществлению внутреннего финансового аудита.
1.3. Внутренний финансовый аудит в Министерстве осуществляется структурным подразделением Министерства, уполномоченным на осуществление внутреннего финансового аудита (далее - субъект внутреннего финансового аудита). Субъект внутреннего финансового аудита определяется приказом Министерства.
1.4. Субъект внутреннего финансового аудита в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, Бюджетным кодексом Российской Федерации, иными законодательными актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, а также нормативными правовыми актами и методическими рекомендациями федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере бюджетной деятельности и бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности и прочее.
1.5. При осуществлении внутреннего финансового аудита субъект внутреннего финансового аудита подчиняется Министру строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации (далее - Министр).
II. Планирование и проведение внутреннего финансового аудита
2.1. Внутренний финансовый аудит осуществляется посредством проведения плановых и внеплановых аудиторских мероприятий.
2.2. Плановое аудиторское мероприятие проводится на основе плана проведения аудиторских мероприятий на очередной финансовый год, утверждаемого Министром.
2.3. План проведения аудиторских мероприятий (далее - План) утверждается до начала очередного финансового года. Рекомендуемый образец Плана приведен в приложении N 1 к Положению.
2.4. Решение о внесении изменений в План принимается Министром по предложению руководителя субъекта внутреннего финансового аудита.
2.5. Проведение планового аудиторского мероприятия оформляется служебной запиской за подписью руководителя субъекта внутреннего финансового аудита и направляется руководителю субъекта бюджетных процедур, в отношении которых проводится аудиторское мероприятие, не позднее 5 рабочих дней до начала проведения аудиторского мероприятия.
2.6. Служебная записка о проведении аудиторского мероприятия должна содержать информацию о сроках проведения аудиторского мероприятия, составе аудиторской группы, программе аудиторского мероприятия.
2.7. Внеплановые аудиторские мероприятия проводятся на основании решения Министра. Решение оформляется приказом Министерства, в котором указываются тема, даты начала и окончания указанного мероприятия, субъект бюджетных процедур, состав аудиторской группы.
2.8. Приказ о проведении внепланового аудиторского мероприятия направляется субъектом внутреннего финансового аудита субъектам бюджетных процедур, в отношении которых проводится внеплановое аудиторское мероприятие, не позднее 5 рабочих дней со дня его принятия.
2.9. Датой начала планового аудиторского мероприятия является дата, указанная в служебной записке о проведении аудиторского мероприятия. Датой окончания планового аудиторского мероприятия является дата подписания должностным лицом (федеральным государственным гражданским служащим) субъекта внутреннего финансового аудита заключения по результатам аудиторского мероприятия (далее - заключение).
2.10. Датой начала внепланового аудиторского мероприятия является дата, указанная в приказе Министерства о проведении аудиторского мероприятия. Датой окончания внепланового аудиторского мероприятия является дата подписания должностным лицом (федеральным государственным гражданским служащим) субъекта внутреннего финансового аудита заключения по результатам аудиторского мероприятия.
2.11. Аудиторское мероприятие проводится в соответствии с программой аудиторского мероприятия (далее - Программа), которая утверждается руководителем субъекта внутреннего финансового аудита. Рекомендуемый образец Программы приведен в приложении N 2 к Положению.
Руководитель субъекта внутреннего финансового аудита утверждает программу аудиторского мероприятия в срок не позднее 5 рабочих дней до даты начала проведения аудиторского мероприятия.
2.12. Руководителем субъекта внутреннего финансового аудита при необходимости могут вноситься изменения в Программу.
В случае внесения изменений в Программу в ходе осуществления аудиторского мероприятия измененная Программа направляется субъектом внутреннего финансового аудита субъекту бюджетных процедур.
2.13. Для проведения аудиторского мероприятия формируется аудиторская группа.
2.14. Численность аудиторской группы определяется исходя из целей аудиторского мероприятия, сроков проведения аудиторского мероприятия, а также вопросов, подлежащих изучению в ходе проведения аудиторского мероприятия.
2.15. Не допускается проведение аудиторского мероприятия одним должностным лицом (федеральным государственным гражданским служащим) субъекта внутреннего финансового аудита.
2.16. Руководитель субъекта внутреннего финансового аудита исходя из вопросов, подлежащих изучению в ходе проведения аудиторского мероприятия, и компетентности должностных лиц (федеральных государственных гражданских служащих) субъекта внутреннего финансового аудита, имеет право привлекать к проведению аудиторского мероприятия должностных лиц Министерства и (или) экспертов, а также включать привлеченных лиц в состав аудиторской группы, по согласованию с руководителями соответствующих структурных подразделений Министерства и организаций.
2.17. В аудиторском мероприятии не имеют права принимать участие:
должностные лица (федеральные государственные гражданские служащие) субъекта внутреннего финансового аудита, состоящие в родстве или свойстве с субъектами бюджетных процедур;
должностные лица (федеральные государственные гражданские служащие) субъекта внутреннего финансового аудита, если они в проверяемом периоде осуществляли или принимали участие в осуществлении операций (действий) по выполнению бюджетной процедуры.
2.18. Привлекаемым экспертам обеспечивается доступ к рабочей документации аудиторского мероприятия в части, их касающейся.
2.19. Привлекаемые эксперты обязаны использовать, полученные в ходе проведения аудиторского мероприятия, материалы, информацию и документацию только в целях проведения аудиторского мероприятия, к которой они привлечены.
Привлекаемые эксперты не вправе разглашать сведения, которые стали им известны в связи с проведением аудиторского мероприятия, копировать и распространять полученные в ходе аудиторского мероприятия материалы, информацию и документацию.
2.20. Результаты работы эксперта оформляется отдельной аналитической запиской, подписанной экспертом.
Аналитическая записка включается в рабочую документацию аудиторского мероприятия, а также по решению руководителя субъекта внутреннего финансового аудита экспертная оценка, содержащаяся в аналитической записке, может отражаться в заключении.
2.21. Субъект внутреннего финансового аудита вправе запросить документы и информацию, необходимые для проведения аудиторского мероприятия, а также доступ к электронным базам данных, которые должностные лица (федеральные государственные гражданские служащие) субъекта бюджетных процедур должны представить аудиторской группе.
2.22. Рабочая документация аудиторского мероприятия может вестись и храниться в электронном виде и (или) на бумажных носителях.
2.23. Рабочая документация подтверждает, что объекты внутреннего финансового аудита исследованы в соответствии с Программой этого аудиторского мероприятия; собраны аудиторские доказательства (документы, данные, информация), достаточные и уместные для обоснования выводов, рекомендаций и формирования заключения по результатам проведенного аудиторского мероприятия.
2.24. Рабочая документация формируется до окончания аудиторского мероприятия.
2.25. Рабочая документация аудиторских мероприятий хранится субъектом внутреннего финансового аудита не менее 5 лет.
III. Составление и представление заключения. Представление
и рассмотрение возражений и предложений по результатам
проведенных аудиторских мероприятий
3.1. По результатам аудиторского мероприятия составляется заключение.
3.2. По решению руководителя субъекта внутреннего финансового аудита могут быть отражены промежуточные и предварительные результаты аудиторского мероприятия, в том числе в форме аналитических записок, направляемых субъектам бюджетных процедур.
Аналитические записки являются частью заключения и содержат информацию об отдельных результатах аудиторского мероприятия.
3.3. Заключение должно содержать следующую информацию:
а) тему аудиторского мероприятия;
б) описание выявленных нарушений и (или) недостатков (в случае их выявления), а также их причин и условий;
в) описание выявленных бюджетных рисков, в том числе не включенных ранее в реестр бюджетных рисков, причин и возможных последствий реализации этих бюджетных рисков, а также рисков, остающихся после реализации мер по минимизации (устранению) бюджетных рисков и по организации внутреннего финансового контроля (далее - значимые остаточные бюджетные риски);
г) выводы о достижении целей осуществления внутреннего финансового аудита, установленных пунктом 2 статьи 160.2-1 Бюджетного кодекса Российской Федерации и (или) Программой, включая один или несколько из следующих выводов:
о степени надежности внутреннего финансового контроля;
о достоверности бюджетной отчетности, в том числе о наличии фактов и (или) признаков, влияющих на достоверность бюджетной отчетности и соответствие порядка ведения бюджетного учета единой методологии бюджетного учета, составления, представления и утверждения бюджетной отчетности;
о качестве исполнения бюджетных полномочий главного администратора (администратора) бюджетных средств, в том числе о достижении главным администратором (администратором) бюджетных средств значений, включая целевые значения, показателей качества финансового менеджмента, определенных в соответствии с порядком проведения мониторинга качества финансового менеджмента, предусмотренным пунктом 7 статьи 160.2-1 Бюджетного кодекса Российской Федерации;
д) предложения и рекомендации о повышении качества финансового менеджмента, в том числе предложения по мерам минимизации (устранения) бюджетных рисков и по организации внутреннего финансового контроля;
е) дату подписания заключения;
ж) должность, фамилию и инициалы, подпись руководителя аудиторской группы;
з) должность, фамилию и инициалы, подпись руководителя субъекта внутреннего финансового аудита.
Рекомендуемый образец заключения приведен в приложении N 3 к Положению.
3.4. Дата подписания заключения является датой окончания аудиторского мероприятия.
3.5. Субъект внутреннего финансового аудита направляет подписанный экземпляр заключения субъекту бюджетных процедур в течение 3 рабочих дней после подписания заключения посредством системы электронного документооборота.
3.6. Субъект бюджетных процедур обязан ознакомиться с заключением в течение 5 рабочих дней со дня его получения.
3.7. При наличии возражений и предложений по заключению субъект бюджетных процедур вправе направить их в письменной форме субъекту внутреннего финансового аудита в срок, установленный пунктом 3.6 Положения.
Возражения и предложения по заключению должны содержать ссылки на нормативные акты. Документы, подтверждающие изложенные доводы, необходимо приложить к возражениям и предложениям по заключению, если ранее они не направлялись субъекту внутреннего финансового аудита.
3.8. Если от субъекта бюджетных процедур не поступили возражения и предложения по заключению в течение срока, указанного в пункте 3.6 Положения, заключение считается согласованным субъектом бюджетных процедур без возражений.
3.9. Руководитель субъекта внутреннего финансового аудита рассматривает проект заключения, письменные возражения и предложения субъектов бюджетных процедур, являющихся руководителями структурных подразделений главного администратора (администратора) бюджетных средств, к проекту заключения (при наличии), осуществляет контроль полноты отражения результатов проведения аудиторского мероприятия и при необходимости вносит корректировки в проект заключения.
3.10. Руководитель субъекта внутреннего финансового аудита представляет подписанный экземпляр заключения Министру с указанием основных выводов и предложений необходимых для принятия решений, указанных в пункте 3.12 Положения, в течение 15 рабочих дней с даты подписания заключения.
3.11. Министр рассматривает заключение и принимает одно или несколько решений, предусмотренных федеральными стандартами, направленных на повышение качества финансового менеджмента, с указанием сроков их выполнения.
Указанные решения утверждаются письменным поручением (в том числе в форме резолюций), поручением, оформляемым протоколом совещания, в том числе данные в системе электронного документооборота Министерства.
3.12. Министром могут быть приняты следующие решения:
а) о реализации субъектами бюджетных процедур выводов, предложений и рекомендаций субъекта внутреннего финансового аудита (полностью или частично);
б) о недостаточной обоснованности аудиторских выводов, предложений и рекомендаций (полностью или частично);
в) об обеспечении надежного внутреннего финансового контроля, включая организацию внутреннего финансового контроля и применение контрольных действий, позволяющих минимизировать бюджетные риски и предупреждать (не допускать) нарушения и (или) недостатки;
г) об изменении (актуализации) правовых актов главного администратора (администратора) бюджетных средств, в том числе в целях совершенствования организации (обеспечения выполнения), выполнения бюджетных процедур, а также способов и сроков совершения операций (действий) по выполнению бюджетных процедур;
д) об установлении требований к доведению до должностных лиц Министерства информации, необходимой для правомерного совершения операций (действий) по выполнению бюджетных процедур;
е) о необходимости уточнения прав доступа пользователей (субъектов бюджетных процедур) к базам данных, вводу и выводу информации из прикладных программных средств и информационных ресурсов, обеспечивающих исполнение бюджетных полномочий Министерства (осуществление операций (действий) по выполнению бюджетных процедур), а также уточнения регламента взаимодействия пользователей с информационными ресурсами;
ж) о необходимости уточнения прав субъектов бюджетных процедур по формированию финансовых и первичных учетных документов, а также прав доступа к регистрам бюджетного учета;
з) о совершенствовании информационного и управленческого взаимодействия между субъектами бюджетных процедур, а также структурными подразделениями Министерства при организации (обеспечении выполнения), выполнении бюджетной процедуры и (или) операций (действий) по выполнению бюджетной процедуры;
и) о совершенствовании информационного взаимодействия между Министерством и юридическими лицами (организациями), которым переданы отдельные полномочия главного администратора (администратора) бюджетных средств, в том числе бюджетные полномочия, полномочия государственного (муниципального) заказчика и полномочия, указанные в пункте 6 статьи 264.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации;
к) об установлении (уточнении) в положениях о структурных подразделениях, в должностных регламентах (инструкциях) должностных лиц (федеральных государственных гражданских служащих) Министерства обязанностей и полномочий по организации (обеспечению выполнения), выполнению бюджетной процедуры и (или) операций (действий) по выполнению бюджетной процедуры;
л) о необходимости устранения конфликта интересов у субъектов бюджетных процедур;
м) о необходимости проведения субъектами бюджетных процедур мониторинга изменений положений законодательства Российской Федерации, регулирующего осуществление операций (действий) по выполнению бюджетных процедур;
н) о необходимости ведения эффективной кадровой политики в отношении структурных подразделений Министерства, включая повышение квалификации субъектов бюджетных процедур;
о) о разработке перечня (плана) мероприятий по совершенствованию организации (обеспечения выполнения), выполнения бюджетной процедуры и (или) операций (действий) по выполнению бюджетной процедуры с установлением срока их выполнения, а также о выполнении указанных мероприятий;
п) о проведении служебных проверок и принятии решений по их результатам, включая применение материальной и (или) дисциплинарной ответственности к виновным должностным лицам (федеральным государственным гражданским служащим) Министерства;
р) о направлении информации и (или) документов в соответствующий орган государственного финансового контроля и (или) правоохранительные органы в случае наличия признаков коррупционного проявления, нарушений, в отношении которых отсутствует возможность их устранения применяется административная или уголовная ответственность;
с) иные решения, направленные на повышение качества финансового менеджмента и принятые по результатам рассмотрения выводов, предложений и рекомендаций субъекта внутреннего финансового аудита.
3.13. На основании решения Министра, предусмотренного пунктом 3.12 Положения, субъект бюджетных процедур разрабатывает и утверждает план мероприятий по устранению нарушений и недостатков, выявленных в ходе аудиторского мероприятия.
3.14. Рекомендуемый образец плана мероприятий по устранению нарушений и недостатков, выявленных в ходе аудиторского мероприятия приведен в приложении N 4 к Положению.
3.15. Субъект бюджетных процедур направляет план мероприятий по устранению выявленных нарушений и недостатков субъекту внутреннего финансового аудита в срок, не превышающий 5 рабочих дней с даты принятия указанного в пункте 3.12 Положения решения Министром.
3.16. Субъект бюджетных процедур в срок, установленный в плане мероприятий по устранению выявленных недостатков и нарушений, обязан организовать работу по устранению выявленных недостатков (нарушений).
3.17. Субъекты бюджетных процедур ежеквартально не позднее 15 числа месяца следующего за отчетным кварталом направляют субъекту внутреннего финансового аудита отчет о выполнении плана мероприятий по устранению нарушений и недостатков, выявленных в ходе аудиторского мероприятия.
Рекомендуемый образец отчета о выполнении плана мероприятий по устранению нарушений и недостатков, выявленных в ходе аудиторского мероприятия приведен в приложении N 5 к Положению.
3.18. В случае если срок выполнения мероприятий по устранению недостатков и нарушений превышает установленный планом мероприятий по устранению выявленных недостатков и нарушений срок, к отчету прилагается пояснительная записка, в которой указываются причины его превышения.
3.19. Информация о принятых решениях, а также о принятых (необходимых к принятию) мерах по повышению качества финансового менеджмента обобщается должностными лицами (федеральными государственными гражданскими служащими) субъекта внутреннего финансового аудита в целях ведения реестра бюджетных рисков и проведения мониторинга реализации мер по минимизации (устранению) бюджетных рисков.
3.20. Субъекты бюджетных процедур в целях формирования предложений по ведению реестра бюджетных рисков обязаны оценивать бюджетные риски и анализировать способы их минимизации.
Должностные лица (федеральные государственные гражданские служащие) субъекта внутреннего финансового аудита обязаны обеспечивать ведение реестра бюджетных рисков.
3.21. В случае выявления неисполненных мероприятий по устранению выявленных недостатков (нарушений), срок по которым истек, субъект внутреннего финансового аудита докладывает Министру соответствующую информацию с предложениями об уточнении сроков, о внесении изменений в наименование мер или о снятии соответствующих мер с контроля.
IV. Приостановление и (или) продление
аудиторских мероприятий
4.1. Срок проведения аудиторского мероприятия не должен превышать 30 рабочих дней с даты начала аудиторского мероприятия.
4.2. В случае возникновения обстоятельств, требующих приостановления (при наличии обстоятельств, при которых невозможно дальнейшее проведение аудиторского мероприятия) направляет Министру служебную записку с изложением обстоятельств и срока предполагаемой продолжительности приостановления данного мероприятия.
4.3. Основаниями для приостановления проведения аудиторского мероприятия являются:
а) отсутствие или неудовлетворительное состояние бюджетного (бухгалтерского) учета у субъекта бюджетной процедуры - на период восстановления документов, необходимых для проведения аудиторского мероприятия, а также приведения субъектом бюджетной процедуры в надлежащее состояние документов учета и отчетности;
б) непредставление субъектом бюджетной процедуры документов, материалов и информации, необходимых для проведения аудиторского мероприятия, а также представление неполного комплекта таких документов, материалов и информации, воспрепятствование проведению аудиторского мероприятия и (или) уклонение от проведения аудиторской проверки - на период устранения перечисленных обстоятельств;
в) проведение аудиторского мероприятия одним членом аудиторской группы, ввиду отсутствия других членов аудиторской группы (временная нетрудоспособность, отпуск, обстоятельства непреодолимой силы);
г) проведение внепланового аудиторского мероприятия, иного контрольного мероприятия на основании приказа Министерства, совпадающего по срокам проведения с плановым аудиторским мероприятием.
4.4. Решение о приостановлении аудиторского мероприятия, принятое Министром в соответствии с мотивированной служебной запиской руководителя субъекта внутреннего финансового аудита, оформляется приказом Министерства, при этом изменения в План не вносятся.
4.5. На время приостановления проведения аудиторского мероприятия течение его срока прерывается.
4.6. Субъект внутреннего финансового аудита направляет руководителю субъекта бюджетных процедур приказ Министерства о приостановлении аудиторского мероприятия и требование о приведении в надлежащее состояние документов по выполнению бюджетной процедуры либо устранении иных обстоятельств, препятствующих дальнейшему проведению аудиторского мероприятия (далее требование). В требовании указывается срок его выполнения, который не может превышать срок, на который приостанавливается аудиторское мероприятие.
4.7. Срок приостановления аудиторского мероприятия определяется в каждом конкретном случае, исходя из целей, которые должны быть достигнуты в период его приостановления, но не может превышать 90 рабочих дней.
4.8. После устранения причин приостановления аудиторского мероприятия аудиторская группа возобновляет его проведение в сроки, устанавливаемые в приказе Министерства о возобновлении аудиторского мероприятия.
4.9. В целях всестороннего изучения возникших вопросов в ходе проведения аудиторской проверки, а также в случае несвоевременного представления требуемых документов для проведения аудиторского мероприятия может быть принято решение о продлении аудиторского мероприятия.
4.10. Решение о продлении аудиторского мероприятия принимает руководитель субъекта внутреннего финансового аудита. Уведомление о продлении аудиторского мероприятия направляется субъектам внутренних бюджетных процедур в течение 1 рабочего дня с момента принятия такого решения, в том числе посредством системы электронного документооборота Министерства.
4.11. Срок продления аудиторского мероприятия определяется в каждом конкретном случае, исходя из целей, которые должны быть достигнуты в период его продления, но не может превышать 20 рабочих дней.
V. Составление и представление годовой отчетности
о результатах деятельности субъекта внутреннего
финансового аудита
5.1. Годовая отчетность о результатах деятельности субъекта внутреннего финансового аудита за отчетный период (далее - годовая отчетность) формируется и представляется Министру в срок не позднее 1 февраля года, следующего за отчетным.
Рекомендуемый образец формы годовой отчетности приведен в приложении N 6 к Положению.
5.2. Отчетным периодом является календарный год с 1 января по 31 декабря включительно.
5.3. Годовая отчетность о результатах деятельности субъекта внутреннего финансового аудита должна содержать следующую информацию:
а) о выполнении Плана за отчетный год, а в случае невыполнения Плана - информацию о причинах его невыполнения;
б) о количестве и темах проведенных внеплановых аудиторских мероприятий за отчетный год (при наличии);
в) о степени надежности осуществляемого в Министерстве внутреннего финансового контроля;
г) о достоверности (недостоверности) сформированной бюджетной отчетности главного администратора (администратора) бюджетных средств;
д) о результатах оценки исполнения бюджетных полномочий главного администратора (администратора) бюджетных средств, в частности, о достижении главным администратором (администратором) бюджетных средств целевых значений показателей качества финансового менеджмента;
е) о результатах деятельности субъекта внутреннего финансового аудита, направленной на решение задач внутреннего финансового аудита;
ж) о результатах мониторинга реализации мер по минимизации (устранению) бюджетных рисков;
з) о событиях, оказавших существенное влияние на организацию и осуществление внутреннего финансового аудита, а также на деятельность субъекта внутреннего финансового аудита;
и) о субъекте внутреннего финансового аудита, в том числе о его подчиненности, штатной и фактической численности, а также о принятых мерах по повышению квалификации должностных лиц (федеральных государственных гражданских служащих) субъекта внутреннего финансового аудита;
к) дату подписания годовой отчетности о результатах деятельности субъекта внутреннего финансового аудита, должность, фамилию и инициалы, подпись руководителя субъекта внутреннего финансового аудита.
VI. Реестр бюджетных рисков
6.1. Для сбора и анализа информации о бюджетных рисках и их оценки в Министерстве субъект внутреннего финансового аудита в электронном виде в течение года ведет реестр бюджетных рисков, который включает следующую информацию в отношении каждого идентифицированного бюджетного риска:
а) наименование операций (действий) по выполнению бюджетной процедуры, в которых выявлен бюджетный риск;
б) описание выявленного бюджетного риска;
в) описание причин бюджетного риска;
г) возможные последствия реализации бюджетного риска;
д) оценка значимости (уровня) бюджетного риска;
е) оценка вероятности бюджетного риска;
ж) оценка степени влияния бюджетного риска;
з) наименование владельца (владельцев) бюджетного риска;
и) наличие необходимости (отсутствие необходимости) в принятии мер по минимизации (устранению) бюджетного риска;
к) приоритетность принятия мер по минимизации (устранению) бюджетного риска;
л) предложения по мерам минимизации (устранения) бюджетных рисков, включая меры по организации внутреннего финансового контроля (рекомендуемые к осуществлению контрольные действия);
м) нормативные правовые акты Российской Федерации и (или) локальные правовые акты, регулирующие выполнение бюджетной процедуры (операции).
Рекомендуемый образец формы реестра бюджетных рисков приведен в приложении N 7 к Положению.
6.2. Информация, указанная в подпункте "л" пункта 6.1 Положения, включается в реестр бюджетных рисков в случае возможности и (или) необходимости (целесообразности) принятия руководителем структурного подразделения Министерства, которое организует (обеспечивает выполнение), выполняет бюджетную процедуру, (операцию) решения по реализации мер по минимизации (устранению) соответствующего бюджетного риска и (или) мер по его предупреждению.
6.3. При формировании и ведении реестра бюджетных рисков субъектом внутреннего финансового аудита осуществляется оценка бюджетных рисков, определение их значимости.
6.4. В реестр бюджетных рисков включаются операции (действия) по выполнению бюджетной процедуры как со значимыми бюджетными рисками, так и с незначимыми бюджетными рисками.
6.5. При формировании и ведении реестра бюджетных рисков необходимо обеспечить возможность ранжирования бюджетных рисков по значимости (уровню) от наиболее значимого к наименее значимому (незначимому) бюджетному риску, а также возможность актуализации реестра бюджетных рисков.
6.6. Выявление (обнаружение) бюджетного риска проводится путем анализа данных, учитываемых для составления проекта плана проведения аудиторских мероприятий, анализа иной информации о нарушениях и недостатках (их причинах и условиях), а также определения по каждой операции (действию) по выполнению бюджетной процедуры возможных событий, наступление которых негативно повлияет на результат выполнения бюджетной процедуры, в том числе на операцию (действие) по выполнению бюджетной процедуры, на качество финансового менеджмента в Министерстве (например, несвоевременность выполнения операций (действий) по выполнению бюджетной процедуры, ошибки, допущенные в ходе их выполнения).
6.7. Бюджетный риск оценивается как значимый или незначимый с применением критериев вероятности и степени влияния:
"вероятность" - степень возможности наступления выявленного бюджетного риска;
"степень влияния" - уровень потенциального негативного воздействия выявленного бюджетного риска на результат выполнения бюджетной процедуры.
Значение каждого из указанных критериев оценивается как "низкое", "среднее" или "высокое".
6.8. Критерий "вероятность" оценивается с учетом результатов анализа имеющихся причин и условий (обстоятельств) для реализации бюджетного риска, определяемый как оценка одного или нескольких из следующих показателей:
а) отсутствие организованного внутреннего финансового контроля в Министерстве и (или) неосуществление контрольных действий;
б) недостаточность положений правовых актов Министерства, а также иных актов, распоряжений (указаний) и поручений, регламентирующих выполнение бюджетной процедуры и (или) их несоответствие нормативным правовым актам, регулирующим бюджетные правоотношения, на момент совершения операции;
в) низкое качество содержания и (или) несвоевременность представления документов, представляемых субъектам бюджетных процедур и необходимых для совершения операций (действий) по выполнению бюджетной процедуры;
г) наличие конфликта интересов у субъектов бюджетных процедур;
д) отсутствие разграничения прав доступа пользователей (субъектов бюджетных процедур) к базам данных, вводу и выводу информации из прикладных программных средств и информационных ресурсов, обеспечивающих исполнение бюджетных полномочий Министерства, а также регламента взаимодействия пользователей с информационными ресурсами;
е) недостаточная укомплектованность структурного подразделения Министерства, ответственного за выполнение бюджетной процедуры;
ж) иные причины и условия (обстоятельства), которые могут привести к реализации бюджетного риска.
6.9. Критерий "степень влияния" оценивается с учетом результатов анализа возможных последствий реализации бюджетного риска, определяемый как оценка одного или нескольких из следующих показателей:
а) низкие значения показателей качества финансового менеджмента, в том числе не достижение Министерством целевых значений показателей качества финансового менеджмента, определенных в соответствии с порядком проведения мониторинга качества финансового менеджмента, предусмотренным пунктом 6 статьи 160.2-1 Бюджетного кодекса Российской Федерации;
б) искажение бюджетной отчетности;
в) причинение ущерба публично-правовому образованию;
г) отклонение от целевых значений показателей государственной (муниципальной) программы;
д) применение мер административной, материальной и (или) дисциплинарной ответственности к виновным должностным лицам (федеральным государственным гражданским служащим) Министерства;
е) негативное воздействие последствий реализации бюджетного риска на репутацию Министерства;
ж) снижение результативности и экономности использования бюджетных средств Министерством;
з) иные последствия реализации бюджетного риска, которые могут оказать влияние на деятельность Министерства.
6.10. Бюджетный риск оценивается как значимый, если значение хотя бы одного из критериев его оценки - "вероятность" или "степень влияния" - оценивается как "высокое", либо при одновременной оценке значений обоих критериев бюджетного риска как "среднее", а также по решению Министра бюджетный риск может быть оценен как значимый. В иных случаях бюджетный риск оценивается как незначимый.
6.11. Субъекты бюджетных процедур обязаны осуществлять регулярный анализ выполняемых бюджетных процедур на предмет соответствия установленным требованиям, выявления рисков, выработке мер по их минимизации (устранению) в приоритетном порядке в зависимости от критериев вероятности и степени значимости бюджетного риска.
6.12. Субъект внутреннего финансового аудита обеспечивает сбор и анализ информации о бюджетных рисках, необходимой для ведения реестра бюджетных рисков на основании предложений поступивших со стороны субъектов бюджетных процедур, данных, полученных в ходе аудиторских мероприятий, материалов органов государственного финансового контроля, иных источников информации.
6.13. Руководитель субъекта внутреннего финансового аудита подписывает реестр бюджетных рисков на бумажном носителе по состоянию на начало очередного финансового года.
6.14. Субъекты бюджетных процедур обязаны предпринимать меры, направленные на устранение риска либо снижение уровня его вероятности и степени значимости.
6.15. Субъект внутреннего финансового аудита проводит мониторинг реализации субъектами бюджетных процедур мер по минимизации (устранению) бюджетных рисков.
6.16. Субъект внутреннего финансового аудита может предлагать меры по минимизации (устранения) бюджетных рисков, включая меры по организации внутреннего финансового контроля (рекомендуемые к осуществлению контрольные действия).
6.17. Субъект внутреннего финансового аудита в случае передачи полномочий по ведению бюджетного учета, составлению и представлению бюджетной отчетности централизованной бухгалтерии может запрашивать у централизованной бухгалтерии документы, фактические данные, необходимую информацию для ведения реестра бюджетных рисков.
6.18. Субъекты бюджетных процедур формируют и направляют субъекту внутреннего финансового аудита предложения по ведению реестра бюджетных рисков исходя из выявленных нарушений и (или) недостатков, рисков, выявленных в ходе осуществления государственного финансового контроля, внутреннего финансового контроля и проведения аудиторских мероприятий.
6.19. Предложения для формирования реестра бюджетных рисков на очередной финансовый год направляются не позднее 1 декабря текущего года с учетом пункта 6.12 Положения.
6.20. Субъекты бюджетных процедур направляют субъекту внутреннего финансового аудита для сведения акты, информацию, представления, заключения Счетной палаты Российской Федерации, Федерального казначейства, в том числе в отношении подведомственных учреждений в течение 5 рабочих дней с момента получения, а также выраженную позицию о причинах возникновения и мерах по преодолению выявленных нарушений и недостатков.
VII. Осуществление внутреннего финансового контроля
7.1. Внутренний финансовый контроль является внутренним процессом Министерства, осуществляемым в целях соблюдения установленных правовыми актами, регулирующими бюджетные правоотношения, требований к исполнению своих бюджетных полномочий, подготовку и организацию мер по повышению экономности и результативности использования бюджетных средств.
7.2. Внутренний финансовый контроль осуществляется посредством совершения контрольных действий.
7.3. Контрольные действия - вид действий по выполнению бюджетной процедуры, совершаемых субъектами бюджетных процедур и (или) прикладными программными средствами, информационными ресурсами (с их использованием) перед, во время, после выполнения операций (действий) по выполнению бюджетных процедур и осуществляемых в целях обеспечения (подтверждения) законности, целесообразности совершения указанных операций (действий), в том числе полноты и достоверности данных, используемых для их совершения либо выявления и устранения нарушений и (или) недостатков, в том числе их причин и условий.
7.4. К контрольным действиям относятся:
проверка документов, отчетности, представленных в целях выполнения бюджетных процедур, на соответствие их оформления и (или) указанной в них информации требованиям бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, внутренних стандартов и процедур, своевременности составления и представления документов, необходимых для выполнения бюджетных процедур, достоверности, полноты и обоснованности включенных в них сведений и информации, в том числе проверка полноты, качества и достоверности отчетов, представленных в государственной интегрированной информационной системе управления общественными финансами "Электронный бюджет" (далее - ГИИС "Электронный бюджет"), в ведомственных автоматизированных информационных системах, сроков их составления и представления, проверка первичных учетных документов по оформлению фактов хозяйственной жизни, инвентаризация активов и обязательств, проводимая перед составлением годовой бюджетной отчетности;
подтверждение (согласование) операций (действий) по формированию документов, необходимых для выполнения функций и осуществления полномочий в установленной сфере деятельности в части бюджетных процедур, в том числе визирование документа вышестоящим должностным лицом;
сверка данных - сравнение данных из разных источников информации, в том числе сверка показателей отчетов в ГИИС "Электронный бюджет" с показателями отчетности, размещенной в ведомственных автоматизированных информационных системах;
сбор (запрос), анализ и оценка (мониторинг) документов, отчетности, сведений и информации о результатах выполнения бюджетных процедур, исполнении государственных заданий, соблюдении условий, целей и порядка предоставления бюджетных инвестиций, межбюджетных трансфертов, субсидий, имеющих целевое назначение.
Выбор контрольного действия зависит от выполняемой операции (действия) по выполнению бюджетной процедуры.
7.5. К способам осуществления контрольных действий относятся:
а) сплошной способ, при котором контрольные действия осуществляются в отношении каждой операции;
б) выборочный способ, при котором контрольные действия осуществляются в отношении отдельной проведенной операции.
7.6. При осуществлении внутреннего финансового контроля используются следующие методы: самоконтроль, контроль по уровню подчиненности, контроль по уровню подведомственности и смежный контроль.
Самоконтроль осуществляется сплошным и (или) выборочным способом должностными лицами каждого структурного подразделения Министерства путем проведения проверки выполняемых ими операций на соответствие бюджетному законодательству и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, регулирующим бюджетные правоотношения и (или) обусловливающим расходные (бюджетные) обязательства Российской Федерации, требованиям внутренних стандартов и процедур, должностным регламентам, и (или) сверки данных.
Контроль по уровню подчиненности осуществляется руководителями (заместителями руководителей) структурных подразделений Министерства и (или) начальниками отделов (заместителями начальников отделов) структурных подразделений Министерства путем подтверждения (согласования) операций, осуществляемых подчиненными должностными лицами.
Контроль по уровню подведомственности осуществляется в целях реализации бюджетных полномочий сплошным и (или) выборочным способом руководителями (заместителями руководителей) и иными должностными лицами структурных подразделений Министерства в отношении процедур и операций, совершенных подведомственными Министерству распорядителями и получателями бюджетных средств, администраторами доходов федерального бюджета путем проведения проверок, направленных на установление соответствия представленных документов требованиям нормативных правовых актов Российской Федерации, регулирующих бюджетные правоотношения, и внутренним стандартам и процедурам, и путем сбора (запроса), анализа и оценки (мониторинга) Министерством информации об организации и результатах выполнения внутренних бюджетных процедур подведомственными Министерству администраторами бюджетных средств и получателями бюджетных средств.
Смежный контроль осуществляется сплошным и (или) выборочным способом руководителями структурных подразделений Министерства путем согласования (подтверждения) операций (действий по формированию документов, необходимых для выполнения бюджетных процедур), осуществляемых должностными лицами других структурных подразделений Министерства, и (или) проведения анализа и оценки информации о результатах выполнения бюджетных процедур.
7.7. Контрольные действия подразделяются на визуальные, автоматические, смешанные.
Визуальные контрольные действия осуществляются путем изучения документов и операций в целях подтверждения законности и (или) эффективности исполнения соответствующих бюджетных процедур без использования прикладных программных средств автоматизации.
Автоматические контрольные действия осуществляются с использованием прикладных программных средств автоматизации без участия должностных лиц.
Смешанные контрольные действия выполняются с использованием прикладных программных средств автоматизации с участием должностных лиц.
7.8. Внутренний финансовый контроль в Министерстве организуется и осуществляется в соответствии с настоящим Положением в отношении бюджетных процедур, влияющих на значения показателей качества финансового менеджмента, предусмотренных в приложениях N 2, N 3, N 4, N 6 к Порядку проведения Министерством финансов Российской Федерации мониторинга качества финансового менеджмента, утвержденному приказом Минфина России от 18 июня 2020 года N 112н, а именно:
показатели качества управления расходами бюджета;
показатели качества управления доходами бюджета;
показатели качества ведения учета и составления бюджетной отчетности;
показатели качества управления активами.
7.9. Перечень бюджетных процедур Министерства и показатели качества финансового менеджмента, на которые оказывают влияние такие бюджетные процедуры (далее - Перечень бюджетных процедур Министерства), утверждается приказом Министерства.
7.10. Внутренний финансовый контроль в Министерстве осуществляется непрерывно руководителями структурных подразделений Министерства и должностными лицами отделов структурных подразделений Министерства, организующими и выполняющими бюджетные процедуры, включенные в Перечень бюджетных процедур Министерства в соответствии с утвержденными картами внутреннего финансового контроля.
7.11. Формирование карт внутреннего финансового контроля осуществляется в структурных подразделениях Министерства, ответственных за выполнение бюджетных процедур, до 30 декабря года, предшествующего году, в котором планируется проведение контрольных действий по осуществлению внутреннего финансового контроля.
Рекомендуемый образец карты внутреннего финансового контроля приведен в приложении N 8 к Положению.
7.12. Карта внутреннего финансового контроля утверждается Министром или заместителем Министра строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации (далее соответственно - заместитель Министра), курирующим структурное подразделение, ответственное за выполнение бюджетной процедуры, до 30 декабря года, предшествующего году, в котором планируется проведение контрольных действий по осуществлению внутреннего финансового контроля.
7.13. Карта внутреннего финансового контроля в течение 10 рабочих дней направляется руководителем структурного подразделения Министерства, осуществляющего выполнение бюджетных процедур, в субъект внутреннего финансового аудита Министерства.
7.14. Актуализация карт внутреннего финансового контроля проводится субъектами бюджетных процедур:
а) при принятии руководителем структурного подразделения Министерства решения о внесении изменений в карты внутреннего финансового контроля в соответствии с пунктом 7.25 Положения;
б) в случае внесения в нормативные правовые акты, регулирующие бюджетные правоотношения, изменений, определяющих необходимость изменения бюджетных процедур.
7.15. Актуализация (формирование) карты внутреннего финансового контроля проводится не реже одного раза в год.
7.16. Карта внутреннего финансового контроля содержит бюджетные процедуры в соответствии с утвержденным Перечнем бюджетных процедур Министерства, за результаты выполнения которых отвечает субъект бюджетных процедур.
7.17. В случае если картой внутреннего финансового контроля и положениями нормативных правовых актов Российской Федерации содержится требование о проведении внутреннего финансового контроля в отношении определенной бюджетной процедуры в форме проверок, то руководителем структурного подразделения Министерства утверждается график проведения проверок по согласованию с заместителем Министра, курирующим структурное подразделение, ответственное за выполнение бюджетной процедуры.
7.18. Проверка проводится структурным подразделением Министерства, ответственным за выполнение бюджетной процедуры.
7.19. Руководитель структурного подразделения Министерства направляет график проверок субъекту внутреннего финансового аудита Министерства не позднее 5 рабочих дней после его утверждения.
7.20. Выявленные недостатки и (или) нарушения при выполнении бюджетных процедур, включенных в Перечень бюджетных процедур Министерства, сведения о причинах и обстоятельствах возникновения нарушений и (или) недостатков, а также предлагаемые меры по их устранению (далее - результаты внутреннего финансового контроля) отражаются в журналах учета результатов внутреннего финансового контроля.
Рекомендуемый образец журнала учета результатов внутреннего финансового контроля приведен в приложении N 9 к Положению.
7.21. Ведение журналов учета результатов внутреннего финансового контроля осуществляется в каждом структурном подразделении Министерства, ответственном за результаты выполнения бюджетных процедур, включенных в Перечень бюджетных процедур Министерства, ежеквартально, на основе данных карт внутреннего финансового контроля.
7.22. Руководитель структурного подразделения направляет журнал учета результатов внутреннего финансового контроля субъекту внутреннего финансового аудита Министерства не позднее 5 рабочих дней после завершения текущего квартала.
7.23. Руководитель структурного подразделения Министерства, в целях оценки надежности (эффективности) осуществления внутреннего финансового контроля, вправе поручить должностному лицу осуществлять анализ результатов внутреннего финансового контроля.
7.24. Информация о результатах внутреннего финансового контроля направляется этим должностным лицом руководителю структурного подразделения Министерства в течение 5 дней после завершения текущего квартала.
7.25. По итогам рассмотрения результатов проведенного анализа и с учетом поступившей информации, руководителем структурного подразделения Министерства принимаются решения и (или) направляются предложения должностному лицу Министерства, уполномоченному на принятие соответствующих решений с указанием сроков их выполнения, направленные на:
обеспечение применения эффективных автоматических контрольных действий в отношении отдельных операций и (или) устранение недостатков, используемых прикладных программных средств автоматизации контрольных действий, а также на исключение неэффективных автоматических контрольных действий;
изменение карт внутреннего финансового контроля в целях увеличения способности процедур внутреннего финансового контроля снижать бюджетные риски;
актуализацию системы формуляров, реестров и классификаторов как совокупности структурированных документов, позволяющих отразить унифицированные операции в процессе осуществления бюджетных полномочий Министерства;
уточнение прав доступа пользователей к базам данных, вводу и выводу информации из автоматизированных информационных систем, обеспечивающих осуществление бюджетных полномочий, а также регламента взаимодействия пользователей с информационными ресурсами;
изменение правовых актов Министерства, в том числе в части установления (уточнения) нормативов (критериев) в сфере регулирования процедур обоснования бюджетных ассигнований, закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд и управления активами в целях повышения эффективности использования бюджетных средств, а также актов, устанавливающих учетную политику;
уточнение прав по формированию финансовых и первичных учетных документов, а также прав доступа к записям в регистры бюджетного учета;
устранение конфликта интересов должностных лиц, осуществляющих внутренние бюджетные процедуры;
проведение служебных проверок и применение материальной и (или) дисциплинарной ответственности к виновным должностным лицам;
ведение эффективной кадровой политики в отношении структурных подразделений Министерства и руководителей подведомственных получателей бюджетных средств, выражающейся в совершенствовании процедуры аттестации и использовании ее результатов при принятии кадровых решений, формировании и поддержании кадрового резерва, продвижении наиболее опытных и квалифицированных сотрудников, обеспечении соответствия распределения стимулирующих выплат результатам деятельности сотрудников, создании системы взаимозаменяемости сотрудников, а также ведение механизмов кураторства и наставничества, закрепление (уточнение) распределения полномочий и ответственности за организацию и осуществление внутреннего финансового контроля правовым актом Министерства, актуализацию должностных регламентов и инструкций, установление квалификационных требований к профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для исполнения должностных обязанностей должностных лиц, организующих и осуществляющих внутренний финансовый контроль;
установление требований к доведению до сотрудников Министерства информации, необходимой для правомерного выполнения внутренних бюджетных процедур и выполнения мероприятий, направленных на повышение экономности и результативности использования бюджетных средств;
изменение внутренних стандартов и процедур путем совершенствования способов и сроков совершения операций;
проведение мониторинга изменений бюджетного законодательства и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, а также положений законов, иных нормативных правовых актов, обусловливающих публичные нормативные обязательства и (или) правовые основания для иных расходных (бюджетных) обязательств;
повышение квалификации должностных лиц, выполняющих внутренние бюджетные процедуры.
7.26. При принятии решений по итогам рассмотрения результатов внутреннего финансового контроля учитываются поступившая в Министерство информация, указанная в актах, заключениях, представлениях и предписаниях органов государственного финансового контроля, информация о нарушениях, выявленных федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по предварительному и текущему контролю за ведением операций со средствами федерального бюджета главными распорядителями, распорядителями и получателями средств федерального бюджета, а также размещенные в текущем календарном году и в течение предыдущего календарного года на официальном сайте Министерства финансов Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" квартальные (годовые) отчеты Министерства финансов Российской Федерации о результатах мониторинга качества финансового менеджмента.
7.27. По итогам выполнения внутренних бюджетных процедур, включенных в Перечень бюджетных процедур Министерства, структурными подразделениями Министерства формируется отчет, содержащий сведения о выполнении контрольных действий и о принятых мерах по устранению недостатков (нарушений).
Рекомендуемый образец отчета о результатах внутреннего финансового контроля приведен в приложении N 10 к Положению.
7.28. Отчет о результатах внутреннего финансового контроля формируется за полугодие, год (по состоянию на первое число месяца, следующего за отчетным) нарастающим итогом с начала текущего года.
7.29. Руководитель структурного подразделения направляет отчет о результатах внутреннего финансового контроля в субъект внутреннего финансового аудита Министерства не позднее 5 рабочих дней месяца, следующего за отчетным, на бумажном носителе и в электронном виде.
7.30. Субъект внутреннего финансового аудита Министерства проводит анализ сведений и информации, включенной в отчет о результатах внутреннего финансового контроля.
По итогам рассмотрения отчетов о результатах внутреннего финансового контроля субъект внутреннего финансового аудита Министерства направляет предложения по повышению эффективности внутреннего финансового контроля в структурные подразделения Министерства, а также, по мере необходимости Министру.
Приложение N 1
к Положению
(рекомендуемый образец)
УТВЕРЖДЕН приказом Министерства строительства и жилищно- коммунального хозяйства Российской Федерации "__" ___________ 20__ г. План проведения аудиторских мероприятий на 20__ год
N п/п
|
Аудиторское мероприятие (тема аудиторского мероприятия)
|
Дата (месяц) окончания аудиторского мероприятия
|
1
|
2
|
3
|
1.
|
||
2.
|
||
3.
|
||
4.
|
Руководитель субъекта внутреннего финансового аудита ______________________________ _____________ __________________________ (должность) (подпись) (фамилия, имя, отчество)
Приложение N 2
к Положению
(рекомендуемый образец)
Утверждаю Руководитель субъекта внутреннего финансового аудита _________ ________________________ (подпись) (фамилия, имя, отчество) "__" _____________________ 20__ г. Программа аудиторского мероприятия _______________________________________________________ (тема аудиторского мероприятия) 1. Основание проведения аудиторского мероприятия: ___________________________________________________________________________ (пункт плана проведения аудиторских мероприятий или решение о проведении внепланового аудиторского мероприятия) 2. Сроки проведения аудиторского мероприятия: ___________________________________________________________________________ (даты начала и окончания аудиторского мероприятия) 3. Цель (цели) аудиторского мероприятия: ___________________________________________________________________________ 4. Задачи аудиторского мероприятия: ___________________________________________________________________________ 5. Методы внутреннего финансового аудита, которые будут применены при проведении аудиторского мероприятия: ___________________________________________________________________________ 6. Наименование (перечень) объекта(ов) внутреннего финансового аудита: 7. Перечень вопросов, подлежащих изучению в ходе проведения аудиторского мероприятия: 7.1. 7.2. 7.3. ______________________________________________________________________ 8. Сведения о руководителе и членах аудиторской группы: ___________________________________________________________________________ Руководитель аудиторской группы ________________________________ _________ ____________________________ (должность) (подпись) (фамилия, имя, отчество) "__" _____________ 20__ г.
Приложение N 3
к Положению
(рекомендуемый образец)
Заключение (проект заключения) 1. Тема аудиторского мероприятия: ___________________________________________________________________________ 2. Описание выявленных нарушений и (или) недостатков, их причин и условий: ___________________________________________________________________________ (в случае выявления нарушений и (или) недостатков) 3. Описание выявленных бюджетных рисков, в том числе не включенных ранее в реестр бюджетных рисков, причин и возможных последствий реализации этих бюджетных рисков, а также рисков, остающихся после реализации мер по минимизации (устранению) бюджетных рисков и по организации внутреннего финансового контроля: ___________________________________________________________________________ 4. Выводы о достижении цели (целей) осуществления внутреннего финансового аудита: ___________________________________________________________________________ (установлены пунктом 2 статьи 160.2-1 Бюджетного кодекса Российской Федерации и (или) программой аудиторского мероприятия) 5. Предложения и рекомендации о повышении качества финансового менеджмента: ___________________________________________________________________________ (указываются одно или несколько решений, направленных на повышение качества финансового менеджмента и предусмотренных пунктами 17 - 19 федерального стандарта внутреннего финансового аудита "Реализация результатов внутреннего финансового аудита", утвержденного приказом Министерства финансов Российской Федерации от 22.05.2020 N 91н, в том числе предлагаемые меры по минимизации (устранению) бюджетных рисков и по организации внутреннего финансового контроля) Руководитель субъекта внутреннего финансового аудита ________________________________ _________ ____________________________ (должность) (подпись) (фамилия, имя, отчество) "__" _____________ 20__ г.
Приложение N 4
к Положению
(рекомендуемый образец)
УТВЕРЖДАЮ ________________________________ (должность руководителя субъекта бюджетных процедур) ________________________________ (подпись) (расшифровка подписи) "__" ___________ 20__ г. План мероприятий по устранению нарушений и недостатков, выявленных в ходе аудиторского мероприятия _______________________________________, (наименование аудиторского мероприятия) проведенного с "__" ______ 20__ г. по "__" ______ 20__ г.
N п/п
|
Краткое содержание недостатков и нарушений
|
Мероприятия по устранению выявленных нарушений и недостатков субъекта бюджетных процедур
|
Срок выполнения
|
Ответственные исполнители субъекта бюджетных процедур
|
1
|
3
|
4
|
8
|
9
|
Должностное лицо, наделенное полномочиями по выполнению бюджетных процедур ______________________________ _____________ __________________________ (должность) (подпись) (расшифровка подписи)
Приложение N 5
к Положению
(рекомендуемый образец)
УТВЕРЖДАЮ ________________________________ (должность руководителя субъекта бюджетных процедур) ________________________________ (подпись) (расшифровка подписи) "__" ___________ 20__ г. Отчет о выполнении плана мероприятий по устранению нарушений и недостатков, выявленных в ходе ___________________________, (наименование аудиторского мероприятия) проведенного с "__" ______ 20__ г. по "__" _______ 20__ г.
N п/п
|
Краткое содержание недостатков и нарушений
|
Мероприятия по устранению выявленных нарушений и недостатков субъекта бюджетных процедур
|
Срок выполнения
|
Ответственные исполнители субъекта бюджетных процедур
|
1
|
3
|
4
|
8
|
9
|
Должностное лицо, наделенное полномочиями по выполнению бюджетных процедур ______________________________ _____________ __________________________ (должность) (подпись) (расшифровка подписи)
Приложение N 6
к Положению
(рекомендуемый образец)
Годовая отчетность о результатах деятельности субъекта внутреннего финансового аудита за 20__ г. 1. Информация о выполнении плана проведения аудиторских мероприятий: ___________________________________________________________________________ (количество плановых аудиторских мероприятий, количество аудиторских мероприятий, проведенных в рамках переданных полномочий по осуществлению внутреннего финансового аудита (при наличии), информация о внесении изменений в план проведения аудиторских мероприятий в течение отчетного финансового года, а в случае невыполнения плана - информация о причинах его невыполнения) 2. Информация о количестве и темах проведенных внеплановых аудиторских мероприятий: ___________________________________________________________________________ (при наличии) 3. Информация о степени надежности внутреннего финансового контроля: ___________________________________________________________________________ 4. Информация о достоверности (недостоверности) сформированной бюджетной отчетности: ___________________________________________________________________________ 5. Информация о результатах оценки исполнения бюджетных полномочий: ___________________________________________________________________________ (включая информацию о достижении целевых значений показателей качества финансового менеджмента) 6. Информация о наиболее значимых выводах, предложениях и рекомендациях субъекта внутреннего финансового аудита: ___________________________________________________________________________ 7. Информация о наиболее значимых нарушениях и (или) недостатках, бюджетных рисках, о рисках, остающихся после реализации мер по минимизации (устранению) бюджетных рисков и по организации внутреннего финансового контроля, и их причинах: ___________________________________________________________________________ 8. Информация о наиболее значимых принятых мерах по повышению качества финансового менеджмента и минимизации (устранению) бюджетных рисков: ___________________________________________________________________________ 9. Информация о примерах (лучших практиках) организации (обеспечения выполнения), выполнения бюджетных процедур и (или) операций (действий) по выполнению бюджетных процедур: ___________________________________________________________________________ (при наличии) 10. Информация о результатах мониторинга реализации мер по минимизации (устранению) бюджетных рисков: ___________________________________________________________________________ 11. Описание событий, оказавших существенное влияние на организацию и осуществление внутреннего финансового аудита, а также на деятельность субъекта внутреннего финансового аудита: ___________________________________________________________________________ 12. Сведения о субъекте внутреннего финансового аудита: ___________________________________________________________________________ (в том числе информация о его подчиненности, штатной и фактической численности, а также принятых мерах по повышению квалификации должностного лица (работника) субъекта внутреннего финансового аудита) Руководитель субъекта внутреннего финансового аудита ________________________________ _________ ____________________________ (должность) (подпись) (фамилия, имя, отчество) "__" _____________ 20__ г.
Приложение N 7
к Положению
(рекомендуемый образец)
УТВЕРЖДАЮ ________________________________ (должность руководителя субъекта внутреннего финансового аудита) __________ _____________________ (подпись) (расшифровка подписи) "__" ___________ 20__ г. Реестр бюджетных рисков (БР) Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации по состоянию на _________________________________ (указывается дата, по состоянию на которую актуализирован реестр)
NN п/п
|
Бюджетная процедура/наименование операции
|
Описание БР
|
Наименование владельца БР <1>
|
Вероятность БР
|
Степень влияния БР
|
Причины БР <2>
|
Значимость БР
|
Последствия БР
|
Меры по предупреждению и (или) устранению БР <3>
|
Перечень нормативных правовых актов <4>
|
Необходимость (отсутствие необходимости) принятия мер
|
Приоритетность принятия мер
|
Предложения по минимизации (устранению БР)
|
|
Меры, не связанные с контрольными действиями
|
Меры по организации внутреннего финансового контроля (рекомендуемые контрольные действие
|
|||||||||||||
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
7
|
8
|
9
|
10
|
11
|
12
|
13
|
14
|
15
|
--------------------------------
<1> Владелец БР - уполномоченное должностное лицо, выполняющее данную операцию.
<2> Причины БР корректируются с учетом фактических обстоятельств исполнения бюджетных полномочий данного ГРБС (РБС, ПБС). Рекомендуется субъекту ВФА более детально конкретизировать причины с учетом выявленных рисков и конкретных обстоятельств в целях минимизации (устранения) бюджетных рисков.
<3> Информация, указанная в графе 10, включается в реестр бюджетных рисков только в случае возможности и целесообразности принятия мер по предупреждению и (или) минимизации (устранению) соответствующего бюджетного риска.
<4> Нормативные правовые акты Российской Федерации и (или) локальные правовые акты, регулирующие выполнение бюджетной процедуры (операции).
Приложение N 8
к Положению
(рекомендуемый образец)
КАРТА ВНУТРЕННЕГО ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ на 20__ год Наименование структурного подразделения, ответственного за выполнение бюджетных процедур ___________________________
NN п/п
|
Наименование бюджетной процедуры
|
Документ, на основании которого выполняется бюджетная процедура
|
Наименование операции
|
Отдел структурного подразделения, ответственный за выполнение операции
|
Должностное лицо, ответственное за выполнение операции (Ф.И.О., должность)
|
Периодичность осуществления операции
|
Результат выполнения бюджетной процедуры
|
Должностное лицо, осуществляющие контрольное действие (Ф.И.О., должность)
|
Характеристика контрольных действий
|
|||
Метод осуществления
|
Контрольные действия
|
Вид контрольных действий
|
Периодичность осуществления
|
|||||||||
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
7
|
8
|
9
|
10
|
|||
1.
|
||||||||||||
Руководитель структурного подразделения Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации _________ _______________________ (подпись) (расшифровка подписи)
Приложение N 9
к Положению
(рекомендуемый образец)
Журнал учета результатов внутреннего финансового контроля за 20__ год Наименование структурного подразделения, ответственного за выполнение бюджетных процедур ___________________________
1. Наименование бюджетной процедуры
|
||||||||
Дата
|
Наименование операции
|
Должностное лицо, ответственное за выполнение операции (Ф.И.О., должность)
|
Должностное лицо, осуществляющие контрольное действие (Ф.И.О., должность)
|
Характеристики контрольного действия
|
Результаты контрольного действия
|
Сведения о причинах возникновения недостатков (нарушений)
|
Предлагаемые меры по устранению недостатков (нарушений), причин их возникновения
|
Отметка об устранении
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
7
|
8
|
9
|
2. Наименование бюджетной процедуры
|
||||||||
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
7
|
8
|
9
|
В настоящем Журнале пронумеровано и прошнуровано __ листов "__" ___ 20__ г. Руководитель структурного подразделения Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации _________ ____________"__" __ 20__ г. (Подпись) (расшифровка подписи)
Приложение N 10
к Положению
(рекомендуемый образец)
Отчет о результатах ВФК по состоянию на ____________ Наименование структурного подразделения, ответственного за выполнение бюджетных процедур ___________________________
Методы контроля
|
Количество контрольных действий
|
Количество выявленных недостатков (нарушений)
|
Количество предложенных мер по устранению недостатков (нарушений)
|
Краткая информация о принятых мерах по устранению выявленных недостатков (нарушений) в отчетном году
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
1. Самоконтроль
|
||||
2. Контроль по подчиненности
|
||||
3. Контроль по подведомственности
|
||||
4. Смежный контроль
|
||||
Итого
|
Руководитель структурного подразделения Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации _________ _______________________ (подпись) (расшифровка подписи) "__" ___________ 20__ г.