См. Документы Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации

МИНИСТЕРСТВО СТРОИТЕЛЬСТВА И ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО
ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПРИКАЗ
от 5 октября 2023 г. N 715/пр

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ МЕТОДИКИ
ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ НАЛОГОВОГО РАСХОДА РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ, СВЯЗАННОГО С ПРИМЕНЕНИЕМ ИМУЩЕСТВЕННОГО
НАЛОГОВОГО ВЫЧЕТА В РАЗМЕРЕ ВЫКУПНОЙ СТОИМОСТИ ЗЕМЕЛЬНОГО
УЧАСТКА И (ИЛИ) РАСПОЛОЖЕННОГО НА НЕМ ИНОГО ОБЪЕКТА
НЕДВИЖИМОГО ИМУЩЕСТВА, ПОЛУЧЕННОЙ НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКОМ
В ДЕНЕЖНОЙ ИЛИ НАТУРАЛЬНОЙ ФОРМЕ, В СЛУЧАЕ ИЗЪЯТИЯ
УКАЗАННОГО ИМУЩЕСТВА ДЛЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ
ИЛИ МУНИЦИПАЛЬНЫХ НУЖД

В соответствии с пунктом 2 постановления Правительства Российской Федерации от 12 апреля 2019 г. N 439 "Об утверждении Правил формирования перечня налоговых расходов Российской Федерации и оценки налоговых расходов Российской Федерации", пунктами 5 и 11 Правил формирования перечня налоговых расходов Российской Федерации и оценки налоговых расходов Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 12 апреля 2019 г. N 439, пунктом 1 Положения о Министерстве строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 18 ноября 2013 г. N 1038, и государственной программой Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2017 г. N 1710, приказываю:

утвердить прилагаемую Методику оценки эффективности налогового расхода Российской Федерации, связанного с применением имущественного налогового вычета в размере выкупной стоимости земельного участка и (или) расположенного на нем иного объекта недвижимого имущества, полученной налогоплательщиком в денежной или натуральной форме, в случае изъятия указанного имущества для государственных или муниципальных нужд.

Министр
И.Э.ФАЙЗУЛЛИН

Утверждена
приказом Министерства строительства
и жилищно-коммунального хозяйства
Российской Федерации
от 5 октября 2023 г. N 715/пр

МЕТОДИКА
ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ НАЛОГОВОГО РАСХОДА РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ, СВЯЗАННОГО С ПРИМЕНЕНИЕМ ИМУЩЕСТВЕННОГО
НАЛОГОВОГО ВЫЧЕТА В РАЗМЕРЕ ВЫКУПНОЙ СТОИМОСТИ ЗЕМЕЛЬНОГО
УЧАСТКА И (ИЛИ) РАСПОЛОЖЕННОГО НА НЕМ ИНОГО ОБЪЕКТА
НЕДВИЖИМОГО ИМУЩЕСТВА, ПОЛУЧЕННОЙ НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКОМ
В ДЕНЕЖНОЙ ИЛИ НАТУРАЛЬНОЙ ФОРМЕ, В СЛУЧАЕ ИЗЪЯТИЯ
УКАЗАННОГО ИМУЩЕСТВА ДЛЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ
ИЛИ МУНИЦИПАЛЬНЫХ НУЖД

I. Общие положения

1. Настоящая Методика используется в отношении налогового расхода Российской Федерации, связанного с имущественным налоговым вычетом в размере выкупной стоимости земельного участка и (или) расположенного на нем иного объекта недвижимого имущества, полученной налогоплательщиком в денежной или натуральной форме, в случае изъятия указанного имущества для государственных или муниципальных нужд, предусмотренного подпунктом 2 пункта 1 статьи 220 Налогового кодекса Российской Федерации (далее соответственно - налоговый вычет, налоговый расход, налоговая льгота).

2. Настоящая Методика определяет совокупность мероприятий, подходов, позволяющих сделать вывод о целесообразности предоставления плательщикам налоговой льготы.

3. Понятия, используемые в настоящей Методике, соответствуют понятиям, предусмотренным статьей 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации и пунктом 2 Правил формирования перечня налоговых расходов Российской Федерации и оценки налоговых расходов Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 12 апреля 2019 г. N 439 (далее - Правила).

4. Оценка эффективности налогового расхода включает в себя оценку целесообразности и оценку результативности налогового расхода.

5. Целевая категория налогового расхода относится к техническим налоговым расходам Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 18(1) Правил оценку результативности налоговых расходов Российской Федерации допускается не проводить в отношении технических налоговых расходов Российской Федерации, налоговых расходов Российской Федерации, по которым на момент проведения оценки эффективности налоговых расходов Российской Федерации отсутствуют фискальные характеристики, а также налоговых расходов Российской Федерации, обусловленных налоговыми льготами, срок действия которых составляет менее одного года и которые утрачивают силу до дня направления уточненных данных в Минфин России в соответствии с абзацем вторым пункта 23 Правил.

6. В качестве источников информации о нормативных, целевых и фискальных характеристиках налогового расхода, подлежащей включению в паспорт налогового расхода Российской Федерации, а также используемой для проведения оценки эффективности налогового расхода в соответствии с настоящей Методикой, могут использоваться данные федеральных органов исполнительной власти и организаций, необходимые для оценки эффективности налогового расхода.

II. Оценка эффективности налогового расхода

7. Оценка целесообразности налогового расхода проводится в порядке, предусмотренном настоящим пунктом, в соответствии со следующими критериями:

а) соответствие налогового расхода целям государственных программ Российской Федерации и (или) целям социально-экономической политики Российской Федерации, не относящимся к государственным программам Российской Федерации;

б) востребованность плательщиками налоговой льготы, которая характеризуется соотношением численности плательщиков, воспользовавшихся правом на налоговую льготу, и общей численности плательщиков за пятилетний период.

8. Налоговый расход оказывает влияние на достижение цели "Улучшение жилищных условий к 2030 году не менее 5 млн. семей" государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2017 г. N 1710, и выражается в снижении налоговой нагрузки на граждан и увеличении объема располагаемых денежных доходов населения. Возникающая экономия денежных средств граждан, сформированная за счет применения налогового вычета и, соответственно, снижения налоговой нагрузки, может быть направлена соответствующими налогоплательщиками на улучшение жилищных условий семей.

Востребованность плательщиками налоговой льготы определяется как соотношение численности плательщиков, воспользовавшихся правом на налоговую льготу, и общей численности плательщиков за пять лет по следующей формуле:

,

где:

Lj - востребованность плательщиками налоговой льготы в i-м году;

Cij - численность плательщиков, воспользовавшихся правом на налоговую льготу в i-м году, определяемая на основании сведений, представляемых Минфином России в соответствии с пунктом 12 Правил;

SCij - общая численность плательщиков, имеющих право на применение налоговой льготы в i-м году, определяемая на основании сведений, представляемых Минфином России в соответствии с пунктом 12 Правил;

i - порядковый номер года, имеющий значение от 1 до 5 (i = 1 при расчете показателя в рамках отчетного года).

9. Налоговая льгота считается востребованной в случае, если значение показателя Lj больше нуля.

Налоговый расход должен соответствовать критериям целесообразности, указанным в пункте 7 настоящей Методики. Если налоговый расход не соответствует хотя бы одному из таких критериев, Минстрой России представляет в Минфин России предложения о сохранении (уточнении, отмене) налоговой льготы, обусловливающей налоговый расход.

10. Оценка результативности налогового расхода не проводится в соответствии с пунктом 5 настоящей Методики.

III. Отчет по результатам проведения оценки
эффективности налогового расхода

11. По результатам оценки эффективности налогового расхода Минстроем России формируется отчет, содержащий сведения о результатах оценки эффективности налогового расхода, а также рекомендации по результатам указанной оценки, включая рекомендации Минфину России о необходимости сохранения (уточнения, отмены) предоставленных плательщикам налоговых льгот.

12. В соответствии с пунктом 23 Правил паспорт налогового расхода Российской Федерации и сведения, указанные в пункте 11 настоящей Методики, направляются Минстроем России в Минфин России ежегодно до 15 декабря (уточненные данные - до 1 марта), и в Минэкономразвития России - ежегодно до 1 марта. Рекомендуемый образец паспорта налогового расхода Российской Федерации приведен в приложении к настоящей Методике.

13. Все результаты оценки эффективности налогового расхода должны соответствовать требованиям, отраженным в Правилах.

Приложение
к Методике оценки эффективности
налогового расхода Российской Федерации,
связанного с применением имущественного
налогового вычета в размере выкупной
стоимости земельного участка и (или)
расположенного на нем иного объекта
недвижимого имущества, полученной
налогоплательщиком в денежной или
натуральной форме, в случае изъятия
указанного имущества для государственных
или муниципальных нужд, утвержденной
приказом Минстроя России
от 5 октября 2023 г. N 715/пр

(рекомендуемый образец)

ПАСПОРТ
налогового расхода Российской Федерации

Паспорт налогового расхода Российской Федерации
"Краткое наименование налогового расхода Российской Федерации"
N п/п
Предоставляемая информация
Рекомендации по заполнению
Источник данных
Нормативные характеристики налогового расхода Российской Федерации
1
Наименования налогов, сборов, таможенных платежей и страховых взносов на обязательное социальное страхование, по которым предусматриваются налоговые льготы, освобождения и иные преференции
Наименование
Перечень налоговых расходов
2
Нормативные правовые акты, международные договоры, их структурные единицы, которыми предусматриваются налоговые льготы, освобождения и иные преференции по налогам, сборам, таможенным платежам и страховым взносам на обязательное социальное страхование
Наименование
Ст. X/п. X/пп. X/абз. X
Перечень налоговых расходов
3
Категории плательщиков налогов, сборов, таможенных платежей и страховых взносов на обязательное социальное страхование, для которых предусмотрены налоговые льготы, освобождения и иные преференции
Выбор одного из вариантов:
Перечень налоговых расходов
1)
юридические лица
2)
юридические лица/индивидуальные предприниматели
2)
физические лица
4
Условия предоставления налоговых льгот, освобождений и иных преференций для плательщиков налогов, сборов, таможенных платежей и страховых взносов на обязательное социальное страхование
При наличии особых условий
Куратор налогового расхода
Пример: размер осуществленных инвестиций, сумма уплаченных налогов
5
Целевая категория плательщиков налогов, сборов, таможенных платежей и страховых взносов на обязательное социальное страхование, для которых предусмотрены налоговые льготы, освобождения и иные преференции
Детализация по категориям должна соответствовать установленным категориям согласно нормативным правовым актам
Куратор налогового расхода
Категории налогоплательщиков, которым предоставлена льгота
Примеры:
(1) сельскохозяйственные товаропроизводители
(2) резиденты технопарков
(3) казенные, автономные и бюджетные учреждения
(4) пенсионеры
(5) ветераны Великой Отечественной войны
(..)
6
Даты вступления в силу нормативных правовых актов, международных договоров, устанавливающих налоговые льготы, освобождения и иные преференции для плательщиков налогов, сборов, таможенных платежей и страховых взносов на обязательное социальное страхование
XX.XX.XXXX
Куратор налогового расхода
7
Даты вступления в силу нормативных правовых актов, международных договоров, отменяющих налоговые льготы, освобождения и иные преференции для плательщиков налогов, сборов, таможенных платежей и страховых взносов на обязательное социальное страхование/дата отмены налоговой льготы
XX.XX.XXXX
Куратор налогового расхода
Целевые характеристики налогового расхода Российской Федерации
8
Целевая категория налоговых расходов Российской Федерации
Выбор одного из вариантов:
Куратор налогового расхода
1) стимулирующая
2) социальная
3) техническая
9
Цели предоставления налоговых льгот, освобождений и иных преференций для плательщиков налогов, сборов, таможенных платежей и страховых взносов на обязательное социальное страхование
Содержание цели
Куратор налогового расхода
10
Наименования государственных программ Российской Федерации, наименования нормативных правовых актов, международных договоров, определяющих цели социально-экономической политики Российской Федерации, не относящиеся к государственным программам Российской Федерации, в целях реализации которых предоставляются налоговые льготы, освобождения и иные преференции для плательщиков налогов, сборов, таможенных платежей и страховых взносов на обязательное социальное страхование
Наименование государственной программы Российской Федерации
Перечень налоговых расходов и данные куратора налогового расхода
11
Наименования целей государственных программ Российской Федерации, целей социально-экономической политики Российской Федерации, не относящихся к государственным программам Российской Федерации, определяемых нормативными правовыми актами, международными договорами, для реализации которых предоставляются налоговые льготы, освобождения и иные преференции для плательщиков налогов, сборов, таможенных платежей и страховых взносов на обязательное социальное страхование
Наименование цели государственной программы Российской Федерации
Данные куратора налогового расхода
12
Показатели (индикаторы) достижения целей государственных программ Российской Федерации и (или) целей социально-экономической политики Российской Федерации, не относящихся к государственным программам Российской Федерации, в связи с предоставлением налоговых льгот, освобождений и иных преференций для плательщиков налогов, сборов, таможенных платежей и страховых взносов на обязательное социальное страхование
Наименование показателей (отображается при необходимости)
Куратор налогового расхода
13
Значения показателей (индикаторов) достижения целей государственных программ Российской Федерации и (или) целей социально-экономической политики Российской Федерации, не относящихся к государственным программам Российской Федерации, в связи с предоставлением налоговых льгот, освобождений и иных преференций для плательщиков налогов, сборов, таможенных платежей и страховых взносов на обязательное социальное страхование
X ед.
Куратор налогового расхода
Информация представляется по годам
(отображается при необходимости)
14
Прогнозные (оценочные) значения показателей (индикаторов) достижения целей государственных программ Российской Федерации и (или) целей социально-экономической политики Российской Федерации, не относящихся к государственным программам Российской Федерации, в связи с предоставлением налоговых льгот, освобождений и иных преференций для плательщиков налогов, сборов, таможенных платежей и страховых взносов на обязательное социальное страхование на текущий финансовый год, очередной финансовый год и плановый период
X ед.
Куратор налогового расхода
Информация представляется по годам
(отображается при необходимости)
Фискальные характеристики налогового расхода Российской Федерации
15
Объем налоговых льгот, освобождений и иных преференций, предоставленных для плательщиков налогов, сборов, таможенных платежей и страховых взносов на обязательное социальное страхование за отчетный финансовый год (тыс. рублей)
X тыс. рублей
Информация представляется по годам.
Если льгота действовала, но плательщики, воспользовавшиеся льготой, отсутствовали в периоде, указывается 0. В случае, если льгота не действовала, указывается знак X
Главный администратор доходов федерального бюджета, Минфин России
16
Оценка объема предоставленных налоговых льгот, освобождений и иных преференций для плательщиков налогов, сборов, таможенных платежей и страховых взносов на обязательное социальное страхование на текущий финансовый год, очередной финансовый год и плановый период (тыс. рублей)
X тыс. рублей
Минфин России
Информация представляется по годам
17
Общая численность плательщиков налогов, сборов, таможенных платежей и страховых взносов на обязательное социальное страхование в отчетном финансовому году (единиц)
X ед.
Главный администратор доходов федерального бюджета
18
Численность плательщиков налогов, сборов, таможенных платежей и страховых взносов на обязательное социальное страхование, воспользовавшихся правом на получение налоговых льгот, освобождений и иных преференций в отчетном финансовом году (единиц)
X ед.
Главный администратор доходов федерального бюджета
19
Базовый объем налогов, сборов, таможенных платежей и страховых взносов на обязательное социальное страхование, задекларированный для уплаты в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации плательщиками налогов, сборов, таможенных платежей и страховых взносов на обязательное социальное страхование, по видам налога, сбора, таможенного платежа и страхового взноса на обязательное социальное страхование (тыс. рублей)
X тыс. рублей
Информация представляется по годам
(отображается при необходимости)
Главный администратор доходов федерального бюджета
20
Объем налогов, сборов, таможенных платежей и страховых взносов на обязательное социальное страхование, задекларированный для уплаты в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации плательщиками налогов, сборов, таможенных платежей и страховых взносов на обязательное социальное страхование, имеющими право на налоговые льготы, освобождения и иные преференции, за 6 лет, предшествующих отчетному финансовому году (тыс. рублей)
X тыс. рублей
Главный администратор доходов федерального бюджета
Информация представляется по годам
(отображается при необходимости)