См. Документы Министерства спорта Российской Федерации
МИНИСТЕРСТВО СПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПРИКАЗ
от 21 ноября 2017 г. N 1007
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ КОНЦЕПЦИИ
РАЗВИТИЯ СТУДЕНЧЕСКОГО СПОРТА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
НА ПЕРИОД ДО 2025 ГОДА
В соответствии с пунктом 4 раздела I плана мероприятий по реализации Основ государственной молодежной политики Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденных распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 ноября 2014 г. N 2403-р, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 12 декабря 2015 г. N 2570-р, приказываю:
1. Утвердить прилагаемую концепцию развития студенческого спорта в Российской Федерации на период до 2025 года (далее - Концепция).
2. Департаменту развития физической культуры и массового спорта (В.Н. Малиц) разработать план мероприятий по реализации Концепции.
3. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя Министра спорта Российской Федерации М.В. Томилову.
Министр
П.А.КОЛОБКОВ
Утверждена
приказом Минспорта России
от 21 ноября 2017 г. N 1007
КОНЦЕПЦИЯ
РАЗВИТИЯ СТУДЕНЧЕСКОГО СПОРТА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
НА ПЕРИОД ДО 2025 ГОДА
Введение
Концепция развития студенческого спорта в Российской Федерации на период до 2025 года (далее - Концепция) разработана в соответствии с планом мероприятий по реализации Основ государственной молодежной политики Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденных распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 ноября 2014 г. N 2403-р, утвержденным распоряжением Правительства Российской Федерации от 12 декабря 2015 г. N 2570-р.
Целью Концепции является создание условий, обеспечивающих возможность для студентов профессиональных образовательных организаций и образовательных организаций высшего образования вести здоровый образ жизни, систематически заниматься физической культурой и спортом, получить доступ к развитой спортивной инфраструктуре, а также повысить конкурентоспособность российского спорта.
Задачи Концепции:
модернизация системы физического воспитания и развитие спорта в профессиональных образовательных организациях и образовательных организациях высшего образования;
обеспечение профессиональных образовательных организаций и образовательных организаций высшего образования физкультурной и спортивной инфраструктурой;
обеспечение повышения квалификации преподавателей физической культуры с учетом введения федеральных государственных образовательных стандартов нового поколения;
расширение сети студенческих спортивных клубов;
увеличение количества студенческих спортивных лиг;
повышение эффективности системы физического воспитания студентов и организации спортивно-массовой работы в профессиональных образовательных организациях и образовательных организациях высшего образования.
I. Общие положения
Концепция определяет систему приоритетных направлений, обеспечивающих развитие физкультурной, спортивной и оздоровительной работы в профессиональных образовательных организациях и образовательных организациях высшего образования, а также студенческого спорта в Российской Федерации в целом.
В настоящее время в Российской Федерации отмечается высокий уровень заинтересованности вопросами формирования здорового образа жизни в молодежной среде и развития студенческого спорта со стороны общественных институтов, физкультурного и спортивного профессионального сообщества, студенчества. Российская Федерация все более активно укрепляет свои позиции в мировом студенческом спортивном движении, что вносит существенный вклад в ее позиционирование в качестве ведущей мировой спортивной державы, а проведенные и запланированные на территории Российской Федерации крупнейшие международные спортивные мероприятия: XXVII Всемирная летняя универсиада 2013 года в г. Казани, XXII Олимпийские зимние игры и XI Паралимпийские зимние игры 2014 года в г. Сочи, чемпионат мира по футболу FIFA 2018 в России, XXIX Всемирная зимняя универсиада 2019 года в г. Красноярске - служат эффективным наследием и сильнейшим стимулом в развитии системы студенческого спорта и волонтерского движения.
Развитие студенческого спорта как части массового спорта зависит от системности и эффективности социального партнерства всех заинтересованных структур: федеральных органов исполнительной власти в сфере физической культуры и спорта, образования, молодежной политики и других заинтересованных федеральных органов исполнительной власти, имеющих в своем ведении профессиональные образовательные организации и образовательные организации высшего образования, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, подведомственных этим органам организаций, а также общественных физкультурно-спортивных организаций: Общероссийской общественной организации "Российский студенческий спортивный союз", Общероссийской молодежной общественной организации "Ассоциация студенческих спортивных клубов России", студенческих спортивных лиг и спортивных федераций.
В свою очередь, в основе стабильно высоких спортивных результатов на международной арене традиционно лежит выстроенная федеральным органом исполнительной власти в сфере физической культуры и спорта и федеральным органом исполнительной власти в сфере образования совместно с общероссийскими спортивными федерациями и Общероссийской общественной организацией "Российский студенческий спортивный союз" система студенческого спорта как часть спорта высших достижений, обеспечивающая спортсменам высокого класса в процессе их подготовки эффективное сочетание образовательной деятельности и тренировочного процесса.
II. Предпосылки разработки Концепции
В последние годы в Российской Федерации были предприняты меры, направленные на формирование системы студенческого спорта, физкультурной, спортивной и оздоровительной работы в системе профессионального и высшего образования. Правовые основы развития студенческого спорта в Российской Федерации регулируются Федеральным законом от 04.12.2007 N 329-ФЗ "О физической культуре и спорте в Российской Федерации" и Федеральным законом от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации".
Нормы, регулирующие студенческий спорт, также закреплены в региональном законодательстве.
Президентом Российской Федерации был дан ряд поручений, направленных на подготовку и проведение на территории Российской Федерации крупнейших международных студенческих спортивных соревнований.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 29.11.2014 N 2403-р утверждены Основы государственной молодежной политики Российской Федерации на период до 2025 года.
Также меры, направленные на совершенствование системы физического воспитания молодежи и развитие студенческого спорта, предусмотрены в Стратегии развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 07.08.2009 N 1101-р, и государственной программе Российской Федерации "Развитие физической культуры и спорта", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.2014 N 302.
Федеральными органами исполнительной власти обеспечено финансирование студенческого спорта, созданы различные межведомственные консультативные и совещательные структуры по вопросам физического воспитания в системе образования, сформирована базовая нормативная и методическая основа студенческого спорта, регулярно проводятся студенческие физкультурные и спортивные мероприятия различного уровня, межведомственные смотры-конкурсы, реализуются проекты по созданию спортивной инфраструктуры.
При содействии федеральных органов исполнительной власти с 2007 года развиваются студенческие спортивные лиги, с 2013 года АССК России.
Настоящая Концепция разработана в целях повышения эффективности совместной деятельности, а также комплексного определения направления развития студенческого спорта в Российской Федерации.
III. Современная система студенческого спорта
в Российской Федерации
В настоящее время в структуре образовательной организации предусмотрена возможность создания различных структурных подразделений, направленных на развитие студенческого спорта:
- подразделений, отвечающих за реализацию федеральных государственных образовательных стандартов по дисциплинам (модулям) по физической культуре и спорту (институт, факультет, кафедра физического воспитания и т.д.);
- спортивных клубов;
- студенческих спортивных клубов;
- органов студенческого самоуправления физкультурной, спортивной, оздоровительной, туристической, волонтерской направленности;
- центров тестирования по выполнению нормативов испытаний (тестов) Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса "Готов к труду и обороне" (ГТО).
Согласно данным федерального статистического наблюдения по форме N ВПО-1 и по форме N СПО-1, а также федерального статистического наблюдения по форме N 1-ФК "Сведения о физической культуре и спорте" на 31.12.2016 в Российской Федерации имеется:
- 2,7 тыс. профессиональных образовательных организаций и 818 образовательных организаций высшего образования различной ведомственной принадлежности;
- 2869,5 тыс. студентов в профессиональных образовательных организациях и 2379,6 тысяч студентов очной формы обучения в образовательных организациях высшего образования;
- 1459,0 тыс. студентов в профессиональных образовательных организациях и 1826,0 тыс. студентов в образовательных организациях высшего образования, вовлеченных в занятия физической культурой и спортом;
- 11,9 тыс. штатных работников в профессиональных образовательных организациях и 17,8 тыс. штатных работников в образовательных организациях высшего образования, осуществляющих работу по физической культуре и спорту;
- 229 спортивных клубов в профессиональных образовательных организациях и 332 спортивных клуба в образовательных организациях высшего образования.
В настоящее время студенческий спорт развивается в двух базовых направлениях:
- как часть массового спорта, включающая систему всероссийских, окружных, региональных, городских и локальных (на уровне образовательных организаций) массовых физкультурных и спортивных мероприятий, а также систематическую физкультурную, спортивную и оздоровительную работу со студентами системы образования;
- как часть спорта высших достижений, включающая отбор и подготовку спортивного резерва из числа студентов для участия на всемирных зимних и летних универсиадах, а также других спортивных мероприятиях Международной федерации студенческого спорта (FISU).
Координацию системы студенческого спорта в рамках федерального законодательства осуществляют в системе государственного управления федеральные органы исполнительной власти в области физической культуры и спорта и в сфере образования, в системе негосударственного регулирования - РССС.
Постепенно все большую роль в развитии студенческого спорта занимают общероссийские спортивные федерации и студенческие спортивные лиги, АССК России.
Так, общероссийскими спортивными федерациями совместно с РССС учреждены 15 студенческих спортивных лиг.
Существующая система проведения всероссийских студенческих физкультурных и спортивных мероприятий предусматривает проведение:
- многоэтапных мероприятий, таких как всероссийские летняя и зимняя универсиады, всероссийский фестиваль студенческого спорта;
- ежегодных всероссийских соревнований по видам спорта;
- соревнований студенческих спортивных лиг в течение учебного года.
Так, система студенческих соревнований в 2016 году включала 53 международных и всероссийских мероприятия в рамках Единого календарного плана межрегиональных, всероссийских и международных физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий, 60 чемпионатов РССС, 13 регулярных чемпионатов студенческих спортивных лиг, чемпионат АССК России по 4 видам спорта.
По итогам проведенного в 2016 году мониторинга секционной деятельности спортивных клубов образовательных организаций - наиболее востребованными видами спорта являются: волейбол, баскетбол, футбол, мини-футбол, настольный теннис, легкая атлетика, лыжные гонки, шахматы, самбо, фитнес-аэробика.
В целом существующие субъекты системы студенческого спорта в Российской Федерации реализуют различные полномочия, определенные федеральным и региональным законодательством, локальными нормативными актами образовательных организаций и их учредителей, методическими рекомендациями по развитию студенческого спорта и уставными документами общественных организаций.
Финансирование системы студенческого спорта формируется из:
средств федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления на организацию и проведение физкультурных и спортивных мероприятий со студентами в рамках календарных планов;
средств бюджетов различных уровней в рамках государственных и муниципальных заданий образовательным организациям на реализацию учебных дисциплин, в том числе по дисциплинам (модулям) по физической культуре и спорту;
средств федерального бюджета федерального органа исполнительной власти, осуществляющего управление в сфере образования, выделяемых подведомственным образовательным организациям высшего образования на реализацию направления "студенческий спорт и здоровый образ жизни" в рамках программ развития деятельности студенческих объединений;
средств учредителей профессиональных образовательных организаций и образовательных организаций высшего образования на физкультурную, спортивную и оздоровительную работу со студентами в рамках выполнения государственного задания;
средств профессиональных образовательных организаций и образовательных организаций высшего образования от дополнительной приносящей доход деятельности (внебюджетные источники);
средств негосударственных субъектов системы студенческого спорта: РССС, студенческих спортивных лиг, общероссийских спортивных федераций, АССК России;
средств, полученных субъектами системы студенческого спорта за счет грантов государственных и негосударственных организаций.
IV. Основные направления реализации Концепции
Реализация Концепции предусматривается по следующим основным приоритетным направлениям:
повышение качества государственного и негосударственного управления системы студенческого спорта посредством использования потенциала социально ориентированных некоммерческих организаций сферы физической культуры и спорта различного типа. Повышение качества государственного и негосударственного управления системы студенческого спорта также направлено на повышение эффективности межведомственного взаимодействия органов государственной власти, органов местного самоуправления и подведомственной им сети организаций, в том числе их взаимодействия с негосударственными субъектами системы студенческого спорта;
совершенствование нормативно-правового регулирования системы студенческого спорта посредством разработки новых и внесения изменений в действующие нормативные правовые акты, регулирующие развитие физической культуры и спорта в профессиональных образовательных организациях и образовательных организациях высшего образования;
совершенствование научно-методического обеспечения субъектов системы студенческого спорта посредством накопления научно-методического опыта в сфере студенческого спорта, формирование профильных научно-методических экспертных сообществ и внедрение инновационных разработок в практическую деятельность профессиональных образовательных организаций, образовательных организаций высшего образования и негосударственных субъектов студенческого спорта;
совершенствование механизмов финансирования системы студенческого спорта посредством повышения эффективности использования существующих бюджетных источников финансирования студенческого спорта на федеральном, региональном и муниципальном уровнях, а также развития сотрудничества профессиональных образовательных организаций и образовательных организаций высшего образования с негосударственными субъектами студенческого спорта и организациями коммерческого сектора, направленного на развитие частно-государственного партнерства и увеличение объема финансирования системы студенческого спорта за счет внебюджетных источников;
развитие кадрового потенциала субъектов системы студенческого спорта посредством разработки и внедрения программ переподготовки и повышения квалификации работников сферы студенческого спорта в органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органах местного самоуправления, негосударственных субъектах студенческого спорта, профессиональных образовательных организациях и образовательных организациях высшего образования, а также повышение качества профориентационной работы образовательных организаций, осуществляющих подготовку специалистов по различным направлениям сферы физической культуры и спорта;
обеспечение системы студенческого спорта физкультурной и спортивной инфраструктурой посредством развития и эффективного использования существующей материально-технической базы субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, профессиональных образовательных организаций и образовательных организаций высшего образования;
совершенствование информационного обеспечения студенческого спорта посредством создания специализированных радио- и телевизионных программ о студенческом спорте, развития форм сотрудничества субъектов студенческого спорта со средствами массовой информации, в том числе студенческими СМИ, а также создания и продвижения в системе студенческого спорта специализированных интерактивных продуктов, актуализированных для их восприятия как в профессиональном сообществе, так и в молодежной среде;
усиление роли физической культуры в системе студенческого спорта посредством совершенствования федеральных государственных образовательных стандартов по дисциплинам (модулям) по физической культуре и спорту, обеспечивающих полноценное закрепление теоретических и практических компетенций в физической культуре у студентов, а также посредством повышения качества преподавания дисциплин (модулей) по физической культуре и спорту;
совершенствование технологий инклюзивного образования студентов посредством адаптации федеральных государственных образовательных стандартов по дисциплинам (модулям) по физической культуре и спорту и системы студенческих соревнований под потребности студентов, относящихся к различным нозологическим группам, а также внедрения инновационных методических разработок в обеспечение физкультурной деятельности категории студентов с ограниченными возможностями здоровья;
совершенствование спортивно-массовой работы и системы спортивных соревнований, в том числе по месту жительства студентов, посредством повышения качества проводимой спортивно-массовой работы в профессиональных образовательных организациях и образовательных организациях высшего образования, формирования концепций и программ развития студенческого спорта в субъектах Российской Федерации, а также стандартизации и систематизации совместной деятельности студенческих спортивных лиг по видам спорта;
укрепление роли системы студенческого спорта в системе подготовки спортивного резерва посредством развития механизмов сотрудничества субъектов студенческого спорта со спортивными федерациями, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере физической культуры и спорта, а также повышения роли Всероссийских зимних и летних универсиад;
повышение значимости Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса "Готов к труду и обороне" (ГТО) (далее - Комплекс ГТО) в физическом воспитании и развитии студенческого спорта посредством развития форм вовлечения студентов в выполнение нормативов, а также использования мероприятий Комплекса ГТО в совершенствовании селекционной работы при формировании студенческих сборных команд по различным видам спорта;
совершенствование санаторной и оздоровительной работы со студентами посредством развития и эффективного использования существующей материально-технической санаторной и оздоровительной базы, находящейся в ведении профессиональных образовательных организаций и образовательных организаций высшего образования, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также разработка межведомственных рекомендаций по оздоровительной деятельности студентов в профессиональных образовательных организациях и образовательных организациях высшего образования;
усиление роли духовно-нравственного и патриотического воспитания в системе студенческого спорта посредством проведения просветительской работы со студентами об истории студенческого спорта, известных личностях, внесших значительный вклад в его развитие, роли студенческого спорта в международной деятельности Российской Федерации, направленной на повышение конкурентоспособности российского спорта на международной арене, а также проведения соревнований по национальным видам спорта, проектов, направленных на преемственность традиций студенческого спорта, профилактику всех форм дискриминации и расизма;
совершенствование механизмов социализации студентов в обществе посредством развития деятельности органов студенческого самоуправления спортивной направленности, спортивного волонтерского движения, студенческого туризма, создания студенческих объединений болельщиков, развития партнерства спортивных клубов образовательных организаций с потенциальными работодателями в сфере физической культуры и спорта для трудоустройства выпускников.
V. Этапы реализации Концепции
Реализация Концепции по приоритетным направлениям осуществляется в два этапа: I этап - 2017 - 2020 годы, II этап - 2021 - 2025 годы.
На I этапе (2017 - 2020 годы) планируется:
разработка и реализация совместно с федеральными органами исполнительной власти, имеющими в своем ведении профессиональные образовательные организации и образовательные организации высшего образования, субъектами Российской Федерации и заинтересованными общественными студенческими спортивными организациями плана мероприятий по реализации I этапа Концепции;
совершенствование законодательства в части студенческого спорта;
разработка рекомендованных программ повышения квалификации работников системы студенческого спорта, обеспечение повышения квалификации;
формирование предложений в план мероприятий по реализации II этапа Концепции.
На II этапе реализации Концепции (2021 - 2025 годы) планируется:
продолжение выполнения плана мероприятий по реализации II этапа Концепции с учетом инновационных подходов развития студенческого спорта.
Финансирование планов мероприятий по реализации Концепции будет осуществляться из различных источников, в том числе за счет средств бюджетов всех уровней и внебюджетных источников образовательных организаций профессионального и высшего образования, а также иных внебюджетных источников.
Начиная с I этапа реализации Концепции федеральным органом исполнительной власти в сфере физической культуры и спорта совместно с федеральным органом исполнительной власти в сфере образования, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и заинтересованными организациями будет проводиться постоянный мониторинг реализации Концепции и оценка ее эффективности, степени достижения ожидаемых результатов.
VI. Оценка эффективности реализации Концепции
Эффективность реализации Концепции на I этапе (2017 - 2020 годы) будет оцениваться по следующим показателям:
увеличение доли учащихся и студентов, систематически занимающихся физической культурой и спортом, в общей численности учащихся и студентов до 80% к 2020 году;
увеличение доли студентов Российской Федерации, выполнивших нормативы испытаний (тестов) Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса "Готов к труду и обороне" (ГТО), в общей численности студентов очной формы обучения, принявших участие в выполнении нормативов испытаний (тестов) Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса "Готов к труду и обороне" (ГТО), до 70% к 2020 году;
увеличение доли профессиональных образовательных организаций и образовательных организаций высшего образования, имеющих студенческие спортивные клубы, в общем количестве профессиональных образовательных организаций и образовательных организаций высшего образования до 60% к 2020 году;
увеличение количества профессиональных образовательных организаций и образовательных организаций высшего образования, принимающих участие в открытом публичном Всероссийском смотре-конкурсе профессиональных образовательных организаций и образовательных организаций высшего образования на лучшую организацию физкультурно-спортивной работы среди студентов, до 30% к 2020 году;
успешное выступление студенческой сборной команды России на Всемирных летних и зимних универсиадах;
успешное проведение спортивного блока мероприятий Всемирной зимней универсиады 2019 года в г. Красноярске;
увеличение доли работников системы студенческого спорта, прошедших повышение квалификации по специализированным программам в сфере студенческого спорта, в общей численности работников системы студенческого спорта до 80% к 2020 году;
увеличение доли субъектов Российской Федерации, принимающих участие в финальных соревнованиях Всероссийской зимней и летней универсиад и Всероссийского фестиваля студенческого спорта, до 60% к 2020 году;
увеличение числа студенческих спортивных лиг по видам спорта до 20 к 2020 году.
Эффективность реализации Концепции на II этапе (2021 - 2025 годы) будет оцениваться по следующим показателям:
увеличение доли учащихся и студентов, систематически занимающихся физической культурой и спортом, в общей численности учащихся и студентов до 90% к 2025 году;
увеличение доли студентов Российской Федерации, выполнивших нормативы испытаний (тестов) Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса "Готов к труду и обороне" (ГТО), в общей численности студентов очной формы обучения, принявших участие в выполнении нормативов испытаний (тестов) Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса "Готов к труду и обороне" (ГТО), до 80% к 2025 году;
увеличение доли профессиональных образовательных организаций и образовательных организаций высшего образования, имеющих студенческие спортивные клубы, в общем количестве профессиональных образовательных организаций и образовательных организаций высшего образования до 100% к 2025 году;
увеличение количества профессиональных образовательных организаций и образовательных организаций высшего образования, принимающих участие в открытом публичном Всероссийском смотре-конкурсе профессиональных образовательных организаций и образовательных организаций высшего образования на лучшую организацию физкультурно-спортивной работы среди студентов, до 50% к 2025 году;
успешное выступление студенческой сборной команды России на Всемирных летних и зимних универсиадах;
увеличение доли работников системы студенческого спорта, прошедших повышение квалификации по специализированным программам в сфере студенческого спорта, в общей численности работников системы студенческого спорта до 100% к 2025 году;
увеличение доли субъектов Российской Федерации, принимающих участие в финальных соревнованиях Всероссийской зимней и летней универсиад и Всероссийского фестиваля студенческого спорта, до 80% к 2025 году;
увеличение числа студенческих спортивных лиг по видам спорта до 30 к 2025 году.
В том числе для оценки эффективности реализации Концепции на I и II этапах предусматривается разработка следующих оценочных показателей:
увеличение доли студентов с ограниченными возможностями здоровья очной формы обучения, систематически занимающихся физической культурой и спортом, в общей численности студентов соответствующей категории;
увеличение доли студентов Российской Федерации, ежегодно привлеченных к санаторно-оздоровительному отдыху, в общей численности студентов очной формы обучения;
увеличение доли студентов Российской Федерации, ежегодно привлеченных к туристическим походам, в общей численности студентов очной формы обучения;
увеличение доли студентов Российской Федерации, вовлеченных в систематическую волонтерскую деятельность физкультурной, спортивной и оздоровительной направленности, в общей численности студентов очной формы обучения;
увеличение доли профессиональных образовательных организаций и образовательных организаций высшего образования, обеспеченных собственной (коллективной) материально-технической физкультурной, спортивной и оздоровительной инфраструктурой, в общем количестве аккредитованных государственных профессиональных образовательных организаций и образовательных организаций высшего образования.
В результате реализации Концепции будет сформирована эффективная социально-экономическая модель системы студенческого спорта, позволяющая повысить конкурентоспособность российского спорта на международной арене.