МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПРИКАЗ
от 30 июня 2021 г. N 396

О СОЗДАНИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ИНФОРМАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ
МИНПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИИ "МОЯ ШКОЛА"

В соответствии с абзацем вторым подпункта "д" пункта 6 Положения о проведении на территории отдельных субъектов Российской Федерации эксперимента по внедрению цифровой образовательной среды, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 7 декабря 2020 г. N 2040 "О проведении эксперимента по внедрению цифровой образовательной среды", подпунктом 5.5 пункта 5 Положения о Министерстве просвещения Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 июля 2018 г. N 884, в целях обеспечения исполнения Министерством просвещения Российской Федерации возложенных на него полномочий приказываю:

1. Создать федеральную государственную информационную систему Минпросвещения России "Моя школа" (далее - Система).

2. Утвердить прилагаемую Концепцию создания Системы.

3. Департаменту цифровой трансформации и больших данных (Горобец А.В.) в срок до 1 ноября 2021 года разработать документацию на Систему и ее части, включая документацию в объеме, необходимом для описания полной совокупности проектных решений (в том числе по защите информации) и достаточном для дальнейшего выполнения работ по созданию Системы.

4. Контроль за исполнением настоящего приказа оставляю за собой.

Заместитель Министра
Т.В.ВАСИЛЬЕВА

Приложение N 1

Утверждена
приказом Министерства
просвещения
Российской Федерации
от 30 июня 2021 г. N 396

КОНЦЕПЦИЯ
СОЗДАНИЯ ФЕДЕРАЛЬНОЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ИНФОРМАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ
МИНПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИИ "МОЯ ШКОЛА"

I. Сокращения, термины и определения

В настоящем документе используются сокращения, термины с соответствующими определениями, приведенные в таблице ниже (Таблица 1).

Таблица 1. Сокращения, термины и определения

Сокращение, термин
Значение сокращения, определение термина
API
(англ. applicationprogramminginterface) - программный интерфейс приложения, интерфейс прикладного программирования - описание способов (набор классов, процедур, функций, структур или констант), которыми одна компьютерная программа может взаимодействовать с другой программой
АС ФБД
Автоматизированная система федерального банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей
База данных
Целостная совокупность структурированной и взаимосвязанной информации из какой-либо предметной области, организованной по определенным правилам на материальных носителях и отображающая состояние объектов и их отношение в данной предметной области
Банк данных
Совокупность массивов информации длительного хранения, организованных в библиотеки данных, а также программно-технических средств, обеспечивающих ее накопление, обновление, корректировку и использование
ГИС
Государственная информационная система
ЕПГУ
Единый портал государственных (муниципальных) услуг и функций
ЕП МПС
Единая государственная информационная система "Информационно-аналитическая платформа" Министерства просвещения Российской Федерации
ЕСИА
Единая система идентификации и аутентификации в инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме
Информационная система
Совокупность содержащейся в базах данных информации и обеспечивающих ее обработку информационных технологий и технических средств
Информационный ресурс
Информация, содержащаяся в информационных системах органов и организаций, а также иные имеющиеся в их распоряжении сведения и документы
ИС
Информационная система
Модель данных
Стандартизованное машиночитаемое описание способа представления структурированных данных об определенной разновидности объектов (субъектов) и отношений между ними в определенной предметной области, устанавливающее формализованные требования к взаимному расположению и иерархии элементов данных, их кодировке, обозначениям, допустимым типам и значениям
НСИ
Нормативно-справочная информация
ОО
Образовательная организация
Прокторинг
Процедура наблюдения и контроля за дистанционным прохождением диагностической процедуры в режиме онлайн
Системный проект
Первая фаза разработки системы, на которой требования заказчика уточняются, формализуются и документируются. Системный проект строится на основе модели "как должно быть" и результатов обследования предприятия в части выявления требований к будущей системе
СМЭВ
Единая система межведомственного электронного взаимодействия
СУБД
Система управления базами данных
Цифровая трансформация
Цифровая трансформация - управляемый процесс изменения подходов и методов работы, служебных процессов Министерства просвещения Российской Федерации для достижения соответствия тенденциям времени, требованиям общества и вызовам окружающего мира посредством:
- изменения восприятия и широкого применения сотрудниками Министерства инструментов, предоставляемых цифровыми технологиями;
- проактивного насыщения информационных систем данными, средствами их сбора и обработки;
- взаимодействия с гражданами и внешней средой
ФГИС "Моя школа"
Федеральная государственная информационная система Минпросвещения России "Моя школа

II. Основания разработки Концепции

На основании подпункта "д" пункта 6 Положения о проведении на территории отдельных субъектов Российской Федерации эксперимента по внедрению цифровой образовательной среды, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 7 декабря 2020 г. N 2040 (далее - Положение), Минпросвещения России обеспечивает создание и ввод в эксплуатацию информационной системы "Моя Школа" (далее - ФГИС "Моя Школа", Система).

Система создается в рамках реализации федерального проекта "Цифровая образовательная среда" национального проекта "Образование", паспорт которого утвержден президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам протоколом от 24 декабря 2018 г. N 16 и постановления Правительства Российской Федерации от 7 декабря 2020 г. N 2040 "О проведении эксперимента по внедрению цифровой образовательной среды", а также с учетом следующих нормативных правовых актов:

- Федеральный закон от 29.07.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации";

- Федеральный закон от 27.07.2006 N 152-ФЗ "О персональных данных";

- Федеральный закон от 27.07.2006 N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации";

- Федеральный закон от 16.04.2001 N 44 "О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей";

- Указ Президента Российской Федерации от 9 мая 2017 г. N 203 "О Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017 - 2030 годы";

- Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года";

- Указ Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 г. N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года";

- Подпункт "б" пункта 1 Перечня поручений Президента Российской Федерации от 2 января 2016 г. N Пр-15ГС;

- Основные направления деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2024 года, утвержденные Правительством Российской Федерации 29 сентября 2018 г.;

- Постановление Правительства РФ от 6 июля 2015 г. N 676 "О требованиях к порядку создания, развития, ввода в эксплуатацию, эксплуатации и вывода из эксплуатации государственных информационных систем и дальнейшего хранения содержащейся в их базах данных информации";

- Распоряжение Правительства Российской Федерации от 25.12.2013 N 2516-р "Об утверждении Концепции развития механизмов предоставления государственных и муниципальных услуг в электронном виде";

- Постановление Правительства Российской Федерации от 7 декабря 2020 г. N 2040 "О проведении эксперимента по внедрению цифровой образовательной среды";

- Федеральный проект "Цифровая образовательная среда" национального проекта "Образование", утвержденный президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам протоколом от 24 декабря 2018 г. N 16;

- Федеральный проект "Цифровое государственное управление" национальной программы "Цифровая экономика Российской Федерации", утвержденной президиума Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам протоколом от 4 июня 2019 г. N 7;

- Совместный приказ Минкомсвязи России и Минпросвещения России от 30.04.2019 N 218/172 "Об утверждении архитектуры, функциональных и технических требований к созданию федеральной информационно-сервисной платформы цифровой образовательной среды и набору типовых информационных решений";

- Совместный приказ Минкомсвязи России и Минпросвещения России от 16.08.2019 N 461/425 "Об организации работы по применению наборов технологических стандартов и требований для размещения цифрового образовательного контента с использованием федеральной информационно-сервисной платформы цифровой образовательной среды";

- Постановление Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. N 313 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Информационное общество";

- Постановление Правительства Российской Федерации от 16 ноября 2015 г. N 1236 "Об установлении запрета на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд";

- Распоряжение Правительства РФ от 25.10.2014 N 2125-р "Об утверждении Концепции создания единой федеральной межведомственной системы учета контингента обучающихся по основным образовательным программам и дополнительным общеобразовательным программам";

- Приказ Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации от 29 июня 2017 г. N 334 "Об утверждении методических рекомендаций по переходу федеральных органов исполнительной власти и государственных внебюджетных фондов на использование отечественного офисного программного обеспечения, в том числе ранее закупленного офисного программного обеспечения";

- Постановление Правительства РФ от 26 декабря 2017 г. N 1642 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Развитие образования";

- Приказ Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации от 28 декабря 2020 г. N 778 "Об утверждении методических рекомендаций к создаваемым с учетом целевой модели цифровой образовательной среды цифровым платформам, сервисам, информационным системам, регламентам информационного взаимодействия, форматам обмена данными, обеспечивающим информационное взаимодействие и сквозную аутентификацию на цифровой платформе и в информационных системах всех уровней образования";

- Приказ Министерства просвещения РФ от 2 декабря 2019 г. N 649 "Об утверждении Целевой модели цифровой образовательной среды";

- Приказ Министерства образования и науки РФ от 23 августа 2017 г. N 816 "Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ";

- Распоряжение Минпросвещения России от 18.05.2020 N Р-44 "Об утверждении методических рекомендаций для внедрения в основные общеобразовательные программы современных цифровых технологий";

- Приказ Минпросвещения России от 15 января 2021 года N 14 "Об определении детализированного состава платформы цифровой образовательной среды";

- Приказ Федеральной службы по техническому и экспортному контролю от 11 февраля 2013 г. N 17 "Об утверждении требований о защите информации, не составляющей государственную тайну, содержащейся в государственных информационных системах";

- Приказ Федеральной службы по техническому и экспортному контролю от 18 февраля 2013 г. N 21 "Об утверждении состава и содержания организационных и технических мер по обеспечению безопасности персональных данных при их обработке в информационных системах персональных данных";

- Постановление Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2015 года N 1239 определяющее "Правила выявления детей, проявивших выдающиеся способности, и сопровождения их дальнейшего развития";

- Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 18.11.2020 N 649 "Об утверждении Порядка формирования и ведения государственного информационного ресурса о лицах, проявивших выдающиеся способности";

- Методический документ ФСТЭК России от 5 февраля 2021 года "Методика оценки угроз безопасности информации".

III. Общие положения Концепции

Настоящая Концепция создания ФГИС "Моя школа" разработана в целях реализации положений статьи 98 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" и во исполнение абзаца второго подпункта "д" пункта 6 постановления Правительства РФ от 7 декабря 2020 г. N 2040 "О проведении эксперимента по внедрению цифровой образовательной среды" (далее - Эксперимент).

Настоящая Концепция устанавливает назначение, цели, задачи, основные принципы создания Системы, а также этапы реализации.

IV. Предпосылки создания Системы

К началу 2021 года в рамках реализации федерального проекта "Цифровая образовательная среда" национального проекта "Образование" достигнуты существенные результаты в формировании материально-технической базы ОО.

Однако организация образовательной деятельности с использованием цифрового образовательного контента и применением образовательных сервисов осуществляется преимущественно на уровне субъектов, муниципалитетов и конкретных ОО. Подходы к применению дистанционного образования и подходы к используемым сервисам также отличаются. Отсутствие единых подходов к формированию цифрового портфолио обучающегося, и как следствие - отсутствие достоверной информации об обучающихся разных возрастов, проживающих на различных территориях и нуждающихся в образовательных услугах, негативно сказывается на решении задачи реализации прав граждан на обучение с применением дистанционных технологий на всей территории Российской Федерации, предоставления гражданам стандартизированных централизованных цифровых сервисов.

Важной задачей является поддержание в актуальном состоянии реестра организаций, осуществляющих образовательную деятельность, в т.ч. с учетом создания новых организаций, осуществляющих образовательную деятельность, а также реорганизаций и ликвидаций существующих организаций для целей оказания государственных услуг в сфере образования.

Отдельный интерес для граждан представляет получение сведений об обучении своих детей, в частности данные о прохождении обучения в различных ОО, осуществляющих образовательную деятельность, включающие в себя общую информацию об ОО, о периодах обучения, об освоенных и осваиваемых образовательных программах, об успеваемости, при этом у граждан отсутствует возможность работы с единым цифровым портфолио обучающегося.

Минпросвещения России уже реализованы шаги по созданию элементов цифровой образовательной среды и предоставлению педагогическим работникам и обучающимся доступа к цифровому образовательному контенту и образовательным сервисам на всей территории Российской Федерации. Созданы различные информационные системы Минпросвещения России, в частности, государственная информационная система "Российская электронная школа", автоматизированная информационная система "Маркетплейс образовательного контента и услуг", федеральный портал "Российское образование", Единая государственная информационная система "Информационно-аналитическая платформа" Министерства просвещения Российской Федерации (далее - ЕП МПС), и ряд других.

На уровне субъектов Российской Федерации также создавались различные информационные системы в сфере образования для предоставления цифровых образовательных сервисов. Разнородность ИТ-ландшафта систем, используемых моделей предоставления данных и цифровых сервисов - не позволяют говорить о единстве технологических и методологических подходов, что создает значительные сложности для граждан, организаторов образования, органов власти и участников рынка.

В ОО активно используются коммерческие образовательные сервисы, однако механизмы доступа к внешним сервисам и их учета централизованно не решены.

Используемые в настоящее время информационные системы не позволяют в полной мере обеспечить решение задач в рамках Эксперимента, однако ключевые функциональные возможности существующих систем должны быть интегрированы или переиспользованы при создании Системы.

В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 г. N 474 одним из целевых показателей, характеризующих достижение национальных целей к 2030 году в рамках национальной цели "Цифровая трансформация", является достижение "цифровой зрелости" ключевых отраслей экономики и социальной сферы.

Создание Системы должно обеспечить выработку единых подходов к взаимодействию образовательных систем, формирование инструментария для применения в ОО электронного обучения и дистанционных образовательных технологий и унификации учета фактов для автоматического формирования форм статистического наблюдения за образовательной деятельностью.

V. Цели и задачи Системы

Целью создания Системы является обеспечение эффективной информационной поддержки органов и организаций системы образования и граждан в рамках процессов организации получения образования и управления образовательным процессом, а также создание условий для цифровой трансформации системы образования и эффективного использования новых возможностей информационных технологий.

Задачами создания Системы являются:

- предоставление равного доступа к качественному цифровому образовательному контенту и цифровым образовательным сервисам на всей территории Российской Федерации для всех категорий обучающихся, в том числе одаренных детей, детей-инвалидов и детей, проживающих в труднодоступных и удаленных местностях;

- обеспечение возможности реализации образовательных программ начального общего, основного общего и среднего общего образования с использованием дистанционных образовательных технологий и электронного обучения и применением единого портала, информационной системы Министерства просвещения Российской Федерации и информационно-коммуникационной образовательной платформы;

- обеспечение возможности использования и интеграции (взаимодействия) с едиными региональными информационными системами и ресурсами в сфере образования в государственных и муниципальных общеобразовательных организациях, осуществляющих образовательную деятельность в субъектах Российской Федерации, на территории которых проводится эксперимент;

- формирование набора сервисов для граждан с возможностью получить образовательные и иные связанные с образованием сервисы посредством единой точки доступа к цифровым образовательным ресурсам;

- формирование показателей федерального статистического наблюдения на основе действий педагогических работников и граждан в части образовательного процесса;

- создание условий для взаимодействия создаваемых и существующих информационных систем Минпросвещения России, региональных систем и использования единых классификаторов, реестров, справочников и форматов взаимодействия;

- обеспечение защиты информации в интегрируемых системах;

- повышение уровня подготовки педагогического состава за счет практики наставничества и подключения студентов педагогических вузов к обучению у опытных преподавателей путем использования дистанционных образовательных технологий;

- создание возможностей более полного и эффективного вовлечения родителей (законных представителей) в процесс образования своих детей.

В рамках создания Системы необходимо сформировать единое информационное образовательное пространство для предоставления участникам образовательного процесса равного доступа к качественному образовательному контенту и цифровым сервисам на всей территории Российской Федерации, эффективной информационной поддержки органов и организаций системы образования, граждан в рамках образовательных процессов.

VI. Основные принципы создания Системы

Создание и обеспечение функционирования ФГИС "Моя школа" должно основываться на следующих общих принципах:

- реализация однократного предоставления данных в систему для их дальнейшего многократного использования;

- отсутствие необходимости вносить данные, которые уже есть в государственных органах;

- единство описания данных сферы образования и использование единых справочников, классификаторов, реестров для взаимодействия с пользователями системы;

- размещение и использование нормативной справочной информации в федеральной государственной информационной системе "Единая система нормативно-справочной информации" (ФГИС ЕСНСИ);

- использование единого механизма для аутентификации и идентификации пользователей на базе ЕСИА;

- единство механизмов взаимодействия системы с иными поставщиками данных посредством СМЭВ;

- полнота, актуальность, непротиворечивость, юридическая значимость и связанность государственных данных, участвующих в информационном обмене;

- непрерывность, своевременность и полнота поступления данных, их адекватность измеряемому процессу, доступность их получения;

- контроль качества данных в части внедрения эффективных автоматических механизмов мониторинга изменений и непрерывной сверки данных из различных источников;

- интерактивный доступ к системе всех пользователей вне зависимости от их территориального размещения;

- обеспечение конфиденциальности, целостности, доступности информации, содержащейся в Системе, и разграничение прав субъектов информации и пользователей, соблюдение установленных законодательством Российской Федерации требований по защите данных;

- обеспечение доступа граждан Российской Федерации к содержащейся в Системе информации, непосредственно затрагивающей их права и свободы, в отношении себя самих и (или) несовершеннолетних детей, родителями (законными представителями) которых они являются;

- снижение дублирования деятельности других систем, участвующих в организации образовательного процесса и управлении ОО всех уровней, реализация принципа максимальной интеграции;

- в случае необходимости применения стороннего программного обеспечения - применение свободно распространяемого программного обеспечения либо программного обеспечения, происходящего из Российской Федерации и внесенного в соответствующий перечень, согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 16 ноября 2015 г. N 1236 "Об установлении запрета на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд" либо программного обеспечения со свободными лицензиями;

- безвозмездность доступа к функционалу и информации, размещенным в Системе, для всех участников Системы.

VII. Участники Системы

Участниками Системы являются:

- оператор Системы - Министерство просвещения Российской Федерации;

- технический оператор - ФГАУ "ФИЦТО", организация, обеспечивающая эксплуатацию и поддержку информационных систем и ресурсов;

- пользователи Системы - физические и юридические лица (участники образовательных отношений):

- обучающиеся;

- родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся;

- педагогические работники ОО;

- организации, осуществляющие образовательную деятельность, федеральные государственные органы, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления;

- поставщики контента и образовательных сервисов, включая издательства образовательной литературы.

Неопределенный круг лиц без регистрации в Системе имеет доступ к Системе исключительно в части размещенных в ней ограниченных публичных данных.

Участники Системы несут ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации.

Идентификация и аутентификации зарегистрированных пользователей системы осуществляется с использованием ЕСИА.

VIII. Функциональные требования к Системе

Структура Системы содержит компоненты, включая модули и сервисы, и интеграционные сервисы, взаимодействующие с иными информационными системами и сервисами, платформами, а также иными ресурсами, необходимыми для достижения цели создания системы, реализации ее функций и эффективного функционирования.

В целях экономии бюджетных средств и сокращения времени создания Системы необходимо в рамках проектирования рассмотреть возможность переиспользование подходящих компонентов ранее созданных информационных систем Минпросвещения России, таких как компоненты авторизации, управления НСИ, журналирования, мониторинга, управления правами и безопасности, аналитики.

Пользователям Системы должна предоставляться возможность работать с Системой в онлайн-режиме посредством использования распространенных браузеров и поддерживать адаптивную верстку, позволяющую пользоваться всеми функциями системы в том числе на мобильных устройствах.

Система должна обеспечивать следующий функционал в виде самостоятельных или интегрированных компонентов:

- обеспечение администрирования и информационной безопасности, в т.ч. функции уведомлений пользователей о различных событиях в системе; мониторинга, журналирования;

- управление НСИ и управление данными;

- интеграция и взаимодействие с иными информационными системами посредством СМЭВ и API;

- ведение реестров профилей участников образовательных отношений, включающий сведения об организациях, обучающихся, законных представителях обучающегося и работниках образовательных организаций, поставщиков образовательного контента и образовательных сервисов;

- ведение цифрой библиотеки для использования учебных, методических и периодических изданий в электронном виде;

- личных кабинетов участников отношений в сфере образования, обеспечивающих доступ к следующим компонентам Системы:

- цифровое портфолио обучающегося для управления образовательными достижениями и формирования индивидуального образовательного маршрута обучения и воспитания;

- организация профессиональной ориентации обучающихся;

- библиотека бесплатного цифрового образовательного контента и образовательным сервисам, прошедшим соответствующую экспертизу, в соответствии с действующими регламентами;

- каталог дополнительного образовательного контента, используемому образовательными организациями в своей деятельности;

- создание и управление цифровым образовательным контентом, включая конструктор контента и сервис экспертизы и тестирования;

- организация индивидуальной и коллективной работы с документами, презентациями и таблицами с электронным документооборотом;

- проведение самодиагностик, текущего контроля успеваемости, промежуточной и итоговой аттестации обучающихся, международных, всероссийских и региональных олимпиад и конкурсов, в том числе с возможностью прокторинга;

- проведение комплексных мониторинговых исследований результатов образовательной деятельности на федеральном, региональном и муниципальных уровнях с участием участников отношений в сфере образования, в том числе в целях проведения исследования оценки качества образования, включая инструменты оценки удовлетворенности участников образовательных отношений;

- мониторинг применения оборудования, используемого в образовательных организациях в рамках федерального проекта "Цифровая образовательная среда" национального проекта "Образование";

- просмотр сведений электронных дневника, журнала и расписания;

- организация профессионального развития педагогически и руководящих работников организаций;

- формирование электронных механизмов участия законных представителей обучающихся в деятельности организаций, в том числе доступ к информации о распорядительных актах образовательной организации и сервисами взаимодействия с ОО;

- обеспечение возможности реализации образовательных программ начального общего, основного общего и среднего общего образования с использованием дистанционных образовательных технологий и электронного обучения.

В части, касающейся взаимодействия с сервисами личного кабинета в ЕПГУ, Система должна обеспечивать следующие возможности:

- передачу сведений об образовательных организациях пользователя или его детей, указанных в профиле пользователя в ЕСИА и статусе и этапах обучения в них;

- публикацию сводных данных о текущей успеваемости пользователя посредством видов сведений в СМЭВ 3.x для отображения ее в личном кабинете пользователя на ЕПГУ и обеспечения возможности бесшовного перехода от сводной информации на ЕПГУ к детальной информации в Системе за выбранных период;

- публикацию данных об образовательных событиях пользователей в образовательных организациях (родительских собраниях/запланированных контрольных работах/результатах контрольных).

IX. Требования к техническим и программным средствам Системы

Целевая техническая архитектура Системы должна обладать возможностью установки в виртуальной среде с поддержкой контейнеризации.

При проектировании архитектуры системы необходимо учитывать наработки компонентов архитектуры электронного правительства.

При формировании подхода к реализации целевой технической архитектуры должны быть учтены принципы государственной единой облачной платформы в рамках мероприятия федерального проекта "Информационная инфраструктура" национальной программы "Цифровая экономика Российской Федерации" по миграции информационных систем и информационных ресурсов ведомств в Государственную единую облачную платформу (далее - ГЕОП) в т.ч., в случае аренды вычислительных ресурсов на технологической площадке, не входящей в контур ГЕОП.

Технологическое, программно-техническое и иное обеспечение Системы должно обеспечивать надежную непрерывную работу серверной, информационно-коммуникационной инфраструктуры системы.

Для обеспечения требуемого уровня показателей надежности и доступности информационно-технических сервисов программно-аппаратные средства могут располагаться на нескольких территориально удаленных площадках, количество которых может изменяться по мере развития Системы.

Комплекс программно-технических средств Системы должен обеспечивать конфиденциальность, целостность и доступность данных Системы, выполнение комплекса мер по защите данных и их периодическому резервному копированию, включая штатные меры по защите персональных данных и конфиденциальной информации;

Система должна создаваться на основе современных технологий программной инженерии, информационных технологий и достижений в области информатики и вычислительной техники: системного, процессного и сервисного подходов, системного и ситуационного анализа, технологий облачных вычислений, методов поддержки принятия решений в том числе с применением алгоритмов искусственного интеллекта и анализа больших данных.

Архитектура Системы и средства программно-технического и аппаратного обеспечения Системы должны в совокупности обеспечивать приемлемую скорость выполнения основных операций Системы связанных с поиском, подготовкой и визуализацией сведений по запросу пользователей Системы;

При формировании технических требований, проектировании и реализации Системы необходимо оценить вероятную интенсивность использования Системы всеми категориями пользователей и сформулировать требования к необходимым для этого аппаратным и программным ресурсам без предъявления чрезмерных требований к аппаратному и базовому программному обеспечению пользователей.

X. Информационное взаимодействие системы с иными
информационными системами и образовательными платформами

Организация информационного взаимодействия Системы с иными информационными системами и образовательными платформами осуществляется оператором Системы и операторами иных информационных систем самостоятельно или с привлечением организаций, находящихся в их ведении, или иных организаций в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Должно быть обеспечено взаимодействие системы со следующими информационными системами:

- Федеральная государственная информационная система "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)";

- Федеральная государственная информационная система "Единая система идентификации и аутентификации";

- Федеральная государственная информационная система "Единая система нормативной справочной информации";

- Федеральная государственная информационная система "Единая система межведомственного электронного взаимодействия (СМЭВ)";

- Информационно-коммуникационная образовательная платформа;

- Автоматизированная информационная система федерального банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей (АИС ФБД);

- Государственный информационный ресурс о лицах, проявивших выдающиеся способности;

- Национальная система управления данными (НСУД);

- Информационная система реестра некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента, в целях обеспечения сверки с реестром поставщиков образовательного контента;

- Государственная информационная система "Российская электронная школа";

- Автоматизированная информационная система "Платформа больших данных цифровой образовательной среды";

- Федеральные и региональные информационные системы в сфере образования, здравоохранения и социального обслуживания;

- Информационные системы ОО и (или) региональные информационные системы, аккумулирующие информацию по участникам образовательных отношений и по процессам образования (обеспечение технической возможности интеграции путем реализации API в Системе).

- Платформа обратной связи ЕПГУ;

- ЕП МПС.

На этапе технического проектирования необходимо детализировать состав передаваемых данных, частоту их получения и другие параметры взаимодействия.

Информационное взаимодействие Системы с иными информационными системами и образовательными платформами осуществляется с соблюдением следующих требований:

- обеспечение полноты и достоверности предоставляемой информации, соблюдение установленных сроков ее предоставления, а также обеспечение конфиденциальности информации, доступ к которой ограничен законодательством Российской Федерации;

- обеспечение операторами передаваемой ими информации от неправомерного доступа, уничтожения, модификации, блокирования, копирования, распространения и иных неправомерных действий с момента передачи этой информации и до момента ее поступления в Систему;

- фиксация даты, времени, содержания и участников всех действий и операций, осуществляемых в рамках информационного взаимодействия, а также возможность предоставления сведений, позволяющих восстановить историю информационного взаимодействия;

- незамедлительное информирование о сбоях и нарушениях, которые могут повлечь нарушение сроков и качества предоставления и (или) получения информации, а также о нарушениях требований к обеспечению информационной безопасности;

- незамедлительная реализация мер по устранению выявленных сбоев и нарушений функционирования, а также случаев нарушения требований к обеспечению информационной безопасности;

- непрерывный мониторинг работоспособности сервисов межведомственного взаимодействия, предоставляемых системой, с соблюдением требований обеспечения информационной безопасности, определенных законодательством Российской Федерации.

Субъекты Российской Федерации за счет собственных средств могут разрабатывать прикладные системы, реализующие дополнительную функциональность на региональном уровне, при условии обеспечения интеграции разрабатываемых региональных компонентов с системой.

XI. Классификация системы в соответствии
с требованиями о защите информации

Определение класса защищенности ФГИС "Моя Школа" проводится в соответствии с "Требованиями о защите информации, не составляющей государственную тайну, содержащейся в государственных информационных системах", утвержденными приказом Федеральной службы по техническому и экспортному контролю от 11 февраля 2013 г. N 17.

Масштаб информационной системы ФГИС "Моя Школа", определен как федеральный, исходя из того, что она функционирует на территории всех субъектов Российской Федерации.

В результате нарушения конфиденциальности (при неправомерном доступе, копировании, предоставлении или распространении) обрабатываемой в ФГИС "Моя Школа" информации, возможны существенные негативные последствия в социальной и экономической сфере деятельности. При этом ФГИС "Моя Школа" сможет выполнять все свои функции.

В результате нарушения целостности (при неправомерном уничтожении или модифицировании) обрабатываемой в ФГИС "Моя Школа" информации, возможны умеренные негативные последствия в социальной и экономической сфере. При этом ФГИС "Моя Школа" сможет выполнять свои функции с недостаточной эффективностью или с привлечением дополнительных сил и средств.

В результате нарушения доступности (при неправомерном блокировании) обрабатываемой в ФГИС "Моя Школа" информации, возможны незначительные негативные последствия в социальной и экономической сфере. При этом выполнение функций ФГИС "Моя Школа" будет возможно с привлечением дополнительных сил и средств.

Результат определения итогового уровня значимости обрабатываемой информации с учетом степени возможного ущерба от нарушения конфиденциальности, целостности и доступности информации, приведен в таблице:

Определение уровня значимости информации

Наименование системы
Степень возможного ущерба от нарушения
Уровень значимости информации
конфиденциальности (при неправомерном доступе, копировании, предоставлении или распространении)
целостности (при неправомерном уничтожении или модифицировании)
доступности (при неправомерном блокировании)
ФГИС "Моя Школа"
Высокая
Средняя
Низкая
Высокая (УЗ1)

Исходя из масштаба информационной системы ФГИС "Моя Школа" и уровня значимости обрабатываемой информации, а также необходимостью обеспечения 1-го уровня защищенности персональных данных при их обработке в информационной системе в соответствии с "Требованиями к защите персональных данных при их обработке в информационных системах персональных данных", утвержденных Постановлением Правительства РФ от 01 ноября 2012 г. N 1119, руководствуясь "Требованиями по защите информации, не составляющей государственную тайну, содержащейся в государственных информационных системах", утвержденными Приказом ФСТЭК России от 11 февраля 2013 г. N 17, для ФГИС "Моя Школа" определен первый (К1) класс защищенности.

XII. Обеспечение информационной безопасности

Обеспечение необходимого уровня информационной безопасности информационных подсистем и ресурсов, их целостности и конфиденциальности должно соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации и нормативным документам в области информационной безопасности и быть основано на применении единых требований защиты информации от несанкционированного доступа или изменения, воздействия компьютерных атак и вирусов, а также на использовании сертифицированных средств предупреждения и обнаружения компьютерных атак и защиты информации, разрабатываемых и производимых организациями, получившими в установленном порядке необходимые лицензии.

Контроль использования и защита Системы от несанкционированных действий должны обеспечиваться на основе создания комплексной системы мониторинга и учета операций при работе с государственными информационными системами и ресурсами.

Основными направлениями повышения уровня защищенности объектов общей информационно-технологической инфраструктуры являются:

- обеспечение комплексного подхода к решению задач информационной безопасности с учетом необходимости дифференцирования ее уровней;

- разработка общей модели угроз информационной безопасности;

- определение технических требований и критериев определения объектов интегрированной информационно-технологической инфраструктуры;

- создание реестра важных объектов, разработка мер по их защите и средств надзора за соблюдением соответствующих требований;

- обеспечение эффективного мониторинга состояния информационной безопасности;

- совершенствование нормативной правовой и методической базы в области защиты информационных систем и ресурсов;

- развитие средств защиты информации, систем обеспечения безопасности электронного документооборота, системы контроля действий государственных служащих по работе с информацией;

- развитие и совершенствование защищенных средств обработки информации общего применения, систем удостоверяющих центров в области электронной цифровой подписи, а также систем их аудита.

XIII. Правовой режим информации, содержащейся в системе,
и программно-технических средств функционала системы,
а также требования к хранению информации,
содержащейся в системе

Информация, содержащаяся в Системе, является общедоступной, за исключением информации, доступ к которой ограничен в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Правомочия обладателя информации, содержащейся в Системе, от имени Российской Федерации осуществляет Министерство просвещения Российской Федерации.

В случае использования в составе Системы готовых компонентов (программы для ЭВМ, использование и (или) модификация которых требует неисключительные права - лицензии), к патентной чистоте предъявляются следующие требования:

- право использования готовых компонентов предоставляется Минпросвещения России в виде бессрочной лицензии;

- право использования компонент Системы, в том числе созданных с использованием готовых компонентов, предоставляется Минпросвещения России в виде исключительных прав;

- лицензионное соглашение должно позволять модификацию готовых отдельных программных компонентов на территории Российской Федерации;

- исключительное право на готовые компоненты на территории всего мира и на весь срок действия исключительного права должно принадлежать одному либо нескольким из следующих лиц (правообладателей): Российской Федерации; субъекту Российской Федерации; муниципальному образованию; одной либо нескольким российским некоммерческим и (или) коммерческим организациям, без иностранного участия;

- готовые компоненты не должны иметь принудительного обновления и управления из-за рубежа;

- готовые компоненты должны быть правомерно введены в гражданский оборот на территории Российской Федерации;

- экземпляры либо права использования, услуги по предоставлению доступа к готовым компонентам должны свободно реализовываться на всей территории Российской Федерации;

- должны отсутствовать ограничения, установленные, в том числе, иностранными государствами и препятствующие распространению или иному использованию готовых компонент на территории Российской Федерации или территориях отдельных субъектов Российской Федерации;

- в случае разработки Исполнителем программного обеспечения на базе свободного программного обеспечения должно соблюдаться условие, что после окончания приемочных испытаний сведения о разработанном программном обеспечении будут включены в единый реестр российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных. При этом репозиторий используемого свободного программного обеспечения должен быть размещен на территории Российской Федерации;

- модернизация и сопровождение используемого свободного программного обеспечения должны осуществляться российской организацией без преобладающего иностранного участия;

- используемое свободное программное обеспечение не должно иметь принудительного обновления и управления из-за рубежа. Предлагаемые проектные решения в части программных компонент должны удовлетворять требованиям, предъявляемым к программам для электронных вычислительных машин и базам данных, сведения о которых включаются в реестр российского программного обеспечения.

XIV. Финансово-экономические основы создания Системы

Финансирование мероприятий по созданию, развитию и эксплуатации Системы будет осуществляться за счет мероприятий федерального проекта "Цифровая образовательная среда" национального проекта "Образование", утвержденный президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам протоколом от 24 декабря 2018 г. N 16.

XV. Механизм реализации Концепции

Реализация настоящей Концепции осуществляется путем:

- определение единой ответственной подведомственной организации за координацию и управление всеми проектами и инициативами по созданию и поддержке деятельности Системы, информатизации Минпросвещения России и подведомственных ему организаций, включая мероприятия, обозначенные в настоящей Концепции, и осуществление комплексной ИТ-поддержки их деятельности;

- совершенствования законодательства Российской Федерации в сфере образования в части использования Системы в различных аспектах организации образовательной деятельности на территории Российской Федерации.

Издание нормативного правового акта Минпросвещения России об утверждении системного проекта Системы, содержащего следующие сведения:

- требования к программным и информационным компонентам Системы, необходимым аппаратным средствам, требования к базам данных, физические характеристики компонент-системы, их интерфейсы, а также организационно-технические требования ко всем участникам создания Системы;

- техническое задание на создание Системы;

- порядок работы Системы;

- состав и содержание информации, размещенной в Системе, порядок ее документирования, обработки, хранения, использования и защиты;

- единые стандарты работы Системы, требования к составу и структуре сведений;

- полномочия и ответственность пользователей Системы;

- перечень используемых в Системе классификаторов и справочников, порядок их ведения.

- перечень информационных систем, банков данных, реестров, регистров находящихся в ведении Минпросвещения России и подведомственных организаций Минпросвещения России, которые целесообразно объединить или интегрировать при разработке Системы;

Проектирование, разработка и эксплуатация компонентов Системы осуществляется Минпросвещения России либо уполномоченной им организацией.

Выработку общей стратегии и подходов, координацию работ, формирование и согласование общих организационно-методических решений осуществляет ведомственная рабочая группа по вопросам развития Системы.

Государственным заказчиком-координатором, обеспечивающим общее руководство созданием Системы, а также оператором системы является Минпросвещения России.

Министерство осуществляет общее управление проектом, и совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти, разрабатывает основы межведомственного информационного взаимодействия.

Минпросвещения России либо уполномоченной им организацией обеспечивает управление созданием Системы, в том числе разрабатывает и (или) принимает в пределах своих полномочий необходимые нормативные правовые акты, формирует требования к созданию и развитию Системы, координирует формирование требований к Системе других органов исполнительной власти, а также обеспечивает разработку, координацию и мониторинг исполнения плана мероприятий по созданию и развитию Системы.

XVI. Этапы реализации Концепции

Реализация Концепции осуществляется в 3 этапа.

I этап (2021 год) - предпроектное обследование, проектирование и создание Системы, в том числе компонентов, обеспечивающих:

- администрирование и информационную безопасность, в т.ч. функции уведомлений пользователей о различных событиях в системе; мониторинга, журналирования;

- управление НСИ и управление данными;

- ведение реестров профилей участников образовательных отношений, включающий сведения об организациях, обучающихся, законных представителях обучающегося и работниках образовательных организаций, поставщиков образовательного контента и образовательных сервисов;

- функционирование библиотеки цифрового образовательного контента;

- работу участников отношений в сфере образования с личными кабинетами, обеспечивающими:

- возможности работы с библиотекой бесплатного цифрового образовательного контента и образовательных сервисов, включенных в реестр поставщиков цифрового образовательного контента и образовательных сервисов;

- возможности создания и управления цифровым образовательным контентом, включая конструктор контента и сервис экспертизы и тестирования;

- возможности для индивидуальной и коллективной работы с документами, презентациями и таблицами;

- мониторинг применения оборудования, используемого в образовательных организациях в рамках федерального проекта "Цифровая образовательная среда" национального проекта "Образование".

II этап (2021 - 2022 годы) - проведение опытной эксплуатации, доработка Системы в части:

- ведения цифровой библиотеки для использования учебных, методических и периодических изданий в электронном виде;

- функционирования системы самодиагностики обучающихся;

- интеграцию и взаимодействие с иными информационными системами посредством СМЭВ и API;

- личных кабинетов участников отношений в сфере образования, обеспечивающих доступ к следующим компонентам Системы:

- проведение самодиагностик обучающихся;

- формирование цифрового портфолио обучающегося для управления образовательными достижениями и формирования индивидуального образовательного маршрута обучения и воспитания;

- организацию профессиональной ориентации обучающихся;

- доступ к дополнительному образовательному контенту, используемому образовательными организациями в своей деятельности;

- проведение текущего контроля успеваемости, промежуточной и итоговой аттестации обучающихся, международных, всероссийских и региональных олимпиад и конкурсов, в том числе с возможностью прокторинга;

- организации профессионального развития педагогических и руководящих работников организаций;

- проведения комплексных мониторинговых исследований результатов образовательной деятельности на федеральном, региональном и муниципальных уровнях с участием участников отношений в сфере образования, в том числе в целях проведения исследования оценки качества образования, включая инструменты оценки удовлетворенности участников образовательных отношений;

- мониторинга применения оборудования, используемого в образовательных организациях в рамках федерального проекта "Цифровая образовательная среда" национального проекта "Образование";

- развития интеграции и взаимодействия с иными информационными системами посредством СМЭВ и API, в том числе взаимодействия с сервисами личного кабинета в ЕПГУ, просмотра сведений из региональных электронных дневников, журнала и расписания;

- формирования электронных механизмов участия законных представителей обучающихся в деятельности организаций, в том числе доступ к информации о распорядительных актах образовательной организации и сервисами взаимодействия с ОО;

- обеспечение возможности реализации образовательных программ начального общего, основного общего и среднего общего образования с использованием дистанционных образовательных технологий и электронного обучения.

III этап (2023 год) - развитие, техническая поддержка и эксплуатация Системы.

Каждый этап реализации дополнительно предполагает подготовку проектов необходимых изменений в законодательство Российской Федерации в рамках нормативного обеспечения функционирования создаваемой Системы.

XVII. Показатели степени автоматизации процессов и их
значения, которые должны быть достигнуты в результате
создания системы, а также критерии оценки достижения
целей создания системы

Показатели степени автоматизации процессов и их значения, которые должны быть достигнуты в результате создания системы приведены в таблице ниже (Таблица 2). Методики расчета данных показателей утверждены приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 1 февраля 2021 г. N 37. Критерием оценки достижения целей создания системы является достижение целевых значений данных показателей на 2022 год.

Таблица 2. Показатели степени автоматизации процессов

N п/п
Показатели
Единица измерения (по ОКЕИ)
Базовое значение
Период, год
Информационная система (источник данных)
Значение
Дата
2021
2022
2023
2024
2025 (Справочно)
2030 (Справочно)
2.1.
Доля обучающихся, для которых созданы равные условия получения качественного образования вне зависимости от места их нахождения посредством предоставления доступа к федеральной информационно-сервисной платформе цифровой образовательной среды
Процент
0
31.12.2020
0
10
15
20
30
100
ГИИС "Электронный бюджет"
2.2.
Доля педагогических работников, использующих сервисы федеральной информационно-сервисной платформы цифровой образовательной среды
Процент
0
31.12.2020
0
10
20
40
50
90
ГИИС
2.3.
Доля образовательных организаций, использующих сервисы федеральной информационно-сервисной платформы цифровой образовательной среды при реализации программ основного общего образования
Процент
15
31.12.2020
0
10
20
30
40
95
ГИИС "Электронный бюджет"

XVIII. Ожидаемый социально-экономический эффект от создания
информационной системы

Ожидаемый социально-экономический эффект от создания Системы включает:

- осуществлено внедрение и эффективное использование новых информационных сервисов, систем и технологий обучения, электронных образовательных ресурсов нового поколения;

- обеспечено повышение качества образования за счет использования современных цифровых технологий и функциональных возможностей;

- повышены оперативность и качество принимаемых управленческих решений в сфере образования;

- повышены информационная открытость и прозрачность системы образования для граждан Российской Федерации и вовлечение родительской общественности в процессы управления ОО;

- обеспечено выполнение государственных гарантий общедоступности и бесплатности образования вне зависимости от финансовых возможностей и социального статуса, а также от состояния здоровья;

- снижены затраты бюджета Российской Федерации за счет внедрения лучших практик, стандартизации, централизации и сокращения дублирования компонентов информационной инфраструктуры в рамках единого информационного пространства в сфере образования.