См. Документы Министерства промышленности и торговли Российской Федерации

МИНИСТЕРСТВО ПРОМЫШЛЕННОСТИ И ТОРГОВЛИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПРИКАЗ
от 31 мая 2017 г. N 1742

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ МЕТОДИЧЕСКИХ РЕКОМЕНДАЦИЙ
ПО ФОРМИРОВАНИЮ ОТРАСЛЕВЫХ И КОРПОРАТИВНЫХ
ПРОГРАММ ПО ПЕРЕХОДУ НА ПРИНЦИПЫ НАИЛУЧШИХ ДОСТУПНЫХ
ТЕХНОЛОГИЙ, В ТОМ ЧИСЛЕ СВЯЗАННЫЕ С ИНФОРМАТИЗАЦИЕЙ,
ЭНЕРГОЭФФЕКТИВНОСТЬЮ И РЕСУРСОСБЕРЕЖЕНИЕМ, СНИЖЕНИЕМ
НЕГАТИВНЫХ ВЫБРОСОВ В ОКРУЖАЮЩУЮ СРЕДУ

Во исполнение пункта 1 плана действий по переходу на принципы наилучших доступных технологий в федеральных государственных унитарных предприятиях, федеральных бюджетных учреждениях, государственных корпорациях, организациях с участием государства, утвержденного Заместителем Председателя Правительства Российской Федерации А.В. Дворковичем 3 октября 2016 г. N 7484п-П9, приказываю:

1. Утвердить прилагаемые Методические рекомендации по формированию отраслевых и корпоративных программ по переходу на принципы наилучших доступных технологий, в том числе связанные с информатизацией, энергоэффективностью и ресурсосбережением, снижением негативных выбросов в окружающую среду.

2. Контроль за исполнением настоящего приказа оставляю за собой.

Министр
Д.В.МАНТУРОВ

Утверждены
приказом Минпромторга России
от 31 мая 2017 г. N 1742

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО ФОРМИРОВАНИЮ ОТРАСЛЕВЫХ И КОРПОРАТИВНЫХ
ПРОГРАММ ПО ПЕРЕХОДУ НА ПРИНЦИПЫ НАИЛУЧШИХ ДОСТУПНЫХ
ТЕХНОЛОГИЙ, В ТОМ ЧИСЛЕ СВЯЗАННЫЕ С ИНФОРМАТИЗАЦИЕЙ,
ЭНЕРГОЭФФЕКТИВНОСТЬЮ И РЕСУРСОСБЕРЕЖЕНИЕМ, СНИЖЕНИЕМ
НЕГАТИВНЫХ ВЫБРОСОВ В ОКРУЖАЮЩУЮ СРЕДУ

I. Общие положения

1. Настоящие Методические рекомендации по формированию отраслевых и корпоративных программ по переходу на принципы наилучших доступных технологий, в том числе связанные с информатизацией, энергоэффективностью и ресурсосбережением, снижением негативных выбросов в окружающую среду (далее - Методические рекомендации), разработаны в целях методической и консультационной поддержки федеральных государственных унитарных предприятий, федеральных государственных учреждений, государственных корпораций, организаций с участием государства при переходе на принципы наилучших доступных технологий и внедрении современных технологий.

2. Методические рекомендации разработаны в соответствии с:

Федеральным законом от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды";

постановлением Правительства Российской Федерации от 28 сентября 2015 г. N 1029 "Об утверждении критериев отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I, II, III и IV категорий";

распоряжением Правительства Российской Федерации от 19 марта 2014 г. N 398-р об утверждении комплекса мер, направленных на отказ от использования устаревших и неэффективных технологий, переход на принципы наилучших доступных технологий и внедрение современных технологий;

распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 октября 2014 г. N 2178-р об утверждении поэтапного графика создания в 2015 - 2017 годах справочников наилучших доступных технологий;

распоряжением Правительства Российской Федерации от 24 декабря 2014 г. N 2674-р об утверждении перечня областей применения наилучших доступных технологий;

планом действий по переходу на принципы наилучших доступных технологий в федеральных государственных унитарных предприятиях, федеральных бюджетных учреждениях, государственных корпорациях, организациях с участием государства, утвержденным Заместителем Председателя Правительства Российской Федерации А.В. Дворковичем от 03 октября 2016 г. N 7484п-П9.

3. Настоящие Методические рекомендации рекомендуется применять в отношении федеральных государственных унитарных предприятий, в том числе федеральных казенных предприятий, федеральных государственных учреждений, государственных корпораций, организаций с участием государства (далее - организации), осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I категории.

4. Настоящие Методические рекомендации также применимы в отношении организаций, осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах II категории, при наличии соответствующих информационно-технических справочников по наилучшим доступным технологиям в случае реализации права получения комплексного экологического разрешения.

5. В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" объектом, оказывающим негативное воздействие на окружающую среду, признается объект капитального строительства и (или) другой объект, а также их совокупность, объединенные единым назначением и (или) неразрывно связанные физически или технологически и расположенные в пределах одного или нескольких земельных участков.

В соответствии с пунктом 1 статьи 4.2 Федерального закона от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду, в зависимости от уровня такого воздействия подразделяются на четыре категории:

объекты, оказывающие значительное негативное воздействие на окружающую среду и относящиеся к областям применения наилучших доступных технологий, - объекты I категории;

объекты, оказывающие умеренное негативное воздействие на окружающую среду, - объекты II категории;

объекты, оказывающие незначительное негативное воздействие на окружающую среду, - объекты III категории;

объекты, оказывающие минимальное негативное воздействие на окружающую среду, - объекты IV категории.

6. В соответствии с пунктом 10 статьи 28.1 Федерального закона от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" внедрением наилучшей доступной технологии организацией признается ограниченный во времени процесс проектирования, реконструкции, технического перевооружения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, установки оборудования, а также применение технологий, которые описаны в опубликованных информационно-технических справочниках по наилучшим доступным технологиям и (или) показатели воздействия на окружающую среду которых не должны превышать установленные технологические показатели наилучших доступных технологий.

7. Формирование отраслевых и корпоративных программ по переходу на принципы наилучших доступных технологий, в том числе связанные с информатизацией, энергоэффективностью и ресурсосбережением, снижением негативных выбросов в окружающую среду, направлено на получение организациями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I категории, комплексных экологических разрешений.

8. В соответствии с частью 6 статьи 11 Федерального закона от 21 июля 2014 г. N 219-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об охране окружающей среды" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" организации, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I категории, включенных в утвержденный уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти перечень объектов (далее - Перечень), обязаны обратиться в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти с заявкой на получение комплексного экологического разрешения в период с 1 января 2019 года по 31 декабря 2022 года включительно. В указанный Перечень включается до трехсот объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, вклад которых в суммарные выбросы, сбросы загрязняющих веществ в Российской Федерации составляет не менее чем 60 процентов.

9. В соответствии с частью 7 статьи 11 Федерального закона от 21 июля 2014 г. N 219-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об охране окружающей среды" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" организации, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах, относящихся к области применения наилучших доступных технологий и не включенных в Перечень, обязаны получить комплексное экологическое разрешение до 1 января 2025 года.

II. Рекомендации для федеральных государственных унитарных
предприятий, в том числе федеральных казенных предприятий

10. В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 10 апреля 2002 г. N 228 "О мерах по повышению эффективности использования федерального имущества, закрепленного в хозяйственном ведении федеральных государственных унитарных предприятий" федеральный орган исполнительной власти, в ведении которого находится федеральное государственное унитарное предприятие, в том числе федеральное казенное предприятие, ежегодно утверждает программу деятельности данного федерального государственного унитарного предприятия, в том числе федерального казенного предприятия.

В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 15 декабря 2007 г. N 872 "О создании и регулировании деятельности федеральных казенных предприятий" федеральный орган исполнительной власти, в ведении которого находится федеральное казенное предприятие, ежегодно утверждает смету доходов и расходов данного федерального казенного предприятия.

11. Программы деятельности федерального государственного унитарного предприятия, в том числе федерального казенного предприятия, разрабатываются в соответствии с формой программы деятельности федерального государственного унитарного предприятия, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 10 апреля 2002 г. N 228 "О мерах по повышению эффективности использования федерального имущества, закрепленного в хозяйственном ведении федеральных государственных унитарных предприятий", которая включает в том числе показатели экономической эффективности деятельности федерального государственного унитарного предприятия и дополнительные показатели деятельности федерального государственного унитарного предприятия.

Смета доходов и расходов федерального казенного предприятия составляется на основе программы деятельности федерального казенного предприятия. Форма сметы доходов и расходов федерального казенного предприятия утверждена приказом Минпромторга России от 21 декабря 2011 г. N 1804 "Об утверждении формы программы деятельности и формы в сметы доходов и расходов федеральных казенных предприятий, а также рекомендуемой формы отчета об исполнении программы деятельности и сметы доходов и расходов федеральных казенных предприятий".

12. Показатели экономической эффективности деятельности федеральных государственных унитарных предприятий, в том числе федеральных казенных предприятий, являются одновременно ключевыми показателями эффективности, характеризующими эффективность деятельности руководителей федеральных государственных унитарных предприятий. Указанные показатели рассматриваются при определении стимулирующей выплаты руководителю федерального государственного унитарного предприятия, в том числе федерального казенного предприятия, в соответствии с приказом Минпромторга России от 14 марта 2016 г. N 655 "Об утверждении порядка организации работы по определению размера должностного оклада, размера и периодичности выплат стимулирующего характера руководителям предприятий, находящихся в ведении Министерства промышленности и торговли Российской Федерации".

13. С целью перехода на принципы наилучших доступных технологий рекомендуется федеральным государственным унитарным предприятиям, в том числе федеральным казенным предприятиям, на этапе разработки программ деятельности федеральных государственных унитарных предприятий и федеральных казенных предприятий включить следующие показатели, характеризующие переход на принципы наилучших доступных технологий, в состав дополнительных показателей деятельности федерального государственного унитарного предприятия и федерального казенного предприятия на текущий год и прогнозный период на два последующих года:

затраты на реализацию перехода на принципы наилучших доступных технологий (тыс. рублей), в том числе объем инвестиций в основной капитал (тыс. рублей);

значение снижения износа основных фондов (%);

значение снижения удельной энергоемкости (%);

значение снижения удельных выбросов загрязняющих веществ (%);

соответствие применяемых технологий технологиям, которые описаны в информационно-технических справочниках по наилучшим доступным технологиям и (или) показатели воздействия на окружающую среду которых не превышают установленные технологические показатели наилучших доступных технологий (%).

III. Рекомендации для федеральных государственных учреждений

14. С целью перехода на принципы наилучших технологий федеральным государственным учреждениям, включая федеральные бюджетные учреждения, федеральные государственные автономные учреждения и федеральные казенные учреждения, рекомендуется утвердить приказом руководителя федерального государственного учреждения следующие показатели, характеризующие переход на принципы наилучших доступных технологий, на текущий год и прогнозный период на два последующих года:

затраты на реализацию перехода на принципы наилучших доступных технологий (тыс. рублей), в том числе объем инвестиций в основной капитал (тыс. рублей);

значение снижения износа основных фондов (%);

значение снижения удельной энергоемкости (%);

значение снижения удельных выбросов загрязняющих веществ (%);

соответствие применяемых технологий технологиям, которые описаны в информационно-технических справочниках по наилучшим доступным технологиям и (или) показатели воздействия на окружающую среду которых не превышают установленные технологические показатели наилучших доступных технологий (%).

IV. Рекомендации для государственных корпораций
и организаций с участием государства

15. В соответствии с подпунктами 32, 33 и 34 пункта 1 Перечня поручений Президента Российской Федерации от 27 декабря 2013 г. N Пр-3086, а также решений, принятых на заседании Правительства Российской Федерации от 03 октября 2013 г. N ИШ-П13-98пр, государственным корпорациям и организациям с участием государства, включая акционерные общества, в уставном капитале которых доля участия Российской Федерации в совокупности превышает пятьдесят процентов, необходимо обеспечить утверждение долгосрочных программ развития, включающих цели и количественные показатели их деятельности, а также механизм персональной ответственности руководителей.

16. В соответствии с пунктом 3.1 статьи 7.1 Федерального закона от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" утверждение долгосрочной программы деятельности и развития государственной корпорации, предусматривающей выполнение производственных, инвестиционных и финансовых показателей, и (или) иного документа о долгосрочном планировании, определенного федеральным законом, предусматривающим создание государственной корпорации (стратегии деятельности государственной корпорации), относится к компетенции высшего органа управления государственной корпорации (совет директоров или наблюдательный совет государственной корпорации).

17. Минэкономразвития России разработаны Методические рекомендации по разработке долгосрочных программ развития стратегических открытых акционерных обществ и федеральных государственных унитарных предприятий, а также открытых акционерных обществ, доля Российской Федерации в уставных капиталах которых в совокупности превышает пятьдесят процентов, одобренные Правительством Российской Федерации в соответствии с поручением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. N ИШ-П13-2583.

18. Росимуществом совместно с Минэкономразвития России разработаны Методические указания по применению ключевых показателей эффективности государственными корпорациями, государственными компаниями, государственными унитарными предприятиями, а также хозяйственными обществами, в уставном капитале которых доля участия Российской Федерации, субъекта Российской Федерации в совокупности превышает пятьдесят процентов, одобренные Правительством Российской Федерации в соответствии с поручением Правительства Российской Федерации от 27 марта 2014 г. N ИШ-П13-2043.

Методические указания по применению ключевых показателей эффективности государственными корпорациями, государственными компаниями, государственными унитарными предприятиями, а также хозяйственными обществами, в уставном капитале которых доля участия Российской Федерации, субъекта Российской Федерации в совокупности превышает пятьдесят процентов, разработаны с целью методической и консультационной поддержки государственных корпораций и организаций с участием государства при формировании и внедрении системы ключевых показателей эффективности, они предусматривают всесторонний анализ деятельности государственных компаний и государственных корпораций и позволяют провести оценку работы их менеджмента и сотрудников, которая должна учитываться при принятии решений об оплате труда, а также кадровых решениях.

19. Основными задачами системы ключевых показателей эффективности являются:

оценка достижения стратегических целей государственных компаний и государственных корпораций;

мониторинг и контроль реализации стратегии государственных компаний и государственных корпораций;

создание должной мотивации менеджмента государственных компаний и государственных корпораций с учетом ориентации сотрудников на достижение приоритетных целей государственных компаний и государственных корпораций.

20. С целью перехода на принципы наилучших доступных технологий государственным корпорациям и организациям с участием государства, включая акционерные общества, в уставном капитале которых доля участия Российской Федерации в совокупности превышает пятьдесят процентов, рекомендуется:

провести анализ мероприятий долгосрочных программ развития с целью выявления реализуемых мероприятий, направленных на переход на принципы наилучших доступных технологий;

скорректировать мероприятия долгосрочных программ развития, включая разработку мероприятий долгосрочных программ развития, направленных на переход на принципы наилучших доступных технологий;

определить специализированный показатель и (или) показатели, характеризующие своевременное исполнение мероприятий долгосрочных программ развития, направленных на переход на принципы наилучших доступных технологий, на текущий год и прогнозный период на два последующих года и внедрить указанный специализированный показатель и (или) показатели в долгосрочную программу развития и систему ключевых показателей эффективности.

Ключевые показатели эффективности определяются в соответствии с решением высшего органа управления государственных корпораций (совет директоров или наблюдательный совет государственной корпорации) и решением органов управления организаций с участием государства, включая акционерные общества, в уставном капитале которых доля участия Российской Федерации в совокупности превышает пятьдесят процентов (совет директоров или наблюдательный совет организации).

21. С целью сохранения удельных весов ключевых показателей эффективности и вовлечения большего количества контрольных событий в процесс перехода на принципы наилучших доступных технологий рекомендуется сделать ключевой показатель эффективности, характеризующий переход на принципы наилучших доступных технологий, интегральным, включающим следующие утвержденные показатели:

экономия энергетических ресурсов не менее 5 процентов в год до достижения к 2018 году среднеотраслевых значений, характерных для аналогичных зарубежных компаний;

установления экологичности производства товаров и выполнения работ на уровне не ниже значений, характерных для аналогичных зарубежных компаний;

и (или) новые показатели, характеризующие переход на принципы наилучших доступных технологий, такие как:

снижение износа основных фондов (%);

снижение удельных выбросов загрязняющих веществ (%);

соответствие применяемых технологий технологиям, которые описаны в информационно-технических справочниках по наилучшим доступным технологиям и (или) показатели воздействия на окружающую среду которых не превышают установленные технологические показатели наилучших доступных технологий (%);

и (или) другие показатели, характеризующие переход на принципы наилучших доступных технологий и наиболее применимые для государственных корпораций и организаций с участием государства, включая акционерные общества, в уставном капитале которых доля участия Российской Федерации в совокупности превышает пятьдесят процентов.

22. Рекомендуется соответствие специализированного интегрального показателя, характеризующего переход на принципы наилучших доступных технологий, следующим требованиям:

определение степени достижения запланированных в долгосрочных программах развития мероприятий, направленных на переход на принципы наилучших доступных технологий;

создание мотивации менеджмента и сотрудников государственных корпораций и организаций с участием государства, включая акционерные общества, в уставном капитале которых доля участия Российской Федерации в совокупности превышает пятьдесят процентов, на исполнение мероприятий, направленных на переход на принципы наилучших доступных технологий.

23. В рамках разработки и внедрения системы ключевых показателей эффективности рекомендуется предусмотреть матрицу полномочий и ответственности (документ, отражающий распределение полномочий и ответственности между структурными подразделениями государственных корпораций и организаций с участием государства, включая акционерные общества, в уставном капитале которых доля участия Российской Федерации в совокупности превышает пятьдесят процентов) в отношении выполнения ключевого показателя эффективности, характеризующего переход на принципы наилучших доступных технологий.