См. Документы Министерства промышленности и торговли Российской Федерации
МИНИСТЕРСТВО ПРОМЫШЛЕННОСТИ И ТОРГОВЛИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПРИКАЗ
от 16 декабря 2024 г. N 5935
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПРОГРАММЫ
ПРОФИЛАКТИКИ РИСКОВ ПРИЧИНЕНИЯ ВРЕДА (УЩЕРБА) ОХРАНЯЕМЫМ
ЗАКОНОМ ЦЕННОСТЯМ ПО ФЕДЕРАЛЬНОМУ ГОСУДАРСТВЕННОМУ
ЛИЦЕНЗИОННОМУ КОНТРОЛЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ХРАНЕНИЮ
И УНИЧТОЖЕНИЮ ХИМИЧЕСКОГО ОРУЖИЯ НА 2025 ГОД
В соответствии со статьей 44 Федерального закона от 31 июля 2020 г. N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации", Правилами разработки и утверждения контрольными (надзорными) органами программы профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 25 июня 2021 г. N 990 "Об утверждении Правил разработки и утверждения контрольными (надзорными) органами программы профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям", приказываю:
1. Утвердить прилагаемую программу профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям по федеральному государственному лицензионному контролю деятельности по хранению и уничтожению химического оружия на 2025 год (далее - Программа профилактики).
2. Определить курирующим работу по организации и проведению профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям по федеральному государственному лицензионному контролю деятельности по хранению и уничтожению химического оружия заместителя Министра промышленности и торговли Российской Федерации К.А. Лысогорского.
3. Департаменту химической промышленности обеспечить возможность проведения общественного обсуждения проекта Программы профилактики посредством:
размещения на официальном сайте Минпромторга России в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" проекта программы профилактики;
приема предложений по итогам общественного обсуждения на следующий адрес электронной почты: tautievSI@minprom.gov.ru;
направления проекта Программы профилактики в Общественный совет при Минпромторге России.
4. Департаменту химической промышленности обеспечить размещение Программы профилактики на официальном сайте Минпромторга России в сети Интернет в течение 5 дней со дня утверждения.
5. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя Министра промышленности и торговли Российской Федерации К.А. Лысогорского.
Министр
А.А.АЛИХАНОВ
Утверждена
приказом Минпромторга России
от 16 декабря 2024 г. N 5935
ПРОГРАММА
ПРОФИЛАКТИКИ РИСКОВ ПРИЧИНЕНИЯ ВРЕДА (УЩЕРБА) ОХРАНЯЕМЫМ
ЗАКОНОМ ЦЕННОСТЯМ ПО ФЕДЕРАЛЬНОМУ ГОСУДАРСТВЕННОМУ
ЛИЦЕНЗИОННОМУ КОНТРОЛЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ХРАНЕНИЮ
И УНИЧТОЖЕНИЮ ХИМИЧЕСКОГО ОРУЖИЯ НА 2025 ГОД
I. Анализ текущего состояния осуществления федерального
государственного лицензионного контроля деятельности
по хранению и уничтожению химического оружия, описание
текущего развития профилактической деятельности Минпромторга
России, характеристика проблем, на решение которых
направлена программа профилактики
1. В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 5 июня 2008 г. N 438 "О Министерстве промышленности и торговли Российской Федерации" Минпромторг России уполномочен осуществлять лицензирование деятельности по хранению и уничтожению химического оружия.
В соответствии с частью 13 статьи 136 Федерального закона от 11 июня 2021 г. N 170-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 170-ФЗ) до 1 марта 2022 г. государственный лицензионный контроль деятельности по хранению и уничтожению химического оружия в 2024 году осуществлялся в порядке, установленном Федеральным законом от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", с учетом особенностей, установленных Федеральным законом от 4 мая 2011 г. N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Федеральный закон N 99-ФЗ), а с 1 марта 2022 г. федеральный государственный лицензионный контроль деятельности по хранению и уничтожению химического оружия осуществляется в порядке, установленном Федеральным законом от 31 июля 2020 г. N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации", Положением о лицензировании деятельности по хранению и уничтожению химического оружия, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 22 февраля 2012 г. N 155 (далее - Положение о лицензировании, Постановление N 155) с учетом особенностей, установленных Федеральным законом N 99-ФЗ.
В соответствии с положениями Федерального закона N 99-ФЗ в отношении лицензиатов, осуществляющих деятельность по хранению и уничтожению химического оружия, предусмотрено проведение периодического подтверждения соответствий лицензионным требованиям. Плановые контрольные (надзорные) мероприятия в части соблюдения лицензиатом лицензионных требований не проводятся. Срок прохождения процедуры первичного подтверждения соответствия лицензионным требованиям установлен частью 4 статьи 136 Федерального закона N 170-ФЗ.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 10 марта 2022 г. N 336 "Об особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля" (далее - Постановление N 336) и постановлением Правительства Российской Федерации от 12 марта 2022 г. N 353 "Об особенностях разрешительной деятельности в Российской Федерации" (далее - Постановление N 353) установлены особенности осуществления лицензирования и лицензионного контроля.
Постановлением N 336 введены ограничения на проведение контрольно-надзорных мероприятий, в том числе в отношении осуществления федерального государственного лицензионного контроля деятельности по хранению и уничтожению химического оружия. Исчерпывающий перечень оснований для проведения внеплановых проверок установлен пунктом 3 Постановления N 336.
Предметом проверок при осуществлении государственного лицензионного контроля деятельности по хранению и уничтожению химического оружия является соблюдение подконтрольными субъектами обязательных лицензионных требований, установленных Положением о лицензировании.
2. Подконтрольными субъектами государственного лицензионного контроля деятельности по хранению и уничтожению химического оружия являются лицензиаты, то есть юридические лица, получившие в установленном законом порядке лицензию на осуществление деятельности по хранению и уничтожению химического оружия.
3. Перечень нормативных правовых актов (их отдельных положений), содержащих обязательные требования, оценка соблюдения которых осуществляется Минпромторгом России в рамках лицензионного контроля деятельности по хранению и уничтожению химического оружия, утвержден приказом Минпромторга России от 26 января 2021 г. N 195.
4. По состоянию на 1 декабря 2024 г.:
общее количество подконтрольных юридических лиц, имеющих действующую лицензию - 55.
В 2024 году Департаментом химической промышленности внеплановых, плановых и предварительных проверок не проводилось, предписаний не выдавалось.
В 2024 году нарушений законодательства не выявлено. К административной ответственности лицензиаты не привлечены.
5. Рисками причинения вреда охраняемым законом ценностям, возникающими в результате нарушения лицензионных требований при осуществлении деятельности по хранению и уничтожению химического оружия, являются:
возникновение угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан;
причинение вреда жизни, здоровью граждан.
Типичным нарушением обязательных лицензионных требований являются нарушение требований, предусмотренных подпунктом "в" пункта 4 Положения о лицензировании деятельности по хранению и уничтожению химического оружия, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 22 февраля 2012 г. N 155.
II. Цели и задачи реализации программы профилактики
6. Целями Программы являются:
стимулирование добросовестного соблюдения обязательных требований всеми контролируемыми лицами;
устранение условий, причин и факторов, способных привести к нарушениям обязательных требований и (или) причинению вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям;
создание условий для доведения обязательных требований до контролируемых лиц, повышение информированности о способах их соблюдения.
7. Задачами Программы являются:
формирование одинакового понимания обязательных требований в соответствующей сфере у всех участников по осуществлению лицензионного контроля деятельности по хранению и уничтожению химического оружия;
укрепление системы профилактики нарушений обязательных требований путем активизации профилактической деятельности;
выявление причин, факторов и условий, способствующих нарушению обязательных требований, определение способов устранения или снижения рисков их возникновения.
III. Перечень профилактических мероприятий, сроки
(периодичность) их проведения в 2025 году
N п/п
|
Наименование вида профилактического мероприятия
|
Срок (периодичность) исполнения
|
Ответственное подразделение
|
Ожидаемые результаты
|
1.
|
Актуализация перечней нормативных правовых актов (и их частей), содержащих обязательные требования, либо перечней самих требований, оценка соблюдение которых является предметом контроля (надзора), размещенных на официальном сайте Минпромторга России в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
|
В течение года по мере издания нормативных правовых актов
|
Департамент химической промышленности
|
Формирование единого понимания обязательных требований в деятельности подконтрольных субъектов
|
2.
|
Информирование контролируемых лиц и иных заинтересованных лиц по вопросам соблюдения обязательных требований в отношении деятельности по хранению и уничтожению химического оружия осуществляется Минпромторгом России посредством размещения соответствующих сведений на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", в средствах массовой информации, через личные кабинеты контролируемых лиц в государственных информационных системах (при их наличии) и в иных формах
|
В течение года
|
Департамент химической промышленности
|
Предупреждение нарушения подконтрольными субъектами обязательных требований, включая устранение причин, факторов и условий, способствующих возможному нарушению обязательных требований
|
3.
|
Обобщение правоприменительной практики, в том числе с выделением наиболее часто встречающихся случаев нарушений обязательных требований, включая подготовку рекомендаций в отношении мер, которые должны приниматься подконтрольными субъектами в целях недопущения таких нарушений
|
II квартал 2025 г.
|
Департамент химической промышленности
|
Повышение прозрачности системы государственного контроля (надзора) в целях обеспечения единства практики применения обязательных требований, содержащихся в нормативных правовых актах
|
4.
|
Консультирование контролируемых лиц по вопросам, связанным с лицензионным контролем, в том числе касающихся профилактики нарушений обязательных требований при осуществлении деятельности по хранению и уничтожению химического оружия, особенностей осуществления лицензионного контроля, сроков осуществления контрольных мероприятий, порядка обжалования решений лицензирующего органа, действий уполномоченных лиц лицензионного контроля. Консультирование контролируемых лиц осуществляется в письменной форме при их письменном обращении, в устной форме по телефону, посредством видео-конференц-связи или на личном приеме у уполномоченного лица Минпромторга России
|
В течение года (по телефону, посредством видео-конференц-связи, на личном приеме либо в ходе проведения профилактического мероприятия, контрольного (надзорного) мероприятия)
|
Департамент химической промышленности
|
Формирование единого понимания обязательных требований в деятельности подконтрольных субъектов
|
5.
|
Профилактический визит проводится в отношении контролируемых лиц, приступивших в течение одного года, предшествующего принятию решения о проведении профилактического визита, к осуществлению деятельности по хранению и уничтожению химического оружия (контролируемых лиц, получивших лицензии, контролируемых лиц, в отношении которых внесены изменения в реестр лицензий в связи с осуществлением не предусмотренных в ранее действовавшей лицензии работ и услуг, составляющих деятельность по хранению и уничтожению химического оружия, и (или) осуществлением деятельности по хранению и уничтожению химического оружия по адресу, не указанному в реестре лицензий).
|
В течение года
|
Департамент химической промышленности
|
Предупреждение и сокращение количества нарушений контролируемыми лицами обязательных требований;
создание мотивации у контролируемых лиц к добросовестному поведению и, как следствие, снижение уровня ущерба охраняемым законом ценностям;
формирование единого понимания обязательных требований;
выявление причин, факторов и условий, способствующих нарушению обязательных требований, определение способов устранения или снижения рисков их возникновения
|
IV. Показатели результативности и эффективности
программы профилактики
8. Оценка эффективности и результативности профилактических мероприятий проводится путем социологических исследований представителей подконтрольных субъектов по направлениям:
информированность подконтрольных субъектов об обязательных требованиях, о принятых и готовящихся изменениях в системе обязательных требований, о порядке проведения проверок, правах подконтрольного субъекта при проведении проверки;
понятность обязательных требований, обеспечивающая их однозначное толкование подконтрольными субъектами и Минпромторгом России;
вовлечение подконтрольных субъектов в регулярное взаимодействие с Минпромторгом России.
Наряду с результатами социологических исследований Минпромторг России в целях оценки результативности проводимых профилактических мероприятий использует следующие количественные показатели и показатели качества:
количество проведенных профилактических мероприятий;
количество подконтрольных субъектов (объектов), в отношении которых проведены профилактические мероприятия;
доля субъектов (объектов), в отношении которых проведены профилактические мероприятия (показатель устанавливается в процентах от общего количества подконтрольных (поднадзорных) субъектов);
сокращение количества контрольно-надзорных мероприятий при увеличении профилактических мероприятий при одновременном сохранении текущего (улучшении) состояния подконтрольной сферы, уровня защищенности охраняемых законом ценностей;
снижение количества однотипных и повторяющихся нарушений одним и тем же подконтрольным субъектом (на одном и том же объекте).