См. Документы Министерства промышленности и торговли Российской Федерации

МИНИСТЕРСТВО ПРОМЫШЛЕННОСТИ И ТОРГОВЛИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПРИКАЗ
от 15 декабря 2023 г. N 4886

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПРОГРАММЫ
ПРОФИЛАКТИКИ РИСКОВ ПРИЧИНЕНИЯ ВРЕДА (УЩЕРБА) ОХРАНЯЕМЫМ
ЗАКОНОМ ЦЕННОСТЯМ ПО ФЕДЕРАЛЬНОМУ ГОСУДАРСТВЕННОМУ
ЛИЦЕНЗИОННОМУ КОНТРОЛЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО РАЗРАБОТКЕ,
ПРОИЗВОДСТВУ, ИСПЫТАНИЮ И РЕМОНТУ АВИАЦИОННОЙ ТЕХНИКИ,
ЗА ИСКЛЮЧЕНИЕМ БЕСПИЛОТНЫХ АВИАЦИОННЫХ СИСТЕМ И (ИЛИ)
ИХ ЭЛЕМЕНТОВ, ВКЛЮЧАЮЩИХ БЕСПИЛОТНЫЕ ГРАЖДАНСКИЕ ВОЗДУШНЫЕ
СУДА С МАКСИМАЛЬНОЙ ВЗЛЕТНОЙ МАССОЙ 30 КИЛОГРАММОВ
И МЕНЕЕ, НА 2024 ГОД

В соответствии со статьей 44 Федерального закона от 31 июля 2020 г. N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации", Правилами разработки и утверждения контрольными (надзорными) органами программы профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 25 июня 2021 г. N 990 "Об утверждении Правил разработки и утверждения контрольными (надзорными) органами программы профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям", приказываю:

1. Утвердить программу профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям по федеральному государственному лицензионному контролю деятельности по разработке, производству, испытанию и ремонту авиационной техники, за исключением беспилотных авиационных систем и (или) их элементов, включающих беспилотные гражданские воздушные суда с максимальной взлетной массой 30 килограммов и менее, на 2024 год (далее - программа профилактики).

2. Определить курирующим работу по организации и проведению программы профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям по федеральному государственному лицензионному контролю деятельности по разработке, производству, испытанию и ремонту авиационной техники, за исключением беспилотных авиационных систем и (или) их элементов, включающих беспилотные гражданские воздушные суда с максимальной взлетной массой 30 килограммов и менее, на 2024 год, заместителя Министра промышленности и торговли Российской Федерации О.Е. Бочарова.

3. Департаменту авиационной промышленности обеспечить размещение программы профилактики на официальном сайте Минпромторга России в сети Интернет в течение 5 дней со дня утверждения.

4. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя Министра промышленности и торговли Российской Федерации О.Е. Бочарова.

Первый заместитель Министра
В.С.ОСЬМАКОВ

Утверждена
приказом Минпромторга России
от 15 декабря 2023 г. N 4886

ПРОГРАММА
ПРОФИЛАКТИКИ РИСКОВ ПРИЧИНЕНИЯ ВРЕДА (УЩЕРБА) ОХРАНЯЕМЫМ
ЗАКОНОМ ЦЕННОСТЯМ ПО ФЕДЕРАЛЬНОМУ ГОСУДАРСТВЕННОМУ
ЛИЦЕНЗИОННОМУ КОНТРОЛЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО РАЗРАБОТКЕ,
ПРОИЗВОДСТВУ, ИСПЫТАНИЮ И РЕМОНТУ АВИАЦИОННОЙ ТЕХНИКИ,
ЗА ИСКЛЮЧЕНИЕМ БЕСПИЛОТНЫХ АВИАЦИОННЫХ СИСТЕМ И (ИЛИ)
ИХ ЭЛЕМЕНТОВ, ВКЛЮЧАЮЩИХ БЕСПИЛОТНЫЕ ГРАЖДАНСКИЕ ВОЗДУШНЫЕ
СУДА С МАКСИМАЛЬНОЙ ВЗЛЕТНОЙ МАССОЙ 30 КИЛОГРАММОВ
И МЕНЕЕ, НА 2024 ГОД

I. Анализ текущего состояния осуществления федерального
государственного лицензионного контроля деятельности
по разработке, производству, испытанию и ремонту
авиационной техники, за исключением беспилотных авиационных
систем и (или) их элементов, включающих беспилотные
гражданские воздушные суда с максимальной взлетной массой
30 килограммов и менее, описание текущего развития
профилактической деятельности контрольного (надзорного)
органа, характеристика проблем, на решение которых
направлена программа профилактики

1. В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 5 июня 2008 г. N 438 "О Министерстве промышленности и торговли Российской Федерации" Минпромторг России уполномочен осуществлять лицензирование деятельности по разработке, производству, испытанию и ремонту авиационной техники, за исключением беспилотных авиационных систем и (или) их элементов, включающих беспилотные гражданские воздушные суда с максимальной взлетной массой 30 килограммов и менее.

Государственный лицензионный контроль деятельности по разработке, производству, испытанию и ремонту авиационной техники, за исключением беспилотных авиационных систем и (или) их элементов, включающих беспилотные гражданские воздушные суда с максимальной взлетной массой 30 килограммов и менее, в 2023 году осуществляется в порядке, установленном Федеральным законом от 31 июля 2020 г. N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации", с учетом особенностей, установленных Федеральным законом от 4 мая 2011 г. N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности".

2. Предметом проверок является соблюдение обязательных требований, установленных постановлением Правительства Российской Федерации от 28 марта 2012 г. N 240 "О лицензировании разработки, производства, испытания и ремонта авиационной техники, за исключением беспилотных авиационных систем и (или) их элементов, включающих беспилотные гражданские воздушные суда с максимальной взлетной массой 30 килограммов и менее".

3. Подконтрольными субъектами государственного контроля по разработке, производству, испытанию и ремонту авиационной техники, за исключением беспилотных авиационных систем и (или) их элементов, включающих беспилотные гражданские воздушные суда с максимальной взлетной массой 30 килограммов и менее, являются лицензиаты, то есть юридические лица, получившие в установленном законом порядке лицензию на осуществление деятельности по разработке, производству, испытанию и ремонту авиационной техники, за исключением беспилотных авиационных систем и (или) их элементов, включающих беспилотные гражданские воздушные суда с максимальной взлетной массой 30 килограммов и менее.

4. Перечень нормативных правовых актов (их отдельных положений), содержащих обязательные требования, оценка соблюдения которых осуществляется Минпромторгом России в рамках государственного лицензионного контроля деятельности по разработке, производству, испытанию и ремонту авиационной техники, за исключением беспилотных авиационных систем и (или) их элементов, включающих беспилотные гражданские воздушные суда с максимальной взлетной массой 30 килограммов и менее, утвержден приказом Минпромторга России от 1 сентября 2022 г. N 3699.

5. По состоянию на 1 декабря 2023 года:

общее количество подконтрольных юридических лиц, имеющих действующую лицензию, - 1268.

Департаментом авиационной промышленности (далее - Департамент) проведено оценок соответствия лицензиатов, из них:

Документарных проверок лицензиатов, проведенных в связи с рассмотрением заявлений о внесении изменений в реестр лицензий, - 43.

Досрочно прекращено действие лицензий - 2.

Внеплановые выездные и документарные проверки не проводились.

Лицензиаты к административной ответственности по части 4 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отчетном периоде не привлекались.

6. Рисками причинения вреда охраняемым законом ценностям, возникающими в результате нарушения лицензионных требований при осуществлении деятельности по разработке, производству, испытанию и ремонту авиационной техники, за исключением беспилотных авиационных систем и (или) их элементов, включающих беспилотные гражданские воздушные суда с максимальной взлетной массой 30 килограммов и менее, являются возникновение угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, причинение вреда жизни, здоровью граждан.

Типичными нарушениями обязательных лицензионных требований являются нарушение требований, предусмотренных подпунктами "а", "б", "е" пункта 3 Положения о лицензировании разработки, производства, испытания и ремонта авиационной техники, за исключением беспилотных авиационных систем и (или) их элементов, включающих беспилотные гражданские воздушные суда с максимальной взлетной массой 30 килограммов и менее, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28 марта 2012 г. N 240.

II. Цели и задачи реализации программы профилактики

7. Целями Программы являются:

стимулирование добросовестного соблюдения обязательных требований всеми контролируемыми лицами;

устранение условий, причин и факторов, способных привести к нарушениям обязательных требований и (или) причинению вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям;

создание условий для доведения обязательных требований до контролируемых лиц, повышение информированности о способах их соблюдения.

8. Задачами Программы являются:

формирование одинакового понимания обязательных требований в соответствующей сфере у всех участников при осуществлении лицензионного контроля деятельности по разработке, производству, испытанию и ремонту авиационной техники, за исключением беспилотных авиационных систем и (или) их элементов, включающих беспилотные гражданские воздушные суда с максимальной взлетной массой 30 килограммов и менее;

укрепление системы профилактики нарушений обязательных требований путем активизации профилактической деятельности;

выявление причин, факторов и условий, способствующих нарушению обязательных требований, определение способов устранения или снижения рисков их возникновения.

III. Перечень профилактических мероприятий, сроки
(периодичность) их проведения

N п/п
Наименование вида профилактического мероприятия
Срок исполнения
Ответственные исполнители
Ожидаемые результаты
1.
Актуализация перечней нормативных правовых актов (и их частей), содержащих обязательные требования, либо перечней самих требований, оценка соблюдение которых является предметом контроля (надзора), размещенных на официальном сайте Минпромторга России в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
В течение года по мере издания нормативных правовых актов
Департамент авиационной промышленности
(С.В. Аршинов;
К.Л. Онискевич;
Н.В. Попова;
Н.А. Ткаченко)
Формирование единого понимания обязательных требований в деятельности подконтрольных субъектов
2.
Информирование подконтрольных субъектов по вопросам соблюдения обязательных требований: проведение консультаций с подконтрольными субъектами по вопросам соблюдения и разъяснения обязательных требований, содержащихся в нормативных правовых актах
В течение года
Департамент авиационной промышленности
(С.В. Аршинов;
К.Л. Онискевич;
Н.В. Попова;
Н.А. Ткаченко)
Предупреждение нарушения подконтрольными субъектами обязательных требований, включая устранение причин, факторов и условий, способствующих возможному нарушению обязательных требований
3.
Обобщение практики осуществления в соответствующей сфере деятельности государственного контроля (надзора), в том числе с выделением наиболее часто встречающихся случаев нарушений обязательных требований, включая подготовку рекомендаций в отношении мер, которые должны приниматься подконтрольными субъектами в целях недопущения таких нарушений
II квартал 2024 г.
Департамент авиационной промышленности
(С.В. Аршинов;
К.Л. Онискевич;
Н.В. Попова;
Н.А. Ткаченко)
Повышение прозрачности системы государственного контроля (надзора) в целях обеспечения единства практики применения обязательных требований, содержащихся в нормативных правовых актах
4.
Консультирование контролируемых лиц по вопросам, связанным с лицензионным контролем, в том числе касающихся профилактики нарушений обязательных требований
В течение года (на личном приеме, по телефону, посредством видео-конференц-связи, при получении письменного запроса - посредством ответа в письменном виде, в ходе проведения профилактического мероприятия, контрольного мероприятия
Департамент авиационной промышленности
(С.В. Аршинов;
К.Л. Онискевич;
Н.В. Попова;
Н.А. Ткаченко)
Формирование единого понимания обязательных требований в деятельности подконтрольных субъектов
5.
Проведение профилактических визитов (проводятся в отношении контролируемых лиц, приступивших к осуществлению деятельности не позднее чем в течение одного года с момента начала такой деятельности)
Не позднее чем в течение одного года с даты начала такой деятельности
Департамент авиационной промышленности
(С.В. Аршинов;
К.Л. Онискевич;
Н.В. Попова;
Н.А. Ткаченко)
Предупреждение нарушения подконтрольными субъектами обязательных требований, включая устранение причин, факторов и условий, способствующих возможному нарушению обязательных требований

IV. Показатели результативности и эффективности
программы профилактики

9. Оценка программы профилактики нарушений проводится путем социологических исследований представителей подконтрольных субъектов по направлениям:

информированность подконтрольных субъектов об обязательных требованиях, о принятых и готовящихся изменениях в системе обязательных требований, о порядке проведения проверок, правах подконтрольного субъекта при проведении проверки;

понятность обязательных требований, обеспечивающая их однозначное толкование подконтрольными субъектами и Департаментом;

вовлечение подконтрольных субъектов в регулярное взаимодействие с Минпромторгом России.

Наряду с результатами социологических исследований Департамент в целях оценки программы профилактики использует следующие количественные показатели и показатели качества:

количество проведенных профилактических мероприятий;

количество подконтрольных субъектов (объектов), в отношении которых проведены профилактические мероприятия;

доля субъектов (объектов), в отношении которых проведены профилактические мероприятия (показатель устанавливается в процентах от общего количества подконтрольных (поднадзорных) субъектов);

количество профилактических мероприятий, проведенных с привлечением экспертных организаций и экспертов;

сокращение количества контрольно-надзорных мероприятий при увеличении профилактических мероприятий при одновременном сохранении текущего (улучшении) состояния подконтрольной сферы, уровня защищенности охраняемых законом ценностей;

снижение количества однотипных и повторяющихся нарушений одним и тем же подконтрольным субъектом (на одном и том же объекте).

Результаты самообследования уровня развития Программы подлежат размещению на официальном сайте Минпромторга России в сети Интернет.