См. Документы Министерства промышленности и торговли Российской Федерации
МИНИСТЕРСТВО ПРОМЫШЛЕННОСТИ И ТОРГОВЛИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПРИКАЗ
от 15 августа 2023 г. N 2968
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ МЕТОДИЧЕСКИХ РЕКОМЕНДАЦИЙ
ПО РАЗРАБОТКЕ ПРЕДЛОЖЕНИЙ ПО УТОЧНЕНИЮ ЕДИНОГО ПЕРЕЧНЯ
ПРОДУКЦИИ, ПОДЛЕЖАЩЕЙ ОБЯЗАТЕЛЬНОЙ СЕРТИФИКАЦИИ, И ЕДИНОГО
ПЕРЕЧНЯ ПРОДУКЦИИ, ПОДЛЕЖАЩЕЙ ДЕКЛАРИРОВАНИЮ СООТВЕТСТВИЯ
В соответствии с пунктом 6 постановления Правительства Российской Федерации от 23 декабря 2021 г. N 2425 "Об утверждении единого перечня продукции, подлежащей обязательной сертификации, и единого перечня продукции, подлежащей декларированию соответствия, внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2020 г. N 2467 и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации", приказываю:
1. Утвердить прилагаемые Методические рекомендации по разработке предложений по уточнению единого перечня продукции, подлежащей обязательной сертификации, и единого перечня продукции, подлежащей декларированию соответствия (далее - Методические рекомендации).
2. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя Министра промышленности и торговли Российской Федерации М.Н. Юрина.
Первый заместитель Министра
В.С.ОСЬМАКОВ
Утверждены
приказом Минпромторга России
от 15 августа 2023 г. N 2968
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО РАЗРАБОТКЕ ПРЕДЛОЖЕНИЙ ПО УТОЧНЕНИЮ ЕДИНОГО ПЕРЕЧНЯ
ПРОДУКЦИИ, ПОДЛЕЖАЩЕЙ ОБЯЗАТЕЛЬНОЙ СЕРТИФИКАЦИИ, И ЕДИНОГО
ПЕРЕЧНЯ ПРОДУКЦИИ, ПОДЛЕЖАЩЕЙ ДЕКЛАРИРОВАНИЮ СООТВЕТСТВИЯ
1. Настоящие Методические рекомендации по разработке предложений по уточнению единого перечня продукции, подлежащей обязательной сертификации, и единого перечня продукции, подлежащей декларированию соответствия (далее - Рекомендации), разработаны во исполнение положений пункта 6 постановления Правительства Российской Федерации от 23 декабря 2021 г. N 2425 "Об утверждении единого перечня продукции, подлежащей обязательной сертификации, и единого перечня продукции, подлежащей декларированию соответствия, внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2020 г. N 2467 и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - единые перечни продукции).
2. Целями настоящих Рекомендаций являются определение этапов подготовки предложений по включению новых видов продукции в единые перечни продукции.
3. Инициаторами рассмотрения вопроса по разработке предложений по включению новых видов продукции в единые перечни продукции могут выступать:
а) заинтересованные органы:
структурные подразделения Минпромторга России;
федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные на выработку государственной политики и нормативного регулирования в сфере, к которой относится данный вид продукции;
федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные на осуществление видов государственного контроля (надзора), предметом которых является соблюдение изготовителем (уполномоченным изготовителем лицом), продавцом или импортером требований, установленных техническими регламентами, или обязательных требований, подлежащих применению до дня вступления в силу технических регламентов в соответствии с Федеральным законом от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ "О техническом регулировании";
б) заинтересованные лица - организации или общественные объединения российских изготовителей, являющихся субъектами хозяйственной деятельности Российской Федерации.
4. Новые виды продукции могут включаться в единые перечни продукции при выполнении следующих условий:
а) наличие сведений о данном виде продукции в Едином перечне продукции, в отношении которой устанавливаются обязательные требования в рамках Таможенного союза, утвержденном Решением Комиссии Таможенного союза от 28 января 2011 г. N 526, и (или) в Едином перечне продукции, подлежащей обязательному подтверждению соответствия с выдачей сертификатов соответствия и деклараций о соответствии по единой форме, утвержденном Решением Комиссии Таможенного союза от 7 апреля 2011 г. N 620;
б) отсутствие обязательных требований к данному виду продукции, установленных в технических регламентах Евразийского экономического союза (Таможенного союза) (далее - Союз) или технических регламентах Российской Федерации;
в) наличие информации о фактах неоднократного причинения вреда жизни или здоровью граждан, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений, включая информацию о судебной статистике по делам о причинении вреда (при наличии) физическим и юридическим лицам в связи с непредусмотренной технической и эксплуатационной документацией моделью функционального поведения продукции в рамках ее жизненного цикла;
г) наличие статистических данных федеральных органов государственного контроля (надзора) о случаях нарушения изготовителем (уполномоченным изготовителем лицом), продавцом или импортером требований безопасности продукции, а также привлечения их к административной ответственности.
5. Основные этапы включения новых видов продукции в единые перечни:
а) подготовка предложений по включению новых видов продукции в единые перечни продукции, подготовленных заинтересованными органами и (или) заинтересованными лицами и последующее их представление в Департамент государственной политики в области технического регулирования, стандартизации и обеспечения единства измерений Минпромторга России (далее - уполномоченный Департамент);
б) анализ подготовленных заинтересованными лицами предложений по включению новых видов продукции в единые перечни продукции заинтересованными органами (в случае, если инициатором является заинтересованное лицо);
в) обеспечение рассмотрения уполномоченным Департаментом комплекта материалов по включению новых видов продукции в единые перечни продукции на заседании Государственной комиссии по противодействию незаконному обороту промышленной продукции (далее - Государственная комиссия);
г) разработка и принятие проекта постановления Правительства Российской Федерации по включению новых видов продукции в единые перечни продукции.
6. Предложения по включению новых видов продукции в единые перечни продукции рекомендуется формировать применительно к конкретному виду продукции и включать:
а) информацию о наименовании продукции, сформулированную с учетом положений национального(-ых) (межгосударственного(-ых)) стандарта(-ов), соответствие которому(-ым) предполагается обеспечить путем проведения обязательной сертификации или декларирования соответствия, а также с учетом наименования товарной группы единой Товарной номенклатуры внешней экономической деятельности Евразийского экономического Союза (далее - ТН ВЭД ЕАЭС);
б) справку к предложению по включению новых видов продукции в единые перечни продукции.
7. В справку к предложению по включению новых видов продукции в единые перечни продукции рекомендуется включать:
а) цели включения новой продукции в единые перечни продукции:
снижение риска причинения вреда жизни или здоровью граждан, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений;
снижение объема контрафактной (фальсифицированной) продукции с учетом текущего состояния (указывается объем контрафактной (фальсифицированной) продукции на текущий год (до введения меры) и прогнозируемый объем контрафактной (фальсифицированной) продукции (после введения меры) через 3 года). Целесообразно использовать результаты проведения проверок в рамках государственного контроля (надзора), усредненные по отрасли, а также результаты экспертного прогноза объема потерь предприятий отрасли;
увеличение доли отечественной продукции на рынке;
иная информация, относящаяся, по мнению инициатора включения новой продукции в единые перечни продукции, к важным сведениям;
б) описание проблем, на решение которых направлено предложение по включению новой продукции в единые перечни продукции, включая объективные (подтвержденные) статистические данные о случаях причинения вреда, объеме контрафактной продукции на рынке, доле импорта на рынке;
в) общую характеристику продукции, в отношении которой предлагается включение в единые перечни продукции, включая ее назначение, в целях однозначной идентификации продукции;
г) статистические данные внешнеэкономической деятельности в отношении продукции, предназначенной для включения в единые перечни продукции (импорт и экспорт);
д) анализ международного, регионального, зарубежного опыта и (или) опыта государств - членов Союза в области установления обязательного подтверждения соответствия продукции, в отношении которой предлагается включение в единые перечни продукции (для заинтересованных лиц);
е) наименование национального(-ых) (межгосударственного(-ых)) стандарта(-ов), устанавливающего(-их) требования к новой продукции, в отношении которой предлагается включение новой продукции в единые перечни продукции с указанием ссылок на конкретные требования пунктов (подпунктов) указанного(-ых) стандарта(-ов);
ж) наименование национального(-ых) (межгосударственного(-ых)) стандарта(-ов), устанавливающего(-их) методы исследований (испытаний) и измерений, в том числе правила отбора образцов (проб) новой продукции, в отношении которой(-ых) предлагается включение в единые перечни продукции, с указанием ссылок на конкретные положения пунктов (подпунктов) указанного стандарта;
з) обоснование выбора предлагаемой формы подтверждения соответствия, содержащее причины необходимости использования сертификации или декларирования соответствия;
и) финансово-экономическое обоснование целесообразности внесения новой продукции в единые перечни продукции, содержащее описание экономического эффекта от включения новой продукции в единые перечни продукции, оценку влияния включения новой продукции в единые перечни продукции на расходы бюджета Российской Федерации;
и) иную информация, относящаяся, по мнению инициатора включения новой продукции в единые перечни продукции, к важным сведениям, касающимся введения новой меры регулирования.
8. Заинтересованному лицу рекомендуется направлять в заинтересованный орган заявление, которое включает следующие сведения и документы:
а) информацию о заинтересованном лице (полное и сокращенное (при наличии) наименование заявителя, с указанием сведений о государственной регистрации юридического лица в Едином государственном реестре юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ), адрес юридического лица в пределах места нахождения юридического лица, в соответствии с документом, подтверждающим факт внесения записи о государственной регистрации в ЕГРЮЛ, основной государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации юридического лица (ОГРН), уникальный идентификационный номер налогоплательщика (ИНН), телефон, адрес электронной почты, а также адрес (адреса) места осуществления деятельности (в случае несовпадения с адресом юридического лица);
б) наименование продукции согласно общероссийскому классификатору продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) ОК 034-2014 (КПЕС 2008) и кодов ТН ВЭД ЕАЭС;
в) документы, указанные в пункте 6 настоящих Рекомендаций.
9. Заявление и документы, указанные в пункте 6 настоящих Рекомендаций, рекомендуется подавать в письменной форме на русском языке на бумажном носителе заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении или посредством электронной приемной заинтересованного органа.
Заявление рекомендуется подписывать руководителем (уполномоченным лицом) и заверять печатью заявителя. Заявление в электронном виде подписывается руководителем (уполномоченным лицом) усиленной квалифицированной электронной подписью.
10. Заинтересованному органу рекомендуется:
а) осуществлять проверку сведений и документов, указанных в пункте 6 настоящих Рекомендаций (в случае, если инициатором является заинтересованное лицо);
б) оформлять заключение о достоверности или недостоверности сведений и документов, указанных в пункте 6 настоящих Рекомендаций (в случае, если инициатором является заинтересованное лицо);
в) формировать и направлять комплект материалов в уполномоченный Департамент), включающий сведения и документы, указанные в пункте 6 настоящих Рекомендаций.
11. Уполномоченному Департаменту рекомендуется обеспечивать направление в Росстандарт справки с целью оценки применимости национального(-ых) (межгосударственного(-ых)) стандарта(-ов) к продукции, предназначенной для включения в единые перечни продукции.
12. Уполномоченному Департаменту, с учетом положений пункта 11 настоящих Рекомендаций, рекомендуется обеспечивать рассмотрение представленных заинтересованным органом комплекта материалов, включающего сведения и документы, указанные в пункте 6 настоящих Рекомендаций (далее - комплект материалов Департамента), на рабочей группе по техническому регулированию при Государственной комиссии (далее - рабочая группа).
13. По итогам рассмотрения комплекта материалов Департамента рабочей группе рекомендуется оформлять протокол, содержащий выводы по включению или отказу во включении новых видов продукции в единые перечни продукции.
14. В случае если рабочей группой в комплекте материалов Департамента выявлены нарушения положений в соответствии в настоящими Рекомендациями, заявление может быть возвращено инициатору письмом уполномоченного Департамента.
15. В случае если рабочей группой принято положительное решение по включению новых видов продукции в единые перечни продукции, комплект материалов Департамента с соответствующим протоколом заседания рабочей группы рекомендуется направить для рассмотрения на заседании Государственной комиссии.
16. Проект изменений рекомендуется рассматривать на заседании Государственной комиссии в порядке, установленном Регламентом Государственной комиссии по противодействию незаконному обороту промышленной продукции, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июля 2015 г. N 718.
17. В случае принятия Государственной комиссией предложения по включению новых видов продукции в единые перечни продукции Уполномоченному Департаменту рекомендуется осуществлять внесение изменений в единые перечни продукции в порядке, установленном Регламентом Правительства Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 1 июня 2004 г. N 260.