См. Документы Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации

МИНИСТЕРСТВО ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ И ЭКОЛОГИИ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПРИКАЗ

от 28 декабря 2016 г. N 682

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ

ОБ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ МИНИСТЕРСТВОМ ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ

И ЭКОЛОГИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ВНУТРЕННЕГО

ФИНАНСОВОГО АУДИТА

В целях реализации постановления Правительства Российской Федерации от 17.03.2014 N 193 "Об утверждении Правил осуществления главными распорядителями (распорядителями) средств федерального бюджета (бюджета государственного внебюджетного фонда Российской Федерации), главными администраторами (администраторами) доходов федерального бюджета (бюджета государственного внебюджетного фонда Российской Федерации), главными администраторами (администраторами) источников финансирования дефицита федерального бюджета (бюджета государственного внебюджетного фонда Российской Федерации) внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита и о внесении изменения в пункт 1 Правил осуществления ведомственного контроля в сфере закупок для обеспечения федеральных нужд, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 10 февраля 2014 г. N 89" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2014, N 12, ст. 1290; 2015, N 16, ст. 2393; 2016, N 18, ст. 2632), приказываю:

1. Утвердить Положение об осуществлении Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации внутреннего финансового аудита согласно приложению к настоящему приказу.

2. Контроль за исполнением настоящего приказа оставляю за собой.

Министр

С.Е.ДОНСКОЙ

Приложение

к приказу Министерства

природных ресурсов и экологии

Российской Федерации

от 28.12.2016 N 682

ПОЛОЖЕНИЕ

ОБ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ МИНИСТЕРСТВОМ ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ

И ЭКОЛОГИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ВНУТРЕННЕГО

ФИНАНСОВОГО АУДИТА

1. Настоящее Положение определяет цели, организацию и осуществление в Министерстве природных ресурсов и экологии Российской Федерации (далее - Министерство) на основе функциональной независимости внутреннего финансового аудита.

2. Внутренний финансовый аудит осуществляется подразделением в Министерстве, наделенным полномочиями по осуществлению внутреннего финансового аудита и не участвующим в организации и выполнении внутренних бюджетных процедур, на основе функциональной независимости (далее - субъект внутреннего финансового аудита).

3. Целями внутреннего финансового аудита являются:

оценка надежности внутреннего финансового контроля и подготовка рекомендаций по повышению его эффективности;

подтверждение достоверности бюджетной отчетности и соответствия порядка ведения бюджетного учета методологии и стандартам бюджетного учета, установленным Министерством финансов Российской Федерации;

подготовка предложений о повышении экономности и результативности использования бюджетных средств.

4. Объектами внутреннего финансового аудита являются структурные подразделения Министерства (далее - объекты внутреннего финансового аудита).

5. Внутренний финансовый аудит осуществляется посредством проведения плановых и внеплановых аудиторских проверок. Плановые аудиторские проверки осуществляются в соответствии с годовым планом внутреннего финансового аудита, утверждаемым Министром.

6. Субъект внутреннего финансового аудита вправе осуществлять подготовку заключений по вопросам обоснованности и полноты документов Министерства, направляемых в Министерство финансов Российской Федерации, в целях составления и рассмотрения проекта бюджета.

7. Аудиторские проверки подразделяются:

на камеральные проверки, которые проводятся по месту нахождения субъекта внутреннего финансового аудита на основании представленных по его запросу информации и материалов;

на выездные проверки, которые проводятся по месту нахождения объекта внутреннего финансового аудита;

на комбинированные проверки, которые проводятся как по месту нахождения субъекта внутреннего финансового аудита, так и по месту нахождения объекта внутреннего финансового аудита.

8. Должностные лица субъекта внутреннего финансового аудита при проведении аудиторских проверок имеют право:

запрашивать и получать на основании мотивированного запроса документы, материалы и информацию, необходимые для проведения аудиторских проверок, в том числе информацию об организации и о результатах проведения внутреннего финансового контроля;

посещать помещения и территории, которые занимают объекты внутреннего финансового аудита, в отношении которых осуществляется аудиторская проверка;

привлекать независимых экспертов.

Срок направления и исполнения указанного запроса устанавливается при проведении конкретной проверки.

9. Субъект внутреннего финансового аудита обязан:

соблюдать требования нормативных правовых актов в установленной сфере деятельности;

проводить аудиторские проверки в соответствии с программой аудиторской проверки;

знакомить руководителя (директора Департамента) или уполномоченное должностное лицо объекта внутреннего финансового аудита с программой аудиторской проверки, а также результатами аудиторских проверок;

не допускать к проведению аудиторских проверок должностных лиц Министерства, которые в период, подлежащий аудиторской проверке, организовывали и выполняли внутренние бюджетные процедуры.

10. Ответственность за организацию внутреннего финансового аудита несет Министр.

11. Министерство обязано предоставлять федеральному органу исполнительной власти, осуществляющему функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере, запрашиваемую информацию и документы в целях проведения анализа осуществления внутреннего финансового аудита.

12. До начала очередного финансового года субъектом внутреннего финансового аудита составляется План (перечень) аудиторских проверок на год, который утверждается курирующим заместителем Министром.

В плане указывается тема аудиторской проверки, объекты внутреннего финансового аудита, срок проведения аудиторской проверки и ответственные исполнители.

К основным критериям при планировании аудиторских проверок относятся:

значимость операций, которые могут оказать существенное влияние на годовую, и (или) квартальную бюджетную отчетность Министерства в случае неправомерного исполнения этих операций;

факторы, влияющие на объем выборки проверяемых операций (действий по формированию документа, необходимого для выполнения внутренней бюджетной процедуры) для тестирования эффективности (надежности) внутреннего финансового контроля, к которым в том числе относятся частота выполнения визуальных контрольных действий, существенность процедур внутреннего финансового контроля и уровень автоматизации процедур внутреннего финансового контроля;

наличие значимых бюджетных рисков после проведения процедур внутреннего финансового контроля;

степень обеспеченности субъекта финансового аудита ресурсами;

возможность проведения аудиторских проверок в установленные сроки;

наличие резерва времени для выполнения внеплановых аудиторских проверок.

13. В ходе планирования субъект внутреннего финансового аудита обязан провести предварительный анализ данных об объектах аудита, в том числе сведений о результатах:

осуществления внутреннего финансового контроля за период, подлежащий аудиторской проверке;

проведения контрольных мероприятий Счетной палатой Российской Федерации и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере, в отношении финансово-хозяйственной деятельности объектов аудита.

14. Аудиторская проверка назначается приказом Министра.

15. Программа аудиторской проверки, сроки проведения и аудиторская группа утверждаются приказом Министра о проведении проверки.

16. Программа аудиторской проверки должна содержать:

тему аудиторской проверки;

наименование объекта аудита;

перечень вопросов, подлежащих изучению в ходе аудиторской проверки.

17. В ходе аудиторской проверки проводятся исследования:

эффективности использования бюджетных средств;

осуществление внутреннего финансового контроля;

законности выполнения внутренних бюджетных процедур;

ведения учетной политики, принятой объектом аудита, в том числе на предмет ее соответствия изменениям в области бюджетного учета;

применения автоматизированных информационных систем объектом аудита при осуществлении внутренних бюджетных процедур;

вопросов бюджетного учета, в том числе вопросов, по которым принимается решение исходя из профессионального мнения лица, ответственного за ведение бюджетного учета;

наделения правами доступа пользователей к базам данных, вводу и выводу информации из автоматизированных информационных систем, обеспечивающих осуществление бюджетных полномочий;

формирования финансовых и первичных учетных документов, а также наделения правами доступа к записям в регистрах бюджетного учета;

бюджетной отчетности.

18. Аудиторская проверка проводится путем выполнения:

инспектирования, представляющего собой изучение записей и документов, связанных с осуществлением операций внутренней бюджетной процедуры и (или) материальных активов;

наблюдения, представляющего собой систематическое изучение действий должностных лиц и работников объекта внутреннего финансового аудита, выполняемых ими в ходе исполнения операций внутренней бюджетной процедуры;

запроса, представляющего собой обращение к осведомленным лицам в пределах или за пределами объекта внутреннего финансового аудита в целях получения сведений, необходимых для проведения аудиторской проверки;

подтверждения, представляющего собой ответ на запрос информации, содержащейся в регистрах бюджетного учета;

пересчета, представляющего собой проверку точности арифметических расчетов, произведенных объектом внутреннего финансового аудита, или самостоятельного расчета работником подразделения внутреннего финансового аудита;

аналитических процедур, представляющих собой анализ соотношений и закономерностей, основанных на сведениях об осуществлении внутренних бюджетных процедур, а также изучение связей указанных соотношений и закономерностей с полученной информацией с целью выявления отклонений от нее и (или) неправильного отражения в бюджетном учете операций и их причин и недостатков осуществления иных внутренних бюджетных процедур.

19. При проведении аудиторской проверки должны быть получены достаточные, надлежащие, надежные доказательства. К доказательствам относятся достаточные фактические данные и достоверная информация, основанные на рабочей документации и подтверждающие наличие выявленных нарушений и недостатков в осуществлении внутренних бюджетных процедур объектами внутреннего финансового аудита, а также являющиеся основанием для выводов и предложений по результатам аудиторской проверки.

20. Проведение аудиторской проверки подлежит документированию. Рабочая документация, то есть документы и иные материалы, подготавливаемые или получаемые в связи с проведением аудиторской проверки, содержит:

документы, отражающие подготовку аудиторской проверки, включая ее программу;

сведения о характере, сроках и объеме аудиторской проверки и о результатах ее выполнения;

сведения о выполнении внутреннего финансового контроля в отношении операций, связанных с темой аудиторской проверки;

перечень договоров, соглашений, протоколов, первичной учетной документации, документов бюджетного учета и бюджетной отчетности, подлежащих изучению в ходе аудиторской проверки;

письменные заявления и объяснения, полученные от должностных лиц и иных работников объектов аудита;

копии обращений, направленных органам государственного финансового контроля, экспертам и (или) третьим лицам в ходе аудиторской проверки, и полученные от них сведения;

копии финансово-хозяйственных документов объекта внутреннего финансового аудита, подтверждающие выявленные нарушения;

акт аудиторской проверки.

21. В случае возникновения обстоятельств, требующих приостановления или продления аудиторской проверки, руководитель аудиторской группы направляет руководителю субъекта внутреннего финансового аудита служебную записку с изложением обстоятельств и срока предлагаемого приостановления (продления) аудиторской проверки.

Срок приостановления (продления) аудиторской проверки определяется в каждом конкретном случае, исходя из целей, которые должны быть достигнуты в период приостановления (продления) аудиторской проверки, но не может превышать 60 календарных дней.

Решение о приостановлении (продлении) аудиторской проверки, принятое Министром в соответствии с мотивированной докладной запиской субъекта внутреннего финансового аудита, оформляется приказом Министерства, который доводится до сведения руководителя аудиторской группы, руководителя объекта внутреннего финансового аудита.

После устранения причин приостановления аудиторской проверки аудиторская группа возобновляет проведение аудиторской проверки в сроки, устанавливаемые приказом Министерства.

22. Результаты аудиторской проверки оформляются актом аудиторской проверки, который подписывается руководителем аудиторской группы и вручается им представителю объекта внутреннего финансового аудита, уполномоченному на получение акта. Объект внутреннего финансового аудита вправе представить в течение 3 рабочих дней со дня вручения акта письменные возражения по акту аудиторской проверки.

23. По окончанию срока представления возражений объектом внутреннего финансового аудита на основании акта аудиторской проверки в течение 7 рабочих дней составляется отчет о результатах аудиторской проверки, содержащий информацию об итогах аудиторской проверки, в том числе:

информацию о выявленных в ходе аудиторской проверки недостатках и нарушениях (в количественном и денежном выражении), об условиях и причинах таких нарушений;

информацию о наличии или об отсутствии возражений со стороны объектов внутреннего финансового аудита;

выводы о степени надежности внутреннего финансового контроля и достоверности представленной объектом внутреннего финансового аудита бюджетной отчетности;

выводы о соответствии ведения бюджетного учета объектом внутреннего финансового аудита методологии и стандартам бюджетного учета, установленным Министерством финансов Российской Федерации;

выводы, предложения и рекомендации по устранению выявленных нарушений и недостатков, принятию мер по минимизации бюджетных рисков, внесению изменений в карты внутреннего финансового контроля, а также предложения по повышению экономности и результативности использования бюджетных средств.

24. Отчет о результатах аудиторской проверки с приложением акта аудиторской проверки направляется Министру. По результатам рассмотрения указанного отчета Министр вправе принять одно или несколько решений:

о необходимости реализации аудиторских выводов, предложений и рекомендаций;

о недостаточной обоснованности аудиторских выводов, предложений и рекомендаций;

о применении материальной и (или) дисциплинарной ответственности к виновным должностным лицам, а также о проведении служебных проверок;

о направлении материалов в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере, и (или) в правоохранительные органы в случае наличия признаков нарушения бюджетного законодательства Российской Федерации, в отношении которых отсутствует возможность их устранения.

25. Субъект внутреннего финансового аудита обеспечивает составление годовой отчетности о результатах осуществления внутреннего финансового аудита.

26. Годовая отчетность о результатах осуществления внутреннего финансового аудита составляется до 1 февраля года, следующего за отчетным, и содержит информацию, подтверждающую выводы о надежности (об эффективности) внутреннего финансового контроля, достоверности сводной бюджетной отчетности Министерства.

Проведение внутреннего финансового контроля считается надежным (эффективным), если используемые методы контроля и контрольные действия приводят к отсутствию или существенному снижению числа нарушений нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, внутренних стандартов и процедур, а также к повышению эффективности использования бюджетных средств.

Задайте вопрос юристу:
+7 (499) 703-46-71 - для жителей Москвы и Московской области
+7 (812) 309-95-68 - для жителей Санкт-Петербурга и Ленинградской области