См. Документы Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации

МИНИСТЕРСТВО ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ И ЭКОЛОГИИ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПРИКАЗ
от 7 июня 2023 г. N 344

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОРЯДКА
ВЕДЕНИЯ РАЗДЕЛЬНОГО УЧЕТА ЗАТРАТ ПО РЕГУЛИРУЕМЫМ ВИДАМ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ОБЛАСТИ ОБРАЩЕНИЯ С ТВЕРДЫМИ КОММУНАЛЬНЫМИ
ОТХОДАМИ И ЕДИНОЙ СИСТЕМЫ КЛАССИФИКАЦИИ ТАКИХ ЗАТРАТ

В соответствии с пунктом 5 статьи 24.8 Федерального закона от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", подпунктом 5.2.67 пункта 5 Положения о Министерстве природных ресурсов и экологии Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 11 ноября 2015 г. N 1219, приказываю:

1. Утвердить порядок ведения раздельного учета затрат по регулируемым видам деятельности в области обращения с твердыми коммунальными отходами и единой системы классификации таких затрат согласно приложению к настоящему приказу.

2. Настоящий приказ вступает в силу с 1 марта 2024 года и действует до 1 марта 2030 года.

Министр
А.А.КОЗЛОВ

Приложение
к приказу Минприроды России
от 7 июня 2023 г. N 344

ПОРЯДОК
ВЕДЕНИЯ РАЗДЕЛЬНОГО УЧЕТА ЗАТРАТ ПО РЕГУЛИРУЕМЫМ ВИДАМ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ОБЛАСТИ ОБРАЩЕНИЯ С ТВЕРДЫМИ КОММУНАЛЬНЫМИ
ОТХОДАМИ И ЕДИНОЙ СИСТЕМЫ КЛАССИФИКАЦИИ ТАКИХ ЗАТРАТ

I. Общие положения

1. Ведение раздельного учета затрат оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее - оператор) и региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее - региональный оператор; при совместном упоминании - регулируемые организации) заключается в сборе и обобщении информации о затратах организации, осуществляющей регулируемые виды деятельности в области обращения с твердыми коммунальными отходами (далее - регулируемые виды деятельности), на основании данных бухгалтерского и статистического учета раздельно по каждому из регулируемых видов деятельности.

2. Раздельный учет затрат ведется в соответствии с законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете, Основами ценообразования в области обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 30 мая 2016 г. N 484 (далее - Основы ценообразования), и Методическими указаниями по расчету регулируемых тарифов в области обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными приказом Федеральной антимонопольной службы от 21 ноября 2016 г. N 1638/16 <1> (далее - методические указания).

--------------------------------

<1> Зарегистрирован Минюстом России 2 декабря 2016 г., регистрационный N 44544, с изменениями, внесенными приказами Федеральной антимонопольной службы от 1 ноября 2018 г. N 1488/18 (зарегистрирован Минюстом России 3 декабря 2018 г., регистрационный N 52848), от 26 августа 2020 г. регистрационный N 783/20 (зарегистрирован Минюстом России 3 декабря 2020 г., регистрационный N 61250), от 14 сентября 2020 г. N 840/20 (зарегистрирован Минюстом России 20 ноября 2020 г., регистрационный N 61013), от 25 февраля 2022 г. N 145/22 (зарегистрирован Минюстом России 11 апреля 2022 г., регистрационный N 68154).

3. Раздельный учет затрат осуществляется по следующим регулируемым видам деятельности:

1) обработка твердых коммунальных отходов;

2) обезвреживание твердых коммунальных отходов;

3) захоронение твердых коммунальных отходов;

4) оказание услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами региональным оператором;

5) энергетическая утилизация твердых коммунальных отходов.

4. Ведение раздельного учета затрат осуществляется в соответствии с настоящим Порядком на основании данных бухгалтерского учета регулируемой организации, формируемых в соответствии с законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете, с применением синтетических и (или) аналитических счетов (субсчетов), открываемых в соответствии с Планом счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций, утвержденным приказом Министерства финансов Российской Федерации от 31 октября 2000 г. N 94н <2>, и Единым планом счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утвержденным приказом Министерства финансов Российской Федерации от 1 декабря 2010 г. N 157н <3>, и (или) субконто и (или) иных аналитических признаков, позволяющих производить группировки расходов в соответствии с требованиями Основ ценообразования и методических указаний.

--------------------------------

<2> Признан не нуждающимся в государственной регистрации письмом Минюста России от 9 ноября 2000 г. N 9558-ЮД, с изменениями, внесенными приказами Минфина России от 7 мая 2003 г. N 38н (признан не нуждающимся в государственной регистрации письмом Минюста России от 16 мая 2003 г. N 07/4892-ЮД), от 18 сентября 2006 г. N 115н (признан не нуждающимся в государственной регистрации письмом Минюста России от 27 октября 2006 г. N 01/9423-СВ), от 8 ноября 2010 г. N 142н (признан не нуждающимся в государственной регистрации письмом Минюста России от 10 декабря 2010 г. N 01/28429-ДК).

<3> Зарегистрирован Минюстом России 30 декабря 2010 г., регистрационный N 19452, с изменениями, внесенными приказами Минфина России от 12 октября 2012 г. N 134н (зарегистрирован Минюстом России 10 декабря 2012 г., регистрационный N 26060), от 29 августа 2014 г. N 89н (зарегистрирован Минюстом России 20 октября 2014 г., регистрационный N 34361), от 6 августа 2015 г. N 124н (зарегистрирован Минюстом России 27 августа 2015 г., регистрационный N 38719), от 1 марта 2016 г. N 16н (зарегистрирован Минюстом России 25 марта 2016 г., регистрационный N 41570), от 16 ноября 2016 г. N 209н (зарегистрирован Минюстом России 15 декабря 2016 г., регистрационный N 44741), от 27 сентября 2017 г. N 148н (зарегистрирован Минюстом России 17 октября 2017 г., регистрационный N 48573), от 31 марта 2018 г. N 64н (зарегистрирован Минюстом России 26 апреля 2018 г., регистрационный N 50910), от 28 декабря 2018 г. N 298н (зарегистрирован Минюстом России 29 января 2019 г., регистрационный N 53597), от 14 сентября 2020 г. N 198н (зарегистрирован Минюстом России 5 октября 2020 г., регистрационный N 60238), от 21 декабря 2022 г. N 192н (зарегистрирован Минюстом России 11 апреля 2023 г., регистрационный N 72978), от 27 апреля 2023 г. N 56н (зарегистрирован Минюстом России 21 июня 2023 г., регистрационный N 73932).

Регулируемая организация, одновременно осуществляющая несколько регулируемых видов деятельности, ведет раздельный учет затрат по каждому регулируемому виду деятельности.

В случае, предусмотренном пунктом 2.1 статьи 24.8 Федерального закона от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", раздельный учет затрат осуществляется отдельно в отношении деятельности по обработке твердых коммунальных отходов и деятельности по захоронению твердых коммунальных отходов.

В случае, предусмотренном пунктом 24.1 Основ ценообразования, осуществляется раздельный учет затрат в отношении производства грунта, пригодного для технических целей и используемого для промежуточной изоляции слоев твердых коммунальных отходов, на объекте обращения с твердыми коммунальными отходами, в состав которого входят в том числе объект захоронения твердых коммунальных отходов и объект утилизации твердых коммунальных отходов, на котором осуществляется производство такого грунта путем компостирования.

5. Раздельный учет затрат осуществляется в отношении фактических размеров затрат по каждому регулируемому виду деятельности.

6. В случае, если предельные тарифы в области обращения с твердыми коммунальными отходами применительно к одному регулируемому виду деятельности установлены дифференцировано, учет затрат ведется раздельно исходя из принятой дифференциации:

1) по видам твердых коммунальных отходов (отходы из жилищ несортированные (исключая крупногабаритные), отходы из жилищ крупногабаритные, другие виды отходов, определенные органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации) и классам опасности отходов;

2) по муниципальным образованиям;

3) по технологическим особенностям в соответствии с территориальной схемой обращения с отходами, утвержденной в субъекте Российской Федерации, в котором расположена зона деятельности регионального оператора.

7. Регулируемые организации ведут раздельный учет затрат на реализацию инвестиционных программ в области обращения с твердыми коммунальными отходами и на реализацию производственных программ в области обращения с твердыми коммунальными отходами.

8. Регулируемые организации, осуществляющие регулируемые виды деятельности по обработке, обезвреживанию, захоронению, энергетической утилизации твердых коммунальных отходов, ведут раздельный учет затрат с дифференциацией расходов и объема и (или) массы твердых коммунальных отходов, обращение с которыми они осуществляют, по объектам обработки, обезвреживания, энергетической утилизации, захоронения твердых коммунальных отходов.

Региональные операторы ведут раздельный учет затрат по зонам деятельности региональных операторов.

9. Разделение расходов по основным средствам (включая арендованные), по незавершенному строительству по регулируемым видам деятельности, по объектам обращения с твердыми коммунальными отходами и по зонам деятельности регионального оператора осуществляется исходя из отнесения объектов основных средств к соответствующему регулируемому виду деятельности, объекту по обращению с твердыми коммунальными отходами, зоне деятельности регионального оператора по производственному назначению объекта основных средств.

В случае невозможности отнесения объекта основных средств по производственному назначению к одному из регулируемых видов деятельности, объекту обращения с твердыми коммунальными отходами, зоне деятельности регионального оператора распределение его стоимости осуществляется в соответствии с учетной политикой регулируемой организации.

10. Отнесение дебиторской задолженности по расчетам с покупателями и заказчиками (включая ее списание в убыток) к соответствующим регулируемым видам деятельности, объекту обращения с твердыми коммунальными отходами, зоне деятельности регионального оператора осуществляется исходя из договоров по соответствующему регулируемому виду деятельности.

11. Отнесение заемных средств к соответствующим регулируемым видам деятельности, объекту обращения с твердыми коммунальными отходами, зоне деятельности регионального оператора осуществляется исходя из целевого назначения привлеченных средств.

12. Для целей настоящего Порядка расходы регулируемой организации подразделяются на:

расходы, непосредственно связанные с оказанием услуг, относимые на конкретный вид оказываемых услуг и (или) соответствующую зону деятельности регионального оператора. Такие расходы распределяются по соответствующим регулируемым видам деятельности, объектам обращения с твердыми коммунальными отходами, зонам деятельности регионального оператора;

расходы, которые не могут быть непосредственно отнесены на оказание конкретного вида услуг, соответствующий объект обращения с твердыми коммунальными отходами, соответствующую зону деятельности регионального оператора, и распределение которых производится в соответствии с учетной политикой регулируемой организации.

13. Разделение по соответствующим регулируемым видам деятельности, объектам обращения с твердыми коммунальными отходами, зонам деятельности регионального оператора финансовых результатов регулируемой организации осуществляется расчетным путем исходя из величины расходов и принципов ведения раздельного учета затрат, предусмотренных пунктами 9 - 12 настоящего Порядка.

II. Единая система классификации затрат

14. В случае установления предельных тарифов на обработку, обезвреживание, энергетическую утилизацию, захоронение твердых коммунальных отходов методом экономически обоснованных расходов (затрат) данные раздельного учета затрат должны обеспечивать распределение затрат по следующим группам расходов в соответствии с Основами ценообразования и методическими указаниями:

1) производственные расходы, в том числе:

- расходы на приобретение сырья и материалов и их хранение;

- расходы на приобретаемые топливо, электрическую энергию (мощность), тепловую энергию (мощность), другие виды энергетических ресурсов (далее - энергетические ресурсы);

- расходы на оплату выполняемых сторонними организациями или индивидуальными предпринимателями работ и (или) услуг, связанных с эксплуатацией объектов, используемых для обработки, обезвреживания, захоронения твердых коммунальных отходов;

- расходы на оплату труда и отчисления на социальные нужды основного производственного персонала;

- расходы на уплату процентов по займам и кредитам, не учитываемые при определении налоговой базы по налогу на прибыль;

- общехозяйственные расходы;

- прочие производственные расходы, определяемые в соответствии с подпунктом 7 пункта 17 методических указаний;

2) ремонтные расходы, в том числе:

- расходы на текущий ремонт объектов, используемых для обработки, обезвреживания, энергетической утилизации, захоронения твердых коммунальных отходов;

- расходы на капитальный ремонт объектов, используемых для обработки, обезвреживания, энергетической утилизации, захоронения твердых коммунальных отходов;

- расходы на оплату труда и отчисления на социальные нужды ремонтного персонала;

3) административные расходы, в том числе:

- расходы на оплату товаров, работ и (или) услуг, поставляемых и (или) выполняемых по договорам сторонними организациями или индивидуальными предпринимателями;

- расходы на оплату труда и отчисления на социальные нужды административно-управленческого персонала;

- арендная плата, лизинговые платежи, не связанные с арендой (лизингом) объектов, используемых для обработки, обезвреживания, энергетической утилизации захоронения твердых коммунальных отходов;

- расходы на служебные командировки;

- расходы на обучение персонала;

- расходы на обязательное страхование производственных объектов в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации;

- прочие административные расходы, определяемые в соответствии с подпунктом 7 пункта 19 методических указаний;

4) сбытовые расходы, определяемые в соответствии в соответствии с пунктом 33 Основ ценообразования;

5) расходы на амортизацию основных средств и нематериальных активов;

6) расходы на арендную плату, лизинговые платежи, концессионную плату;

7) расходы, связанные с оплатой налогов, сборов и других обязательных платежей;

8) расходы на оплату товаров, работ и услуг других операторов;

9) расходы на плату за негативное воздействие на окружающую среду при размещении твердых коммунальных отходов;

10) нормативная прибыль, включающая:

- расходы на капитальные вложения (инвестиции), определяемые в экономически обоснованном размере с учетом утвержденных инвестиционных программ регулируемых организаций;

- средства на возврат займов и кредитов, привлекаемых на реализацию мероприятий инвестиционной программы регулируемой организации, определяемые в экономически обоснованном размере с учетом утвержденных инвестиционных программ регулируемых организаций;

- экономически обоснованные расходы на выплаты, предусмотренные коллективными договорами, не учитываемые при определении налоговой базы налога на прибыль (расходов, относимых на прибыль после налогообложения) в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации.

15; В случае установления предельных тарифов на обработку, обезвреживание, энергетическую утилизацию, захоронение твердых коммунальных отходов методом индексации данные раздельного учета затрат должны обеспечивать распределение затрат по следующим группам расходов в соответствии с Основами ценообразования и методическими указаниями:

1) операционные расходы, в том числе:

- производственные расходы, определяемые в соответствии с подпунктом 1 пункта 14 настоящего Порядка, за исключением расходов на энергетические ресурсы и расходов на уплату процентов по займам и кредитам, не учитываемым при определении налоговой базы по налогу на прибыль;

- ремонтные расходы, определяемые в соответствии с подпунктом 2 пункта 14 настоящего Порядка;

- административные расходы, определяемые в соответствии с подпунктом 3 пункта 14 настоящего Порядка;

2) неподконтрольные расходы, в том числе:

- расходы на оплату товаров (услуг, работ), приобретаемых у других организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности;

- расходы на уплату налогов, сборов и других обязательных платежей;

- расходы на арендную плату, концессионную плату и лизинговые платежи;

- сбытовые расходы, определяемые в соответствии в соответствии с пунктом 33 Основ ценообразования;

- экономически обоснованные расходы, не учтенные органом регулирования тарифов при установлении предельных тарифов в прошлые периоды регулирования, компенсация которых предусмотрена пунктом 11 Основ ценообразования;

- расходы на выплаты по договорам займа и кредитным договорам, включая возврат сумм основного долга и процентов по ним, за исключением средств на возврат займов и кредитов, процентов по ним, предусмотренных на реализацию инвестиционных программ;

- расходы на плату за негативное воздействие на окружающую среду при размещении твердых коммунальных отходов;

3) расходы на приобретение энергетических ресурсов;

4) расходы на амортизацию основных средств и нематериальных активов;

5) нормативная прибыль, определяемая в соответствии с подпунктом 10 пункта 14 настоящего Порядка.

16. В случае установления предельных тарифов на обработку, обезвреживание, энергетическую утилизацию, захоронение твердых коммунальных отходов методом доходности инвестированного капитала данные раздельного учета затрат должны обеспечивать распределение затрат по следующим группам расходов в соответствии с Основами ценообразования и методическими указаниями:

1) операционные расходы, в том числе:

- производственные расходы, определяемые в соответствии с подпунктом 1 пункта 14 настоящего Порядка, за исключением расходов на энергетические ресурсы;

- ремонтные расходы, определяемые в соответствии с подпунктом 2 пункта 14 настоящего Порядка;

- административные расходы, определяемые в соответствии с подпунктом 3 пункта 14 настоящего Порядка;

2) неподконтрольные расходы, в том числе:

- расходы на оплату товаров (услуг, работ), приобретаемых у других организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности;

- расходы на уплату налогов, сборов и других обязательных платежей;

- расходы на арендную плату, концессионную плату и лизинговые платежи;

- сбытовые расходы, определяемые в соответствии в соответствии с пунктом 33 Основ ценообразования;

- экономически обоснованные расходы, не учтенные органом регулирования тарифов при установлении предельных тарифов в прошлые периоды регулирования, компенсация которых предусмотрена пунктом 11 Основ ценообразования;

- расходы на плату за негативное воздействие на окружающую среду при размещении твердых коммунальных отходов;

3) расходы на приобретение энергетических ресурсов;

4) возврат инвестированного капитала;

5) доход на инвестированный капитал.

17. В случае установления предельного единого тарифа на услугу регионального оператора данные раздельного учета затрат должны обеспечивать распределение затрат по следующим группам расходов в соответствии с Основами ценообразования и методическими указаниями:

1) собственные расходы регионального оператора, в том числе:

- расходы на транспортирование твердых коммунальных отходов;

- сбытовые расходы регионального оператора, определяемые в соответствии с пунктом 89 методических рекомендаций;

- расходы на оказание комплексной услуги по обращению с твердыми отходами в случаях, предусмотренных постановлением Правительства Российской Федерации от 5 сентября 2016 г. N 881 "О проведении уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации конкурсного отбора региональных операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами" для субъектов Российской Федерации - городов федерального значения;

- расходы на заключение и обслуживание договоров с собственниками твердых коммунальных отходов и операторами;

- расходы на приобретение контейнеров и бункеров для накопления твердых коммунальных отходов;

- расходы на содержание контейнеров и бункеров для накопления твердых коммунальных отходов.

2) расходы на обработку, обезвреживание, энергетическую утилизацию, захоронение твердых коммунальных отходов.