См. Документы Министерства образования и науки Российской Федерации

МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПРИКАЗ
от 24 сентября 2020 г. N 1230

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ
О КОНТРОЛЬНО-РЕВИЗИОННОМ ДЕПАРТАМЕНТЕ МИНИСТЕРСТВА НАУКИ
И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

В соответствии с Положением о Министерстве науки и высшего образования Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 15 июня 2018 г. N 682, и приказом Министерства науки и высшего образования Российской Федерации от 9 апреля 2020 г. N 567 "Об утверждении структуры и штатного расписания центрального аппарата Министерства науки и высшего образования Российской Федерации" приказываю:

1. Утвердить прилагаемое Положение о Контрольно-ревизионном департаменте Министерства науки и высшего образования Российской Федерации.

2. Контрольно-ревизионному департаменту Министерства науки и высшего образования Российской Федерации в трехмесячный срок обеспечить разработку и утверждение должностных регламентов федеральных государственных гражданских служащих Департамента в соответствии с пунктом 5 приказа Министерства науки и высшего образования Российской Федерации от 19 июля 2018 г. N 4н "Об утверждении примерного должностного регламента федерального государственного гражданского служащего Министерства науки и высшего образования Российской Федерации" (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 8 августа 2018 г., регистрационный N 51812).

3. Признать утратившими силу приказы Министерства науки и высшего образования Российской Федерации:

от 12 декабря 2018 г. N 1148 "Об утверждении Положения о Департаменте контрольно-ревизионной деятельности и аудита";

от 16 августа 2019 г. N 629 "О внесении изменения в Положение о Департаменте контрольно-ревизионной деятельности и аудита, утвержденное приказом Министерства науки и высшего образования Российской Федерации от 12 декабря 2018 г. N 1148";

от 17 января 2020 г. N 110 "О внесении изменения в Положение о Департаменте контрольно-ревизионной деятельности и аудита, утвержденное приказом Министерства науки и высшего образования Российской Федерации от 12 декабря 2018 г. N 1148".

4. Контроль за исполнением настоящего приказа оставляю за собой.

Министр
В.Н.ФАЛЬКОВ

Приложение

Утверждено
приказом Министерства науки
и высшего образования
Российской Федерации
от 24 сентября 2020 г. N 1230

ПОЛОЖЕНИЕ
О КОНТРОЛЬНО-РЕВИЗИОННОМ ДЕПАРТАМЕНТЕ МИНИСТЕРСТВА НАУКИ
И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

I. Общие положения

1. Контрольно-ревизионный департамент Министерства науки и высшего образования Российской Федерации (далее - Департамент) является структурным подразделением центрального аппарата Министерства науки и высшего образования Российской Федерации (далее - Министерство).

2. В своей деятельности Департамент руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, Положением о Министерстве науки и высшего образования Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 15 июня 2018 г. N 682 (далее - Положение о Министерстве), нормативными правовыми и правовыми актами Министерства и настоящим Положением.

3. Департамент осуществляет свою деятельность во взаимодействии с другими структурными подразделениями Министерства, территориальными органами Министерства, подведомственными Министерству организациями, федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, федеральным государственным бюджетным учреждением "Российская академия наук", общественными объединениями и иными организациями.

II. Полномочия

4. Департамент осуществляет следующие полномочия:

4.1. Осуществляет координацию работы в Министерстве по подготовке проекта сводного плана проведения проверок деятельности территориальных органов Министерства и подведомственных Министерству организаций на соответствующий год, подготовку изменений в указанный план, а также контроль за ходом его реализации.

4.2. Составляет и представляет на утверждение Министру науки и высшего образования Российской Федерации (далее - Министр) план проведения аудиторских мероприятий на очередной финансовый год (далее - план проведения аудиторских мероприятий), формирует и представляет Министру предложения о внесении изменений в указанный план, а также обеспечивает его выполнение.

4.3. Обеспечивает организацию и проведение в территориальных органах Министерства и в подведомственных Министерству организациях (далее - объекты проверок) проверок финансово-хозяйственной деятельности, включая проверку правомерности и эффективности расходования объектами проверок денежных средств, выделенных в рамках реализации национальных проектов, государственных программ Российской Федерации и федеральных целевых программ, деятельности объектов проверок по использованию и распоряжению федеральным имуществом, сохранности и эффективности его использования, ведомственного контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных нужд (далее - проверки), проверок в иных сферах деятельности.

4.4. Осуществляет организацию и проведение плановых и внеплановых проверок в рамках компетенции Департамента.

4.5. Обеспечивает организацию и осуществление внутреннего финансового аудита в центральном аппарате Министерства в соответствии с федеральными стандартами внутреннего финансового аудита, установленными Министерством финансов Российской Федерации.

4.6. Организует и проводит плановые и внеплановые аудиторские мероприятия в соответствии с программами этих мероприятий, целями и принципами внутреннего финансового аудита.

4.7. Проводит мониторинг реализации руководителями (заместителями руководителя), должностными лицами (работниками) структурных подразделений Министерства, которые организуют и выполняют бюджетные процедуры (далее - субъекты бюджетных процедур), мер по минимизации (устранению) бюджетных рисков и организации и осуществлению внутреннего финансового контроля, в том числе по устранению выявленных нарушений и (или) недостатков, а также по совершенствованию организации (обеспечения выполнения), выполнения бюджетной процедуры и (или) операций (действий) по выполнению бюджетной процедуры.

4.8. Принимает участие в комплексных и иных проверках, осуществляемых Министерством, как в плановом, так и внеплановом порядке по вопросам, входящим в компетенцию Департамента.

4.9. Осуществляет подготовку и направление на рассмотрение Министру докладов (отчетов) о проверках, проводимых Департаментом, заключений о результатах проведения аудиторских мероприятий, а также докладов, справочных материалов, презентаций по иным вопросам, относящимся к компетенции Департамента.

4.10. Обеспечивает внесение в установленном порядке руководству Министерства предложений о порядке дальнейшего рассмотрения нарушений, за которые предусмотрена административная или уголовная ответственность, с последующей передачей материалов проверок в Генеральную прокуратуру Российской Федерации, в органы государственного финансового контроля, Федеральную антимонопольную службу и иные органы государственной власти.

4.11. Осуществляет контроль за устранением нарушений, выявленных Департаментом в ходе проведения проверок.

4.12. В установленном порядке организует работу по подготовке сводного отчета о проверках, осуществленных Министерством в отчетном периоде.

4.13. Организует работу по формированию годовой отчетности о результатах деятельности субъекта внутреннего финансового аудита в Министерстве для дальнейшего представления Министру.

4.14. Осуществляет анализ сформированных Департаментом актов и других материалов проверок в целях подготовки и реализации мер по профилактике нарушений, в том числе для предотвращения неправомерного и неэффективного расходования объектами проверок денежных средств, неправомерного и неэффективного использования ими федерального имущества.

4.15. Обеспечивает ведение реестра бюджетных рисков Министерства, в том числе обеспечивает сбор и анализ информации о бюджетных рисках, оценивает бюджетные риски и способы их минимизации, а также анализирует выявленные нарушения и (или) недостатки на основе предложений субъектов бюджетных процедур по результатам осуществления ими внутреннего финансового контроля.

4.16. По результатам проведенных Департаментом в установленном порядке контрольных мероприятий осуществляет подготовку предложений по применению дисциплинарных взысканий в отношении руководителей и должностных лиц структурных подразделений центрального аппарата Министерства, территориальных органов Министерства и подведомственных Министерству организаций.

4.17. По результатам проведенных аудиторских мероприятий осуществляет в установленном порядке подготовку предложений по применению материальной и (или) дисциплинарной ответственности к субъектам бюджетных процедур, допустивших нарушения, а также по проведению служебных проверок.

4.18. Осуществляет свод и обобщение нарушений и замечаний, выявленных по результатам проведенных проверок, подготовку писем для направления объектам проверок с анализом наиболее существенных и типичных нарушений и рекомендациями по их предотвращению в дальнейшей деятельности объектов проверок.

4.19. Принимает участие в пределах своей компетенции в рассмотрении представлений Генеральной прокуратуры Российской Федерации, а также органов государственного финансового контроля по результатам проведенных ими проверок Министерства и подведомственных Министерству организаций.

4.20. Осуществляет взаимодействие с органами государственного контроля и надзора, а также правоохранительными органами по вопросам, входящим в компетенцию Департамента.

4.21. Обеспечивает в установленной сфере деятельности Департамента реализацию основных направлений профилактики нарушений посредством выявления, оценки и прогнозирования, проведения мониторинга рисковых факторов и использования форм профилактического воздействия.

4.22. Осуществляет выявление и анализ причин возникновения нарушений, допущенных объектами проверок, подготовку предложений по их системному устранению.

4.23. Осуществляет обобщение и распространение положительного опыта по результатам проверок и аудиторских мероприятий.

4.24. В пределах своей компетенции принимает участие в реализации мероприятий по:

разработке и совершенствованию критериев включения объектов проверок в проект сводного плана проведения проверок деятельности территориальных органов Министерства и подведомственных Министерству организаций;

привлечению в установленном порядке к проведению организуемых Департаментом проверок деятельности подведомственных Министерству организаций экспертов и ведущих ученых;

проведению мониторинга отдельных направлений (вопросов) деятельности подведомственных Министерству организаций в целях использования полученных результатов при планировании контрольной деятельности Министерства, в том числе с применением опросных листов и использованием данных, содержащихся в государственных информационных ресурсах Российской Федерации и информационных системах, функционирующих в Министерстве;

разработке и внедрению новых форм и инструментов планирования, осуществления и анализа результатов контрольной деятельности Министерства;

созданию и внедрению новых, а также сопровождению, развитию и модернизации существующих информационных систем с целью совершенствования информационно-аналитического обеспечения проверок деятельности подведомственных Министерству организаций и аудиторских мероприятий;

совершенствованию организации и осуществления внутреннего финансового аудита в Министерстве и внесению предложений на рассмотрение Министру.

4.25. Осуществляет мониторинг изменений законодательства Российской Федерации в целях регулярной подготовки обзоров изменений нормативных правовых актов, применяемых в деятельности Департамента.

4.26. Осуществляет в пределах своей компетенции подготовку предложений по организации и повышению эффективности функционирования внутреннего контроля в подведомственных Министерству организациях, а также по совершенствованию организации внутреннего финансового контроля в структурных подразделениях центрального аппарата Министерства и территориальных органах Министерства, направленных на минимизацию (устранение) бюджетных рисков и предупреждение (недопущение) нарушений и (или) недостатков.

4.27. В пределах своей компетенции принимает участие в работе по повышению эффективности использования подведомственными Министерству организациями федерального имущества, закрепленного за ними в установленном порядке (в том числе земельных участков), а также по проведению его осмотров.

4.28. В пределах своей компетенции осуществляет формирование организационной и нормативной базы в целях обеспечения планирования, организации и проведения контрольных мероприятий.

4.29. Оказывает организационную и методическую помощь структурным подразделениям Министерства, его территориальным органам по вопросам организации контрольно-ревизионной деятельности и ее совершенствованию, а также методическую помощь подведомственным Министерству организациям по вопросам организации и повышения эффективности функционирования системы внутреннего контроля.

4.30. Консультирует субъектов бюджетных процедур по вопросам, связанным с совершенствованием организации и осуществления контрольных действий, повышением качества финансового менеджмента, в том числе с повышением результативности и экономности использования бюджетных средств.

4.31. В пределах своей компетенции обеспечивает своевременную подготовку информации, подлежащей размещению на официальном сайте Министерства в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в установленном порядке.

4.32. Размещает информацию о плане аудиторских мероприятий и результатах внутреннего финансового аудита в Министерстве в государственной информационной системе "Официальный сайт Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации об осуществлении государственного (муниципального) финансового аудита (контроля) в сфере бюджетных правоотношений".

4.33. Разрабатывает и участвует в разработке проектов федеральных законов в установленной сфере деятельности Департамента, а также обеспечивает подготовку проектов иных нормативных правовых актов в установленной сфере деятельности Департамента, в том числе регламента проведения Министерством ведомственного контроля в сфере закупок для обеспечения федеральных нужд.

4.34. Готовит предложения по совершенствованию правовых актов и иных документов Министерства, устанавливающих требования к организации и обеспечению выполнения бюджетной процедуры.

4.35. Участвует в подготовке проектов заключений, официальных отзывов и поправок Правительства Российской Федерации, поступивших в установленном порядке в Министерство.

4.36. Готовит предложения:

в план организации законопроектных работ Министерства на очередной год;

в план по разработке Министерством правовых актов, необходимых для реализации федеральных законов, актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации;

в планы мероприятий Правительства Российской Федерации и Министерства в целях реализации государственной политики в установленной сфере деятельности Департамента.

4.37. Обеспечивает своевременное и полное рассмотрение устных и письменных обращений граждан и организаций в установленной сфере деятельности Департамента, принятие по ним решений и направление ответов в установленный законодательством Российской Федерации срок.

4.38. Осуществляет подготовку проектов актов Министерства по созданию координационных, совещательных и экспертных органов (советов, комиссий, групп, коллегии), в том числе межведомственных, в установленной сфере деятельности Департамента.

4.39. Проводит мониторинг правоприменения в установленной сфере деятельности Департамента.

4.40. Участвует совместно с другими структурными подразделениями Министерства в подготовке нормативных правовых и правовых актов по вопросам, входящим в компетенцию Департамента.

4.41. Готовит совместно с другими структурными подразделениями Министерства:

предложения об изменении или отмене (признании утратившими силу) нормативных правовых актов Министерства, а также решений территориальных органов Министерства, противоречащих законодательству Российской Федерации;

аналитические материалы и справки для руководства Министерства по вопросам, входящим в компетенцию Департамента;

предложения для внесения в проект плана деятельности Министерства;

предложения по иным вопросам, входящим в компетенцию Департамента.

4.42. В установленном порядке в целях реализации возложенных на Департамент задач и полномочий готовит предложения в смету расходов Министерства, в том числе в части расходов, связанных со служебными командировками.

4.43. В установленном порядке принимает участие в мероприятиях в области мобилизационной подготовки и гражданской обороны Министерства.

4.44. Обеспечивает в пределах своей компетенции защиту сведений, составляющих государственную тайну.

4.45. Организует в соответствии с законодательством Российской Федерации работы по комплектованию, хранению, учету и использованию архивных документов, образовавшихся в ходе деятельности Департамента.

4.46. Участвует в проведении инвентаризации имущества в рамках компетенции Департамента.

5. Департамент в целях реализации полномочий в установленной сфере деятельности имеет право:

5.1. Запрашивать и получать в установленном порядке сведения, необходимые для принятия решений по вопросам, входящим в компетенцию Департамента.

5.2. Получать от субъектов бюджетных процедур необходимые для осуществления внутреннего финансового аудита документы и фактические данные, информацию, связанные с объектом внутреннего финансового аудита, в том числе объяснения в письменной и (или) устной формах.

5.3. Получать доступ к прикладным программным средствам и информационным ресурсам (системам), обеспечивающим исполнение бюджетных полномочий Министерства и (или) содержащим информацию об операциях (действиях) по выполнению бюджетной процедуры, знакомиться с организационно-распорядительными и техническими документами Министерства к указанным прикладным программным средствам и информационным ресурсам (системам), включая описание и применение средств защиты информации.

5.4. Привлекать в установленном порядке для реализации полномочий, входящих в компетенцию Департамента, образовательные, научные и иные организации, ученых, экспертов, а также должностных лиц (работников) Министерства в соответствии с установленными принципами внутреннего финансового аудита, в том числе принципом функциональной независимости.

5.5. Организовывать и проводить совещания, семинары, конференции по вопросам, входящим в компетенцию Департамента, с участием при необходимости представителей структурных подразделений Министерства, территориальных органов Министерства, федерального государственного бюджетного учреждения "Российская академия наук", подведомственных Министерству организаций, общественных объединений и иных организаций.

5.6. Вести служебную переписку с органами государственной власти, в том числе с органами государственного контроля и надзора, правоохранительными органами, с органами местного самоуправления, общественными объединениями, иными организациями и гражданами по вопросам, входящим в компетенцию Департамента.

6. Департамент в установленной сфере деятельности не вправе осуществлять полномочия по контролю и надзору и руководствуется положениями пункта 6 Положения о Министерстве.

III. Организация деятельности Департамента

7. Общее руководство, координацию и контроль деятельности Департамента осуществляет Министр.

8. Департамент возглавляет директор, назначаемый на должность и освобождаемый от должности Министром (далее - директор Департамента).

Директор Департамента осуществляет непосредственное руководство Департаментом, несет персональную ответственность за выполнение возложенных на Департамент полномочий, а также за состояние исполнительской дисциплины.

Директор Департамента имеет заместителей, назначаемых на должность и освобождаемых от должности Министром.

Количество заместителей директора определяется штатным расписанием, утверждаемым Министром.

9. В состав Департамента входят отделы по основным направлениям деятельности Департамента.

Количество отделов Департамента и численность федеральных государственных гражданских служащих Департамента (далее - государственные служащие Департамента) определяются штатным расписанием, утверждаемым Министром, в пределах предусмотренного фонда оплаты труда.

10. Директор Департамента:

10.1. Распределяет обязанности между своими заместителями.

10.2. Утверждает положения об отделах Департамента, а также согласовывает должностные регламенты государственных служащих Департамента.

10.3. В установленном порядке готовит предложения о назначении на должность и освобождении от должности государственных служащих Департамента, о временном исполнении обязанностей, об организации профессионального развития, о поощрении государственных служащих Департамента и о применении к ним дисциплинарных взысканий.

10.4. Готовит предложения по структуре и штатному расписанию Департамента в пределах предусмотренного фонда оплаты труда.

10.5. Подчиняется Министру.

10.6. Участвует в установленном порядке в совещаниях, проводимых руководством Министерства.

10.7. Взаимодействует в установленном порядке с органами государственной власти, в том числе с органами государственного контроля и надзора, правоохранительными органами, с органами местного самоуправления, федеральным государственным бюджетным учреждением "Российская академия наук", общественными объединениями и иными организациями по вопросам, входящим в компетенцию Департамента.

10.8. Обеспечивает подготовку в установленной сфере деятельности Департамента проектов приказов, имеющих нормативный характер, а по оперативным и другим текущим вопросам организации деятельности Министерства обеспечивает подготовку проектов приказов и распоряжений, имеющих ненормативный характер.

10.9. Готовит предложения руководству Министерства для представления государственных служащих Департамента к присвоению почетных званий и награждению государственными наградами Российской Федерации, ведомственными наградами, иными видами поощрения и награждения Министерства.

10.10. Представляет в установленном порядке Министерство в отношениях с государственными органами, территориальными органами Министерства, подведомственными Министерству организациями, федеральным государственным бюджетным учреждением "Российская академия наук" и другими организациями, а также гражданами.

10.11. Организует мобилизационную подготовку и мобилизацию Департамента.

10.12. Обеспечивает согласование с заместителем Министра в соответствии с распределением обязанностей между заместителями Министра информации и материалов, подготавливаемых в целях размещения их в средствах массовой информации в установленной сфере деятельности Департамента.

11. Департамент вправе иметь штампы установленного образца.