См. Документы Министерства образования и науки Российской Федерации

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПРИКАЗ
от 12 марта 2018 г. N 170

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ МОДЕЛИ
РАНЖИРОВАНИЯ ПРОЕКТОВ (ПРОГРАММ) И ВЕДОМСТВЕННЫХ ЦЕЛЕВЫХ
ПРОГРАММ, РЕАЛИЗУЮЩИХСЯ В СОСТАВЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ "РАЗВИТИЕ ОБРАЗОВАНИЯ", УТВЕРЖДЕННОЙ
ПОСТАНОВЛЕНИЕМ ПРАВИТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОТ 26 ДЕКАБРЯ 2017 Г. N 1642

В соответствии с пунктом 16 рабочего плана разработки и утверждения пилотных государственных программ Российской Федерации и приведения их в соответствие с требованиями постановления Правительства Российской Федерации от 12 октября 2017 г. N 1242 в I квартале 2018 года, одобренного протоколом совещания у Заместителя Руководителя Аппарата Правительства Российской Федерации - директора Департамента проектной деятельности Правительства Российской Федерации Слепнева А.А. от 18 октября 2017 г. N АС-П6-13пр, пунктом 29 Правил разработки, реализации и оценки эффективности отдельных государственных программ Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 12 октября 2017 г. N 1242, и с учетом Методических рекомендаций по проведению ранжирования проектов (программ) и ведомственных целевых программ с учетом оценки достижения целей государственных программ Российской Федерации, утвержденных приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 15 ноября 2017 г. N 607, приказываю:

1. Утвердить по согласованию с Министерством экономического развития Российской Федерации прилагаемую модель ранжирования проектов (программ) и ведомственных целевых программ, реализующихся в составе государственной программы Российской Федерации "Развитие образования", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2017 г. N 1642.

2. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на первого заместителя Министра Переверзеву В.В.

Министр
О.Ю.ВАСИЛЬЕВА

Приложение

Утверждена
приказом Министерства образования
и науки Российской Федерации
от 12 марта 2018 г. N 170

МОДЕЛЬ
РАНЖИРОВАНИЯ ПРОЕКТОВ (ПРОГРАММ) И ВЕДОМСТВЕННЫХ ЦЕЛЕВЫХ
ПРОГРАММ, РЕАЛИЗУЮЩИХСЯ В СОСТАВЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ "РАЗВИТИЕ ОБРАЗОВАНИЯ", УТВЕРЖДЕННОЙ
ПОСТАНОВЛЕНИЕМ ПРАВИТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОТ 26 ДЕКАБРЯ 2017 Г. N 1642

I. Общие положения

1. Настоящая модель ранжирования проектов (программ) и ведомственных целевых программ, реализующихся в составе государственной программы Российской Федерации "Развитие образования", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2017 г. N 1642 (далее соответственно - модель ранжирования, ранжирование), разработана с учетом Методических рекомендаций по проведению ранжирования проектов (программ) и ведомственных целевых программ с учетом оценки достижения целей государственных программ Российской Федерации, утвержденных приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 15 ноября 2017 г. N 607, в целях обеспечения процедуры проведения ранжирования приоритетных проектов (программ), ведомственных проектов (программ), межпрограммных проектов (программ) (далее - проекты (программы) и ведомственных целевых программ, реализующихся в составе государственной программы Российской Федерации "Развитие образования", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2017 г. N 1642, определенной в качестве пилотной для внедрения механизмов проектного управления (далее - ГПРО).

2. Модель ранжирования позволяет определить ценность проектов (программ) и ведомственных целевых программ в ходе достижения целей ГПРО с учетом стоимости их реализации и имеющихся потенциальных рисков. Модель ранжирования является инструментом поддержки принятия взвешенного, сбалансированного управленческого решения по отбору проектов (программ) и ведомственных целевых программ для включения в ГПРО.

3. Ранжирование заключается в приоритизации проектов (программ) и ведомственных целевых программ, обеспечивающих достижение целей ГПРО на основе применения критериев ценности и реализуемости (для проектов), позволяющих определить значимость проектов (программ) и ведомственных целевых программ относительно друг друга, а также их вклад в достижение целей ГПРО.

II. Процедура ранжирования

4. Ранжирование осуществляется ежегодно, до формирования предложений по структуре (изменению структуры) и финансовому обеспечению реализации ГПРО в очередном финансовом году и плановом периоде. Ежегодному ранжированию подлежат как новые проекты (программы) и ведомственные целевые программы, так и реализуемые в составе ГПРО.

5. Процедура ранжирования осуществляется Департаментом стратегии, анализа и прогноза Министерства образования и науки Российской Федерации на основании возложенных на него функций проектного офиса Министерства образования и науки Российской Федерации в соответствии с приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 1 ноября 2016 г. N 1368 "Об организации в Министерстве образования и науки Российской Федерации проектной деятельности в рамках стратегического направления Российской Федерации "Образование" и о внесении изменений в некоторые приказы Министерства образования и науки Российской Федерации" по согласованию с Департаментом финансов, организации бюджетного процесса, методологии и экономики образования и науки Министерства образования и науки Российской Федерации.

6. Результаты ранжирования рассматриваются координационным советом проектной деятельности Министерства образования и науки Российской Федерации, созданным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 марта 2017 г. N 287.

7. В случае внесения изменений в ГПРО, предусматривающих изменение состава проектов (программ) и ведомственных целевых программ, а также их целей, сроков (этапов) реализации и объемов финансового обеспечения, осуществляется внеочередное ранжирование новых и реализуемых проектов (программ) и ведомственных целевых программ.

III. Критерии ранжирования

8. Ранжирование осуществляется по критериям ценности (для проектов (программ) и ведомственных целевых программ) и реализуемости (для проектов (программ).

9. Критерии ценности характеризуют способность проектов (программ) и ведомственных целевых программ достигать цели ГПРО.

Совокупность критериев ценности представляет собой группу критериев ценности.

В качестве критериев ценности в соответствии с паспортом ГПРО определены:

"качество образования";

"доступность образования";

"онлайн-образование".

При выставлении баллов по критериям ценности используется балльная шкала от 0 (не влияет) до 100 (максимальное влияние) баллов на одну цель (1 балл соответствует 1% вклада в достижение цели). При этом один проект (программа) и ведомственная целевая программа могут оказывать влияние (оцениваться) по нескольким целям одновременно.

Ценность проектов (программ) и ведомственных целевых программ указывается по форме, приведенной в приложении N 1 к настоящей модели ранжирования.

10. Критерии реализуемости отражают возможности реализации проектов (программ), в том числе исходя из значимости потенциальных рисков.

В качестве критериев реализуемости определены:

"отсутствие организационных рисков";

"технологическая реализуемость".

При выставлении оценок по критериям реализуемости используется балльная шкала от 0 (не влияет) до 5 (максимальное влияние) баллов.

Реализуемость проектов (программ) указывается по форме, приведенной в приложении N 1 к настоящей модели ранжирования.

11. По каждому критерию экспертным путем определен вес, который отражает значимость критериев относительно друг друга в группе. Определение весов осуществлено экспертным путем - через распределение баллов в пределах: для группы критериев ценности - от 1 до 10 (максимальный вес), для группы критериев реализуемости - от 1 до 5 (максимальный вес).

Распределение баллов по критериям ценности и обоснование экспертной оценки:

"доступность образования" - 10 баллов. Статьей 43 Конституции Российской Федерации гарантируются: общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях, право граждан на конкурсной основе бесплатно получить высшее образование в государственном или муниципальном образовательном учреждении и на предприятии. Данные государственные гарантии реализации права на образование в Российской Федерации закреплены в положениях статьи 5 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 273-ФЗ);

"качество образования" - 9 баллов. Согласно пункту 29 статьи 2 Федерального закона N 273-ФЗ качество образования является комплексной характеристикой образовательной деятельности и подготовки обучающегося, выражающей степень их соответствия федеральным государственным образовательным стандартам, образовательным стандартам, федеральным государственным требованиям и (или) потребностям физического или юридического лица, в интересах которого осуществляется образовательная деятельность, в том числе степень достижения планируемых результатов образовательной программы;

"онлайн-образование" - 7 баллов. Статья 17 Федерального закона N 273-ФЗ устанавливает формы получения образования и формы обучения: в организациях, осуществляющих образовательную деятельность; вне организаций, осуществляющих образовательную деятельность (в форме семейного образования и самообразования). В рамках указанных форм получения образования и форм обучения освоение образовательных программ может осуществляться посредством электронного обучения и дистанционных образовательных технологий, применение которых регулируется положениями статьи 16 Федерального закона N 273-ФЗ.

Распределение баллов по критериям реализуемости и обоснование экспертной оценки:

"технологическая реализуемость" - 5 баллов. Эффективность реализации проектов (программ) обусловлена наличием необходимых технических и технологических инфраструктуры решений и возможностей;

"отсутствие организационных рисков" - 2 балла. Статья 3 Федерального закона N 273-ФЗ в качестве одного из основополагающих принципов реализации государственной политики в сфере образования определяет единство образовательного пространства на территории Российской Федерации. Таким образом, реализуемые в рамках ГПРО проекты (программы) преимущественно распространяют свое действие на территорию всей Российской Федерации и затрагивают различные субъекты правоотношений в сфере образования. Таким образом, степень вовлеченности субъектов Российской Федерации, структурных подразделений Министерства и подведомственных ему организаций, федеральных органов исполнительной власти, региональных органов исполнительной власти, общественных объединений и иных организаций в реализацию проекта (программы) прямо пропорциональна степени организационных рисков реализации проекта (программы).

12. Сумма баллов по критериям ценности для проекта (программы) или ведомственной целевой программы (V) рассчитывается по следующей формуле:

(1)

где:

ai - вес i-го критерия ценности;

Xi - оценка i-го критерия ценности, балл;

i = 1, 2 ... I - количество критериев ценности;

13. Сумма баллов по критериям реализуемости для проекта (программы) (F) рассчитывается по следующей формуле:

(2)

где:

bj - вес j-го критерия реализуемости;

Yj - оценка j-го критерия реализуемости, балл;

j = 1 ... J - количество критериев реализуемости;

14. Результаты оценки проектов (программ) и ведомственных целевых программ по критериям ценности и реализуемости указываются по форме, приведенной в приложении N 1 к настоящей модели ранжирования.

15. В целях учета оценки финансовых затрат на реализацию проекта (программы) в рейтинге проектов (программ) определяется балльная оценка бюджета проекта (БП), рассчитываемая как доля бюджета проекта (программы) в общем объеме бюджетных ассигнований на проектную часть ГПРО с округлением до одного знака после запятой по следующей формуле.

(3)

где:

БПP - бюджет проекта (программы);

БПS - бюджетные ассигнования на проектную часть ГПРО.

В расчетах балльной оценки бюджета проекта (программы) участвуют только объемы бюджетных ассигнований федерального бюджета, предусмотренные в проектной части ГПРО.

При этом в модели ранжирования принимается, что минимальный балл, используемый при оценке финансовых затрат на реализацию проекта (программы), равен 1 баллу.

Балльная оценка бюджета проекта (программы) указывается по рекомендуемому образцу, приведенному в графе 7 приложения N 2 к настоящей модели ранжирования.

16. Рейтинг проекта (программы) (РП) устанавливается как отношение суммы баллов, полученной по итогам его оценки по критериям ценности и реализуемости, к его бюджету, выраженному в баллах, и рассчитывается по следующей формуле.

(4)

Рейтинг проекта (программы) указывается в графе 9 приложения N 2 к настоящей модели ранжирования.

IV. Порядок оформления результатов ранжирования

17. Перечень проектов (программ), включаемых в ГПРО по результатам проведенного ранжирования, с учетом объемов бюджетных ассигнований федерального бюджета на реализацию проектной части ГПРО, указывается по форме, приведенной в приложении N 3 к настоящей модели ранжирования исходя из их приоритетности в следующей очередности по группировке:

обязательные реализуемые проекты (программы), если по ним не принято решение о досрочном завершении, инициируемые в рамках соответствующих решений Президента Российской Федерации, Председателя Правительства Российской Федерации, Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и приоритетным проектам (далее - Совет), президиума Совета;

обязательные к реализации новые проекты (программы), инициируемые в рамках соответствующих решений Президента Российской Федерации, Председателя Правительства Российской Федерации, Совета и президиума Совета;

межпрограммные проекты (программы) и отдельные мероприятия межпрограммных проектов (программ);

проекты (программы), не требующие финансирования из федерального бюджета;

иные проекты (программы), имеющие наивысшую оценку по критериям ценности и реализуемости по итогам ранжирования.

Процессная часть ГПРО указывается отдельной строкой по форме, приведенной в приложении N 3 к настоящей модели ранжирования.

18. Оценка обеспеченности целей ГПРО проектами (программами) и ведомственными целевыми программами с учетом объемов бюджетных ассигнований федерального бюджета на реализацию ГПРО указывается по форме, приведенной в приложении N 4 к настоящей модели ранжирования.

19. Перечень проектов (программ), не включенных в ГПРО по результатам проведенного ранжирования, указывается по форме, приведенной в приложении N 5 к настоящей модели ранжирования.

Данные проекты в случае принятия соответствующего решения (выделение дополнительного финансирования или пересмотр состава, или объемов финансирования проектов и/или процессов, включаемых в проектную и/или процессную часть, пересмотр целевых значений целевых показателей эффективности ГПРО), могут быть учтены при проведении ежегодного либо внеочередного ранжирования, предусмотренного пунктами 4 и 7 настоящей модели ранжирования.

Приложение N 1
к модели ранжирования проектов
(программ) и ведомственных целевых
программ, реализующихся в составе
государственной программы Российской
Федерации "Развитие образования",
утвержденной постановлением
Правительства Российской Федерации
от 26 декабря 2017 г. N 1642,
утвержденной приказом Министерства
образования и науки
Российской Федерации
от 12 марта 2018 г. N 170

Оценка
проектов (программ) и ведомственных целевых программ
государственной программы Российской Федерации "Развитие
образования", утвержденной постановлением Правительства
Российской Федерации от 26 декабря 2017 г. N 1642,
по критериям ценности и реализуемости

N п/п
Наименование проекта (программы)/ведомственной целевой программы
Тип проекта (программы) <*>
Ценность, балл
Сумма баллов по критериям ценности
Реализуемость, балл
Сумма баллов по критериям реализуемости
Цель <**> 1
Цель 2
Цель 3
Отсутствие организационных рисков
Технологическая реализуемость
качество образования
доступность образования
онлайн-образование
Вес критерия
10
9
7
2
5
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
Проектная часть
Всего
-
1
Проект
КЦ1
КЦ2
КЦ3
КР1
КР2
(программа) 1
2
Проект (программа) 2
3
Проект (программа) n
Процессная часть
Всего
-
-
-
4
Ведомственная целевая программа 1
-
-
-
5
Ведомственная целевая программа 2
-
-
-
6
Ведомственная целевая программа n
-
-
-
ИТОГО проектная и процессная части
-
-
-

Принятые сокращения:

КЦ - оценка по критериям ценности, балл (мин. - 0, макс. - 100), характеризует степень достижения стратегических целей ГПРО по результатам реализации проекта (программы), ведомственной целевой программы (1 балл соответствует 1% вклада в достижение цели).

КР - оценка по критериям ценности, балл (мин. - 0, макс. - 5), характеризует степень сложности при реализации проекта (программы), ведомственной целевой программы, максимальная сложность 0 баллов.

--------------------------------

<*> Тип проекта (программы): приоритетный; ведомственный; межпрограммный, отдельное мероприятие межпрограммного проекта (программы).

<**> Критерии ценности соответствуют целям ГПРО.

Приложение N 2
к модели ранжирования проектов
(программ) и ведомственных целевых
программ, реализующихся в составе
государственной программы Российской
Федерации "Развитие образования",
утвержденной постановлением
Правительства Российской Федерации
от 26 декабря 2017 г. N 1642,
утвержденной приказом Министерства
образования и науки
Российской Федерации
от 12 марта 2018 г. N 170

Ранжирование
проектов (программ) государственной программы
Российской Федерации "Развитие образования", утвержденной
постановлением Правительства Российской Федерации
от 26 декабря 2017 г. N 1642

N п/п
Наименование проекта (программы)
Тип проекта (программы) <*>
Сумма баллов по критериям ценности
Сумма баллов по критериям реализуемости
Финансирование
Сводный рейтинг, балл
Федеральный бюджет, млн. руб.
Федеральный бюджет, балл
Справочно: консолидированные бюджеты субъектов Российской Федерации (за исключением субсидий субъектам Российской Федерации из средств федерального бюджета), расходы государственных внебюджетных фондов и расходы юридических лиц, ()
1
2
3
4
5
6
7
8
9
Итого
-
Бюджет проектной части
1
Проект (программа) 1
БП1
БП1-балл
РП1
2
Проект (программа) 2
БП2
БП2-балл
РП2
...
...
n
Проект (программа) n

Принятые сокращения:

БП - бюджет проекта (программы) в млн. руб. (соответствующее значение графы "федеральный бюджет, млн. руб.").

БП-балл - бюджет проекта (программы) в баллах (соответствующее значение графы "федеральный бюджет, балл").

РП - рейтинг проекта.

--------------------------------

<*> Тип проекта (программы): приоритетный; ведомственный; межпрограммный, отдельное мероприятие межпрограммного проекта (программы).

Приложение N 3
к модели ранжирования проектов
(программ) и ведомственных целевых
программ, реализующихся в составе
государственной программы Российской
Федерации "Развитие образования",
утвержденной постановлением
Правительства Российской Федерации
от 26 декабря 2017 г. N 1642,
утвержденной приказом Министерства
образования и науки
Российской Федерации
от 12 марта 2018 г. N 170

Перечень
проектов, включаемых в состав государственной программы
Российской Федерации "Развитие образования", утвержденной
постановлением Правительства Российской Федерации
от 26 декабря 2017 г. N 1642

N п/п
Наименование проекта
Тип проекта <*>
Сводный рейтинг, балл
Федеральный бюджет, млн руб.
Федеральный бюджет нарастающим итогом
Комментарий <***>
1
2
3
4
5
6
7
Процессная часть <****>
Группа "Обязательные реализуемые проекты (программы)"
1
Проект (программа) 1
2
Проект (программа) 2
3
Проект (программа) n
Группа "Обязательные новые проекты (программы)"
4
Проект (программа) 1
5
Проект (программа) 2
6
Проект (программа) n
Группа "Межпрограммные проекты (программы) и отдельные мероприятия межпрограммных проектов"
7
Проект (программа) 1
8
Проект (программа) 2
9
Проект (программа) n
Группа "Проекты (программы), не требующие финансирования из федерального бюджета"
10
Проект (программа) 1
11
Проект (программа) 2
12
Проект (программа) n
Группа "Иные проекты (программы)" <*****>
13
Проект (программа) 1
14
Проект (программа) 2
15
Проект (программа) n

--------------------------------

<*> Тип проекта (программы): приоритетный/ведомственный/межпрограммный/отдельное мероприятие межпрограммного проекта (программы).

<**> Федеральный бюджет с нарастающим итогом считается следующим образом: по строке проекта 1 приводится сумма объема бюджетных ассигнований по процессной части и объема бюджетных средств проекта 1 указанной группы; далее по проекту 2 Группы "Обязательные реализуемые проекты" приводится сумма средств по проекту 1 указанной группы (включающая расходы по процессной части) и объема бюджетных средств проекта 2 и т.д.

<***> Приводится обоснование распределения проектов (программ) на группы, в т.ч. ссылки на нормативные правовые акты, решения, согласно которым проект (программа) относится к категории "обязательных".

<****> Процессная часть приводится одной строкой, без указания отдельных ведомственных целевых программ.

<*****> Указываются в порядке снижения сводного рейтинга и включаются все проекты (программы), не вошедшие в разделы "Обязательные реализуемые проекты" и "Обязательные новые проекты".

Приложение N 4
к модели ранжирования проектов
(программ) и ведомственных целевых
программ, реализующихся в составе
государственной программы Российской
Федерации "Развитие образования",
утвержденной постановлением
Правительства Российской Федерации
от 26 декабря 2017 г. N 1642,
утвержденной приказом Министерства
образования и науки
Российской Федерации
от 12 марта 2018 г. N 170

Оценка
обеспеченности целей государственной программы
Российской Федерации "Развитие образования", утвержденной
постановлением Правительства Российской Федерации
от 26 декабря 2017 г. N 1642, проектами (программами)
и ведомственными целевыми программами с учетом объемов
бюджетных ассигнований федерального бюджета на реализацию
государственной программы Российской Федерации "Развитие
образования", утвержденной постановлением Правительства
Российской Федерации от 26 декабря 2017 г. N 1642

N п/п
Наименование проекта/процесса
Тип проекта <*>
Федеральный бюджет, млн. руб.
Ценность, балл
Цель 1
Цель 2
Цель 3
качество образования
доступность образования
онлайн-образование
1
2
3
4
5
6
7
Итого
-
Проектная часть
-
1
Проект (программа) 1
2
Проект (программа) 2
...
Проект (программа) n
Процессная часть

--------------------------------

<*> Тип проекта (программы): приоритетный/ведомственный/межпрограммный/отдельное мероприятие межпрограммного проекта (программы).

Приложение N 5
к модели ранжирования проектов
(программ) и ведомственных целевых
программ, реализующихся в составе
государственной программы Российской
Федерации "Развитие образования",
утвержденной постановлением
Правительства Российской Федерации
от 26 декабря 2017 г. N 1642,
утвержденной приказом Министерства
образования и науки
Российской Федерации
от 12 марта 2018 г. N 170

Перечень
проектов (программ), не включенных в государственную
программу Российской Федерации "Развитие образования",
утвержденную постановлением Правительства Российской
Федерации от 26 декабря 2017 г. N 1642, по результатам
проведенного ранжирования

N п/п
Наименование проекта/процесса
Тип проекта (программы) <*>
Требуемый объем бюджетных средств из федерального бюджета, млн. руб.
Ценность, балл
Цель 1
Цель 2
Цель 3
качество образования
доступность образования
онлайн-образование
1
2
3
4
5
6
7
Итого
-
Проектная часть
-
1
Проект 1
2
Проект 2
...
Проект (программа) n
Процессная часть

--------------------------------

<*> Тип проекта (программы): приоритетный/ведомственный/межпрограммный/отдельное мероприятие межпрограммного проекта (программы).