См. Документы Министерства образования и науки Российской Федерации

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПРИКАЗ
от 3 апреля 2018 г. N 232

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ
ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА
СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО ПРОФЕССИИ
29.01.10 МОДИСТКА ГОЛОВНЫХ УБОРОВ

В соответствии с подпунктом 5.2.41 Положения о Министерстве образования и науки Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 3 июня 2013 г. N 466 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 23, ст. 2923; N 33, ст. 4386; N 37, ст. 4702; 2014, N 2, ст. 126; N 6, ст. 582; N 27, ст. 3776; 2015, N 26, ст. 3898; N 43, ст. 5976; N 46, ст. 6392; 2016, N 2, ст. 325; N 8, ст. 1121; N 28, ст. 4741; 2017, N 3, ст. 511; N 17, ст. 2567; N 25, ст. 3688), пунктом 17 Правил разработки, утверждения федеральных государственных образовательных стандартов и внесения в них изменений, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 5 августа 2013 г. N 661 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 33, ст. 4377; 2014, N 38, ст. 5069; 2016, N 16, ст. 2230; 2017, N 2, ст. 368; 2018, N 3, ст. 562), приказываю:

1. Утвердить прилагаемый федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по профессии 29.01.10 Модистка головных уборов (далее - стандарт).

2. Установить, что:

образовательная организация вправе осуществлять в соответствии со стандартом обучение лиц, зачисленных до вступления в силу настоящего приказа, с их согласия;

прием на обучение в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом среднего профессионального образования по профессии 262019.06 Модистка головных уборов, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 2 августа 2013 г. N 765 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 20 августа 2013 г., регистрационный N 29643), с изменениями, внесенными приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 9 апреля 2015 г. N 390 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 8 мая 2015 г., регистрационный N 37199), прекращается 1 сентября 2018 года.

Министр
О.Ю.ВАСИЛЬЕВА

Приложение

Утвержден
приказом Министерства образования
и науки Российской Федерации
от 3 апреля 2018 г. N 232

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ
СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО ПРОФЕССИИ
29.01.10 МОДИСТКА ГОЛОВНЫХ УБОРОВ

I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1. Настоящий федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования (далее - ФГОС СПО) представляет собой совокупность обязательных требований к среднему профессиональному образованию (далее - СПО) по профессии 29.01.10 Модистка головных уборов (далее - профессия).

1.2. Получение СПО по профессии допускается только в профессиональной образовательной организации или образовательной организации высшего образования (далее вместе - образовательная организация).

1.3. Обучение по программе подготовки квалифицированных рабочих, служащих (далее - образовательная программа) в образовательной организации осуществляется в очной и очно-заочной формах обучения.

1.4. Содержание СПО по профессии определяется образовательной программой, разрабатываемой и утверждаемой образовательной организацией самостоятельно в соответствии с настоящим ФГОС СПО и с учетом соответствующих примерных основных образовательных программ (далее - ПООП).

1.5. При разработке образовательной программы образовательная организация формирует требования к результатам ее освоения в части профессиональных компетенций на основе профессиональных стандартов (приложение N 1 к настоящему ФГОС СПО).

1.6. Область профессиональной деятельности, в которой выпускники, освоившие образовательную программу, могут осуществлять профессиональную деятельность: 21 Легкая и текстильная промышленность, 33 Сервис, оказание услуг населению (торговля, техническое обслуживание, ремонт, предоставление персональных услуг, услуги гостеприимства, общественное питание и пр.) <1>.

--------------------------------

<1> Таблица приложения к приказу Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 29 сентября 2014 г. N 667н "О реестре профессиональных стандартов (перечне видов профессиональной деятельности)" (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 19 ноября 2014 г., регистрационный N 34779) с изменениями, внесенными приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 9 марта 2017 г. N 254н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 29 марта 2017 г., регистрационный N 46168).

1.7. При реализации образовательной программы образовательная организация вправе применять электронное обучение и дистанционные образовательные технологии.

При обучении инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья электронное обучение и дистанционные образовательные технологии должны предусматривать возможность приема-передачи информации в доступных для них формах.

1.8. Реализация образовательной программы осуществляется образовательной организацией как самостоятельно, так и посредством сетевой формы.

1.9. Образовательная программа реализуется на государственном языке Российской Федерации, если иное не определено локальным нормативным актом образовательной организации <2>.

--------------------------------

<2> Статья 14 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст. 7598; 2013, N 19, ст. 2326; N 23, ст. 2878; N 27, ст. 3462; N 30, ст. 4036; N 48, ст. 6165; 2014, N 6, ст. 562, ст. 566; N 19, ст. 2289; N 22, ст. 2769; N 23, ст. 2933; N 26, ст. 3388; N 30, ст. 4217, ст. 4257, ст. 4263; 2015, N 1, ст. 42, ст. 53, ст. 72; N 14, ст. 2008; N 18, ст. 2625; N 27, ст. 3951, ст. 3989; N 29, ст. 4339, ст. 4364; N 51, ст. 7241; 2016, N 1, ст. 8, ст. 9, ст. 24, ст. 72, ст. 78; N 10, ст. 1320; N 23, ст. 3289, ст. 3290; N 27, ст. 4160, ст. 4219, ст. 4223, ст. 4238, ст. 4239, ст. 4245, ст. 4246, ст. 4292; 2017, N 18, ст. 2670; N 31, ст. 4765; N 50, ст. 7563; 2018, N 1, ст. 57, N 9, ст. 1282, N 11, ст. 1591).

1.10. Срок получения образования по образовательной программе в очной форме обучения вне зависимости от применяемых образовательных технологий составляет:

на базе основного общего образования - 2 года 10 месяцев;

на базе среднего общего образования - 10 месяцев.

Срок получения образования по образовательной программе в очно-заочной форме обучения, вне зависимости от применяемых образовательных технологий, увеличивается по сравнению со сроком получения образования в очной форме обучения:

не более чем на 1,5 года при получении образования на базе основного общего образования.

не более чем на 1 год при получении образования на базе среднего общего образования.

При обучении по индивидуальному учебному плану срок получения образования по образовательной программе, вне зависимости от формы обучения, составляет не более срока получения образования, установленного для соответствующей формы обучения. При обучении по индивидуальному учебному плану обучающихся инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья срок получения образования может быть увеличен не более чем на 1 год по сравнению со сроком получения образования для соответствующей формы обучения.

Конкретный срок получения образования и объем образовательной программы, реализуемый за один учебный год, в очно-заочной форме обучения, по индивидуальному учебному плану, в том числе при ускоренном обучении, определяются образовательной организацией самостоятельно в пределах сроков, установленных настоящим пунктом.

1.11. Образовательная программа, реализуемая на базе основного общего образования, разрабатывается образовательной организацией на основе требований федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования и ФГОС СПО с учетом получаемой профессии.

1.12. Образовательная организация разрабатывает образовательную программу исходя из квалификации квалифицированного рабочего, служащего "модистка головных уборов", указанной в Перечне профессий среднего профессионального образования, утвержденном приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 октября 2013 г. N 1199 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 26 декабря 2013 г., регистрационный N 30861), с изменениями, внесенными приказами Министерства образования и науки Российской Федерации от 14 мая 2014 г. N 518 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 28 мая 2014 г., регистрационный N 32461), от 18 ноября 2015 г. N 1350 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 3 декабря 2015 г., регистрационный N 39955) и от 25 ноября 2016 г. N 1477 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 12 декабря 2016 г., регистрационный N 44662).

II. ТРЕБОВАНИЯ К СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

2.1. Структура образовательной программы включает обязательную часть и часть, формируемую участниками образовательных отношений (вариативную часть).

Обязательная часть образовательной программы направлена на формирование общих и профессиональных компетенций, предусмотренных главой III настоящего ФГОС СПО, и должна составлять не более 80 процентов от общего объема времени, отведенного на ее освоение.

Вариативная часть образовательной программы (не менее 20 процентов) дает возможность расширения основного(ых) вида(ов) деятельности, к которому должен быть готов выпускник, освоивший образовательную программу, согласно получаемой квалификации, указанной в пункте 1.12 настоящего ФГОС СПО (далее - основные виды деятельности), а также получения дополнительных компетенций, необходимых для обеспечения конкурентоспособности выпускника в соответствии с запросами регионального рынка труда.

Конкретное соотношение объемов обязательной части и вариативной части образовательной программы образовательная организация определяет самостоятельно в соответствии с требованиями настоящего пункта, а также с учетом ПООП.

2.2. Образовательная программа имеет следующую структуру:

общепрофессиональный цикл;

профессиональный цикл;

государственная итоговая аттестация, которая завершается присвоением квалификации квалифицированного рабочего, служащего, указанной в пункте 1.12 настоящего ФГОС СПО.

Таблица

Структура и объем образовательной программы

Структура образовательной программы
Объем образовательной программы в академических часах
Общепрофессиональный цикл
не менее 180
Профессиональный цикл
не менее 972
Государственная итоговая аттестация:
на базе среднего общего образования
36
на базе основного общего образования
72
Общий объем образовательной программы:
на базе среднего общего образования
1476
на базе основного общего образования, включая получение среднего общего образования в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования
4428

2.3. Перечень, содержание, объем и порядок реализации дисциплин (модулей) образовательной программы образовательная организация определяет самостоятельно с учетом ПООП по соответствующей профессии.

Для определения объема образовательной программы образовательной организацией может быть применена система зачетных единиц, при этом одна зачетная единица соответствует 32 - 36 академическим часам.

2.4. В общепрофессиональном и профессиональном циклах (далее - учебные циклы) образовательной программы выделяется объем работы обучающихся во взаимодействии с преподавателем по видам учебных занятий (урок, практическое занятие, лабораторное занятие, консультация, лекция, семинар), практики (в профессиональном цикле) и самостоятельной работы обучающихся.

На проведение учебных занятий и практик при освоении учебных циклов образовательной программы в очной форме обучения должно быть выделено не менее 80 процентов от объема учебных циклов образовательной программы, предусмотренного таблицей настоящего ФГОС СПО, в очно-заочной форме обучения - не менее 25 процентов.

В учебные циклы включается промежуточная аттестация обучающихся, которая осуществляется в рамках освоения указанных циклов в соответствии с разработанными образовательной организацией фондами оценочных средств, позволяющими оценить достижения запланированных по отдельным дисциплинам (модулям) и практикам результатов обучения.

2.5. Освоение общепрофессионального цикла образовательной программы в очной форме обучения должно предусматривать освоение дисциплины "Физическая культура" в объеме не менее 40 академических часов и дисциплины "Безопасность жизнедеятельности" в объеме не менее 36 академических часов, из них на освоение основ военной службы (для юношей) - 70 процентов от общего объема времени, отведенного на указанную дисциплину.

Образовательной программой для подгрупп девушек может быть предусмотрено использование 70 процентов от общего объема времени дисциплины "Безопасность жизнедеятельности", предусмотренного на изучение основ военной службы, на освоение основ медицинских знаний.

Для обучающихся инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья образовательная организация устанавливает особый порядок освоения дисциплины "Физическая культура" с учетом состояния их здоровья.

2.6. Образовательная организация должна предоставлять инвалидам и лицам с ограниченными возможностями здоровья возможность обучения по образовательной программе, учитывающей особенности их психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающей коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц.

2.7. Профессиональный цикл образовательной программы включает профессиональные модули, которые формируются в соответствии с основными видами деятельности, предусмотренными настоящим ФГОС СПО.

В профессиональный цикл образовательной программы входят следующие виды практик: учебная практика и производственная практика.

Учебная и производственная практики проводятся при освоении обучающимися профессиональных компетенций в рамках профессиональных модулей и реализовываются как в несколько периодов, так и рассредоточено, чередуясь с теоретическими занятиями в рамках профессиональных модулей.

Часть профессионального цикла образовательной программы, выделяемого на проведение практик, определяется образовательной организацией в объеме не менее 25 процентов от профессионального цикла образовательной программы.

2.8. Государственная итоговая аттестация проводится в форме защиты выпускной квалификационной работы в виде демонстрационного экзамена.

III. ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

3.1. В результате освоения образовательной программы у выпускника должны быть сформированы общие и профессиональные компетенции.

3.2. Выпускник, освоивший образовательную программу, должен обладать следующими общими компетенциями (далее - ОК):

ОК 01. Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности применительно к различным контекстам;

ОК 02. Осуществлять поиск, анализ и интерпретацию информации, необходимой для выполнения задач профессиональной деятельности;

ОК 03. Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие;

ОК 04. Работать в коллективе и команде, эффективно взаимодействовать с коллегами, руководством, клиентами;

ОК 05. Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке Российской Федерации с учетом особенностей социального и культурного контекста;

ОК 06. Проявлять гражданско-патриотическую позицию, демонстрировать осознанное поведение на основе традиционных общечеловеческих ценностей;

ОК 07. Содействовать сохранению окружающей среды, ресурсосбережению, эффективно действовать в чрезвычайных ситуациях;

ОК 08. Использовать средства физической культуры для сохранения и укрепления здоровья в процессе профессиональной деятельности и поддержания необходимого уровня физической подготовленности;

ОК 09. Использовать информационные технологии в профессиональной деятельности;

ОК 10. Пользоваться профессиональной документацией на государственном и иностранном языках;

ОК 11. Использовать знания по финансовой грамотности, планировать предпринимательскую деятельность в профессиональной сфере.

3.3. Выпускник, освоивший образовательную программу, должен быть готов к выполнению основных видов деятельности, предусмотренных настоящим ФГОС СПО:

изготовление головных уборов различных ассортиментных групп;

дефектация и контроль качества обработки головных уборов;

выполнение ремонта и обновление головных уборов разных моделей из различных материалов.

3.4. Выпускник, освоивший образовательную программу, должен обладать следующими профессиональными компетенциями (далее - ПК), соответствующими основным видам деятельности:

3.4.1. Изготовление головных уборов различных ассортиментных групп:

ПК 1.1. Определять виды и детали головных уборов в эскизах и чертежах конструкций;

ПК 1.2. Определять виды, свойства и качества материалов для головных уборов;

ПК 1.3. Выполнять перенос конструктивных линий на парные детали;

ПК 1.4. Обслуживать швейное оборудование и оборудование для влажно-тепловой обработки;

ПК 1.5. Выполнять поэтапную обработку деталей и узлов головных уборов на технологическом оборудовании с разделением труда и индивидуально с учетом современных методов и рациональных приемов;

ПК 1.6. Выполнять работы по изготовлению головных уборов мягких форм;

ПК 1.7. Выполнять работы по изготовлению головных уборов на жесткой заготовке (на каркасе);

ПК 1.8. Выполнять работы по изготовлению формованных головных уборов (из фетра);

ПК 1.9. Выполнять работы по изготовлению головных уборов из соломки;

ПК 1.10. Выполнять работы по изготовлению головных уборов из меха и кожи.

3.4.2. Дефектация и контроль качества обработки головных уборов:

ПК 2.1. Определять причины возникновения дефектов обработки и соединения деталей и узлов головных уборов;

ПК 2.2. Владеть методами проверки контроля качества и симметричности готовых узлов и изделий;

ПК 2.3. Предупреждать и устранять различные виды дефектов при обработке головных уборов.

3.4.3. Выполнение ремонта и обновление головных уборов разных моделей из различных материалов:

ПК 3.1. Выполнять ремонт на машинах или вручную по образцам различных ассортиментных групп;

ПК 3.2. Подбирать материалы для ремонта.

3.5. Минимальные требования к результатам освоения основных видов деятельности образовательной программы указаны в приложении N 2 к настоящему ФГОС СПО.

3.6. Образовательная организация самостоятельно планирует результаты обучения по отдельным дисциплинам (модулям) и практикам, которые должны быть соотнесены с требуемыми результатами освоения образовательной программы (компетенциями выпускников). Совокупность запланированных результатов обучения должна обеспечивать выпускнику освоение всех ОК и ПК.

IV. ТРЕБОВАНИЯ К УСЛОВИЯМ РЕАЛИЗАЦИИ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

4.1. Требования к условиям реализации образовательной программы включают в себя общесистемные требования, требования к материально-техническому, учебно-методическому обеспечению, кадровым и финансовым условиям реализации образовательной программы.

4.2. Общесистемные требования к условиям реализации образовательной программы.

4.2.1. Образовательная организация должна располагать на праве собственности или ином законном основании материально-технической базой, обеспечивающей проведение всех видов учебной деятельности обучающихся, предусмотренных учебным планом, с учетом ПООП.

4.2.2. В случае реализации образовательной программы с использованием сетевой формы требования к реализации образовательной программы должны обеспечиваться совокупностью ресурсов материально-технического и учебно-методического обеспечения, предоставляемого организациями, участвующими в реализации образовательной программы с использованием сетевой формы.

4.2.3. В случае реализации образовательной программы на созданных образовательной организацией в иных организациях кафедрах или иных структурных подразделениях требования к реализации образовательной программы должны обеспечиваться совокупностью ресурсов указанных организаций.

4.3. Требования к материально-техническому и учебно-методическому обеспечению реализации образовательной программы.

4.3.1. Специальные помещения должны представлять собой учебные аудитории для проведения занятий всех видов, предусмотренных образовательной программой, в том числе групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, а также помещения для самостоятельной работы, мастерские и лаборатории, оснащенные оборудованием, техническими средствами обучения и материалами, учитывающими требования международных стандартов.

4.3.2. Помещения для самостоятельной работы обучающихся должны быть оснащены компьютерной техникой с возможностью подключения к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и обеспечением доступа в электронную информационно-образовательную среду образовательной организации (при наличии).

В случае применения электронного обучения, дистанционных образовательных технологий допускается применение специально оборудованных помещений, их виртуальных аналогов, позволяющих обучающимся осваивать ОКиПК.

4.3.3. Образовательная организация должна быть обеспечена необходимым комплектом лицензионного программного обеспечения.

4.3.4. Библиотечный фонд образовательной организации должен быть укомплектован печатными изданиями и (или) электронными изданиями по каждой дисциплине (модулю) из расчета одно печатное издание и (или) электронное издание по каждой дисциплине (модулю) на одного обучающегося.

В качестве основной литературы образовательная организация использует учебники, учебные пособия, предусмотренные ПООП.

В случае наличия электронной информационно-образовательной среды допускается замена печатного библиотечного фонда предоставлением права одновременного доступа не менее 25 процентов обучающихся к электронно-библиотечной системе (электронной библиотеке).

4.3.5. Обучающиеся инвалиды и лица с ограниченными возможностями здоровья должны быть обеспечены печатными и (или) электронными образовательными ресурсами, адаптированными к ограничениям их здоровья.

4.3.6. Образовательная программа должна обеспечиваться учебно-методической документацией по всем учебным дисциплинам (модулям).

4.3.7. Рекомендации по иному материально-техническому и учебно-методическому обеспечению реализации образовательной программы определяются ПООП.

4.4. Требования к кадровым условиям реализации образовательной программы.

4.4.1. Реализация образовательной программы обеспечивается педагогическими работниками образовательной организации, а также лицами, привлекаемыми к реализации образовательной программы на иных условиях, в том числе из числа руководителей и работников организаций, направление деятельности которых соответствует области профессиональной деятельности, указанной в пункте 1.6 настоящего ФГОС СПО (имеющих стаж работы в данной профессиональной области не менее 3 лет).

4.4.2. Квалификация педагогических работников образовательной организации должна отвечать квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках и (или) профессиональных стандартах (при наличии).

Педагогические работники, привлекаемые к реализации образовательной программы, должны получать дополнительное профессиональное образование по программам повышения квалификации, в том числе в форме стажировки, в организациях, направление деятельности которых соответствует области профессиональной деятельности, указанной в пункте 1.6 настоящего ФГОС СПО, не реже 1 раза в 3 года с учетом расширения спектра профессиональных компетенций.

Доля педагогических работников (в приведенных к целочисленным значениям ставок), имеющих опыт деятельности не менее 3 лет в организациях, направление деятельности которых соответствует области профессиональной деятельности, указанной в пункте 1.6 настоящего ФГОС СПО, в общем числе педагогических работников, обеспечивающих освоение обучающимися профессиональных модулей образовательной программы, должна быть не менее 25 процентов.

4.5. Требования к финансовым условиям реализации образовательной программы.

4.5.1. Финансовое обеспечение реализации образовательной программы должно осуществляться в объеме не ниже базовых нормативных затрат на оказание государственной услуги по реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ среднего профессионального образования по профессии с учетом корректирующих коэффициентов.

4.6. Требования к применяемым механизмам оценки качества образовательной программы.

4.6.1. Качество образовательной программы определяется в рамках системы внутренней оценки, а также системы внешней оценки на добровольной основе.

4.6.2. В целях совершенствования образовательной программы образовательная организация при проведении регулярной внутренней оценки качества образовательной программы привлекает работодателей и их объединения, иных юридических и (или) физических лиц, включая педагогических работников образовательной организации.

4.6.3. Внешняя оценка качества образовательной программы может осуществляться в рамках профессионально-общественной аккредитации, проводимой работодателями, их объединениями, а также уполномоченными ими организациями, в том числе иностранными организациями, либо авторизованными национальными профессионально-общественными организациями, входящими в международные структуры, с целью признания качества и уровня подготовки выпускников, освоивших образовательную программу, отвечающими требованиям профессиональных стандартов, требованиям рынка труда к специалистам соответствующего профиля.

Приложение N 1
к федеральному государственному
образовательному стандарту среднего
профессионального образования
по профессии 29.01.10
Модистка головных уборов

ПЕРЕЧЕНЬ
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ, СООТВЕТСТВУЮЩИХ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВЫПУСКНИКОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ
ПРОГРАММЫ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ПО ПРОФЕССИИ 29.01.10 МОДИСТКА ГОЛОВНЫХ УБОРОВ

Код профессионального стандарта
Наименование профессионального стандарта
1
2
33.015
Профессиональный стандарт "Специалист по ремонту и индивидуальному пошиву швейных, трикотажных, меховых, кожаных изделий, головных уборов, изделий текстильной галантереи", утвержден приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 21 декабря 2015 г. N 1051н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 20 января 2016 г., регистрационный N 40665)

Приложение N 2
к федеральному государственному
образовательному стандарту среднего
профессионального образования
по профессии 29.01.10
Модистка головных уборов

МИНИМАЛЬНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ
К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ОСНОВНЫХ ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ ПО ПРОФЕССИИ 29.01.10 МОДИСТКА ГОЛОВНЫХ УБОРОВ

Основной вид деятельности
Требования к знаниям, умениям, практическому опыту
Изготовление головных уборов различных ассортиментных групп
знать:
принципы построения композиции в цвете;
методы создания орнамента ткани в цвете;
классификацию головных уборов по видам основных материалов;
характеристику головных уборов полужесткой и жесткой формы, их виды (модели), применяемые прокладочные материалы;
ассортимент, классификацию, строение, свойства, волокнистый состав тканей и других материалов для головных уборов, включая материалы для головных уборов мягких форм: основные, прокладочные, подкладочные;
методы конструирования головных уборов;
особенности конструкции лекал с учетом формы головного убора и материала для его выполнения;
основные детали кроя головных уборов, процесс обработки отдельных деталей кроя и узлов;
технологические методы и приемы обработки, порядок сборки изделия, окончательную отделку (по видам головных уборов);
характеристику и конструктивные особенности швейных машин;
процесс образования челночного и цепного стежка;
оборудование для влажно-тепловой обработки (далее - ВТО) и клеевого соединения деталей;
технологическое оборудование, необходимое для изготовления изделия;
стадии формования (предварительное, окончательное) и основные операции;
виды формовочных машин, назначение и принцип их действия;
технологические особенности обработки деталей головных уборов мягких форм из натурального и искусственного меха;
процесс изготовления головных уборов с каркасной основой из разных тканей, меха, перьев, кожи;
основные операции скорняжных работ: подбор меха, сшивание меховых шкурок;
процессы сушки колпаков, назначения, технологические режимы сушки;
процессы гидропрессования головных уборов, принцип действия оборудования;
основные операции отделки колпаков и шляп, их назначение;
требования к качеству формованных головных уборов из фетровых колпаков, показатели качества;
характеристику образцов головных уборов из соломки их виды, применяемые материалы и качество обработки изделия;
процесс изготовления головных уборов из соломки;
процесс изготовления соломенной тесьмы и требования к ней;
безопасные методы труда при выполнении ручных, машинных и влажно-тепловых работ;
правила заправки, чистки, смазки швейного оборудования, виды основных неполадок и способы их устранения.
уметь:
составлять композицию рисунка (эскиза);
выполнять измерения, необходимые для построения конструкций головных уборов, переносить конструктивные линии на парные детали;
определять детали кроя головных уборов;
определять сортность ткани и использовать пластические свойства ткани в проектировании деталей головных уборов, при выборе моделей;
различать ткани по группам, отдельным видам, сортам, составу, технологическим свойствам;
исправлять неполадки и производить регулировку швейной машины;
выполнять машинные работы на оборудовании различного типа (однониточном и двухниточном, челночном или цепных стежков, зигзагообразной строчки, краеобметочном и стачечно-обметочной строчки и др.);
работать на машинах-полуавтоматах (петельных и закрепочных, пуговичных);
составлять технологическую последовательность изготовления головных уборов мягких форм из разных тканей и кожи в зависимости от модели (с утепляющей прокладкой и без нее);
распознавать головные уборы с каркасной основой и формованные головные уборы по образцам, определять качество обработки и качество фетровых колпаков по внешнему виду;
выбирать основные и дополнительные материалы для определенных видов головных уборов с каркасной основой, обосновывать выбор материалов;
составлять технологическую последовательность изготовления головных уборов жестких форм из разных материалов, головных уборов, изготовленных способом формования полуфабрикатов и головных уборов из соломки;
определять конструктивные детали и элементы в формованных головных уборах;
выбирать декоративные отделки с учетом модели и обосновывать выбор;
выполнять приемы настрачивания соломенной тесьмы при изготовлении головного убора;
соблюдать правила техники безопасности на ручном, машинном и утюжильном рабочих местах;
применять меры и средства защиты от поражения электрическим током;
пользоваться инструментами и приспособлениями при изготовлении головных уборов из различных материалов;
применять операционно-технологические карты при изготовлении головных уборов их различных материалов;
определять и устранять дефекты изготовления головных уборов их различных материалов;
подготавливать головные уборы из различных материалов к примерке;
производить ВТО головных уборов из различных материалов;
осуществлять внутрипроцессный контроль качества изготовления головных уборов из различных материалов;
подготавливать выполненный заказ по изготовлению головных уборов из различных материалов к сдаче заказчику.
иметь практический опыт в:
определении соответствия изделий направлению моды;
определении свойств и анализе ассортимента применяемых материалов;
построении композиции изображения и несложных чертежей деталей изделий;
определении соответствия деталей кроя данной модели изделия соединению деталей кроя между собой;
поиске информации о современном состоянии и перспективах развития нового оборудования;
определении головных уборов, относящихся к изделиям мягких форм и к изделиям на каркасной основе;
использовании материалов для определенных видов головных уборов;
работе с различными материалами (мех, перья, кожа);
выполнении операций на формованных машинах;
владении процессами сушки и гидропрессования колпаков головных уборов на специальном оборудовании для ВТО;
изготовлении головных уборов из соломки с использованием специальных форм, методов технологической обработки полуфабрикатов и декоративного оформления;
организации рабочего места и соблюдении безопасных методов труда на ручном, машинном и утюжильном рабочих местах.
Дефектация и контроль качества обработки головных уборов
знать:
технологическую последовательность обработки отдельных узлов и готовых изделий;
виды дефектов в зависимости от ассортимента и разнообразных тканей и способы устранения дефектов;
основные понятия и определения в области стандартизации и контроля качества продукции;
формы и методы контроля качества продукции;
основные показатели качества продукции;
волокнистый состав разнообразного ассортимента тканей;
технические условия для изготовления головных уборов;
уметь:
распознавать возникшие дефекты и причины, способствующие их возникновению;
осуществлять контроль качества в процессе изготовления головных уборов;
выполнять межоперационный контроль качества готовых узлов и изделий;
исправлять возникшие ошибки и дефекты;
выбирать метод устранения дефекта в соответствии с современными методами обработки и экономичными затратами времени.
иметь практический опыт в:
определении причин дефектов отдельных узлов и соединений;
проведении контроля качества готовых узлов и изделий;
предупреждении и устранении различных видов дефектов при обработке головных уборов.
Выполнение ремонта и обновление головных уборов разных моделей из различных материалов
знать:
форму и степень износа изделий;
классификацию и виды головных уборов;
методы изменения размера головных уборов;
технологические методы обработки головных уборов;
ассортимент тканей и материалов для ремонта головных уборов разных ассортиментных групп и требования к ним;
требования и технологию обновления головных уборов;
декоративные элементы, используемые при обновлении головных уборов;
основные виды отделок, применяемых при ремонте головных уборов из различных материалов;
режимы и параметры ВТО при ремонте головных уборов из различных материалов.
уметь:
владеть инструментами и приспособлениями для ремонта и обновления головных уборов;
выполнять технологические способы и приемы ремонта головных уборов из разных тканей;
восстанавливать и заменять детали, выполнять вставки, накладки, заменять подкладку;
изменять размеры головных уборов;
изменять модели с учетом направления моды;
обновлять головные уборы без перекроя, с частичным перекроем, с полным перекроем;
подбирать декоративные элементы в соответствии с фасоном и волокнистым составом ткани.
иметь практический опыт в:
изготовлении головных уборов различных ассортиментных групп;
изготовлении головных уборов из различных материалов (ткани, меха, кожи, трикотажа, соломки и др.);
подборе качества материала, совпадающего по волокнистому составу;
применении декоративных элементов и отделок при обновлении головных уборов.