См. Документы Министерства образования и науки Российской Федерации

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПРИКАЗ
от 2 августа 2013 г. N 885

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ
ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА
СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО ПРОФЕССИИ
210109.04 СБОРЩИК ИЗДЕЛИЙ ЭЛЕКТРОННОЙ ТЕХНИКИ

В соответствии с пунктом 5.2.41 Положения о Министерстве образования и науки Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 3 июня 2013 г. N 466 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 23, ст. 2923), приказываю:

1. Утвердить прилагаемый федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по профессии 210109.04 Сборщик изделий электронной техники.

2. Признать утратившим силу приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 15 июня 2010 г. N 622 "Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального профессионального образования по профессии 210109.04 Сборщик изделий электронной техники" (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 2 августа 2010 г., регистрационный N 18036).

3. Настоящий приказ вступает в силу с 1 сентября 2013 года.

Министр
Д.В.ЛИВАНОВ

Приложение

Утвержден
приказом Министерства образования
и науки Российской Федерации
от 2 августа 2013 г. N 885

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ
СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО ПРОФЕССИИ
210109.04 СБОРЩИК ИЗДЕЛИЙ ЭЛЕКТРОННОЙ ТЕХНИКИ

I. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ

1.1. Настоящий федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования представляет собой совокупность обязательных требований к среднему профессиональному образованию по профессии 210109.04 Сборщик изделий электронной техники для профессиональной образовательной организации и образовательной организации высшего образования, которые имеют право на реализацию имеющих государственную аккредитацию программ подготовки квалифицированных рабочих, служащих по данной профессии, на территории Российской Федерации (далее - образовательная организация).

1.2. Право на реализацию программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих по профессии 210109.04 Сборщик изделий электронной техники имеет образовательная организация при наличии соответствующей лицензии на осуществление образовательной деятельности.

Возможна сетевая форма реализации программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих с использованием ресурсов нескольких образовательных организаций. В реализации программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих с использованием сетевой формы наряду с образовательными организациями также могут участвовать медицинские организации, организации культуры, физкультурно-спортивные и иные организации, обладающие ресурсами, необходимыми для осуществления обучения, проведения учебной и производственной практики и осуществления иных видов учебной деятельности, предусмотренных программой подготовки квалифицированных рабочих, служащих <1>.

--------------------------------

<1> Часть 1 статьи 15 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст. 7598; 2013, N 19, ст. 2326).

II. ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ СОКРАЩЕНИЯ

В настоящем стандарте используются следующие сокращения:

СПО - среднее профессиональное образование;

ФГОС СПО - федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования;

ППКРС - программа подготовки квалифицированных рабочих, служащих по профессии;

ОК - общая компетенция;

ПК - профессиональная компетенция;

ПМ - профессиональный модуль;

МДК - междисциплинарный курс.

III. ХАРАКТЕРИСТИКА ПОДГОТОВКИ ПО ПРОФЕССИИ

3.1. Сроки получения СПО по профессии 210109.04 Сборщик изделий электронной техники в очной форме обучения и соответствующие квалификации приводятся в Таблице 1.

Таблица 1

Уровень образования, необходимый для приема на обучение по ППКРС
Наименование квалификации (профессий по Общероссийскому классификатору профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов) (ОК 016-94) <1>
Срок получения СПО по ППКРС в очной форме обучения <2>
среднее общее образование
Контролер деталей и приборов
Оператор микросварки
Сборщик изделий электронной техники
Сборщик микросхем
Сборщик полупроводниковых приборов
10 мес.
основное общее образование
2 года 10 мес. <3>

--------------------------------

<1> ФГОС СПО в части требований к результатам освоения ППКРС ориентирован на присвоение выпускнику квалификации выше средней квалификации для данной профессии.

<2> Независимо от применяемых образовательных технологий.

<3> Образовательные организации, осуществляющие подготовку квалифицированных рабочих, служащих на базе основного общего образования, реализуют федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования в пределах ППКРС, в том числе с учетом получаемой профессии СПО.

3.2. Рекомендуемый перечень возможных сочетаний профессий рабочих, должностей служащих по Общероссийскому классификатору профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов (ОК 016-94) при формировании ППКРС:

контролер деталей и приборов - оператор микросварки;

контролер деталей и приборов - сборщик микросхем;

контролер деталей и приборов - сборщик полупроводниковых приборов;

сборщик приборов электронной техники.

Сроки получения СПО по ППКРС независимо от применяемых образовательных технологий увеличиваются:

а) для обучающихся по очно-заочной форме обучения:

на базе среднего общего образования - не более чем на 1 год;

на базе основного общего образования - не более чем на 1,5 года;

б) для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья - не более чем на 6 месяцев.

IV. ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВЫПУСКНИКОВ

4.1. Область профессиональной деятельности выпускников: выполнение работ по сборке изделий электронной техники (ИЭТ) разных типов, создание в них соединений с использованием различных видов микросварки, контроль качества деталей и приборов.

4.2. Объектами профессиональной деятельности выпускников являются:

полупроводниковые приборы, интегральные микросхемы и другие изделия электронной техники;

средства труда, в том числе оборудование, комплексы и системы, аппаратура, приборы визуального и параметрического контроля, расходные материалы;

технологии и технологические процессы сборки изделий электронной техники, микросварки, контрольно-измерительных операций;

конструкторская, технологическая и нормативно-техническая документация.

4.3. Обучающийся по профессии 210109.04 Сборщик изделий электронной техники готовится к следующим видам деятельности:

4.3.1. Контроль качества арматур, микропроволоки, расходных материалов и собранных изделий электронной техники.

4.3.2. Выполнение сборки изделий электронной техники (по видам).

4.3.3. Выполнение микросварки в изделиях электронной техники (по видам).

4.3.4. Выполнение герметизации изделий электронной техники (по видам).

V. ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ ПОДГОТОВКИ
КВАЛИФИЦИРОВАННЫХ РАБОЧИХ, СЛУЖАЩИХ

5.1. Выпускник, освоивший ППКРС, должен обладать общими компетенциями, включающими в себя способность:

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем.

ОК 3. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы.

ОК 4. Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач.

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

ОК 6. Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами.

ОК 7. Исполнять воинскую обязанность <*>, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей).

--------------------------------

<*> В соответствии с Федеральным законом от 28.03.1998 N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе".

5.2. Выпускник, освоивший ППКРС, должен обладать профессиональными компетенциями, соответствующими видам деятельности:

5.2.1. Контроль качества арматур, микропроволоки, расходных материалов и собранных изделий электронной техники.

ПК 1.1. Контролировать визуально качество арматур.

ПК 1.2. Контролировать визуально и инструментально качество микропроволоки.

ПК 1.3. Контролировать визуально и инструментально качество расходных материалов.

ПК 1.4. Контролировать визуально и инструментально качество микросварки.

ПК 1.5. Контролировать визуально и инструментально качество собранных изделий электронной техники.

5.2.2. Выполнение сборки изделий электронной техники (по видам).

ПК 2.1. Проводить подготовку, запуск технологических установок для сборки изделий электронной техники.

ПК 2.2. Проводить регулировку технологических установок для сборки изделий электронной техники.

ПК 2.3. Выключать технологические установки для сборки изделий электронной техники.

5.2.3. Выполнение микросварки в изделиях электронной техники (по видам).

ПК 3.1. Проводить подготовку, запуск технологических установок для сварки в изделиях электронной техники.

ПК 3.2. Проводить регулировку технологических установок для сварки в изделиях электронной техники.

ПК 3.3. Выключать технологические установки для сварки в изделиях электронной техники.

5.2.4. Выполнение герметизации изделий электронной техники (по видам).

ПК 4.1. Проводить подготовку, запуск технологических установок для герметизации изделий электронной техники.

ПК 4.2. Проводить регулировку технологических установок для герметизации изделий электронной техники.

ПК 4.3. Выключать технологические установки для герметизации изделий электронной техники.

VI. ТРЕБОВАНИЯ К СТРУКТУРЕ ПРОГРАММЫ ПОДГОТОВКИ
КВАЛИФИЦИРОВАННЫХ РАБОЧИХ, СЛУЖАЩИХ

6.1. ППКРС предусматривает изучение следующих учебных циклов:

общепрофессионального;

профессионального

и разделов:

физическая культура;

учебная практика;

производственная практика;

промежуточная аттестация;

государственная итоговая аттестация.

6.2. Обязательная часть ППКРС должна составлять около 80 процентов от общего объема времени, отведенного на ее освоение. Вариативная часть (около 20 процентов) дает возможность расширения и (или) углубления подготовки, определяемой содержанием обязательной части, получения дополнительных компетенций, умений и знаний, необходимых для обеспечения конкурентоспособности выпускника в соответствии с запросами регионального рынка труда и возможностями продолжения образования. Дисциплины, междисциплинарные курсы и профессиональные модули вариативной части определяются образовательной организацией.

Общепрофессиональный учебный цикл состоит из общепрофессиональных дисциплин, профессиональный учебный цикл состоит из профессиональных модулей в соответствии с видами деятельности, соответствующими присваиваемым квалификациям. В состав профессионального модуля входит один или несколько междисциплинарных курсов. При освоении обучающимися профессиональных модулей проводятся учебная и (или) производственная практика.

Обязательная часть профессионального учебного цикла ППКРС должна предусматривать изучение дисциплины "Безопасность жизнедеятельности". Объем часов на дисциплину "Безопасность жизнедеятельности" составляет 2 часа в неделю в период теоретического обучения (обязательной части учебных циклов), но не более 68 часов, из них на освоение основ военной службы - 70 процентов от общего объема времени, отведенного на указанную дисциплину.

6.3. Образовательной организацией при определении структуры ППКРС и трудоемкости ее освоения может применяться система зачетных единиц, при этом одна зачетная единица соответствует 36 академическим часам.

Структура программы подготовки квалифицированных
рабочих, служащих

Таблица 2

Индекс
Наименование учебных циклов, разделов, модулей, требования к знаниям, умениям, практическому опыту
Всего максимальной учебной нагрузки обучающегося (час/нед.)
В т.ч. часов обязательных учебных занятий
Индекс и наименование дисциплин, междисциплинарных курсов (МДК)
Коды формируемых компетенций
Обязательная часть учебных циклов ППКРС и раздел "Физическая культура"
864
576
ОП.00
Общепрофессиональный учебный цикл
470
324
В результате изучения обязательной части цикла обучающийся по общепрофессиональным дисциплинам должен:
уметь:
читать чертежи, проекты, структурные, монтажные и простые принципиальные электрические схемы;
выполнять чертежи, структурные, монтажные и простые принципиальные электрические схемы;
знать:
требования Единой системы конструкторской документации (ЕСКД);
основные правила построения чертежей и схем;
виды нормативно-технической документации;
виды чертежей, проектов, структурных, монтажных и простых принципиальных электрических схем;
правила чтения технической и конструкторско-технологической документации
ОП.01. Основы инженерной графики
ОК 1 - 7
ПК 2.1
ПК 2.2
ПК 3.1
ПК 3.2
ПК 4.1
ПК 4.2
уметь:
рассчитывать параметры электрических цепей;
измерять параметры и характеристики электрических цепей;
знать:
виды, параметры и характеристики электрических цепей;
методы расчета электрических цепей;
методы измерения параметров электрических цепей
ОП.02. Основы электротехники
ОК 1 - 7
ПК 2.1
ПК 2.2
ПК 3.1
ПК 3.2
ПК 4.1
ПК 4.2
уметь:
определять по технической документации тип, назначение, параметры и характеристики различных видов изделий электронной техники;
рассчитывать основные параметры различных видов дискретных изделий электронной техники;
измерять с помощью контрольно-измерительных приборов параметры и характеристики различных видов изделий электронной техники;
знать:
основы физики твердого тела, твердотельных и пленочных структур;
классификацию изделий электронной техники по назначению, конструкции, мощности, частоте, используемым материалам;
устройство, конструктивно-технологическое исполнение, принципы и режимы работы различных видов изделий электронной техники;
методы измерения параметров изделий электронной техники;
основы применения различных видов изделий электронной техники
ОП.03. Основы электронной техники
ОК 1 - 7
ПК 2.1
ПК 2.2
ПК 3.1
ПК 3.2
ПК 4.1
ПК 4.2
уметь:
эксплуатировать контрольно-измерительное оборудование для измерения параметров и характеристик материалов для производства изделий электронной техники;
измерять параметры и характеристики материалов для производства изделий электронной техники;
знать:
характеристики и свойства материалов для производства изделий электронной техники;
способы получения и обработки материалов для производства изделий электронной техники;
физико-химические основы обработки материалов для производства изделий электронной техники
ОП.04. Основы электронного материаловедения
ОК 1 - 7
ПК 1.2 - 1.4
ПК 2.2
ПК 3.2
ПК 4.2
уметь:
выполнять технологические процессы сборки изделий электронной техники в соответствии с технической документацией;
контролировать, регулировать и корректировать режимы технологических процессов сборки в производстве изделий электронной техники;
знать:
основные технологические процессы сборки изделий электронной техники (сборку, микросварку, герметизацию, контроль качества);
технологические маршруты сборки в микроэлектронном производстве;
виды оборудования, применяемого в сборочном производстве изделий электронной техники (по видам);
правила эксплуатации технологического оборудования
ОП.05. Технология и оборудование для сборки изделий электронной техники (по видам)
ОК 1 - 7
ПК 1.1 - 1.5
ПК 2.1
ПК 2.2
ПК 3.1
ПК 3.2
ПК 4.1
ПК 4.2
уметь:
правильно применять вычислительную технику и автоматизированные системы управления в производстве изделий электронной техники;
оформлять техническую документацию и результаты измерений с использованием электронно-вычислительных машин;
знать:
основные сведения о вычислительных системах и автоматизированных системах управления;
основные устройства вычислительных систем, их назначение и функционирование;
состав и структуру программных средств, применяемых в производстве изделий электронной техники
ОП.06.
Информационные технологии в производстве изделий электронной техники
ОК 1 - 7
ПК 1.1 - 1.5
ПК 2.1
ПК 2.2
ПК 3.1
ПК 3.2
ПК 4.1
ПК 4.2
уметь:
организовывать и проводить мероприятия по защите работающих и населения от негативных воздействий чрезвычайных ситуаций;
предпринимать профилактические меры для снижения уровня опасностей различного вида и их последствий в профессиональной деятельности и быту;
использовать средства индивидуальной и коллективной защиты от оружия массового поражения; применять первичные средства пожаротушения;
ориентироваться в перечне военно-учетных специальностей и самостоятельно определять среди них родственные полученной профессии;
применять профессиональные знания в ходе исполнения обязанностей военной службы на воинских должностях в соответствии с полученной профессией;
владеть способами бесконфликтного общения и саморегуляции в повседневной деятельности и экстремальных условиях военной службы;
оказывать первую помощь пострадавшим;
знать:
принципы обеспечения устойчивости объектов экономики, прогнозирования развития событий и оценки последствий при техногенных чрезвычайных ситуациях и стихийных явлениях, в том числе в условиях противодействия терроризму как серьезной угрозе национальной безопасности России;
основные виды потенциальных опасностей и их последствия в профессиональной деятельности и быту, принципы снижения вероятности их реализации;
основы военной службы и обороны государства;
задачи и основные мероприятия гражданской обороны;
способы защиты населения от оружия массового поражения; меры пожарной безопасности и правила безопасного поведения при пожарах;
организацию и порядок призыва граждан на военную службу и поступления на нее в добровольном порядке;
основные виды вооружения, военной техники и специального снаряжения, состоящих на вооружении (оснащении) воинских подразделений, в которых имеются военно-учетные специальности, родственные профессиям СПО;
область применения получаемых профессиональных знаний при исполнении обязанностей военной службы;
порядок и правила оказания первой помощи пострадавшим
32
ОП.07. Безопасность жизнедеятельности
ОК 1 - 7
ПК 1.1 - 1.5
ПК 2.1 - 2.3
ПК 3.1 - 3.3
ПК 4.1 - 4.3
П.00
Профессиональный учебный цикл
314
212
ПМ.00
Профессиональные модули
314
212
ПМ.01
Контроль качества арматур, микропроволоки, расходных материалов и собранных изделий электронной техники
В результате изучения профессионального модуля обучающийся должен:
иметь практический опыт:
визуального и инструментального контроля качества арматур, микропроволоки, расходных материалов;
визуального и инструментального контроля качества микросварки и собранных изделий электронной техники;
уметь:
эксплуатировать оптические микроскопы;
выполнять классификацию арматур по видам брака;
выполнять визуальный контроль качества микропроволоки;
производить измерение характеристик микропроволоки;
выполнять разбраковку микропроволоки по внешнему виду и результатам измерений;
выполнять визуальный контроль свойств и качества расходных материалов;
производить исследования и измерения характеристик расходных материалов;
выполнять разбраковку расходных материалов по внешнему виду и результатам измерений;
эксплуатировать оптические и рентгенотелевизионные микроскопы;
выполнять визуальный контроль микросварных соединений;
производить исследования и измерения качества микросварных соединений;
выполнять разбраковку микросварных соединений по внешнему виду и результатам измерений;
выполнять визуальный контроль собранных изделий электронной техники;
эксплуатировать контрольно-измерительные инструменты и приборы;
производить исследования качества собранных изделий электронной техники;
выполнять разбраковку собранных изделий электронной техники по внешнему виду и результатам исследований;
оформлять документацию по результатам контроля;
заполнять сопроводительную документацию;
соблюдать правила безопасности труда при проведении контрольных операций;
знать:
особенности конструкций разных видов изделий электронной техники;
виды дефектов арматур разных видов изделий электронной техники;
способы и нормативные требования оценки качества арматур при визуальном контроле;
устройство оптических микроскопов и правила работы с ними;
типы, технические характеристики микропроволоки, применяемой для разных видов изделий электронной техники;
виды дефектов микропроволоки, применяемой для разных видов изделий электронной техники;
способы и нормативные требования оценки качества микропроволоки при визуальном контроле;
способы и нормативные требования оценки качества микропроволоки при инструментальном контроле;
виды, устройство контрольно-измерительных инструментов и приборов и правила работы с ними;
виды, свойства и характеристики расходных материалов, применяемых для разных видов изделий электронной техники;
виды дефектов качества расходных материалов, применяемых при сборке разных видов изделий электронной техники;
нормативные требования и способы оценки качества расходных материалов;
виды и режимы микросварки, применяемые при сборке изделий электронной техники;
виды дефектов микросварки, возникающих при сборке разных видов изделий электронной техники;
нормативные требования и способы оценки качества сварных микросоединений в изделиях электронной техники;
устройство рентгенотелевизионных микроскопов и правила работы с ними;
типы и характеристики корпусов, применяемых при сборке изделий электронной техники;
способы и технологические процессы герметизации при сборке изделий электронной техники;
виды дефектов, возникающих при сборке изделий электронной техники разных видов;
нормативные требования и способы исследования и оценки качества собранных изделий электронной техники;
техническую и технологическую документацию;
правила безопасности труда при проведении контрольных операций;
правила оформления документации по результатам контроля
МДК.01.01. Методы и оборудование контроля качества сборки изделий электронной техники
ОК 1 - 7
ПК 1.1 - 1.5
ПМ.02
Выполнение сборки изделий электронной техники (по видам)
В результате изучения профессионального модуля обучающийся должен:
иметь практический опыт:
подготовки, запуска и регулировки технологических установок для сборки изделий электронной техники;
выполнения операций сборки изделий электронной техники;
уметь:
измерять параметры и режимы работы технологического оборудования для сборки изделий электронной техники;
регулировать параметры и режимы технологического оборудования для сборки изделий электронной техники;
выполнять сборку деталей и сборочных единиц изделий электронной техники;
осуществлять сборку изделий электронной техники различных типов и степени сложности;
оценивать качество сборочных операций;
соблюдать правила безопасности труда при проведении сборочных операций;
оформлять приемку и сдачу партий, заполнять сопроводительную документацию;
знать:
типы технологического оборудования, применяемого при сборке изделий электронной техники;
правила запуска и эксплуатации технологического оборудования для сборки изделий электронной техники;
параметры и режимы работы технологического оборудования для сборки изделий электронной техники;
порядок регулировки параметров и режимов работы технологического оборудования для сборки изделий электронной техники;
возможные причины отказов в работе технологического оборудования для сборки изделий электронной техники и способы их устранения;
технологические процессы сборки изделий электронной техники;
виды дефектов, возникающих при сборке изделий электронной техники разных типов;
техническую и технологическую документацию на сборку изделий электронной техники;
правила безопасности труда при проведении сборочных операций
МДК.02.01. Технология сборки изделий электронной техники
ОК 1 - 7
ПК 2.1 - 2.3
ПМ.03
Выполнение микросварки в изделиях электронной техники (по видам)
В результате изучения профессионального модуля обучающийся должен:
иметь практический опыт:
подготовки, запуска и регулировки технологических установок для сварки в изделиях электронной техники;
выполнения операций сварки в изделиях электронной техники;
уметь:
выполнять включение технологического оборудования, применяемого для сварки в изделиях электронной техники;
измерять параметры и режимы работы технологического оборудования для сварки в изделиях электронной техники;
регулировать параметры и режимы работы технологического оборудования для сварки в изделиях электронной техники;
выполнять аварийное выключение технологического оборудования для сварки в изделиях электронной техники;
выполнять эксплуатацию технологического оборудования, применяемого для сварки в изделиях электронной техники;
выполнять операции сварки в изделиях электронной техники на установках микросварки с ручным совмещением инструмента;
выполнять операции разварки внутренних межсоединений изделий электронной техники на полуавтоматических, автоматических установках с программным управлением;
выполнять юстировку электронно-оптической системы;
выполнять программирование координат топологии развариваемой схемы на установках с программным управлением;
оценивать качество сварки;
соблюдать правила безопасности труда при проведении сварки в изделиях электронной техники;
оформлять приемку и сдачу партий, заполнять сопроводительную документацию;
знать:
типы технологического оборудования, применяемого для сварки в изделиях электронной техники;
правила запуска и эксплуатации технологического оборудования для сварки в изделиях электронной техники;
параметры и режимы работы технологического оборудования для сварки в изделиях электронной техники;
порядок регулировки параметров и режимов технологического оборудования для сварки в изделиях электронной техники;
технологические процессы и режимы, применяемые для сварки в изделиях электронной техники;
принципы действия и правила работы на установках микросварки;
принципы подбора режимов сварки для различных изделий электронной техники;
виды дефектов, возникающих при сварке в изделиях электронной техники разных типов;
порядок юстировки электронно-оптической системы;
особенности работы установок микросварки с программным управлением;
возможные причины отказов в работе технологического оборудования для сварки в изделиях электронной техники и способы их устранения;
правила безопасности труда при проведении сварки в изделиях электронной техники;
техническую и технологическую документацию
МДК.03.01. Технология сварки в изделиях электронной техники
ОК 1 - 7
ПК 3.1 - 3.3
ПМ.04
Выполнение герметизации изделий электронной техники (по видам)
В результате изучения профессионального модуля обучающийся должен:
иметь практический опыт:
подготовки, запуска и регулировки технологических установок для герметизации изделий электронной техники;
выполнения операций герметизации изделий электронной техники;
уметь:
выполнять включение и эксплуатацию технологического оборудования, применяемого для герметизации изделий электронной техники;
измерять параметры и режимы работы технологического оборудования, применяемого для герметизации изделий электронной техники;
регулировать параметры и режимы работы технологического оборудования, применяемого для герметизации изделий электронной техники;
выполнять аварийное выключение технологического оборудования, применяемого для герметизации изделий электронной техники;
осуществлять герметизацию всех типов изделий электронной техники различной степени сложности с применением завальцовки, запрессовки, пайки на станках, полуавтоматах и автоматах, с посадкой на подложки из различных материалов;
осуществлять герметизацию пластмассой изделий электронной техники различной степени сложности;
оценивать качество герметизации изделий электронной техники;
соблюдать правила безопасности труда при проведении операций герметизации;
оформлять приемку и сдачу партий, заполнять сопроводительную документацию;
знать:
типы технологического оборудования, оснастки и инструментов, применяемых для герметизации изделий электронной техники;
правила подготовки, запуска и эксплуатации технологического оборудования для герметизации изделий электронной техники;
параметры и режимы работы технологического оборудования для герметизации изделий электронной техники;
порядок регулировки параметров и режимов технологического оборудования для герметизации изделий электронной техники;
возможные причины отказов в работе технологического оборудования для герметизации изделий электронной техники и способы их устранения;
типы корпусов, применяемые для герметизации изделий электронной техники;
технологические процессы и режимы, применяемые для герметизации изделий электронной техники;
принципы действия и правила работы на установках герметизации;
принципы подбора режимов герметизации для различных изделий электронной техники;
виды дефектов, возникающих при герметизации изделий электронной техники;
особенности работы автоматизированных установок с программным управлением;
правила безопасности труда при проведении операций герметизации;
техническую и технологическую документацию
МДК.04.01. Технология герметизации изделий электронной техники
ОК 1 - 7
ПК 4.1 - 4.3
ФК.00
Физическая культура
В результате освоения раздела обучающийся должен:
уметь:
использовать физкультурно-оздоровительную деятельность для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей;
знать:
о роли физической культуры в общекультурном, профессиональном и социальном развитии человека;
основы здорового образа жизни
80
40
ОК 2
ОК 3
ОК 6
ОК 7
Вариативная часть учебных циклов ППКРС
(определяется образовательной организацией)
216
144
Итого по обязательной части ППКРС, включая раздел "Физическая культура", и вариативной части ППКРС
1080
720
УП.00
Учебная практика обучающихся на базе среднего общего образования/на базе основного общего образования
19 нед./39 нед.
684/1404
ОК 1 - 7
ПК 1.1 - 4.3
ПП.00
Производственная практика обучающихся на базе среднего общего образования/на базе основного общего образования
ПА.00
Промежуточная аттестация обучающихся на базе среднего общего образования/на базе основного общего образования
1 нед./2 нед.
ГИА.00
Государственная итоговая аттестация обучающихся на базе среднего общего образования/на базе основного общего образования
1 нед./2 нед.

Таблица 3

Срок получения среднего профессионального образования по ППКРС в очной форме обучения составляет 43/65 недель, в том числе:

Обучение по учебным циклам и разделу "Физическая культура"
20 нед.
Учебная практика обучающихся на базе среднего общего образования/на базе основного общего образования
19 нед./39 нед.
Производственная практика обучающихся на базе среднего общего образования/на базе основного общего образования
Промежуточная аттестация обучающихся на базе среднего общего образования/на базе основного общего образования
1 нед./2 нед.
Государственная итоговая аттестация обучающихся на базе среднего общего образования/на базе основного общего образования
1 нед./2 нед.
Каникулы
2 нед.
Итого
43 нед./65 нед.

VII. ТРЕБОВАНИЯ К УСЛОВИЯМ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
ПОДГОТОВКИ КВАЛИФИЦИРОВАННЫХ РАБОЧИХ, СЛУЖАЩИХ

7.1. Образовательная организация самостоятельно разрабатывает и утверждает ППКРС в соответствии с ФГОС СПО, определяя профессию или группу профессий рабочих (должностей служащих) по ОК 016-94 (исходя из рекомендуемого перечня их возможных сочетаний согласно пункту 3.2 ФГОС СПО), с учетом соответствующей примерной ППКРС.

Перед началом разработки ППКРС образовательная организация должна определить ее специфику с учетом направленности на удовлетворение потребностей рынка труда и работодателей, конкретизировать конечные результаты обучения в виде компетенций, умений и знаний, приобретаемого практического опыта.

Конкретные виды деятельности, к которым готовится обучающийся, должны соответствовать присваиваемым квалификациям, определять содержание образовательной программы, разрабатываемой образовательной организацией совместно с заинтересованными работодателями.

При формировании ППКРС образовательная организация:

имеет право использовать объем времени, отведенный на вариативную часть учебных циклов ППКРС, увеличивая при этом объем времени, отведенный на дисциплины и модули обязательной части, на практики, либо вводя новые дисциплины и модули в соответствии с потребностями работодателей и спецификой деятельности образовательной организации;

обязана ежегодно обновлять ППКРС с учетом запросов работодателей, особенностей развития региона, науки, культуры, экономики, техники, технологий и социальной сферы в рамках, установленных настоящим ФГОС СПО;

обязана в рабочих программах всех дисциплин и профессиональных модулей четко формулировать требования к результатам их освоения: компетенциям, приобретаемому практическому опыту, знаниям и умениям;

обязана обеспечивать эффективную самостоятельную работу обучающихся в сочетании с совершенствованием управления ею со стороны преподавателей и мастеров производственного обучения;

обязана обеспечивать обучающимся возможность участвовать в формировании индивидуальной образовательной программы;

обязана формировать социокультурную среду, создавать условия, необходимые для всестороннего развития и социализации личности, сохранения здоровья обучающихся, способствовать развитию воспитательного компонента образовательного процесса, включая развитие самоуправления, участие обучающихся в работе общественных организаций, спортивных и творческих клубов;

должна предусматривать при реализации компетентностного подхода использование в образовательном процессе активных форм проведения занятий с применением электронных образовательных ресурсов, деловых и ролевых игр, индивидуальных и групповых проектов, анализа производственных ситуаций, психологических и иных тренингов, групповых дискуссий в сочетании с внеаудиторной работой для формирования и развития общих и профессиональных компетенций обучающихся.

7.2. При реализации ППКРС обучающиеся имеют академические права и обязанности в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" <1>.

--------------------------------

<1> Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст. 7598; 2013, N 19, ст. 2326.

7.3. Максимальный объем учебной нагрузки обучающегося составляет 54 академических часа в неделю, включая все виды аудиторной и внеаудиторной (самостоятельной) учебной работы по освоению ППКРС и консультации.

7.4. Максимальный объем аудиторной учебной нагрузки в очной форме обучения составляет 36 академических часов в неделю.

7.5. Максимальный объем аудиторной учебной нагрузки в очно-заочной форме обучения составляет 16 академических часов в неделю.

7.6. Общая продолжительность каникул составляет не менее 10 недель в учебном году при сроке обучения более 1 года и не менее 2 недель в зимний период при сроке обучения 1 год.

7.7. По дисциплине "Физическая культура" могут быть предусмотрены еженедельно 2 часа самостоятельной учебной нагрузки, включая игровые виды подготовки (за счет различных форм внеаудиторных занятий в спортивных клубах, секциях).

7.8. Образовательная организация имеет право для подгрупп девушек использовать 70 процентов учебного времени дисциплины "Безопасность жизнедеятельности", отведенного на изучение основ военной службы, на освоение основ медицинских знаний.

7.9. Получение СПО на базе основного общего образования осуществляется с одновременным получением среднего общего образования в пределах ППКРС. В этом случае ППКРС, реализуемая на базе основного общего образования, разрабатывается на основе требований соответствующих федеральных государственных образовательных стандартов среднего общего и среднего профессионального образования с учетом получаемой профессии СПО.

Срок освоения ППКРС в очной форме обучения для лиц, обучающихся на базе основного общего образования, увеличивается на 82 недели из расчета:

    теоретическое обучение (при обязательной учебной нагрузке
    36 часов в неделю)                                              57 нед.
    промежуточная аттестация                                         3 нед.
    каникулы                                                        22 нед.

7.10. Консультации для обучающихся по очной и очно-заочной формам обучения предусматриваются образовательной организацией из расчета 4 часа на одного обучающегося на каждый учебный год, в том числе в период реализации образовательной программы среднего общего образования для лиц, обучающихся на базе основного общего образования. Формы проведения консультаций (групповые, индивидуальные, письменные, устные) определяются образовательной организацией.

7.11. В период обучения с юношами проводятся учебные сборы <1>.

--------------------------------

<1> Пункт 1 статьи 13 Федерального закона от 28 марта 1998 г. N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 13, ст. 1475; 2004, N 35, ст. 3607; 2005, N 30, ст. 3111; 2007, N 49, ст. 6070; 2008, N 30, ст. 3616; 2013, N 27, ст. 3477).

7.12. Практика является обязательным разделом ППКРС. Она представляет собой вид учебной деятельности, направленной на формирование, закрепление, развитие практических навыков и компетенций в процессе выполнения определенных видов работ, связанных с будущей профессиональной деятельностью. При реализации ППКРС предусматриваются следующие виды практик: учебная и производственная.

Учебная практика и производственная практика проводятся образовательной организацией при освоении обучающимися профессиональных компетенций в рамках профессиональных модулей и могут реализовываться как концентрированно в несколько периодов, так и рассредоточенно, чередуясь с теоретическими занятиями в рамках профессиональных модулей.

Цели и задачи, программы и формы отчетности определяются образовательной организацией по каждому виду практики.

Производственная практика должна проводиться в организациях, направление деятельности которых соответствует профилю подготовки обучающихся.

Аттестация по итогам производственной практики проводится с учетом (или на основании) результатов, подтвержденных документами соответствующих организаций.

7.13. Реализация ППКРС должна обеспечиваться педагогическими кадрами, имеющими среднее профессиональное или высшее образование, соответствующее профилю преподаваемой дисциплины (модуля). Мастера производственного обучения должны иметь на 1 - 2 разряда по профессии рабочего выше, чем предусмотрено ФГОС СПО для выпускников. Опыт деятельности в организациях соответствующей профессиональной сферы является обязательным для преподавателей, отвечающих за освоение обучающимся профессионального учебного цикла, эти преподаватели и мастера производственного обучения получают дополнительное профессиональное образование по программам повышения квалификации, в том числе в форме стажировки в профильных организациях не реже 1 раза в 3 года.

7.14. ППКРС должна обеспечиваться учебно-методической документацией по всем дисциплинам, междисциплинарным курсам и профессиональным модулям ППКРС.

Внеаудиторная работа должна сопровождаться методическим обеспечением и обоснованием расчета времени, затрачиваемого на ее выполнение.

Реализация ППКРС должна обеспечиваться доступом каждого обучающегося к базам данных и библиотечным фондам, формируемым по полному перечню дисциплин (модулей) ППКРС. Во время самостоятельной подготовки обучающиеся должны быть обеспечены доступом к сети Интернет.

Каждый обучающийся должен быть обеспечен не менее чем одним учебным печатным и/или электронным изданием по каждой дисциплине общепрофессионального учебного цикла и одним учебно-методическим печатным и/или электронным изданием по каждому междисциплинарному курсу (включая электронные базы периодических изданий).

Библиотечный фонд должен быть укомплектован печатными и/или электронными изданиями основной и дополнительной учебной литературы по дисциплинам всех учебных циклов, изданными за последние 5 лет.

Библиотечный фонд, помимо учебной литературы, должен включать официальные, справочно-библиографические и периодические издания в расчете 1 - 2 экземпляра на каждые 100 обучающихся.

Каждому обучающемуся должен быть обеспечен доступ к комплектам библиотечного фонда, состоящим не менее чем из 3 наименований отечественных журналов.

Образовательная организация должна предоставить обучающимся возможность оперативного обмена информацией с отечественными организациями, в том числе образовательными организациями и доступ к современным профессиональным базам данных и информационным ресурсам сети Интернет.

7.15. Прием на обучение по ППКРС за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов является общедоступным, если иное не предусмотрено частью 4 статьи 68 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" <1>. Финансирование реализации ППКРС должно осуществляться в объеме не ниже установленных государственных нормативных затрат на оказание государственной услуги в сфере образования для данного уровня.

--------------------------------

<1> Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст. 7598; 2013, N 19, ст. 2326.

7.16. Образовательная организация, реализующая ППКРС, должна располагать материально-технической базой, обеспечивающей проведение всех видов лабораторных работ и практических занятий, дисциплинарной, междисциплинарной и модульной подготовки, учебной практики, предусмотренных учебным планом образовательной организации. Материально-техническая база должна соответствовать действующим санитарным и противопожарным нормам.

Перечень кабинетов, лабораторий, мастерских
и других помещений

Кабинеты:

инженерной графики;

электротехники и электронной техники;

электронного материаловедения;

технологии и оборудования производства изделий электронной техники;

безопасности жизнедеятельности.

Лаборатории:

электротехники;

электронной техники;

электронного материаловедения;

информационно-коммуникационных технологий;

электрорадиоизмерений и испытаний изделий электронной техники;

технологии и оборудования производства изделий электронной техники.

Мастерские:

электрорадиомонтажные;

слесарно-сборочные.

Полигоны:

учебно-производственные участки (лаборатории, цехи) для выполнения технологических операций по созданию изделий электронной техники (в соответствии с профессией и видами изделий).

Спортивный комплекс:

спортивный зал;

открытый стадион широкого профиля с элементами полосы препятствий;

стрелковый тир (в любой модификации, включая электронный) или место для стрельбы.

Залы:

библиотека, читальный зал с выходом в сеть Интернет;

актовый зал.

Реализация ППКРС должна обеспечивать:

выполнение обучающимся лабораторных работ и практических занятий, включая как обязательный компонент практические задания с использованием персональных компьютеров;

освоение обучающимся профессиональных модулей в условиях созданной соответствующей образовательной среды в образовательной организации или в организациях в зависимости от специфики вида профессиональной деятельности.

Образовательная организация должна быть обеспечена необходимым комплектом лицензионного программного обеспечения.

7.17. Реализация ППКРС осуществляется образовательной организацией на государственном языке Российской Федерации.

Реализация ППКРС образовательной организацией, расположенной на территории республики Российской Федерации, может осуществляться на государственном языке республики Российской Федерации в соответствии с законодательством республик Российской Федерации. Реализация ППКРС образовательной организацией на государственном языке республики Российской Федерации не должна осуществляться в ущерб государственному языку Российской Федерации.

VIII. ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ
ПОДГОТОВКИ КВАЛИФИЦИРОВАННЫХ РАБОЧИХ, СЛУЖАЩИХ

8.1. Оценка качества освоения ППКРС должна включать текущий контроль успеваемости, промежуточную и государственную итоговую аттестацию обучающихся.

8.2. Конкретные формы и процедуры текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по каждой дисциплине и профессиональному модулю разрабатываются образовательной организацией самостоятельно и доводятся до сведения обучающихся в течение первых двух месяцев от начала обучения.

8.3. Для аттестации обучающихся на соответствие их персональных достижений поэтапным требованиям соответствующей ППКРС (текущий контроль успеваемости и промежуточная аттестация) создаются фонды оценочных средств, позволяющие оценить умения, знания, практический опыт и освоенные компетенции.

Фонды оценочных средств для промежуточной аттестации по дисциплинам и междисциплинарным курсам в составе профессиональных модулей разрабатываются и утверждаются образовательной организацией самостоятельно, а для промежуточной аттестации по профессиональным модулям и для государственной итоговой аттестации - разрабатываются и утверждаются образовательной организацией после предварительного положительного заключения работодателей.

Для промежуточной аттестации обучающихся по дисциплинам (междисциплинарным курсам) кроме преподавателей конкретной дисциплины (междисциплинарного курса) в качестве внешних экспертов должны активно привлекаться преподаватели смежных дисциплин (курсов). Для максимального приближения программ промежуточной аттестации обучающихся по профессиональным модулям к условиям их будущей профессиональной деятельности образовательной организацией в качестве внештатных экспертов должны активно привлекаться работодатели.

8.4. Оценка качества подготовки обучающихся и выпускников осуществляется в двух основных направлениях:

оценка уровня освоения дисциплин;

оценка компетенций обучающихся.

Для юношей предусматривается оценка результатов освоения основ военной службы.

8.5. К государственной итоговой аттестации допускаются обучающиеся, не имеющие академической задолженности и в полном объеме выполнившие учебный план или индивидуальный учебный план по ППКРС, если иное не установлено порядком проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего профессионального образования <1>.

--------------------------------

<1> Часть 6 статьи 59 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст. 7598; 2013, N 19, ст. 2326).

8.6. Государственная итоговая аттестация включает защиту выпускной квалификационной работы (выпускная практическая квалификационная работа и письменная экзаменационная работа). Обязательные требования - соответствие тематики выпускной квалификационной работы содержанию одного или нескольких профессиональных модулей; выпускная практическая квалификационная работа должна предусматривать сложность работы не ниже разряда по профессии рабочего, предусмотренного ФГОС СПО.

Государственный экзамен вводится по усмотрению образовательной организации.

8.7. Обучающиеся по ППКРС, не имеющие среднего общего образования, в соответствии с частью 6 статьи 68 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" <1> вправе бесплатно пройти государственную итоговую аттестацию, которой завершается освоение образовательных программ среднего общего образования. При успешном прохождении указанной государственной итоговой аттестации аккредитованной образовательной организацией обучающимся выдается аттестат о среднем общем образовании.

--------------------------------

<1> Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст. 7598; 2013, N 19, ст. 2326.