См. Документы Министерства образования и науки Российской Федерации
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПРИКАЗ
от 2 августа 2013 г. N 877
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ
ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА
СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО ПРОФЕССИИ
210723.04 ЭЛЕКТРОМОНТЕР ПО РЕМОНТУ ЛИНЕЙНО-КАБЕЛЬНЫХ
СООРУЖЕНИЙ ТЕЛЕФОННОЙ СВЯЗИ И ПРОВОДНОГО ВЕЩАНИЯ
В соответствии с пунктом 5.2.41 Положения о Министерстве образования и науки Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 3 июня 2013 г. N 466 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 23, ст. 2923), приказываю:
1. Утвердить прилагаемый федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по профессии 210723.04 Электромонтер по ремонту линейно-кабельных сооружений телефонной связи и проводного вещания.
2. Признать утратившим силу приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 15 июня 2010 г. N 624 "Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального профессионального образования по профессии 210723.04 Электромонтер по ремонту линейно-кабельных сооружений телефонной связи и проводного вещания" (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 22 июля 2010 г., регистрационный N 17954).
3. Настоящий приказ вступает в силу с 1 сентября 2013 года.
Министр
Д.В.ЛИВАНОВ
Приложение
Утвержден
приказом Министерства образования
и науки Российской Федерации
от 2 августа 2013 г. N 877
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ
СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО ПРОФЕССИИ
210723.04 ЭЛЕКТРОМОНТЕР ПО РЕМОНТУ ЛИНЕЙНО-КАБЕЛЬНЫХ
СООРУЖЕНИЙ ТЕЛЕФОННОЙ СВЯЗИ И ПРОВОДНОГО ВЕЩАНИЯ
I. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ
1.1. Настоящий федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования представляет собой совокупность обязательных требований к среднему профессиональному образованию по профессии 210723.04 Электромонтер по ремонту линейно-кабельных сооружений телефонной связи и проводного вещания для профессиональной образовательной организации и образовательной организации высшего образования, которые имеют право на реализацию имеющих государственную аккредитацию программ подготовки квалифицированных рабочих, служащих по данной профессии, на территории Российской Федерации (далее - образовательная организация).
1.2. Право на реализацию программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих по профессии 210723.04 Электромонтер по ремонту линейно-кабельных сооружений телефонной связи и проводного вещания имеет образовательная организация при наличии соответствующей лицензии на осуществление образовательной деятельности.
Возможна сетевая форма реализации программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих с использованием ресурсов нескольких образовательных организаций. В реализации программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих с использованием сетевой формы наряду с образовательными организациями также могут участвовать медицинские организации, организации культуры, физкультурно-спортивные и иные организации, обладающие ресурсами, необходимыми для осуществления обучения, проведения учебной и производственной практики и осуществления иных видов учебной деятельности, предусмотренных программой подготовки квалифицированных рабочих, служащих <1>.
--------------------------------
<1> Часть 1 статьи 15 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст. 7598; 2013, N 19, ст. 2326).
II. ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ СОКРАЩЕНИЯ
В настоящем стандарте используются следующие сокращения:
СПО - среднее профессиональное образование;
ФГОС СПО - федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования;
ППКРС - программа подготовки квалифицированных рабочих, служащих по профессии;
ОК - общая компетенция;
ПК - профессиональная компетенция;
ПМ - профессиональный модуль;
МДК - междисциплинарный курс.
III. ХАРАКТЕРИСТИКА ПОДГОТОВКИ ПО ПРОФЕССИИ
3.1. Сроки получения СПО по профессии 210723.04 Электромонтер по ремонту линейно-кабельных сооружений телефонной связи и проводного вещания в очной форме обучения и соответствующие квалификации приводятся в Таблице 1.
Таблица 1
Уровень образования, необходимый для приема на обучение по ППКРС
|
Наименование квалификации (профессий по Общероссийскому классификатору профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов) (ОК 016-94) <1>
|
Срок получения СПО по ППКРС в очной форме обучения <2>
|
среднее общее образование
|
Кабельщик-спайщик
Электромонтер линейных сооружений телефонной связи и радиофикации
|
10 мес.
|
основное общее образование
|
2 года 10 мес. <3>
|
|
--------------------------------
<1> ФГОС СПО в части требований к результатам освоения ППКРС ориентирован на присвоение выпускнику квалификации выше средней квалификации для данной профессии.
<2> Независимо от применяемых образовательных технологий.
<3> Образовательные организации, осуществляющие подготовку квалифицированных рабочих, служащих на базе основного общего образования, реализуют федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования в пределах ППКРС, в том числе с учетом получаемой профессии СПО.
3.2. Сроки получения СПО по ППКРС независимо от применяемых образовательных технологий увеличиваются:
а) для обучающихся по очно-заочной форме обучения:
на базе среднего общего образования - не более чем на 1 год;
на базе основного общего образования - не более чем на 1,5 года;
б) для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья - не более чем на 6 месяцев.
IV. ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВЫПУСКНИКОВ
4.1. Область профессиональной деятельности выпускников: ремонт, монтаж и эксплуатационное обслуживание линейно-кабельных сооружений связи.
4.2. Объектами профессиональной деятельности выпускников являются:
линейно-кабельные сооружения телефонной связи;
информационно-телекоммуникационное оборудование и созданные на его основе информационно-телекоммуникационные и компьютерные сети и системы;
техническая и проектная документация;
технологии и технологические процессы.
4.3. Обучающийся по профессии 210723.04 Электромонтер по ремонту линейно-кабельных сооружений телефонной связи и проводного вещания готовится к следующим видам деятельности:
4.3.1. Эксплуатация волоконно-оптических и медно-жильных кабельных линий.
4.3.2. Эксплуатация воздушных линий и абонентских устройств.
4.3.3. Эксплуатация и ремонт городской кабельной канализации и смотровых устройств.
V. ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ ПОДГОТОВКИ
КВАЛИФИЦИРОВАННЫХ РАБОЧИХ, СЛУЖАЩИХ
5.1. Выпускник, освоивший ППКРС, должен обладать общими компетенциями, включающими в себя способность:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем.
ОК 3. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы.
ОК 4. Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами.
ОК 7. Исполнять воинскую обязанность <*>, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей).
--------------------------------
<*> В соответствии с Федеральным законом от 28.03.1998 N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе".
5.2. Выпускник, освоивший ППКРС, должен обладать профессиональными компетенциями, соответствующими видам деятельности:
5.2.1. Эксплуатация волоконно-оптических и медно-жильных кабельных линий.
ПК 1.1. Проводить измерения на волоконно-оптических и медно-жильных кабельных линиях связи.
ПК 1.2. Заполнять протокол простейших измерений физических характеристик измеряемых кабелей, обрабатывать и хранить его в электронном виде.
5.2.2. Эксплуатация воздушных линий и абонентских устройств.
ПК 2.1. Устанавливать (заменять), укреплять и выправлять опоры и стойки, ручным и механизированным способом.
ПК 2.2. Обслуживать оконечные кабельные устройства.
ПК 2.3. Изготавливать и окрашивать вспомогательные устройства.
5.2.3. Эксплуатация и ремонт городской кабельной канализации и смотровых устройств.
ПК 3.1. Участвовать в прокладке кабеля в телефонной канализации ручным и механизированным способом.
ПК 3.2. Проводить работы по строительству городской телефонной канализации в составе бригады кабельщиков.
ПК 3.3. Прокладывать и докладывать трубы телефонной канализации.
ПК 3.4. Выполнять работы, связанные с паспортизацией трасс.
ПК 3.5. Обеспечивать техническое обслуживание канализационных сооружений.
VI. ТРЕБОВАНИЯ К СТРУКТУРЕ ПРОГРАММЫ ПОДГОТОВКИ
КВАЛИФИЦИРОВАННЫХ РАБОЧИХ, СЛУЖАЩИХ
6.1. ППКРС предусматривает изучение следующих учебных циклов:
общепрофессионального;
профессионального
и разделов:
физическая культура;
учебная практика;
производственная практика;
промежуточная аттестация;
государственная итоговая аттестация.
6.2. Обязательная часть ППКРС должна составлять около 80 процентов от общего объема времени, отведенного на ее освоение. Вариативная часть (около 20 процентов) дает возможность расширения и (или) углубления подготовки, определяемой содержанием обязательной части, получения дополнительных компетенций, умений и знаний, необходимых для обеспечения конкурентоспособности выпускника в соответствии с запросами регионального рынка труда и возможностями продолжения образования. Дисциплины, междисциплинарные курсы и профессиональные модули вариативной части определяются образовательной организацией.
Общепрофессиональный учебный цикл состоит из общепрофессиональных дисциплин, профессиональный учебный цикл состоит из профессиональных модулей в соответствии с видами деятельности, соответствующими присваиваемым квалификациям. В состав профессионального модуля входит один или несколько междисциплинарных курсов. При освоении обучающимися профессиональных модулей проводятся учебная и (или) производственная практика.
Обязательная часть профессионального учебного цикла ППКРС должна предусматривать изучение дисциплины "Безопасность жизнедеятельности". Объем часов на дисциплину "Безопасность жизнедеятельности" составляет 2 часа в неделю в период теоретического обучения (обязательной части учебных циклов), но не более 68 часов, из них на освоение основ военной службы - 70 процентов от общего объема времени, отведенного на указанную дисциплину.
6.3. Образовательной организацией при определении структуры ППКРС и трудоемкости ее освоения может применяться система зачетных единиц, при этом одна зачетная единица соответствует 36 академическим часам.
Структура программы подготовки квалифицированных
рабочих, служащих
Таблица 2
Индекс
|
Наименование учебных циклов, разделов, модулей, требования к знаниям, умениям, практическому опыту
|
Всего максимальной учебной нагрузки обучающегося (час/нед.)
|
В т.ч. часов обязательных учебных занятий
|
Индекс и наименование дисциплин, междисциплинарных курсов (МДК)
|
Коды формируемых компетенций
|
Обязательная часть учебных циклов ППКРС и раздел "Физическая культура"
|
864
|
576
|
|||
ОП.00
|
Общепрофессиональный учебный цикл
|
357
|
238
|
||
В результате изучения обязательной части цикла обучающийся по общепрофессиональным дисциплинам должен:
уметь:
выполнять санитарно-гигиенические требования, правила охраны труда, электро- и пожарной безопасности, требования к организации рабочего места;
знать:
основные правила охраны труда, производственной санитарии, электробезопасности и пожарной безопасности
|
ОП.01. Охрана труда
|
ОК 1 - 7
ПК 1.1 - 3.5
|
|||
уметь:
анализировать и выполнять чертежи плоских деталей, требующих применения геометрических построений, сечения и разрезы на чертежах деталей;
понимать основные условности и упрощения при чтении чертежей для определения формы деталей;
читать чертежи электрических устройств, несложных электрических схем;
составлять схемы несложных электрических устройств (аппаратов);
знать:
правила расположения проекций на чертеже, использования масштаба;
основные правила геометрических построений;
особенности назначения и выполнения сечений и разрезов;
виды, типы и правила выполнения электрических схем;
условные графические обозначения на электрической схеме (применительно к профессии)
|
ОП.02. Основы черчения
|
OK 1 - 7
ПК 1.1 - 3.5
|
|||
уметь:
применять по назначению различные виды электроматериалов;
знать:
виды, параметры и характеристики электроматериалов, их применение
|
ОП.03. Основы электроматериаловедения
|
OK 1 - 7
ПК 1.1 - 3.5
|
|||
уметь:
определять тип и вид радиоэлектронных элементов, определять их исправность при помощи контрольно-измерительных приборов;
правильно выбирать приемно-передающую антенную систему;
находить в радиоэлектронных блоках и узлах простейшие неисправности;
знать:
принципы работы и устройство основных радиоэлектронных элементов, построения основных электронных логических элементов;
принцип работы и устройство основных радиоэлектронных устройств: усилителей, генераторов, модуляторов и демодуляторов, дешифраторов и аналого-цифровых преобразователей, электронно-лучевых, плазменных и жидкокристаллических мониторов;
принцип распространения электромагнитных волн
|
ОП.04. Основы радиоэлектроники
|
ОК 1 - 7
ПК 1.1 - 3.5
|
|||
уметь:
работать с офисными (MS Office) и графическими (Word, Excel, Power Point) редакторами;
сканировать, записывать, выводить информацию с перфокарты на бумажный носитель;
передавать сообщения по электронной почте;
обрабатывать цифровые фотографии;
знать:
правила работы с офисными (MS Office) и графическими (Word, Excel, Power Point) редакторами;
правила пользования полным комплексом услуг электронной почты, сканирования, записи информации
|
ОП.05.
Информационные технологии в профессии
|
OK 1 - 7
ПК 1.1 - 3.5
|
|||
уметь:
читать электрические схемы;
использовать в своей профессиональной деятельности электронные устройства;
выполнять простейшие расчеты в электрических цепях;
выполнять подбор электрических элементов в электрических цепях;
знать:
основы теоретической и практической электротехники;
понятие электрического и магнитного полей, их важнейшие характеристики;
свойства и применение магнитных проявлений в профессии;
состав и принципы функционирования электронных устройств разных видов
|
ОП.06. Основы электротехники
|
ОК 1 - 7
ПК 1.1 - 3.5
|
|||
уметь:
организовывать и проводить мероприятия по защите работающих и населения от негативных воздействий чрезвычайных ситуаций;
предпринимать профилактические меры для снижения уровня опасностей различного вида и их последствий в профессиональной деятельности и быту;
использовать средства индивидуальной и коллективной защиты от оружия массового поражения; применять первичные средства пожаротушения;
ориентироваться в перечне военно-учетных специальностей и самостоятельно определять среди них родственные полученной профессии;
применять профессиональные знания в ходе исполнения обязанностей военной службы на воинских должностях в соответствии с полученной профессией;
владеть способами бесконфликтного общения и саморегуляции в повседневной деятельности и экстремальных условиях военной службы;
оказывать первую помощь пострадавшим;
знать:
принципы обеспечения устойчивости объектов экономики, прогнозирования развития событий и оценки последствий при техногенных чрезвычайных ситуациях и стихийных явлениях, в том числе в условиях противодействия терроризму как серьезной угрозе национальной безопасности России;
основные виды потенциальных опасностей и их последствия в профессиональной деятельности и быту, принципы снижения вероятности их реализации;
основы военной службы и обороны государства;
задачи и основные мероприятия гражданской обороны;
способы защиты населения от оружия массового поражения; меры пожарной безопасности и правила безопасного поведения при пожарах;
организацию и порядок призыва граждан на военную службу и поступления на нее в добровольном порядке;
основные виды вооружения, военной техники и специального снаряжения, состоящих на вооружении (оснащении) воинских подразделений, в которых имеются военно-учетные специальности, родственные профессиям СПО;
область применения получаемых профессиональных знаний при исполнении обязанностей военной службы;
порядок и правила оказания первой помощи пострадавшим
|
32
|
ОП.07. Безопасность жизнедеятельности
|
ОК 1 - 7
ПК 1.1 - 3.5
|
||
П.00
|
Профессиональный учебный цикл
|
427
|
298
|
||
ПМ.00
|
Профессиональные модули
|
427
|
298
|
||
ПМ.01
|
Эксплуатация волоконно-оптических и медно-жильных кабельных линий
В результате изучения профессионального модуля обучающийся должен:
иметь практический опыт:
эксплуатации волоконно-оптических и медно-жильных кабельных линий, проведения измерений;
уметь:
выбирать материалы, инструмент и приборы для эксплуатации и технического обслуживания кабельных линий связи;
уверенно пользоваться современными аналоговыми и цифровыми средствами измерений;
правильно выбирать средство измерений в зависимости от вида и требуемой точности;
уверенно пользоваться современными электронно-лучевыми и матричными осциллографами для исследования формы и параметров сложных аналоговых и импульсных сигналов;
проводить измерения на кабельных линиях связи;
проводить измерения кабелей переменным и постоянным током и составлять дефектные ведомости;
проводить простейшие измерения на линиях связи;
обрабатывать результаты измерений физических характеристик измеряемых кабелей;
заполнять протокол в соответствии с требованиями;
хранить протоколы в электронном виде;
пользоваться приборами для сложных измерений;
заполнять протокол параметров ISDH, ADSL;
знать:
материалы, инструмент и приборы для эксплуатации и технического обслуживания волоконно-оптических и медно-жильных кабельных линий связи;
правила выполнения электрических и специальных измерений;
принцип обработки результатов измерений;
правила заполнения протокола измерений;
принципы построения ISDH, ADSL;
параметры для работы ISDH, ADSL;
основные и производные единицы измерения линейных, угловых, электрических и физических величин;
принцип работы и устройство основных измерительных приборов и устройств;
основные понятия системы маркировки радиоэлектронных компонентов;
понятия погрешности измерений;
основные понятия системы поверки средств измерений
|
МДК.01.01. Теоретические основы эксплуатации кабельных линий
|
OK 1 - 7
ПК 1.1 - 1.2
|
||
ПМ.02
|
Эксплуатация воздушных линий и абонентских устройств
В результате изучения профессионального модуля обучающийся должен:
иметь практический опыт:
эксплуатации воздушных линий и абонентских устройств;
уметь:
укреплять, заменять, пропитывать опоры;
обрабатывать и оснащать опоры и приставки механизированным способом;
заменять сложные деревянные опоры (угловые, полуанкерные, кабельные);
чистить изоляторы в соответствии с требованиями безопасности;
подготавливать материалы, арматуру на складах и линии;
нумеровать опоры в соответствии с требованиями;
расчищать трассу линии связи от порубочных остатков;
устанавливать оконечные кабельные устройства (кабельные ящики, распределительные коробки);
рассчитывать порядок счета на воздушных линиях связи и оконечных устройствах;
выполнять работы по ремонту и техническому обслуживанию оконечных кабельных устройств;
изготавливать вспомогательные устройства (предупредительные знаки, шлагбаум), окрашивать их в соответствии с требованиями инструкции;
знать:
правила установки и замены опор и стоек;
принцип обработки и оснащения опор и приставок;
правила пользования механизированным инструментом при обработке и оснастке опор и приставок;
виды изоляторов, способы чистки изоляторов;
правила подготовки материалов и арматуры на складах и линии;
правила погрузки и разгрузки материалов;
принцип нумерации опор;
устройство, порядок установки и замены оконечных кабельных устройств;
порядок счета пар на воздушных линиях связи и оконечных устройствах;
приемы и материалы для чистки оконечных устройств
|
МДК.02.01. Теоретические основы эксплуатации воздушных линий и абонентских устройств
|
OK 1 - 7
ПК 2.1 - 2.3
|
||
ПМ.03
|
Эксплуатация и ремонт городской кабельной канализации и смотровых устройств
В результате изучения профессионального модуля обучающийся должен:
иметь практический опыт:
эксплуатации и ремонта городской кабельной канализации и смотровых устройств;
уметь:
производить земляные работы при прокладке телефонной канализации и строительстве колодцев;
выполнять работы по прокладке телефонной кабельной канализации, по подвеске, перенизыванию и опусканию блоков и труб;
выполнять протяжку кабелей в канализацию в коллекторах, тоннелях и траншеях;
использовать кабели разных типов;
проводить работы по заготовке и выкладке кабеля;
выполнять работы по прокладке кабеля в канализации, шахте, коллекторе в составе бригады кабельщиков;
выполнять подвеску и опускание блоков кабельной телефонной канализации;
выполнять прокладку в коллекторах и протягивание в канализации кабелей;
заполнять паспорт при выполнении технического обслуживания и ремонта;
выполнять работы, связанные с технической паспортизацией трасс (обследование телефонных колодцев, трасс кабельных и воздушных линий, телефонной канализации);
выполнять паспортизацию кабелей (назначение линейных данных на новые установки);
выполнять работы по осмотру телефонной канализации;
выполнять работы по заделке каналов телефонной канализации;
составлять растворы, применяемые на линии для ремонта телефонной канализации;
знать:
правила производства земляных работ при прокладке телефонной канализации и строительстве колодцев;
правила обращения с механизированным инструментом;
технологию работ по прокладке телефонной кабельной канализации;
устройства, заготовки каналов;
принципы заготовки каналов (требования к использованию разных кабелей);
принципы и правила прокладки кабеля в канализации, в шахте, коллекторе;
правила выкладки кабеля;
типы телефонных труб;
типы кабельных устройств;
основные требования паспортизации трасс;
виды паспортов;
порядок заполнения паспортов при выполнении технического обслуживания и ремонта;
технологию производства работ по осмотру и ремонту телефонной кабельной канализации
|
МДК.03.01. Теоретические основы эксплуатации и ремонта городской кабельной канализации и смотровых устройств
|
OK 1 - 7
ПК 3.1 - 3.5
|
||
ФК.00
|
Физическая культура
В результате освоения раздела обучающийся
должен:
уметь:
использовать физкультурно-оздоровительную деятельность для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей;
знать:
о роли физической культуры в общекультурном, профессиональном и социальном развитии человека;
основы здорового образа жизни
|
80
|
40
|
ОК 2
ОК 3
ОК 6
ОК 7
|
|
Вариативная часть учебных циклов ППКРС
(определяется образовательной организацией)
|
216
|
144
|
|||
Итого по обязательной части ППКРС, включая раздел "Физическая культура", и вариативной части ППКРС
|
1080
|
720
|
|||
УП.00
|
Учебная практика обучающихся на базе среднего общего образования/на базе основного общего образования
|
19 нед./39 нед.
|
684/1404
|
ОК 1 - 7
ПК 1.1 - 3.5
|
|
ПП.00
|
Производственная практика обучающихся на базе среднего общего образования/на базе основного общего образования
|
||||
ПА.00
|
Промежуточная аттестация обучающихся на базе среднего общего образования/на базе основного общего образования
|
1 нед./2 нед.
|
|||
ГИА.00
|
Государственная итоговая аттестация обучающихся на базе среднего общего образования/на базе основного общего образования
|
1 нед./2 нед.
|
|||
Таблица 3
Срок получения среднего профессионального образования по ППКРС в очной форме обучения составляет 43/65 недель, в том числе:
Обучение по учебным циклам и разделу "Физическая культура"
|
20 нед.
|
Учебная практика обучающихся на базе среднего общего образования/на базе основного общего образования
|
19 нед./39 нед.
|
Производственная практика обучающихся на базе среднего общего образования/на базе основного общего образования
|
|
Промежуточная аттестация обучающихся на базе среднего общего образования/на базе основного общего образования
|
1 нед./2 нед.
|
Государственная итоговая аттестация обучающихся на базе среднего общего образования/на базе основного общего образования
|
1 нед./2 нед.
|
Каникулы
|
2 нед.
|
Итого
|
43 нед./65 нед.
|
VII. ТРЕБОВАНИЯ К УСЛОВИЯМ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ПОДГОТОВКИ
КВАЛИФИЦИРОВАННЫХ РАБОЧИХ, СЛУЖАЩИХ
7.1. Образовательная организация самостоятельно разрабатывает и утверждает ППКРС в соответствии с ФГОС СПО с учетом соответствующей примерной ППКРС.
Перед началом разработки ППКРС образовательная организация должна определить ее специфику с учетом направленности на удовлетворение потребностей рынка труда и работодателей, конкретизировать конечные результаты обучения в виде компетенций, умений и знаний, приобретаемого практического опыта.
Конкретные виды деятельности, к которым готовится обучающийся, должны соответствовать присваиваемым квалификациям, определять содержание образовательной программы, разрабатываемой образовательной организацией совместно с заинтересованными работодателями.
При формировании ППКРС образовательная организация:
имеет право использовать объем времени, отведенный на вариативную часть учебных циклов ППКРС, увеличивая при этом объем времени, отведенный на дисциплины и модули обязательной части, на практики, либо вводя новые дисциплины и модули в соответствии с потребностями работодателей и спецификой деятельности образовательной организации;
обязана ежегодно обновлять ППКРС с учетом запросов работодателей, особенностей развития региона, науки, культуры, экономики, техники, технологий и социальной сферы в рамках, установленных настоящим ФГОС СПО;
обязана в рабочих программах всех дисциплин и профессиональных модулей четко формулировать требования к результатам их освоения: компетенциям, приобретаемому практическому опыту, знаниям и умениям;
обязана обеспечивать эффективную самостоятельную работу обучающихся в сочетании с совершенствованием управления ею со стороны преподавателей и мастеров производственного обучения;
обязана обеспечивать обучающимся возможность участвовать в формировании индивидуальной образовательной программы;
обязана формировать социокультурную среду, создавать условия, необходимые для всестороннего развития и социализации личности, сохранения здоровья обучающихся, способствовать развитию воспитательного компонента образовательного процесса, включая развитие самоуправления, участие обучающихся в работе общественных организаций, спортивных и творческих клубов;
должна предусматривать при реализации компетентностного подхода использование в образовательном процессе активных форм проведения занятий с применением электронных образовательных ресурсов, деловых и ролевых игр, индивидуальных и групповых проектов, анализа производственных ситуаций, психологических и иных тренингов, групповых дискуссий в сочетании с внеаудиторной работой для формирования и развития общих и профессиональных компетенций обучающихся.
7.2. При реализации ППКРС обучающиеся имеют академические права и обязанности в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" <1>.
--------------------------------
<1> Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст. 7598; 2013, N 19, ст. 2326.
7.3. Максимальный объем учебной нагрузки обучающегося составляет 54 академических часа в неделю, включая все виды аудиторной и внеаудиторной (самостоятельной) учебной работы по освоению ППКРС и консультации.
7.4. Максимальный объем аудиторной учебной нагрузки в очной форме обучения составляет 36 академических часов в неделю.
7.5. Максимальный объем аудиторной учебной нагрузки в очно-заочной форме обучения составляет 16 академических часов в неделю.
7.6. Общая продолжительность каникул составляет не менее 10 недель в учебном году при сроке обучения более 1 года и не менее 2 недель в зимний период при сроке обучения 1 год.
7.7. По дисциплине "Физическая культура" могут быть предусмотрены еженедельно 2 часа самостоятельной учебной нагрузки, включая игровые виды подготовки (за счет различных форм внеаудиторных занятий в спортивных клубах, секциях).
7.8. Образовательная организация имеет право для подгрупп девушек использовать 70 процентов учебного времени дисциплины "Безопасность жизнедеятельности", отведенного на изучение основ военной службы, на освоение основ медицинских знаний.
7.9. Получение СПО на базе основного общего образования осуществляется с одновременным получением среднего общего образования в пределах ППКРС. В этом случае ППКРС, реализуемая на базе основного общего образования, разрабатывается на основе требований соответствующих федеральных государственных образовательных стандартов среднего общего и среднего профессионального образования с учетом получаемой профессии СПО.
Срок освоения ППКРС в очной форме обучения для лиц, обучающихся на базе основного общего образования, увеличивается на 82 недели из расчета:
теоретическое обучение (при обязательной учебной нагрузке 36 часов в неделю)
|
57 нед.
|
промежуточная аттестация
|
3 нед.
|
каникулы
|
22 нед.
|
7.10. Консультации для обучающихся по очной и очно-заочной формам обучения предусматриваются образовательной организацией из расчета 4 часа на одного обучающегося на каждый учебный год, в том числе в период реализации образовательной программы среднего общего образования для лиц, обучающихся на базе основного общего образования. Формы проведения консультаций (групповые, индивидуальные, письменные, устные) определяются образовательной организацией.
7.11. В период обучения с юношами проводятся учебные сборы <1>.
--------------------------------
<1> Пункт 1 статьи 13 Федерального закона от 28 марта 1998 г. N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 13, ст. 1475; 2004, N 35, ст. 3607; 2005, N 30, ст. 3111; 2007, N 49, ст. 6070; 2008, N 30, ст. 3616; 2013, N 27, ст. 3477).
7.12. Практика является обязательным разделом ППКРС. Она представляет собой вид учебной деятельности, направленной на формирование, закрепление, развитие практических навыков и компетенций в процессе выполнения определенных видов работ, связанных с будущей профессиональной деятельностью. При реализации ППКРС предусматриваются следующие виды практик: учебная и производственная.
Учебная практика и производственная практика проводятся образовательной организацией при освоении обучающимися профессиональных компетенций в рамках профессиональных модулей и могут реализовываться как концентрированно в несколько периодов, так и рассредоточенно, чередуясь с теоретическими занятиями в рамках профессиональных модулей.
Цели и задачи, программы и формы отчетности определяются образовательной организацией по каждому виду практики.
Производственная практика должна проводиться в организациях, направление деятельности которых соответствует профилю подготовки обучающихся.
Аттестация по итогам производственной практики проводится с учетом (или на основании) результатов, подтвержденных документами соответствующих организаций.
7.13. Реализация ППКРС должна обеспечиваться педагогическими кадрами, имеющими среднее профессиональное или высшее образование, соответствующее профилю преподаваемой дисциплины (модуля). Мастера производственного обучения должны иметь на 1 - 2 разряда по профессии рабочего выше, чем предусмотрено ФГОС СПО для выпускников. Опыт деятельности в организациях соответствующей профессиональной сферы является обязательным для преподавателей, отвечающих за освоение обучающимся профессионального учебного цикла, эти преподаватели и мастера производственного обучения получают дополнительное профессиональное образование по программам повышения квалификации, в том числе в форме стажировки в профильных организациях не реже 1 раза в 3 года.
7.14. ППКРС должна обеспечиваться учебно-методической документацией по всем дисциплинам, междисциплинарным курсам и профессиональным модулям ППКРС.
Внеаудиторная работа должна сопровождаться методическим обеспечением и обоснованием расчета времени, затрачиваемого на ее выполнение.
Реализация ППКРС должна обеспечиваться доступом каждого обучающегося к базам данных и библиотечным фондам, формируемым по полному перечню дисциплин (модулей) ППКРС. Во время самостоятельной подготовки обучающиеся должны быть обеспечены доступом к сети Интернет.
Каждый обучающийся должен быть обеспечен не менее чем одним учебным печатным и/или электронным изданием по каждой дисциплине общепрофессионального учебного цикла и одним учебно-методическим печатным и/или электронным изданием по каждому междисциплинарному курсу (включая электронные базы периодических изданий).
Библиотечный фонд должен быть укомплектован печатными и/или электронными изданиями основной и дополнительной учебной литературы по дисциплинам всех учебных циклов, изданными за последние 5 лет.
Библиотечный фонд, помимо учебной литературы, должен включать официальные, справочно-библиографические и периодические издания в расчете 1 - 2 экземпляра на каждые 100 обучающихся.
Каждому обучающемуся должен быть обеспечен доступ к комплектам библиотечного фонда, состоящим не менее чем из 3 наименований отечественных журналов.
Образовательная организация должна предоставить обучающимся возможность оперативного обмена информацией с отечественными организациями, в том числе образовательными организациями и доступ к современным профессиональным базам данных и информационным ресурсам сети Интернет.
7.15. Прием на обучение по ППКРС за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов является общедоступным, если иное не предусмотрено частью 4 статьи 68 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" <1>. Финансирование реализации ППКРС должно осуществляться в объеме не ниже установленных государственных нормативных затрат на оказание государственной услуги в сфере образования для данного уровня.
--------------------------------
<1> Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст. 7598; 2013, N 19, ст. 2326.
7.16. Образовательная организация, реализующая ППКРС, должна располагать материально-технической базой, обеспечивающей проведение всех видов лабораторных работ и практических занятий, дисциплинарной, междисциплинарной и модульной подготовки, учебной практики, предусмотренных учебным планом образовательной организации. Материально-техническая база должна соответствовать действующим санитарным и противопожарным нормам.
Перечень кабинетов, лабораторий, мастерских
и других помещений
Кабинеты:
безопасности жизнедеятельности;
общетехнических дисциплин;
информационных технологий в профессии;
монтажа линейно-кабельных сооружений;
технологии монтажа структурированных кабельных систем и телекоммуникационных сетей.
Лаборатории:
монтажа кабеля;
структурированных кабельных систем;
монтажа телекоммуникационного оборудования;
электрорадиоизмерений.
Полигоны:
учебно-производственный участок (учебный полигон).
Тренажеры, тренажерные комплексы:
электронные обучающие программы;
виртуальные лабораторные установки.
Спортивный комплекс:
спортивный зал;
открытый стадион широкого профиля с элементами полосы препятствий;
стрелковый тир (в любой модификации, включая электронный) или место для стрельбы.
Залы:
библиотека, читальный зал с выходом в сеть Интернет;
актовый зал.
Реализация ППКРС должна обеспечивать:
выполнение обучающимся лабораторных работ и практических занятий, включая как обязательный компонент практические задания с использованием персональных компьютеров;
освоение обучающимся профессиональных модулей в условиях созданной соответствующей образовательной среды в образовательной организации или в организациях в зависимости от специфики вида профессиональной деятельности.
Образовательная организация должна быть обеспечена необходимым комплектом лицензионного программного обеспечения.
7.17. Реализация ППКРС осуществляется образовательной организацией на государственном языке Российской Федерации.
Реализация ППКРС образовательной организацией, расположенной на территории республики Российской Федерации, может осуществляться на государственном языке республики Российской Федерации в соответствии с законодательством республик Российской Федерации. Реализация ППКРС образовательной организацией на государственном языке республики Российской Федерации не должна осуществляться в ущерб государственному языку Российской Федерации.
VIII. ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ
ПОДГОТОВКИ КВАЛИФИЦИРОВАННЫХ РАБОЧИХ, СЛУЖАЩИХ
8.1. Оценка качества освоения ППКРС должна включать текущий контроль успеваемости, промежуточную и государственную итоговую аттестацию обучающихся.
8.2. Конкретные формы и процедуры текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по каждой дисциплине и профессиональному модулю разрабатываются образовательной организацией самостоятельно и доводятся до сведения обучающихся в течение первых двух месяцев от начала обучения.
8.3. Для аттестации обучающихся на соответствие их персональных достижений поэтапным требованиям соответствующей ППКРС (текущий контроль успеваемости и промежуточная аттестация) создаются фонды оценочных средств, позволяющие оценить умения, знания, практический опыт и освоенные компетенции.
Фонды оценочных средств для промежуточной аттестации по дисциплинам и междисциплинарным курсам в составе профессиональных модулей разрабатываются и утверждаются образовательной организацией самостоятельно, а для промежуточной аттестации по профессиональным модулям и для государственной итоговой аттестации - разрабатываются и утверждаются образовательной организацией после предварительного положительного заключения работодателей.
Для промежуточной аттестации обучающихся по дисциплинам (междисциплинарным курсам) кроме преподавателей конкретной дисциплины (междисциплинарного курса) в качестве внешних экспертов должны активно привлекаться преподаватели смежных дисциплин (курсов). Для максимального приближения программ промежуточной аттестации обучающихся по профессиональным модулям к условиям их будущей профессиональной деятельности образовательной организацией в качестве внештатных экспертов должны активно привлекаться работодатели.
8.4. Оценка качества подготовки обучающихся и выпускников осуществляется в двух основных направлениях:
оценка уровня освоения дисциплин;
оценка компетенций обучающихся.
Для юношей предусматривается оценка результатов освоения основ военной службы.
8.5. К государственной итоговой аттестации допускаются обучающиеся, не имеющие академической задолженности и в полном объеме выполнившие учебный план или индивидуальный учебный план по ШТКРС, если иное не установлено порядком проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего профессионального образования <1>.
--------------------------------
<1> Часть 6 статьи 59 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст. 7598; 2013, N 19, ст. 2326).
8.6. Государственная итоговая аттестация включает защиту выпускной квалификационной работы (выпускная практическая квалификационная работа и письменная экзаменационная работа). Обязательные требования - соответствие тематики выпускной квалификационной работы содержанию одного или нескольких профессиональных модулей; выпускная практическая квалификационная работа должна предусматривать сложность работы не ниже разряда по профессии рабочего, предусмотренного ФГОС СПО.
Государственный экзамен вводится по усмотрению образовательной организации.
8.7. Обучающиеся по ПГПСРС, не имеющие среднего общего образования, в соответствии с частью 6 статьи 68 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" <1> вправе бесплатно пройти государственную итоговую аттестацию, которой завершается освоение образовательных программ среднего общего образования. При успешном прохождении указанной государственной итоговой аттестации аккредитованной образовательной организацией обучающимся выдается аттестат о среднем общем образовании.
--------------------------------
<1> Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст. 7598; 2013, N 19, ст. 2326.