См. Документы Министерства образования и науки Российской Федерации

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПРИКАЗ
от 2 августа 2013 г. N 722

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ
ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА
СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО ПРОФЕССИИ
072500.02 ЮВЕЛИР

В соответствии с пунктом 5.2.41 Положения о Министерстве образования и науки Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 3 июня 2013 г. N 466 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 23, ст. 2923), приказываю:

1. Утвердить прилагаемый федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по профессии 072500.02 Ювелир.

2. Признать утратившим силу приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19 мая 2010 г. N 523 "Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального профессионального образования по профессии 072500.02 Ювелир" (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 19 июля 2010 г., регистрационный N 17894).

3. Настоящий приказ вступает в силу с 1 сентября 2013 года.

Министр
Д.В.ЛИВАНОВ

Приложение

Утвержден
приказом Министерства образования
и науки Российской Федерации
от 2 августа 2013 г. N 722

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ
СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО ПРОФЕССИИ
072500.02 ЮВЕЛИР

I. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ

1.1. Настоящий федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования представляет собой совокупность обязательных требований к среднему профессиональному образованию по профессии 072500.02 Ювелир для профессиональной образовательной организации и образовательной организации высшего образования, которые имеют право на реализацию имеющих государственную аккредитацию программ подготовки квалифицированных рабочих, служащих по данной профессии, на территории Российской Федерации (далее - образовательная организация).

1.2. Право на реализацию программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих по профессии 072500.02 Ювелир имеет образовательная организация при наличии соответствующей лицензии на осуществление образовательной деятельности.

Возможна сетевая форма реализации программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих с использованием ресурсов нескольких образовательных организаций. В реализации программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих с использованием сетевой формы наряду с образовательными организациями также могут участвовать медицинские организации, организации культуры, физкультурно-спортивные и иные организации, обладающие ресурсами, необходимыми для осуществления обучения, проведения учебной и производственной практики и осуществления иных видов учебной деятельности, предусмотренных программой подготовки квалифицированных рабочих, служащих <1>.

--------------------------------

<1> Часть 1 статьи 15 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст. 7598; 2013, N 19, ст. 2326).

II. ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ СОКРАЩЕНИЯ

В настоящем стандарте используются следующие сокращения:

СПО - среднее профессиональное образование;

ФГОС СПО - федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования;

ППКРС - программа подготовки квалифицированных рабочих, служащих по профессии;

ОК - общая компетенция;

ПК - профессиональная компетенция;

ПМ - профессиональный модуль;

МДК - междисциплинарный курс.

III. ХАРАКТЕРИСТИКА ПОДГОТОВКИ ПО ПРОФЕССИИ

3.1. Сроки получения СПО по профессии 072500.02 Ювелир в очной форме обучения и соответствующие квалификации приводятся в Таблице 1.

Таблица 1

Уровень образования, необходимый для приема на обучение по ППКРС
Наименование квалификации (профессий по Общероссийскому классификатору профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов) (ОК 016-94) <1>
Срок получения СПО по ППКРС в очной форме обучения <2>
среднее общее образование
Ювелир
Огранщик вставок для ювелирных и художественных изделий
1 год 10 мес.
основное общее образование
3 года 10 мес. <3>

--------------------------------

<1> ФГОС СПО в части требований к результатам освоения ППКРС ориентирован на присвоение выпускнику квалификации выше средней квалификации для данной профессии.

<2> Независимо от применяемых образовательных технологий.

<3> Образовательные организации, осуществляющие подготовку квалифицированных рабочих, служащих на базе основного общего образования, реализуют федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования в пределах ППКРС, в том числе с учетом получаемой профессии СПО.

3.2. Сроки получения СПО по ППКРС независимо от применяемых образовательных технологий увеличиваются:

а) для обучающихся по очно-заочной форме обучения:

на базе среднего общего образования - не более чем на 1 год;

на базе основного общего образования - не более чем на 1,5 года;

б) для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья - не более чем на 6 месяцев.

IV. ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВЫПУСКНИКОВ

4.1. Область профессиональной деятельности выпускников: изготовление, ремонт и реставрация ювелирных изделий из драгоценных металлов, в том числе со вставками.

4.2. Объектами профессиональной деятельности выпускников являются:

драгоценные и цветные металлы;

вставки в ювелирные изделия;

инструменты, оборудование и оснастка;

приемы выполнения технологических операций;

эскизы, рисунки, чертежи.

4.3. Обучающийся по профессии 072500.02 Ювелир готовится к следующим видам деятельности:

4.3.1. Изготовление ювелирных и художественных изделий из цветных и драгоценных металлов.

4.3.2. Изготовление вставок в ювелирные изделия.

4.3.3. Изготовление ювелирных изделий со вставками.

4.3.4. Ремонт и реставрация ювелирных и художественных изделий.

4.3.5. Ведение индивидуальной трудовой деятельности.

V. ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ ПОДГОТОВКИ
КВАЛИФИЦИРОВАННЫХ РАБОЧИХ, СЛУЖАЩИХ

5.1. Выпускник, освоивший ППКРС, должен обладать общими компетенциями, включающими в себя способность:

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем.

ОК 3. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы.

ОК 4. Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач.

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

ОК 6. Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами.

ОК 7. Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей) <*>.

--------------------------------

<*> В соответствии с Федеральным законом от 28.03.1998 N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе".

5.2. Выпускник, освоивший ППКРС, должен обладать профессиональными компетенциями, соответствующими видам деятельности:

5.2.1. Изготовление ювелирных и художественных изделий из цветных и драгоценных металлов.

ПК 1.1. Готовить металлы к ювелирной обработке.

ПК 1.2. Выполнять операции по изготовлению ювелирных и художественных изделий из цветных и драгоценных металлов.

ПК 1.3. Контролировать качество выполнения работ.

5.2.2. Изготовление вставок в ювелирные изделия.

ПК 2.1. Анализировать характеристики материала вставок.

ПК 2.2. Выполнять операции огранки ювелирных вставок.

ПК 2.3. Контролировать качество огранки.

5.2.3. Изготовление ювелирных изделий со вставками.

ПК 3.1. Подготавливать детали ювелирных изделий.

ПК 3.2. Подбирать инструменты и оборудование.

ПК 3.3. Монтировать вставки различными способами.

ПК 3.4. Контролировать качество монтажа.

5.2.4. Ремонт и реставрация ювелирных и художественных изделий.

ПК 4.1. Анализировать состояние ювелирных и художественных изделий.

ПК 4.2. Подбирать материалы и способы ремонта и реставрации с учетом обнаруженных дефектов.

ПК 4.3. Выполнять операции ремонта и реставрации.

ПК 4.4. Контролировать качество восстановления ювелирных и художественных изделий.

5.2.5. Ведение индивидуальной трудовой деятельности.

ПК 5.1. Планировать производство товаров и услуг.

ПК 5.2. Обеспечивать условия для производства товаров и услуг.

ПК 5.3. Оказывать услуги в области профессиональной деятельности и реализовывать готовую продукцию.

ПК 5.4. Нести имущественную ответственность хозяйствующего субъекта.

ПК 5.5. Вести документацию установленного образца.

VI. ТРЕБОВАНИЯ К СТРУКТУРЕ ПРОГРАММЫ ПОДГОТОВКИ
КВАЛИФИЦИРОВАННЫХ РАБОЧИХ, СЛУЖАЩИХ

6.1. ППКРС предусматривает изучение следующих учебных циклов:

общепрофессионального;

профессионального

и разделов:

физическая культура;

учебная практика;

производственная практика;

промежуточная аттестация;

государственная итоговая аттестация.

6.2. Обязательная часть ППКРС должна составлять около 80 процентов от общего объема времени, отведенного на ее освоение. Вариативная часть (около 20 процентов) дает возможность расширения и (или) углубления подготовки, определяемой содержанием обязательной части, получения дополнительных компетенций, умений и знаний, необходимых для обеспечения конкурентоспособности выпускника в соответствии с запросами регионального рынка труда и возможностями продолжения образования. Дисциплины, междисциплинарные курсы и профессиональные модули вариативной части определяются образовательной организацией.

Общепрофессиональный учебный цикл состоит из общепрофессиональных дисциплин, профессиональный учебный цикл состоит из профессиональных модулей в соответствии с видами деятельности, соответствующими присваиваемой(ым) квалификации(ям). В состав профессионального модуля входит один или несколько междисциплинарных курсов. При освоении обучающимися профессиональных модулей проводятся учебная и (или) производственная практика.

Обязательная часть профессионального учебного цикла ППКРС должна предусматривать изучение дисциплины "Безопасность жизнедеятельности". Объем часов на дисциплину "Безопасность жизнедеятельности" составляет 2 часа в неделю в период теоретического обучения (обязательной части учебных циклов), но не более 68 часов, из них на освоение основ военной службы - 70 процентов от общего объема времени, отведенного на указанную дисциплину.

6.3. Образовательной организацией при определении структуры ППКРС и трудоемкости ее освоения может применяться система зачетных единиц, при этом одна зачетная единица соответствует 36 академическим часам.

Структура программы подготовки квалифицированных
рабочих, служащих

Таблица 2

Индекс
Наименование учебных циклов, разделов, модулей, требования к знаниям, умениям, практическому опыту
Всего максимальной учебной нагрузки обучающегося (час./нед.)
В т.ч. часов обязательных учебных занятий
Индекс и наименование дисциплин, междисциплинарных курсов (МДК)
Коды формируемых компетенций
Обязательная часть учебных циклов ППКРС и раздел "Физическая культура"
1728
1152
ОП.00
Общепрофессиональный учебный цикл
376
264
В результате изучения обязательной части учебного цикла обучающийся по общепрофессиональным дисциплинам должен:
уметь:
использовать традиционные приемы и техники рисунка, живописи, лепки при выполнении творческих работ, связанных с профессией;
применять традиционные методы и приемы передачи модели;
применять правила композиции при художественной обработке и изготовлении изделий из дерева;
знать:
принципы композиционного построения изображения;
цвет в изобразительном искусстве;
особенности цветовых решений;
порядок и приемы изображения предметов в технике рисунка и живописи;
традиционные способы и приемы передачи изображения модели: предметы разных форм, натюрморты, орнаменты, узоры и др.;
принципы композиционного построения рисунков прикладного характера;
способы передачи формы и объема предметов в скульптуре, приемы построения лепных композиций.
ОП.01.
Основы изобразительного искусства
ОК 1 - 7
ПК 1.1 - 1.3
ПК 2.1 - 2.3
ПК 3.1 - 3.4
ПК 5.1 - 5.5
уметь:
различать функциональную, конструктивную и эстетическую ценность объектов дизайна;
создавать эскизы и наглядные изображения объектов дизайна;
использовать художественные средства композиции, цветоведения, светового дизайна для решения задач дизайнерского проектирования;
выстраивать композиции с учетом перспективы и визуальных особенностей среды;
выдерживать соотношение размеров;
соблюдать закономерности соподчинения элементов;
знать:
основные приемы художественного проектирования;
принципы и законы композиции;
средства композиционного формообразования:
пропорции, масштабность, ритм, контраст и нюанс;
специальные выразительные средства: план, ракурс, тональность, колорит, изобразительные акценты, фактуру и текстуру материалов и др.;
принципы создания симметричных и асимметричных композиций;
основные и дополнительные цвета, принципы их сочетания;
ряды хроматических и ахроматических тонов и переходные между ними;
свойства теплых и холодных тонов;
особенности различных видов освещения, приемы светового решения в дизайне: световой каркас, блики, тени, светотеневые градации.
ОП.02.
Основы композиции и дизайна
ОК 1 - 7
ПК 1.1 - 1.3
ПК 2.1 - 2.3
ПК 3.1 - 3.4
ПК 5.1 - 5.5
уметь:
подбирать материалы для выполнения ювелирных и художественных работ;
применять материалы в соответствии с особенностями выполняемых работ;
знать:
общие сведения о строении материалов;
общую классификацию материалов, их характерные свойства и области применения;
общие сведения, назначение, виды и свойства художественных материалов;
физические и химические свойства цветных и драгоценных металлов;
состав и свойства сплавов драгоценных металлов;
их классификацию, применение, пробы и маркировку;
требования к качеству обработки драгоценных (благородных) металлов;
типы материалов для ювелирных вставок;
свойства припоев и флюсов, применяемых в ювелирном производстве;
виды обработки различных материалов;
требования техники безопасности при хранении и использовании различных материалов
ОП.03.
Основы материаловедения
ОК 1 - 7
ПК 1.1 - 1.3
ПК 2.1 - 2.3
ПК 3.1 - 3.4
ПК 5.1 - 5.5
уметь:
использовать нормативно-правовые документы, регламентирующие профессиональную деятельность;
защищать свои права в соответствии с действующим законодательством;
определять конкурентные преимущества организации;
вносить предложения по усовершенствованию товаров и услуг, организации продаж;
составлять бизнес-план организации малого бизнеса;
знать:
основные положения Конституции Российской Федерации;
права и свободы человека и гражданина, механизмы их реализации;
понятие правового регулирования в сфере профессиональной деятельности;
законодательные акты и другие нормативные документы, регулирующие правоотношения в процессе профессиональной деятельности;
права и обязанности работников в сфере профессиональной деятельности;
характеристики организаций различных организационно-правовых форм;
порядок и способы организации продаж товаров и оказания услуг;
требования к бизнес-планам.
ОП.04.
Правовое обеспечение профессиональной и предпринимательской деятельности
ОК 1 - 7
ПК 1.1 - 1.4
ПК 2.1 - 2.4
ПК 3.1 - 3.4
ПК 5.1 - 5.5
уметь:
осуществлять профессиональное общение с соблюдением норм и правил делового этикета;
пользоваться простыми приемами саморегуляции поведения в процессе межличностного общения;
передавать информацию устно и письменно с соблюдением требований культуры речи;
принимать решения и аргументировано отстаивать свою точку зрения в корректной форме;
поддерживать деловую репутацию;
создавать и соблюдать имидж делового человека;
организовывать рабочее место;
знать:
правила делового общения;
этические нормы взаимоотношений с коллегами, партнерами, клиентами;
основные техники и приемы общения: правила слушания, ведения беседы, убеждения, консультирования;
формы обращения, изложения просьб, выражения признательности, способы аргументации в производственных ситуациях;
составляющие внешнего облика делового человека: костюм, прическа, макияж, аксессуары и др.;
правила организации рабочего пространства для индивидуальной работы и профессионального общения.
ОП.05.
Основы деловой культуры
ОК 1 - 7
ПК 1.1 - 1.3
ПК 2.1 - 2.3
ПК 3.1 - 3.4
ПК 5.1 - 5.5
уметь:
организовывать и проводить мероприятия по защите работающих и населения от негативных воздействий чрезвычайных ситуаций;
предпринимать профилактические меры для снижения уровня опасностей различного вида и их последствий в профессиональной деятельности и быту;
использовать средства индивидуальной и коллективной защиты от оружия массового поражения;
применять первичные средства пожаротушения;
ориентироваться в перечне военно-учетных специальностей и самостоятельно определять среди них родственные полученной профессии;
применять профессиональные знания в ходе исполнения обязанностей военной службы на воинских должностях в соответствии с полученной профессией;
владеть способами бесконфликтного общения и саморегуляции в повседневной деятельности и экстремальных условиях военной службы;
оказывать первую помощь пострадавшим;
знать:
принципы обеспечения устойчивости объектов экономики, прогнозирования развития событий и оценки последствий при техногенных чрезвычайных ситуациях и стихийных явлениях, в том числе в условиях противодействия терроризму как серьезной угрозе национальной безопасности России;
основные виды потенциальных опасностей и их последствия в профессиональной деятельности и быту, принципы снижения вероятности их реализации;
основы военной службы и обороны государства;
задачи и основные мероприятия гражданской обороны;
способы защиты населения от оружия массового поражения; меры пожарной безопасности и правила безопасного поведения при пожарах;
организацию и порядок призыва граждан на военную службу и поступления на нее в добровольном порядке;
основные виды вооружения, военной техники и специального снаряжения, состоящих на вооружении (оснащении) воинских подразделений, в которых имеются военно-учетные специальности, родственные профессиям СПО;
область применения получаемых профессиональных знаний при исполнении обязанностей военной службы;
порядок и правила оказания первой помощи пострадавшим.
68
ОП.06.
Безопасность жизнедеятельности
ОК 1 - 7
ПК 1.1 - 1.3
ПК 2.1 - 2.3
ПК 3.1 - 3.4
ПК 4.1 - 4.4
ПК 5.1 - 5.5
П.00
Профессиональный учебный цикл
1270
860
ПМ.00
Профессиональные модули
1270
860
ПМ.01
Изготовление ювелирных и художественных изделий из цветных и драгоценных металлов
В результате изучения профессионального модуля обучающийся должен:
иметь практический опыт:
монтировки, изготовления и шлифования ювелирных и художественных изделий средней сложности из цветных и драгоценных металлов;
уметь:
организовывать рабочее место;
опиливать и шабровать ювелирные изделия посудной группы из цветных и драгоценных металлов;
монтировать ювелирные изделия посудной группы из цветных и драгоценных металлов;
монтировать кольца, броши, серьги из цветных и драгоценных металлов с количеством деталей от трех до пяти;
выполнять заготовки медно-цинковых, серебряных и золотых припоев из слитков и проволок;
выполнять проколку и сверление отверстий с применением различных приспособлений;
изготавливать из скани детали простых форм для заполнения рисунка по готовому образцу;
выполнять навивку сканных шнурков простых фасонов, струнцал из трех-четырех жилок;
выполнять опиловку основ звеньев, винтов и шайб, впаивание рантов, шарниров и пластин под замок;
производить пайку готовых деталей по рисунку с бумаги или модели на изделия или бумагу при ажурной скани;
производить пайку накладной филиграни на изделия;
выполнять отделочные операции;
гравировать, оксидировать, чернить, эмалировать, чеканить изделия ювелирного производства;
изготавливать художественные изделия методом литья;
знать:
способы пайки твердыми припоями;
назначение припоев и их условное обозначение на чертежах;
геометрию заточки, правки и термообработки режущего инструмента;
приемы и способы обработки, обеспечивающие
минимальные потери драгоценных металлов;
способы протяжки проволоки разного сечения;
способы применения приспособлений для сверления и проколки отверстий;
правила термической обработки ювелирных и художественных изделий из цветных и драгоценных металлов;
устройство муфельных печей;
технологию навивки скани и пайки филиграни;
приемы плавки деталей ювелирных и художественных изделий;
методы плавки лома цветных и драгоценных металлов;
методы травления;
технологию изготовления цепочек;
устройство цепевязальных автоматов, методы наладки и подналадки их в процессе работы;
способы замены и установки быстроизнашивающихся деталей, узлов подачи и формовки звена цепочки;
методы контроля качества вязки полотна цепочки и стыка звена;
назначение и правила пользования применяемыми контрольно-измерительными инструментами и приборами;
виды используемого материала и основные свойства быстроизнашивающихся деталей;
инструкции по учету, хранению, переработке и сдаче драгоценных металлов;
монтировочные операции ювелирного производства при работе с цветными и драгоценными (благородными) металлами;
особенности технологии изготовления припоев и флюсов;
технологии шлифования и полирования ювелирных изделий;
технологии электрохимического полирования, гальванического золочения и серебрения; состав оксидирующих растворов; технологию изготовления черни и способы ее наложения и обжига;
виды, способы приготовления и наложения эмалей;
технологии различных видов чеканки и гравировки;
технологии ссучивания проволоки и изготовления филигранного припоя;
техники ажурной, фоновой и объемной филиграни;
технологию литья;
понятие о скульптурной форме;
средства передачи реального объема предметов в скульптуре;
правила техники безопасности при работе с применением художественных видов обработки металлов.
МДК.01.01.
Технология изготовления металлических ювелирных и художественных изделий
ОК 1 - 7
ПК 1.1 - 1.3
ПМ.02
Изготовление вставок в ювелирные изделия
В результате изучения профессионального модуля обучающийся должен:
иметь практический опыт:
выполнения огранок разного вида;
шлифовки ювелирных вставок;
МДК.02.01.
Технология изготовления ювелирных вставок
ОК 1 - 7
ПК 2.1 - 2.3
уметь:
организовывать рабочее место;
подбирать материалы и последовательно их обрабатывать в зависимости от вида ювелирного изделия;
обрабатывать вручную ювелирные вставки из различных материалов;
определять вид и технологическую последовательность огранки;
подбирать инструменты и приспособления по виду работ;
настраивать приспособления для огранки;
подбирать и устанавливать граночный диск;
контролировать качество обработки;
выявлять и исправлять дефекты обработки;
знать:
характеристики ювелирных камней, их классификацию, свойства, применение;
характеристики полудрагоценных и драгоценных природных и синтетических камней;
имитации ювелирных камней: их виды, способы получения, свойства, применение;
виды, формы и типы огранок камней;
требования к качеству ювелирных вставок;
виды художественной обработки полудрагоценных и драгоценных камней;
назначение и устройство оборудования, инструментов и приспособлений для огранки;
правила пользования каратометром, каратными и аналитическими весами.
ПМ.03
Изготовление ювелирных изделий со вставками
В результате изучения профессионального модуля обучающийся должен:
иметь практический опыт:
монтировки изделий художественного и утилитарного назначения; закрепления вставок в касты; закрепления вставок с помощью клея;
уметь:
организовывать рабочее место;
производить сборку неподвижных и подвижных соединений (посредством штифта, заклепки, резьбовой пары);
закреплять вставки из стекла, поделочных камней и корунда прямоугольной, квадратной и грушевидной формы в крапановые и глухие касты;
знать:
различные виды закрепок: ободковой, крапановой, глухой, корнеровой, каре, фаденовой, тиктовой, кармезиновой; рельсовой, гладной, "паве", закрепки "на щелчок", клеевой закрепки;
приемы пассовки оправы и подгонки гнезда под вставку;
назначение и устройство оборудования, инструментов и приспособлений для закрепок ювелирных вставок;
правила техники безопасности при выполнении ювелирных работ.
МДК.03.01.
Технология изготовления ювелирных изделий со вставками
ОК 1 - 7
ПК 3.1 - 3.4
ПМ.04
Ремонт и реставрация ювелирных и художественных изделий
В результате изучения профессионального модуля обучающийся должен:
иметь практический опыт:
ремонта ювелирных и художественных изделий:
уметь:
промывать и производить сухую чистку ювелирных изделий;
готовить моющие и чистящие растворы;
производить ремонт ювелирных украшений;
изготавливать приспособления, необходимые для ремонта;
знать:
причины старения ювелирных изделий;
способы промывки и чистки ювелирных изделий;
распространенные виды поломок, встречающиеся в ювелирных изделиях;
технологии ремонта ювелирных изделий; технологии изменения размеров колец;
методы консервации и реставрации ювелирных изделий;
требования к материалам и технологиям реставрации.
МДК.04.01.
Технологии ремонта и реставрации ювелирных и художественных изделий
ОК 1 - 7
ПК 4.1 - 4.4
ПМ.05
Ведение индивидуальной трудовой деятельности
В результате изучения профессионального модуля обучающийся должен:
иметь практический опыт:
оформления документации;
принятия хозяйственных решений;
уметь:
готовить документы для подачи заявления о государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя;
выбирать режим уплаты налогов;
вести отчетность установленной формы;
анализировать состояние рынка товаров и услуг в области профессиональной деятельности;
планировать объем и ассортимент выпускаемой продукции и услуг;
вести учет;
рассчитывать прибыль и убытки по результатам индивидуальной трудовой деятельности;
знать:
правовые основы индивидуального предпринимательства;
соотношение финансов индивидуальных предпринимателей и физических лиц;
упрощенный порядок ведения учета;
экономическую сущность налогов, их функции;
режимы уплаты налогов: общий режим, режим налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности (ЕНВД), упрощенную систему налогообложения (УСН), УСН на основе патента;
порядок оформления кредитов;
методы подсчета прибыли и убытков; ассортимент выпускаемой продукции и услуг.
МДК.05.01.
Индивидуальное предпринимательство
ОК 1 - 7
ПК 5.1 - 5.5
ФК.00
Физическая культура
В результате освоения раздела "Физическая культура" обучающийся должен:
уметь:
использовать физкультурно-оздоровительную деятельность для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей;
знать:
о роли физической культуры в общекультурном, профессиональном и социальном развитии человека;
основы здорового образа жизни.
160
80
ОК 2
ОК 3
ОК 6
ОК 7
Вариативная часть учебных циклов ППКРС
(определяется образовательной организацией)
532
288
Итого по обязательной части ППКРС, включая раздел "Физическая культура", и вариативной части ППКРС
2160
1440
УП.00
Учебная практика обучающихся на базе среднего общего образования/на базе основного общего образования
38 нед./58 нед.
1368/2088
ОК 1 - 7
ПК 1.1 - 1.3
ПК 2.1 - 2.3
ПК 3.1 - 3.4
ПК 4.1 - 4.4
ПК 5.1 - 5.5
ПП.00
Производственная практика обучающихся на базе среднего общего образования/на базе основного общего образования
ПА.00
Промежуточная аттестация обучающихся на базе среднего общего образования/на базе основного общего образования
3 нед./4 нед.
ГИА.00
Государственная итоговая аттестация обучающихся на базе среднего общего образования/на базе основного общего образования
1 нед./2 нед.

Таблица 3

Срок получения среднего профессионального образования по ППКРС в очной форме обучения составляет 95/117 недель, в том числе:

Обучение по учебным циклам и разделу "Физическая культура"
40 нед.
Учебная практика обучающихся на базе среднего общего образования/на базе основного общего образования
38 нед./58 нед.
Производственная практика обучающихся на базе среднего общего образования/на базе основного общего образования
Промежуточная аттестация обучающихся на базе среднего общего образования/на базе основного общего образования
3 нед./4 нед.
Государственная итоговая аттестация обучающихся на базе среднего общего образования/на базе основного общего образования
1 нед./2 нед.
Каникулы
13 нед.
Итого
95 нед./117 нед.

VII. ТРЕБОВАНИЯ К УСЛОВИЯМ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ПОДГОТОВКИ
КВАЛИФИЦИРОВАННЫХ РАБОЧИХ, СЛУЖАЩИХ

7.1. Образовательная организация самостоятельно разрабатывает и утверждает ППКРС в соответствии с ФГОС СПО и с учетом соответствующей примерной ППКРС.

Перед началом разработки ППКРС образовательная организация должна определить ее специфику с учетом направленности на удовлетворение потребностей рынка труда и работодателей, конкретизировать конечные результаты обучения в виде компетенций, умений и знаний, приобретаемого практического опыта.

Конкретные виды деятельности, к которым готовится обучающийся, должны соответствовать присваиваемой(ым) квалификации(ям), определять содержание образовательной программы, разрабатываемой образовательной организацией совместно с заинтересованными работодателями.

При формировании ППКРС образовательная организация:

имеет право использовать объем времени, отведенный на вариативную часть учебных циклов ППКРС, увеличивая при этом объем времени, отведенный на дисциплины и модули обязательной части, на практики, либо вводя новые дисциплины и модули в соответствии с потребностями работодателей и спецификой деятельности образовательной организации;

обязана ежегодно обновлять ППКРС с учетом запросов работодателей, особенностей развития региона, науки, культуры, экономики, техники, технологий и социальной сферы в рамках, установленных настоящим ФГОС СПО;

обязана в рабочих программах всех дисциплин и профессиональных модулей четко формулировать требования к результатам их освоения: компетенциям, приобретаемому практическому опыту, знаниям и умениям;

обязана обеспечивать эффективную самостоятельную работу обучающихся в сочетании с совершенствованием управления ею со стороны преподавателей и мастеров производственного обучения;

обязана обеспечивать обучающимся возможность участвовать в формировании индивидуальной образовательной программы;

обязана формировать социокультурную среду, создавать условия, необходимые для всестороннего развития и социализации личности, сохранения здоровья обучающихся, способствовать развитию воспитательного компонента образовательного процесса, включая развитие самоуправления, участие обучающихся в работе общественных организаций, спортивных и творческих клубов;

должна предусматривать при реализации компетентностного подхода использование в образовательном процессе активных форм проведения занятий с применением электронных образовательных ресурсов, деловых и ролевых игр, индивидуальных и групповых проектов, анализа производственных ситуаций, психологических и иных тренингов, групповых дискуссий в сочетании с внеаудиторной работой для формирования и развития общих и профессиональных компетенций обучающихся.

7.2. При реализации ППКРС обучающиеся имеют академические права и обязанности в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" <1>.

--------------------------------

<1> Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст. 7598; 2013, N 19, ст. 2326.

7.3. Максимальный объем учебной нагрузки обучающегося составляет 54 академических часа в неделю, включая все виды аудиторной и внеаудиторной (самостоятельной) учебной работы по освоению ППКРС и консультации.

7.4. Максимальный объем аудиторной учебной нагрузки в очной форме обучения составляет 36 академических часов в неделю.

7.5. Максимальный объем аудиторной учебной нагрузки в очно-заочной форме обучения составляет 16 академических часов в неделю.

7.6. Общая продолжительность каникул составляет не менее 10 недель в учебном году при сроке обучения более 1 года и не менее 2 недель в зимний период при сроке обучения 1 год.

7.7. По дисциплине "Физическая культура" могут быть предусмотрены еженедельно 2 часа самостоятельной учебной нагрузки, включая игровые виды подготовки (за счет различных форм внеаудиторных занятий в спортивных клубах, секциях).

7.8. Образовательная организация имеет право для подгрупп девушек использовать 70 процентов учебного времени дисциплины "Безопасность жизнедеятельности", отведенного на изучение основ военной службы, на освоение основ медицинских знаний.

7.9. Получение СПО на базе основного общего образования осуществляется с одновременным получением среднего общего образования в пределах ППКРС. В этом случае ППКРС, реализуемая на базе основного общего образования, разрабатывается на основе требований соответствующих федеральных государственных образовательных стандартов среднего общего и среднего профессионального образования с учетом получаемой профессии СПО.

Срок освоения ППКРС в очной форме обучения для лиц, обучающихся на базе основного общего образования, увеличивается на 82 недели из расчета:

    теоретическое обучение (при обязательной учебной нагрузке
    36 часов в неделю)                                              57 нед.
    промежуточная аттестация                                         3 нед.
    каникулы                                                        22 нед.

7.10. Консультации для обучающихся по очной и очно-заочной формам обучения предусматриваются образовательной организацией из расчета 4 часа на одного обучающегося на каждый учебный год, в том числе в период реализации образовательной программы среднего общего образования для лиц, обучающихся на базе основного общего образования. Формы проведения консультаций (групповые, индивидуальные, письменные, устные) определяются образовательной организацией.

7.11. В период обучения с юношами проводятся учебные сборы <1>.

--------------------------------

<1> Пункт 1 статьи 13 Федерального закона от 28 марта 1998 г. N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 13, ст. 1475; 2004, N 35, ст. 3607; 2005, N 30, ст. 3111; 2007, N 49, ст. 6070; 2008, N 30, ст. 3616; 2013, N 27, ст. 3477).

7.12. Практика является обязательным разделом ППКРС. Она представляет собой вид учебной деятельности, направленной на формирование, закрепление, развитие практических навыков и компетенций в процессе выполнения определенных видов работ, связанных с будущей профессиональной деятельностью. При реализации ППКРС предусматриваются следующие виды практик: учебная и производственная.

Учебная практика и производственная практика проводятся образовательной организацией при освоении обучающимися профессиональных компетенций в рамках профессиональных модулей и могут реализовываться как концентрированно в несколько периодов, так и рассредоточенно, чередуясь с теоретическими занятиями в рамках профессиональных модулей.

Цели и задачи, программы и формы отчетности определяются образовательной организацией по каждому виду практики.

Производственная практика должна проводиться в организациях, направление деятельности которых соответствует профилю подготовки обучающихся.

Аттестация по итогам производственной практики проводится с учетом (или на основании) результатов, подтвержденных документами соответствующих организаций.

7.13. Реализация ППКРС должна обеспечиваться педагогическими кадрами, имеющими среднее профессиональное или высшее образование, соответствующее профилю преподаваемой дисциплины (модуля). Мастера производственного обучения должны иметь на 1 - 2 разряда по профессии рабочего выше, чем предусмотрено ФГОС СПО для выпускников. Опыт деятельности в организациях соответствующей профессиональной сферы является обязательным для преподавателей, отвечающих за освоение обучающимся профессионального учебного цикла, эти преподаватели и мастера производственного обучения получают дополнительное профессиональное образование по программам повышения квалификации, в том числе в форме стажировки, в профильных организациях не реже 1 раза в 3 года.

7.14. ППКРС должна обеспечиваться учебно-методической документацией по всем дисциплинам, междисциплинарным курсам и профессиональным модулям ППКРС.

Внеаудиторная работа должна сопровождаться методическим обеспечением и обоснованием расчета времени, затрачиваемого на ее выполнение.

Реализация ППКРС должна обеспечиваться доступом каждого обучающегося к базам данных и библиотечным фондам, формируемым по полному перечню дисциплин (модулей) ППКРС. Во время самостоятельной подготовки обучающиеся должны быть обеспечены доступом к сети Интернет.

Каждый обучающийся должен быть обеспечен не менее чем одним учебным печатным и/или электронным изданием по каждой дисциплине общепрофессионального учебного цикла и одним учебно-методическим печатным и/или электронным изданием по каждому междисциплинарному курсу (включая электронные базы периодических изданий).

Библиотечный фонд должен быть укомплектован печатными и/или электронными изданиями основной и дополнительной учебной литературы по дисциплинам всех циклов, изданными за последние 5 лет.

Библиотечный фонд, помимо учебной литературы, должен включать официальные, справочно-библиографические и периодические издания в расчете 1 - 2 экземпляра на каждые 100 обучающихся.

Каждому обучающемуся должен быть обеспечен доступ к комплектам библиотечного фонда, состоящим не менее чем из 3 наименований отечественных журналов.

Образовательная организация должна предоставить обучающимся возможность оперативного обмена информацией с отечественными организациями, в том числе образовательными организациями, и доступ к современным профессиональным базам данных и информационным ресурсам сети Интернет.

7.15. Прием на обучение по ППКРС за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов является общедоступным, если иное не предусмотрено частью 4 статьи 68 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" <1>. Финансирование реализации ППКРС должно осуществляться в объеме не ниже установленных государственных нормативных затрат на оказание государственной услуги в сфере образования для данного уровня.

--------------------------------

<1> Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст. 7598; 2013, N 19, ст. 2326.

7.16. Образовательная организация, реализующая ППКРС, должна располагать материально-технической базой, обеспечивающей проведение всех видов лабораторных работ и практических занятий, дисциплинарной, междисциплинарной и модульной подготовки, учебной практики, предусмотренных учебным планом образовательной организации. Материально-техническая база должна соответствовать действующим санитарным и противопожарным нормам.

Перечень кабинетов, лабораторий, мастерских
и других помещений

Кабинеты:

деловой культуры;

технологии ювелирных работ;

безопасности жизнедеятельности и охраны труда.

Лаборатории:

изобразительных искусств;

композиции и дизайна;

материаловедения.

Мастерские:

ювелирная;

ограночная.

Спортивный комплекс:

спортивный зал;

открытый стадион широкого профиля с элементами полосы препятствий;

стрелковый тир (в любой модификации, включая электронный) или место для стрельбы.

Залы:

библиотека, читальный зал с выходом в сеть Интернет;

актовый зал.

Реализация ППКРС должна обеспечивать:

выполнение обучающимся лабораторных работ и практических занятий, включая как обязательный компонент практические задания с использованием персональных компьютеров;

освоение обучающимся профессиональных модулей в условиях созданной соответствующей образовательной среды в образовательной организации или в организациях в зависимости от специфики вида профессиональной деятельности.

Образовательная организация должна быть обеспечена необходимым комплектом лицензионного программного обеспечения.

7.17. Реализация ППКРС осуществляется образовательной организацией на государственном языке Российской Федерации.

Реализация ППКРС образовательной организацией, расположенной на территории республики Российской Федерации, может осуществляться на государственном языке республики Российской Федерации в соответствии с законодательством республик Российской Федерации. Реализация ППКРС образовательной организацией на государственном языке республики Российской Федерации не должна осуществляться в ущерб государственному языку Российской Федерации.

VIII. ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ
ПОДГОТОВКИ КВАЛИФИЦИРОВАННЫХ РАБОЧИХ, СЛУЖАЩИХ

8.1. Оценка качества освоения ППКРС должна включать текущий контроль успеваемости, промежуточную и государственную итоговую аттестацию обучающихся.

8.2. Конкретные формы и процедуры текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по каждой дисциплине и профессиональному модулю разрабатываются образовательной организацией самостоятельно и доводятся до сведения обучающихся в течение первых двух месяцев от начала обучения.

8.3. Для аттестации обучающихся на соответствие их персональных достижений поэтапным требованиям соответствующей ППКРС (текущий контроль успеваемости и промежуточная аттестация) создаются фонды оценочных средств, позволяющие оценить умения, знания, практический опыт и освоенные компетенции.

Фонды оценочных средств для промежуточной аттестации по дисциплинам и междисциплинарным курсам в составе профессиональных модулей разрабатываются и утверждаются образовательной организацией самостоятельно, а для промежуточной аттестации по профессиональным модулям и для государственной итоговой аттестации - разрабатываются и утверждаются образовательной организацией после предварительного положительного заключения работодателей.

Для промежуточной аттестации обучающихся по дисциплинам (междисциплинарным курсам) кроме преподавателей конкретной дисциплины (междисциплинарного курса) в качестве внешних экспертов должны активно привлекаться преподаватели смежных дисциплин (курсов). Для максимального приближения программ промежуточной аттестации обучающихся по профессиональным модулям к условиям их будущей профессиональной деятельности образовательной организацией в качестве внештатных экспертов должны активно привлекаться работодатели.

8.4. Оценка качества подготовки обучающихся и выпускников осуществляется в двух основных направлениях:

оценка уровня освоения дисциплин;

оценка компетенций обучающихся.

Для юношей предусматривается оценка результатов освоения основ военной службы.

8.5. К государственной итоговой аттестации допускаются обучающиеся, не имеющие академической задолженности и в полном объеме выполнившие учебный план или индивидуальный учебный план по ППКРС, если иное не установлено порядком проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего профессионального образования <1>.

--------------------------------

<*> Часть 6 статьи 59 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст. 7598; 2013, N 19, ст. 2326).

8.6. Государственная итоговая аттестация включает защиту выпускной квалификационной работы (выпускная практическая квалификационная работа и письменная экзаменационная работа). Обязательные требования - соответствие тематики выпускной квалификационной работы содержанию одного или нескольких профессиональных модулей; выпускная практическая квалификационная работа должна предусматривать сложность работы не ниже разряда по профессии рабочего, предусмотренного ФГОС СПО.

Государственный экзамен вводится по усмотрению образовательной организации.

8.7. Обучающиеся по ППКРС, не имеющие среднего общего образования, в соответствии с частью 6 статьи 68 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" <1> вправе бесплатно пройти государственную итоговую аттестацию, которой завершается освоение образовательных программ среднего общего образования. При успешном прохождении указанной государственной итоговой аттестации аккредитованной образовательной организацией обучающимся выдается аттестат о среднем общем образовании.

--------------------------------

<1> Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст. 7598; 2013, N 19, ст. 2326.

Задайте вопрос юристу:
+7 (499) 703-46-71 - для жителей Москвы и Московской области
+7 (812) 309-95-68 - для жителей Санкт-Петербурга и Ленинградской области