См. Документы Министерства образования и науки Российской Федерации
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПРИКАЗ
от 2 августа 2013 г. N 652
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ
ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА
СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО ПРОФЕССИИ
280705.01 ПОЖАРНЫЙ
В соответствии с пунктом 5.2.41 Положения о Министерстве образования и науки Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 3 июня 2013 г. N 466 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 23, ст. 2923), приказываю:
1. Утвердить прилагаемый федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по профессии 280705.01 Пожарный.
2. Признать утратившим силу приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 20 мая 2010 г. N 554 "Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального профессионального образования по профессии 280705.01 Пожарный" (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 1 июля 2010 г., регистрационный N 17685).
3. Настоящий приказ вступает в силу с 1 сентября 2013 года.
Министр
Д.В.ЛИВАНОВ
Приложение
Утвержден
приказом Министерства образования
и науки Российской Федерации
от 2 августа 2013 г. N 652
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ
СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО ПРОФЕССИИ
280705.01 ПОЖАРНЫЙ
I. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ
1.1. Настоящий федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования представляет собой совокупность обязательных требований к среднему профессиональному образованию по профессии 280705.01 Пожарный для профессиональной образовательной организации и образовательной организации высшего образования, которые имеют право на реализацию имеющих государственную аккредитацию программ подготовки квалифицированных рабочих, служащих по данной профессии, на территории Российской Федерации (далее - образовательная организация).
1.2. Право на реализацию программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих по профессии 280705.01 Пожарный имеет образовательная организация при наличии соответствующей лицензии на осуществление образовательной деятельности.
Возможна сетевая форма реализации программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих с использованием ресурсов нескольких образовательных организаций. В реализации программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих с использованием сетевой формы наряду с образовательными организациями также могут участвовать медицинские организации, организации культуры, физкультурно-спортивные и иные организации, обладающие ресурсами, необходимыми для осуществления обучения, проведения учебной и производственной практики и осуществления иных видов учебной деятельности, предусмотренных программой подготовки квалифицированных рабочих, служащих <1>.
--------------------------------
<1> Часть 1 статьи 15 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст. 7598; 2013, N 19, ст. 2326).
II. ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ СОКРАЩЕНИЯ
В настоящем стандарте используются следующие сокращения:
СПО - среднее профессиональное образование;
ФГОС СПО - федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования;
ППКРС - программа подготовки квалифицированных рабочих, служащих по профессии;
ОК - общая компетенция;
ПК - профессиональная компетенция;
ПМ - профессиональный модуль;
МДК - междисциплинарный курс.
III. ХАРАКТЕРИСТИКА ПОДГОТОВКИ ПО ПРОФЕССИИ
3.1. Сроки получения СПО по профессии 280705.01 Пожарный в очной форме обучения и соответствующие квалификации приводятся в Таблице 1.
Таблица 1
Уровень образования, необходимый для приема на обучение по ППКРС
|
Наименование квалификации (профессий по Общероссийскому классификатору профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов) (ОК 016-94) <1>
|
Срок получения СПО по ППКРС в очной форме обучения <2>
|
среднее общее образование
|
Пожарный
|
10 мес.
|
основное общее образование
|
2 года 10 мес. <3>
|
|
--------------------------------
<1> ФГОС СПО в части требований к результатам освоения ППКРС ориентирован на присвоение выпускнику квалификации выше средней квалификации для данной профессии.
<2> Независимо от применяемых образовательных технологий.
<3> Образовательные организации, осуществляющие подготовку квалифицированных рабочих, служащих на базе основного общего образования, реализуют федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования в пределах ППКРС, в том числе с учетом получаемой профессии СПО.
3.2. Сроки получения СПО по ППКРС независимо от применяемых образовательных технологий увеличиваются:
а) для обучающихся по очно-заочной форме обучения:
на базе среднего общего образования - не более чем на 1 год;
на базе основного общего образования - не более чем на 1,5 года;
б) для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья - не более чем на 6 месяцев.
IV. ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВЫПУСКНИКОВ
4.1. Область профессиональной деятельности выпускников: проведение работ по предотвращению и тушению пожаров, спасению и эвакуации людей, имущества и материальных ценностей во время и после тушения пожаров, техническому обслуживанию и устранению неисправностей в пожарной, аварийно-спасательной технике и оборудовании.
4.2. Объектами профессиональной деятельности выпускников являются:
пожары на различных природных, техногенных объектах и сопутствующие им процессы и явления;
население, находящееся в опасных зонах пожара;
материальные ценности, находящиеся в зонах пожаров;
технологические процессы (тактика) тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ;
пожарные машины, в том числе приспособленные для целей пожаротушения автомобили;
пожарно-техническое вооружение и пожарное оборудование, в том числе средства индивидуальной защиты органов дыхания;
огнетушащие вещества;
аварийно-спасательное оборудование и техника;
системы и оборудование противопожарной защиты предприятий;
системы и устройства специальной связи и управления;
медикаменты, инструменты и оборудование для оказания первой помощи пострадавшим при пожарах;
иные средства, вспомогательная и специальная техника.
4.3. Обучающийся по профессии 280705.01 Пожарный готовится к следующим видам деятельности:
4.3.1. Тушение пожаров, проведение аварийно-спасательных работ и несение службы в пожарных подразделениях.
4.3.2. Тушение пожаров и проведение аварийно-спасательных работ в составе звена газодымозащитной службы (ГДЗС).
4.3.3. Ремонт и обслуживание пожарной и аварийно-спасательной техники.
4.3.4. Профилактика пожаров.
V. ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ ПОДГОТОВКИ
КВАЛИФИЦИРОВАННЫХ РАБОЧИХ, СЛУЖАЩИХ
5.1. Выпускник, освоивший ППКРС, должен обладать общими компетенциями, включающими в себя способность:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем.
ОК 3. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы.
ОК 4. Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами.
ОК 7. Исполнять воинскую обязанность <*>, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей).
--------------------------------
<*> В соответствии с Федеральным законом от 28.03.1998 N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе".
5.2. Выпускник, освоивший ППКРС, должен обладать профессиональными компетенциями, соответствующими видам деятельности:
5.2.1. Тушение пожаров, проведение аварийно-спасательных работ и несение службы в пожарных подразделениях.
ПК 1.1. Нести службу в пожарных подразделениях.
ПК 1.2. Выполнять действия по сосредоточению сил и средств на пожаре.
ПК 1.3. Выполнять работы по локализации и ликвидации пожара.
ПК 1.4. Выполнять работы по спасению, защите и эвакуации людей и имущества.
ПК 1.5. Выполнять аварийно-спасательные работы.
5.2.2. Тушение пожаров и проведение аварийно-спасательных работ в составе звена газодымозащитной службы (ГДЗС).
ПК 2.1. Готовить к использованию средства индивидуальной защиты органов дыхания.
ПК 2.2. Вести действия по тушению пожаров в составе звена газодымозащитной службы.
ПК 2.3. Проводить аварийно-спасательные работы в составе звена газодымозащитной службы.
5.2.3. Ремонт и обслуживание пожарной и аварийно-спасательной техники.
ПК 3.1. Обслуживать пожарное оборудование, пожарную и аварийно-спасательную технику.
ПК 3.2. Ремонтировать пожарное оборудование, пожарную и аварийно-спасательную технику.
ПК 3.3. Хранить пожарное оборудование, пожарную и аварийно-спасательную технику.
5.2.4. Профилактика пожаров.
ПК 4.1. Осуществлять контроль соблюдения противопожарного режима на охраняемых объектах.
ПК 4.2. Осуществлять контроль систем противопожарного водоснабжения на охраняемых объектах и в районе выезда.
ПК 4.3. Контролировать работоспособность и приводить в действие системы противопожарной автоматики.
VI. ТРЕБОВАНИЯ К СТРУКТУРЕ ПРОГРАММЫ ПОДГОТОВКИ
КВАЛИФИЦИРОВАННЫХ РАБОЧИХ, СЛУЖАЩИХ
6.1. ППКРС предусматривает изучение следующих учебных циклов:
общепрофессионального;
профессионального
и разделов:
физическая культура;
учебная практика;
производственная практика;
промежуточная аттестация;
государственная итоговая аттестация.
6.2. Обязательная часть ППКРС должна составлять около 80 процентов от общего объема времени, отведенного на ее освоение. Вариативная часть (около 20 процентов) дает возможность расширения и (или) углубления подготовки, определяемой содержанием обязательной части, получения дополнительных компетенций, умений и знаний, необходимых для обеспечения конкурентоспособности выпускника в соответствии с запросами регионального рынка труда и возможностями продолжения образования. Дисциплины, междисциплинарные курсы и профессиональные модули вариативной части определяются образовательной организацией.
Общепрофессиональный учебный цикл состоит из общепрофессиональных дисциплин, профессиональный учебный цикл состоит из профессиональных модулей в соответствии с видами деятельности, соответствующими присваиваемой квалификации. В состав профессионального модуля входит один или несколько междисциплинарных курсов. При освоении обучающимися профессиональных модулей проводятся учебная и (или) производственная практика.
Обязательная часть профессионального учебного цикла ППКРС должна предусматривать изучение дисциплины "Безопасность жизнедеятельности". Объем часов на дисциплину "Безопасность жизнедеятельности" составляет 2 часа в неделю в период теоретического обучения (обязательной части учебных циклов), но не более 68 часов, из них на освоение основ военной службы - 70 процентов от общего объема времени, отведенного на указанную дисциплину.
6.3. Образовательной организацией при определении структуры ППКРС и трудоемкости ее освоения может применяться система зачетных единиц, при этом одна зачетная единица соответствует 36 академическим часам.
Структура программы подготовки квалифицированных
рабочих, служащих
Таблица 2
Индекс
|
Наименование учебных циклов, разделов, модулей, требования к знаниям, умениям, практическому опыту
|
Всего максимальной учебной нагрузки обучающегося (час./нед.)
|
В т.ч. часов обязательных учебных занятий
|
Индекс и наименование дисциплин, междисциплинарных курсов (МДК)
|
Коды формируемых компетенций
|
Обязательная часть учебных циклов ППКРС и раздел "Физическая культура"
|
864
|
576
|
|||
ОП. 00
|
Общепрофессиональный учебный цикл
|
236
|
164
|
||
В результате изучения обязательной части учебного цикла обучающийся по общепрофессиональным дисциплинам должен:
уметь:
поддерживать психологическую готовность к действиям в чрезвычайных ситуациях, использовать методы и приемы психологической саморегуляции;
применять приемы профилактики негативных последствий профессионального стресса;
учитывать в профессиональной деятельности психологические особенности поведения людей в чрезвычайных ситуациях;
знать:
психологические требования к деятельности и личности пожарного;
механизмы накопления профессионального стресса и основы профилактики его последствий;
психологические особенности поведения людей в чрезвычайных ситуациях;
условия эффективного внутригруппового взаимодействия;
методы и приемы психологической саморегуляции
|
ОП. 01. Основы психологии экстремальных ситуаций
|
ОК 1 - 7
ПК 1.2 - 1.5
ПК 2.2 - 2.3
|
|||
уметь:
выполнять комплекс специальных упражнений (нормативов) по пожарно-строевой и физической подготовке, защите от современных средств поражения, применению пожарной техники и аварийно-спасательного оборудования умения при несении службы и ведении действий по тушению пожаров и проведению связанных с ними аварийно-спасательных работ (АСР);
знать:
условия и нормы выполнения нормативов по пожарно-строевой и физической подготовке;
приемы и способы действий с пожарной техникой и аварийно-спасательным оборудованием
|
ОП. 02. Пожарно- строевая подготовка
|
ОК 1 - 7
ПК 1.1 -1.5
ПК 2.1 - 2.3
|
|||
уметь:
определять особенности пожарной опасности строительных материалов и конструкций зданий;
знать:
требования к планировке и застройке городов и населенных пунктов, зданиям и сооружениям;
общие сведения о конструктивных элементах и объемно-планировочных решениях зданий и сооружений различного назначения;
устройство зданий, сооружений, поведение строительных материалов и конструкций в условиях пожара;
особенности пожарной опасности технологических процессов;
строительные материалы и их пожароопасные свойства;
особенности пожарной опасности, пожароопасные и другие опасные свойства веществ, материалов, конструкций и оборудования, огнестойкость зданий и сооружений;
классификацию строительных материалов по группам горючести
|
ОП. 03. Здания и сооружения
|
ОК 1 - 7
ПК 1.2 - 1.4
ПК 2.2 - 2.3
ПК 4.1 - 4.3
|
|||
уметь:
организовывать и проводить мероприятия по защите работающих и населения от негативных воздействий чрезвычайных ситуаций;
предпринимать профилактические меры для снижения уровня опасностей различного вида и их последствий в профессиональной деятельности и быту;
использовать средства индивидуальной и коллективной защиты от оружия массового поражения;
применять первичные средства пожаротушения;
ориентироваться в перечне военно-учетных специальностей и самостоятельно определять среди них родственные полученной профессии;
применять профессиональные знания в ходе исполнения обязанностей военной службы на воинских должностях в соответствии с полученной профессией;
владеть способами бесконфликтного общения и саморегуляции в повседневной деятельности и экстремальных условиях военной службы;
оказывать первую помощь пострадавшим; знать:
принципы обеспечения устойчивости объектов экономики, прогнозирования развития событий и оценки последствий при техногенных чрезвычайных ситуациях и стихийных явлениях, в том числе в
условиях противодействия терроризму как серьезной угрозе национальной безопасности России;
основные виды потенциальных опасностей и их последствия в профессиональной деятельности и быту, принципы снижения вероятности их реализации;
основы военной службы и обороны государства;
задачи и основные мероприятия гражданской обороны;
способы защиты населения от оружия массового поражения; меры пожарной безопасности и правила безопасного поведения при пожарах;
организацию и порядок призыва граждан на военную службу и поступления на нее в добровольном порядке;
основные виды вооружения, военной техники и специального снаряжения, состоящих на вооружении (оснащении) воинских подразделений, в которых имеются военно-учетные специальности, родственные профессиям СПО;
область применения получаемых профессиональных знаний при исполнении обязанностей военной службы;
порядок и правила оказания первой помощи пострадавшим
|
32
|
ОП. 04. Безопасность жизнедеятельности
|
ОК 1 - 7
ПК 1.1 - 1.5
ПК 2.1 - 2.3
ПК 3.1 - 3.3
ПК 4.1 - 4.3
|
||
П. 00
|
Профессиональный учебный цикл
|
548
|
372
|
||
ПМ.00
|
Профессиональные модули
|
548
|
372
|
||
ПМ.01
|
Тушение пожаров, проведение аварийно-спасательных работ и несение службы в пожарных подразделениях
В результате изучения профессионального модуля обучающийся должен:
иметь практический опыт:
несения караульной службы в составе дежурной смены в соответствии с требованиями уставов, инструкций и планом работы на дежурные сутки;
выполнения действий по сосредоточению сил и средств;
выполнения обязанностей номеров пожарного расчета;
радиообмена с использованием радиосредств и переговорных устройств;
тушения пожара с использованием пожарно-технического вооружения и оборудования;
измерения уровня заражения (загрязнения) среды с использованием дозиметрических приборов, приборов радиационной и химической разведки;
выполнения обязанностей пожарного при проведении специальных работ на пожаре;
проведения аварийно-спасательных работ;
уметь:
выполнять требования руководящих документов при несении караульной службы;
принимать закрепленное за номерами расчетов на пожарных автомобилях пожарно-техническое вооружение, аварийно-спасательное оборудование, средства связи и содержать их в постоянной готовности;
принимать от заявителя и фиксировать информацию о пожаре;
подавать сигнал "Тревога" и передавать информацию о пожаре начальнику караула;
оформлять и вручать должностному лицу, возглавляющему караул (дежурную смену), путевые листы о выезде на пожар (чрезвычайную ситуацию) и оперативную документацию;
выполнять действия пожарного по сигналу "Тревога";
осуществлять разведку пожара в пути следования к месту вызова и при возвращении в подразделение;
устанавливать пожарный автомобиль на водоисточник и приводить пожарный насос в рабочее состояние;
проводить предварительное и полное развертывание, прокладывать магистральные и рабочие линии;
занимать по указанию руководителя тушения пожара (РТП) позиции ствольщиков;
выполнять обязанности соответствующих номеров расчета пожарных автомобилей;
выполнять требования наставлений, указаний и других руководящих документов, регламентирующих организацию и тактику тушения пожаров;
поддерживать в установленном порядке связь на пожаре;
использовать радиосредства и переговорные устройства;
ориентироваться в обстановке на пожаре, вносить коррективы в свои действия по указанию руководителя тушения пожара или самостоятельно с последующим докладом оперативному должностному лицу;
проводить разведку пожара;
работать на специальных агрегатах, оборудовании пожарного автомобиля, с пожарно-техническим вооружением, инструментом и оборудованием;
работать с дозиметрическими приборами, с приборами радиационной и химической разведки;
работать с различными стволами и приборами подачи огнетушащих веществ;
выполнять специальные работы на пожаре в составе подразделения;
обнаруживать скрытые очаги горения и вводить огнетушащие средства;
использовать механизированный и немеханизированный пожарный инструмент при проведении специальных работ;
производить работы по вскрытию и разборке конструкций для обнаружения пострадавших и с целью предотвращения повторного возгорания с использованием специальных агрегатов, механизмов;
извлекать пострадавших из транспортных средств, попавших в аварии, а также из завалов, обвалов, разрушенных зданий;
оказывать первую помощь и транспортировать пострадавших;
выполнять обязанности участников аварийно-спасательных работ;
работать с пожарно-техническим вооружением и аварийно-спасательным оборудованием при проведении аварийно-спасательных работ;
прогнозировать и оценивать обстановку на пожаре при проведении аварийно-спасательных работ;
осуществлять мероприятия по приведению караула в готовность к выполнению задач по предназначению после возвращения с пожара или пожарно-тактических занятий;
выполнять хозяйственные работы, направленные на обеспечение жизнедеятельности подразделения;
выполнять требования безопасности при выполнении профессиональных задач во время несения службы, тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ;
знать:
организационно-структурное построение пожарных подразделений, организацию и порядок их взаимодействия;
организацию и задачи гарнизонной и караульной службы;
обязанности пожарного при несении караульной службы на постах, в дозорах и во внутреннем наряде;
требования Устава пожарной охраны, наставлений, указаний и других руководящих документов, регламентирующих организацию и несение караульной и гарнизонной службы;
оперативно-тактические особенности основных охраняемых пожароопасных объектов и районов выезда пожарных частей;
назначение и применение специальной техники, пожарно-технического и аварийно-спасательного вооружения и оборудования, транспортных средств и средств связи, электронно-вычислительной техники;
обязанности пожарного при организации работы по сосредоточению сил и средств на пожаре;
силы и средства, необходимые для выполнения задач при тушении пожаров, при локализации и ликвидации аварий и аварийных ситуаций.
действия личного состава на марше; основные тактико-технические характеристики и тактические возможности взаимодействующих сил и средств;
основы методики расчета сил и средств, задействованных для тушения пожаров;
схемы развертывания пожарных подразделений;
основы и структуру управления силами и средствами на пожаре;
порядок организации радиообмена и правила работы со средствами связи;
требования наставлений, указаний и других руководящих документов, регламентирующих организацию и тактику тушения пожаров;
организацию пожаротушения в населенных пунктах и на объектах;
содержание действий по тушению пожаров и проведению связанных с ними аварийно-спасательных работ;
состав участников тушения пожаров; обязанности, права и ответственность участников тушения пожаров;
тактические возможности пожарных подразделений; классификацию и характеристику действий личного состава подразделений по тушению пожаров; приемы и способы прекращения горения; особенности тушения пожаров на объектах различного назначения;
физико-химические основы развития и тушения пожаров;
опасные факторы пожара и их воздействие на людей;
классификацию огнетушащих веществ и принципы их выбора при тушении различных материалов и веществ;
устройство, размещение и правила работы с пожарно-техническим и спасательным вооружением и оборудованием на пожарных автомобилях;
методы проведения работ по вскрытию и разборке конструкций;
основные способы спасения людей и эвакуации материальных ценностей;
основные средства спасения людей и имущества;
классификацию чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и последствия воздействия чрезвычайных ситуаций на среду обитания человека;
законодательство Российской Федерации об аварийно-спасательных службах и статусе спасателя;
права и обязанности спасателя, участников аварийно-спасательных работ;
правила работы с пожарно-техническим и спасательным оборудованием, вооружением, инструментом, средствами индивидуальной защиты и связи;
способы и методы проведения аварийно-спасательных работ с использованием пожарно-технического и спасательного оборудования, снаряжения и техники;
правила охраны труда, техники безопасности, производственной санитарии и противопожарной защиты
|
МДК.01.01. Тактика тушения пожаров
|
ОК 1 - 7
ПК 1.1 - 1.5
|
||
МДК.01.02. Тактика аварийно-спасательных работ
|
|||||
ПМ.02
|
Тушение пожаров и проведение аварийно-спасательных работ в составе звена газодымозащитной службы (ГДЗС)
В результате изучения профессионального модуля обучающийся должен:
иметь практический опыт:
выполнения обязанностей пожарного в составе звена газодымозащитной службы;
технического обслуживания и эксплуатации средств индивидуальной защиты органов дыхания и оборудования базы (поста) газодымозащитной службы;
оформления документации, учета закрепленных средств индивидуальной защиты органов дыхания и запасных частей к ним, наличия кислорода (воздуха) и химпоглотителя;
выполнения основных (главных) действий с использованием средств индивидуальной защиты органов дыхания;
проведения специальных и аварийно-спасательных работ в составе звена газодымозащитной службы;
уметь:
проводить техническое обслуживание средств индивидуальной защиты органов дыхания;
проводить проверки средств индивидуальной защиты органов дыхания;
применять табельные средства химического и радиационного контроля;
производить расчет кислорода (воздуха) и времени работы в средствах индивидуальной защиты органов дыхания;
соблюдать порядок эксплуатации, хранения, проверок, ремонта и списания средств индивидуальной защиты органов дыхания и средств химической защиты;
оформлять документацию и вести учет закрепленных средств индивидуальной защиты органов дыхания и запасных частей к ним, наличия кислорода (воздуха) и химпоглотителя;
проводить разведку пожара в составе звена газодымозащитной службы;
работать в составе звена газодымозащитной службы при тушении пожаров и проведении аварийно-спасательных работ;
выполнять обязанности постового на посту безопасности контрольно-пропускного пункта газодымозащитной службы;
использовать средства индивидуальной защиты органов дыхания;
работать с оборудованием газодымозащитной службы и средствами (приборами) химической защиты;
контролировать состояние и правильность эксплуатации средств индивидуальной защиты органов дыхания;
работать на специальных агрегатах, оборудовании пожарного автомобиля, с пожарно-техническим вооружением и инструментом в непригодной для дыхания среде;
использовать способы и приемы проведения специальных работ в составе звена газодымозащитной службы;
использовать способы и приемы проведения аварийно-спасательных работ в составе звена газодымозащитной службы;
обнаруживать и эвакуировать пострадавших из задымленной зоны;
выполнять требования безопасности при эксплуатации оборудования газодымозащитной службы;
знать:
законодательные, нормативные и правовые акты, регламентирующие деятельность газодымозащитной службы при несении гарнизонной и караульной службы;
организацию газодымозащитной службы в гарнизоне и подразделениях гарнизона пожарной охраны;
служебную документацию газодымозащитной службы и порядок ее заполнения;
методику проведения расчетов параметров работы в средствах индивидуальной защиты органов дыхания;
тактико-технические характеристики средств индивидуальной защиты органов дыхания, состоящих на вооружении подразделений гарнизона пожарной охраны;
обязанности звена газодымозащитной службы на пожаре;
правила работы в изолирующих противогазах и со средствами (приборами) химической защиты при ведении боевых действий на пожаре;
классификацию аварийно химически опасных веществ и опасные факторы пожара;
порядок работы со средствами связи и правила ведения радиообмена;
обязанности звена газодымозащитной службы при выполнении аварийно-спасательных работ;
способы и приемы обнаружения и эвакуации пострадавших из задымленной зоны, оказания первой медицинской помощи пострадавшим;
методы и способы проведения аварийно-спасательных работ в непригодной для дыхания среде;
требования безопасности, предъявляемые к базе (посту) газодымозащитной службы при эксплуатации, ремонте и хранении средств индивидуальной защиты органов дыхания
|
МДК.02.01. Тактика тушения пожаров и аварийно-спасательных работ газодымозащитной службы (ГДЗС)
|
ОК 1 - 7
ПК 2.1 - 2.3
|
||
ПМ.03
|
Ремонт и обслуживание пожарной и аварийно-спасательной техники
В результате изучения профессионального модуля обучающийся должен:
иметь практический опыт:
обслуживания пожарного оборудования, пожарной и аварийно-спасательной техники, в т.ч.: подготовки к работе техники основного (специального) назначения, имеющейся на вооружении подразделения; проведения испытаний пожарно-технического вооружения и оборудования; обнаружения и устранения неисправностей пожарного оборудования, пожарной и аварийно-спасательной техники; подготовки пожарного оборудования, пожарной и аварийно-спасательной техники к хранению; проверки и обеспечения технологического режима хранения пожарной, аварийно-спасательной техники и оборудования;
уметь:
содержать в исправном состоянии пожарно-техническое, спасательное вооружение и оборудование, осуществлять его техническое обслуживание;
проводить диагностику неисправностей пожарного оборудования, пожарной и аварийно-спасательной техники;
применять диагностическое оборудование, технические средства, инструменты при проведении технического обслуживания пожарной техники, аварийно-спасательного оборудования;
контролировать техническое состояние и проводить проверки работоспособности;
обнаруживать неисправности при обслуживании и эксплуатации специальной техники (оборудования);
готовить пожарную технику и оборудование к ремонту;
производить ремонт пожарно-технического вооружения и аварийно-спасательного оборудования;
готовить пожарную и аварийно-спасательную технику к хранению;
соблюдать технологический режим хранения пожарной техники, оборудования;
выполнять правила охраны труда при эксплуатации, техническом обслуживании, ремонте и хранении пожарного вооружения, аварийно-спасательной техники; знать:
тактико-технические характеристики пожарно-технического вооружения;
виды, устройство, принцип действия пожарного вооружения, аварийно-спасательной техники и оборудования;
порядок проведения технического обслуживания пожарной и аварийно-спасательной техники, пожарного оборудования и аварийно-спасательного снаряжения;
методы диагностики неисправностей пожарно-технического вооружения;
способы применения диагностического оборудования, технических средств и инструментов при проведении технического обслуживания пожарной техники и аварийно-спасательного оборудования;
порядок оформления технической документации; возможные неисправности пожарного оборудования, техники;
способы устранения неисправностей технического вооружения;
последовательность и способы выполнения ремонта пожарно-технического вооружения и аварийно-спасательной техники;
инструкции и указания по соблюдению технологического режима хранения пожарной техники, оборудования
|
МДК.03.01. Техническое обслуживание и ремонт пожарной и аварийно-спасательной техники
|
ОК 1 - 7
ПК 3.1 - 3.3
|
||
ПМ.04
|
Профилактика пожаров
В результате изучения профессионального модуля обучающийся должен:
иметь практический опыт:
участия в проверках обслуживаемых объектов (зданий, сооружений, помещений и территорий) на соответствие их требованиям пожарной безопасности;
участия в проведении профилактических мероприятиях по предупреждению пожаров на охраняемых объектах;
определения состояния систем противопожарного водоснабжения;
определения состояния и проверки работоспособности систем противопожарной автоматической защиты; уметь:
осуществлять контроль соблюдения требований законодательных и иных нормативных правовых актов по пожарной безопасности, основам охраны труда, требований техники безопасности, санитарно-гигиенических требований, законов по охране окружающей среды;
выполнять обязанности по обслуживанию аппаратов, помещений, зданий, оборудования, территорий и гидрантов;
осуществлять контроль за содержанием и сохранностью первичных средств пожаротушения, автоматических систем обнаружения и тушения пожара;
наполнять огнетушители в учреждениях или на предприятиях;
осуществлять контроль за исправностью состояния
противопожарного водоснабжения в районе выезда пожарной части;
контролировать поддержание в постоянной готовности искусственных водоемов, подъездов к водоисточникам и водозаборных устройств;
определять состояние систем противопожарной защиты в составе пожарно-технических и межведомственных комиссий;
проверять работоспособность системы противопожарной автоматики;
контролировать эффективность работы и приводить в действие автоматические системы обнаружения и тушения пожара, противодымной защиты, систем
оповещения о пожаре;
контролировать соблюдение противопожарной безопасности на различных объектах;
знать:
основные нормативные документы по пожарной безопасности;
организацию пожарно-профилактической работы на объектах и в населенных пунктах;
основные требования к организации противопожарной службы гражданской обороны;
основные направления по обеспечению безопасности людей, пожарной безопасности зданий, сооружений;
основные задачи и функции противопожарной службы гражданской обороны;
причины возникновения пожаров, меры предупреждения;
организацию противопожарного режима на охраняемых объектах;
требования пожарной безопасности к путям эвакуации, системам отопления и вентиляции;
методики проведения пожарно-технической экспертизы и противопожарного обследования действующих электроустановок;
требования нормативных документов, регламентирующих выбор, монтаж и эксплуатацию электрооборудования;
меры пожарной безопасности при проведении пожароопасных работ;
способы защиты строительных конструкций и материалов;
первичные средства пожаротушения, технические требования и методы испытания;
нормы оснащения первичными средствами пожаротушения и их содержание;
классификацию переносных огнетушителей;
основы административно-правовой деятельности Государственной противопожарной службы;
основные параметры пожарной опасности объектов, участков, установок;
методику проверки на водоотдачу систем водоснабжения;
устройство и технические возможности противопожарных водопроводов;
назначение, устройство и правила содержания и эксплуатации гидрантов;
устройство и принцип действия наружного и внутреннего противопожарного водоснабжения;
противопожарное оборудование и инвентарь, порядок использования их при пожаре;
требования и технические возможности насосных
установок;
требования к искусственным водоемам, подъездам к водоисточникам;
общие сведения, сроки эксплуатации и периодичность проверок средств противопожарной защиты и тушения пожаров;
назначение и принцип действия систем пожарной сигнализации: специальной связи, системы защитной сигнализации, индикаторов задымленности, автоматической пожарной сигнализации, тепловых датчиков, пламенных детекторов;
типы и принцип работы индикаторов задымленности (ионизационных, фотоэлектрических и комбинированных);
характеристики автоматических систем пожаротушения (жидкостных, углекислотных, порошковых и пенных);
принципы активного ограничения распространения огня с использованием средств пожарной сигнализации, систем автоматического пожаротушения;
правовые и организационные основы охраны труда; требования пожарной безопасности к путям эвакуации;
требования пожарной безопасности к системам отопления и вентиляции
|
МДК.04.01. Профилактика пожаров
|
ОК 1 - 7
ПК 4.1 - 4.3
|
||
ФК.00
|
Физическая культура
В результате освоения раздела "Физическая культура"
обучающийся должен:
уметь:
использовать физкультурно-оздоровительную деятельность для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей;
знать:
о роли физической культуры в общекультурном, профессиональном и социальном развитии человека;
основы здорового образа жизни
|
80
|
40
|
ОК 2
ОК 3
ОК 6
ОК 7
|
|
Вариативная часть учебных циклов ППКРС
(определяется образовательной организацией)
|
216
|
144
|
|||
Итого по обязательной части ППКРС, включая раздел "Физическая культура", и вариативной части ППКРС
|
1080
|
720
|
|||
УП.00
|
Учебная практика обучающихся на базе среднего общего образования/на базе основного общего образования
|
19 нед./39 нед.
|
684/1404
|
ОК 1 - 7
ПК 1.1 - 1.5
ПК 2.1 - 2.3
ПК 3.1 - 3.3
ПК 4.1 - 4.3
|
|
ПП.00
|
Производственная практика обучающихся на базе среднего общего образования/на базе основного общего образования
|
||||
ПА.00
|
Промежуточная аттестация обучающихся на базе среднего общего образования/на базе основного общего образования
|
1 нед./2 нед.
|
|||
ГИА.00
|
Государственная итоговая аттестация обучающихся на базе среднего общего образования/на базе основного общего образования
|
1 нед./2 нед.
|
|||
Таблица 3
Срок получения среднего профессионального образования по ППКРС в очной форме обучения составляет 43/65 недель, в том числе:
Обучение по учебным циклам и разделу "Физическая культура"
|
20 нед.
|
Учебная практика обучающихся на базе среднего общего образования/на базе основного общего образования
|
19 нед./39 нед.
|
Производственная практика обучающихся на базе среднего общего образования/на базе основного общего образования
|
|
Промежуточная аттестация обучающихся на базе среднего общего образования/на базе основного общего образования
|
1 нед./2 нед.
|
Государственная итоговая аттестация обучающихся на базе среднего общего образования/на базе основного общего образования
|
1 нед./2 нед.
|
Каникулы
|
2 нед.
|
Итого
|
43 нед./65 нед.
|
VII. ТРЕБОВАНИЯ К УСЛОВИЯМ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ПОДГОТОВКИ
КВАЛИФИЦИРОВАННЫХ РАБОЧИХ, СЛУЖАЩИХ
7.1. Образовательная организация самостоятельно разрабатывает и утверждает ППКРС в соответствии с ФГОС СПО и с учетом соответствующей примерной ППКРС.
Перед началом разработки ППКРС образовательная организация должна определить ее специфику с учетом направленности на удовлетворение потребностей рынка труда и работодателей, конкретизировать конечные результаты обучения в виде компетенций, умений и знаний, приобретаемого практического опыта.
Конкретные виды деятельности, к которым готовится обучающийся, должны соответствовать присваиваемой квалификации, определять содержание образовательной программы, разрабатываемой образовательной организацией совместно с заинтересованными работодателями.
При формировании ППКРС образовательная организация:
имеет право использовать объем времени, отведенный на вариативную часть учебных циклов ППКРС, увеличивая при этом объем времени, отведенный на дисциплины и модули обязательной части, на практики, либо вводя новые дисциплины и модули в соответствии с потребностями работодателей и спецификой деятельности образовательной организации;
обязана ежегодно обновлять ППКРС с учетом запросов работодателей, особенностей развития региона, науки, культуры, экономики, техники, технологий и социальной сферы в рамках, установленных настоящим ФГОС СПО;
обязана в рабочих программах всех дисциплин и профессиональных модулей четко формулировать требования к результатам их освоения: компетенциям, приобретаемому практическому опыту, знаниям и умениям;
обязана обеспечивать эффективную самостоятельную работу обучающихся в сочетании с совершенствованием управления ею со стороны преподавателей и мастеров производственного обучения;
обязана обеспечивать обучающимся возможность участвовать в формировании индивидуальной образовательной программы;
обязана формировать социокультурную среду, создавать условия, необходимые для всестороннего развития и социализации личности, сохранения здоровья обучающихся, способствовать развитию воспитательного компонента образовательного процесса, включая развитие самоуправления, участие обучающихся в работе общественных организаций, спортивных и творческих клубов;
должна предусматривать при реализации компетентностного подхода использование в образовательном процессе активных форм проведения занятий с применением электронных образовательных ресурсов, деловых и ролевых игр, индивидуальных и групповых проектов, анализа производственных ситуаций, психологических и иных тренингов, групповых дискуссий в сочетании с внеаудиторной работой для формирования и развития общих и профессиональных компетенций обучающихся.
7.2. При реализации ППКРС обучающиеся имеют академические права и обязанности в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" <1>.
--------------------------------
<1> Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст. 7598; 2013, N 19, ст. 2326.
7.3. Максимальный объем учебной нагрузки обучающегося составляет 54 академических часа в неделю, включая все виды аудиторной и внеаудиторной (самостоятельной) учебной работы по освоению ППКРС и консультации.
7.4. Максимальный объем аудиторной учебной нагрузки в очной форме обучения составляет 36 академических часов в неделю.
7.5. Максимальный объем аудиторной учебной нагрузки в очно-заочной форме обучения составляет 16 академических часов в неделю.
7.6. Общая продолжительность каникул составляет не менее 10 недель в учебном году при сроке обучения более 1 года и не менее 2 недель в зимний период при сроке обучения 1 год.
7.7. По дисциплине "Физическая культура" могут быть предусмотрены еженедельно 2 часа самостоятельной учебной нагрузки, включая игровые виды подготовки (за счет различных форм внеаудиторных занятий в спортивных клубах, секциях).
7.8. Образовательная организация имеет право для подгрупп девушек использовать 70 процентов учебного времени дисциплины "Безопасность жизнедеятельности", отведенного на изучение основ военной службы, на освоение основ медицинских знаний.
7.9. Получение СПО на базе основного общего образования осуществляется с одновременным получением среднего общего образования в пределах ППКРС. В этом случае ППКРС, реализуемая на базе основного общего образования, разрабатывается на основе требований соответствующих федеральных государственных образовательных стандартов среднего общего и среднего профессионального образования с учетом получаемой профессии СПО.
Срок освоения ППКРС в очной форме обучения для лиц, обучающихся на базе основного общего образования, увеличивается на 82 недели из расчета:
теоретическое обучение (при обязательной учебной нагрузке 57 нед. 36 часов в неделю) промежуточная аттестация 3 нед. каникулы 22 нед.
7.10. Консультации для обучающихся по очной и очно-заочной формам обучения предусматриваются образовательной организацией из расчета 4 часа на одного обучающегося на каждый учебный год, в том числе в период реализации образовательной программы среднего общего образования для лиц, обучающихся на базе основного общего образования. Формы проведения консультаций (групповые, индивидуальные, письменные, устные) определяются образовательной организацией.
7.11. В период обучения с юношами проводятся учебные сборы <1>.
--------------------------------
<1> Пункт 1 статьи 13 Федерального закона от 28 марта 1998 г. N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 13, ст. 1475; 2004, N 35, ст. 3607; 2005, N 30, ст. 3111; 2007, N 49, ст. 6070; 2008, N 30, ст. 3616; 2013, N 27, ст. 3477).
7.12. Практика является обязательным разделом ППКРС. Она представляет собой вид учебной деятельности, направленной на формирование, закрепление, развитие практических навыков и компетенций в процессе выполнения определенных видов работ, связанных с будущей профессиональной деятельностью. При реализации ППКРС предусматриваются следующие виды практик: учебная и производственная.
Учебная практика и производственная практика проводятся образовательной организацией при освоении обучающимися профессиональных компетенций в рамках профессиональных модулей и могут реализовываться как концентрированно в несколько периодов, так и рассредоточенно, чередуясь с теоретическими занятиями в рамках профессиональных модулей.
Цели и задачи, программы и формы отчетности определяются образовательной организацией по каждому виду практики.
Производственная практика должна проводиться в организациях, направление деятельности которых соответствует профилю подготовки обучающихся.
Аттестация по итогам производственной практики проводится с учетом (или на основании) результатов, подтвержденных документами соответствующих организаций.
7.13. Реализация ППКРС должна обеспечиваться педагогическими кадрами, имеющими среднее профессиональное или высшее образование, соответствующее профилю преподаваемой дисциплины (модуля). Мастера производственного обучения должны иметь на 1 - 2 разряда по профессии рабочего выше, чем предусмотрено ФГОС СПО для выпускников. Опыт деятельности в организациях соответствующей профессиональной сферы является обязательным для преподавателей, отвечающих за освоение обучающимся профессионального учебного цикла, эти преподаватели и мастера производственного обучения получают дополнительное профессиональное образование по программам повышения квалификации, в том числе в форме стажировки в профильных организациях не реже 1 раза в 3 года.
7.14. ППКРС должна обеспечиваться учебно-методической документацией по всем дисциплинам, междисциплинарным курсам и профессиональным модулям ППКРС.
Внеаудиторная работа должна сопровождаться методическим обеспечением и обоснованием расчета времени, затрачиваемого на ее выполнение.
Реализация ППКРС должна обеспечиваться доступом каждого обучающегося к базам данных и библиотечным фондам, формируемым по полному перечню дисциплин (модулей) ППКРС. Во время самостоятельной подготовки обучающиеся должны быть обеспечены доступом к сети Интернет.
Каждый обучающийся должен быть обеспечен не менее чем одним учебным печатным и/или электронным изданием по каждой дисциплине общепрофессионального учебного цикла и одним учебно-методическим печатным и/или электронным изданием по каждому междисциплинарному курсу (включая электронные базы периодических изданий).
Библиотечный фонд должен быть укомплектован печатными и/или электронными изданиями основной и дополнительной учебной литературы по дисциплинам всех учебных циклов, изданными за последние 5 лет.
Библиотечный фонд, помимо учебной литературы, должен включать официальные, справочно-библиографические и периодические издания в расчете 1 - 2 экземпляра на каждые 100 обучающихся.
Каждому обучающемуся должен быть обеспечен доступ к комплектам библиотечного фонда, состоящим не менее чем из 3 наименований отечественных журналов.
Образовательная организация должна предоставить обучающимся возможность оперативного обмена информацией с отечественными организациями, в том числе образовательными организациями, и доступ к современным профессиональным базам данных и информационным ресурсам сети Интернет.
7.15. Прием на обучение по ППКРС за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов является общедоступным, если иное не предусмотрено частью 4 статьи 68 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" <1>. Финансирование реализации ППКРС должно осуществляться в объеме не ниже установленных государственных нормативных затрат на оказание государственной услуги в сфере образования для данного уровня.
--------------------------------
<1> Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст. 7598; 2013, N 19, ст. 2326.
7.16. Образовательная организация, реализующая ППКРС, должна располагать материально-технической базой, обеспечивающей проведение всех видов лабораторных работ и практических занятий, дисциплинарной, междисциплинарной и модульной подготовки, учебной практики, предусмотренных учебным планом образовательной организации. Материально-техническая база должна соответствовать действующим санитарным и противопожарным нормам.
Перечень кабинетов, лабораторий, мастерских
и других помещений
Кабинеты:
тактики тушения пожаров и аварийно-спасательных работ;
профилактики пожаров;
безопасности жизнедеятельности;
основ оказания первой помощи;
психологии.
Лаборатории:
пожарной и аварийно-спасательной техники;
по обслуживанию средств индивидуальной защиты органов дыхания (СИЗОД).
Мастерские:
слесарная;
ремонта и обслуживания пожарной техники и аварийно-спасательного оборудования.
Тренажеры, тренажерные комплексы:
для работы в условиях разрушенных зданий и конструкций (завалов);
для работы на высотных объектах;
дымокамера;
для работы с дорожно-транспортными происшествиями.
Учебная пожарно-спасательная часть.
Спортивный комплекс:
спортивный зал;
открытый стадион широкого профиля с элементами полосы препятствий;
стрелковый тир (в любой модификации, включая электронный) или место для стрельбы;
учебная пожарная башня.
Залы:
библиотека, читальный зал с выходом в сеть Интернет;
актовый зал.
Реализация ППКРС должна обеспечивать:
выполнение обучающимся лабораторных работ и практических занятий, включая как обязательный компонент практические задания с использованием персональных компьютеров;
освоение обучающимся профессиональных модулей в условиях созданной соответствующей образовательной среды в образовательной организации или в организациях в зависимости от специфики вида профессиональной деятельности.
Образовательная организация должна быть обеспечена необходимым комплектом лицензионного программного обеспечения.
7.17. Реализация ППКРС осуществляется образовательной организацией на государственном языке Российской Федерации.
Реализация ППКРС образовательной организацией, расположенной на территории республики Российской Федерации, может осуществляться на государственном языке республики Российской Федерации в соответствии с законодательством республик Российской Федерации. Реализация ППКРС образовательной организацией на государственном языке республики Российской Федерации не должна осуществляться в ущерб государственному языку Российской Федерации.
VIII. ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ ПОДГОТОВКИ
КВАЛИФИЦИРОВАННЫХ РАБОЧИХ, СЛУЖАЩИХ
8.1. Оценка качества освоения ППКРС должна включать текущий контроль успеваемости, промежуточную и государственную итоговую аттестацию обучающихся.
8.2. Конкретные формы и процедуры текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по каждой дисциплине и профессиональному модулю разрабатываются образовательной организацией самостоятельно и доводятся до сведения обучающихся в течение первых двух месяцев от начала обучения.
8.3. Для аттестации обучающихся на соответствие их персональных достижений поэтапным требованиям соответствующей ППКРС (текущий контроль успеваемости и промежуточная аттестация) создаются фонды оценочных средств, позволяющие оценить умения, знания, практический опыт и освоенные компетенции.
Фонды оценочных средств для промежуточной аттестации по дисциплинам и междисциплинарным курсам в составе профессиональных модулей разрабатываются и утверждаются образовательной организацией самостоятельно, а для промежуточной аттестации по профессиональным модулям и для государственной итоговой аттестации - разрабатываются и утверждаются образовательной организацией после предварительного положительного заключения работодателей.
Для промежуточной аттестации обучающихся по дисциплинам (междисциплинарным курсам), кроме преподавателей конкретной дисциплины (междисциплинарного курса), в качестве внешних экспертов должны активно привлекаться преподаватели смежных дисциплин (курсов). Для максимального приближения программ промежуточной аттестации обучающихся по профессиональным модулям к условиям их будущей профессиональной деятельности образовательной организацией в качестве внештатных экспертов должны активно привлекаться работодатели.
8.4. Оценка качества подготовки обучающихся и выпускников осуществляется в двух основных направлениях:
оценка уровня освоения дисциплин;
оценка компетенций обучающихся.
Для юношей предусматривается оценка результатов освоения основ военной службы.
8.5. К государственной итоговой аттестации допускаются обучающиеся, не имеющие академической задолженности и в полном объеме выполнившие учебный план или индивидуальный учебный план по ППКРС, если иное не установлено порядком проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего профессионального образования <1>.
--------------------------------
<1> Часть 6 статьи 59 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст. 7598; 2013, N 19, ст. 2326).
8.6. Государственная итоговая аттестация включает защиту выпускной квалификационной работы (выпускная практическая квалификационная работа и письменная экзаменационная работа). Обязательные требования - соответствие тематики выпускной квалификационной работы содержанию одного или нескольких профессиональных модулей; выпускная практическая квалификационная работа должна предусматривать сложность работы не ниже разряда по профессии рабочего, предусмотренного ФГОС СПО.
Государственный экзамен вводится по усмотрению образовательной организации.
8.7. Обучающиеся по ППКРС, не имеющие среднего общего образования, в соответствии с частью 6 статьи 68 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" <1> вправе бесплатно пройти государственную итоговую аттестацию, которой завершается освоение образовательных программ среднего общего образования. При успешном прохождении указанной государственной итоговой аттестации аккредитованной образовательной организацией обучающимся выдается аттестат о среднем общем образовании.
--------------------------------
<1> Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст. 7598; 2013, N 19, ст. 2326.