См. Документы Министерства образования и науки Российской Федерации
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПРИКАЗ
от 26 ноября 2010 г. N 1241
О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ
В ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ
СТАНДАРТ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ, УТВЕРЖДЕННЫЙ
ПРИКАЗОМ МИНИСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ ОТ 6 ОКТЯБРЯ 2009 Г. N 373
В соответствии с пунктом 5.2.7 Положения о Министерстве образования и науки Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 мая 2010 г. N 337 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2010, N 21, ст. 2603; N 26, ст. 3350), пунктом 7 Правил разработки и утверждения федеральных государственных образовательных стандартов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 февраля 2009 г. N 142 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2009, N 9, ст. 1110), приказываю:
Утвердить прилагаемые изменения, которые вносятся в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. N 373 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 22 декабря 2009 г., регистрационный N 15785).
Министр
А.А.ФУРСЕНКО
Приложение
Утверждены
Приказом Министерства
образования и науки
Российской Федерации
от 26 ноября 2010 г. N 1241
ИЗМЕНЕНИЯ,
КОТОРЫЕ ВНОСЯТСЯ В ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ,
УТВЕРЖДЕННЫЙ ПРИКАЗОМ МИНИСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОТ 6 ОКТЯБРЯ 2009 Г. N 373
1. Пункт 16 изложить в следующей редакции:
"16. Основная образовательная программа начального общего образования реализуется образовательным учреждением через учебный план и внеурочную деятельность.
Внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности (спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное), в том числе через такие формы, как экскурсии, кружки, секции, круглые столы, конференции, диспуты, школьные научные общества, олимпиады, соревнования, поисковые и научные исследования, общественно полезные практики.
Основная образовательная программа начального общего образования должна содержать следующие разделы:
1) пояснительная записка;
2) планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования;
3) учебный план начального общего образования;
4) программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования;
5) программы отдельных учебных предметов, курсов;
6) программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования;
7) программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни;
8) программа коррекционной работы <*>;
--------------------------------
<*> Данная программа разрабатывается при организации обучения и воспитания в образовательном учреждении детей с ограниченными возможностями здоровья.
9) система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.
Основная образовательная программа начального общего образования в имеющем государственную аккредитацию образовательном учреждении разрабатывается на основе примерной основной образовательной программы начального общего образования.".
2. Пункт 17 дополнить абзацами следующего содержания:
"Реализация основной образовательной программы начального общего образования осуществляется самим образовательным учреждением. При отсутствии возможности для реализации внеурочной деятельности образовательное учреждение в рамках соответствующих государственных (муниципальных) заданий, формируемых учредителем, использует возможности образовательных учреждений дополнительного образования детей, организаций культуры и спорта.
В период каникул используются возможности организаций отдыха детей и их оздоровления, тематических лагерных смен, летних школ, создаваемых на базе общеобразовательных учреждений и образовательных учреждений дополнительного образования детей.
В целях обеспечения индивидуальных потребностей обучающихся в образовательной программе начального общего образования предусматриваются:
учебные курсы, обеспечивающие различные интересы обучающихся, в том числе этнокультурные;
внеурочная деятельность.".
3. Пункт 19.3 изложить в следующей редакции:
"19.3. Учебный план начального общего образования (далее - учебный план) обеспечивает введение в действие и реализацию требований Стандарта, определяет общий объем нагрузки и максимальный объем аудиторной нагрузки обучающихся, состав и структуру обязательных предметных областей по классам (годам обучения).
Основная образовательная программа начального общего образования может включать как один, так и несколько учебных планов.
Формы организации образовательного процесса, чередование учебной и внеурочной деятельности в рамках реализации основной образовательной программы начального общего образования определяет образовательное учреждение.
Учебные планы обеспечивают в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации в области образования <*>, возможность обучения на государственных языках субъектов Российской Федерации и родном (нерусском) языке, а также возможность их изучения и устанавливают количество занятий, отводимых на их изучение, по классам (годам) обучения.
--------------------------------
<*> Законодательство Российской Федерации в области образования включает в себя Конституцию Российской Федерации, Закон Российской Федерации "Об образовании", принимаемые в соответствии с ним другие законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, а также законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации в области образования (пункт 1 статьи 3 Закона Российской Федерации "Об образовании").
Обязательные предметные области и основные задачи реализации содержания предметных областей приведены в таблице:
┌────┬────────────────┬───────────────────────────────────────────────────┐ │ N │ Предметные │ Основные задачи реализации содержания │ │п/п │ области │ │ ├────┼────────────────┼───────────────────────────────────────────────────┤ │ 1 │Филология │Формирование первоначальных представлений о │ │ │ │единстве и многообразии языкового и культурного │ │ │ │пространства России, о языке как основе │ │ │ │национального самосознания. Развитие диалогической │ │ │ │и монологической устной и письменной речи, │ │ │ │коммуникативных умений, нравственных и эстетических│ │ │ │чувств, способностей к творческой деятельности │ ├────┼────────────────┼───────────────────────────────────────────────────┤ │ 2 │Математика и │Развитие математической речи, логического и │ │ │информатика │алгоритмического мышления, воображения, обеспечение│ │ │ │первоначальных представлений о компьютерной │ │ │ │грамотности │ ├────┼────────────────┼───────────────────────────────────────────────────┤ │ 3 │Обществознание и│Формирование уважительного отношения к семье, │ │ │естествознание │населенному пункту, региону, России, истории, │ │ │(Окружающий мир)│культуре, природе нашей страны, ее современной │ │ │ │жизни. Осознание ценности, целостности и │ │ │ │многообразия окружающего мира, своего места в нем. │ │ │ │Формирование модели безопасного поведения в │ │ │ │условиях повседневной жизни и в различных опасных и│ │ │ │чрезвычайных ситуациях. Формирование │ │ │ │психологической культуры и компетенции для │ │ │ │обеспечения эффективного и безопасного │ │ │ │взаимодействия в социуме │ ├────┼────────────────┼───────────────────────────────────────────────────┤ │ 4 │Основы духовно- │Воспитание способности к духовному развитию, │ │ │нравственной │нравственному самосовершенствованию. Формирование │ │ │культуры народов│первоначальных представлений о светской этике, об │ │ │России │отечественных традиционных религиях, их роли в │ │ │ │культуре, истории и современности России │ ├────┼────────────────┼───────────────────────────────────────────────────┤ │ 5 │Искусство │Развитие способностей к художественно-образному, │ │ │ │эмоционально-ценностному восприятию произведений │ │ │ │изобразительного и музыкального искусства, │ │ │ │выражению в творческих работах своего отношения к │ │ │ │окружающему миру │ ├────┼────────────────┼───────────────────────────────────────────────────┤ │ 6 │Технология │Формирование опыта как основы обучения и познания, │ │ │ │осуществление поисково-аналитической деятельности │ │ │ │для практического решения прикладных задач с │ │ │ │использованием знаний, полученных при изучении │ │ │ │других учебных предметов, формирование │ │ │ │первоначального опыта практической │ │ │ │преобразовательной деятельности │ ├────┼────────────────┼───────────────────────────────────────────────────┤ │ 7 │Физическая │Укрепление здоровья, содействие гармоничному │ │ │культура │физическому, нравственному и социальному развитию, │ │ │ │успешному обучению, формирование первоначальных │ │ │ │умений саморегуляции средствами физической │ │ │ │культуры. Формирование установки на сохранение и │ │ │ │укрепление здоровья, навыков здорового и │ │ │ │безопасного образа жизни │ └────┴────────────────┴───────────────────────────────────────────────────┘
Количество учебных занятий за 4 учебных года не может составлять менее 2904 часов и более 3210 часов.
В целях обеспечения индивидуальных потребностей обучающихся часть учебного плана, формируемая участниками образовательного процесса, предусматривает:
учебные занятия для углубленного изучения отдельных обязательных учебных предметов;
учебные занятия, обеспечивающие различные интересы обучающихся, в том числе этнокультурные.
Для развития потенциала обучающихся, прежде всего одаренных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья, могут разрабатываться с участием самих обучающихся и их родителей (законных представителей) индивидуальные учебные планы. Реализация индивидуальных учебных планов сопровождается поддержкой тьютора образовательного учреждения.".