См. Документы Министерства образования и науки Российской Федерации

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПРИКАЗ
от 26 ноября 2010 г. N 1241

О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ
В ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ
СТАНДАРТ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ, УТВЕРЖДЕННЫЙ
ПРИКАЗОМ МИНИСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ ОТ 6 ОКТЯБРЯ 2009 Г. N 373

В соответствии с пунктом 5.2.7 Положения о Министерстве образования и науки Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 мая 2010 г. N 337 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2010, N 21, ст. 2603; N 26, ст. 3350), пунктом 7 Правил разработки и утверждения федеральных государственных образовательных стандартов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 февраля 2009 г. N 142 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2009, N 9, ст. 1110), приказываю:

Утвердить прилагаемые изменения, которые вносятся в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. N 373 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 22 декабря 2009 г., регистрационный N 15785).

Министр
А.А.ФУРСЕНКО

Приложение

Утверждены
Приказом Министерства
образования и науки
Российской Федерации
от 26 ноября 2010 г. N 1241

ИЗМЕНЕНИЯ,
КОТОРЫЕ ВНОСЯТСЯ В ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ,
УТВЕРЖДЕННЫЙ ПРИКАЗОМ МИНИСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОТ 6 ОКТЯБРЯ 2009 Г. N 373

1. Пункт 16 изложить в следующей редакции:

"16. Основная образовательная программа начального общего образования реализуется образовательным учреждением через учебный план и внеурочную деятельность.

Внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности (спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное), в том числе через такие формы, как экскурсии, кружки, секции, круглые столы, конференции, диспуты, школьные научные общества, олимпиады, соревнования, поисковые и научные исследования, общественно полезные практики.

Основная образовательная программа начального общего образования должна содержать следующие разделы:

1) пояснительная записка;

2) планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования;

3) учебный план начального общего образования;

4) программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования;

5) программы отдельных учебных предметов, курсов;

6) программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования;

7) программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни;

8) программа коррекционной работы <*>;

--------------------------------

<*> Данная программа разрабатывается при организации обучения и воспитания в образовательном учреждении детей с ограниченными возможностями здоровья.

9) система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.

Основная образовательная программа начального общего образования в имеющем государственную аккредитацию образовательном учреждении разрабатывается на основе примерной основной образовательной программы начального общего образования.".

2. Пункт 17 дополнить абзацами следующего содержания:

"Реализация основной образовательной программы начального общего образования осуществляется самим образовательным учреждением. При отсутствии возможности для реализации внеурочной деятельности образовательное учреждение в рамках соответствующих государственных (муниципальных) заданий, формируемых учредителем, использует возможности образовательных учреждений дополнительного образования детей, организаций культуры и спорта.

В период каникул используются возможности организаций отдыха детей и их оздоровления, тематических лагерных смен, летних школ, создаваемых на базе общеобразовательных учреждений и образовательных учреждений дополнительного образования детей.

В целях обеспечения индивидуальных потребностей обучающихся в образовательной программе начального общего образования предусматриваются:

учебные курсы, обеспечивающие различные интересы обучающихся, в том числе этнокультурные;

внеурочная деятельность.".

3. Пункт 19.3 изложить в следующей редакции:

"19.3. Учебный план начального общего образования (далее - учебный план) обеспечивает введение в действие и реализацию требований Стандарта, определяет общий объем нагрузки и максимальный объем аудиторной нагрузки обучающихся, состав и структуру обязательных предметных областей по классам (годам обучения).

Основная образовательная программа начального общего образования может включать как один, так и несколько учебных планов.

Формы организации образовательного процесса, чередование учебной и внеурочной деятельности в рамках реализации основной образовательной программы начального общего образования определяет образовательное учреждение.

Учебные планы обеспечивают в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации в области образования <*>, возможность обучения на государственных языках субъектов Российской Федерации и родном (нерусском) языке, а также возможность их изучения и устанавливают количество занятий, отводимых на их изучение, по классам (годам) обучения.

--------------------------------

<*> Законодательство Российской Федерации в области образования включает в себя Конституцию Российской Федерации, Закон Российской Федерации "Об образовании", принимаемые в соответствии с ним другие законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, а также законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации в области образования (пункт 1 статьи 3 Закона Российской Федерации "Об образовании").

Обязательные предметные области и основные задачи реализации содержания предметных областей приведены в таблице:

┌────┬────────────────┬───────────────────────────────────────────────────┐
│ N  │   Предметные   │       Основные задачи реализации содержания       │
│п/п │    области     │                                                   │
├────┼────────────────┼───────────────────────────────────────────────────┤
│ 1  │Филология       │Формирование первоначальных представлений о        │
│    │                │единстве и многообразии языкового и культурного    │
│    │                │пространства России, о языке как основе            │
│    │                │национального самосознания. Развитие диалогической │
│    │                │и монологической устной и письменной речи,         │
│    │                │коммуникативных умений, нравственных и эстетических│
│    │                │чувств, способностей к творческой деятельности     │
├────┼────────────────┼───────────────────────────────────────────────────┤
│ 2  │Математика и    │Развитие математической речи, логического и        │
│    │информатика     │алгоритмического мышления, воображения, обеспечение│
│    │                │первоначальных представлений о компьютерной        │
│    │                │грамотности                                        │
├────┼────────────────┼───────────────────────────────────────────────────┤
│ 3  │Обществознание и│Формирование уважительного отношения к семье,      │
│    │естествознание  │населенному пункту, региону, России, истории,      │
│    │(Окружающий мир)│культуре, природе нашей страны, ее современной     │
│    │                │жизни. Осознание ценности, целостности и           │
│    │                │многообразия окружающего мира, своего места в нем. │
│    │                │Формирование модели безопасного поведения в        │
│    │                │условиях повседневной жизни и в различных опасных и│
│    │                │чрезвычайных ситуациях. Формирование               │
│    │                │психологической культуры и компетенции для         │
│    │                │обеспечения эффективного и безопасного             │
│    │                │взаимодействия в социуме                           │
├────┼────────────────┼───────────────────────────────────────────────────┤
│ 4  │Основы духовно- │Воспитание способности к духовному развитию,       │
│    │нравственной    │нравственному самосовершенствованию. Формирование  │
│    │культуры народов│первоначальных представлений о светской этике, об  │
│    │России          │отечественных традиционных религиях, их роли в     │
│    │                │культуре, истории и современности России           │
├────┼────────────────┼───────────────────────────────────────────────────┤
│ 5  │Искусство       │Развитие способностей к художественно-образному,   │
│    │                │эмоционально-ценностному восприятию произведений   │
│    │                │изобразительного и музыкального искусства,         │
│    │                │выражению в творческих работах своего отношения к  │
│    │                │окружающему миру                                   │
├────┼────────────────┼───────────────────────────────────────────────────┤
│ 6  │Технология      │Формирование опыта как основы обучения и познания, │
│    │                │осуществление поисково-аналитической деятельности  │
│    │                │для практического решения прикладных задач с       │
│    │                │использованием знаний, полученных при изучении     │
│    │                │других учебных предметов, формирование             │
│    │                │первоначального опыта практической                 │
│    │                │преобразовательной деятельности                    │
├────┼────────────────┼───────────────────────────────────────────────────┤
│ 7  │Физическая      │Укрепление здоровья, содействие гармоничному       │
│    │культура        │физическому, нравственному и социальному развитию, │
│    │                │успешному обучению, формирование первоначальных    │
│    │                │умений саморегуляции средствами физической         │
│    │                │культуры. Формирование установки на сохранение и   │
│    │                │укрепление здоровья, навыков здорового и           │
│    │                │безопасного образа жизни                           │
└────┴────────────────┴───────────────────────────────────────────────────┘

Количество учебных занятий за 4 учебных года не может составлять менее 2904 часов и более 3210 часов.

В целях обеспечения индивидуальных потребностей обучающихся часть учебного плана, формируемая участниками образовательного процесса, предусматривает:

учебные занятия для углубленного изучения отдельных обязательных учебных предметов;

учебные занятия, обеспечивающие различные интересы обучающихся, в том числе этнокультурные.

Для развития потенциала обучающихся, прежде всего одаренных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья, могут разрабатываться с участием самих обучающихся и их родителей (законных представителей) индивидуальные учебные планы. Реализация индивидуальных учебных планов сопровождается поддержкой тьютора образовательного учреждения.".