См. Документы Министерства культуры Российской Федерации

МИНИСТЕРСТВО КУЛЬТУРЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПРИКАЗ
от 30 октября 2020 г. N 1352

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПРЕДМЕТА
ОХРАНЫ ОБЪЕКТА КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗНАЧЕНИЯ
"ЦЕРКОВЬ СМОЛЕНСКОЙ ИКОНЫ БОЖИЕЙ МАТЕРИ", 1746 - 1753 ГОДЫ,
АРХИТЕКТОРЫ И.Ф. МИЧУРИН, Д.В. УХТОМСКИЙ, И.И. ЖУКОВ,
ВХОДЯЩЕГО В СОСТАВ ОБЪЕКТА КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ
ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗНАЧЕНИЯ "АРХИТЕКТУРНЫЙ АНСАМБЛЬ
ТРОИЦЕ-СЕРГИЕВОЙ ЛАВРЫ В ГОРОДЕ СЕРГИЕВ ПОСАД",
XIV - СЕРЕДИНА XX ВЕКА

Руководствуясь Федеральным законом от 25 июня 2002 г. N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" и подпунктом 5.3.6 Положения о Министерстве культуры Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 20 июля 2011 г. N 590, приказываю:

1. Утвердить прилагаемый предмет охраны объекта культурного наследия федерального значения "Церковь Смоленской иконы Божией Матери", 1746 - 1753 годы, архитекторы И.Ф. Мичурин, Д.В. Ухтомский, И.И. Жуков (Московская область, Сергиево-Посадский муниципальный район, городское поселение Сергиев Посад, г. Сергиев Посад, Свято-Троицкая Сергиева Лавра, литера А 46), входящего в состав объекта культурного наследия федерального значения "Архитектурный ансамбль Троице-Сергиевой Лавры в городе Сергиев Посад", XIV - середина XX века.

2. Контроль за исполнением настоящего приказа оставляю за собой.

Первый заместитель Министра
С.Г.ОБРЫВАЛИН

Приложение
к приказу Министерства культуры
Российской Федерации
от 30.10.2020 г. N 1352

ПРЕДМЕТ
ОХРАНЫ ОБЪЕКТА КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗНАЧЕНИЯ
"ЦЕРКОВЬ СМОЛЕНСКОЙ ИКОНЫ БОЖИЕЙ МАТЕРИ", 1746 - 1753 ГОДЫ,
АРХИТЕКТОРЫ И.Ф. МИЧУРИН, Д.В. УХТОМСКИЙ, И.И. ЖУКОВ,
ВХОДЯЩЕГО В СОСТАВ ОБЪЕКТА КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ
ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗНАЧЕНИЯ "АРХИТЕКТУРНЫЙ АНСАМБЛЬ
ТРОИЦЕ-СЕРГИЕВОЙ ЛАВРЫ В ГОРОДЕ СЕРГИЕВ ПОСАД",
XIV - СЕРЕДИНА XX ВЕКА

- местоположение церкви, построенной на оси от въездных ворот Каличьей башни к Троицкому собору напротив церкви преподобных Зосимы и Савватия Соловецких и замыкающей северо-западный угол Соборной площади, ее роль в композиционно-планировочной структуре ансамбля Троице-Сергиевой Лавры;

- объемно-пространственная композиция расположенной на высоком подклете небольшой церкви-ротонды 1746 - 1753 гг., с окружающей ее "юбкой" из четырех расположенных по сторонам света открытых крылец с двумя боковыми входами и балюстрадой каждое, увенчанной ребристым повышенным куполом с четырьмя окнами-люкарнами и завершенного восьмигранным световым барабаном с граненой главой и крестом, в том числе высотные отметки по венчающим карнизам и барабану;

- восьмигранный яйцевидной формы купол с накладными ребрами и четырьмя овальными окнами, металлические окрытия аттиков, люкарн и выступающих деталей с резным подзором, граненая грушевидная позолоченная глава с крестом на полумесяце 1746 - 1753 гг., их конструкция, конфигурация, высотные отметки, материал и характер кровельного покрытия (с учетом реставрации XX в.);

- композиционное решение и архитектурно-художественное оформление фасадов двухсветной на белокаменном подклете с четырьмя лестницами церкви 1746 - 1753 гг., в том числе белокаменные цоколь, лестницы, балюстрады, четыре портика большого ордера с разорванными лучковыми аттиками и сдвоенными боковыми гладкими пилястрами на общих базах, с расположенными между ними четырьмя криволинейными нишами, местоположение, размеры, форма и оформление входа в церковь профилированным наличником, оконных проемов наличниками с замковыми камнями, сложными сандриками, "ушками с серьгами", подоконными полочками с консолями, люкарн - овальными очельями с лучковыми сандриками и белокаменными орнаментами, профилированные карнизы, окружающие барабан пинакли, белокаменные пилястры, налички арочных окон, фигурное каменное подкрестовье (с учетом реставрации XX в.);

- копия белокаменной иконы Смоленской Божьей Матери в нише восточного фасада;

- материал и характер отделки фасадных поверхностей 1746 - 1753 гг. (гладкая штукатурка, белый камень);

- колористическое решение фасадов с покраской в два цвета 1746 - 1753 гг.;

- наружные белокаменные криволинейные крыльца с лестницами и балюстрадами 1746 - 1753 гг., каменная лестница схода в подвал, их местоположение, конструкции, материал и декоративное оформление, в том числе ограждение в виде белокаменной балюстрады (с учетом реставрации XX в.);

- пространственно-планировочная структура церкви 1746 - 1753 гг. в пределах капитальных стен, арок, ниш, купола с овальными окнами и световым барабаном, подклета с уплощенным куполом на дуговых распалубках 1868 г. и пространств под крыльцами (с учетом отметок полов и солеи);

- капитальные стены из белого камня и большемерного кирпича на известковом растворе, купол с четырьмя овальными окнами и световым барабаном церкви 1746 - 1753 гг. с металлическими круглыми связями на уровне пят, плоский купол подклета с распалубками над оконными проемами и арочными нишами, их конструкции, техника и технология выполнения и материал;

- архитектурно-художественное оформление интерьеров 1746 - 1753 гг., XIX в., включая пилястры, профилированные карнизы, тяги, полы из метлахской плитки;

- резной деревянный позолоченный на полимент барочный иконостас придела Ильи Пророка церкви Параскевы на Пятницкой улице в Москве, 1748 г., арх. Д.В. Ухтомский, со скульптурами, императорской короной, картушами, витыми колоннами, его конструкции, материал, техника и технология выполнения, иконы (с учетом реставрации 1956 г.);

- первоначальная окраска интерьеров;

- росписи стен XIX вв.;

- металлические оконные решетки, их местоположение, материал и декоративное оформление (с учетом реставрации XX в.);

- гробница с захоронением митрополита Крутицкого и Коломенского Николая (Ярушевича, + 1961 г.).