См. Документы Министерства культуры Российской Федерации

МИНИСТЕРСТВО КУЛЬТУРЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПРИКАЗ
от 30 октября 2020 г. N 1329

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПРЕДМЕТА
ОХРАНЫ ОБЪЕКТА КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗНАЧЕНИЯ
"НАДВРАТНАЯ ЦЕРКОВЬ РОЖДЕСТВА СВЯТОГО ИОАННА ПРЕДТЕЧИ",
1513, 1693 - 1699 ГОДЫ, ВХОДЯЩЕГО В СОСТАВ ОБЪЕКТА
КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗНАЧЕНИЯ "АРХИТЕКТУРНЫЙ
АНСАМБЛЬ ТРОИЦЕ-СЕРГИЕВОЙ ЛАВРЫ В ГОРОДЕ СЕРГИЕВ ПОСАД",
XIV - СЕРЕДИНА XX ВЕКА

Руководствуясь Федеральным законом от 25 июня 2002 г. N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" и подпунктом 5.3.6 Положения о Министерстве культуры Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 20 июля 2011 г. N 590, приказываю:

1. Утвердить прилагаемый предмет охраны объекта культурного наследия федерального значения "Надвратная церковь Рождества святого Иоанна Предтечи", 1513, 1693 - 1699 годы (Московская область, Сергиево-Посадский муниципальный район, городское поселение Сергиев Посад, г. Сергиев Посад, Свято-Троицкая Сергиева Лавра, литера А 1), входящего в состав объекта культурного наследия федерального значения "Архитектурный ансамбль Троице-Сергиевой Лавры в городе Сергиев Посад", XIV - середина XX века.

2. Контроль за исполнением настоящего приказа оставляю за собой.

Первый
заместитель Министра
С.Г.ОБРЫВАЛИН

Приложение
к приказу Министерства культуры
Российской Федерации
от 30.10.2020 г. N 1329

ПРЕДМЕТ
ОХРАНЫ ОБЪЕКТА КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗНАЧЕНИЯ
"НАДВРАТНАЯ ЦЕРКОВЬ РОЖДЕСТВА СВЯТОГО ИОАННА ПРЕДТЕЧИ",
1513, 1693 - 1699 ГОДЫ, ВХОДЯЩЕГО В СОСТАВ ОБЪЕКТА
КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗНАЧЕНИЯ "АРХИТЕКТУРНЫЙ
АНСАМБЛЬ ТРОИЦЕ-СЕРГИЕВОЙ ЛАВРЫ В ГОРОДЕ СЕРГИЕВ ПОСАД",
XIV - СЕРЕДИНА XX ВЕКА

- местоположение, градостроительные и силуэтные характеристики церкви, фиксирующей восточную линию первоначальных стен монастыря, ее роль в композиционно-планировочной структуре обители, в оформлении парадного входа в монастырь, в закреплении основной планировочной оси от Святых врат к церкви Св. Троицы, в формировании основных высотных доминант монастыря;

- объемно-пространственная композиция надвратной церкви с пилонами и аркой проездных ворот 1513 г., над которыми надстроен в 1693 - 1699 гг. пятиглавый с тремя апсидами четверик храма с частично открытым гульбищем, в XVIII в. перестроенным в полностью крытую галерею с опорой на короткие круглые кирпичные колонны, и в XIX в. остекленную, высотные отметки по завершениям ярусов и барабанов XVII в. (с учетом реставрационных работ XX в.);

- крыши галереи, верхнего и малого четвериков, граненые главы с крестами, их конфигурация, материал, высотные отметки, характер кровельных покрытий, художественное оформление, включая металлический резной подзор четверика храма и глав, колористическое решение (с учетом реставрационных работ 1970 гг.);

- композиционное решение и архитектурно-художественное оформление фасадов 1513, 1693 - 1699 гг., в том числе кирпичные цоколи с верхними белокаменными валиками, высокие трехчетвертные колонны с белокаменными профилированными постаментами, круглыми базами, белокаменными перехватами на энтазисе, растительными капителями, расчленяющие поле стен четверика Святых ворот, укороченные плоские резные с растительным орнаментом стеновые пилястры и угловые полуколонки XVII в. и круглые тосканские колонны галереи XVIII в., трехчетвертные колонны на резных консолях и с растительными капителями четверика храма, верхний его пояс из декоративных раковин между филенчатыми пилястрами, местоположение, форма, размер и оформление оконных и дверных проемов (восьмигранные окна в нишах, обрамленных валиком, и окруженные белокаменными прямоугольными вставками, дверные проемы и порталы с полуциркульным завершением), резные кронштейны под окнами четверика, пояс модульонов по его верху, профилированные карнизы, плоские пилястры светового четверика под центральным световым барабаном, приставные колонки на кронштейнах барабанов, ложные окна боковых барабанов;

- материал и характер отделки фасадных поверхностей начала XVI - конца XVII вв., включая кирпичные поверхности стен под обмазкой, белокаменные элементы декора;

- колористическое решение фасадов XVII - XIX вв., включая однотонную и под бриллиантовый руст покраску стен по грунтовке, роспись колонн растительным орнаментом;

- белокаменная отмостка и брусчатка, местоположение крылец конца XVII в.;

- пространственно-планировочная структура интерьеров Святых врат и надвратной церкви в пределах капитальных стен, сводчатых перекрытий, дверных и оконных проемов, ниш 1513, 1693 - 1699 гг., галереи XVIII в., включая кирпичный цилиндрический свод проездной арки с рядом подпружных арок и дуговыми распалубками, сомкнутый свод с прямоугольным отверстием в основании средней световой главы в бесстолпном храме, конхи алтаря и ползучие коробовые своды внутристенных лестниц;

- стены, полуциркульные и сомкнутый своды, дверные, оконные откосы и ниши из большемерного кирпича, металлические связи, отверстия для засовов 1513, 1693 - 1699 гг., их конструкция, техника перевязки, технология исполнения, материал;

- две внутристенные лестницы в пилонах нач. XVI - кон. XVII вв., их конструкции;

- архитектурно-декоративное оформление интерьеров кон. XVII - начала XX вв., включая порталы, резные колонны и барельефы с растительным орнаментом, профилированный карниз у основания центрального барабана, наличники и откосы окон, полы галереи и храма из серо-белой метлахской плитки с бордюром из меандра рубежа XIX - XX вв.;

- колористическое решение интерьеров XVII - начала XX вв.;

- сюжетные росписи в Святых вратах на тему жития Преподобного Сергия на стенах и арках, с изображением Христа, Апостолов и Богоматери на своде, росписи в храме и на лестницах, сюжетные, орнаментальные и под мрамор;

- деревянный четырехъярусный резной золоченый иконостас первой трети XIX в., его местоположение, конструкция, материал, композиционное решение и декоративное оформление, иконы;

- двери входа в храм с галереи и с лестницы 1693 - 1699 гг. (двустворчатые железные кузнечной работы из листового и полосового клепаного железа с живописным оформлением, кольцами-ручками и подставами), железные кованые подставы, в том числе Святых врат, кованые кубчатые решетки на окнах 1693 - 1699 гг., металлические козырьки над проездной аркой на западном и восточном фасадах (с учетом реставрационных работ XX в.);

- печь-голландка 1693 - 1699 гг. с рельефными полихромными изразцами, короной, боковой затопкой, реставрационной трубой и дымником.