См. Документы Министерства культуры Российской Федерации

МИНИСТЕРСТВО КУЛЬТУРЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПРИКАЗ
от 28 августа 2014 г. N 1483

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПЛАНА МЕРОПРИЯТИЙ ("ДОРОЖНАЯ КАРТА")
"ИЗМЕНЕНИЯ В ОТРАСЛЯХ СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЫ, НАПРАВЛЕННЫЕ
НА ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ" В ОТНОШЕНИИ
ПОДВЕДОМСТВЕННЫХ МИНИСТЕРСТВУ КУЛЬТУРЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНЫХ ГОСУДАРСТВЕННЫХ БЮДЖЕТНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ
ОРГАНИЗАЦИЙ И НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ УЧРЕЖДЕНИЙ

В целях реализации Плана мероприятий ("дорожная карта") "Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности образования и науки", утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 апреля 2014 г. N 722-р, приказываю:

1. Утвердить согласованный с Министерством образования и науки Российской Федерации План мероприятий "дорожная карта" "Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности образования и науки" в отношении подведомственных Министерству культуры Российской Федерации федеральных государственных бюджетных образовательных организаций и научно-исследовательских учреждений (далее - План мероприятий "дорожная карта") согласно Приложению.

2. На основании Плана мероприятий "дорожная карта" подведомственным Министерству культуры Российской Федерации федеральным государственным бюджетным образовательным организациям и научно-исследовательским учреждениям разработать и представить на согласование в срок до 30 сентября 2014 г. планы мероприятий "дорожная карта", включающие показатели, характеризующие проведение структурных и институциональных преобразований, а также показатели по соотношению средней заработной платы педагогических и научных работников учреждения и средней заработной платы по субъекту Российской Федерации.

3. Считать утратившим силу приказ "Об утверждении Плана мероприятий ("дорожная карта") N 500 от 15 мая 2013 г. "Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности образования и науки" в отношении подведомственных Министерству культуры Российской Федерации федеральных государственных бюджетных образовательных организаций и научно-исследовательских учреждений".

4. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на статс-секретаря - заместителя Министра культуры Российской Федерации Г.П. Ивлиева.

Министр
В.Р.МЕДИНСКИЙ

Приложение
к приказу
Минкультуры России
от 28 августа 2014 г. N 1483

ПЛАН
МЕРОПРИЯТИЙ ("ДОРОЖНАЯ КАРТА") "ИЗМЕНЕНИЯ В ОТРАСЛЯХ
СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЫ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ
ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ" В ОТНОШЕНИИ ПОДВЕДОМСТВЕННЫХ
МИНИСТЕРСТВУ КУЛЬТУРЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНЫХ
ГОСУДАРСТВЕННЫХ БЮДЖЕТНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ
И НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ УЧРЕЖДЕНИЙ

I. Изменения в среднем профессиональном образовании
в сфере культуры и искусства, направленные на повышение
эффективности и качества услуг в сфере образования,
соотнесенные с этапами перехода к эффективному контракту

1. Основные направления

Укрепление потенциала среднего профессионального образования в сфере культуры и искусства включает в себя:

- расширение сферы влияния среднего профессионального образования в сфере культуры и искусства на духовно-нравственное формирование общества: проведение олимпиад, фестивалей, конкурсов, выставок, концертов, мастер-классов по различным видам искусств, с привлечением одаренных детей, обучающихся в организациях дополнительного образования детей, детских школах искусств, общеобразовательных организациях;

- увеличение количества одаренных детей, обучающихся по программам среднего профессионального образования в области искусств;

- создание Центров искусств для одаренных детей <*>;

--------------------------------

<*> В соответствии с поручением Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации О.Ю. Голодец от 19.07.2012 N ОГ-П44-4103 с целью эффективного использования творческих, научных и образовательных ресурсов образовательных организаций для формирования инновационной структуры единого образовательного пространства в области искусства, обеспечения общественной значимости поддержки детской одаренности, оптимального использования творческого потенциала и педагогического мастерства выдающихся деятелей отечественного и зарубежного искусства, создания инновационной модели по обучению одаренных детей у мастеров исполнительских искусств необходимо создать развитую сеть федеральных и региональных центров искусств для одаренных детей.

Деятельность Центров должна быть направлена на:

тесное взаимодействие с детскими школами искусств, общеобразовательными школами, средними и высшими профессиональными учебными заведениями с целью совместного выявления и дальнейшего профессионального становления одаренных детей, обеспечение возможности восполнения недостающих кадровых ресурсов, получения консультаций по вопросам реализации образовательных программ в области искусств, использования передовых образовательных технологий;

осуществление отбора одаренных детей из регионов страны с целью организации для них систематических краткосрочных обучающих курсов (творческих школ, мастер-классов) с привлечением отечественных и зарубежных деятелей искусств;

проведение творческих и культурно-просветительских мероприятий (конкурсов, фестивалей, олимпиад, выездных концертов и постановок);

разработку методической литературы, новых педагогических технологий и апробацию их на практике.

В настоящее время созданы:

Федеральный центр для одаренных детей и молодежи Юрия Башмета на базе Российской академии музыки имени Гнесиных и его филиалы в Сибирском, Уральском, Приволжском, Северо-Кавказском и Южном федеральных округах, на базе Новосибирской государственной консерватории (академии) имени М.И. Глинки, Уральской государственной консерватории (академии) имени М.П. Мусоргского, Казанской государственной консерватории (академии) имени Н.Г. Жиганова, Северо-Кавказского государственного института искусств; Ростовской государственной консерватории (академии) имени С.В. Рахманинова;

Федеральный центр для одаренных детей и молодежи Валерия Гергиева в Северо-Западном и Приволжском федеральных округах на базе Петрозаводской государственной консерватории имени А.К. Глазунова, Нижегородской государственной консерватории (академии) им. М.И. Глинки;

Федеральный центр для одаренных детей на базе Московской государственной академии хореографии.

Планируется создание федерального центра для одаренных детей на базе Школы-студии при Государственном академическом ансамбле народного танца имени Игоря Моисеева.

- разработку и реализацию программ развития образовательных организаций среднего профессионального и высшего образования, в т.ч. направленных на создание многоуровневых образовательных комплексов;

- увеличение количества одаренных детей, привлекаемых к участию в творческих мероприятиях до 8 процентов от общего числа детей, обучающихся по интегрированным и дополнительным общеобразовательным программам в области искусств (Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2012 N 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики");

- мониторинг оценки деятельности организаций, реализующих программы среднего профессионального образования.

Повышение качества среднего профессионального образования включает в себя:

- создание условий для развития одаренных детей и молодежи в области искусств с учетом реализации Концепции развития образования в сфере культуры и искусства в Российской Федерации на 2008 - 2015 годы, одобренной распоряжением Правительства Российской Федерации от 25.08.2008 N 1244-р, Концепции общенациональной системы выявления и развития молодых талантов, утвержденной Президентом Российской Федерации от 03.04.2012;

- разработку и реализацию Концепции развития музыкального образования в Российской Федерации;

- разработку и реализацию образовательных программ и творческих проектов, направленных на духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения, выявление и поддержку одаренных детей и молодежи;

- формирование новых принципов распределения государственного задания на программы среднего профессионального образования с учетом потребности отрасли культуры в квалифицированных кадрах и функционирования двух- и трехуровневой модели подготовки кадров по образовательным программам в области искусств;

- разработку и внедрение системы оценки качества реализуемых программ среднего профессионального образования;

- сокращение реализации непрофильных для отрасли культуры образовательных программ среднего профессионального образования;

- разработку и реализацию программ начального общего образования для одаренных детей в области музыкального искусства в образовательных учреждениях, реализующих интегрированные программы среднего профессионального образования в области музыкального искусства;

- актуализацию содержания образовательных программ среднего профессионального образования, в том числе интегрированных программ в области искусств;

- развитие взаимодействия образовательных организаций, реализующих программы среднего профессионального образования, с другими образовательными организациями и организациями культуры;

- осуществление оптимизации занятости и рабочей нагрузки работников образовательных организаций в целях повышения эффективности расходования бюджетных средств.

Введение эффективного контракта в системе среднего профессионального образования включает в себя:

- внедрение механизмов эффективного контракта с педагогическими работниками, реализующих программы среднего профессионального образования, в том числе интегрированные программы в области искусств;

- проведение аттестации педагогических работников, реализующих программы среднего профессионального образования, с последующим их переводом на эффективный контракт;

- внедрение механизмов эффективного контракта с руководителями образовательных организаций системы среднего профессионального образования в части установления взаимосвязи между показателями качества предоставляемых государственных услуг организацией и эффективностью деятельности руководителя образовательной организации;

- информационное и мониторинговое сопровождение введения эффективного контракта.

2. Ожидаемые результаты

Укрепление потенциала среднего профессионального образования предусматривает:

- функционирование образовательных организаций, реализующих программы среднего профессионального образования, с учетом реализации Концепции развития образования в сфере культуры и искусства в Российской Федерации на 2008 - 2015 годы, Концепции общенациональной системы выявления и развития молодых талантов, удовлетворения потребности отрасли культуры в квалифицированных кадрах и функционирования двух- и трехуровневой модели подготовки кадров по образовательным программам в области искусств;

- взаимодействие образовательных организаций, реализующих программы среднего профессионального образования, с образовательными организациями дополнительного образования детей, в том числе детскими школами искусств, общеобразовательными организациями, учреждениями культуры;

- реализацию образовательными организациями, реализующими программы среднего профессионального образования, дополнительных предпрофессиональных образовательных программ в области искусств;

- реализацию образовательными организациями, реализующими интегрированные программы среднего профессионального образования в области музыкального искусства, программы начального общего образования, адаптированной для одаренных детей в области музыкального искусства;

- создание на базе образовательных организаций высшего образования многоуровневых комплексов путем присоединения к ним образовательных организаций среднего профессионального образования в качестве структурных подразделений.

3. Основные количественные характеристики среднего
профессионального образования в подведомственных
Минкультуры России образовательных учреждениях:

Единица измерения
2013 год
2014 год
2015 год
2016 год
2017 год
2018 год
Количество образовательных организаций среднего профессионального образования
единиц
10
9
8
8
8
8

- создание федеральных центров для одаренных детей и молодежи на базе пяти подведомственных образовательных организаций высшего и среднего профессионального образования:

Единица измерения
2013 год
2014 год
2015 год
2016 год
2017 год
2018 год
Количество центров для одаренных детей и молодежи
единиц
2
2
3
3
4
5

- реализация образовательными организациями высшего образования образовательных программ среднего профессионального образования, в том числе интегрированных образовательных программ в области искусств:

Единица измерения
2013 год
2014 год
2015 год
2016 год
2017 год
2018 год
Количество образовательных организаций высшего образования, реализующих программы среднего профессионального образования
единиц
19
20
21
21
21
21
N
Наименование показателя
Единица измерения
2013 год
2014 год
2015 год
2016 год
2017 год
2018 год
1.
Численность обучающихся по образовательным программам среднего профессионального образования <*>
человек
10725
10700
10700
10680
10680
10650
2.
Численность обучающихся в расчете на 1 педагогического работника (включая концертмейстеров) <**>
человек
4
4
4
4
4
4
3.
Среднесписочная численность преподавателей и мастеров производственного обучения среднего профессионального образования <***>
человек
1330
1313
1313
1310
1310
1305
4.
Доля работников административно-управленческого и вспомогательного персонала в общей численности работников профессиональных образовательных организаций
проценты
35
35
35
35
35
35
5.
Увеличение количества одаренных детей, участвующих в творческих мероприятиях, по отношению к общей численности детей, обучающихся в образовательных организациях по программам среднего профессионального образования (в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. N 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики")
проценты
15
20
25
30
30
30

--------------------------------

<*> В том числе студентов, обучающихся в вузах по образовательным программам среднего профессионального образования.

<**> Удельный вес аудиторных занятий при реализации образовательных программ среднего профессионального образования, в том числе интегрированных программ в области искусств, приходится на индивидуальные и мелкогрупповые формы. При этом по образовательным программам в области музыкального и хореографического искусства 40 - 45 процентов учебных предметов реализуются с участием концертмейстера.

<***> В том числе педагогических работников, реализующих образовательные программы среднего профессионального образования в вузах, и студентов, обучающихся по указанным программам в вузах.

4. Мероприятия по повышению эффективности и качества
услуг, реализуемых подведомственными Минкультуры России
образовательными учреждениями, соотнесенные с этапами
перехода к эффективному контракту

N
Наименование мероприятия
Ответственные исполнители
Сроки реализации
Показатели
Укрепление потенциала системы среднего профессионального образования и профессионального обучения и повышение ее инвестиционной привлекательности
1.
Проведение мониторинга оценки деятельности организаций, реализующих программы среднего профессионального образования
Минкультуры России
Департамент науки и образования
ноябрь 2014 года, далее ежегодно
Согласно разработанным отраслевым показателям
2.
Разработка программ по оптимизации сети подведомственных профессиональных образовательных организаций
Минкультуры России
Департамент науки и образования
2015 год
3.
Проведение оптимизации сети подведомственных профессиональных образовательных организаций
Минкультуры России
Департамент науки и образования
сентябрь 2015 года
4.
Введение системы нормативно-подушевого финансирования образовательных услуг
Минкультуры России
Департамент науки и образования
сентябрь 2014 года
Эффективность методики расчета финансового обеспечения государственного задания на реализацию образовательных программ среднего профессионального образования
5.
Создание многоуровневых образовательных комплексов, а также "центров искусств для одаренных детей" на базе профессиональных образовательных организаций путем реализации программ начального общего образования для одаренных детей и предпрофессиональных программ в области искусств
Минкультуры России
Департамент науки и образования,
руководители подведомственных образовательных организаций
2014 - 2018 годы
Количество образовательных организаций
6.
Создание многоуровневых образовательных комплексов, а также "центров искусств для одаренных детей" на базе образовательных организаций высшего образования путем реализации образовательных программ среднего профессионального образования, в том числе интегрированных образовательных программ и предпрофессиональных программ в области искусств
Минкультуры России
Департамент науки и образования,
руководители подведомственных образовательных организаций
2014 - 2018 годы
Количество образовательных организаций
Повышение качества профессиональной подготовки и среднего профессионального образования
7.
Формирование новых принципов распределения государственного задания на реализацию программ среднего профессионального образования
Минкультуры России
Департамент науки и образования,
руководители подведомственных образовательных организаций
2015 год
8.
Обеспечение участия образовательных организаций в мероприятиях по проведению независимой оценки качества образовательных услуг
Минкультуры России
Департамент науки и образования,
руководители подведомственных образовательных организаций
2015 - 2018 годы
Введение эффективного контракта в образовательных организациях, реализующих программы среднего профессионального образования
9.
Внедрение механизмов эффективного контракта с педагогическими работниками организаций, реализующих программы среднего профессионального образования
Минкультуры России
Департамент науки и образования,
руководители подведомственных образовательных организаций
2014 год
Соотношение среднемесячной заработной платы педагогических работников образовательных организаций, реализующих образовательные программы среднего профессионального образования, к средней заработной плате в соответствующем регионе
10.
Планирование дополнительных расходов федерального бюджета на повышение оплаты труда педагогических работников организаций, реализующих программы среднего профессионального образования, в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. N 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики"
Минкультуры России
Департамент науки и образования
2014 - 2018 годы
Соотношение среднемесячной заработной платы педагогических работников образовательных организаций, реализующих образовательные программы среднего профессионального образования, к средней заработной плате в соответствующем регионе
11.
Информационное сопровождение мероприятий по введению эффективного контракта с педагогическими работниками организаций, реализующих программы среднего профессионального образования (проведение разъяснительной работы в трудовых коллективах, проведение семинаров и других мероприятий)
Минкультуры России
Департамент науки и образования,
руководители подведомственных образовательных организаций
2014 - 2018 годы
12.
Проведение мониторинга влияния внедрения эффективного контракта на качество образовательных услуг, в том числе выявление лучших практик внедрения эффективного контракта
Минкультуры России
Департамент науки и образования
2015 - 2018 годы
13.
Внедрение механизмов эффективного контракта с руководителями образовательных организаций, в том числе информационное и мониторинговое сопровождение введения эффективного контракта
Минкультуры России
Департамент науки и образования
2014 год
Соотношение среднемесячной заработной платы педагогических работников образовательных организаций, реализующих образовательные программы среднего профессионального образования, к средней заработной плате в соответствующем регионе
14.
Обеспечение информационной открытости образовательных организаций, в том числе в соответствии с положениями статьи 29 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации"
Минкультуры России
Департамент науки и образования,
руководители подведомственных образовательных организаций
2014 - 2018 годы
15.
Внедрение новых ФГОС по мере их утверждения.
Разработка комплекта документации ООП по новым ФГОС (ОПП, учебные планы, УМК, рабочие программы, фонды оценочных средств, учебно-методические материалы)
Минкультуры России
Департамент науки и образования
ежегодно
Переход на новые ФГОС в системах среднего профессионального и высшего образования
16.
Проведение аттестации педагогических работников в целях подтверждения соответствия занимаемым должностям на основе оценки аттестационных комиссий образовательных организаций. Проведение аттестации в целях установления квалификационной категории педагогических работников организаций на основе оценки аттестационных комиссией Минкультуры России.
Прохождение курсов повышения квалификации для штатных сотрудников из числа педагогических работников среднего профессионального образования (минимум один раз в 5 лет)
Минкультуры России
Департамент науки и образования
ежегодно
Повышение качества образовательных услуг
17.
Оптимизация штатного расписания. Установление стимулирующих выплат в зависимости от сложности и объема труда. Пересмотр стимулирующих выплат установленных ранее, без учета показателей эффективности деятельности работников
Минкультуры России
Департамент науки и образования
2014 - 2016 годы
Перераспределение бюджетных средств на оплату вспомогательного и административно-управленческого персонала в соотношении с педагогическим составом. Достижение предельной доли расходов на оплату их труда в общем фонде оплаты труда организации не более 40%
18.
Размещение информации на официальных сайтах образовательных организаций в сети Интернет. Проведение государственной аккредитации, ежегодных мониторингов по эффективности деятельности образовательных организаций, конкурсов на получение гранта.
Прохождение общественно-профессиональной аккредитации
Минкультуры России
Департамент науки и образования
2014 - 2016 годы
Предоставление информации о деятельности образовательных организаций на их официальных сайтах. Наличие свидетельств о государственной аккредитации
19.
Разработка типовых отраслевых норм труда работников на основании методических рекомендаций по формированию штатной численности с учетом отраслевой специфики нового штатного расписания (приказ Минтруда России от 30.09.2013 N 504). Разработка положения по нормированию труда
Минкультуры России
Департамент науки и образования
2014 - 2016 годы
Увеличение педагогической нагрузки не мене 720 часов в год за ставку педагогической нагрузки в СПО
20.
Предоставление учредителю деклараций о доходах руководителей образовательных организаций в соответствии с Федеральным законом от 25.12.2008 N 273-ФЗ "О противодействии коррупции", приказа Минкультуры России от 04.07.2013 N 956. Заключение эффективных контрактов с руководителями организаций
Минкультуры России
Департамент науки и образования
2014 г. ежегодно
Контроль со стороны учредителя доходов руководителей образовательных организаций
21.
Проведение разъяснительной работы с участием профсоюзных организаций, общественных объединений о мероприятиях, реализуемых в рамках мероприятий "дорожных карт": обсуждение соответствующих вопросов на заседаниях Ученого совета, общих собраниях коллектива, профсоюзных собраниях
Минкультуры России
Департамент науки и образования
2014 - 2016 годы
Доведение информации до сотрудников образовательных организаций

5. Показатели повышения эффективности и качества
услуг, реализуемых подведомственными Минкультуры
образовательными учреждениями, соотнесенные с этапами
перехода к эффективному контракту

N
Наименование показателя
Единица измерения
2013 год
2014 год
2015 год
2016 год
2017 год
2018 год
Результаты
1.
Удельный вес численности выпускников, трудоустроившихся по полученной специальности или продолживших образование по профильной образовательной программе, в общей численности выпускников
проценты
90
90
90
90
90
90
Не менее 90 процентов выпускников, освоивших программу среднего профессионального образования, будут трудоустроены по специальности или продолжат обучение по профильной образовательной программе высшего образования
3.
Отношение средней заработной платы преподавателей, реализующих образовательные программы среднего профессионального образования, к средней заработной плате в соответствующем регионе
проценты
75
80
85
90
95
100
Отношение средней заработной платы преподавателей, реализующих образовательные программы среднего профессионального образования, к средней заработной плате в соответствующем регионе составит 100 процентов

II. Изменения в высшем образовании в сфере культуры
и искусства, направленные на повышение эффективности
и качества услуг в сфере образования, соотнесенные
с этапами перехода к эффективному контракту

1. Основные направления

Совершенствование структуры и сети образовательных организаций высшего образования включает в себя:

- расширение сферы влияния высшего образования в сфере культуры и искусства на духовно-нравственное формирование общества;

- увеличение количества одаренных детей и молодежи, обучающихся в образовательных организациях высшего образования по программам среднего профессионального и высшего образования в области искусств;

- увеличение количества одаренных детей и молодежи, участвующих в творческих мероприятиях;

- реализацию программ развития образовательных организаций высшего образования, создание многоуровневых образовательных комплексов, а также открытие научно-образовательных и Медиа-центров;

- разработку отраслевых предложений по проведению ежегодного мониторинга оценки деятельности организаций, реализующих программы высшего образования в сфере культуры и искусства;

- поэтапное сокращение филиалов;

- поэтапное сокращение реализации непрофильных для отрасли культуры образовательных программ.

Совершенствование реализации образовательных программ включает в себя:

- обеспечение высокого качества реализации программ в сфере культуры и искусства (бакалавриата, подготовки специалиста, магистратуры, аспирантуры, ассистентуры-стажировки);

- введение образовательных программ ассистентуры-стажировки в ведущих образовательных организациях высшего образования;

- поэтапное увеличение подготовки учителей музыки, разработку и внедрение в образовательный процесс лучших учебных программ и методик.

Повышение результативности деятельности образовательных организаций высшего образования включает в себя:

- создание условий для развития одаренных детей и молодежи в области искусств с учетом реализации Концепции развития образования в сфере культуры и искусства в Российской Федерации на 2008 - 2015 годы, одобренной распоряжением Правительства Российской Федерации от 25.08.2008 N 1244-р, Концепции общенациональной системы выявления и развития молодых талантов, утвержденной Президентом Российской Федерации от 03.04.2012;

- разработку и реализацию Концепции развития музыкального образования в Российской Федерации;

- разработку и реализацию образовательными организациями высшего образования программ стратегического развития, а также образовательных программ и творческих проектов, направленных на духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения, выявление и поддержку одаренных детей и молодежи;

- формирование новых принципов распределения государственного задания на программы высшего образования с учетом потребности отрасли культуры в квалифицированных кадрах и функционирования двух- и трехуровневой модели подготовки кадров по образовательным программам в области искусств;

- внедрение системы оценки качества реализуемых программ высшего образования;

- развитие взаимодействия образовательных организаций высшего образования с другими образовательными организациями, в том числе детскими школами искусств, общеобразовательными организациями и организациями культуры;

- осуществление оптимизации занятости и рабочей нагрузки работников образовательных организаций в целях повышения эффективности расходования бюджетных средств;

- введение нормативного подушевого финансирования образовательных организаций высшего образования.

Введение эффективного контракта в системе высшего образования включает в себя:

- внедрение механизмов эффективного контракта с научно-педагогическими работниками образовательных организаций высшего образования;

- внедрение механизмов эффективного контракта с руководителями образовательных организаций высшего образования в части установления взаимосвязи между показателями качества предоставляемых государственных услуг организацией и эффективностью деятельности руководителя образовательной организации;

- информационное и мониторинговое сопровождение введения эффективного контракта.

2. Ожидаемые результаты

Сформированная сеть образовательных организаций высшего образования, реализующих образовательные программы в сфере культуры и искусств, будет активно влиять на формирование культурной среды в российском обществе, духовно-нравственных основ у подрастающего поколения.

Образовательные организации высшего образования будут обеспечивать российское общество высококвалифицированными кадрами в сфере исполнительских искусств, а учреждения культуры (библиотеки, музеи, архивы, выставочные залы, реставрационные мастерские, учреждения киноотрасли) пополнятся специалистами, обладающими новейшими научно-технологическими знаниями.

Будет сохранена многоуровневая система подготовки творческих кадров: образовательные организации высшего образования, реализующие образовательные программы в области музыкального, хореографического и изобразительного искусства, вновь станут научно-методическими и творческими центрами для детских школ искусств и образовательных организаций среднего профессионального образования, расположенных в соответствующих регионах страны.

3. Основные количественные характеристики
высшего образования

N
Наименование показателя
Единица измерения
2013 год
2014 год
2015 год
2016 год
2017 год
2018 год
1.
Число образовательных организаций высшего образования
единиц
45
45
48 <*>
48
48
48
2.
Число филиалов образовательных организаций высшего образования
единиц
18
16
16
12
10
8
3.
Численность обучающихся по программам высшего образования
человек
81322
80591 <**>
79300
78000
76700
76690
4.
Число студентов в расчете на 1 преподавателя <***>
человек
4,4
4,3
4,2
4,1
4,0
4,0
5.
Среднесписочная численность профессорско-преподавательского состава
человек
2600
2543
2543
2543
2540
2534
6.
Среднесписочная численность научных сотрудников
человек
117
115
110
105
100
95
7.
Доля работников административноуправленческого и вспомогательного персонала в общей численности работников
проценты
40
40
39
39
38
37

--------------------------------

<*> В соответствии с поручением Председателя Правительства Российской Федерации Медведева Д.А. от 06.08.2012 N ДМ-П44-4618 и Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации Голодец О.Ю. от 03.10.2012 N ОГ-П44-5801 в 2014 году осуществляется подготовка проекта распоряжения Правительства Российской Федерации о передаче в ведение Минкультуры России Московской государственной академии акварели и изящных искусств Сергея Андрияки.

В соответствии с Федеральным законом от 27.09.2013 N 253-ФЗ "О Российской академии наук, реорганизации государственных академий наук и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" в 2014 году осуществляется передача в ведение Минкультуры России Московского государственного академического художественного института имени В.И. Сурикова и Санкт-Петербургского государственного академического института живописи, скульптуры и архитектуры имени И.Е. Репина.

<**> С 2014 года в численность обучающихся включается контингент учащихся в аспирантуре и ассистентуре-стажировке.

<***> При реализации образовательных программ высшего образования в области музыкального и хореографического искусства 25 - 30 процентов учебных предметов реализуются в форме индивидуальных и мелкогрупповых занятий.

4. Мероприятия по повышению эффективности и качества услуг
в сфере высшего образования, соотнесенные с этапами
перехода к эффективному контракту

N
Наименование мероприятия
Ответственные исполнители
Сроки реализации
Показатели
Совершенствование структуры и сети образовательных организаций высшего образования
1.
Реализация программы совершенствования сети образовательных организаций высшего образования, в том числе путем создания многоуровневых образовательных комплексов путем присоединения в качестве структурных подразделений образовательных учреждений среднего профессионального образования, закрытия филиалов, сокращения реализации непрофильных образовательных программ
Минкультуры России
Департамент науки и образования,
руководители подведомственных образовательных организаций
2015 - 2017 годы
2.
Разработка предложений по модернизации системы лицензирования и аккредитации образовательных программ высшего образования
Минкультуры России
Департамент науки и образования,
руководители подведомственных образовательных организаций
2014 - 2015 годы
Совершенствование реализации образовательных программ
3.
Обеспечение высокого качества реализации программ в сфере культуры и искусства (бакалавриата, подготовки специалиста, магистратуры, аспирантуры, ассистентуры-стажировки):
- разработка предложений по созданию системы оценки качества подготовки бакалавров, специалистов, магистров, аспирантов, ассистентов-стажеров;
- подготовка учебников и учебно-методических пособий;
- обеспечение повышения квалификации научно-педагогических работников;
- материально-техническое обеспечение образовательной деятельности;
- организационно-финансовая поддержка реализации творческих проектов
Минкультуры России
Департамент науки и образования,
руководители подведомственных образовательных организаций
2014 - 2018 годы
Повышение результативности деятельности образовательных организаций высшего образования
4.
Разработка и реализация Концепции развития музыкального образования в Российской Федерации
Минкультуры России
Департамент науки и образования,
руководители подведомственных образовательных организаций
2014 - 2018 годы
5.
Разработка и реализация образовательными организациями высшего образования программ стратегического развития, а также образовательных программ и творческих проектов, направленных на духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения, выявление и поддержку одаренных детей и молодежи
Минкультуры России
Департамент науки и образования,
руководители подведомственных образовательных организаций
2014 - 2018 годы
6.
Введение нормативного подушевого финансирования образовательных услуг:
- апробация методики расчета финансового обеспечения государственного задания на реализацию образовательных программ высшего образования, совершенствование данной методики
Минкультуры России
Департамент науки и образования
2015 год
Эффективность методики расчета финансового обеспечения государственного задания
7.
Внедрение механизмов эффективного контракта с научно-педагогическими работниками образовательных организаций высшего образования:
Минкультуры России
Департамент науки и образования,
руководители подведомственных образовательных организаций
Соотношение среднемесячной заработной платы профессорско-преподавательского состава образовательных организаций высшего образования, к средней заработной плате в соответствующем регионе
- разработка и апробация моделей эффективного контракта в системе высшего образования;
2014 год
- внедрение моделей эффективного контракта в системе высшего образования;
2014 год
- внесение изменений в бюджетную роспись (планирование) федерального бюджета с учетом повышения оплаты труда профессорско-преподавательскому составу образовательных организаций высшего образования в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. N 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики"
2014 - 2018 годы
8.
Проведение аттестации научно-педагогических работников организаций высшего образования с последующим переводом их на эффективный контракт
Минкультуры России
Департамент науки и образования
ежегодно
Повышение качества образовательных услуг
9.
Разработка и внедрение механизмов эффективного контракта с руководителями образовательных организаций высшего образования:
- разработка методических рекомендаций по стимулированию руководителей образовательных организаций высшего образования;
- проведение работы по заключению трудовых договоров с руководителями образовательных организаций высшего образования в соответствии с типовой формой договора
Минкультуры России
Департамент науки и образования
2014 - 2018 годы
Соотношение среднемесячной заработной платы профессорско-преподавательского состава образовательных организаций высшего образования, к средней заработной плате в соответствующем регионе
10.
Информационное и мониторинговое сопровождение введения эффективного контракта:
- информационное сопровождение мероприятий по введению эффективного контракта в образовательных организациях высшего образования (проведение разъяснительной работы в трудовых коллективах, проведение семинаров и других мероприятий);
Минкультуры России
Департамент науки и образования,
руководители подведомственных образовательных организаций
2014 - 2018 годы
- мониторинг влияния внедрения эффективного контракта на качество образовательных услуг, в том числе выявление лучших практик внедрения эффективного контракта
2015 - 2017 годы
11.
Внедрение новых ФГОС по мере их утверждения, разработка комплекта документации ООП по новым ФГОС (ОПП, учебные планы, УМК, рабочие программы, фонды оценочных средств, учебно-методические материалы)
Минкультуры России
Департамент науки и образования
ежегодно
Переход на новые ФГОС в системе высшего образования
12.
Прохождение курсов повышения квалификации для штатных сотрудников из числа ППС (минимум один раз в 5 лет). Проведение конкурса на замещение должностей профессорско-преподавательского состава
Минкультуры России
Департамент науки и образования
ежегодно
Прохождение повышения квалификации (стажировки) не менее 20% от штатных сотрудников ППС вузов.
Проведение курсов повышения квалификации для различных категорий преподавателей в рамках ФЦП "Культура России".
Повышение качества образовательных услуг
13.
Оптимизация штатного расписания. Установление стимулирующих выплат в зависимости от сложности и объема труда. Пересмотр стимулирующих выплат установленных ранее, без учета показателей эффективности деятельности работников
Минкультуры России
Департамент науки и образования
2014 - 2016 годы
Перераспределение бюджетных средств на оплату вспомогательного и административно-управленческого персонала в соотношении с педагогическим составом. Достижение предельной доли расходов на оплату их труда в общем фонде оплаты труда организации не более 40%
14.
Размещение информации на официальных сайтах образовательных организаций в сети Интернет. Проведение государственной аккредитации, ежегодных мониторингов по эффективности деятельности образовательных организаций, конкурсов на получение гранта.
Прохождение общественно-профессиональной аккредитации
Минкультуры России
Департамент науки и образования
2014 - 2016 годы
Предоставление информации о деятельности образовательных организаций на их официальных сайтах.
Наличие свидетельств о государственной аккредитации
15.
Разработка типовых отраслевых норм труда работников на основании методических рекомендаций по формированию штатной численности с учетом отраслевой специфики нового штатного расписания (приказ Минтруда России от 30.09.2013 N 504). Разработка положений по нормированию труда
Минкультуры России
Департамент науки и образования
2014 - 2016 годы
Увеличение педагогической нагрузки профессорско-преподавательского состава до 900 часов в год за ставку
16.
Предоставление учредителю деклараций о доходах руководителей образовательных организаций в соответствии с Федеральным законом от 25.12.2008 N 273-ФЗ "О противодействии коррупции", приказа Минкультуры России от 04.07.2013 N 956. Заключение эффективных контрактов с руководителями организаций
Минкультуры России
Департамент науки и образования
2014 г. ежегодно
Контроль со стороны учредителя доходов руководителей образовательных организаций
17.
Разъяснительная работа с участием профсоюзных организаций, общественных объединений о мероприятиях, реализуемых в рамках мероприятий "дорожных карт":
обсуждение соответствующих вопросов на заседаниях Ученого совета, общих собраниях коллектива, профсоюзных собраниях
Минкультуры России
Департамент науки и образования
2014 - 2016 годы
Доведение информации до сотрудников образовательных организаций

5. Показатели повышения эффективности и качества услуг
в сфере высшего образования, соотнесенные с этапами
перехода к эффективному контракту

N
Наименование показателя
Единица измерения
2013 год
2014 год
2015 год
2016 год
2017 год
2018 год
Результаты
1.
Число многоуровневых образовательных комплексов, в том числе центров для одаренных детей и молодежи
единиц
19
20
21
23
24
25
Будут созданы 25 многоуровневых образовательных комплексов на базе организаций высшего образования, при этом в структуре четырех вузов будут созданы центры для одаренных детей и молодежи
2.
Реализация образовательными организациями высшего образования программ стратегического развития, согласованных с Минкультуры России
единиц
10
20
46
46
46
46
Мониторинг качества предоставляемых услуг, проводимый профессиональным сообществом и представителями работодателей
3.
Удельный вес численности выпускников, трудоустроившихся по полученной специальности или продолживших образование по профильной образовательной программе, в общей численности выпускников
проценты
90
90
90
90
90
90
Не менее 90 процентов выпускников будут трудоустроены по специальности или продолжат обучение по программе высшего образования следующего уровня
4.
Отношение средней заработной платы профессорско-преподавательского состава образовательных организаций высшего образования к средней заработной плате в соответствующем регионе
проценты
110
125
133
150
175
200
Средняя заработная плата профессорско-преподавательского состава образовательных организаций высшего образования будет в два раза превышать среднюю заработную плату в соответствующем регионе
5.
Объем НИОКР и средств, направленных на творческие проекты в расчете на одного НИР <*>
рублей
60000
62000
65000
65000
65000
70000
Расширение сферы влияния высшего профессионального образования в области культуры и искусства на духовно-нравственное формирование общества
6.
Удельный вес численности иностранных студентов дальнего и ближнего зарубежья
проценты
2
2,5
3
3
3
3
Распространение российских достижений в области образования в сфере культуры и искусства путем подготовки профессиональных кадров и политических элит для других стран мира.
Повышение престижа и конкурентоспособности образовательных организаций высшего образования
7.
Средний балл единого государственного экзамена (далее - ЕГЭ) студентов, принятых по результатам ЕГЭ на обучение по очной форме по программам бакалавриата и специалитета за счет соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации и с оплатой стоимости затрат на обучение физическим и юридическим лицами <**>
проценты
70
73
75
75
75
75
8.
Доходы вуза из всех источников в расчете на одного НПР
тыс. рублей
1200
1250
1260
1270
1280
1300
9.
Обеспеченность нуждающихся в общежитии студентов вуза местами в общежитии: в субъектах РФ
проценты
85
85
90
90
90
90
Обеспеченность нуждающихся в общежитии студентов вуза местами в общежитии: в г. Москве и г. Санкт-Петербурге
проценты
60
60
65
65
90
90
10.
Количество статей в научной периодике, индексируемой в системе цитирования Web of Science? В расчете на 100 НПР
проценты
0,1
0,2
0,2
0,2
0,3
0,3
11.
Количество публикаций в МНЦ расчете на 100 НПР
проценты
15,5
16
16
17
17
17

--------------------------------

<*> В том числе реализация творческой деятельности (проведение фестивалей, конкурсов, выставок, концертов, олимпиад, мастер-классов, творческих школ по различным видам искусств).

<**> Включая результаты творческих испытаний.

III. Изменения в сфере науки и технологий, направленные
на повышение эффективности и качества выполняемых работ
в этой сфере, соотнесенные с этапами перехода
к эффективному контракту

1. Основные направления

Приоритетные направления развития науки и технологий в сфере культуры и искусства включают в себя: развитие фундаментальных и прикладных научных исследований, отвечающих приоритетным направлениям развития отрасли культуры;

осуществление организационно-методических мероприятий по взаимодействию научно-исследовательских учреждений и организаций высшего образования;

совершенствование структуры научных подразделений организаций высшего образования; совершенствование структуры научных учреждений; развитие механизмов финансирования науки на конкурсной основе; осуществление экспертно-аналитических разработок; осуществление экспериментальных разработок и участие в их реализации;

реализацию мега-проектов по подготовке энциклопедических изданий, многотомных изданий по истории искусств, творческому наследию, учебников.

Повышение качества кадрового потенциала и мобильности научных кадров включает в себя:

формирование сети научно-исследовательских лабораторий и центров на базе образовательных организаций высшего образования и научных учреждений по актуальным проблемам в сфере культуры и искусств, в том числе выявлению одаренных детей в области искусств и подготовки профессиональных кадров;

совершенствование системы показателей оценки результативности деятельности научных учреждений и научной деятельности в образовательных организациях высшего образования.

Введение эффективного контракта в научных учреждениях включает в себя: разработку и внедрение механизмов эффективного контракта с научными работниками;

разработку и внедрение механизмов эффективного контракта с руководителями научных учреждений в части установления взаимосвязи между показателями качества предоставляемых услуг учреждением и эффективностью деятельности руководителя научного учреждения;

информационное и мониторинговое сопровождение введения эффективного контракта

2. Ожидаемые результаты

Ожидаемыми результатами являются:

научное прогнозирование развитие отрасли культуры;

формирование научных коллективов, работающих под руководством ведущих ученых;

повышение качества научных исследований, востребованных обществом и отвечающих приоритетным направлениям развития отрасли культуры;

повышение заработной платы научных работников к 2018 году до уровня 200 процентов средней заработной платы в соответствующем регионе.

3. Основные количественные характеристики учреждений науки

N
Наименование показателя
Единица измерения
2013 год
2014 год
2015 год
2016 год
2017 год
2018 год
1.
Число научных учреждений
единиц
5
4
4
4
4
4
2.
Численность научных работников
человек
475
465
460
460
460
460
3.
Удельный вес затрат на фундаментальные и прикладные исследования из внебюджетных источников
проценты
33
32
33
34
37
40

4. Мероприятия по повышению эффективности и качества работ
в сфере науки и технологий, соотнесенные с этапами
перехода к эффективному контракту

N
Наименование мероприятия
Ответственные исполнители
Сроки реализации
Показатели
Приоритетные направления развития науки и технологий в сфере культуры и искусства
1.
Развитие фундаментальных и прикладных научных исследований:
- актуализация перечня направлений фундаментальных и прикладных исследований, выполняемых в рамках программ научно-исследовательских работ с учетом уточненного прогноза научно-технологического развития Российской Федерации на долгосрочную перспективу и приоритетных направлений развития отрасли культуры
Минкультуры России
Департамент науки и образования,
руководители подведомственных научных учреждений и образовательных организаций высшего образования
2014 - 2018 годы
2.
Разработка и реализация концепций развития научных учреждений, учитывающих оптимизацию их структуры
Минкультуры России
Департамент науки и образования,
руководители подведомственных научных учреждений
2014 - 2018 годы
3.
Развитие механизмов финансирования научных исследований на конкурсной основе, в том числе путем создания негосударственных научных фондов
Минкультуры России
Департамент науки и образования,
руководители подведомственных научных учреждений и образовательных организаций высшего образования
2014 - 2018 годы
4.
Реализация мега-проектов по подготовке энциклопедических изданий, многотомных изданий по истории искусств, творческому наследию, учебников
Минкультуры России
Департамент науки и образования,
научные учреждения и образовательные организации высшего образования
2014 - 2018 годы
Число энциклопедических, многотомных изданий, учебников
Повышение качества кадрового потенциала и мобильности научных кадров
5.
Формирование сети научно-исследовательских лабораторий и центров на базе образовательных организаций высшего образования и научных учреждений по актуальным проблемам в сфере культуры и искусств, в том числе выявлению одаренных детей в области искусств и подготовки профессиональных кадров
Минкультуры России
Департамент науки и образования,
руководители подведомственных научных учреждений и образовательных организаций высшего образования
2014 - 2018 годы
6.
Совершенствование системы показателей оценки результативности деятельности научных учреждений и научной деятельности в образовательных организациях высшего образования
Минкультуры России
Департамент науки и образования,
руководители подведомственных научных учреждений и образовательных организаций высшего образования
2014 - 2018 годы
Введение эффективного контракта в научных учреждениях
7.
Разработка и внедрение механизмов эффективного контракта с научными работниками научных учреждений:
Минкультуры России
Департамент науки и образования,
руководители подведомственных образовательных организаций
Отношение средней заработной платы научных работников к средней заработной плате в соответствующем регионе
- разработка и апробация моделей эффективного контракта в научных учреждениях;
2014 год
- внедрение моделей эффективного контракта в системе высшего образования;
2015 - 2016 годы
- уточнение расходов федерального бюджета в связи с повышением оплаты труда научных работников в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. N 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики"
2014 - 2018 годы
8.
Разработка и внедрение механизмов эффективного контракта с руководителями научных учреждений:
- разработка методических рекомендаций по стимулированию руководителей научных учреждений, направленных на установление взаимосвязи между показателями эффективности деятельности научного учреждения, ее руководителя (в том числе по результатам независимой оценки);
- проведение работы по заключению трудовых договоров с руководителями научных учреждений
Минкультуры России
Департамент науки и образования
2014-2018 годы
Отношение средней заработной платы научных работников к средней заработной плате в соответствующем регионе
9.
Проведение мероприятий по аттестации научных сотрудников с дальнейшим их переводом на эффективный контракт
Минкультуры России
Департамент науки и образования,
руководители подведомственных научных учреждений
2014 - 2015 годы
10.
Информационное и мониторинговое сопровождение введения эффективного контракта:
Минкультуры России
Департамент науки и образования,
руководители подведомственных научных учреждений
- информационное сопровождение мероприятий по введению эффективного контракта (проведение разъяснительной работы в трудовых коллективах, проведение семинаров и других мероприятий);
2014 - 2018 годы
- мониторинг влияния внедрения эффективного контракта на эффективность деятельности научных учреждений
2015 - 2017 годы

5. Показатели повышения эффективности и качества работ
в сфере науки и технологий, соотнесенные с этапами
перехода к эффективному контракту

N
Наименование показателя
Единица измерения
2013 год
2014 год
2015 год
2016 год
2017 год
2018 год
Результаты
1.
Отношение фундаментальных и прикладных исследований, отражающих приоритетные направления развития отрасли культуры и прогнозирующие ее развитие к общему количеству научных исследований
проценты
40
45
50
60
65
70
Научная обоснованность развития отрасли культуры
2.
Отношение средней заработной платы научных работников к средней заработной плате в соответствующем регионе
проценты
128
134
143
158
179
200
Обеспечение соответствия оплаты труда научных работников качеству выполняемой ими работы посредством введения эффективного контракта
Задайте вопрос юристу:
+7 (499) 703-46-71 - для жителей Москвы и Московской области
+7 (812) 309-95-68 - для жителей Санкт-Петербурга и Ленинградской области