См. Документы Министерства культуры Российской Федерации

МИНИСТЕРСТВО КУЛЬТУРЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПРИКАЗ
от 19 сентября 2017 г. N 1569

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПРЕДМЕТА
ОХРАНЫ ОБЪЕКТА КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗНАЧЕНИЯ
"БОЛЬШОЙ ДВОРЕЦ", 1839 - 1849 ГГ., АРХ. К.А. ТОН. ПОСТРОЕН
НА МЕСТЕ ВЕЛИКОКНЯЖСКОГО ДВОРЦА XIV - XVII ВВ. И ГЕРБОВОЙ
БАШНИ XVII В. (МОСКВА, КРЕМЛЬ), ВХОДЯЩЕГО В СОСТАВ ОБЪЕКТА
КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗНАЧЕНИЯ "МОСКОВСКИЙ
КРЕМЛЬ - АНСАМБЛЬ ПАМЯТНИКОВ АРХИТЕКТУРЫ XV - XVI, XVII,
XVIII, XIX ВВ."

Руководствуясь Федеральным законом от 25 июня 2002 г. N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" и подпунктом 5.3.6 Положения о Министерстве культуры Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 20 июля 2011 г. N 590, приказываю:

1. Утвердить предмет охраны объекта культурного наследия федерального значения "Большой дворец", 1839 - 1849 гг., арх. К.А. Тон. Построен на месте Великокняжского дворца XIV - XVII вв. и Гербовой башни XVII в. (Москва, Кремль), входящего в состав объекта культурного наследия федерального значения "Московский Кремль - ансамбль памятников архитектуры XV - XVI, XVII, XVIII, XIX вв.", согласно приложению к настоящему приказу.

2. Контроль за исполнением настоящего приказа оставляю за собой.

Заместитель Министра
О.В.РЫЖКОВ

Приложение
к приказу Министерства культуры
Российской Федерации
от 19 сентября 2017 г. N 1569

ПРЕДМЕТ
ОХРАНЫ ОБЪЕКТА КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗНАЧЕНИЯ
"БОЛЬШОЙ ДВОРЕЦ", 1839 - 1849 ГГ., АРХ. К.А. ТОН. ПОСТРОЕН
НА МЕСТЕ ВЕЛИКОКНЯЖЕСКОГО ДВОРЦА XIV - XVII ВВ. И ГЕРБОВОЙ
БАШНИ XVII В. (МОСКВА, КРЕМЛЬ), ВХОДЯЩЕГО В СОСТАВ ОБЪЕКТА
КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗНАЧЕНИЯ "МОСКОВСКИЙ
КРЕМЛЬ - АНСАМБЛЬ ПАМЯТНИКОВ АРХИТЕКТУРЫ XV - XVI, XVII,
XVIII, XIX ВВ."

Градостроительные характеристики:

- местоположение и градостроительные характеристики здания, роль в композиционно-планировочной структуре ансамбля Московского Кремля и прилегающей территории;

- значительный по площади массивный объем с купольным завершением в центральной части главного фасада на вершине Боровицкого холма, играющий важную роль в пространственно-планировочной структуре кремлевского ансамбля, главный южный фасад которого доминирует среди построек дворцового комплекса, западный и восточный - участвуют в формировании Императорской и Соборной площадей;

- композиционно-пространственное значение здания с его характерным объемом и силуэтом в парадных панорамных раскрытиях Московского Кремля со стороны Москвы-реки, исторически определяющих облик центра города;

- панорамные раскрытия, наиболее ценные сектора обзора и лучи видимости Большого Кремлевского дворца в комплексе с элементами застройки ансамбля Кремля с ближних точек видимости: со стороны акватории и прилегающих набережных Москвы-реки и Водоотводного канала, а также Большого Каменного, Большого Москворецкого, Большого Устьинского, Крымского, пешеходного Андреевского мостов.

Архитектурные и конструктивные характеристики:

Объемно-пространственная композиция:

- каре здания, включающее Г-образный объем двухэтажного корпуса с двусветным бельэтажем и более широким нижним этажом - стилобатом, образующим открытую террасу для парадных помещений бельэтажа с южной, западной и восточной сторон, и перпендикулярно поставленный к его южному крылу пониженный двухэтажный объем западного крыла Апартаментов с двумя арками прохода во внутренний двор у торцов, соединенное переходами с Благовещенским собором, Корпусом с Апартаментами Их Императорских Высочеств и примыкающее к северному крылу (Теремному дворцу с теремными церквями), в том числе габариты здания, высотные отметки по венчающим карнизам 1840-х гг.;

- четырехлотковый купол с люкарнами в основании над аттиком центральной части южного объема здания, завершенный низким позолоченным восьмериком с волютами в углах и растительным орнаментом выпуклой кровли с флагштоком на фигурном трибуне;

- балюстрада над аттиком с тумбами, брусьями и пустотелыми балясинами;

- кованая лестница на куполе для входа наверх при подъеме флага, металлический гребешок по коньку крыши главного корпуса, шпили громоотводов;

- небольшой четырехлотковый купол на восьмигранном световом барабане, увенчанный флагштоком, над объемом Владимирского зала на северо-восточной части здания;

- тумбы ограждения кровли западного крыла с высокими навершиями и прапорами;

- плоская кровля стилобата и скатная кровля основного объема здания 1840-х гг., ее конструкция, материал, конфигурация, высотные отметки по конькам, чердачные окна, характер кровельного покрытия;

- композиционное решение и архитектурно-художественное оформление южного, восточного, западного и дворовых фасадов в формах русско-византийского стиля 1840-х гг., в том числе:

- местоположение, форма, размер, характер расстекловки и художественное оформление оконных и дверных проемов, включая квадратные окна цоколя с высеченными наличниками, полуциркульные окна 1-го этажа в нишах аркады, световые проемы двусветного бельэтажа в форме двух трехлопастных арок с висячими гирьками, завершенные треугольными сандриками и разорванными фронтонами с акротериями, световые проемы западного крыла с арочными перемычками, оформление порталов входов;

- горизонтальные и вертикальные членения в виде парапета гульбища террасы, сильно вынесенного раскрепованного венчающего карниза с дентикулами и невысоких аттиковых стенок главного корпуса, резные колонны между окнами второго этажа западного крыла;

- пять килевидных кокошников в аттике южного фасада здания с гербами Российской империи (двуглавыми орлами) в круглых нишах и шесть щитов с гербами царств и княжеств, входивших в империю: Польский, Казанский, Московский, Астраханский, Финляндский и Херсонес-Таврический (с учетом выполненных реставрационных работ кон. XX в.);

- часовой циферблат в южной люкарне купола по центральной оси южного фасада, колокола часового боя в западной и восточной люкарнах;

- торшеры чугунного литья 1895 г. по периметру парапета террасы;

- материал и характер отделки фасадных поверхностей здания, в том числе гладкая штукатурка стен; растительные орнаменты из белого камня на плоскостях стилобата вокруг аркады; пояс из белокаменных узорных прямоугольных вставок на парапете террасы; гладкий каменный цоколь; медная кровля;

- колористическое решение фасадов и кровли с учетом выполненных реставрационных работ кон. XX в. (желтый фон стен, побеленные детали декора, серый цоколь, зеленая кровля, позолоченные обрамления люкарн, балясины балюстрады, флагшток и его основание на куполе южной части здания);

- пространственно-планировочная структура, основные конструктивные элементы и архитектурно-художественное оформление интерьеров на 1840-е гг., в том числе:

- капитальные стены и перекрытия (включая сводчатые) 1840-х гг., их конструкция и материал с фрагментами наружных стен Средней Золотой палаты XV в. в северной части цоколя восточного крыла Главного корпуса: кирпичная кладка с применением белого и серого природного камня, сводчатые перекрытия всех типов с использованием горшков, металлические стропильные конструкции;

- местоположение и декоративное оформление шести входов во Дворец (Главный парадный вход на южном фасаде со смещением от его центральной оси, Благовещенский подъезд на фасаде, выходящем на Соборную площадь, вход для императорской семьи - "Собственный подъезд" со стороны внутреннего двора на северном фасаде южного крыла у арки перехода к западному корпусу, Фельдъегерский подъезд, две двери входа в западное крыло со стороны Императорской площади, вход в юго-восточном углу внутреннего двора);

- анфиладная планировка парадных помещений здания с окнами на внешние фасады, дублируемая галереями по внутренним фасадам и коридорами, отделяющими их от служебных комнат;

- местоположение, конструкция, материал и характер оформления парадных и служебных лестниц 1840-х гг.

Цокольный этаж

Капитальные стены и перекрытия (крестовые, парусные, коробовые своды с распалубками) 1840-х гг. с фрагментами фундаментов Средней Золотой палаты XV в. в северной части восточного крыла Главного корпуса, их конструкция и материал.

1-й этаж

1. Сени Парадного подъезда (Парадный вестибюль):

- перекрытие нижней площадки входа тремя крестовыми сводами, лестничных маршей - коробовыми сводами;

- четыре колонны из сердобского гранита серого цвета, поддерживающие плоские перекрытия с пониженными балками между колоннами и стенами, в верхнем отделении Парадных сеней, восемь пилястр, отделанных гранитом, дорические капители и базы колонн и пилястр из белого мрамора (С. Кампиони), стены и балки из искусственного мрамора светло серого цвета, побелка потолка;

- отделка стен искусственным мрамором светло серого цвета с редкими темными прожилками;

- плиты пола из ревельского известняка серого цвета;

- прямоугольный портал, открывающий пространство Парадной лестницы с четырьмя площадками торжественного марша, декорированный белым искусственным мрамором;

- большие арочные стеклянные двери, ведущие в Собственную половину, и Гардероб.

2. Гардероб:

- шесть квадратных в плане пилонов, несущих низкие крестовые своды на арках;

- плоские пилястры, трехчастный карниз в пятах сводов, профилированные штукатурные тяги по стрелкам сводов, западающие прямоугольные филенки на гранях столбов и стенах;

- каменные плиты пола.

3. Сени Благовещенского подъезда:

- крестовые своды в углах, коробовые своды в рукавах креста и зеркальный свод в центре на верхней площадке Сеней на четырех расставленных по углам пилонах;

- пилястры и филенки стен;

- полы из ревельского камня.

4. Выставочный зал:

- перекрытие помещения крестовыми и коробовыми сводами на четырех прямоугольных в плане пилонах;

- значительный массив кладки фасадной стены Сеней Средней Золотой палаты великокняжеского дворца рубежа XV - XVI вв. с отдельными деталями декора фасада и древнее окно, включенные в северную стену;

- материал и характер отделки стен;

- каменные плиты пола 1840-х гг. под современным паркетом.

5. Помещения кухни:

- капитальные стены и перекрытия;

- характер расстекловки оконных заполнений.

Помещения "Собственной половины, включающие анфиладу пяти парадных личных покоев, четыре проходных комнаты, а также три административных помещения с двумя проходными комнатами:

1. Парадная передняя (Официантская, Фойе):

- перекрытие помещения шестью парусными сводами на арках, опирающимися на две колонны и стены;

- декоративная отделка помещения, сочетающая три цвета искусственного и натурального мрамора (две колонны и отвечающие им пилястры на стенах из серого мрамора, плоскость стен до сводов и внутреннее обрамление окон из искусственного мрамора темно-розового цвета, внешнее обрамление, а также цокольная часть стен, дорические капители и базы колонн и пилястр из искусственного мрамора светло-желтого цвета);

- побелка сводов;

- наборный паркет (с учетом выполненных реставрационных работ кон. XX в.).

2. Столовая:

- два поперечно ориентированных цилиндрических свода с распалубками на арках, опирающихся на стены и центральный сдвоенный пилон, в широких сторонах которого, обращенных к торцевым стенам, полукруглые ниши с конхами;

- архитектурные композиции из пилястр, ниш и зеркал, повторяющие рисунок обращенных к ним граней центрального пилона, антаблемент, раскрепованный по вертикальным членениям, в уровне пят сводов;

- материал, колористическое решение и декоративное оформление интерьеров (в том числе отделка искусственным мрамором желтого (филенки пилястр, "зеркала" и люнеты стен, откосы окон) и белого цвета (углы пилястр, поверхность полукруглых ниши и фриз антаблемента), вышпаровка сводов и распалубок, лепной декор поверхности шести арок сводов, промежутков между полукруглыми люнетами стен над карнизом, включающий сложные композиции листьев аканта, серый мраморный плинт;

- большие лепные розетки в угловых компартиментах сводов;

- мраморные тумбы под наличниками дверей, подоконные доски из каррарского мрамора;

- дверные филенчатые полотна из массива темного ореха с золоченым скобяным прибором;

- наборный паркет XX в.

3. Гостиная:

- два купольных свода на парусах и арках проходной части, низкий парусный свод над приютной частью комнаты на сдвоенных угловых распалубках;

- антаблемент, пилястры с золочеными капителями и базами, цокольная панель, зеркала стен;

- декоративная отделка с обивкой стен белым узорным штофом (с учетом выполненных реставрационных работ кон. XX в.), белый и серый искусственный мрамор, золоченая лепнина;

- роспись сводов, зеркала и барельефы в парусах сводов (арабесковый орнамент на светлом фоне, дополненный тонкими цветочными гирляндами и небольшими букетами);

- четыре медальона с барельефными фигурками путти, символизирующими искусства, в парусах двух куполов проходной части и четыре медальона с женскими фигурами, олицетворяющими времена года, в куполе приютной части;

- дверные полотна из палисандра с инкрустацией из разноцветных пород дерева;

- золоченая решетка, отделяющая приютную часть Гостиной от проходной (с учетом выполненных реставрационных работ XX в.);

- наборный паркет (с учетом выполненных реставрационных работ XX в.).

4. Проходная комната:

- перекрытие тремя парусными сводами, покоящимися на арках, переброшенными между стенами и опирающимися на пилястры, широкий трехчастный антаблемент с фризом из белого искусственного мрамора и золоченым карнизом;

- ткань стен (зеленый штоф с золотым рисунком (с учетом выполненных реставрационных работ кон. XX в.) в золоченых багетах;

- роспись беленых сводов в виде тонкой виноградной лозы с листьями, вьющейся вдоль арок парусов и обрамляющей небольшие центральные лепные розетки;

- откосы окон из белого искусственного мрамора;

- филенчатые двери из темного ореха с бронзовыми золочеными ручками;

- наборный паркет.

5. Кабинет императрицы:

- сводчатое перекрытие на двух пилонах, с четырьмя почти плоскими парусными сводами и двумя крестовыми;

- трехчастный антаблемент, пилястры с золочеными каннелюрами, высокая цокольная панель темно-серого искусственного мрамора со светлыми прожилками под цвет итальянского мрамора "де пончеверо", полочки над цокольной панелью из натурального мрамора, зеркала стен и пилонов;

- золоченая лепнина, покрывающая наружные абрисы арок, люнетов, верхние профили антаблементов стен и пилонов, софиты арок;

- малиновая парча обивки стен (с учетом выполненных реставрационных работ кон. XX в.) в простенках между зеркалами и люнетами стен;

- роспись пальметтами сводов и арок, отделанных белым искусственным мрамором;

- беломраморный камин 1840-х гг., его местоположение, конструкция, декоративное оформление и материал;

- наборный паркет (с учетом выполненных реставрационных работ кон. XX в.);

- анфиладные двери с бронзовыми золочеными накладками, инкрустацией из панциря черепахи, радужного перламутра и латуни (автор Э.И. Блехшмидт) с накладками из черепахового панциря и перламутра на золоченых ручках.

6. Камер-юнгферская:

- перекрытие с тремя крестовыми сводами;

- архитектурные членения: арки с резными кронштейнами, фигурные колонки стен, карниз, стрелки сводов из темного ореха, окно с откосами из белого искусственного мрамора;

- яркая орнаментальная роспись на красном фоне панелей стен и сводов на 1840-е гг. (художник Д. Артари по рисункам Ф.Г. Солнцева) (с учетом выполненных реставрационных работ XX в.);

- двери, украшенные накладной резьбой из темного ореха и небольшими вставками из разноцветных пород дерева с золочеными бронзовыми дверными ручками;

- наборный паркет (с учетом выполненных реставрационных работ кон. XX в.).

7. Уборная императрицы (Будуар):

- два пологих коробовых свода с распалубками на арках между пилоном и торцевыми стенами;

- небольшие ниши с конхами, отделанные искусственным мрамором "перлового" цвета с зелеными мраморными досками, в пилоне и торцевых стенах, две неглубокие скругленные ниши задней стены, отвечающие окнам;

- широкий антаблемент, фризовая часть которого отделана зеленым мрамором, а два выступа карниза золоченой лепниной;

- широкие ленты золоченого лепного декора, разделяющие свод на "кессоны", обрамляющие распалубки и арки;

- роспись свода легким орнаментом, сочетающим геометрические и растительные мотивы с небольшими букетами скромных садовых цветов.

- две пары скульптурных женских головок, помещенных визави на золоченых кронштейнах-подставках над пилоном и обращенными к нему поперечными стенами;

- штоф стен, пилона и ниш с розовыми цветами в узорах пепельного цвета на серебристом белом поле;

- камин 1840-х гг., отделанный малахитом и золочеными деталями, его местоположение, конструкция, декоративное оформление и материал;

- двери с зеркалами до нижней панели из "фанер разного дерева", скрытая дверь в правой нише, обитая шелковой материей, с другой стороны окрашенная белилами;

- мраморные тумбы под наличниками дверей;

- наборный паркет (с учетом выполненных реставрационных работ кон. XX в.);

- мраморная купальня с алебастровой люстрой и колоннами в задней комнате - Ванной, обитой белой шелковой полосатой тканью и обложенной золочеными багетами.

8. Спальня (Опочивальня):

- система сводчатого перекрытия из широких арок, идущих от квадратного пилона в центре помещения к стенам, двух крестовых сводов у анфиладных дверей и пяти лотков, завершающих альков, с тремя распалубками;

- пристенные пилоны, отвечающие центральному, в простенке между окон и поперечных стенах;

- широкий сложный антаблемент, опоясывающий стены и пилон, средняя часть фриза которого отделана мрамором желтого цвета, а верхняя и нижняя мрамором белого цвета;

- карнизы из золоченой лепнины, лепные и тянутые золоченые детали декора;

- роспись сводов, отделанных белым искусственным мрамором, из некрупных букетов ярких цветов и стилизованного растительного орнамента;

- муар стен (с учетом выполненных реставрационных работ кон. XX в.);

- беломраморный камин 1863 г., его местоположение, конструкция, декоративное оформление и материал;

- откосы окон и панели из искусственного мрамора желтого цвета.

- двери из разных цветных пород дерева с золоченым прибором и перламутровыми накладками на ручках;

- наборный паркет (с учетом выполненных реставрационных работ кон. XX в.).

9. Уборная императора:

- парусный свод уборной, коробовый свод совмещенной с ней умывальни;

- профилированный антаблемент парусного свода, отделанный белым искусственным мрамором;

- роспись свода 1930-х гг. в виде тонкой рамки, растительного орнамента по углам и центральной розетки;

- три двери - две анфиладные, третья в умывальню.

10. Кабинет императора:

- перекрытие коробовым сводом с четырьмя симметричными распалубками по длинным стенам, разделенного аркой;

- роспись сводов в технике гризайль;

- ткань стен (с учетом выполненных реставрационных работ XX - нач. XXI вв.), деревянные панели стен из ясеня;

- беломраморный камин 1840-х гг., его местоположение, конструкция, декоративное оформление и материал;

- двери из светлого дерева, разделанные на всю высоту вертикальными филенками с круглыми розетками в середине со скобяным прибором;

- наборный паркет (с учетом выполненных реставрационных работ кон. XX в.).

11. Дежурная комната:

- коробовый свод, расписанный в 1930-е гг.;

- две анфиладные двери и третья, которая ранее вела в Камердинерскую, окрашенные белилами;

- наборный паркет (с учетом выполненных реставрационных работ кон. XX в.).

12. Приемная (Знаменная):

- перекрытие зеркальным сводом на падугах с четырьмя распалубками, расписанным в 1930-е гг.;

- две двери (одна анфиладная в Фельдъегерскую, другая в Проходную комнату) (с учетом выполненных реставрационных работ кон. XX в.);

- паркет (с учетом выполненных реставрационных работ кон. XX в.).

13. Фельдъегерская:

- перекрытие коробовым сводом (с учетом выполненных реставрационных работ кон. XX в.);

- две двери (одна анфиладная, другая выходит на лестницу Фельдъегерского подъезда);

- колористическое решение стен и свода (с учетом выполненных реставрационных работ кон. XX в.);

- паркет (с учетом выполненных реставрационных работ кон. XX в.).

14. Проходная комната:

- перекрытие сомкнутым сводом из восьми лотков, из которых диагональные уже основных;

- арочный проем в Сени (с учетом выполненных реставрационных работ кон. XX в.);

- покраска стен, выполненная в 1960-е гг., имитирующая штофную обивку, роспись свода 1930-х гг.

15. Фельдъегерский подъезд:

- коробовый свод;

- живопись на торцевой лестнице 1930-е гг.;

- наружный вход на лестницу со стороны Императорской площади.

16. Сени Собственного подъезда:

- четыре квадратных в плане пилона, несущие сводчатое перекрытие из девяти крестовых сводов на пониженных арках;

- карниз в пятах сводов;

- штукатурные тяги стен и сводов (с учетом выполненных реставрационных работ кон. XX в.);

- паркет (с учетом выполненных реставрационных работ кон. XX в.).

17. Коридор Собственной половины:

- перекрытие с девятью крестовыми сводами на арках, опирающихся на пилястры стен;

- колористическое решение (с учетом выполненных реставрационных работ кон. XX в.).

18. Комнаты придворных чинов и Большой буфет:

- лотковые своды;

- антресоли и металлические витые лестницы.

19. Западный корпус (жилые помещения в первом этаже (восемь комнат и коридор):

- перекрытия высокими крестовыми сводами с угловыми распалубками жилых комнат и крестовыми сводами коридора;

- побелка оштукатуренных сводов, пяты которых отмечены профилированными тягами;

- два камина 1840-х гг., их местоположение, конструкция, декоративное оформление и материал;

- двери из светлого дерева, разделанные на всю высоту вертикальными филенками с круглыми розетками в середине, скобяные приборы;

- паркет (с учетом выполненных реставрационных работ кон. XX в.).

2-й этаж (бельэтаж)

Планировочная структура, включающая две анфилады парадных помещений: одна из которых расположена в Главном корпусе дворца и состоит из четырех орденских залов, другая из двух залов и четырех комнат - анфилада Екатерининской половины - в Апартаментах их Величеств (западный корпус дворца).

1. Парадная лестница:

- широкий марш лестницы с 58 ступенями из ревельского известняка серого цвета и пятью площадками-отдыхами, ведущий от Парадных сеней в Бельэтаж дворца;

- две галереи на квадратных в плане пилонах в верхнем этаже справа и слева от Парадной лестницы;

- пять пар четырехгранных пилонов со срезанными углами из коломенского мрамора желтого цвета над боковыми стенами лестничного марша, белокаменная резная капитель, над которой продолжающийся ствол пилона завершается профилированным карнизом;

- три ряда парусных сводов, из которых центральный шире боковых;

- стены лестничного марша, отделанные искусственным мрамором желтого цвета и разделанные мощными пилястрами и крупными "зеркалами" с западающими и выступающими профилированными филенками и украшенные круглыми розетками по углам;

- бронзовая золоченая решетка с геометрическим и растительным рисунком, ограждающая марш лестницы, между постаментами пилонов;

- лепные розетки в замках сводов и софитах арок;

- стены галерей с пилястрами и широким карнизом из коломенского мрамора с полукруглыми люнетами над ним;

- простенки между пилястрами, разделанные западающими филенками в виде прямоугольных зеркал;

- колористическое решение: покраска в желтовато-коричневый тон, побелка штукатурных профилей, более светлая вышпаровка поверхностей сводов (с учетом выполненных реставрационных работ XX в.);

- дверь в Аванзал, обрамленная порталом с прямым сандриком на консолях, на продольной оси лестницы, из темного ореха с гладкими филенками (К. Герц);

- мраморные тумбы под наличником двери.

2. Аванзал:

- высокое двусветное пространство, завершенное крестовым сводом, опирающимся на четыре арки, перекинутые между угловыми пилонами;

- сложный трехчастный антаблемент, отрезающий верхнюю часть стен с полукруглыми люнетами (средний фриз антаблемента, откосы окон и угловые пилоны из искусственного мрамора, выступы карниза совами и листьями аканта);

- декоративное оформление: канеллированные пилястры коринфского ордера на стенах и угловых пилонах, лепнина арок и нижних углов свода;

- колористическое решение: контрастное сочетание зеленовато-голубого колера стен и белого цвета лепного и штукатурного убранства (с учетом выполненных реставрационных работ XX в.);

- камин 1840-х гг., его местоположение, конструкция, декоративное оформление и материал;

- наборный паркет (с учетом выполненных реставрационных работ кон. XX в.);

3. Владимирский зал:

- капитальные стены и сводчатое перекрытие 1840-х гг., их конструкция и материал;

- восьмилотковый свод с узкими диагональными лотками, открытым световым восьмигранным барабаном, поддержанный двухъярусной аркадой, за 2-м ярусом которой расположены хоры, выходящие к Теремному дворцу и Грановитой палате;

- горизонтальные и вертикальные членения: фриз в основании свода, увенчанный 16 золочеными двуглавыми орлами над пилястрами, трехчастные карнизы, раскрепованные пилястрами и полуколоннами у центральных арок первого яруса, невысокая аттиковая стенка над верхним карнизом в пятах свода, высокие постаменты, на которые поставлены пилястры и полуколонны с золочеными капителями и базами первого яруса, композиции из трех узких арочных проемов в простенках между пилястрами второго яруса, парапет, украшенный перспективными ширинками с золоченой резьбой, ниши в диагональных стенах;

- лепнина свода, включающая овальные медальоны из венков с дубовыми листьями и лентами, обрамляющих чередующиеся знаки ордена св. Владимира - 8 звезд и 8 крестов;

- пилястры, полуколонны, пьедесталы и фризы карнизов из искусственного мрамора розового цвета, ниши с конхами из мрамора белого цвета, роспись орденских знаков в своде масляными красками под финифть;

- наборный паркет (с учетом выполненных реставрационных работ 2-й пол. XX в.).

4. Зимний сад:

- объем Зимнего сада 1960 г.

5. Георгиевский зал:

- высокий полуцилиндрический свод на 16 распалубках со скругленными внешними углами, поддержанных 9 парами пристенных треугольных в плане пилонов, образующих выступы и ниши у восточной и западной стен зала;

- восемнадцать коринфских витых цинковых колонн по ребрам пилонов, завершенные 18 женскими статуями (скульптор И.П. Витали), олицетворяющие присоединение к России или завоевание ею различных территорий с XV по первую треть XIX в., с ажурным лепным антаблементом над ними;

- отделка пилонов, распалубок, арок, филенок, откосов оконных и дверных проемов искусственным мрамором, лепниной и позолотой;

- лепное убранство зала в классическом стиле: кессоны, розетты, орнамент из крупных листьев аканта;

- орденские знаки - крупные четырехконечные звезды с позолотой на распалубках, четырехконечные кресты на торцевых и продольных стенах;

- мраморные доски с наименованиями полков, участников побед, дат их учреждения и вензелевыми изображениями государей, а также с фамилиями кавалеров ордена св. Георгия;

- два горельефа св. Георгия работы П.К. Клодта в центре люнетов торцевых стен, лепные гербы Москвы и Киева в круглых тондо;

- подоконные доски белого каррарского мрамора;

- два камина (С. Кампиони по проекту К.А. Тона), их местоположение, конструкция, декоративное оформление и материал;

- три парадные филенчатые резные позолоченные двери с арочным завершением и три стеклянные двери во Владимирский зал, украшенные матовыми узорами, выполненными в технике травления стекла;

- колористическое решение (белый мрамор, позолота);

- наборный паркет (с учетом выполненных реставрационных работ кон. XX в.).

6. Александровский зал:

- капитальные стены 1840-х гг. и сводчатые перекрытия (с учетом реставрационно-восстановительных работ кон. XX в.), их конструкция и материал;

- система сводов, состоящая из центрального купола на подпружных арках и двух боковых полуциркульных сводов с распалубками от арок, перекинутых от четырех пристенных пилонов к торцевым стенам;

- декоративное оформление стен: пилястры, витые и канеллированные колонки с золочеными капителями, ордерный антаблемент, цокольные панели стен и пилонов, знаки ордена Св. Александра Невского и элементы российской геральдики (с учетом реставрационно-восстановительных работ кон. XX в.);

- отделка купола, пилонов, арок, откосов оконных и дверных проемов искусственным мрамором, лепниной и позолотой;

- объемные элементы декора: медные позолоченные и посеребренные гербы губерний и областей России в картушах, гипсовые золоченые арматуры, композиции древнеславянского оружия, знаки ордена - звезды и кресты;

- четыре камина, их местоположение по углам зала, конструкция, декоративное оформление и материал;

- масляная живопись Ф.Ф. Моллера сер. XIX в. с сюжетами из жизни св. Александра Невского;

- колористические решения помещения (в том числе стены из розового мрамора, оконные откосы из белого мрамора, цокольная панель из "голубовато-струистого", позолота колонн и плафонов) (с учетом выполненных реставрационных работ кон. XX в.);

- резные золоченые двери;

- наборный паркет (с учетом выполненных реставрационных работ кон. XX в.).

7. Андреевский зал:

- капитальные стены 1840-х гг. и сводчатые перекрытия (с учетом реставрационно-восстановительных работ кон. XX в.), их конструкция и материал;

- композиционно-пространственная структура помещения, разделенного пятью парами колонн на три нефа с вспарушенными крестовыми сводами на полуциркульных арках и коробовыми сводами;

- отделка колонн, арок, откосов оконных и дверных проемов искусственным мрамором, лепниной и позолотой (в том числе объемные детали: орденские цепи со звездой и короной, орденские знаки, герб Российской империи, знаки ордена, три вензеля императоров Петра I, Павла I и Николая I в круглых славянских щитах с военными арматурами на восточной стене, "Всевидящее око" с лучами) (с учетом реставрационно-восстановительных работ кон. XX в.);

- ткань обивки стен (с учетом реставрационно-восстановительных работ кон. XX в.);

- два камина (один 1840-х гг.), их местоположение по восточной стене зала, конструкция, декоративное оформление и материал (с учетом выполненных реставрационных работ кон. XX в.);

- колористическое решение помещения (в том числе белый искусственный мрамор, позолота лепного декора колонн и сводов, стены тронного зала, затянутые муаровой тканью цвета Андреевской ленты) (с учетом выполненных реставрационных работ кон. XX в.);

- три императорских трона под золотой сенью в западной части зала;

- две парадные двери;

- наборный паркет (Ф.Г. Солнцев) (с учетом выполненных реставрационных работ кон. XX в.).

8. Кавалергардский (Пикетный) зал:

- сводчатые перекрытия с крестовым вспарушенным сводом центральной части и тремя пологими коробовыми сводами;

- широкий раскрепованный антаблемент, пилястры с коринфскими капителями, которыми отмечены боковые части зала, цокольная панель;

- штукатурные тяги разного профиля, стукковая лепнина, крупные квадратные кессоны с изящными лепными венками из лавра;

- белый искусственный мрамор люнет, зеркал стен, филенок цоколя, фризовой часть антаблемента, пилястр и откосов дверей и окон;

- камин 1840-х гг., его местоположение, конструкция, декоративное оформление и материал;

- анфиладные двери (К. Герц) из чинары с шестью филенками и золоченым прибором;

- плинты из натурального мрамора под наличниками дверей, отделанных белым искусственным мрамором;

- наборный паркет 1840-х гг. (Ф.Г. Солнцев).

9. Екатерининский зал:

- два прямоугольные в плане пилона по продольной оси, отнесенные к задней стене, между которыми к стенам перекинуты полуциркульные арки, членящие своды на шесть компартиментов (три крестовых свода передней части, коробовые с распалубками над арками - задней);

- лепные гурты и профильные штукатурные тяги сводов, широкие выступы стен, широкий трехчастный антаблемент под пятами сводов, два карниза которого украшены золоченой лепниной;

- три ленты золоченого лепного декора поверхностей арок, узкие малахитовые пилястры на лицевых поверхностях пилонов, капители и базы пилястр из золоченой бронзы;

- муар стен серебристо-серого цвета с каймой из красной орденской лентой и с девизом и медальон с изображением Св. Екатерины и стразами (с учетом выполненных реставрационных работ кон. XX в.);

- полукруглые люнеты стен под сводами, разделенные золочеными штукатурными профилями на три части, лицевая поверхность которых отделана искусственным мрамором розового цвета;

- золоченые вентиляционные решетки в центральных филенках боковых люнетов задней стены;

- парадные филенчатые двери 1840-х гг. (Ф.Г. Солнцев), покрытые золоченой рельефной резьбой на серебряном фоне, верхние и нижние филенки в виде восьмиугольников с круглой розеткой в центре, резьба основных филенок включает знаки ордена - звезду, медальон-крест, ленту и бант;

- наборный паркет 1840-х гг. (Ф.Г. Солнцев).

10. Парадная гостиная (Парадная диванная):

- план квадратных пропорций со скруглением задней стены, в которое вписаны две симметрично расположенные полукруглые ниши;

- перекрытие помещения коробовым сводом и конхой;

- трехчастный антаблемент в уровне пят свода и конхи, карниз которого отделан тонкой лепниной, а фризовые части - белым искусственным мрамором;

- угловые пилястры, отделанные мрамором, с золочеными капителями и базами, отмечающие место сопряжения задней экседры с основным объемом;

- лепной карниз, переходящий в центральной части в арку, повторяющую перемычку центрального окна;

- декоративное оформление: искусственный мрамор различных цветов, позолоченная лепнина, кессоны, живописные росписи и гризайль (Иосиф Коломбо Артари);

- зеленая парча стен с золотистыми узорами в золоченых багетах (с учетом выполненных реставрационных работ XX в.);

- оконные откосы и ниши, отделанные искусственным мрамором белого цвета;

- подоконники из каррарского мрамора;

- камин 1840-х гг. (С. Кампиони), его местоположение, конструкция, материал и декоративное оформление;

- двери (Э.И. Блехшмидт) с верхними зеркальными филенками из палисандрового дерева с инкрустацией перламутром и латунью, а также бронзовыми накладками;

- наборный паркет 1840-х гг.

11. Парадная опочивальня (Красная гостиная);

- план квадратных пропорций с двумя полукруглыми и одной прямоугольной нишами в задней стене;

- две круглые мраморные колонны на четырехгранных постаментах у задней стены, зрительно отделяющие альков от основной части помещения;

- две поперечные балки - от колонн к задней стене, членящие альков на три части, завершенные зеркальными сводами на падугах, плоское перекрытие передней части по металлическим балкам;

- широкий пояс антаблемента под плоским плафоном передней части Опочивальни, включающий золоченый лепной карниз, ряд филенок искусственного мрамора светло-лилового цвета, золоченые полочки и фриз из искусственного мрамора светло-зеленого цвета с темными прожилками и светло-желтыми вкраплениями;

- декоративное убранство в стиле позднего Ренессанса: сочетание тканевой обивки стен из узорной малиновой парчи с матовым рисунком (с учетом выполненных реставрационных работ кон. XX в.), белого, зеленого, лилового цветов натурального и искусственного мрамора, а также золоченой лепнины, колонны алькова из массива редкого мрамора серо-зеленого цвета и бронзовыми золочеными капителями с фигурками амуров и такими базами, постаменты колонн, облицованные мрамором, 6 цельных и 4 угловых мраморных пилястры на стенах опочивальни, плинты колонн, пилястр и постаменты дверных порталов из серого мрамора;

- камин, его местоположение, конструкция, материал и декоративное оформление;

- парадные двери из палисандра со створками на шесть филенок (Э.И. Блехшмидт) с инкрустацией из пластин черепахи, перламутра, латуни, разноцветных пород древесины и накладки из золоченой бронзы;

- наборный паркет 1840-х гг.

12. Ореховая уборная:

- перекрытие помещения подвесным парусным сводом;

- отделка стен, подвесного парусного свода и откосов окон филенчатыми ореховыми панелями (К. Герц);

- четыре двери с зеркалами в верхней панели, украшенные розетками и филенками, золоченая бронза приборов;

- подоконники из белого каррарского мрамора;

- резные оконные карнизы из темного ореха;

- пол паркетный простого рисунка.

13. Коридор Екатерининской половины:

- перекрытие помещения коробовым сводом;

- штукатурные тяги;

- паркет.

Археологический слой кон. XIV - XVII в. под площадью застройки объекта.

Схема предмета охраны объекта культурного наследия
федерального значения "Большой дворец", 1839 - 1849 гг.,
арх. К.А. Тон. Построен на месте Великокняжского дворца
XIV - XVII вв. и Гербовой башни XVII в. (Москва, Кремль),
входящего в состав объекта культурного наследия
федерального значения "Московский Кремль - ансамбль
памятников архитектуры XV - XVI, XVII, XVIII, XIX вв."

ПЛАН ЦОКОЛЬНОГО ЭТАЖА

Схема предмета охраны объекта культурного наследия
федерального значения "Большой дворец", 1839 - 1849 гг.,
арх. К.А. Тон. Построен на месте Великокняжского дворца
XIV - XVII вв. и Гербовой башни XVII в. (Москва, Кремль),
входящего в состав объекта культурного наследия
федерального значения "Московский Кремль - ансамбль
памятников архитектуры XV - XVI, XVII, XVIII, XIX вв."

ПЛАН 1-ГО ЭТАЖА

Схема предмета охраны объекта культурного наследия
федерального значения "Большой дворец", 1839 - 1849 гг.,
арх. К.А. Тон. Построен на месте Великокняжского дворца
XIV - XVII вв. и Гербовой башни XVII в. (Москва, Кремль),
входящего в состав объекта культурного наследия
федерального значения "Московский Кремль - ансамбль
памятников архитектуры XV - XVI, XVII, XVIII, XIX вв."

ПЛАН АНТРЕСОЛЬНОГО ЭТАЖА

Схема предмета охраны объекта культурного наследия
федерального значения "Большой дворец", 1839 - 1849 гг.,
арх. К.А. Тон. Построен на месте Великокняжского дворца
XIV - XVII вв. и Гербовой башни XVII в. (Москва, Кремль),
входящего в состав объекта культурного наследия
федерального значения "Московский Кремль - ансамбль
памятников архитектуры XV - XVI, XVII, XVIII, XIX вв."

ПЛАН 2-ГО ЭТАЖА

Схема предмета охраны объекта культурного наследия
федерального значения "Большой дворец", 1839 - 1849 гг.,
арх. К.А. Тон. Построен на месте Великокняжского дворца
XIV - XVII вв. и Гербовой башни XVII в. (Москва, Кремль),
входящего в состав объекта культурного наследия
федерального значения "Московский Кремль - ансамбль
памятников архитектуры XV - XVI, XVII, XVIII, XIX вв."

ПЛАН 3-ГО ЭТАЖА

Задайте вопрос юристу:
+7 (499) 703-46-71 - для жителей Москвы и Московской области
+7 (812) 309-95-68 - для жителей Санкт-Петербурга и Ленинградской области