См. Документы Министерства культуры Российской Федерации

МИНИСТЕРСТВО КУЛЬТУРЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПРИКАЗ
от 9 декабря 2019 г. N 1919

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПРЕДМЕТА
ОХРАНЫ ОБЪЕКТА КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ ФЕДЕРАЛЬНОГО
ЗНАЧЕНИЯ "МАЛЫЙ ЭРМИТАЖ", 1764 - 1775 ГГ., 1840 - 1844 ГГ.,
1850 - 1858 ГГ. (Г. САНКТ-ПЕТЕРБУРГ, ДВОРЦОВАЯ НАБ., 36,
МИЛЛИОННАЯ УЛ., 37), ВХОДЯЩЕГО В СОСТАВ ОБЪЕКТА
КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗНАЧЕНИЯ
"ЗИМНИЙ ДВОРЕЦ И ЭРМИТАЖ", XVIII - XX ВВ.

Руководствуясь Федеральным законом от 25.06.2002 N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" и подпунктом 5.3.6 Положения о Министерстве культуры Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 20.07.2011 N 590, приказываю:

1. Утвердить прилагаемый предмет охраны объекта культурного наследия федерального значения "Малый Эрмитаж", 1764 - 1775 гг., 1840 - 1844 гг., 1850 - 1858 гг. (г. Санкт-Петербург, Дворцовая наб., 36, Миллионная ул., 37), входящего в состав объекта культурного наследия федерального значения "Зимний дворец и Эрмитаж", XVIII - XX вв.

2. Контроль за исполнением настоящего приказа оставляю за собой.

Заместитель Министра
С.Г.ОБРЫВАЛИН

Приложение
к приказу Министерства культуры
Российской Федерации
от 9 декабря 2019 г. N 1919

ПРЕДМЕТ
ОХРАНЫ ОБЪЕКТА КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ ФЕДЕРАЛЬНОГО
ЗНАЧЕНИЯ "МАЛЫЙ ЭРМИТАЖ", 1764 - 1775 ГГ., 1840 - 1844 ГГ.,
1850 - 1858 ГГ. (Г. САНКТ-ПЕТЕРБУРГ, ДВОРЦОВАЯ НАБ., 36,
МИЛЛИОННАЯ УЛ., 37), ВХОДЯЩЕГО В СОСТАВ ОБЪЕКТА
КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗНАЧЕНИЯ
"ЗИМНИЙ ДВОРЕЦ И ЭРМИТАЖ", XVIII - XX ВВ.

Градостроительные характеристики здания:

- местоположение, конфигурация, габариты и градостроительные характеристики здания Малого Эрмитажа, 1764 - 1775 гг., 1840 - 1844 гг., 1850 - 1858 гг.: прямоугольное в плане, вытянутое по оси север - юг, частично двух, частично трехэтажное здание на подвалах; состоит из двух павильонов - двухэтажного северного и четырехэтажного южного, соединенных низким двухэтажным объемом бывших конюшен и каретных сараев. В уровне второго этажа павильоны также соединены двумя длинными двухэтажными галереями, стоящими на крыше конюшен. Между ними, во внутреннем дворе, устроены Висячие сады. Северный павильон здания Малого Эрмитажа выходит главным фасадом на Дворцовую набережную; южный павильон выходит главным фасадом на ул. Миллионную; протяженным восточным фасадом здание выходит на Старый Эрмитаж и Новый Эрмитаж и соединяется с ними крытыми воздушными галереями на уровне второго этажа; протяженным западным фасадом здание выходит на Зимний дворец и соединяется с ним крытыми воздушными галереями на уровне второго этажа;

- градостроительная роль здания Малого Эрмитажа, 1764 - 1775 гг., 1840 - 1844 гг., 1850 - 1858 гг. в композиционно-планировочной структуре прилегающей территории, панорамах застройки Дворцовой набережной и набережной Зимней канавки; композиционная роль здания Малого Эрмитажа в ансамбле комплекса зданий Эрмитажа, в том числе расположение здания между Старым Эрмитажем, Новым Эрмитажем и Зимним дворцом и соединенным с ними крытыми воздушными галереями на уровне второго этажа.

Архитектурные характеристики и конструктивные элементы объекта:

- объемно-пространственная композиция двух - трехэтажного с подвалом, прямоугольного в плане здания с крытыми воздушными галереями на уровне второго этажа восточного и западного фасадов здания Малого Эрмитажа, 1764 - 1775 гг., 1840 - 1844 гг., 1850 - 1858 гг., включая высотные отметки объема здания, отметки карнизов, аттиков и конька кровли;

- кровля здания Малого Эрмитажа, 1764 - 1775 гг., 1840 - 1844 гг., 1850 - 1858 гг. (с учетом ранее проведенных реставрационных работ): конфигурация, геометрия, габариты, отметки и конструктивное решение скатной кровли, материал кровли - листовое железо со стоячим фальцем;

- стропильная система здания Малого Эрмитажа, 1764 - 1775 гг., 1840 - 1844 гг., 1850 - 1858 гг. (с учетом ранее проведенных реставрационных работ): конструкция, материал, местоположение стропильной системы, системы отопления и вентиляции;

- композиционное решение и архитектурно-художественное оформление фасадов здания Малого Эрмитажа, 1764 - 1775 гг., 1840 - 1844 гг., 1850 - 1858 гг., включая материал и характер отделки фасадных поверхностей (с учетом ранее проведенных реставрационных работ);

- северный фасад северного павильона - композиционное решение симметричного в девять осей проемов северного фасада, в первом этаже центральная часть фасада шириной в семь осей выступает вперед, образуя подобие ризалита, над которым устроен балкон с парапетом из балясин классического рисунка; портик второго этажа из шести композитных колонн колоссального ордера, опирающихся на выступ первого этажа; пилястры, соответствующие колоннам и пилястры в оконных простенках по сторонам портика; венчающий антаблемент с карнизом и модульонами; аттиковый пояс; скульптурная группа с аттиком; меандровый пояс, проходящий между окнами второго и третьего яруса и прерывающийся на пилястрах; французский руст первого этажа с широкими междурустьями и лентами руста, обработанными "под шубу"; арочные окна первого этажа, под которыми филенки в виде крупного бриллиантового руста; клинчатые замковые камни проемов первого этажа на выступе; накладные щиты, обрезанные снизу по форме перемычки над двумя окнами первого этажа по сторонам этого выступа; арочные окна первого света второго этажа, акцентированные архивольтами на импостах, с замковыми камнями украшенными небольшими картушами; невысокие окна второго света, с лучковыми перемычками; неглубокие прямоугольные ниши, объединяющие проемы первого и второго света на крайних фланговых осях; две статуи на угловых тумбах балконного парапета; гранитный цоколь;

- боковые фасады северного павильона - архитектурно-художественное оформление идентично северному фасаду северного павильона, лишь во втором этаже отсутствуют пилястры, а под верхними окнами вместо меандрового пояса помещены лепные гирлянды;

- южный фасад северного павильона разделен профилированным карнизом; пять крупных арочных окон с архивольтами и импостами в нижнем ярусе, в верхнем - десять проемов - тоже арочных, но более узких, связанных подоконной тягой; антаблемент с широким гладким фризом и карнизом с модульонами;

- южный фасад южного павильона - композиционное решение четырехэтажного прямоугольного в плане здание со скругленными южными углами, в семь осей проемов (на второй и шестой осях в трех нижних этажах стена глухая); три портика первого этажа из двух ионических колонн, поддерживающими балконы второго этажа; ионическая пилястра, разделяющая отрезки стены между портиками; раскрепованный на колоннах и пилястрах антаблемент, включающий узкий гладкий фриз, а также профилированные архитрав и карниз; ионические пилястры колоссального ордера, поставленные соответственно колоннам и пилястрам первого этажа и поддерживающими такой же антаблемент; пилястры четвертого этажа; профилированный карниз; аттиковый пояс, а над центральной частью фасада поставлен аттик; два арочных окна первого этажа в нарядных барочных наличниках с полукруглым фартуком, ушками, трехчастным замковым камнем и профилированным полуциркульным сандриком с плечиками; окна полуподвала полукруглые, с профилированным архивольтом и замковым камнем; профилированный карниз между первым и вторым этажами; прямоугольные филенки с вынутыми углами; арочные окна второго этажа в простых рамочных наличниках вписанных в неглубокие прямоугольные ниши; под окнами - прямоугольные лежачие филенки, а над ними - изящные лепные гирлянды; лепные композиции; окна антресолей второго этажа - низкие прямоугольные, без наличников, с лежачей подоконной филенкой; проемы верхнего этажа с лучковыми перемычками и профилированные наличники с ушами, над которыми выложены ниши-филенки с нижним краем, обрезанным по линии перемычки; аттиковый пояс с частыми вертикальными нишками; укороченные каннелированные пилястры; лепные гирлянды; лепная композиция в средней части аттика; скругленные углы декорированные аналогично южному фасаду; в первом этаже плоскость стены занимает рамка-филенка с вынутыми верхними углами, над которой расположена еще одна филенка - прямоугольная лежачая, со спусками нижних углов и завершенная профилированным сандриком;

- боковые фасады южного павильона - окна трех нижних этажей (первого - с лучковой перемычкой, второго и третьего - прямоугольные) заключенные в плоские рамы, в первом этаже дополненные небольшим замком; прямоугольные лежачие филенки под окнами третьего этажа;

- северный фасад южного павильона разделен профилированным карнизом на две части (это деление соответствует второму и третьему этажам на главном фасаде), пять широких арочных окон с архивольтами, соединенных в уровне перемычек узким профилем в нижней части; квадратные окна в рамочных наличниках над карнизом;

- боковые фасады конюшен и каретных сараев в мерном ритме расчленены широкими арками; венчающий профилированный карниз; французский руст; в каждую арку вписаны два арочных проема первого этажа и одно огромное полукруглое окно второго; окна двух этажей разделены широким гладким фризом; стена галерей, завершенная карнизом, глухая, декорирована крупными рамками-филенками с вынутыми углами;

- фасады внутреннего двора второго яруса - архитектурно-художественное оформление аналогично дворовому фасаду южного павильона; монотонность композиции нарушают оформление двух входные проемов, расположенных примерно посередине, немного ближе к югу: арочный входной проем фланкирован двумя узкими прямоугольными окнами, над которыми выложены небольшие круглые ниши; в верхней части стены, над карнизом размещено большое полуциркульное окно; прямоугольный аттик, завершенный антаблементом; четыре беседки, состоящие из четырех опор, соединенных арками; опоры декорированы филенками, арки - профилированными архивольтами и импостами, завершает каждую из беседок голубятня в форме параллелепипеда со скруглением спереди, где прорезаны небольшие круглые отверстия;

- переход, соединяющий северный павильон со зданием Большого Эрмитажа, опирается на широкую коробовую арку с замковым камнем, покрытую французским рустом; три большие арочные окна второго яруса с архивольтами, импостами и подоконными филенками;

- переход, связывающий павильон с Зимним дворцом, опирается на коробовую арку; три прямоугольных окна второго яруса без обрамлений;

- переход, соединяющий южный павильон с Зимним дворцом, опирается на коробовую арку; три прямоугольных окна второго яруса, связанные в уровне перемычки профилированной тягой, над которой по оси окон помещены полукруглые ниши с архивольтами;

- переход, связывающий западную галерею с Зимним дворцом, опирается на высокую коробовую арку; архитектурно-художественное оформление фасада - горизонтальные членения, в том числе: профилированный карниз в основании, антаблемент в завершении стены и профилированная тяга, делящую фасад примерно пополам; крупное итальянское окно первого яруса с пилястрами в простенках и балюстрадой внизу, по сторонам от которого два ложных прямоугольных окна; большой полукруглый проем второго яруса, подчеркнутый широким архивольтом и два круглых ложных окна;

- колористическое решение здания Малого Эрмитажа, 1764 - 1775 гг., 1840 - 1844 гг., 1850 - 1858 гг., его декоративных элементов;

- конструктивная схема и пространственно-планировочная структура здания Малого Эрмитажа, 1764 - 1775 гг., 1840 - 1844 гг., 1850 - 1858 гг. в пределах капитальных стен и перекрытий (с учетом ранее проведенных реставрационных работ);

- капитальные стены, перегородки и перекрытия здания Малого Эрмитажа, 1764 - 1775 гг., 1840 - 1844 гг., 1850 - 1858 гг.: конструкции, материал, отметки перекрытий; конфигурация, отметки пят и щелыг сводчатых перекрытий и распалубок подвалов, помещений первого этажа и антресолей первого этажа (с учетом ранее проведенных реставрационных работ);

- перемычки оконных и дверных проемов здания Малого Эрмитажа, 1764 - 1775 гг., 1840 - 1844 гг., 1850 - 1858 гг., их конфигурация, конструкция и отметки (с учетом ранее проведенных реставрационных работ);

- заполнения дверных и оконных проемов здания Малого Эрмитажа, 1764 - 1775 гг., 1840 - 1844 гг., 1850 - 1858 гг., их местоположение, пропорции, геометрия и конструкция, материал заполнения - дерево, металл; характер расстекловки оконных заполнений; характер и материал отделки дверных заполнений; оконная и дверная фурнитура, включая петли, ручки, задвижки, шпингалеты (с учетом ранее проведенных реставрационных работ);

- лестницы здания Малого Эрмитажа, 1764 - 1775 гг., 1840 - 1844 гг., 1850 - 1858 гг., их местоположение, материал, конструкция и декоративное оформление (с учетом ранее проведенных работ), в том числе:

Номер помещения
Характеристики предмета охраны
М-20-Л01
М-30-Л01
- винтовая внутристенная лестница (из подвала);
- на третий этаж двухмаршевая лестница;
М-00-Л02
М-10-Л02
М-11-Л02
- двухмаршевая лестница;
- ступени и площадки из лещадного мрамора;
- ограждение в виде металлических ажурных балясин, поручень деревянный;
- свод цилиндрический;
- декоративная отделка свода и стен, в том числе: профиль в виде филенок;
- откосы оконных проемов (антресоль 1-го эт.) с филенками;
- латунные ковродержатели;
М-10-Л03 в помещении М-10-049
- двухмаршевая лестница;
М-10-Л04
М-11-Л04
М-10-Л05
М-11-Л05
- одномаршевая лестница с площадками
- ступени и площадки серого гранита;
- латунные ковродержатели;
- ограждение балкона в уровне антресолей 1-го этажа - деревянные балясины, деревянные поручни;
- пол балкона в уровне антресолей 1-го этажа - мозаичный с геометрическим рисунков в виде шестиугольников;
М-11-Л06
М-20-Л06
М-21-Л06
М-30-Л06
- лестница междустенная, поворотная с площадками;
- проступь со свесом;
перекрытие лестничных площадок по два крестообразных свода;
- подоконники цветной натуральный камень с прямой кромкой;
- выход воздуховодных каналов отопления с латунной арматурой;
М-11-Л07
М-20-Л07
М-21-Л07
М-30-Л07
Библиотечная
лестница
- одномаршевая поворотная лестница вокруг шахты лифта;
- подступенки и проступи чугунные;
- металлические конструкции лестницы косауры с меандровыми поясами и поясом из кругов;
балясины металлические ажурные, поручень деревянный с несложным профилем;
- потолок первого этажа опирается на металлические кронштейны параболической формы с металлическими кругами разного диаметра.

- декоративное оформление интерьеров здания Малый Эрмитаж, 1764 - 1775 гг., 1840 - 1844 гг., 1850 - 1858 гг. (с учетом ранее проведенных реставрационных работ):

Номер помещения
Характеристики предмета охраны
Помещения подвального этажа
М-00-001; М-00-002; М-00-003; М-00-004; М-00-005; М-00-006; М-00-007; М-00-008; М-00-009; М-00-010; М-00-011; М-00-012; М-00-013; М-00-014
- кирпичные стены и своды (коробовые, цилиндрические, в том числе с распалубками) - геометрия сводов;
- музеефикация Амосовской печи (М-00-013);
- покрытие пола, в том числе материал, рисунок
Помещения первого этажа
М-10-001; М-10-002; М-10-003; М-10-004; М-10-005; М-10-006; М-10-007; М-10-008; М-10-009; М-10-010; М-10-011; М-10-012; М-10-013; М-10-014; М-10-015; М-10-016
- своды (коробовые с распалубками);
- декоративная отделка потолка, в том числе: карнизные тяги, лепная розетка с орнаментом в виде меандра;
- камины (пом. М-10-001; М-10-006) белого мрамора, их местоположение, конструкция, характер отделки;
- подоконники белого мрамора;
- покрытие пола, в том числе материал, рисунок;
М-10-025
М-10-025-1, М-10-031
Бывшие императорские конюшни построены в нач. 1840 гг. по проекту архитектора В.П. Стасова.
- объемно-пространственное решение больших двухсветных залов;
- своды в бывш. конюшне крестовые (М-10-025, М-10-025-1);
- свод в бывш. Манеже трехцентровый (коробовый) цилиндрический (М-10-031);
- колонны красного гранита (12 шт.) дорического ордера без баз; кирпичные квадратные столбы (32 шт.), декорированные профилированными "капителями" и филенчатыми рамками с каждой стороны столба;
- поилки для лошадей (вдоль южной стены) из гранита (М-10-025);
- карниз профилированный;
- сохранившиеся фрагменты конструкции кирпичного пола и перекрытий;
- подоконники белого мрамора;
- покрытие пола, в том числе материал, рисунок;
М-10-032;
М-10-033
- своды над западным и восточным торцами коридора - крестовые;
- подпружные арки (2 шт.) крестовых сводов лучковой формы с софитами;
- декоративное оформление стен, в том числе: пилястры с импостами сложного профиля; фриз широкий плоский штукатурный вверху с тягами; карниз простого профиля, раскрепован над импостами пилястр с тягой; тянутая рама по периметру потолка;
- профилированные дверные наличники;
- покрытие пола, в том числе материал, рисунок;
М-10-36;
М-10-38;
М-10-39;
М-10-40;
М-10-41
- объемно-пространственное решение комнат, в том числе: помещение в форме овала (М-10-41); помещение со скругленный углами с южной стороны - повторяют форму южного фасада корпуса (М-10-37);
- своды коробовые (М-10-040, М-10-038); коробовый с распалубками (М-10-036; М-10-040); коробовый с подпружной аркой (М-10-039); сложной конфигурации с распалубками над дверными и оконными проемами (М-10-041);
- столбы квадратного сечения, расходится в верхней части в виде 4-х парусов свода (М-10-041);
- подоконники каменные;
- покрытие пола, в том числе материал, рисунок;
М-10-034;
М-10-037
- своды цилиндрические с распалубками;
- горизонтальная металлическая балка в восточном проеме;
- покрытие пола, в том числе материал, рисунок;
Помещения антресоли первого этажа
М-11-001
- свод сомкнутый на высоких падугах;
- декоративная отделка свода, в том числе: прямоугольная лепная рама простого профиля; лепная арабеска (в центре свода), составленная из завитков и четырех медальонов рокайльного рисунка;
- профилированный карниз;
- стены оштукатурены и окрашены;
- белокаменный камин, его местоположение, конструкция, материал и характер отделки в том числе: рокайльные орнаменты на фризе и надкаминном портале, лопатки, латунные дверцы, дверцы воздуховодов; надкаминное зеркало, вставленное в беломраморный портал с резными лопатками, с рокальными картушами; резной мраморный медальон, в стиле рококо над порталом;
- подоконники деревянные;
- пол - дубовый паркет простого геометрического рисунка;
М-11-002
- свод сомкнутый на высоких падугах;
- декоративное оформление свода, в том числе: прямоугольная профилированная лепная рама; в центре свода - круглая лепная розетка, вписанная в цветочный венок; падуги свода имеют по верхнему и нижнему краю профилированные лепные тяги;
- декоративное оформление стен, в том числе: лепной карниз, в виде толстого жгута, украшенный цветочным и лиственным орнаментом; плоские двойные лепные тяги;
- профилированный широкий фриз;
- ниши полуциркульные на северной стене (2 шт.) с широкими белыми откосами;
- камин белого мрамора, его местоположение, конструкция, материал и характер отделки, в том числе: фигурная верхняя полка и фриз, в центре которого - большая резная пальметта;
- подоконник деревянный;
- пол - дубовый паркет простого геометрического рисунка;
- вентиляционные отверстия в западной и восточной стене - квадратные, закрыты металлической сеткой (западное отверстие) и декоративной латунной заслонкой;
М-11-003
М-11-008
- свод цилиндрический на двух падугах;
- декоративная отделка свода, в том числе: две сдвоенные фигурные рамки, в центре каждой из которых - золоченая лепная арабесковая розетка, составленная из завитков;
- профилированный карниз;
- подоконники деревянные;
- ниша полуциркульная на северной стене с широкими откосами;
- прямоугольные филенки по периметру оконных откосов;
- пол - дубовый паркет простого геометрического рисунка;
- вентиляционное отверстие в левой части западной стены - прямоугольное, закрыто латунной задвижкой;
М-11-004
М-11-007
- свод коробый на высоких падугах;
- декоративная отделка свода, в том числе: тонкая профилированная лепная рама; в центре свода - большая лепная розетка в обрамлении из стеблей растений; прямоугольные и трапециевидные профилированные лепные рамки на падугах свода;
- декоративное оформление стен, в том числе: профилированный широкий карниз;
- декоративная отделка арки на южной стене, в том числе: лепной дугообразный наличник; горизонтальный сандрик в виде белой с позолотой лепной трельяжной сетки с волютами-раковинами по бокам и лепным в стиле рококо картушем; рокальная лепная композиция в виде крупной круглой розетки в обрамлении из завитков;
- подоконники деревянные;
- пол - дубовый паркет простого геометрического рисунка;
М-11-005
- свод коробовый;
- декоративная отделка свода, в том числе: профилированная рамка в виде филенки, лепная розетка-цветок из дубовых листьев, вписанная в арабеску, которая составлена из акантовых завитков; в центре каждого люнета свода - круглый лепной медальон с рельефным изображением крылатого путти;
- карниз профилированный, лепной;
- глубокая полуциркульная ниша на северной стене;
- профилированные сосновые наличники по периметру окна, расположенного в нише на северной стене;
- подоконники деревянные;
- пол - дубовый паркет простого геометрического рисунка;
М-11-006
- свод сомкнутый;
М-11-009
- карниз профилированный, лепной;
- покрытие пола, в том числе материал, рисунок;
М-11-010;
М-11-011;
М-11-012
- свод коробовый;
- карниз стен - лепной, простого профиля;
- покрытие пола, в том числе материал, рисунок;
М-11-013;
М-10-014;
М-11-015
- свод - цилиндрический, сложной конфигурации;
- профилированные лепные карнизы;
- ниша на южной стене - полуциркульная, с широкими откосами (М-11-013);
- ниша на восточной стене - широкая, с коробовой перемычкой и широкими оштукатуренными откосами;
- вентиляционные отверстия (2 шт.) - прямоугольные;
- отверстие в северной стене закрыто медной заслонкой;
М-11-016
- свод - сложной конфигурации, с распалубками, опирается на подпружные арки коробовой и полуциркульной формы;
- ниша на восточной стене - большая полуциркульная, с широкими откосами;
- покрытие пола, в том числе материал, рисунок;
М-11-017
- свод - сложной конфигурации, с распалубками;
- стены в виде больших полуциркульных люнетов до пола; западный люнет обрамляет широкий и плоский полуциркульный штукатурный пояс;
- покрытие пола, в том числе материал, рисунок;
М-11-025
- свод крестовый;
- стены оштукатурены и окрашены;
- пол наливной мозаичный с геометрическим рисунком;
- подоконники мраморные;
- латунные вентиляционные решетки;
М-11-018;
М-11-019;
М-11-020
- свод сложной конфигурации, с распалубками;
- покрытие пола, в том числе материал, рисунок;
М-11-028
- свод коробовый с распалубками и подпружными арками с профилированными импостами;
- стены оштукатурены и окрашены;
- пол - бетонная полихромная плитка, уложенная по диагонали с вставкой геометрического рисунка по центру коридора;
М-11-030;
М-11-031;
М-11-032;
М-11-033;
М-11-034;
М-11-035;
М-11-037;
М-11-038
- конфигурация помещений, в том числе в пом. М-11-032 и М-11-035 - закругленные углы помещений с вогнутыми выступами, над ними в основании свода - две декоративные распалубки в виде парусов;
- своды - сомкнутый с распалубками (М-11-030 - М-11-031), цилиндрический (М-11-037; М-11-038);
- карнизы тянутые профилированные;
- широкие деревянные дверные наличники;
- подоконники коричневого пестрого рускеальского мрамора с прямой кромкой;
- дверца отопительного канала историческая (М-11-030);
- покрытие пола, в том числе материал, рисунок;
М-11-036
(туалетная комната с тамбуром)
- помещение расположено в теле капитальной стены на сторону к лестничному пролету;
- декоративная отделка потолка и стен (со встроенными шкафами), в том числе: филенчатые панели красного дерева;
- пол - мраморный белый с серыми прожилками;
М-11-039
М-11-040
М-11-041
М-11-042
М-11-043
- свод крестовый, арочные проемы;
- стены оштукатурены и окрашены;
- пол кафель с геометрическим рисунком, имитирующим ковер, расположенным по центру коридора, по краям "ковра" наливной мозаичный пол;
- подоконники коричневого мрамора;
- ограждение в виде деревянной балюстрады (М-11-039, М-11-040, М-11-043);
- покрытие пола, в том числе материал, рисунок;
М-11-040
М-11-041
- свод крестовый, арочные проемы;
- стены оштукатурены и окрашены;
- пол кафель с геометрическим рисунком, имитирующим ковер, расположенным по центру коридора, по краям "ковра" наливной мозаичный пол;
- подоконники коричневого мрамора;
Помещения второго этажа
М-20-001
М-20-005
Павильонный зал
- объемно-пространственная композиция прямоугольного в плане, двусветного зала с верхней галереей, полукруглыми балконами по углам северного и южного помещений в уровне второго яруса и примыкающим Зимним садом, являвшимся его продолжением и занявшим часть открытого сада;
- плоское перекрытие потолка, разделенное балками на кессоны различного размера;
- своды крестовые балкона и галереи над аркадой с позолоченной отделкой ребер свода второго яруса;
- декоративное оформление потолка, в том числе: позолоченный лепной растительный орнамент;
- карниз потолочный широкий профилированный с позолотой;
карниз межъярусный профилированный с позолотой;
- облицовка стен, ниш, откосов искусственным мрамором;
- декоративное оформление стен второго яруса профилированными филенками с позолотой; лопатки композитного ордера;
- колонны резные коринфского ордера, каннелированные мраморные (16 шт.), колонны в 3/4 резные коринфского ордера, каннелированные мраморные между оконными проемами (8 шт.); полуколонны, фланкирующие ниши со скульптурами резные коринфского ордера, каннелированные мраморные между оконными проемами (12 шт.);
- колонны балкона (46 шт.) и полуколонны (8 шт.) коринфского ордера из серого мрамора между которыми установлено ограждение балкона и галереи над аркадом в виде позолоченной ажурной сетки;
- аркады, декоративные ниши и фонтаны с восточной орнаментикой;
- ниша (эскедра), оформленная шестью колоннами "африканского" мрамора ионического ордера на мраморных постаментах;
- аркада с позолоченным лепным орнаментом из листьев аканта, заключенных в многоугольное панно;
- живописные вставки художника И.А. Гоха, представляющие аллегории живописи, скульптуры, архитектуры, поэзии, музыки;
- камины (2 шт.) белого итальянского мрамора их местоположение, конструкция, характер отделки, в том числе: резной декор на фризе, скульптуры кариатид, поддерживающие фриз, зеркала в золоченой раме простого профиля, установленного в надкаминный портал с пилястрами коринфского ордера и широким фризом с позолоченными элементами;
- фонтаны (2 шт.) из белого мрамора, решенные как вариации "Фонтана слез" Бахчисарайского дворца с резными раковинами из цветного камня, по которым стекает вода в полукруглые бассейны у подножия фонтанов;
- лестница, ведущая на галерею второго яруса со ступенями, ограждением из белого мрамора с позолотой; площадки белого мрамора с мозаичными вставками; стены вдоль лестничного марша отделаны панелями искусственного мрамора трех цветов, украшены карнизом с узором из бус и стрелочек, на уровне третьей площадки в западной стене имеется ниша со статуей;
- десюдепорты с барельефными изображениями в полукруглых рамах с позолоченными профилями;
- пол первого яруса - художественный цветной паркет геометрического рисунка - в северной части; наборный мраморный пол в южной части с мозаичным панно в центре (уменьшенная в два раза копия мозаичного пола древнеримских терм города Окрикулума, выполнили художники В.Е. Раев, Е.Г. Солнцев, С.Ф. Федоров, И.С. Шаповалов. Мозаика состоит из центрального круглого панно с изображением Медузы Горгоны и восьми секторов, расчлененных меандром. В них представлены композиции со сценами из античной мифологии - битва лапифов с кентаврами, а также игры морских божеств - тритонов и наяд с гиппокамфами);
- пол балконов и галереи - дубовый щитовой паркет простого геометрического рисунка;
- часы павлин (работы Дж. Кокса. Куплены князем Потемкиным в разобранном виде, собраны и "пущены в ход" И.П. Кулибиным. В 1792 году куплены Екатериной II вместе с Таврическим дворцом. В 1799 году по приказу Павла I перенесены в Эрмитаж) - их местоположение, архитектурно-художественное оформление, конструкция, механизм;
- люстры (6 больших, 13 средних и 6 малых) хрустальные с хрустальными подвесками в виде дубовых листьев, выполненные в середине XIX в;
- медные дверцы, решетки отопительной и вентиляционных систем; 8 выходов каналов системы отопления, 4 вентиляционных решетки и мраморные разделки в полу;
М-20-002
Западный кабинет
- свод цилиндрический с распалубками;
- декоративная отделка свода и распалубок, в том числе: деление свода на кессоны рамками простого профиля, размещение в кессонах и рамках лепного растительного орнамента, рельефов с изображениями крылатых женских фигур, панно с воинскими арматурами;
- карниз широкий профилированный с поясом дентикул;
- фриз широкий с лепным растительным орнаментом;
- отделка стен искусственным мрамором, лепными полукруглыми рельефами с фигурками путти;
- пилястры ионического ордера;
- пол - дубовый паркет простого геометрического рисунка;
- вентиляционные решетки;
М-20-004
Кабинет Кваренги в 1804 - 1807 годах по проектам архитектора Дж. Кваренги
- своды крестовый по центру помещения и цилиндрические по краям помещения;
- декоративная отделка сводов, в том числе: насыщенный лепной орнамент, в том числе панно с изображениями грифонов, светильников и фигур крылатых Слав с венками на позолоченном фоне;
- широкий профилированный карниз с позолоченными элементами;
- выступающий антаблемент, который несет своды с отделкой искусственным мрамором и профилированным профилем с позолотой;
- колонны (8 шт.) ионического ордера, канеллированные, облицованные желтым искусственным мрамором;
- декоративное оформление люнетов, тимпанов стен над дверьми, напротив окна, в том числе: лепные барельефы на позолоченом фоне работы итальянского мастера К. Альбани, олицетворяющие аллегории искусства, науки и поэзии;
- подоконники и откосы мраморные;
- пол - наборный паркет из трех пород дерева;
- люстра в шестигранном стеклянном плафоне;
- латунные вентиляционные заглушки и решетки;
М-20-005
М-20-007
М-20-016
Восточная
(Петровская) галерея
М-20-003
М-20-006
М-20-015
Западная
(Романовская) галерея
- объемно-пространственные характеристики галереи, состоящей из трех объемов, средний - выделен перегородками с прямоугольными дверными проемами без заполнений;
- перекрытие ложные купола и цилиндрические своды с люнетами;
- декоративная отделка потолка, в том числе: ложный купол; лепной декор в виде растительного орнамента; изображения портреты видных западноевропейских и русских художников, скульпторов, ученых и архитекторов - Тициана, Рубенса, Гиберти, Мартоса, Мурильо и др.; лепной декор, путти;
- декоративная отделка стен, в том числе: лопатки; рельефные панно с изображением женских фигур и декоративных вазонов, растительного орнамента;
- десюдепорты с лепными двуглавыми орлами и фигурами;
- карниз профилированный лепной;
- пол - наборный паркет простого геомтерического рисунка;
- подоконник серого мрамора;
М-20-008
- своды коробовые с распалубками над оконными и дверными проемами в остальной части плоское перекрытие;
- карниз широкий профилированный;
- декоративная отделка сводов и потолка, в том числе: кесонированное плоское перекрытие, розетки с лепным растительным орнаментом;
- декоративная отделка стен, в том числе: рельефные панно с изображением женских фигур и декоративных вазонов, растительного орнамента;
- стены оштукатурены и окрашены;
- широкий лепной фриз и карниз;
- подоконники мраморные;
- пол - дубовый паркет простого геометрического рисунка;
М-20-010
- свод циркульный с распалубками в северной части;
- стены оштукатурены и окрашены;
- пол - наборный паркет простого геометрического рисунка;
М-20-011
- перекрытие плоское;
- карниз профилированный;
- пол - дубовый паркет простого геометрического рисунка;
М-20-009;
М-20-012
- перекрытие плоское;
- карниз профилированный;
- фриз по периметру помещения с лепным растительным орнаментом;
- стены оштукатурены и окрашены;
- подоконники деревянные;
- пол - наборный цветной паркет простого геометрического рисунка;
М-20-013
- перекрытие плоское;
- сложный профилированный карниз с модульонами;
- стены оштукатурены и окрашены;
- подоконники деревянные;
- пол - наборный цветной паркет простого геометрического рисунка;
М-20-014
- перекрытие плоское;
- фриз по периметру помещения с лепным растительным орнаментом и сидящими фигурками путти;
- стены оштукатурены и окрашены;
- подоконники деревянные;
- камин белого мрамора, его местоположение, конструкция, характер отделки, в том числе: резной декор на фризе и уступах камина, надкаминное зеркало в раме простого профиля, установленного в портал с лопатками и широким лепным фризом; латунные дверцы;
- пол - наборный цветной паркет простого геометрического рисунка (закрыт ковролином);
М-20-015
Северный переход между Малым Эрмитажем и Большим Эрмитажем
- свод цилиндрический с распалубками над окнами;
- декоративная отделка свода и люнетов, в том числе: лепной растительный орнамент в профилированных рамах; живописные медальоны с изображением путти;
- отделка простенков между оконными и дверными проемами, подоконная часть филенки искусственного мрамора;
- лопатки между оконными проемами искусственного мрамора с профилированными капителями;
- отделка стены над дверными проемами, в том числе: профилированный карниз; лепной растительный орнамент; живописные медальоны с изображением путти;
- пол - дубовый паркет простого геометрического рисунка;
- подоконник белого мрамора;
- люстра;
М-20-017
Северный переход между Малым Эрмитажем и Зимним Дворцом
- перекрытие плоское, поперечными балками образованы три кессона;
- декоративная отделка потолка, в том числе: профилированные лепные тяги по периметру; профилированные филенки по балкам перекрытия;
- простенки между окнами и участки стен вокруг дверных проемов оштукатурены и окрашены;
- арочная ниша над восточным дверным проемом, отделка ниши лепным профилем по краю, лепным профилированным карнизом;
- подоконники из натурального камня;
- пол - дубовый паркет простого геометрического рисунка;
М-20-020
Южный переход между Малым Эрмитажем и Большим Эрмитажем
- потолок плоское перекрытие;
- декоративная отделка потолка в том числе: крупные кессоны с живописными вставками;
- поле стены над дверными проемами оштукатурено и окрашено;
- простенки между оконными проемами оформлены в виде пилястр, облицованы искусственным мрамором;
- наличники оконных проемов - профилированные;
- карниз широкий профилированный с живописным поясом по периметру помещения;
- оконные откосы искусственного мрамора;
- подоконники белого мрамора;
- наличники дверных проемов простого профиля;
- пол - дубовый паркет простого геометрического рисунка;
М-20-021
Южный переход между Малым Эрмитажем и Зимним Дворцом
- свод цилиндрический с распалубками, ложный полукупол;
- декоративная отделка потолка, в том числе: живопись, медальоны;
- стены оштукатурены и окрашены;
- подоконник белый мраморный;
- пол - дубовый паркет простого геометрического рисунка;
Антресоль второго этажа
М-21-001 - М-21-008
- объемно-пространственные характеристики помещений, в том числе: закругленные углы в пом. М-21-008;
- свод коробовый в торцах распалубки стрельчатой формы (М-21-003);
- полукруглая ниша (М-21-005);
- профилированный карниз (М-21-002, М-21-005, М-21-008);
- декоративное оформление потолков, в том числе: круглая розетка-цветок с листьями аканта (М-21-006); лавровые венки с лентами по углам потолка в пом. М-21-007;
- подоконники деревянные;
- пол - дубовый паркет простого геометрического рисунка;
- вентиляционные каналы, выходы воздуховодов с решетками (М-21-001, М-21-004); медная дверца с ручкой;
Помещения третьего этажа
М-30-001;
М-30-002;
М-30-003
- деревянная перегородка из филенчатых панелей с дверью (М-30-001, М-30-002);
- карниз тянутый профилированный; потолок - плоский;
- потолочная тяга (общая тяга для помещений М-30-001, М-30-002);
- медная дверца с ручкой вентиляционного канала (М-30-003);
- пол - дубовый паркет простого геометрического рисунка;
М-30-004;
М-30-007
- перекрытие - наклонное плоское;
- свод коробовый (М-30-007);
- тяга по периметру потолка и профилированным лепным карнизом (М-30-004);
- пол - дубовый паркет простого геометрического рисунка;
М-30-008
М-30-009
М-30-010
М-30-011
М-30-012
М-30-013
М-30-014
М-30-015
- перекрытие плоское;
- декоративная отделка потолка, в том числе лепная розетка в центре (М-30-012 - М-30-015);
- декоративная отделка стен, в том числе: фриз гладкий, профилированный лепной карниз (М-30-008, М-30-009, М-30-011);
- профилированный карниз (М-30-010, М-30-013, М-30-014);
- профилированный карниз (М-30-012, М-30-015) тянутый по углам с раскрепованными плоскими выступами;
- пол - дубовый паркет простого геометрического рисунка;
- шкафы красного дерева;

- колористическое решение интерьеров и декоративных элементов интерьеров здания Малого Эрмитажа, 1764 - 1775 гг., 1840 - 1844 гг., 1850 - 1858 гг.;

- инженерные коммуникации (вентиляционные системы, вентиляционные решетки, воздуховоды система отопления) здания Малого Эрмитажа, 1764 - 1775 гг., 1840 - 1844 гг., 1850 - 1858 гг. (с учетом ранее проведенных реставрационных работ).

Схема предмета охраны объекта культурного наследия
федерального значения "Малый Эрмитаж", 1764 - 1775 гг.,
1840 - 1844 гг., 1850 - 1858 гг. (г. Санкт-Петербург,
Дворцовая наб., 36, Миллионная ул., 37), входящего в состав
объекта культурного наследия федерального значения "Зимний
дворец и Эрмитаж", XVIII - XX вв.

ПЛАН ПОДВАЛА

ПЛАН 1-ГО ЭТАЖА

ПЛАН АНТРЕСОЛИ 1-ГО ЭТАЖА

ПЛАН 2-ГО ЭТАЖА

ПЛАН АНТРЕСОЛИ 2-ГО ЭТАЖА

ПЛАН 3-ГО ЭТАЖА