См. Документы Министерства культуры Российской Федерации

МИНИСТЕРСТВО КУЛЬТУРЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПРИКАЗ
от 5 апреля 2023 г. N 878

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПРЕДМЕТА
ОХРАНЫ ОБЪЕКТА КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗНАЧЕНИЯ
"ХРАМ ВО ИМЯ СВЯТИТЕЛЯ И ЧУДОТВОРЦА НИКОЛАЯ", 1577 ГОД
(ОСНОВАНИЕ), 1832 - 1834 ГОДЫ, ВХОДЯЩЕГО В СОСТАВ ОБЪЕКТА
КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗНАЧЕНИЯ "АНСАМБЛЬ
СОЛОВЕЦКОГО МОНАСТЫРЯ И ОТДЕЛЬНЫЕ СООРУЖЕНИЯ ОСТРОВОВ
СОЛОВЕЦКОГО АРХИПЕЛАГА, XVI ВЕК - ПЕРВАЯ ПОЛОВИНА XX ВЕКА"

Руководствуясь Федеральным законом от 25 июня 2002 г. N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" и подпунктом 5.3.6 Положения о Министерстве культуры Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 20 июля 2011 г. N 590, приказываю:

1. Утвердить прилагаемый предмет охраны объекта культурного наследия федерального значения "Храм во имя святителя и чудотворца Николая", 1577 год (основание), 1832 - 1834 годы, входящего в состав объекта культурного наследия федерального значения "Ансамбль Соловецкого монастыря и отдельные сооружения островов Соловецкого архипелага, XVI век - первая половина XX века".

2. Признать утратившим силу приказ Министерства культуры Российской Федерации от 22 июня 2018 г. N 977 "Об утверждении предмета охраны объекта культурного наследия федерального значения "Храм во имя святителя и чудотворца Николая", 1577 год (основание), 1832 - 1834 годы, входящего в состав объекта культурного наследия федерального значения "Ансамбль Соловецкого монастыря и отдельные сооружения островов Соловецкого архипелага, XVI век - первая половина XX века" (Архангельская область, Приморский район)".

3. Департаменту государственной охраны культурного наследия (Р.А. Рыбало) обеспечить внесение соответствующих сведений в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации и их опубликование.

4. Контроль за исполнением настоящего приказа оставляю за собой.

Первый заместитель Министра
С.Г.ОБРЫВАЛИН

Приложение
к приказу Министерства
культуры Российской Федерации
от 5 апреля 2023 г. N 878

ПРЕДМЕТ
ОХРАНЫ ОБЪЕКТА КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗНАЧЕНИЯ
"ХРАМ ВО ИМЯ СВЯТИТЕЛЯ И ЧУДОТВОРЦА НИКОЛАЯ", 1577 ГОД
(ОСНОВАНИЕ), 1832 - 1834 ГОДЫ, ВХОДЯЩЕГО В СОСТАВ ОБЪЕКТА
КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗНАЧЕНИЯ "АНСАМБЛЬ
СОЛОВЕЦКОГО МОНАСТЫРЯ И ОТДЕЛЬНЫЕ СООРУЖЕНИЯ ОСТРОВОВ
СОЛОВЕЦКОГО АРХИПЕЛАГА, XVI ВЕК - ПЕРВАЯ ПОЛОВИНА XX ВЕКА"

Градостроительные характеристики объекта:

- местоположение в комплексе центральной застройки ансамбля Соловецкого монастыря;

- композиционная значимость (роль) в структуре ансамбля монастыря на 1577 год, 1832 - 1834 годы;

- габариты и силуэт, на 1577 год, 1832 - 1834 годы;

- секторы и направления видовых раскрытий, визуальные связи памятника.

Архитектурные и конструктивные характеристики:

- объемно-пространственная композиция на 1577 год, 1832 - 1834 годы;

- историческая конфигурация завершения: конструкция, материал и характер покрытия;

- композиция и оформление фасадов 1577 год, 1832 - 1834 годы;

- виды отделки фасадной поверхности на 1832 - 1834 годы;

- колористическое решение на 1832 - 1834 годы;

- характер заполнения дверных проемов на 1832 - 1834 годы;

- пространственно-планировочная структура интерьеров на 1577 год, 1832 - 1834 годы в пределах капитальных стен; трехмерные характеристики на 1577 год, 1832 - 1834 годы; особенности планировочных связей помещений на 1832 - 1834 годы;

- материал, конструкции, техника исполнения конструктивных элементов на 1577 год, 1832 - 1834 годы;

- сохранившиеся исторические лестницы и их реставрационные замены, исторический характер сообщения между уровнями сооружения;

- композиция и архитектурное решение интерьеров на 1577 год, 1832 - 1834 годы;

- четырехъярусный иконостас в формах XIX в.: его местоположение; тип (каркасный); материал конструкций (дерево), габариты; композиция (симметричная, сужающаяся кверху, с царскими вратами по центральной оси), декоративно-художественное оформление (резной накладной орнамент, колонны с капителями и базами, картуши, рамки, кронштейны, карниз навершия, лики серафимов с крыльями, остроконечные навершия по краям; резная скульптурная группа в завершении - Распятие с предстоящими; резное сияние над царскими вратами; царские врата с резными створками с клеймами), характер обработки (резьба, золочение, роспись (Распятие с предстоящими)) и колористическое решение.